![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Политическая специфика избирателей и современных выборов | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Третья группа политически индифферентные избиратели (4045P%). Чтобы они пришли на выборы, их надо либо «напугать», либо увлечь яркой приманкой, под которой подразумеваются прежде всего механизмы массовой культуры. Именно на эту группу эффективно действуют скандалы, сплетни, имидж «гонимого властями» [35]. Типы социального сообщества. Как известно, каждому типу коммуникации соответствует определенный тип социального сообщества: традиционной коммуникации «из уст в уста» толпа; современной коммуникации, берущей свое начало с газеты,P публика. С этих позиций общественность подразделяется на толпу, публику и неформальные группы. Аудитория средств массовой информации. Весьма специфическую, но довольно многочисленную часть общественности составляет аудитория средств массовой информации публика. Она складывается из телезрителей, радиослушателей и читателей прессы. Но эта аудитория не механическая сумма индивидов, ее можно определить как устойчивую совокупность людей, возникающую на основе общности их информационных потребностей, интересов (вытекающих из социальной принадлежности), а также форм информационных каналов удовлетворения этих потребностей
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра педагогики и психологии Реферат Тема: “Политическое самоопределение России: проблемы выбора” Выполнил: студент И-V-8 Кухарь А.А. Принял: Болдашева Н.Г. Кинель 2003 г. "Самоопределение". Насколько правомерно употребление этого понятия, обычно используемого при описании национально-государственных проблем, для характеристики политической ситуации в современной России? Существуют разные подходы к исследованию политического развития российского общества. На одном конце широкого спектра применяемых методов — самое общее, абстрактно-теоретическое, можно сказать, историософское видение отечественной истории, оценки исторических судеб страны, базирующиеся на осмыслении ее геополитического положения, специфики политической культуры, особенностей менталитета народа и элиты, а также той роли, которую она призвана сыграть в развитии человеческой цивилизации. На другом — ситуационный политический анализ, преследующий сиюминутные цели, в частности, в нынешний период — просчет возможных результатов предстоящих парламентских, а затем и президентских выборов.
Подобные культурные вопросы ставят нас перед выбором: да или нет, все или ничего. И, наконец, пятый фактор это повсеместность конфликта. Человеку свойственно ненавидеть. Для самоопределения и мотивации людям нужны враги: конкуренты в [c.193] бизнесе, соперники в достижениях, оппоненты в политике. Естественно, люди не доверяют тем, кто отличается от них и имеет возможность причинить им вред, и видят в них угрозу. Разрешение одного конфликта и исчезновение одного врага порождает личные, общественные и политические силы, которые дают толчок к новым конфликтам. Тенденция «мы» против «них»,P как сказал Али Мазруи,P почти повсеместна на политической арене . В современном мире ими все чаще и чаще становятся люди из других цивилизаций. С окончанием холодной войны конфликт не завершился, а вызвал к жизни новые идентичности, имеющие корни в культуре, и новые модели конфликтов между группами из различных культур, которые на самом широком уровне называются цивилизациями. В то же самое время общая культура стимулирует сотрудничество между государствами и группами, которые к этой культуре принадлежат, что можно видеть в возникающих моделях региональных союзов между странами, в первую очередь экономических
Исходя из этого, была предложена модель расчета активности голосования. Все избиратели делились на три категории: а) те, кто постоянно принимает участие в голосовании; б) те, кто постоянно игнорирует выборы; в) те, кто занимает промежуточную позицию. Предполагалось, что группа “в” является полем давления на нее со стороны групп “а” и “б”, а сила этого давления пропорциональна силе (ресурсам) и численности каждой из групп. Такой подход давал хорошие результаты прогноза количества принимающих участие в голосовании. Выборы 1995 года позволили сделать ряд выводов, об электоральном поведении граждан нашего общества. Большинство тех, кто пришел к избирательным урнам во время первых выборов в Государственную Думу не ассоциировали себя с какой-то партией. Голосовали избиратели не столько за политические программы, сколько за конкретных лиц, причем выбор они сделали в последнюю минуту на участке. 45% российских избирателей за неделю до выборов не знали, кому отдадут свои голоса, каждый второй сделал свой выбор либо непосредственно в день голосования, либо за пару дней до того. 41% из них в течение месяца между двумя опросами изменили своим привязанностям и голосовали вовсе не за ту партию, за которую собирались месяцем раньше. 3.3 Политическое манипулирование. Особенность современных российских избирательных компаний состоит в том, что в последние годы получили развитие информационные и имиджмейкерские технологии, направленные на манипулирование массовыми настроениями и действиями, превращение электората в объект манипулятивного воздействия.
Я понимал, что русские с их неисчерпаемыми людскими резервами, продвигаясь, шаг за шагом, в конце концов, раздавят нас»{111}. Впрочем, тут же, на процессе, как и позднее, в сталинградской главе «Потерянных побед», фельдмаршал сказал, что, по его убеждению, у Германии тогда еще была реальная возможность закончить войну на фронтах вничью, тем самым, создав предпосылку и для политического ничейного исхода. Проведенные им военные операции, по его словам, объективно предоставляли такую возможность, и лишь после того, как Гитлер ее не использовал, поражение Германии стало неизбежным. Подобная точка зрения убедительно свидетельствует о том, что Манштейн переоценивает так называемую «чистую» стратегию, которую на самом деле нельзя рассматривать в отрыве от прочих факторов, определяющих в своей совокупности исход современной войны. Нечего и говорить, что он при этом совершенно сбрасывает со счета всю психологическую и политическую специфику, связанную с личностью Гитлера. И неудивительно для фельдмаршала война была своего рода шахматной партией, где успех зависит исключительно только от виртуозной игры маэстро
Социальная установка объясняет почему люди в определенных ситуациях поступают тем или иным образом, почему они выбирают конкретный мотив. Это понятие объясняет особое состояние личности, предшествующее ее реальному поведению. Социальная установка возникает в результате активного освоения личностью всей системы социальных связей. В отличие от кратковременных эмоциональных реакций, социальная установка достаточно долго сохраняется. Понятие социальной установки широко используется при изучении общественного сознания и политического поведения избирателей в ходе выборов (выяснение устойчивости социальных установок избирателей, механизмов влияния средств массовой информации на изменение социальных установок избирателей). Что же представляет собой социальная установка? В современной социальной психологии есть два определения этого явления: устойчивая предрасположенность, готовность индивида или группы к действию, ориентированному на социально значимый объект; психологическое переживание индивидом ценности, значения социального объекта, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее влияние на поведение.
Политические науки” и др. 3а последние годы российскими политологами подготовлено и опубликовано большое количество политологических исследований и учебной литературы. Целесообразно обратить внимание на исследования и учебные пособия Г.А. Белова, К.С. Гаджиева, А.В. Дмитриева, В.И. Жукова, В.Н. Иванова, М.В. Ильина, В.И. Коваленко, В.С. Комаровского, Б.И. Краснова, М.Н.Марченко, В.С. Нерсесянца. А.С. Панарина, В.С. Пусько, В.П. Пугачева, Г.Ю. Семигина, А.И. Соловьёва, В.Ф. Халипова и др. Существенную помощь при изучении политических наук оказывают российские политологические словари и энциклопедии . Рубежи второго и третьего тысячелетий стали плодотворными для развития политической науки в России: опубликованы десятки учебников, осуществлены переводы основных работ зарубежных политологов, вышли в свет интересные работы по истории политических учений, конкретным проблемам политики, систематически проводятся опросы общественного мнения анализируется их влияние на общественную жизнь. В современной российской политологии важное место стали занимать проблемы теории политики, политического управления, политической культуры и традиции, политические технологии, опросы общественного мнения, как способа политического воздействия на избирателей, а также этика политического успеха, выигрыша на выборах.
Сторонники так называемого «поведенческого подхода к политике , соединяющего психологические и политические знания, предложили выявить специфику политического поведения индивида, социальных групп, движений эмпирическим путем, количественными методами, совмещая в анализе приемы эмпирической социологии и социальной психологии. Сторонники бихевиоризма исследовали зависимость политического поведения от политических потребностей, чувств, влечений. В качестве основных факторов, стимулирующих политическое поведение, обычно называют политико-экономическую систему общества, социальную структуру общества, национальные отношения, политическую культуру, формальные и неформальные общности и т.д. Ответами на воздействие этих стимулов служат политические контакты и дискуссии, голосование и выборы, мнения о политике и участие в других формах, актах политической деятельности. В современной политологической литературе выдвигаются концепции, придающие большое значение политическим ценностям, культурным аспектам социальной действительности и необходимости их учета.
В современных теориях циркулирует не один десяток определений политической рекламы. Наиболее совершенным на сегодня нам представляется определение, предлагаемое А. Дейяном: «Реклама – это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки, фирмы, какого-либо предприятия, кандидата, правительства»1 Данная работа представляет собой анализ теоретического и практического материала касательно телевизионной политической рекламы, её механизмов и влияния на формирование выбора избирателя. Перед нами стоит цель выявить, насколько эффективна телевизионная политическая реклама, какие ее особенности более всего выражены, и, самое главное, как заставить рекламу работать по-настоящему и объективно формировать мнение избирателей. В современном обществе тема формирования общественного мнения под воздействием политической рекламы очень актуальна, так как реклама является источником политических знаний избирателей, и от того, насколько она будет правдива, объективна и эффективна зависит будущее нашего государства. 1. Снижение эффективности телевизионной политической рекламы и доверия общества к ней Телевизионная политическая реклама - для нашей страны явление новое, Сегодня уже можно подвести некоторые итоги почти десятилетней истории ее становления в России.
В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе. Все многообразие партийных ориентаций образованно комбинированием означенных идеологических элементов. ЛИТЕРАТУРА Смолин Н.О. Политический процесс в современной России. — М., 2004. Дюверже М. Политические партии. — М., 2000 Паппи Ф.У. Политическое поведение: мыслящие избиратели и многопартийные системы // Политическая наука новые направления / Под. ред. Р.Гудина и Х.-Д. Клингеманна. — М., 1999. Джанда К. Сравнение политических партий: исследования и теория Современная сравнительная политология. Хрестоматия / Сост. Голосов Г.В. М., 1997. Романов Р.М. Российский парламентаризм: генезис и организационное оформление // Полис. 1998. № 5. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. — М., 1998. Журавлева Л.К. Политические партии и партийные системы // Социально-полит. Журнал. 1996. №3. Политическая история России в партиях и лицах. — М., 1993. Заславский С.Е. Интересы и ценности: два лика российской многопартийности // Вестник МГУ. Сер. 12. 1993. №3. Лапаева В.В. Становление российской многопартийности Социс. 1996. №8 Кулик А. Партийная демократия: политические партии в формировании открытого общества на Западе и в России. — М., 1997. Пушкарева Т. Партии и партийные системы: концепции М.
Парламентский контроль опирается как на собственные права, судебные инстанции, так и непосредственно на мнение избирателей. . интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли. Плюрализм современного общества имеет свои границы. Чтобы не привести к анархии, хаосу и острым разрушительным конфликтам, он нуждается в государственном регулировании, отражающем общие ценности и интересы граждан. С помощью выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров, формируется доминирующая в государстве политическая воля. . легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т.п. Участие граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, политического режима, правил формирования органов власти, независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам, правительству и правящим партиям. . расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами.
Центральной задачей американской политологии традиционно остается разработка проблем политической власти. При этом выделяют два уровня исследования: 1) анализ конституционных основ и принципов политической власти (конгресс, система президентства и административно-управленческого аппарата и т. п.); 2) анализ политической власти и политического поведения (механизм функционирования общественного мнения, поведения избирателей, деятельность политических партий). В последнее время в американской политологии бурное развитие получили новые направления — это теории политического управления, международной политики, политической модернизации, сравнительной политологии. Американская школа политологии оказала существенное влияние на политическую науку в Англии. В современном виде английская политология представляет собой новую отрасль гуманитарного знания, в которой все больше усиливается экономическая, социологическая, социально-психологическая направленность политических исследований. При этом особое внимание уделяется анализу английской политической системы, института выборов, механизма политического давления на правительство и парламент со стороны различных формальных и неформальных групп, психологии политического поведения избирателей и др.
Как следствие - перемещение внимания и интересов социальных групп и политиков из действительности в сферу «говорения», где трансляторами являются средства массовой коммуникации. В современной ситуации язык - речь политика является чуть ли не основным элементом политической деятельности, который, по сути, и представляет собой символ. Чем более образна речь, чем дальше она от нормы, тем интереснее политическая фигура, тем больше у нее шансов стать сакральной (происходит героизация политика). Еще одной формой существования мифа в политическом пространстве, позволяющим его маркировать, являются лозунги. «Удобные в применении» лозунги позволяют формировать общественное мнение и облегчают задачу, как для их создателей, так и для их потребителей. Чаще всего это несколько слов, в которых понятно и доступно изложена цель или задача. Большей частью политические лозунги обещают пусть что-то и не очень определенное, но обещаемое в будущем, и это должно быть всегда лучшее, чем есть сейчас. «Земля - крестьянам! Фабрики - рабочим!», «Коммунизм - светлое будущее всего человечества», «Каждой семье к 2000 г. по отдельной квартире» и т.д. Обращаясь к современным выборам, стоит констатировать, что лозунги остаются эффективным инструментом, нацеленным на мобилизацию избирателей, но они часто формулируются даже не для обещания чего-то привлекательного в будущем (за это в будущем можно и спросить), а для лобовой констатации своих «преимуществ»: «Наша сила в правде!» (Российская партия жизни); «Мы восстановим справедливость вместе!» (Патриоты России); «Наш выбор - великая Россия!» (ЛДПР) и тюд.
Вакантные места членов Палаты депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, замещаются кандидатами той же партии, которые остались на первых местах в соответствующих региональных списках. Применяемая избирательная система и количество избирательных округов могут быть различными для каждых выборов. Федеральная избирательная комиссия на основе анализа служебных записок и проектов, подготовленных соответствующими органами, а также учитывая количество политических партий, предполагающих участвовать в выборах, оценку поведения избирателей на выборах и имеющиеся мнения о применении избирательной системы, принимает решение о выборе избирательной системы, которая будет применяться на данных выборах. Несомненный интерес представляет смешанная избирательная система, применявшаяся на муниципальных выборах во Франции. Суть ее состоит в следующем: голосование ведется строго по партийным спискам, но распределение мандатов осуществляется последовательно по мажоритарной и пропорциональной системе. Как это происходит? Вся территория муниципалитета представляет собой единый многомандатный округ. Политические партии выставляют списки кандидатов (каждый список включает столько кандидатов, сколько депутатов избирается в муниципальный совет).
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ. КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ 1996 ГОДА Конституционный процесс в Украине в конце 80-х - первой половине 90-х годов В жизни обществ и государств конституции играют особую роль. Конституция является высшим правовым актом — Основным Законом, законом над законами, фундаментом развития социальных и политических отношений, гарантией обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Уже в конце 80-х годов, в ходе осуществления политики «горбачевской перестройки» стало очевидно, что Конституция СССР не отвечает перспективе демократического развития общества. Уже в тот период в нее были внесены отдельные изменения, касавшиеся отмены ст. 6, устанавливавшей монопольную власть Коммунистической партии, разрешения выдвигать кандидатов в депутаты на собраниях избирателей, проведения выборов на альтернативной основе. Эти изменения имели большое значение для демократизации украинского общества и впервые в истории позволили избрать в состав высшего законодательного органа страны представителей различных политических сил. 16 июля 1990 г. Верховная Рада приняла Декларацию о государственном суверенитете Украины, которая должна была стать фундаментом новой Конституции.
Государственные органы иорганы местного самоуправления обязаны оказывать содействиекандидатам в депутаты и избирательным объединениям в организациии проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутатыи их доверенных лиц с избирателями Предвыборные встречи, митинги, агитации проводятся впорядке, установленном действующим законодательством Средства массовой информации, одним из учредителей которыхвыступают государственные органы, организации, учреждения, органыместного самоуправления, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет государственныхсредств или средств органов местного самоуправления, обязаныобеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всехкандидатов в депутаты Государственной Думы Кандидат в депутаты имеет право на одно выступление погосударственному телевидению и одно по государственному радио.Политические партии, участвующие в выборах, кандидаты в депутатывправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иныеагитационные материалы.
Так, по мнению многих наблюдателей, важную роль с точки зрения результатов президентских выборов в США в 1980 г. сыграл "негативный фактор", то есть желание избавиться от Дж. Картера. Согласно опросу общественного мнения, проведенному службой Янкеловича незадолго до выборов, 43% избирателей заявили, что, отдавая свои голоса за Рейгана, они фактически голосуют не за Рейгана, а против Картера. В 80-х гг. этот феномен особенно отчетливо проявился в европейских странах, где правящие партии вынуждены были уступить место у власти оппозиционным партиям зачастую не в силу изменения партийно-политических предпочтений избирателей, а в результате негативного отношения к партиям, стоящим у кормила власти. При всем том значение этих тенденций не следует преувеличивать. Анализ реального положения вещей показывает, что политические партии пока что сохраняют важное значение в качестве главных инструментов реализации политических функций, особенно в качестве центрального элемента избирательного процесса. Хотя их власть и влияние и уменьшились, было бы преждевременно делать вывод о драматическом развале партий, поскольку отток от них избирателей выступает пока как наметившаяся тенденция.
Гоулда, включает в себя решение, по крайней мере, четырёх задач: 1. Сбор информации, поступающей из двух источников: обследования общественного мнения и изучения соперников. 2. Оценка имеющейся информации, в первую очередь путём выявления сильных и слабых сторон всех участников борьбы. 3. Непосредственная разработка стратегии: определение адресных групп, проблем, целей, политической стратегии и основных лозунгов. Планирование, т.е. переведение всего вышеперечисленного в законченный план всей кампании. Определение содержания кампании, выбор её основных направлений. Изучив особенности “избирательные конъюнктуры”, наметив основные цели и приоритетные “мишени” кампании, следует переходить к определению содержания кампании и её основных направлений. Обычно предусматривается ведение кампании по нескольким стратегическим направлениям (осям). 1. “Ось“, связанная с “политическим темпераментом” избирателей. Преследуемая цель: создать или усилить чувство схожести политических темпераментов. 2. “Ось“, связанная с экономическими, социальными ожиданиями избирателей.
![]() | 978 63 62 |