![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | География, Экономическая география |
Физическая география СНГ (Азиатская часть) | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Автор крупных трудов по физической географии. Наиболее ценный труд, написанный совместно с Брюкнером, содержит описание ледникового периода Альп. Риттер, Карл (1779–1859). Знаменитый германский географ, профессор университета в Берлине; автор многотомного сочинения по географическому описанию Африки и главным образом Азии, в котором тщательно собраны из всевозможных источников орографические, экономические, статистические, этнографические данные и сделаны общие характеристики рельефа. Риттер считается основателем «сравнительной» географии, но без об'яснения происхождения форм земной поверхности, т. е. современной геоморфологии. Томы, касающиеся Азиатской России и Центральной Азии, переведены на русский язык. Рихтгофен, Фердинанд (1833–1905). Знаменитый германский географ и геолог, профессор университета в Берлине, академик, исследователь Калифорнии, Японии, Сиама, Малайского архипелага и в особенности Китая. Китаю посвящено его классическое сочинение «China», в пяти томах, содержащее геологию и палеонтологию Китая по наблюдениям автора, а также блестящую общую характеристику Центральной Азии, истории ее исследования
Многие местные особенности природы типичны для приледниковых зон, но вместе с тем представляют исключительный пример перигляциальных сред азиатской части Евразийского материка. Перигляциал (periglaziale Zo e/periglacial zo e) - термин предложен польским географом/геологом/почвоведом Валерием Лозинским в 1909 г, для обозначения условий морозного выветривания в Карпатах выше верхней границе леса. Список литературы Четырехъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии". Под редакцией А.И. Спиридонова Москва, "Советская энциклопедия". 1980. А.Ф. Трёшников. "Географический энциклопедический словарь". Москва, "Советская энциклопедия". 1988. Ю.Н. Голубчиков. "География горных и полярных стран". Издательство Московского университета. 1996.
Фундаментальные исследования четвертичного периода на территории России; труды по геоморфологии, палеогеографии, теории физической географии, географии Антарктиды и океанов. Государственная премия СССР (1971). МАРКОВ Леонид Васильевич (1927?91) - российский актер, народный артист СССР (1985). На сцене с 1950. С 1965 в Театре им. Моссовета, с 1986 в Малом театре. Снимался в кино. МАРКОВ Моисей Александрович (1908-94) - российский физик-теоретик, академик (1966), академик-секретарь Отделения ядерной физики (с 1967) АН СССР, Герой Социалистического Труда (1978). Основные труды по квантовой электродинамике и релятивистской теории элементарных частиц, нелокальным теориям поля. МАРКОВ (Марков 2-й) Николай Евгеньевич (1866- после 1931) - один из лидеров "Союза русского народа", председатель Совета объединенного дворянства, во главе фракции крайне правых в 3-й и 4-й Государственных думах. Белоэмигрант. МАРКОВ Павел Александрович (1897-1980) - российский театровед, режиссер, заслуженный деятель искусств России (1944), доктор искусствоведения (1960)
Миссисипи с притоками), и заселенная часть Канады - это, дескать, не более чем механическое объединение северных оконечностей этих регионов. За такими построениями всегда следует кивок в сторону США - вот, мол, где находится основная часть регионов, которые заходят своей периферией в Канаду, вот "географическая метрополия" Канады. И все же Канада остается Канадой - страной с совершенно отличной от той, которая сложилась в США, структурой экономики, своей собственной культурой, развитым национальным самосознанием ее жителей, уж во всяком случае не считающих себя американцами. Утверждению идеи самобытности канадского общества посвятили свое творчество многие канадские писатели и поэты. Те канадские ученые и литераторы, которые стараются обосновать географическое единство своей страны и с позиций физической географии, подчеркивают "северность" Канады (чисто канадский термин). По их мнению, Канада - это особое и целостное "северное географическое образование" с четкой географической привязкой: Канадский щит и простирающаяся с востока на запад речно-озерная дуга - река Св.
МЕСТНИКОВ Василий Васильевич (1908-58) - российский режиссер и актер, народный артист СССР (1958). С 1925 в Якутском театре (ныне Якутский драматический театр им. Ойунского, Якутск). Внес значительный вклад в развитие национального театрального искусства. МЕСТНИЧЕСТВО - система распределения служебных мест в Русском государстве с 14-15 вв. при назначении на военную, административную и придворную службу с учетом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг. Отменено в 1682. В современном значении местничество выдвижение на первый план узкоместных интересов, наносящее ущерб общему делу. МЕСТНОЕ ВРЕМЯ - время, определяемое для данного места на Земле; зависит от географической долготы места и одинаково для всех точек на одном меридиане. В быту местное время часто неправильно называют поясное время. МЕСТНОСТЬ -1) часть территории, характеризующаяся общностью каких-либо признаков (природных, исторических или др.).2) В физической географии крупная морфологическая часть географического ландшафта, комплекс урочищ
А) апобиосферу – верхнюю часть атмосферы Землм выше уровня распространения форм жизни в состоянии анабиоза; б) парабиосферу; в) биосферу; г) метабиосферу, соответствующую «области былых биосфер» В. И. Вернадского. В физической географии используется понятие, предложенное А. А. Григорьевым в 1937 г., - «географическая оболочка», которым обозначается область взаимодействия лито-, гидро-, био- и атмосферы. Верхнюю границу оболочки обычно определяют несколько ниже слоя максимальной концентрации озона – в стратосфере на высоте 20-25 км. Иногда ее вертикальное простирание сужают или расширяют до мезопаузы на высоте 70-80 км. Нижняя граница географической оболочки находится в подкорковом слое несколько ниже «поверхности Мохоровичича». В научных работах, посвященных географической оболочке, биосфера долго рассматривалась как совокупность живых организмов, или органической материи. При таком подходе недостаточно полно учитывались особенности биосферы как планетарного образования. В современном представлении географов понятие «биосфера» отражает лишь частный, биоцентрический взгляд на географическую оболочку, которая представляет собой единственную на Земле геосистему планетарного уровня (Исаченко, 1991). (1,9) ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО ПЛАНЕТЫ Одним из центральных звеньев концепции биосферы является учение о живом веществе.
Вернадский пишет: «Оригинальность его научной работы заключается в том, что он применял одновременно как обобщения Ньютона, так и понятие времени к разнообразным конкретным явлениям природы в области неорганических наук – в астрономии, геологии, физической географии. Он часто и во многом ошибался, но благодаря глубине и силе своего ума, он не раз достигал обобщений, открытий и точек зрения, которые. до него не приходили в голову его современникам и из которых многие получили значение, научный, если можно так сказать, смысл только в наше или ближайшее к нам время. Далеко не все им найденное было ново и для его времени. Кое-что, как мы теперь знаем, было сделано другими раньше его, но Кант достигал своих результатов самостоятельно, и труды этих его предшественников (имеется в виду прежде всего Бошкович В.Ш.), так же как и работы самого Канта, не были оценены современниками» (3, стр. 206). Оригинальность естественнонаучных идей Канта Вернадский видит в обосновании влияния морских приливов и отливов на скорость вращения Земли вокруг своей оси, в попытке связать вулканические процессы, в том числе и на Луне, с всемирным тяготением.
По немецкому обычаю Кант подразделил свои лекции на публичные (которые обыкновенно читаются бесплатно — public e gra is), приватные и приватнейшие. Читал он по самым разнообразным предметам, начиная с фортификации и кончая метафизикой. Логика, естественное право, мораль, физическая география были его главными предметами. Кант не имел дурной привычки, свойственной плохим профессорам, читать по вызубренному тексту и даже по подробному конспекту. Он читал иногда по заметкам, сделанным на полях указанных им студентам учебников — эти заметки заменяли для него подробный конспект, или же по самому сжатому конспекту, набросанному на полосках бумаги. Рекомендуя студентам учебник логики Мейера и «Метафизику» Баумгартена, Кант пользовался лишь рубриками этих сочинений, часто указывая на несостоятельность тех или иных положений. Из приватных лекций Канта сравнительно популярными считались его чтения по логике. Кант постоянно говорил слушателям, что вовсе не задается целью научить их логике. «Я стараюсь научить вас методически мыслить», — говорил он.
XIX век - век исследования внутренних частей континентов. Особенно прославились экспедиции великих русских путешественников Семенова Тян-Шанского, Пржевальского и многих других, открывших миру горные и пустынные районы Центральной Азии. По результатам исследований этих экспедиций публиковались многотомные издания с подробным описанием разных стран. Дневниками путешественников зачитывались в домах интеллигенции и великосветских салонах. В XIX веке Земля становится всё более и более обжитой и изученной планетой. Петр Семенов Тян-Шанский (1827-1914) В середине XIX столетия мало что было известно о горном массиве, именовавшемся Внутренней Азией. “Небесные горы”-Тянь-Шань упоминались лишь в скудных китайских источниках. 27 летний Пётр Семёнов был уже довольно хорошо известен в научных кругах. Он совершил большое путешествие по Европейской России, состоял секретарём Отделения физической географии Русского географического общества, занимался переводом на русский язык сочинения немецкого географа Карла Риттера “Землеведение Азии”.
Межотраслевые производственные комплексы. 10/1 Развитие военно-промышленного комплекса. Конверсия. 11/1 География Российской науки. 12/1 Характеристика машиностроительного комплекса России 13/1 Характеристика топливно-энергетического комплекса России 14/1 Характеристика комплекса отраслей по производству конструкционных матриалов и химических веществ. 15/1 Металлургический комплекс России. 16/1 Характеристика химико-лесного комплекса России. 17/1 Агропромышленный комплекс России 18/1 Инфраструктурный комплекс России 19/1 Развитие транпортного комплекса России. 20/1 Рекреационные ресурсы России. Организация отдыха граждан. 21/1 Экологические проблемы России. 22/1 Исторические особенности заселения и освоения территории России. 1/2 Территориальные организации и районирование России 2/2 Центральная Россия. Факторы, определяющие развитие России 3/2 Особенности экономики России. 4/2 Узловые районы Центральной России. 5/2 Проблемы развития Москвы и московского региона. 6/2 Северо-западная Россия и Санкт-Петербургский узловой регион. 7/2 Основы развития Европейского Севера. 8/2 Характеристика Северо-Кавказского региона. 9/2 Проблемы развития Поволжья. 10/2 Характеристика Уральского промышленного региона. 11/2 Роль Азиатской части России в экономике страны. 12/2 Западная Сибирь.
Происходит ускорение географического познания, образно говоря « географическая спираль» сжимается. Периодизации географического познания посвящена работа А.Б. Дитмара (10), которым выделяется 4 главнейших периодов, близких по времени 3 уровням Л.И. Воропай. Количество же ступеней (этапов) сокращается с пяти до четырех: накопление фактов; систематизация; уточнение законов; «кризис». Представляется, что применительно к познанию истории отечественного береговедения, как составной части физической географии океана, можно различать уровни, периоды и этапы в его развитии. Для историко-географического анализа следует применить наиболее ценные положения, разработанные названными исследователями, учитывая природное своеобразие морских берегов. Кроме того, необходимо использовать интересные высказывания В.С. Преображенского (39) о возможностях истории географии в области прогнозирования развития географических наук, а также Ф.Н. Милькова (34) о признаках выделения научных школ. В известном согласии с периодизацией указанных исследователей нами вначале обособлены уровни развития в нашей стране берегового учения - I –й (с XII века до 70-х годов XVIII века), II-й (с 70-х годов XVIII века до 30-х годов ХХ века) и III-й (c 30-х годов ХХ века).
Талантливые книги по истории пишутся не часто, не по всякому поводу, и, кроме того, они не все дошли до нас. Эпоха XIV-XV вв. была на Ближнем Востоке расцветом литературы, а в России - летописания. Борьба с монгольским игом и в Персии, и в России являлась самой актуальной проблемой. Поэтому ей посвящено множество сочинений, которые уцелели до нашего времени. Среди них были и талантливые, и яркие труды. Они вызывали подражания и повторения, что увеличивало общее количество работ по данному вопросу. Истребление же ойратов не нашло себе историка, или он погиб в резне. Таким образом, оказалось, что события освещены неравномерно и значение их искажено, поскольку они представлены как бы в разных масштабах. Следует отметить, что наибольшему усыханию подверглись не разрушенные войной страны, а Уйгурия, где войны вообще не было, и Джунгария, где уничтожать травянистые степи никто не собирался. Итак, не только история без географии "встречает" постоянные "протыкания", но и физическая география без истории выглядит крайне однобоко. Но значит ли это, что пользоваться историческими данными для того раздела палеогеографии, который именуется исторической географией, нельзя? Нив коем случае! Прежде всего за основу следует брать не публикации источников, а канву событий, отслоенных и очищенных от первичного изложения.
Межотраслевые производственные комплексы. 10/1 Развитие военно-промышленного комплекса. Конверсия. 11/1 География Российской науки. 12/1 Характеристика машиностроительного комплекса России 13/1 Характеристика топливно-энергетического комплекса России 14/1 Характеристика комплекса отраслей по производству конструкционных матриалов и химических веществ. 15/1 Металлургический комплекс России. 16/1 Характеристика химико-лесного комплекса России. 17/1 Агропромышленный комплекс России 18/1 Инфраструктурный комплекс России 19/1 Развитие транпортного комплекса России. 20/1 Рекреационные ресурсы России. Организация отдыха граждан. 21/1 Экологические проблемы России. 22/1 Исторические особенности заселения и освоения территории России. 1/2 Территориальные организации и районирование России 2/2 Центральная Россия. Факторы, определяющие развитие России 3/2 Особенности экономики России. 4/2 Узловые районы Центральной России. 5/2 Проблемы развития Москвы и московского региона. 6/2 Северо-западная Россия и Санкт-Петербургский узловой регион. 7/2 Основы развития Европейского Севера. 8/2 Характеристика Северо-Кавказского региона. 9/2 Проблемы развития Поволжья. 10/2 Характеристика Уральского промышленного региона. 11/2 Роль Азиатской части России в экономике страны. 12/2 Западная Сибирь.
Солнце охладится и настанет время, когда оно погаснет. Это предположение Канта, особенно после открытия радиоактивных процессов, оказалось несостоятельным. Процессы остывания и разогревания материи взаимодействуют друг с другом. И. Кант был не только выдающимся философом, но и известным географом своего времени. К географии и антропологии имеют отношение 27 сочинений Канта. Лекции по географии студентам Кенигсбергского университета читались Кантом с 1756 по 1796 г. “Физическая география” Иммануила Канта была издана на основе рукописных конспектов студентов в 1801-1802 гг. И. Кант видел в географии важную воспитательную и познавательную дисциплину; считал, что “без знания географии человек остается тупым и ограниченным”. В своих лекциях Кант кроме собственно физического землеведения дает географию человека и страноведение. Несмотря на ту выдающуюся роль, которую И. Кант отводил физической географии, ясного определения этой науки у него нет. В качестве предмета физической географии Кант определял “мир” в той его части, в какой мы с ним соприкасаемся; предметом физической географии является, таким образом, арена деятельности человека, среда его жизни.
Собственно научные географические исследования начались со второй половины XVII в. К этому периоду относится изучение внутренних частей материков, открытие Антарктиды, кругосветные путешествия, создание страноведческих описаний отдельных стран и регионов, появление научных географических обществ. Особенно интенсивно и систематически стали проводиться географические исследования в связи с запросами практики во второй половине XIX в. Естественно, что на этом этапе география уже не ограничивалась только описанием отдельных фактов и явлений, но и стремилась дать им научное объяснение. Большой объем разнообразных знаний о Земле привел к тому, что на рубеже XIX и XX вв. в географии стали зарождаться самостоятельные отрасли знаний: климатология, океанология, геоботаника и др. Современная география — это целая система наук. В ней выделяются две группы наук — физико-географическая и экономико-географическая. Объектом изучения физической географии является географическая оболочка в целом, а также составляющие ее компоненты (горные породы и слагаемый ими рельеф, воздух, вода, почвы, растения и животные) и природные комплексы.
Но эти сходства не позволяют еще говорить об общности их флоры и фауны. В этом отношении Северная Америка имеет гораздо больше общего с Евразией, с которой она была связана на протяжении длительного периода. Наиболее существенные различия между материками определяются их географическим положением. Большая часть Северной Америки располагается в холодном и умеренном термических поясах, тогда как Южная Америка лежит преимущественно в Жарком поясе. Этим объясняются большие различия в характере зональных компонентов природы материков. В Северной Америке наибольшую территорию занимают зоны тундры и лесов умеренного пояса, в Южной Америке зоны экваториальных лесов и саванн. Наконец, необходимо обратить внимание на характер географических зон в Северной Америке. Почти во всей восточной части материка (на западе зональность видоизменена влиянием рельефа Кордильер), зоны имеют простирание с северо-запада на юго-восток, а в южной части даже с севера на юг. Одной из замечательных особенностей физической географии Северной Америки является широкое развитие зон, протягивающихся в меридиональном направлении.
Прожив детские годы в русской крепости, общаясь с Сотниковым, с другими русскими гостями отца, с военными топографами, Чокан, имевший огромные способности к языкам, очевидно, изъяснялся по-русски вполне сносно для начала обучения в корпусе. Сибирский кадетский корпус, несмотря на разделение воспитанников на две касты (ротные и эскадронные), несмотря на урезанные программы, в силу особой исторической судьбы Сибири, ее стремительного развития сделался для этой азиатской части России своим Царскосельским лицеем. Из корпуса вышла целая плеяда видных общественных деятелей Сибири, ученых и революционеров. В их числе и Чокан Валиханов. Если в 14 лет Чокана стали прочить в ученые, то, значит, за первые два года он успел поразительно много. Этим он обязан и своим замечательным учителям. Всесторонне образованный Ждан-Пушкин, историк Гонсевский, географ Старков, учитель рисования Померанцев, учитель словесности Костылецкий - это некоторые личности, оказавшие благотворное влияние на юного Чокана. Николай Федорович Костылецкий открывал Чокану имена Пушкина и Низами, Гоголя и Фирдоуси, наставлял его в русской литературе и формировал из него образованного востоковеда.
Такое положение весьма характерно для американской биогеографии, хотя необоснованность его давно подмечена самими американскими учеными. Так, еще в 1957 г. ботаник А. Кюхлер отмечал, что американцы часто ошибочно приравнивают экологию к географии растений, а крупнейший зоогеограф Ф. Дарлингтон в монографии «Zoogeography» (переведена на русский в 1966 г.) прямо заявил: «Я не собираюсь умалять значение экологии, а хочу только напомнить, что это не зоогеография». Другая крайность заключается в стремлении географов превратить биогеографию в часть ландшафтоведения, т. е. сделать ее обслуживающим разделом физической географии. Пограничное положение зоогеографии и фитогеографии на стыке биологических и географических наук бесспорно. Однако объект исследования — виды животных и растений — заставляет отнести зоогеографию к биологическим наукам. Для характеристики ландшафта нужно знать не столько видовой состав, т. е. фауну, сколько типичное для него животное население. Обычно это многочисленные, широко распространенные, так называемые фоновые или ландшафтные виды.
![]() | 978 63 62 |