![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек |
Влияние копинг-поведения на степень эмоционального выгорания личности | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Потеря полноты, естественно, оказывает влияние на поведение и переживания соответствующей личности. В целом родители, приобретая потомство, становятся спокойнее и уравновешеннее, что с точки зрения природы дает преимущества в деле воспитания и заботы о новом поколении. Однако, с другой стороны, потеря полноты означает для «bored rack» чаще всего еще большую неуверенность, еще более сильную потребность в зависимости от других, что может привести к напряженным социальным отношениям и большой эмоционально-энергетической недостаточности. Такие родители буквально цепляются за своих детей, они хотят чувствовать свою энергию в непосредственной близости от себя, они чувствуют себя целостными, только находясь рядом со своим потомством. Если же дети и сами по себе являются скучными номерами, что в подобной ситуации более чем вероятно, дьявольский круг недостатка энергии замыкается, что и гнетет сегодня почти все современное общество. Однако, как уже указывалось выше, не только зачатие ребенка приводит к катастрофическим потерям энергии
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ КОПИНГ – ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 2.1 Организация исследования 2.2 Определение структуры и степени выраженности эмоционального выгорания у педагогов 2.3 Сравнение копинг – стратегий и использования ресурсов совладания у педагогов с разной степенью эмоционального выгорания ЗАКЛЮЧЕНИЕ практические РЕКОМЕНДАЦИИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ В настоящее время проблема изучения стресссовладающего поведения педагогов при осуществлении ими профессиональной деятельности обозначена особенно остро и обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности преподавателя и его роли в учебном процессе. По мнению ряда ученых, профессиональная деятельность педагога – это один из наиболее напряжённых в психологическом отношении видов социальной деятельности, вследствие чего её можно отнести к разряду тех профессий, которые в большей степени подвержены влиянию феномена профессионального выгорания (М. В. Борисова, Д. Р. Мерзлякова) К основным факторам, которые обуславливают эмоциональное выгорание педагога, можно отнести ежедневные рабочие, эмоциональные перегрузки, высокий динамизм, нехватку времени, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевую неопределенность, социальную оценку, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д. Так же сюда можно отнести наличие ежедневных стрессовых ситуаций, которые возникают в учебном процессе (Л. М. Митина, Р. В. Овчарова). Синдром выгорания наносит ущерб здоровью учителя, ведет к появлению чувства беспомощности и бессмысленности существования, низкой оценке своей профессиональной компетентности, ведет к проблемам в сфере межличностных коммуникаций.
Фактически результаты исследований указывают на то, что переживания некоторых людей подвержены подобному влиянию. Выводы исследователей не совсем соответствуют традиционной психоаналитической теории, согласно которой у всех людей можно обнаружить ту или иную степень вытеснения вследствие действия универсальных психических механизмов и психического опыта. Многие современные исследователи сосредоточиваются на подгруппе лиц, особенно склонных к вытеснению угрожающего материала или демонстрированию «вытесняющего стиля копинг-поведения». Индивидуальные различия и вытесняющий стиль копинг-поведения. Люди по-разному справляются с тревогой. Кто-то обдумывает собственные чувства и открыто обсуждает свои переживания с другими людьми. Кто-то не признается в своей тревоге даже себе самому. Поскольку подавленные мысли могут периодически возвращаться в сферу сознания и создавать эмоциональный дистресс (Wegner & Wenzlaff, 1996), те, кто пытается вытеснить провоцирующие тревогу мысли, в конечном счете повышают психологический и физический дистресс (Davidson & Pennenbaker, 1996)
Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). Мы считаем, что обязательным условием на современном этапе развития педагогики является ориентация деятельности учителей на личность воспитанника. Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. На наш взгляд существует некоторое противоречие между тем как выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда. С учетом данного противоречия была выбрана тема дипломной работы, в которой автор попытается исследовать факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания.
По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов фаза не сформировалась; 37-60 баллов фаза в стадии формирования; 61 и более баллов сформировавшаяся фаза. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: 1)Pкакие симптомы доминируют; 2)Pкакими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»; 3)Pобъяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; 4)Pкакой симптом (какие симптомы) более всего отягощает эмоциональное состояние личности; 5)Pв каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; 6)Pкакие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам
Тестирование испытуемых проводилось при помощи методики диагностики эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко) (Приложение А). небольшими группами или индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов (Приложение Б). После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы сырых показателей. Далее был проведен анализ результатов, и вся выборка была разделена на экспериментальную и контрольную в зависимости от сформированности стадий уровня выгорания. На основе полученных данных далее при помощи опросника Хрусталевой Т.М. и Шведчиковой Ю.С. «Методика диагностики индивидуального стиля педагогической деятельности» (Приложение В) исследовалась зависимость влияния синдрома эмоционального выгорания на индивидуальный стиль деятельности педагога. Опросник был создан в 2004 году, состоит из 85 утверждений и позволяет получить значения по 13 шкалам, которые отражают 9 основных компонентов педагогической деятельности: подготовительный, организационный, коммуникативный, дидактический, дисциплинирующий, стимулирующий, оценочный, контрольный и рефлексивный компонент.
И, наконец, третья проблема - возможность оказания психологической помощи и поддержки офицерам с помощью социально-психологического тренинга. Именно этой проблеме и будет посвящена эта работа. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Тема данной курсовой работы актуальна в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Офицеры идеологической структуры всегда пытаются понять, как усилить, улучшить боевую, моральную подготовку личного состава. Какие методы необходимо использовать для достижения поставленной цели. Целью данной курсовой работы является изучение возможности применения социально-психологического тренинга общения как формы оказания психологической помощи и поддержки офицерам в условиях переживания ими кризисов. В соответствии с этой целью я поставила перед собой следующие задачи: Провести теоретический анализ литературы по теме «Социально-психологический тренинг общения как форма оказания психологической помощи военнослужащим»; Изучить и описать характеристику переживания кризиса; Определить влияние тренинга на стабилизацию эмоциональной сферы личности офицера; Создать структуру и этапность социально-психологического тренинга; Интерпретация и формулировка выводов.
ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет гуманитарный Кафедра гуманитарных наук ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: ВЛИЯНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ НА НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ Научный руководитель канд. психол.наук, доцент Прокофьева-Акопова С.А. Допустить к защите Зав кафедрой « » 2006г. Одесса-2008 г. Содержание Введение Раздел 1. Теоретико-методологические основы изучения эмоциональной сферы личности 1.1 Физиологические основы и психологические теории эмоций 1.2 Психические состояния личности и формы их проявления 1.2.1 Эмоциональные психические состояния личности и проблема их регуляции 1.3 Выводы по первому разделу Раздел 2. Аутогенная тренировка и самовнушение как саморегуляция психических состояний личности 2.1 Этапы развития и теоретические основы аутогенной тренировки 2.2 Аутогенная тренировка в комплексе приемов самовоздействия 2.3 Выводы по второму разделу Раздел 3. Изучение влияния аутогенной тренировки на негативные психические состояния личности 3.1 Организация, условия и методы исследования психических состояний личности 3.2 Диагностика и анализ результатов психических состояний личности 3.3 Выводы по третьему разделу Заключение Литература Приложение Введение Актуальность.
Среди типичных черт преступников отмечаются также эмоциональная неустойчивость, импульсивность поведения, недостаточность внутреннего торможения, конфликтность. У значительной части преступников констатируются слабоволие, повышенная внушаемость, подверженность негативным влияниям со стороны. Многие наблюдения показывают, что значительная часть преступников страдает психическими аномалиями в рамках вменяемости. Обилие конкретных нравственно-психологических признаков, характеризующих преступников, делает весьма актуальной задачу их интегрированной оценки, сведения их к некоему общему знаменателю, чем и занимаются сейчас различные ученые-криминологи. 4. Уголовно-правовые и криминологические признаки присущи преступникам. Это данные о виде совершенного преступления, его мотивации, формах вины, единоличном или групповом характере преступной деятельности, уголовном прошлом и т. д. Именно они отражают степень социальной деформации личности, ее особые свойства, позволяющие обозначить наиболее существенные признаки лиц, совершивших преступления.
К социально-психологическим факторам следует отнести: 1. Нарушения воспитания подростка в семье. Влияние семейной среды на формирование личности является наиболее важным в силу того, что семья служит основным общественным институтом социализации личности (Соотношение между акцентуациями характера и наиболее неблагоприятными типами семейного воспитания будет раскрыто в главе 4 «Диагностическая и коррекционная работа»). 2. Школьную дезадаптацию. В подростковом возрасте падает интерес к учебе в силу изменения ведущего вида деятельности (согласно теории возрастной периодизации Д.Б.Эльконина). В психологии предпринимались попытки выделения специфических школьных трудностей. С точки зрения одного из исследователей этой проблемы Д.Скотта, « характер дезадаптации ребенка в школе можно определить по форме дезадаптированного поведения, а именно: по депрессивному состоянию, по проявлениям тревожности и враждебности по отношению к взрослым и сверстникам, по степени эмоционального напряжения, по отклонениям в физическом, умственном и сексуальном развитии, а также по проявлениям асоциальности под влиянием неблагоприятных условиях среды». 3. Подростковый кризис.
Задачи исследования: Изучить литературу по проведенному исследованию Дать сравнительную характеристику личностной и реактивной тревожности доноров до, и после процедуры донации. Анализ возможных причин, влияющих на возникновение тревожных состояний Составить применяемые рекомендации среднему медицинскому персоналу для коррекции эмоционального состояния Предмет исследования: Влияние донации на эмоциональное состояние доноров Объект исследования: Эмоциональное состояние доноров Методы исследования Для исследования эмоционального состояния донора, был использован психологический тест Спилбергера – Ханина. Для измерения степени «выгорания» медицинского персонала был использован в вопросник «на выгорание» авторов: К. Маслач, С. Джексон (США) адаптация Н.Е. Водопьяновой. Социологический опрос Этапы исследования: Составление программы и плана исследования. Сбор материала. Статистическая обработка данных. Анализ исследования, выводы. Место проведения исследования: КГУЗ «Красноярский Краевой центр крови №1» г. Лесосибирска Красноярского края. 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Индивидуально-психологические особенности проявления эмоций Эмоции, как сложные психологические образования, составляющие эмоциональную сферу личности, характеризуются многими параметрами: знаком (положительные или отрицательные) и модальностью (качеством эмоции), продолжительностью и интенсивностью (силой), подвижностью (быстрота смены эмоциональных состояний) и реактивностью (скорость возникновения, выраженность и адекватность эмоционального отклика на внешние и внутренние стимулы), а также степенью осознанности эмоций и степенью их произвольного контроля.
Все личностные черты Айзенк сводит к трем суперчертам: экстраверсия, нейротизм и психотизм. В своих исследованиях Айзенк делает попытку «установить нейрофизиологическую основу для для кадой из трех суперчерт или типов личности. Интроверсия-экстраверсия тесно связана с уровнями корковой активации, как это показано электроэнцефалографическими исследованиями. Айзенк использует термин «активация» для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего предела до верхнего. Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции – по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить.» «Айзенк предполагает, что индивидуальные различия по нейротизму отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. В особенности он связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведение. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на болезненные, непривычные, вызывающие беспокойство и иные стимулы быстрее, чем более стабильные личности.
Министерство образования и науки Российской Федерации Воронежский государственный университет Факультет философии и психологии Отделение психологии Кафедра общей и социальной психологии Курсовая работа на тему: Психологические механизмы формирования социальных СТЕРЕОТИПОВ Студента 1 курса Терпугова Д.С. Научный руководитель ст. преп. Ермолаев В.В. Воронеж 2004 Содержание Стр. Введение. 3 Социальный стереотип как психологическое явление. §1. Определение понятия. 7 §2. Свойства, функции и виды стереотипов. 13 §3. Установка как психологическая основа стереотипа. 18 Механизмы формирования социальных стереотипов. 20 §1. Когнитивные процессы и их влияние 22 на формирование стереотипов. §2. Роль эмоциональных состояний личности. 32 §3. Влияние социальных процессов и 35 взаимоотношений. Психологические факторы образования стереотипов. 40 Заключение. 42 Список использованной литературы. 44 Введение Мы все живем в мире стереотипов. Именно стереотипы в значительной степени определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Поведенческие стереотипы тоже очень разнообразны и во многом определяют наше поведение, наши суждения и отношение к окружающему.
В третьих, каждая стилевая характеристика обнаруживает свое влияние на поведение в большом спектре ситуаций, что дает возможность обширного прогноза поведенческих особенностей человека на основе диагностики одной стилевой характеристики. К настоящему времени описано много стилевых характеристик разной степени обобщенности: стиль жизни, стиль деятельности, стиль общения, когнитивные и эмоциональные стили и др. Соотношение между ними еще недостаточно хорошо изучено, но все исследователи стилей признают продуктивность этого направления изучения личности и стремятся к построению полной картины стилей человека. Общение - это сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной профессиональной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Во всем многообразии связей исследователи социально-психологических проблем различают два вида отношений: общественные (экономические, политические, идеологические, социальные и др.) и непосредственно психологические.
Термин «эмоциональное выгорание» не строго научный. Быть может, поэтому само явление освещается несколько упрощенно и популистский как в зарубежной, так и в отечественной литературе. На самом же деле за ним стоят очень серьезные психологические и психофизиологические реалии, имеющие свои причины, формы проявления и коммуникативные следствия. Прежде всего, эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами – свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями. Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижая их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
Педагогически значимое качество "эмоциональная устойчивость" имеет выраженность 43,5 %. Данное качество характеризует степень противостояния личности стрессам, психическому напряжению, пессимистическому настроению, раздражительности. Внешне оно выражается в выдержке, самообладании, способности длительно переносить неблагоприятные психические воздействия. Выделенный показатель эмоционального неблагополучия педагогов говорит об их постоянной психической напряженности, что, конечно, отрицательно сказывается на продуктивности их работы, взаимоотношениях с учащимися и коллегами, порождает синдром "эмоционального выгорания". Таким образом, диагностика показала, что степень выраженности социально и профессионально важных качеств исследуемых педагогических работников неоднородна, многие профессионально значимые характеристики недостаточно выражены. Естественно, это негативно сказывается на продуктивности деятельности педагогов, а также на их профессиональном самочувствии. Профессиональная дисгармоничность испытуемых отражает психологическое состояние педагогов профессиональной школы в целом, невостребованность социально и профессионально важных качеств личности, что порождает неудовлетворенность своей работой.
Именно участие индивида в политике в конечном счете показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядового гражданина, обычного человека. Список литературы 1 Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике. Критические очерки истории и теории. М., 1986; Черняк Э.В. Влияние типов политических режимов на социальную активность личности. Казань, 1993 2 Демократия и участие в политике: буржуазные концепции и практика. — “Общественные науки”, 1986, № 4; 3 Тепляков А.В. Политическое участие в современной России (состояние, особенности, тенденции). М., 1993 4 Холмская М. Р. “Политическое участие как объект исследования. Обзор отечественной литературы”, www.poli s udies.ru 5 www.bolshe.ru 6 www.shule i a. arod.ru 7 Лупандин В.Н. “Отчуждение как форма политического участия молодежи: причины и пути решения”, www.os u.ru 8 Великая Н.М. “Основные тенденции политического участия в системе местного самоуправления”, www.socis.isras.ru 9 www.ispr.ru----------------------- Характер режима политического управления Особенности политической социализации Специфика социального статуса, роли, социокультуры поведения Степень политической образованности индивида и уровень его политической культуры Возрастные границы и социально – психологические особенности Свойства отдельного индивида Причины отчуждения Основные параметры молодёжи как возрастной и социально – демографической группы
Сочетание подъемов на третьей и четвертой шкалах типично для эмоционально незрелых личностей, характерная демонстративность которых и стремление ориентироваться на внешнюю оценку препятствуют прямому асоциальному поведению, позволяют контролировать асоциальные импульсы в тем большей степени, чем больше социальная дистанция между индивидуумом и людьми, входящими в круг его общения. Выраженность этого контроля, благодаря которому люда с таким типом профиля могут казаться даже склонными к конформизму, нарастает параллельно повышению профиля на третьей шкале по отношению к его уровню на четвертой. Поскольку враждебность, протест, неспособность и нежелание считаться с интересами окружающих проявляются в этих случаях в степени обратно пропорциональной социальной дистанции, они обнаруживаются главным образом в отношении с близкими людьми (в частности, с членами семьи, ближайшими родственникам, иногда приобретая характер узконаправленной ("канализированной") враждебности по отношению к кому-нибудь из них. Обычно эта враждебность рационально обосновывается, что позволяет лицам с подобным типом профиля сохранять внешнюю конформность. Косвенным проявлением асоциальных тенденций может быть склонность к общению с асоциальными индивидуумами. Пятая шкала. Выраженность мужских и женских черт характера Пятая шкала содержит 59 утверждений, касающихся таких сфер, как отношение к различным видам профессиональной деятельности, культурные потребности и интересы и т. п. Таковы, например, утверждения: "В детстве Вы играли в "классы"; "Вы любите собирать цветы или выращивать их дома"; "Вам понравилась бы работа медсестры" (типичный ответ для мужчин "неверно", для женщин-"верно"), "Вы любите популярную литературу по технике", "Вам понравилась бы работа инженера-строителя" (типичный ответ для мужчин-"верно", для женщин-"неверно").
![]() | 978 63 62 |