![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Политическое сознание и политическое бытие | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Экологические императивы устойчивого развития России. СПб., 1996. («Россия накануне XXI века; вып. 5). Юсупов Р. М. Информационная безопасность основа национальной безопасности // Вооружение, политика, конверсия. 1997. P3,4. Юсупов Р. М.г Заболотский В. П., Иванов В. П. Человек в информационном пространстве// Проблемы информатизации. 1996. Вып. 4. Глава 12 Этнополитические процессы как объект социальной безопасности Любое государство, особенно многонациональное, стоит перед необходимостью решения многообразных политических и национальных (этнических) проблем. Эти компоненты общественного развития тесно связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии. Этнические проблемы нередко выступают фактором, который оказывает определяющее воздействие на политические процессы (распределение власти, властных полномочий, их легитимизация, характер государственного устройства, политический режим, институты политической системы). Национальное сознание, сумма представлений, в комплексе образующие то, что называется «национальной идеей», также влияют на политическую сферу (политическое сознание, политическую психологию, политическую культуру, нормы, регламентирующие политическое поведение или политическое участие граждан, специфические формы их мобилизации, рекрутирования для поддержки той или иной политики)
Носителями таких субкультур являются напрмер индейцы и отчасти негры в США. е) Молодежная политическая. Ее основными носителями является учащаяся молодежь. Данной субкультуре присуще: эмоциональное восприятие полит. жизни об-ва; противоречивое разнообразие полит. интересов и поведения. Вопрос 47. Политическое сознание: уровни, культура, функции Между целями политической системы и действиями граждан есть промежуточная инстанция, которая включена в систему политической деятельности, предшествует ей и опосредует ее. Такой инстанцией является политическое сознание. Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, классами, общностями). Оно выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок. Все политические партии и движения, организации и объединения стремятся воздействовать на политическое поведение граждан, обращаясь к их сознанию, формируя их мнения, установки, потребности и ценности. Таким образом, можно сделать вывод, что если общественное сознание рассматривается как отражение общественного бытия, политическое сознание выступает как отражение политического бытия, т. е. формируется под воздействием всей системы политической жизни, практики, политических отношений.
Абсолютизация классовой сущности и недооценка общесоциального значения власти и политики. Парето, Дж. Томсон, Е. Вятр и другие социальные философы Запада о власти. Работы В.Г. Афанасьева, Ф.М. Бурлацкого, Г.Х. Шахназарова и других российских социальных философов и политологов по проблемам политики и власти. Политика и власть в религиозных течениях. Общество как самоуправляющаяся система. Организация как основной элемент политико-управленческой сферы. Структура и функции организации, основные фазисы ее зарождения, развития, ухода с исторической арены. А.И. Пригожин об организации. Типы социального управления. Управление и власть. Структура власти: субъект власти, объект власти, отношения властвования как общественные отношения между субъектом и объектом власти. Средства властвования. Власть как всеобщая форма развития и функционирования общества. Политика, политическая жизнь. Элементы политической жизни: политический субъект, политическое сознание, политическая деятельность, политическое отношение. Многогранность материальной и социальной жизни как основа многогранности политической жизни
Недостатком этого подхода является анализ только психологических аспектов политической социализации. В противовес теориям политического бихевиоризма в конце 50-х - начале 60-х гг. получили распространение идеи когнитивизма, рассматривающие политическую социализацию личности, исходя из первичности внутриличностных структур и процессов личностного познания. Важным достижением представителей этой школы является выделение возрастных особенностей каждого из этапов становления политического сознания и вытекающий из этого вывод о неравномерности его развития. В ходе становления личности происходит изменение характера мышления от конкретного эгоцентрического и персонализированного к абстрактному, обобщенному и формальнологическому постижению политических отношений. По мере созревания интеллекта растет критичность и независимость политических взглядов. Современные исследования когнитивистов показывают, что становление политического сознания может быть ускорено или замедленно. В отличие от когнитивистов, которые изучают преимущественно познавательные структуры политического сознания, представители концепции «гуманистической психологии» сосредотачиваются на его мотивационных структурах: политических потребностях, ценностях, чувствах.
Во-вторых, как экономический субъект со стороны своей экономической заинтересованности, экономического интереса в материально-производственной деятельности. Качество экономического субъекта охватывает под определенным углом зрения все общество. В социальной сфере общественный субъект раскрывается со стороны своей принадлежности к различным социальным общностям. Он включен как в макросоциальную систему, будучи членом класса, нации, так и в микросоциальную систему, будучи членом семейной общности, общины, коллектива и т.п. Естественно, в этой сфере общественный субъект выступает и носителем определенного социального интереса. Многообразие качеств, вытекающих из включенности человека в социальную сферу, характеризует его как социального субъекта. В политической сфере человек раскрывается в своей взаимосвязи с политическими институтами и выступает как субъект политической воли, политического сознания, политической деятельности, носитель политических отношений. Иначе говоря, здесь он предстает как политический субъект
Семинар 9. Тема. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 1.Политическое поведение 1.1. Понятие политического поведения и его активностьи 1.2. Политическое лидерство как специфический тип политического поведения 1.3. Функции политического лидерства и его типология 1.4. Массовое политическое поведение 1.5. Мотивация политического поведения 2. Политическая социализация 3. Политическая культура 3.1. Политическая психология 3.2. Политическое сознание Политическое поведение 1.1. Понятие политического поведения и его активности Личностный фактор политического процесса является одним из наиболее сложных для научного анализа и, одновременно, значимых для развития политической системы. Интерес к проблеме личности в политике многократно усиливается в переломные периоды истории общества, когда его институциональная структура претерпевает ломку, а многие факты и тенденции общественной жизни не могут быть объяснены сложившимися ранее структурными и институциональными взаимозависимостями.
Остаётся неясным, почему «народовластие», «свобода», «справедливость» - это хорошо. Названные ценности просто постулируются, потому что «так принято» у коммунистов, либералов или «социал-демократов». Известно, что политические партии тогда достигают своих целей, если они выражают интересы, чаяния, надежды различных социальных слоёв и групп. Сегодня очевидно, что на успех может рассчитывать только та партия, которая сумеет предложить программу реальных преобразований, отвечающих общественным потребностям и ожиданиям граждан. Поэтому очень важно, как соотносятся программные ценности политических партий с ценностными предпочтениями различных групп общества. Политические партии- форма выражения демократии. Конечно, рядовой человек в отдельности может быть субъектом политики при таких условиях, как наличие политических знаний и политического сознания, политических интересов, политической психологии и всё то, что должно создавать у человека научное представление о государственной власти и путях влияния на неё. Но политические действия отдельной личности мало результативны. Поэтому люди объединяются в соответствующие организации, в частности в партии. Все общественные объединения равноправны.
Политика определяет содержание политической системы — обмен деятельностью между субъектами по поводу власти и управления. Структурные элементы политики — политическое сознание, политические отношения, политическая деятельность, политические институты — создают основу для структурирования политической системы. В понятии "политическая система" аккумулируется сущностное понимание политики. Однако реальный процесс функционирования политической системы включает в себя как сущностный уровень политики, так и его проявления. Политика как разноуровневое бытие, таким образом, трансформируется в политическую жизнь — очередную ступень ее конкретизации. Политическая жизнь олицетворяет все многообразие политического бытия. Содержательное обогащение политики требует ее сведения к общему знаменателю — политической культуре, которая "очищает" политику от деятельностных, нормативных, гносеологических, институциональных форм бытия, акцентируя внимание на человеке как главном действующем лице общественно-политических процессов. Восхождение от политики к политической культуре означает преодоление "раздвоенности" человека, когда в одном случае он является целью, в другом — средством для достижения поставленной цели.
Категории сравнения могут быть найдены в наработках политической социализации и образования, политической философии и политэкономии, политической психологии и этики, политической географии, демографии и политэкологии, политической кибернетики и даже политической астрологии. Сложности нарастают при сравнении политического сознания, политических систем и инструментов, политических элит и политического лидерства различных цивилизационно-культурных объектов, например. Востока и Запада. С подобными трудностями столкнулся М. Вебер, который попытался использовать китайский материал в своих исследованиях. Сравнение политических традиций требует переноса акцента на несколько иное определение политической культуры – как усвоения наличного политического опыта, который задан историей, что требует сопоставимого уровня изученности цивилизационно-культурных объектов (объективно) и адекватного научного выбора методик со стороны исследователя-политолога (субъективно). В этом смысле презумпцией будет отказ от евроцентризма, живучесть которого кроме субъективных предпочтений может быть детерминирована языком политологии.
Все 3 уровня делятся на 2 структуры: теневая и легальная. Они существуют параллельно. Мегауровень включает в себя руководителей, правящих, т.е. он содержит субъекты политических отношений – носителей власти (правящая партия, политическая элиита). Гос-во находится и в мезоуровне. Сюда относятся периферийные органы гос. вл., например, выборные органы самоуправл., назначаемые органы самоуправления на местах, партийные аппараты каких-либо партий (только организаторы), школы, профсоюзы, армии. Политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимодействие граждан и государства. Компонентами политической системы являются: Совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения). Политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы. Политические нормы и традиции. Политическое сознание. Политическая деятельность.
К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, филателистов, туристов и др. Политический оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций. Политическая культура, её составные элементы. Политическая культура - исторически сложившиеся устойчивые политические представления, убеждения, ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения людей, стили деятельности политических институтов. Сущность. - степень знания и использования гражданами гражданских прав; - степень понимания и осуществления массами политики государства; - степень включенности граждан в политическую жизнь общества; - степень развитости политических институтов и участие масс в них; - наличие демократических основ реализации политики государства; - формы и методы функционирования политических институтов; - накопленный социально-политический опыт, существующие политические традиции и обычаи; - стиль и методы общения субъектов политики в политическом процессе; - обоснованность подготовки и деловитость осуществления политических решений. Структура. Культура политического сознания: - политические установки; - политические представления и убеждения; - политические традиции, обычаи, нормы.
Пока в обществе нет многообразных интересов, оно в политике не нуждается. Достижение баланса различных интересов в обществе обуславливает необходимость политики. Какова же природа политики? Существуют разные подходы к определению природы политики. В зарубежной политологии одни признают естественную природу, другие естественную и социальную; Первоначально политика функционирует на уровне элементарных отношений, т.е сама природа предполагает искусство жить вместе (это коммуникативный уровень). Общественная природа политики связана сообразованием государства и правовым оформлением политики. Политика приобретает зрелые черты и уже функционирует на нескольких уровнях: а) институциональном- в деятельности государства, партий и других политических субъектов; б) функциональном- обслуживает определенные политические режимы, обеспечивает функционирование политических систем; в) идеологическом- формирует политическое сознание, политическую культуру; г) регулятивном- подчиняет жизнедеятельность людей политическим и правовым нормам; д) коммуникативном (на качественно новом уровне) – создает условия для формирования политических отношений, обеспечивает объединение людей на основе всеобщего интереса.
Институциональная подсистема — это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации предпринимателей, творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой информации. Нормативная подсистема включает в себя нормы правд, политические традиции, политическую мораль, политическую этику. Функциональная подсистема — это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим). Коммуникативную подсистему представляют: политическая культура, политическое сознание (политическая идеология и политическая психология), политические отношения. 3. Типы политических системОсновное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек (“диктатор”), законодательное собрание, комитет, хунта или партия.
Необходимо принимать во внимание, что эти характерные черты не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, предполагает обращение к механизмам власти. В богатое и многообразное содержание мира политики входят: 1. Наука в такой мере, в какой политика слита со знаниями. 2. Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов; Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов; Участие в делах государства, влияние на власть различных сил, групп давления; 3. Регулирование и согласование интересов, обеспечивающее целостность общества; 4. Отношение социальных субъектов по поводу государственной власти, само взаимодействие субъектов и объектов политики. Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов. К элементам политики принято относить: субъектов политики, политическое сознание, политическую культуру и организацию, политическую власть, политические отношения.
Среди качеств, которые не правятся электорату (отрицательные качества лидера): жажда власти, слабость, предубежденность, безрассудность, сверхполитизированность, аморальность, эгоизм. Политический лидер должав вытягивать свои положительные качества я скрывать свои отрицательные качества, а по отношению к своему противнику вести наоборот, т.е. принижать положительные качества, своего противника и представлять его отрицательные качества в гипертрофированном виде. Среди факторов электоральной предпочтительности нужно назвать следующее: идеологические предпочтения, партийная принадлежность, политика как специфическая форма бизнеса, религиозный фактор, этнический фактор, программа политического лидера, внешний вид лидера, манера поведения лидера, фактор состязательности, фактор протеста, национальное сознание, национальный менталитет, политический миф, политическое сознание, политические традиции и др. 5. Технологи организации и финансирования избирательных компаний В демократических западных государствах (и не только у них), предвыборная кампания - сложный и длительный процесс.
Экономика первична по отношению к политике, но и политика способна оказывать влияние на экономику, на решение ее задач, т.к. она есть концентрированное выражение экономики. Политическое сознание выполняет интегрирующую роль, оно пронизывает все другие формы общественного сознания. Конечно, эта роль очень сложна, так как и политическое сознание может испытывать воздействие со стороны, например, религии, права или науки, но ведущее влияние сохраняется за политическим сознанием. Политическое сознание является необходимым элементом функционирования и развития политической системы в целом. Политическое сознание призвано выполнять в обществе прогностическую функцию, оценочную, регулятивную и познавательную. Выделяются уровни политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический. Обыденно-теоретическое политическое сознание возникает стихийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта. Здесь взаимосвязано эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, настроение и стереотипы. Это сознание нестабильно, ибо зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющегося опыта.
Между тем, право цивилизованных государств состоит не только в том, чтобы «разрешать все, что не запрещено», но и в том, чтобы создавать условия для консолидации граждан, побуждать граждан к осознанию возможностей влиять на решения власти. Стремление к консолидации должно закладывается в системе школьного и высшего образования будущих граждан и закрепляется в деятельности гражданского общества23. Его роль состоит в стабилизации управления государством, в подготовке и воспитании политического сознания, политической культуры, гражданской ответственности и, наконец, в стимулировании модернизации управления доказана теоретически24и подкреплена практическими результатами. Гражданское общество, как и система образования, нуждается не только в декларативном признании своих прав, но и в материальной поддержке наравне с другими структурными компонентами власти, как то: защита от внешней агрессии или поддержание правопорядка. Однако до тех пор, пока принцип обратной связи не будет признан источником конституционного права, его инструмент – гражданское общество - не будет занимать надлежащего места в управлении государством.
В свою очередь гражданское самовосприятие побуждает (мобилизует) людей к переходу от пассивного осознания социальной действительности к конкретному участию в общественно-политической жизни. В этом плане политическое сознание посредством своей мобилизующей функции побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально-политических интересов, к объединению со своими единомышленниками в политические партии, общественные организации и др. 2.3 Уровни политического сознания Политическое сознание существует на различных уровнях и в различных формах. Прежде всего следует выделить специализированное и массовое политическое сознание. Специализированное сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Первоначально оно является достоянием немногих. Его носители - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения. Они фиксируют необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию массового сознания в соответствующем направлении.
![]() | 978 63 62 |