![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек |
Влияние семейных отношений на отношения со сверстниками | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Семейные, жизненно-фабулические и биографические, социально-сословные, социально-классовые отношения являются твердой всеопределяющей основой всех сюжетных связей; случайность здесь исключена. Герой приобщается сюжету как воплощенный и строго локализованный в жизни человек, в конкретном и непроницаемом облачении своего класса или сословия, своего семейного положения, своего возраста, своих жизненно-биографических целей. Его {человечность} настолько конкретизована и специфицирована его жизненным местом, что сама по себе лишена определяющего влияния на сюжетные отношения. Она может разыгрываться только в строгих рамках этих отношений. Герои размещены сюжетом и могут существенно сойтись друг с другом лишь на определенной конкретной почве. Их взаимоотношения созидаются сюжетом и сюжетом же завершаются. Их самосознания и их сознания, как людей, не могут заключать между собой никаких сколько-нибудь существенных вне-сюжетных связей. Сюжет здесь никогда не может стать простым материалом внесюжетного общения сознаний, ибо герой и сюжет сделаны из одного куска
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ филиалКафедра практической психологии Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А На тему Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе Студент-дипломник . Научный руководитель . . Рецензент . . Допустить к защите « » 2001г . 2001 Содержание: Введение 3Глава I. Литературный анализ по проблеме семьи и ее роли в процессе формирования личности ребенка. 6 1. Характеристики семьи как малой социальной группы: структура, динамика, функции семьи. Периодизация семейных отношений. 6 2. Совместимость супругов: функционально-ролевой и структурный подходы к семейной совместимости. Переход к родительству как этап семейного цикла. 13 3. Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка. 23 4. Особенности взаимоотношений первоклассников в школьном коллективе. 29 Глава II. Исследование влияния совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе. 38 2.1. Методы исследования. 38 2.2. Исследование социального статуса первоклассников в группе сверстников. 40 2.3. Исследование уровня совместимости родителей детей. 49 2.4. Выявление степени зависимости между социальным статусом ребенка в коллективе и совместимостью его родителей. 61 Заключение. 64 Список литературы. 67 Приложения. 70 Введение. Семья имеет огромную роль в жизни как отдельной личности, так и всего общества в целом.
Все этапы психосексуального развития взаимосвязаны. Существует преемственность стадий этого процесса. На каждом из этапов становления сексуального развития имеются задатки последующего. Если выпадает какой-либо этап, то это искажает течение последующих стадий, а в целом влияет на сексуальность человека. Если ранние этапы нормального психосексуального развития отсутствуют или нарушаются, то возникают грубые нарушения, деформация сексуальности, которые затрагивают ядро личности. Если отрицательные факторы влияют на личность уже на завершающих стадиях развития сексуальности, то это приводит к более легким нарушениям. Очень многие сексуальные проблемы взрослых людей являются следствием неправильного полового воспитания в детские и подростковые годы. Хороши ли «ежовые рукавицы»? Будущее девушки – не в руках её матери. Бернард Шоу Среди представителей старшего поколения немало тех, кто считает все, что связано с сексуальными отношениями, – низменным, грязным, порочным. Такое же отношение они навязывают своим детям. Чрезмерная опека и контроль, внушение родителями мысли о «постыдности» и «мерзости» всего, что связано с нормальной сексуальностью, запрещение общения со сверстниками противоположного пола, навязывание иного круга общения, изоляция от ровесников (чтобы уберечь от их «развращающего» влияния), отрицательное, «грязное» отношение к половым органам и любым проявлениям сексуальности ребенка, естественным для его возраста, наказания, оскорбления, унижение ребенка и другие жестокие «воспитательные» меры, – искажают развитие сексуальности и деформируют личность
К социально-психологическим факторам следует отнести: 1. Нарушения воспитания подростка в семье. Влияние семейной среды на формирование личности является наиболее важным в силу того, что семья служит основным общественным институтом социализации личности (Соотношение между акцентуациями характера и наиболее неблагоприятными типами семейного воспитания будет раскрыто в главе 4 «Диагностическая и коррекционная работа»). 2. Школьную дезадаптацию. В подростковом возрасте падает интерес к учебе в силу изменения ведущего вида деятельности (согласно теории возрастной периодизации Д.Б.Эльконина). В психологии предпринимались попытки выделения специфических школьных трудностей. С точки зрения одного из исследователей этой проблемы Д.Скотта, « характер дезадаптации ребенка в школе можно определить по форме дезадаптированного поведения, а именно: по депрессивному состоянию, по проявлениям тревожности и враждебности по отношению к взрослым и сверстникам, по степени эмоционального напряжения, по отклонениям в физическом, умственном и сексуальном развитии, а также по проявлениям асоциальности под влиянием неблагоприятных условиях среды». 3. Подростковый кризис.
A Natural History of Love. New York: Random House. В этой получившей высокую оценку книге, отличающейся доступностью, увлекательностью и информативностью изложения, анализируются исторические, биологические и культурные истоки любви. Barker, Robert (1987). The Green-Eyed Marriage: Surviving Jealous Relationships. В этой прекрасной книге, написанной брачным и семейным терапевтом, рассматриваются причины и последствия ревности, а также способы преодоления ее негативного влияния на близкие отношения. Berscheid Ellen (1994). Interpersonal Relationships. Annual Review of Psychology, 45, 79-129. Авторитетный и строго научный обзор исследований, анализирующих способы установления и поддержания людьми близких отношений. Fromm Erich (1963). The Art of Loving. New York: Bantam Books. Классическая работа, посвященная теме любви. Фромм разъясняет читателю, как направить силу любви на развитие человеческого потенциала, скрывающегося как в самом человеке, так и в его близких отношениях. Hatfield, Elaine and Rapson, Richard (1993)
И, если эти взаимоотношения не удовлетворяют ребенка, у него возникают глубокие аффективные переживания, которые ведут либо к значительному снижению активности в общении со сверстниками, либо к агрессивности по отношению к ним (Головко О.А., Котирло В.К.( )). В этом случае мы говорим о непонимании родителями своего ребенка, его трудного периода. И это непонимание выражается применением физической силы и грубости по отношению к “своему милому беби”. А ведь ему и так не сладко! (Р.Кэмпбелл ( )). Родители становятся невыносимыми, ссорясь с ребенком и друг с другом из-за его воспитания ( Мид М. “Развитие ребенка”( )). А в этом случае, при воспитании детей в атмосфере постоянных скандалов, драк, недоразумений в семье у ребенка культивируется и усиливается неумение сдерживать непосредственные эмоциональные реакции, возбудимость, конфликтность. Заражаясь раздражительностью взрослых, дети переносят ее на свое ближайшее окружение - сверстников. И, хочется повториться, что именно в младшем дошкольном возрасте перед детьми “взрослые выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире” (Д.Б.Элькони( )). И, конечно же, в этом возрасте в первую очередь такими образцами являются родители.1.4. Влияние семейного руководства на усвоение агрессивного поведения детьми.Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Е.А.Аркин, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Н.И.Лисина, В.К.Копырло и др.). Авторы, занимающиеся этой проблемой отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку. М.Мид ( ), изучая примитивные сообщества, сделала очень интересные наблюдения.
В дружном коллективе сверстников такие учащиеся чувствуют себя одинокими, им не интересно учится, читать, у них не развита потребность в познании. Такие подростки чужые дома, чужые в школе, лишь в компании с асоциальными установками, потребностями и интересами они «свои», там их признают, там они находят «себя». В итоге ребенок становится трудным, когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний (аморальное поведение взрослых, дурное влияние улицы, компании правонарушителей), неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребенок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний. Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей, оговаривая, что данная типизация, как и вообще всякая типизация, условна: 1) дети с нарушениями в сфере общения; 2) дети с повышенной или с пониженной эмоциональной реакцией; 3) дети с односторонним умственным развитием; 4) дети с неправильным развитием волевых качеств1.
В дружном коллективе сверстников такие учащиеся чувствуют себя одинокими, им не интересно учится, читать, у них не развита потребность в познании. Такие дети чужые дома, чужые в школе, лишь в компании с асоциальными установками, потребностями и интересами они «свои», там их признают, там они находят «себя». Как отмечает Е. Савонько, специально изучавшая соответствующие материалы, в большинстве случаев дети сталкиваются «в подворотнях» с жестокостью, пустотой, пьянством, неравноправием, законом сильного, жёсткой иерархией, с особым моральным климатом. Многие принимают это, другие начинают «прозревать», понимать или сильно ощущать, что эта жизнь приносит им мало радости, что дружбы там нет, романтики тоже. В итоге ребёнок становится трудным, когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний (аморальное поведение взрослых, дурное влияние улицы, компании правонарушителей), неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений.
Мы хотим кратко рассмотреть влияние семейных отношений в формировании коммуникативных качеств подростка. Одной из самых главных особенностей подросткового возраста - смена авторитетов и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Ребенок принимает различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки стоят где-то "посередине", и эта промежуточность положения определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание. Французскими психологами (Б. Заззо, 1969) был поведён опрос детей от 5 до 14 лет, на предмет того, считают ли они себя "маленькими", "большими" или "средними" (не по росту, а по возрасту); при этом выяснилась эволюция самих эталонов "роста". Дошкольники часто сравнивают себя с младшими и потому утверждают, что они "большие". Школьный возраст дает ребенку готовый количественный эталон сравнения - переход из класса в класс; большинство детей считают себя "средними", с отклонениями преимущественно в сторону " большого ".С 11 до 12 лет точка отсчета меняется; ее эталоном все чаще становиться взрослый, "расти" - значит становиться взрослым.
На основе результатов анализа, можно констатировать, что особенности поведения студентов проявляются по-разному, в зависимости от того в каких ситуациях оказывается личность. Более того, состояние учебной мотивации зависит от того, оценивает ли студент учебную деятельность в сравнении с его собственными, реальными возможностями и уровнем притязаний, а также влияние на учебную мотивацию мнение сверстников с тем или другим уровнем способностей. Наше исследование студенческой деятельности и ее учебной мотивации позволяет выделить несколько ступеней включенности студента в процесс учения. Каждая из этих ступеней характеризуется, во-первых, некоторым общим отношением к учению, которое, как правило, достаточно хорошо фиксируется и обнаруживается. Во-вторых, за каждой степенью включенности студента в учение лежат разные мотивы, цели учения. В-третьих, каждой из ступеней включенности студента в учение соответствует то или иное состояние имение учиться, что помогает понять причину тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода студента от трудностей в работе и т.д. Психологические исследования подтверждают взаимосвязь отношения студентов к учению и сформированности учебной деятельности.
На основе анализа литературы была сформулирована следующая гипотеза исследования. Если обследуемая семья является неполной или смешанной (т.е. в ней имеется только один родитель либо один из родителей является приемным) и в семейных отношениях наблюдаются конфликты, то у детей- подростков из этой семьи будут наблюдаться нарушения в развитии автономии и индивидуации. Таким образом, задача данного исследования – изучить особенности развития автономии и индивидуации подростков в неполных и смешанных семьях, переживающих кризис взаимоотношений. Вторая глава содержит изложение и обсуждение результатов исследования особенностей развития автономии и индивидуации подростков в неполных и смешанных семьях. Исследование проводилось на материале неполных и смешанных семей, т.е. семей, в которых имеется только один родитель либо один из родителей является приемным. Всего было изучено 5 семей. Основным эмпирическим материалом в данной работе служили результаты бесед с родителями и их детьми, кроме этого проводилось тестирование детей (использовался детский вариант личностного опросника Р. Кеттела). Были проанализированы особенности взаимоотношений в обследованных семьях, влияние семейных отношений на развитие автономии и индивидуации у детей- подростков, а также выделены общие черты в развитии автономии и индивидуации подростков.
На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка. К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях. Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта). Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок. Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д. Анализ рисунков показал, что из 30 семей к высокому уровню детско- родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %).
Вполне вероятно, что качество отношений отражает и смягчает влияние личностных характеристик партнеров на психосоциальное функционирование. Стрессовые события, происходящие в период брака, и то, как пары справляются с этими трудными обстоятельствами, -6- не менее важны, чем устойчивые личностные неблагоприятные факторы, которые супруги вносят в брак. Позитивность между партнерами не только укрепляет супружеский союз, но и облегчает переход к выполнению родительских функций, а также способствует установлению позитивных отношении между родителями и детьми. Появление детей. Выполнение родительских обязанностей приносит много трудностей. Дело не только в том, что возникают новые отношения — отношения с ребенком, изменяется весь семейный уклад. С рождением детей изменяются отношения между супругами, взаимодействие с родственниками. Принятие супружеской парой решения о рождении ребенка — еще одно подтверждение влияния личного выбора на психосоциальное решение. То, как признаются и выражаются эмоции в общении супругов и родителей с детьми, оказывает огромное влияние не только на супружеский союз, но и на развитие ребенка.
По данным социологов конфликты между супругами по поводу детей по частоте стоят на первом месте. Причём не только у молодых родителей, но и родителей со стажем.1.1. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. В ПСИХОЛОГИИ ПОД КОНФЛИКТОМ ПОНИМАЕТСя ОБОЮДНОЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПСИХИчЕСКОЕ СОСТОяНИЕ ДВУХ ИЛИ БОЛЕЕ ЛЮДЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСя ВРАЖДЕБНОСТЬЮ, НЕГАТИВИЗМОМ В ОТНОШЕНИяХ, ВЫЗВАННОЕ НЕСОВМЕСТИМОСТЬЮ ИХ ВЗГЛяДОВ, ИНТЕРЕСОВ ИЛИ ПОТРЕБНОСТЕЙ. КОНФЛИКТЫ БЫВАЮТ ОТКРЫТЫЕ ИЛИ СКРЫТЫЕ. ОТКРЫТЫЕ КОНФЛИКТЫ ПРИНИМАЮТ ФОРМУ ССОРЫ, СКАНДАЛА, ДРАКИ И Т. Д. СКРЫТЫЕ ЖЕ КОНФЛИКТЫ НЕ ИМЕЮТ яРКОГО ВНЕШНЕГО ПРОяВЛЕНИя, ЭТО ВНУТРЕННЕЕ НЕДОВОЛЬСТВО, НО ИХ ВЛИяНИЕ НА СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИя НЕ МЕНЕЕ ОЩУТИМО, чЕМ ОТКРЫТЫХ. ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ ВЫРАЖАЮТСя В ТОМ, чТО ПСИХИчЕСКОЕ СОСТОяНИЕ СУПРУГОВ МОЖЕТ ПЕРЕЙТИ В СТРЕССОВОЕ, ИСКАЖАЮЩЕЕ ПСИХИКУ чЕЛОВЕКА; ОБОСТРяЮТСя ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИя В ДУХОВНОМ МИРЕ чЕЛОВЕКА, МОЖЕТ НАСТУПИТЬ СОСТОяНИЕ ОПУСТОШёННОСТИ, ПРИ КОТОРОМ ВСё КАЖЕТСя БЕЗРАЗЛИчНЫМ. Конфликт вызывается какой-то сложной для супругов проблемой. Конфликты специфичны для разных стадий развития семьи. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу.
Министерство образования РФ Тюменский государственный университет Высшая педагогическая школа Кафедра возрастной и педагогической психологии Допустить к защите в ГАК Зав.каф. возрастной и педагогической психологии. Доктор психологических наук, Профессор, Атаханов Р.А. « » 2002 год. Ковалёв Роман Алексеевич Психолого-педагогический аспект формирования будущего семьянина у детей дошкольного возраста (Выпускная квалификационная работа) Научный руководитель к.п.н., доцент Голиков Н.А. Автор работы Ковалёв Р.А. Рецензент Директор Социально-педагогического колледжа № 2, к.п.н. Плотников А.Д. Оглавление Введение .3 Глава 1. Теоретические основы влияния семейной атмосферы на формирование у детей позитивных представлений о семье . .6 1.1 Возникновение и развитие семейно-брачных отношений. .6 1.2 Формирование у дошкольников представлений о семье .12 Глава II. Изучение характера взаимоотношений в семье и их влияния на готовность к семейной жизни .282.1 Изучение характера взаимоотношений в семье .282.2 Выявление позитивных качеств личности ребёнка, направленной на успешное выполнение социальной роли семьянина .37 Заключение 43 Литература .46 Приложения .51 Введение Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования.
Зато все недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются остро и болезненно . Особенно это касается расхождение слова и дела. Из трех тысяч старшеклассников и учащихся ПТУ, опрошенных социологами , свыше 2/3 отметили, что замечают существенные расхождения между тем, чему учат их родители, близкие родственники и учителя, и тем , как они сами поступают в повседневной жизни (С.И. Плаксий, 1987). Это не только подрывает авторитет старших, но и является практическим уроком приспособленчества и лицемерия. В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками и тем автономнее будет это общение от взрослых. Но влияния родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают и взаимодополнительными . “Значимость” для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности.
По данным социологов конфликты между супругами по поводу детей по частоте стоят на первом месте. Причём не только у молодых родителей, но и родителей со стажем. 1.1. Семейные конфликты и их характеристика. В ПСИХОЛОГИИ ПОД КОНФЛИКТОМ ПОНИМАЕТСя ОБОЮДНОЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПСИХИчЕСКОЕ СОСТОяНИЕ ДВУХ ИЛИ БОЛЕЕ ЛЮДЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСя ВРАЖДЕБНОСТЬЮ, НЕГАТИВИЗМОМ В ОТНОШЕНИяХ, ВЫЗВАННОЕ НЕСОВМЕСТИМОСТЬЮ ИХ ВЗГЛяДОВ, ИНТЕРЕСОВ ИЛИ ПОТРЕБНОСТЕЙ. КОНФЛИКТЫ БЫВАЮТ ОТКРЫТЫЕ ИЛИ СКРЫТЫЕ. ОТКРЫТЫЕ КОНФЛИКТЫ ПРИНИМАЮТ ФОРМУ ССОРЫ, СКАНДАЛА, ДРАКИ И Т. Д. СКРЫТЫЕ ЖЕ КОНФЛИКТЫ НЕ ИМЕЮТ яРКОГО ВНЕШНЕГО ПРОяВЛЕНИя, ЭТО ВНУТРЕННЕЕ НЕДОВОЛЬСТВО, НО ИХ ВЛИяНИЕ НА СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИя НЕ МЕНЕЕ ОЩУТИМО, чЕМ ОТКРЫТЫХ. ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ ВЫРАЖАЮТСя В ТОМ, чТО ПСИХИчЕСКОЕ СОСТОяНИЕ СУПРУГОВ МОЖЕТ ПЕРЕЙТИ В СТРЕССОВОЕ, ИСКАЖАЮЩЕЕ ПСИХИКУ чЕЛОВЕКА; ОБОСТРяЮТСя ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИя В ДУХОВНОМ МИРЕ чЕЛОВЕКА, МОЖЕТ НАСТУПИТЬ СОСТОяНИЕ ОПУСТОШёННОСТИ, ПРИ КОТОРОМ ВСё КАЖЕТСя БЕЗРАЗЛИчНЫМ. Конфликт вызывается какой-то сложной для супругов проблемой. Конфликты специфичны для разных стадий развития семьи. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу.
Идея «управления на уровне эмбрионального материала неразрывна, смысло-логически связана с искусственным оплодотворением, как бы ее хотели многие закрыть на это глаза. Симптоматично, что в трех фундаментальных типологических моделях искусственного оплодотворения, оно никогда не являлось самоцелью, но всегда выступало лишь средством для решения другой задачи - задачи совершенствования человека. Эта задача ставится и в селекционно-зоотехнической, и в научно-мифологической модели. Для цели совершенствования и таким образом спасение человека совершается и непорочное зачатие Богородицы. Очевидно, что до реализации идеи управления особенностями человека технологически, этически и политически еще далеко. Сейчас же врачей и общественность беспокоит здоровье «пробирочных детей». К опасениям общего характера относятся следующие: - в какой степени беременности, возникшие у бесплодных женщин, способствует повышению генетического груза в популяции за счет рождения детей с врожденной и наследственной патологией? - каково влияние медикаментозных средств, длительно используемых при лечении бесплодия, на плод? - какова генетическая опасность использования спермы донора при искусственном оплодотворении К этим опасениям можно добавить и следующие вопросы: не станет ли метод искусственного оплодотворения косвенной поддержкой тенденции “асексуального размножения” и в итоге основанием принципиальных сдвигов в традиционных формах семейно-брачных отношений? Можно ли опасаться культурологических, демографических сдвигов в результате изменения структуры семейно-брачных, родственных отношений? Ответы на эти вопросы предполагают освещение истории и динамики создания технологий искусственного оплодотворения.
![]() | 978 63 62 |