![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Возрастные кризисы взрослости | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Даша: А что происходит в случае, когда мы то и дело откладываем принятие решения на потом? Алена: Те, кто всячески «уходит» от принятия решения, от своевременного выбора, все равно вынуждены будут пройти через кризис. Но уже не оптимальным путем, а под давлением дистресса, обстоятельств, других людей, то есть вынужденно. Часто именно они говорят о неизбежности Судьбы, о злом Роке, о "заколдованном круге проблем". Анна: Какие вообще кризисы существуют? Алена: Обычно, говоря о кризисах, имеют в виду лишь кризисы возрастные. Мы же будем придерживаться иной классификации, разделяя кризисы на: возрастные кризисы, зависящие от возрастных изменений и соотносящиеся с физиологическими периодами развития человека; личностные кризисы, иными словами, кризисы развития Я, затрагивающие как изменения в самооценке, в оценке своих возможностей и способностей, так и во взглядах на жизнь; межличностные кризисы, отражающие изменения в отношениях с другими. К примеру, семейные кризисы, отношения, возникающие между мужем и женой, родителями и детьми
Целью данной работы является рассмотрение индивидуального, ненормативного кризиса, его протекания в жизни взрослого человека и, главное, соотношения с возрастными кризисами взрослости. Проблема индивидуальных кризисов разрабатывалась в психиатрии, социальной и в семейной психологии. Большой вклад в исследование индивидуальных кризисов сделали Э. Линдеман, Г. Хилл, Д. Каплан. Проблемами возрастных кризисов, в том числе зрелых периодов жизни, занимались многие авторы, о чем еще будет сказано ниже. Однако общей теории, методологии кризисов разного происхождения на данный момент нет. Необходимость в такой теории существует. Эта необходимость обусловлена, прежде всего, практическими задачами. Работа с кризисными состояниями – общепризнанный и общепринятый предмет в практике социальной и психологической работы с индивидами, семьями и группами. Проблема кризисов имеет огромную практическую значимость. В наше время количество людей, испытывающих кризисы, неуклонно возрастает. Это связано с резкими изменениями условий жизни (девальвация привычных ценностей, нестабильность общественных структур, болезни, экономические и национальные катаклизмы и т.д.). В кризисный период человеку необходима квалифицированная помощь.
Оценка габитуса является важным критерием в диагностике заболеваний, свидетельствует о состоянии человека. генитальная любовь такая форма любви, к которой субъект приходит на вершине своего психосексуального развития, т.Pе. не только дойдя до генитальной стадии, но и преодолев комплекс Эдипа. генитальность высший уровень развития либидо, зрелость. декомпенсация недостаточность механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма, гоме-остаза; также может проявляться при дезадаптации личности, в связи с социально-психологическими или биологическими (соматические заболевания, возрастные кризисы) факторами. динамическая модель рассмотрения душевных процессов рассмотрение психических явлений как форм проявления определенных и, как правило, скрытых от сознания тенденций, влечений и т.Pп., находящихся в противоречивых отношениях между собой (единство и борьба), а также с точки зрения переходов из одной подсистемы в другую. застой скопление жизненной энергии в организме, превращающееся в источник энергии для биопатии и иррационализма. защита психическая (эго-защита) модель рассмотрения душевных процессов совокупность бессознательных психических процессов, которые призваны защитить Я (эго) от угроз со стороны реальности или со стороны влечений (ид) и/или сверх-я. интроекция субъект в процессе фантазирования переходит «извне» «внутрь» объектов и качеств, присущих этим объектам, отношения с объектом «вовне» заменяют отношения с воображаемым субъектом «внутри себя»
Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет Традиционным для советской психологии является анализ возрастного кризиса раззвития, предполагающий описание тех новообразований, которые возникают в этот период. Новообразованиями кризиса 1 года считают мотивируемые представления, активность; новообразованием кризиса 7 лет — возникновение личного сознания и конкретной самооценки; младшего школьного возраста — рефлексию, подросткового — чувство взрослости, самоопределение. Для всех исследователей, изучавших кризис 3 лет, очевидно, что главные изменения в этот период сосредоточены вокруг «оси Я». Их сути в психологической эмансипации Я ребенка от окружающих взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений — упрямством, негативизмом и др. . Новообразованием кризиса 3 лет называется также возникновение системы Я , появление «личного действия» и чувства «Я сам» . Надо отметить, что исследователи скорее обозначили область существенного, сферу поиска, нежели действительно раскрыли психологическое содержание этих новообразований.
Просто сейчас я с несравненно большим трудом делаю то, что некогда давалось мне совсем легко». Каждый из импрессионистов переживал эти годы сомнений, тревог по-своему. «Я складывал все мои замыслы в шкаф, но ключ от него всегда был при мне, теперь же я утерял этот ключ,P стонал Дега.P Я в состоянии комы, и мне от него не оправиться. Займусь чем-нибудь, как говорят люди, не делающие ничего, и все тут». Дега ошибался: требовательность к себе, снедавшая импрессионистов, напротив, свидетельствовала об их жизнеспособности. Этим они показали, что они настоящие художники-творцы. Потому что творцы никогда не сдаются. В отличие от большинства людей, незаметно для самих себя впадающих в дремоту, они преодолевают возрастной кризис точно так же, как и все прочие кризисы, и выходят из него закаленными и возмужавшими. Вдохновляемые, увлекаемые движущей ими таинственной силой, они до самого последнего вздоха совершенствуются и растут. Разумеется, импрессионисты с большей легкостью вышли бы из этого духовного кризиса, если бы он не усугублялся постоянными денежными затруднениями
При этом диагностические задачи могут решаться совместно с прогностическими как в периоды раннего онтогенеза, так и в периоды взрослости и геронтогенеза. Психология развития занимается изучением проблем психического развития в онтогенезе, преобразуя и организуя взаимосвязи между различными отраслями психологического знания. В ее задачи входит: - разработка периодизации психического развития, отвечающей современному состоянию общества; - изучение индивидуальных вариантов развития личности, в том числе потенциала развития личности и средств его осуществления; - изучение особенностей возрастных кризисов психического развития; - изучение роли семьи, образовательных учреждений и других сфер жизни в развитии личности; - исследование причин и психологических механизмов различного рода трудностей в развитии, в том числе выявление условий, обеспечивающих преодоление таких жизненных преград как зависимости, неврозы и т.д. Актуальность определяется тем, что в возрастной психологии есть целый ряд нерешенных проблем, в том числе фундаментальных, касающихся, например, формирования личности ребенка и многих других вопросов, которые я попытаюсь рассмотреть в своей работе.
Включение в жизнь деструктивной группы, путем поначалу незначительных уступок, дает возможность обретения нравственной опоры, которая кажется некоторым людям более прочной, чем шаткое основание индивидуальной свободы. Кто же попадает под влияние тоталитарных культов: I. Люди, находящиеся в состоянии психоэмоционального стресса, глубокого разочарования, испытывающие чувство одиночества, давление экзистенциального вакуума и неудовлетворенность духовных потребностей. К их числу относятся и люди, имеющие глубокие психологические травмы на почве семейной жизни и профессиональной деятельности. (Кондратьев, 1999, с.44(. Причинами попадания в тоталитарные культы данной категории людей могут являться следующие факторы: возрастные кризисы, критические ситуации, переломные моменты личной биографии (развод, смена или потеря работы, места жительства и т.д.). У них имеются четыре возможности для разрешения жизненного кризиса, избавления от давления: а) Самоубийство. б) Изоляция от общества (самостоятельная с группой). Изоляция от общества в отдельной группе единомышленников, является наиболее вероятным путем разрешения кризиса, так как позволяет человеку полностью снять с себя ответственность за свою судьбу, реализовать потребность в общении и понимании, и не совершить при этом социально неприемлемых (преступных) действий.
Направление, которое уже не изменишь - вот ключевое условие рождения судьбы. И как смерть высвечивает личную судьбу, так конец, законченность сюжета создает судьбу литературного Героя. Писатель (и читатели), идентифицируясь с Героем, примеряют на себя и его миссию. Возвращаясь к нашей теме, можно сказать, что желание увидеть свою жизнь как судьбу особенно обостряется в периоды возрастных кризисов. Подростки зачитываются героической литературой - ну и ладушки; там действительно есть ответ на их несформулированные запросы. А удовлетворение желаний (в том числе и социально неприемлемых) всегда присутствует в жизни человека. Он получает удовольствие, когда читает книгу или смотрит фильм (а иначе он просто не стал бы этого делать). Но это - процессы сиюминутные (удовольствие от локальной ситуации, не связанной с сюжетной линией в целом), и ставить их на первое место можно только при условии, что сам сюжет полностью лишен значимости. Именно на этом и настаивал Фрейд в своем методе интерпретации сновидений. Но нас сейчас интересует как раз сюжет и его воздействие на человека вообще и иницианта в особенности.
Показательно, что все остальные «гости умные молчат, с бабой спорить не хотят». Они уже прошли эти ступени; им это не интересно. Но князь буквально загорается желанием следующей фазы сексуального развития. Манифестной мотивацией этого желания является стремление заслужить одобрение отца, доказать ему свою ценность. Идентификация с Героем мифа помогает человеку преодолеть возрастной кризис, совершить очередной переход. Иными словами, миф служит для символического сопровождения совершающейся психической трансформации. Как в дописьменных обществах зародыш мифа - сценарий мистического действа, придающий ему смысл, служил для сопровождения проводимого ритуала. Сценарий в данном случае есть не просто описание порядка действий, но описание символизируемого ими смысла. Т.е. не «иницианта запирают в избушке», но «инициант (Герой) проглатывается змеем». Не случайно помещения для инициации обладают подчеркнуто зооморфными чертами. И в русской волшебной сказке сторожевой пост Стража Порога (Бабы Яги) стоит на птичьих (курьих) ножках.
На 1 году у ребенка закладывается интеллект. Самые важные 3-5 недели жизни. Появляется потребность к новым впечатлениям (интеллектуальным). Три месяца – комплекс оживления (ребенок узнает свою мать). К концу года пробуждается воля. Это возрастной перелом и называется возрастным кризисом. Содержание возрастного перелома физическое освобождение от взрослого , ребенок начинает отдаляться от родителей. Приобретение физической самостоятельности. Это проявляется в чрезвычайной двигательности ребенка и ограничении активности приводит к психологическому бунту (реакция протеста проявляется в упрямстве ). Раннее детство (2-3 года). Очень важный возраст, свободное перемещение в пространстве, освоение формы, величины. Познание через манипуляцию предметов. Развитие (мальчики обычно начинают говорить позже). У ребенка должно развиваться наглядно-действенное мышление, мышление через манипуляцию. Речь и усвоение социально выработанных способов, действий с предметами – ново-психологические новообразования. Закладывается фундамент нравственной морали, сформирована положительная эмоциональная реакция на похвалу взрослого. Конец этого возраста – возрастной кризис 3-го года жизни. Он заключается в пробуждении самосознания.
Эриксон выделяет 8 основных задач, которые человек, так или иначе, решает в течение своей жизни. Эти задачи присутствуют на всех возрастных этапах, на протяжении всей жизни. Но каждый раз одна из них актуализируется с очередным возрастным кризисом. Если она решается в положительном ключе, то человек, научившись справляться с подобного рода проблемами, дальше чувствует себя в похожих ситуациях более уверенно. Не пройдя успешно какой-либо возрастной период, он чувствует себя как школьник, не умеющий решать задачи какого-то типа: “вдруг спросят, вдруг уличат, что не умею”. Ситуация эта не является необратимой: учиться никогда не поздно, но она осложняется тем, что время, отведенное на решение данной проблемы, упущено. Новые возрастные кризисы выводят на первый план новые проблемы, каждый возрастной этап “подбрасывает” свои задачи. А на старые, привычные часто не хватает ни сил, ни времени, ни желания уже. Так и тянутся они в виде отрицательного опыта, опыта поражений. В таких случаях говорят, что за человеком тянется “хвост проблем”. Таким образом, Э. Эриксон рассматривает соответствие между стадиями взросления и проблемами, которые человек, не решив на определенной стадии, потом так и тянет за собой всю жизнь.
В этом отношении мы можем рассматривать шизомиф Лэнга как мистерию индивидуальной религии. Таким образом, шизомифологема Лэнга в общих чертах совпадает с рассмотренными нами схемами Кэмпбелла и Проппа. А психотический характер переживаний шизогероев бросает новый свет на утверждение Леви-Строса, что миф есть медиативный процесс, направленный на устранения угрожающего раскола. Шизомиф, несомненно, есть психотический вариант универсального мономифа, хотя имеются и существенные отличия. Мономиф, как мы знаем, отражает бессознательные процессы трансформации психики, происходящие в периоды социально обусловленных переходов, в периоды возрастных кризисов человека. Во всех предыдущих блоках мы говорили именно об этом. Психотический кризис может быть никак не связан с возрастными переходами, но это такой же кризис исчерпавшего себя способа бытия. Шизоид должен радикально изменить себя, умереть и восстать полностью обновленным. Он переходит порог и оказывается в зоне иной реальности. В большинстве случаев он теряет при этом все ориентиры и навсегда остается в этом темном мире.
Это происходит под воздействием некоторых пусковых биологических механизмов, меняющих социальную ситуацию развития человека (ребенка). То есть, возникающие в процессе роста, новые материальные структуры приводят к изначально биологической необходимости поддержать гомеостаз организма. Как следствие - старые способы жизнедеятельности (в том числе - и психические) не могут уже выполнять эту функцию. Появляется необходимость изменения образа взаимодействия с окружающей средой, в данном случае, с социумом, т.к. именно он и определяет весь спектр проявлений активности человека. Тем самым, человек меняет характер своей социальной активности с целью удовлетворения новых потребностей. Следствием этого является изменяющийся социальный статус человека. Именно этот факт является определяющим в проблеме кризисов не только взрослого человека, но и ребенка, подростка, а так же - пожилого человека. При этом необходимо отделить кризисы развития от возрастной периодизации. То, что обычно подразумевают под возрастными кризисами, является, на самом деле, этапами возрастного развития. Так как кризис, сам по себе, не является какой - то границей или чертой.
Человеку трудно одинаково активно проявлять себя одновременно в различных сферах, его предпочтение в сфере жизненных ценностей изменяется. С возрастом (можно предположить, что это время лишь случайно совпадает с тем периодом, когда дети покидают родительский дом) близкие межличностные связи становятся более значимыми, приближение старости порождает страх одиночества, человек начинает больше ориентироваться на своего супруга, а следовательно и увеличивается удовлетворенность браком. Так, по некоторым данным (Kerchoff,1976), люди после 60 лет часто считают свой брак настолько же удовлетворяющим их, как в первые годы после его заключения. Автор аналитического исследования (1) утверждает, что возможен еще целый ряд альтернативных объяснений изменения кривой удовлетворенности браком и параметров супружеских отношений, например, привлечение для этого результатов исследований жизненных циклов, возрастных кризисов, факта воздействия общества на людей, имеющих детей, и т.д. Но такие гипотезы реже встречаются в литературе, они менее разработаны.
Она выделила личностные компоненты в каждом возрастном кризисе, говоря о превращении ребенка из объекта в субъект в конце первого года жизни, появлении осознания себя как субъекта действия в три года, как субъекта в системе социальных отношений в семь лет и, наконец, осознания своей личностной уникальности и ценности в подростковом возрасте. Давыдов совместно с Д. Б. Элькониным создал новое направление в отечественной психологии - психологию формирования мыслительной деятельности учащихся. Однако главные работы Эльконина были посвящены проблемам игровой деятельности и периодизации. Он выделил структуру игровой деятельности, в число основных элементов которой входят сюжет (во что играют), содержание (как играют), роль, воображаемая ситуация, правило, игровые действия и операции, игровые отношения. По мнению Эльконина, наибольшее значение в игре имеет роль, которая позволяет ребенку контролировать свое поведение, так как в роли скрыто правило поведения в данной игре. Исследования Эльконина выявили не только структуру и этапы развития игры, но и ее ведущее значение для формирования психических функций и личностных качеств детей, что позволило доказательно говорить о ведущей роли игровой деятельности в дошкольном возрасте.
IV уровень – это уровень индивидуального сознательного, состоящего из двух подуровней, психофизически и социально-психологически обусловленных. На этом уровне человек задает себе вопросы: “Кто я?”, “Что я?”, “Зачем я?”, которые квалифицируются Виктором Франклем как актуализация поиска смысла жизни. Рецидивы этого поиска определяются, по мнению Ерика Ериксона, возрастными кризисами, которые реорганизуют человека, как биологическую и психофизическую систему, адаптируя его к постоянно изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Динамически кризис представлен четырьмя компонентами: стресс, фрустрация, конфликт и собственно кризис. V уровень – уровень коллективного сознательного, проявляющий себя, с одной стороны, в мировоззрении индивида, с другой – в доминирующих, в определенных контингентах населения, социально-политических концепциях, которые в своей совокупности, с привлечением материала коллективного бессознательного, формируют ментальность конкретного человека или группы людей (E.Fromm). Долговременными программами V уровня, формирующими дезадаптацию, как правило, являются пословицы и поговорки, свойственные конкретному социальному или национальному контексту.
Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию. Л. И. Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Но тем не менее, какой бы субъективно (а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он все равно всем существом своим направлен в будущее, хотя "это будущее представляется ему еще очень туманно". Характеризуя подростковый возраст, Л. И. Божович писала: "В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе. и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь". В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются" мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни.
Наиболее емкое понятие индивидуального развития нам дает описание жизненного пути человека. Жизненный путь личности включает в себя время жизни, жизненный цикл индивида. Анализ жизненного пути учитывает не только натуральное развитие организма, но и социальную ситуацию развития, учитывает принципиальную многомерность возрастных свойств, неравномерность и гетерохронность протекания возрастных процессов. Как указывает Д. И. Фельдштейн, психологические характеристики возраста определяются конкретно-историческими условиями, в которых осуществляется развитие индивида, характером воспитания, особенностями его деятельности и общения . Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация развития», определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности . В настоящее время в отечественной психологии структуру психологического возраста принято оценивать на основе следующих критериев: социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности, центральных новообразований возраста и возрастных кризисов.
![]() | 978 63 62 |