![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Политические режимы. Основные принципы и установки демократии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
А стремлением к богатству теперь охвачены все. Времена, когда умеренность и даже аскетизм в быту считались признаком мужественности, давно миновали. Теперь дань восхищения афиняне платят роскоши богачей. Государственное устройство Афин Следующие несколько страниц, по контрасту, покажутся скучными и выпадающими из общего стиля изложения. Тем не менее, мне кажется целесообразным сохранить их в таком виде и вот по какой причине. Дальнейшие события будут разворачиваться в Народном собрании, Совете пятисот, гелиее и ареопаге, важную роль в них будут играть архонты и особенно стратеги. Имеет смысл в одном месте собрать краткие описания состава и полномочий этих органов и функционеров Афинского государства. Хотя бы для того, чтобы читатель легко мог восстановить в памяти соответствующую информацию, если ему это потребуется. Как и полагается для справки, изложение материала здесь максимально сжато и разделено по объектам информации. Основными принципами Афинской демократии были: «исономия» равенство гражданских прав и «исегория» равенство политических прав
Социал-реформисты понимали демократию как определенную форму компромисса, соглашения разнородных социальных сил, не отрицая при этом, что цели общества изменяются по мере изменения условий жизни личности. Каждая из рассмотренных моделей демократии имеет свои достоинства и недостатки. Как политический режим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности и т. д. Обращая внимание на сложность подобных процедур, У. Черчилль заметил: «Демократия - самая плохая форма правления, если не считать все остальные, которые время от времени подвергаются проверке». Современные демократии, а они существуют примерно в тридцати пяти странах, обладают рядом общих черт и структурных атрибутов. Характерные черты демократического политического режима: - Реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. - Избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. - Высокая степень развитости гражданского общества; оно контролирует государство, всю политическую систему. - В деятельности государственной власти исключены неполитические методы (физический террор), преобладают методы компромисса.
В этом смысле любое экстраординарное событие - к примеру, заговор против Цезаря и его убийство заговорщиками - при всей неповторимости его конкретных обстоятельств вполне может быть рассмотрено как типическая коллизия, возникающая при смене политических режимов. В принципе его участники вели себя так, как обычно ведут себя радикальные противники деспотизма: недаром во всей истории человечества тираноборцы вдохновлялись образом Марка Юния Брута. Именно поэтому в современной историографии принято различать уникальные, не имеющие никаких аналогов, единичные "события" истории и стоящие за ними, проявляющиеся в них "структуры" человеческого поведения, в которых воплощены его устойчивые, повторяющиеся характеристики. При этом, различая подобные "события" и "структуры", мы должны помнить о том, что речь идет не о разных явлениях, существующих параллельно друг другу, но о разных уровнях бытия любого общественного явления. Они не отделены друг от друга китайской стеной, а существуют друг в друге: точно так же как свойства, присущие всем плодам, существуют в каждом отдельном яблоке, а не вне его
Уже в этот период избирательная кампания активно использовалась как эффективный инструмент политической борьбы, как показатель популярности тех или иных политических групп и их представителей. В большинстве современных государств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политической жизни. От их характера во многом зависит степень демократизма политического режима. Ограничение принципа выборности представительных органов, введение необоснованных избирательных цензов, фальсификации результатов голосования, как правило, означают переход к авторитарным методам осуществления власти. В современных демократических государствах выборы представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов. Участие в выборах представляет собой важнейшее средство, с помощью которого избиратели имеют право и возможность осуществлять контроль (прямо или косвенно) за формированием и деятельности как законодательных, так и исполнительных органов власти (президента, парламента, правительства), органов местного самоуправления, определенной категории должностных лиц, получающих свой пост в результате выборов.
Случаются ситуации, когда угрожающие политическому режиму, основным социальным группам опасные процессы идут на спад (в том числе и в результате эффективной работы спецслужб) и востребованность мощной, отмобилизованной структуры спецслужбы резко падает, ставя под угрозу карьеры, жизненные перспективы всех ее штатных сотрудников и руководителей. Как это бывает с массой боевых опытных офицеров после победоносного завершения войны. А люди — профессионалы в отличие от оружия и боеприпасов, для консервации непригодны: без привычного дела быстро деморализуются и профессионально деградируют. Этот болезненный процесс наблюдается в России в 90-х годах прошлого столетия, когда были разрушены практически все структуры мощного КГБ СССР и множество работоспособных и преданных делу офицеров было попросту вышвырнуто на улицу. Обществу за этот безмозглый шаг тогдашних политических руководителей страны приходится платить по сию пору, в том числе и чрезвычайно большим числом почти не подлежащих раскрытию заказных убийств бизнесменов, банкиров, чиновников
Основная цель «равных» - завоевание новых земель и удержание в повиновении уже завоеванных масс населения. В итоге можно сказать, что Спарта обрела свои характерные черты в политической и общественной жизни в процессе завоевания земель и ожесточенной непрекращающейся борьбы между илотами и гражданами. 2. Политический строй государства Спарта 1 Царская власть В период завоевания дорийцы представляли собой военно-племенные объединения, возглавляемые патриархальной знатью и находившиеся еще в условиях родоплеменного строя. Институты власти, сложившиеся при военной демократии и не соответствующие нуждам оформлявшегося рабовладельческого полиса, приспособились к новым требованиям и сохранились в Спарте как в «музее исторических окаменелостей» , по выражению К.М. Колобовой. Государственными институтами Спарты являлись: апелла - собрание граждан полиса. герусия - совет старейшин. эфорат - коллегия 5-ти выборных лиц. два архагета - царя. В Спарте классического периода (VII - V вв до н.э.) сложилась своеобразная система управления государством. Архит Тарентский в сочинении «О законе и справедливости» считает, что спартанская государственная организация гармонически сочетает в себе элементы трех политических режимов: монархии, олигархии и демократии.
Фашизм как особого рода буржуазный политический режим обладает рядом особенностей, отличающих его от иных авторитарных режимов. Фашизм не только целиком уничтожает буржуазную демократию, но и теоретически “обосновывает” необходимость установления тоталитаризма. Вместо либерально-демократической концепции индивидуализма фашизм выдвигает концепцию нации, народа, интересы которого всегда, везде и во всем превалирую над интересами отдельных личностей. Фашизм в теории и на практике порвал со всеми политическими и правовыми принципами буржуазной демократии, такими, как народный суверенитет, верховенство парламента, разделение властей, выборность, местное самоуправление, гарантии прав личности, господство права. Установление открыто террористического режима при фашизме сопровождается самой оголтелой социальной демагогией, которая возводится в ранг официальной идеологии. Спекулируя на демагогической критике наиболее вопиющих пороков капитализма, фашизм всегда выдвигает псевдосоциалистические лозунги, жонглирует той либо иной разновидностью «национального социализма».
Все направлено — принуждение, но формы различны. Они проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности. Сила - это последний аргумент власти, с помощью которого она стремится повысить свою легитимность Важное место в функционировании власти занимают проблемы делегитимизации, обострение которой может вызвать кризис и даже крах политического режима. Основными причинами делегитимизации являются следующие: а) противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты; б) противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытке решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации; в) отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс; г) нарастание бюрократизации и коррумпированности; д) национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отвержении федеральной власти; е) потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.
В этом случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов такой деятельности, Неудачи ослабляют легитимность власти, а успехи укрепляют (например, Япония, Южная Корея, Сингапур и др.). 3. Легитимность через принуждение. Все направлено на принуждение, но формы различны. Они проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности. Сила — это последний аргумент власти, с помощью которого она стремится повысить свою легитимность. Важное место в функционировании власти занимают проблемы делегитимизации, обострение которой может вызвать кризис и даже крах политического режима. Основными причинами делегитимизации являются следующие: а) противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты; б) противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытке решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации; в) отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс; г) нарастание бюрократизации и коррумпированности; д) национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отвержении федеральной власти; е) потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.
То есть необходима была реформа партии и постепенное превращение ее в выразителя интересов различных слоев и групп общества через различные фракции. В будущем партия распалась бы на различные движения (партии) и эти силы в конце концов могли бы найти общие интересы и обеспечили бы путь к демократии. Вместо этого был взят курс на утверждение реальной многопартийности в СССР. Хотя наивно полагать, что какая-либо вновь созданная партия могла бы создать достойную оппозицию КПСС. В конечном итоге КПСС превратилась в реакционную силу, вставшую на пути дальнейшей демократизации советского общества. Когда же партия ушла, в обществе появилась нестабильность. Внутри СССР появилась дестабилизирующая сила - Россия, что в конечном итоге предопределило конец Советского Союза, со всеми вытекающими последствиями. Открылась новая страница Российской истории -становление нации и государства - очень длительный и болезненный период. 4. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПОЛИТИКИ ПЕРЕСТРОЙКИ В период перестройки все внешнеполитические цели и шаги были завуалированы лозунгом "нового политического мышления", основные принципы которого были изложены Михаилом Сергеевичем в декабре 1988 г. в выступлении на сессии ГА ООН.
Широкое распространение получают механизмы согласования интересов, образования согласительных комитетов, арбитражных комиссий парламента, проведения «круглых столов». При таком подходе оппозиция никогда не остается единой, накал противоречий снижается, а угроза для власти уменьшается, уровень интеграции общества повышается. В тоталитарных же и авторитарных режимах, которые не заинтересованы в определении степени лояльности оппозиции и однозначно негативно относятся ко всем ее слоям, расценивая как потенциально опасную любую протестную деятельность граждан, любое взаимодействие с нею чревато провоцированием насилия, усилением отчуждения граждан от политики и власти. 3. Основные компоненты политического режима Основными компонентами политического режима являются форма и роль государства, принцип легитимности, структура институтов, партийные и избирательные системы. 3.1. Принцип легитимности. Известно, что эффективность воздействия власти на общество определяется не степенью принуждения, а уровнем легитимности режима. Принцип легитимности подразумевает способность власти создавать у населения веру и «убеждение в том, что, несмотря на все их промахи и недостатки, существующие политические институты являются наилучшими, нежели какие-либо другие, которые могли бы быть установлены и которым следовало бы в результате подчиняться» (X. Линц). Убеждение в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, формируется через соответствие этих решений ценностям, которые разделяет большинство общества.
Из сказанного выше видно, что наиболее острые ситуации сложились и должны решаться в области политических отношений. Основные принципы нового политического порядка, в котором нуждается мир, хорошо сформулированы в документах Движения неприсоединения: «мирное сосуществование, добрососедство, равноправное сотрудничество, ограничение гонки вооружений и разоружение, ликвидация колониализма и неоколониализма, отказ от экспансии и гегемонизма». Как свидетельствую события последних лет, мировой политический процесс в общем и целом развивается в направлении создания нового порядка. Так, некоторые и современных мировых процессов непосредственно связаны с ликвидацией биполярной системы международных отношений – в роспуске СЭВ и Организации Варшавского договора, провозглашением принципа «Партнерство во имя мира» в отноениях стран НАТО и бывших Европейских членов мировой социалистической системы. Следует, однако, отметить, что хотя старого порядка в значительной мре уже не существует, прошедшие естественные изменения (распалась мировая система социализма., распался мир сверхдержав: СССР самоликвидировался и т.д.) породили нечеткий новый мировой порядок, а значительный беспорядок в мировой политики.
Значительно реже рассматриваются специфические функции среднего класса: высокая производительность труда; производство и распространение знаний, информации, идеологии; определение характера и структуры потребительского рынка; обеспечении гарантий политической свободы.5.1 Заключение Тема реферата состоит из двух неоднозначно определенных терминов : «Демократи» и «Средний класс» . Эти понятия тесно связаны между собой , зависимы и важны друг для друга. Можно даже написать «Демократия» или «Средний класс» . Проблема взаимодействия политического режима (в данном случаи «демократия») с частью «внешней среды» ( «средний класс» ) не так просто , как кажется на первый взгяд . Она зависит от многих факторов как формирования государства , так и от факторов формирования общества . Нельзя сравнивать нанешнее отношение между демократией и средним классом , не учитывая что было до демократии , какое общество существовало до этого. На мой взгляд , так же нельзя брать «пример» с других демократических стран . Копирование ихнего политического режима не приведет к лучшим результатам , так как каждое государство уникально в своих проблемах и решений этих проблем по своиму.
Кроме того, следует учитывать, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, своего рода политическую эквилибристику, обусловленную необходимостью учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы. Социальное государство должно постоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства. Не случайно среди современных политических движений Запада сложилось своеобразное разделение труда: консерваторы делают больший акцент на индивидуальной и политической свободе - правовом принципе, социал-демократы и близкие к ним либералы - на сближении доходов и жизненных шансов как материальном условии свободы каждого, то есть на социальном принципе. Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения. 3.2 Признаки социального государства С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются: Демократическая организация государственной власти.
Буржуазно-демократический политический режим испытал и значительное воздействие социальных преобразований в социалистических странах. Был расширен избирательный корпус, предоставлены политические права женщинам. На процесс развития буржуазно-демократического политического режима воздействовали и негативные стороны строительства социализма. Развитая многопартийная система со свободными демократическими выборами, расширение прав и политических свобод (слова, печати, собраний, демонстраций), объединений, культурного и научного творчества, исследований и др., отказ от ограничения свобод – это институты демократии, в которых проявилось развитие политического режима. Провозглашение институтов буржуазной демократии автоматически не означает их гарантированности. Для многих из них нужны дополнительные, в том числе и материальные, условия. Несколько крупных монопольных объединений захватили контроль над значительной частью средств массовой информации. Всеобщее избирательное право, которое должно обеспечивать равное политическое участие каждого гражданина, является фикцией, так как богатые для реального влияния на избирателей имеют средства, недоступные для иных граждан.
Политическая культура выступает и как сфера и как процесс коммуникации между обществом и теми центрами политической системы, в которых принимаются решения; в рамках политической культуры трансформируются в политические программы и лозунги требования общества (через институты партий, групп интересов, выборов и т.д. И одновременно она выступает как способ контроля над обществом. Сторонник более широкой трактовки политической культуры У. Розенбаум счел необходимым вычленять «компоненты ядра», то есть те элементы, которые играют фундаментальную роль в формировании политической культуры нации. Эти компоненты он разбил на три основные группы: 1) «ориентация в отношении правительственных структур» - отношение субъекта к политическому режиму, основным правительственным структурам, его символам, официальным лицам и нормам: ориентация в отношении правительственных «входов» и «выходов»; 2) «политические идентификации», то есть сопричастность индивида к «политическим единицам» - нациям, государству, городу; политическое доверие и «правила игры» (представления индивида о том, каким правилам он должен следовать в гражданской жизни); 3)политическая ориентация в отношении собственной политической деятельности» или «политическая компетентность» (участие индивида в гражданской жизни) и «политическая эффективность» (ощущение возможности оказать влияние на политический прогресс). Э. Баталов вычленяет четыре основные группы политических ориентаций в структуре политической культуры.
Вместо либерально- демократической концепции индивидуализма фашизм выдвигает концепцию нации, народа, интересы которого всегда, везде и во всем превалирую над интересами отдельных личностей. Фашизм в теории и на практике порвал со всеми политическими и правовыми принципами буржуазной демократии, такими, как народный суверенитет, верховенство парламента. разделение властей, выборность, местное самоуправление, гарантии прав личности, господство права. Фашизм теоретически «обосновывает» отсутствие антагонистических классов в буржуазном обществе. Вместо классов он вводит понятие корпораций. Корпоративизм провозглашает «сотрудничество труда и капитала», при котором предприниматель уже не является эксплуататором, а выступает как «капитан индустрии», руководитель, осуществляющий важнейшую социальную функцию. Корпорации якобы сотрудничают друг с другом и пребывают в определенном соподчинении. Согласно фашистской идеологии, каждая корпорация, занимающая присущее ей место в иерархической системе, осуществляет свойственную ей «социальную функцию».
Цели той или иной политики зависят от: а) субъектов осуществления политики, от их интересов, б) назревших социальных потребностей, в) состояния общества. 2. Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры в современной России. 1. Духовная сфера жизни о-ва охватывает различные формы и уровни о-ого сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни о-ва, образуют то, что принято называть духовной культурой. Формы общественного сознания: а) нравственное, Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения. б) научное, Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его сущностные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований. в) эстетическое, Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах. г) религиозное, Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь). д) политическое, Политика — основные принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению государственной и общественной власти. е) правовое Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства. 2. Духовная культура о-ва – элементы отдельных форм общественного сознания, которые, будучи взяты в совокупности, составляют: нормы, правила, образцы, модели поведения, законы, обычаи, традиции, символы, мифы, знания, идеи, язык.
![]() | 978 63 62 |