![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Сущность, структура и субъекты политических процессов | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Ибо возможно и безконфликтное разрешение противоречий. Под социальным конфликтом мы будем понимать противоборство сторон, преследующих несовместимые интересы. Политический конфликт – это противоборство субъектов политического процесса за обладание государственной властью или политическое влияние. В данной теме мы рассмотрим основные характеристики и особенности политического конфликта, его типологию, коротко остановимся на избирательном процессе, представляющем из себя не что иное, как политическое противоборство, т. е. политический конфликт, протекающий в рамках избирательного законодательства; рассмотрим конфликт коррупционный, который разворачивается одновременно и в политической, и в управленческой и в криминальной сферах, поскольку коррупция – это прежде всего преступление против порядка государственного управления, связанное с незаконным присвоением материальных благ. Однако основной упор в главе делается на методологические основы политического конфликта. 19.1. Структура политического конфликта КОММЕНТАРИИ
Министерство образования Российской Федерации ШУЙСкий государственный Педагогический университет Кафедра политологии Выпускная квалификационная работа студента Дубова Михаила Валерьевича на тему: «Особенности политического процесса в России на современном этапе» Руководитель: доктор исторических наук, профессор Тумаринсон В.Х. Рецензент: «допустить к защите» заведующий кафедрой доктор исторических наук, профессор Тумаринсон В.Х. « » 200 г. Шуя – 2002 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 стр. ГЛАВА 1 Сущность и стуктура политического процесса 8 стр. §1-1 Понятие политического процесса и его формы 8 стр. §1-2 Структура и виды политического процесса 12 стр. §1-3 Режимы протекания политического процесса 24 стр. ГЛАВА 2 Особенности политического процесса в современной России в переходный период от тоталитаризма к демократии 27стр. §2-1 Характеристика политического участия в современной России 29 стр. §2-2 Политическое поведение различных социальных и возрастных групп в России на современном этапе 42 стр. §2-3 Особенности политического экстремизма в современной России 58 стр. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72 стр. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76 стр.
Под функцией партии обычно понимают одно из главных направлений деятельности этой организации, обусловленное ее внутренней сущностью и целями деятельности. Деятельность политических партий отнюдь не сводима к завоеванию позиций в органах государственной власти. В противном случае это предназначение с успехом могло бы выполняться временными корпоративными группировками, состав и политические ориентиры которых постоянно менялись бы в зависимости от нюансов политической ситуации. Однако в социально-политической сфере общества неизбежно вызревают потребности, решению которых может способствовать только такой специфический институт, как политическая партия. В структуре общественно-политических процессов политические партии выполняют двоякую роль: необходимого элемента политической системы, обеспечивающего воспроизводство политической элиты, организованное участие в выборах, и института политического представительства интересов определенной части общества. Тот факт, что политическая партия по своей внутренней сущности является организацией полифункциональной, объясняется прежде всего многомерностью института партии, выступающего как в роли выразителя интересов части гражданского общества, так и в роли организации, включенной в отличие от других общественных объединений (профсоюзов, молодежных организаций, экологических движений и так далее) в систему властных отношений
Такой характер политических изменений содействует повышению соответствия политической системы изменениям в других сферах общественной жизни, совершенствованию ее способностей к применению гибких стратегий и технологий властвования с учетом усложнения интересов различных социальных групп и граждан. И, наконец, третья разновидность изменений — это упадок, характеризующий такой способ трансформации сложившихся базовых форм и отношений, который предполагает негативную перспективу эволюции политического явления. По мысли П. Струве, упадок есть «регрессивная метаморфоза» политики. В состоянии упадка политические изменения характеризуются нарастанием энтропии и преобладанием центробежных тенденций над интеграционными. Поэтому упадок по существу означает распад сложившейся политической целостности (например, падение политического режима, роспуск партии, захват государства внешними силами и т.д.). В масштабах общества такие изменения могут свидетельствовать о том, что принимаемые режимом решения все меньше помогают ему эффективно управлять и регулировать социальные отношения, вследствие чего режим теряет достаточную для своего существования стабильность и легитимность. 2. Структура и субъекты политического процесса Некоторые аналитики и ученые полагают, что политический процесс — стихийное явление, имеющее иррациональный характер, зависящее от воли и характера людей, прежде всего политических лидеров.
Не совсем понятно, на кого рассчитана стратегия национальной безопасности США. Если она предмет внутреннего потребления, то это еще как-то можно объяснить трудностями политических реалий администрации президента Клинтона. Если же это попытка показать мировому сообществу, кто есть кто, то это напоминает международную политическую дубинку. («Независимая газета» (Москва). 02.12.19941). На информационном поле, в отличие от предшественника, Валентина Матвиенко намерена играть публично. Ей нравится амплуа не политической дубины, а миротворца. («Вечерний Петербург» (Санкт-Петербург). 26.03.2003). ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУХНЯ. Совокупность взаимодействий между субъектами политического процесса, определяющих его развитие. Включает в себя как элементы публичной политики, так и закулисные маневры и интриги, негласные соглашения и договоренности, и прочие скрытые механизмы выработки политических решений. Атака на профбосса, по мнению знатоков политической кухни, вызвана тем, что он тесно связан с мэром Москвы Юрием Лужковым. («Деловой Вторник» (Москва). 20.02.2001)
Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания. 2. Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общ-ностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Функции политической системы общества разнообразны: 1) определение целей, задач, путей развития общества; 2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей; 3) распределение материальных и духовных ресурсов; 4)согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса; 5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения; 6) обеспечение стабильности и безопасности общества; 7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни; 8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.
Зачастую способы влияния на него выпадают из имеющегося правового поля и представляют серьезную опасность. Поэтому и возникает необходимость анализа и понимания механизмов функционирования систем политической манипуляции в России. Исследование существующих систем политического манипулирования невозможно без оценки степени участия народа в формировании властных элит (т.е. уровня действительной, а не формальной демократичности современной политической системы России), анализа реальных и возможных злоупотреблений субъектов политического процесса, новых вызовов обществу, которые готовит дальнейшая либерализация по западному образцу. Теоретической основой работы служат труды отечественных и зарубежных исследователей механизмов манипуляции человеческим сознанием и электоральных процессов от психологов до политтехнологов: Д. Узнадзе, Ю. Шерковин, У. Липпман, А. Цуладзе, Е. Доценко, Г. Почепцов, С. Кара-Мурза, Э. Кассирер, Е. Егорова, С. Лисовский, Э. Фромм, С. Московичи, Ж. Сегела и др. Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в выявлении сущности нелегитимных политических технологий и методов борьбы с ними. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: дать понятие политических технологий; проанализировать методы нелегитимного политического манипулирования; рассмотреть методы борьбы с нелегитимными политическими технологиями.
Сильное централизованное государство служило объединяющим все эти общности началом. В этом плане в России не было каких-либо негосударственных структур и норм, призванных обеспечить порядок, целостность и жизнеспособность общества». Такая вседовлеющая роль государства сформировала ситуацию, в которой индивид и общество выступали не как полноправные акторы, а как пассивные субъекты политического процесса. Интересы личности изначально приносились в жертву коллективному благу, понятия «личное» и «общественное» выстраивались как взаимоисключающая оппозиция, антагонизм. Вытекающий из специфики государственности характер государственной власти (тотальность, контроль за всеми сферами жизни, отчужденность от общественной сферы) формировал неоднозначные установки в отношении нее в массовом сознании: с одной стороны, завышенные ожидания от власти (причем не столько в форме конкретных правил и законов, регулирующих общественную жизнь, сколько в виде конкретной помощи и поддержки), а с другой стороны, страх, недоверие и ненависть.
В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления политических решений. Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого осуществляться полновластие, суверенитет народа. Структура политической системы – это чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем). Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы. 1. Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь. 2. Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества. 3. Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти. 4. Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия. 5. Идеологическая подсистема – это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики. 6. Культурная подсистема – комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения.
Лидерство в общем плане – такой вид взаимодействия людей, когда личность (или группа) направляет других людей на организацию их совместной деятельности, осуществление целевых установок. У определения лидерства много общего с определением власти, властных отношений, поскольку властные отношения существуют не только в политической жизни, но и в других общественных сферах. Лидер может быть определен как субъект власти во всех видах социального развития общества. Он направляет ведомых; не просто ведет их, но и желает вести; ведомые также желают этого. Это отражает сущность социальной роли лидера, что конкретно проявляется в роли, в функции лидера.Субъектом политического процесса его делает то, что по своим незаурядным качествам он становится во главе социально-политического движения для реализации его целей. С этой целью лидер наделяется властными полномочиями, т.е. правом направлять людей и распоряжаться финансовыми ценностями. Политический лидер одновременно является и объектом политики. Он должен обладать такими качествами, главным критерием которых является эффективность его деятельности для удовлетворения интересов выдвинувшего его политического движения.
По его мнению, в англосаксонских странах (США, Великобритании, ряде стран Британского содружества) господствует секулярная, гомогенная политическая культура. Она секулярна в том смысле, что для нее характерны сосуществование множества конкурирующих, но дополняющих друг друга ценностей, установок, рациональный расчет при принятии решений и разрешении споров и конфликтов, индивидуализм, экспериментаторство и т.д. В то же время она гомогенна в том смысле, что подавляющее большинство субъектов политического процесса разделяет основополагающие принципы устройства существующей политической системы, общепринятые нормы и правила игры, ценности. Ролевые структуры, такие как политические партии, заинтересованные группы, средства массовой информации, пользуются значительной долей самостоятельности. Отдельные индивиды принадлежат одновременно к множеству взаимно пересекающихся групп. В итоге признается законность веет интересов и позиций, между ними превалирует взаимная терпимость, что создает условия для прочного консенсуса и прагматического политического курса.
Вместе с тем политическая идентичность является также продуктом «объективных» факторов, таких, например, как структура политического пространства и его динамика. Политическая идентичность сама может оказывать значительное влияние на специфику политического сознания. Поэтому она, при определенных условиях и с известными оговорками, может рассматриваться как составляющая политического сознания. Политическая идентичность играет существенную роль в процессе формирования «внешнего поведения» индивида: с помощью политической идентичности индивид или группа становится субъектом политических отношений и политического процесса. Под политической идентичностью следует понимать отождествление субъектом политического процесса себя с определенной политической позицией, признаваемое другими субъектами политических отношений. Идентичность формируется под влиянием явлений трех типов: психологической деятельности субъектов, системы ценностей и стереотипов и спецификой политической позиции (ее функциональными особенностями). Политическая идентичность, так же как и социальная, имеет групповую природу. Она проявляется в ощущении принадлежности к какой-либо группе (например, партии, идеологическому течению и т.д.) и/или как отождествление группой себя с какой-либо политической позицией и признание этого со стороны других субъектов политического процесса (например, борьба партий за возможность сформировать правительство и проводить определенный политический курс, а также последующее поведение ее как правящей партии с целью доказательства своего соответствия этой позиции).
Зачастую способы влияния на него выпадают из имеющегося правового поля и представляют серьезную опасность. Поэтому и возникает необходимость анализа и понимания механизмов функционирования систем политической манипуляции в России. Исследование существующих систем политического манипулирования невозможно без оценки степени участия народа в формировании властных элит (т.е. уровня действительной, а не формальной демократичности современной политической системы России), анализа реальных и возможных злоупотреблений субъектов политического процесса, новых вызовов обществу, которые готовит дальнейшая либерализация по западному образцу. Теоретической основой работы служат труды отечественных и зарубежных исследователей механизмов манипуляции человеческим сознанием и электоральных процессов от психологов до политтехнологов: Д. Узнадзе, Ю. Шерковин, У. Липпман, А. Цуладзе, Е. Доценко, Г. Почепцов, С. Кара-Мурза, Э. Кассирер, Е. Егорова, С. Лисовский, Э. Фромм, С. Московичи, Ж. Сегела и др. Цели и задачи работы. Цель данного реферата состоит в выявлении сущности политических манипуляций на выборах. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: выявление основных злоупотреблений при формировании общественного мнения в период выборов, причем как вступающих в противоречие с действующим законодательством, так и не пересекающихся с имеющимися нормативными документами, но тем не менее не могущих признаваться приемлемыми для общества; исследование тактических приемов, применявшихся политтехнологами в наиболее масштабных избирательных кампаниях последних лет; определение роли и места правового и внеправового политического манипулирования в жизни современного российского общества; выявление механизмов внедрения в коллективное сознание определенных социально-политических установок.
Понятие “политическая система” было введено в политологию в середине XX века политологом Д. Истэном с целью отразить политику как самостоятельную сферу общества и характер связи политики с внешней средой внутри отдельно взятого государства и другими государствами. Политическая система – это совокупность политических институтов, общественных структур, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние. Понятие политической системы распространяется на всю политическую жизнь общества, в зависимости от степени развития экономической среды, глубины противоречий между основными противостоящими классами. Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное влияние на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления политических решений.
Они “привыкли” к патерналистской системе отношений с обществом, гарантировавшей им определенный политический статус за счет системы квот. В условиях ее отмены проявился синдром патерналистского сознания женщин, они не смогли в полной мере воспользоваться своими политическими правами, в том числе правом самовыражения, вести длительную и изнурительную борьбу, отстаивать свои интересы. Сейчас вопрос стоит так – в состоянии ли сами женщины сформулировать свою политическую задачу самостоятельно или они и дальше будут продолжать оставаться объектом, а не субъектом политического процесса. 5. Важным фактором, бесспорно отразившимся на продвижении женщин, стала проводимая партиями политика. При всем многоликом разнообразии, плюрализме ныне существующих политических партий они оказались единодушны в фактическом нежелании продвигать женщин к власти. Это проявляется как в программных документах, так и в политической работе среди женщин. 3 Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика В общественном сознании существует глубокая асимметрия в критериях оценки женщин и мужчин как руководителей, политических деятелей.
Если говорить о самой элите, то она дифференцирована. Можно выделить правящую элиту, которая непосредственно обладает государственной властью; и оппозиционную, т.е. предлагающую иную программу развития общества. Кроме того, политическая элита может быть разделена на высшую, среднюю и административную. Прерогативой высшей элиты является принятие общественно значимых решений. Средняя политическая элита несколько шире и включает в себя около 5% населения. Административная элита представлена служащими управленцами. Социальная принадлежность во многом определяется принадлежностью к элите, так как вхождение в нее обычно означает приобретение нового социального статуса и утрату старого. Например, токарь, будучи избран в парламент, как правило, оставляет свою прежнюю профессию. Социальное происхождение представителей элиты влияет на их социальную ориентацию, так как выходцам из среды рабочих легче понять запросы данного слоя населения. Для политического процесса большой интерес представляет рекрутирование элиты, т.е. ее отбор. Очень важно, чтобы элита, которая будет являться одним из субъектов политического процесса, была представлена различными слоями населения.
СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий Швидунова А. Теоретическая часть Роль и функции политических коммуникаций в информационном пространстве страны Введение: обоснование необходимости коммуникаций в политике Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами. Это обусловлено самой природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество.
Что характерно для криминализированного клиентарного общества? Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету ПАРТИЙНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Билет № 2221. Факторы, обусловливающие стирание различий между кадровыми массовыми партиями в постиндустриальных обществах. 86. М. Острогорский о политической функции масс в демократии. 87. Какие идеологические постулаты составляли основу советского строя? 88. Дайте общую характеристику КПРФ. 89. Роль общественных объединений как субъектов политического процесса в условиях современной либеральной демократии. Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету ПАРТИЙНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Билет № 2322. Понятие региональной партии. 90. Функция агрегирования в деятельности политических партий. 91. Понятие неформальных (самодеятельных) общественных объединений. 92. Понятие авторитарной демократии. 93. Что характерно для отношения населения к политическим партиям в современной России? Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету ПАРТИЙНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Билет № 2423. Понятие клерикальных партий. 94. Зарождение и развитие гражданского общества в России. 95. В чем проявился неконституционный способ выхода из политического тупика Ельцина осенью 1993 года? 96.
![]() | 978 63 62 |