телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАОдежда и обувь -30% Книги -30% Бытовая техника -30%

все разделыраздел:Психология, Общение, Человекподраздел:Психология, Общение, Человек

Когнитивный компонент самосознания у подростков

найти похожие
найти еще

Фонарь садовый «Тюльпан».
Дачные фонари на солнечных батареях были сделаны с использованием технологии аккумулирования солнечной энергии. Уличные светильники для
106 руб
Раздел: Уличное освещение
Наклейки для поощрения "Смайлики 2".
Набор для поощрения на самоклеящейся бумаге. Формат 95х160 мм.
19 руб
Раздел: Наклейки для оценивания, поощрения
Фонарь желаний бумажный, оранжевый.
В комплекте: фонарик, горелка. Оформление упаковки - 100% полностью на русском языке. Форма купола "перевёрнутая груша" как у
87 руб
Раздел: Небесные фонарики
Лишь благодаря самосознанию мы осознаем несоответствие свойств нашей личности социально-нравственным требованиям, предъявляемым нам; мы осознаем также несоответствие наших физических и психических возможностей нашим стремлениям. Основными функциями самосознания считаются: развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально-нравственными требованиями общества и сознательное использование психологических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества. Л.Д. Столяренко, выделяя критерии самосознания, определил и его структурные компоненты в виде: осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я; осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я); познавательные когнитивные представления о себе; эмоциональное, чувственное представление о себе . Психологический анализ самосознания, как считает И.И.Чеснокова, обязательно включает вопрос о структуре самосознания. В качестве одного из возможных вариантов структуры она предлагает понимание самосознания как единства трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности . Личностный подход к изучению особенностей самосознания разрабатывался Е.Т.Соколовой. По ее мнению самосознание является сложным динамическим единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного . В связи с этим, она считает, что в структуре самосознания необходимо различать 3 компонента – когнитивный (образ физического Я), аффективный (эмоционально-ценностное отношение, самооценка) и поведенческий, которые имеют относительно независимую логику развития, однако тесно взаимосвязаны. Таким образом, научные исследования позволили выработать и обосновать целостную теоретическую и экспериментальную парадигму исследований самосознания и обусловили новые возможности для научных исследований в данном направлении. При формировании самосознания человек, в первую очередь, начинает осознавать, что он отдельный индивид, отличающийся от других особенностями своей личности. Это понимание начинает формироваться еще в раннем детстве. К.Роджерс предложил теорию личностно центрированного консультирования, в которой по-своему рассматривал процесс формирования самосознания. Он отмечал, что чтобы получить адекватное представление о реальном «Я», необходимо понять суть концепции организмического оценочного процесса. Он подразумевает рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации (стремление развития своих способностей с целью поддержания самого себя и расширения границ своего «Я»). Личностно центрированная теория различает понятия «Я» и «Я-концепция». «Я» рассматривается как реальное организмическое «Я». Я-концепция людей – это их восприятие самих себя, которое не всегда соответствует их собственному переживанию или организмическому «Я». На начальном этапе Я-концепция формируется в основном на личном опыте индивида. Также люди разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими людьми, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я».

Какие психические функции и как выступают в качестве источника и средства информации о самом себе? С самого начала следует отметить: подобно тому, как в процессы переработки информации о предметах и событиях внешнего мира включены все гностические функции человека, так и в плане самосознания невозможно назвать какую-либо одну из всех познавательных функций, которая «брала бы на себя» всю нагрузку самоотражения. В гностическом плане самоотношение «обслуживается» процессами ощущения, восприятия, представления, памяти, мышления и воображения. Самоощущение, как это показано В. В. Столиным, связано с организмическим уровнем активности человека . В самосознании тело со своими внутренними состояниями презентируется посредством самоощущения и на ее основе формируется «схема тела». Процессы восприятия также в большой степени «обеспечивают» субъект необходимой, а также избыточной информацией о самом себе. Самовосприятие своей внешности играет большую роль на разных этапах жизни человека, а в некоторых периодах развития личности (в частности, в подростковом) его функция интенсифицируется и значительно определяет форму и содержание жизнедеятельности личности. Известно, в какой степени на раннем этапе развития самовосприятие во взаимосвязи с функционированием моторного аппарата определяет формирование самосознания и самовыявление субъекта из окружающего мира. Представление о самом себе выступает необходимым звеном в саморегуляции и самоконтроле поведения на личностном уровне человеческой активности. Представляемое Я соотносится с задачей конкретной деятельности и соизмеряется с нею, на основе чего субъект вырабатывает определенную стратегию действия. Представление о своих определенных состояниях служит эффективным психотерапевтическим средством, например, в технике аутотренинга. Более того, в специфическом человеческом общении роль того, насколько человек может представить себя на месте другого, дает информацию одновременно о состоянии другого и о самом себе. Существуют специфические социально-культурные нормы – «поставь себя на место другого», которые способствуют социальной регуляции межличностных отношений. Значение функции памяти в организации внутриличностного опыта трудно переоценить. Воспоминание о своих поступках и пройденном жизненном пути, т. е. автобиографическая память, дает необходимый материал для построения образа ретроспективного Я («каким я был»). Мыслительные процессы, реализующие в гностическом плане функцию самоотношения, образуют Я-концепцию личности. Сложные процессы наделения себя определенными свойствами, мотивирование собственного поведения, объяснение другим и себе причин того или иного собственного поступка включается в многогранный процесс самопознания. В.В.Столин показал, что субъект судит о наличии той или иной черты по невозможности или затруднительности действия, которому данная черта препятствует . Таким образом, когнитивный компонент самосознания представляет собой сложное образование. Он включает в себя самооценку, т.к. задача «работы» самосознания и самопознания заключается не только в том, чтобы принимать себя в расчёт в процессе активности и знать что-то о себе, но и в том, чтобы оценить свои свойства и возможности по определенным критериям («хороший-плохой», «годный-негодный» и т. д.). Путем процессов самопознания личность стремится понять не только то, кто она есть, но и какова она есть, не только то, что она сделала, но и что и как она может сделать. 1.4. Когнитивные изменения в подростковом возрасте.

Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом. Исследования содержания образа Я, проведенные под руководством И.В.Дубровиной, показали, что на границе подросткового и раннего юношеского возрастов в развитии когнитивного компонента Я-концепции происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на новый более высокий уровень . Возрастные сдвиги в восприятии человека включают увеличение количества используемых описательных категорий, рост гибкости и определенности в их использовании; повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и системности этой информации; использование более тонких оценок и связей; рост способности анализировать и объяснять поведение человека; появляется забота о точном изложении материала, желание сделать его убедительным. Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии самохарактеристик, которые становятся более обобщенными, дифференцированными и соотносятся с большим числом «значимых лиц». Самоописания в раннем юношеском возрасте имеют гораздо более личностный и психологический характер, чем в 12-14 лет, и одновременно сильнее подчеркивают отличия от остальных людей. Представление подростка о себе всегда соотносится с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Образы собственного Я оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового «мы». Подростки-мальчики считают себя менее сильными, менее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девочки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность. Свойственное многим подросткам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми. Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я, обнаруживаются в 15-16 лет. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичности описаний. Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описания после 15 лет резко увеличивается. Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они ощущают свой рост, взросление. В теоретическом исследовании И.И.Чесноковой указывается на наличие двух уровней самопознания: низшего – «Я и другой человек» - и высшего - «Я и Я». Специфика второго выражается в попытке соотнесения своего поведения «с той мотивацией, которую он реализует и которая его детерминирует» . Составляющие Я-концепции, поддаются лишь условному концептуальному разграничению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Подросток. Трудности взросления

Следует особо подчеркнуть, что существуют различия в выборе стратегий и построении способов преобразования неблагополучия у подростков: младшие подростки и девочкиподростки ориентируются на семью, ее ценности и традиции, что дает возможность изменить отрицательные переживания на положительные (радуются, если мать принимает участие в анализе трудностей, а отец берет с собой на рыбалку или лыжную прогулку). У старшего подростка значимость семьи постепенно замещается референтной группой. Вследствие более развитых способов преодоления трудностей подростки менее тревожны, однако более чувствительны к непониманию со стороны родных, о чем свидетельствовали приведенные выше примеры. Трудности старшего подростка возникают изза противоречий между стремлением к независимости и недостаточно сформированными способами преодоления данных противоречий. Семейные ценности во многом пересматриваются, возрастает значимость сверстников. В преодолении трудностей усиливается когнитивный компонент, но появляется тенденция к независимости от родителей, презентация себя в школе и перед сверстниками

скачать реферат Психологические особенности морального самосознания в подростковом возрасте

Достаточно высокое развитие когнитивного компонента самосознания у мальчиков не подтвердилось, так как у них выявилось доминирование поведенческого компонента. Третья гипотеза о развитии морального самосознания подростков с учетом уровня субъективного контроля как у мальчиков – подростков, так и у девочек –подростков полностью подтвердилась у девочек и лишь частично – у мальчиков. Эмпирически было выявлено, что у мальчиков по шкале интернальности в области неудач моральное самосознание формируется по мере списания с себя ответственности за неудачи в собственной жизни. Моральный уровень самосознания частично сформирован у подростков «неопределенного типа» и полностью – у экстерналов. Таким образом, частичное подтверждение гипотез, выдвинутых на основе анализа научной психологической литературы, дает повод для дальнейших исследований морального самосознания подростков, восполнения недостатка знаний в особенностях развития морального самосознания с учетом гендерной специфики и уровня субъективного контроля психологии.

Книга-сейф "Английский словарь", цвет: черный, 24 см.
Этот сейф-шкатулка - точная имитация книги. Будучи поставленным на книжную полку, он ловко затеряется среди настоящей литературы, сохранив
711 руб
Раздел: Копилки
Карандаши для левшей "EasyColors", 12 цветов.
Эти эргономичные цветные карандаши позволяют подготовить руку к письму и сформировать навык работы с пишущими инструментами. Специальные
1517 руб
Раздел: 7-12 цветов
Муфта для коляски Bambola (шерстяной мех + плащевка + кнопки), черная.
Муфта на ручку коляски очень легко одевается и защищает Ваши руки от холода. Ткань муфты водоотталкивающая, она утеплена мехом и небольшим
489 руб
Раздел: Муфты на ручку
 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ

Вместо опыта дезорганизующей паники при столкновении с чужим ребенок использует материнскую поддерживающую улыбку, поощряющая к общению с чужим. Механизмы страха перед чужим и социальные ссылки далее начинают строить фундамент для использования ребенком его собственных аффектов как сигналов. АФФЕКТЫ КАК МНОГОГРАННЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ Как говорилось ранее, мы рассматриваем аффекты как ментальные структуры, имеющие: 1) мотивационно-поведенческий компонент; 2) соматический компонент; 3) эмоциональный компонент; 4) экспрессивный компонент; 5) коммуникативный компонент; 6) ассоциативная идея или когнитивный компонент. По мере развития ребенка мы постепенно наблюдаем все большую дифференциацию аффективных паттернов поведения и большую дискретность эмоциональной экспрессии; посредством этого ребенок извлекает из матери нужную реакцию. Однако, его аффективная экспрессия не может дать ему ориентиры для адаптации в мире независимо от матери. Когда ребенок обретает память, способность выражать идеи и конструировать желания и фантазии (которые требуют способности формировать связь идей), он постепенно подходит к аффективной поведенческой реакции и к составляющим ее идеям и фантазиям

скачать реферат Становление самосознания в ранней юности

В теоретическом исследовании И.И.Чесноковой указывается на наличие двух уровней самопознания: низшего - “Я и другой человек” и высшего “Я и Я”; специфика второго выражается в попытке соотнесения своего поведения “с той мотивацией, которую он реализует и которая его детерминирует”. Мы уже отмечали, что, составляющие Я-концепции, поддаются лишь условному концептуальному разграничению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Потому когнитивный компонент самосознания, образ Я, его формирование в раннем юношеском возрасте, напрямую связан как с эмоционально-оценочной составляющей, самооценкой, так и с поведенческой, регуляторной стороной Я-концепции. В период перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту в рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения к себе. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований для критериев оценки самого себя, своего “я” - они сменяются “извне вовнутрь”, приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей.

 Подросток. Трудности взросления

Причина этого не только в психофизиологических особенностях самого подростка, но и в системе семейных отношений: если отец постоянно подчеркивает «замечательность нашей мамы», то так же будут судить о ней и дети. И наоборот, мать говорит о том, что отец отличается от многих мужчин, потому что он не тупо смотрит телевизор на диване, а постоянно занимается с подростком (чинят велосипед, строят клетку для птиц, чистят аквариум). Таким образом, на взросление подростка большое влияние оказывает его главная деятельность учение, а также семья, окружающие взрослые, сверстники и друзья. Остановимся на том, как подросток начинает осваивать ценности и нормы окружающей жизни и что на это влияет. Глава 3 Поиск подростком своего места в обществе Самосознание подростка и его особенности Как мы видели, подросток пытается осмыслить самого себя, своих друзей, родителей и общественные ценности. Понять самого себя, свое предназначение, осмыслить свою жизнь, свое место в обществе возможно при развитии самосознания. Социальное развитие подростка начинается с ощущения своего «Я»

скачать реферат Влияние тревоги на самосознание подростка

Влияние тревоги на самосознание подростка А. О. Василенко Взрослеющий подросток впервые в онтогенезе начинает познавать себя путем рефлексии. В этот период его представление о себе не только расширяется, но и структурируется. Появляется возможность изучать самосознание непосредственно через самоотчет, то есть путем самооценивания. Самооценка - основной структурный компонент самосознания личности. Она играет важную роль в саморегуляции и самовоспитании (А. И. Липкина, Л. И. Рыбак, 1988). Анализ психологической литературы позволяет увидеть различные подходы к ее структурированию. Часть исследователей рассматривают внутри самооценки целый комплекс структур: общее - частное, реальное - демонстрируемое, позитивное - негативное, осознаваемое - неосознаваемое, адекватное - неадекватное, когнитивное - эмоциональное, стабильное -нестабильное. Выделяют также уровень развития самооценки и степень ее дифференцированности. J. Shoe ma (1984) представляет самооценку как одномерную величину, которая выражается в общем принятии или непринятии себя как личности.

скачать реферат Исследование образов мужчин и женщин у подростков

У девочек же переживание женственности прямо не связана с интеграцией «мужских» образов. И, наконец, в-третьих, в рамках когнитивного компонента самооценка личности (расстояние между образами-эталонами Я и Яи) имеет определенную специфику, связанную с полом испытуемых. Самооценка мальчиков определяется «чувством взрослости», которое можно операционализировать как близость реального и идеального Я к образу-эталону взрослого мужчины (фактор 5). У девочек к этому «треугольнику» присоединяются элементы, отражающие связи указанных образов с образом большинства женщин. Таким образом, самооценка девочек-подростков (близость элементов Я и Яи) связана с объединением элементов БМ и БЖ в единый мир взрослых и присоединением к этому миру (фактор 3). Это свидетельствует о том, что чувство взрослости у мальчиков и девочек имеет разный характер. У мальчиков оно связано с идентификацией с половозрастным эталоном взрослого мужчины, у девочек же — с присоединением к миру взрослых в целом. Далее были выделены пять основных типов половой идентичности, характеризующиеся спецификой отношений между ее структурными элементами. Три из них (недифференцированный, адекватный и инвертированный) существуют в рамках обоих компонентов идентичности; возрастно-дифференцированный тип — только в рамках когнитивного и инфантильный — только в рамках эмоционального компонента.

скачать реферат Аддиктивное поведение у подростков (наркомания и алкоголизм)

Целесообразность применения этой методики в том, что она выявляет динамику отношений между субъективными компонентами самосознания: самооценкой и уровнем притязаний. Модификация методики состояла в следующем: обычно, в соответствии с инструкцией, испытуемые должны решать письменно задачи по математике. Но мы вместо этого предлагали им складывать узоры из кубиков. Это изменение связано с тем, что письменные задания на карточках ассоциируются у подростков с учебной деятельностью и вызывают у них ступор или отказ сотрудничать с экспериментатором. Если удавалось отмежеваться от ситуации школьного обучения, объяснить испытуемому, что методика выявляет сообразительность, естественную способность мыслить, интеллект, не связанный с успешностью обучения в школе, то его реакция была положительной, подросток начинал решать задания, при этом все его поведение свидетельствовало о высоком уровне мотивации достижения. Анализ полученных данных показал, что самооценка, уровень притязаний и их взаимодействие у подростков, которые эпизодически употребляют наркотики, существенно отличаются как от показателей подростков группы «норма», так и от показателей трудновоспитуемых, не употребляющих алкоголь и наркотики.

скачать реферат Сознание, самосознание и самопознание

Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценностного компонентов самосознания. Самопознание может включать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констатирующим, внеоценочным. Самооценка - это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка. Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека. Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др.

Маринатор "9 минут".
Кухонный прибор «9 минут» потратит на маринование продуктов меньше 10 минут. Секрет приготовления маринада за такой короткий срок
2161 руб
Раздел: Консервирование
Античасы "Да какая разница", стеклянные.
Настенные кварцевые античасы "Да какая разница" своим эксклюзивным дизайном подчеркнут оригинальность интерьера вашего
1018 руб
Раздел: Прочее
Беспылевой белый мел, 100 шт.
Белые мелки для рисования по школьным доскам, асфальту, бумаге и другим поверхностям. Удобны в использовании, не пылят, яркие и насыщенные
336 руб
Раздел: Мел
скачать реферат К исследованию феномена "культура здоровья" в области профессионального физкультурного образования

Таким образом, становится очевидным и приходится констатировать несоответствие формирующихся образов "культуры здоровья" в самосознании личности поведению респондентов. Вероятнее всего, для сохранения и укрепления здоровья в современной российской культуре, в обществе в целом не сформирована в обыденном сознании мотивация здорового образа жизни. Какова же причина полученных результатов? С точки зрения психологов, социологов, педагогов, постиндустриальное общество характеризуется превалированием ценностей личностной индивидуальности над государственными ценностями. Поколение же обследуемых и их родителей воспитывалось в обществе, где государственные ценности преобладали над личностными, что исключало "культуру здоровья" из обыденного сознания как высшую личностную мотивацию, ибо формирование культуры на уровне сознания и самосознания происходило во имя высших интересов государства. Настоящий анализ позволил представить качественную характеристику когнитивно -мотивационного компонента самосознания, выделив уровни его развития.

скачать реферат Возрастная и педагогическая психология

Дошкольный возраст: кризисы и ведущие типы деятельности. Особенности мотивов поведения, эмоциональной сферы, самосознания, мышления дошкольника. Младший школьный возраст. Кризис семи лет. Учебная деятельность как ведущая и как источник психического развития личности младшего школьника. Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения. Самосознание подростка. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток. Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Профессиональное самоопределение. Этапы взрослости. Кризисы на этапе взрослости. Возраст и проблемы смысла жизни. Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема. Обучение: сущность, методы. Учение как деятельность. Психологическое содержание и структура учебной деятельности. Формирование психологической системы учебной деятельности и ее компонентов. Ученик как субъект учебной деятельности. Школьная отметка и оценка. Психологические причины школьной неуспеваемости. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Воспитание как процесс, направленный на усвоение нравственных норм.

скачать реферат Социально–психологический портрет современного подростка как отражение социальных проблем

Самосознание подростка включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. В основе подросткового самосознания лежит ответственность за себя, за свои личностные качества, за своё мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения. Особое значение в отрочестве имеет внешность. Подросток придаёт своей внешности особое значение. Привлекательность, соответствие причёски и одежды, канонам референтной группы сверстников, соответствие манерам выразительных движений окружения – всё это имеет чрезвычайное значение. В зависимости от времени, в котором живут разные поколения подростков, они проделывали разнообразные карнавализации со своей внешностью: то расклешивали свои брюки, то брились наголо и надевали специально разорванную одежду. При этом независимо от пола они украшали себя серьгами, браслетами, цепями и цепочками. Многие, более агрессивные действия по отношению к своему телу начинают осуществляться именно в подростковом возрасте. Подростка начинает волновать он сам в своём физическом и духовном воплощении. «Каким я могу предстать перед другими?» – актуальный вопрос для него. Физическое ощущение формирует сложную гамму переживаний подростков.

скачать реферат Развитие и формирование самосознания в младшем подростковом возрасте

В моем исследовании я нашла эксперементальное подтверждение гипотезы о том, что формирование и развитие самосознания подростков может осуществляться путем развития у них способности к самопознанию в процессе специально организованных занятий, включая приемы и методы активного психологического воздействия. В работе получило теоретическое и практическое обоснование положения о том, что такие занятия целесообразнее всего проводить в пятом классе, поскольку в этот возрастной период у ребенка начинает проявляться интерес к себе. В подростковом возрасте самосознание все в большей степени начинает включаться в процесс управления поведением. Непосредственным компонентом целостной системы управления поведением выступает саморегуляция. Основным внутренним рычагом саморегуляции является самооценка. Возникая под влиянием общения, разнообразных форм взаимодействия с людьми самооценка в свою очередь начинает регулировать поведение подростка в общении с другими людьми. Большинство исследователей отмечают важную роль общения со сверстниками и взрослыми в формировании “Я-образа” подростков. В поведении подростков по исследованиям Белохвостовой мотив общения с другими людьми выражает стремления понимать других людей с целью успешного осуществления совместного поступка или совместной деятельности.

скачать реферат Возрастная идентичность как регуляторный механизм инцестного поведения

Идентичность является актуальным состоянием, текущим переживанием Я-целостности на срезе жизненного пути, формирующееся посредством механизма идентификации, действующего под влиянием обстоятельств, жизненного опыта, целеполагания и анализа результатов. Как показывают результаты исследований, в ряде случаев самосознание испытуемых характеризуется значительной выраженностью черт инфантилизма при минимальной выраженности черт зрелости, что с одной стороны предопределяет искажение социального, в том числе внутрисемейного, статуса индивида, с другой стороны - обуславливает возможность нарушения когнитивного компонента межличностной коммуникации, адекватное проявление которого детерминируется степенью психологической зрелости, что может являться основой внутрисемейной дисфункции, порождающей инцестное поведение. Отдельные индивиды испытывают трудности с дифференциацией объектов по возрасту, что также может выступать в качестве одного из факторов в данном поведенческом паттерне. Кроме того, для значительного числа испытуемых свойственен разрыв между образами "Я Реальное" и "Я идеальное", относительно интериоризованности черт зрелости, что может обуславливать внутриличностный конфликт, ведущий к появлению компенсаторных тенденций в поведении, связанных с желанием индивида соответствовать на уровне формальных поведенческих атрибутов стереотипу взрослого человека, проявляющихся в гипердоминантности во внутрисемейных отношениях, реализуемой в частности через инцестное взаимодействие.

Чайник со свистком "Добрыня. DO-2909", 2 л.
Объём: 2 л. Материал: нержавеющая сталь. Материал ручки: бакелит. Свисток. Подходит для всех типов плит.
372 руб
Раздел: Чайники из нержавеющей стали
Ящик почтовый с замком, синий.
Ящик почтовый с замком. Материал: пластик. Длина: 385 мм. Ширина: 310 мм. Высота: 80 мм.
448 руб
Раздел: Прочее
Набор линеров "Sacura Pigma Micron", 3 штуки, черные.
Универсальные капиллярные ручки для письма, создания скетчей, иллюстраций, чертежей, ведения дневниковых, архивных записей и журналов
564 руб
Раздел: Капиллярные
скачать реферат Соотношение уровневых параметров самооценки и притязаний с чертой агрессивности

Функция прогностической самооценки — оценка субъектом своих возможностей, определение своего отношения к ним. Функцией актуальной самооценки является оценка и основанная на ней коррекция исполнительных действий по ходу развертывания поступка. Функция ретроспективной самооценки — оценка субъектом достигнутых уровней развития, итогов деятельности, последствий поступков и т.п. Характеристики этих видов самооценки: уровень притязаний, действия самоконтроля, мера критичности (Захарова, 1989а). Таким образом, на основе описанных выше представлений можно представить структуру самосознания (частью которой является самооценка), вслед за большинством авторов, как состоящую из трех частей: образа "Я" (самопознание) — когнитивного компонента, эмоционально-ценностного отношения к себе (часто называемая самоотношением) — аффективного компонента, саморегуляцией деятельности — поведенческого компонента, и констатировать, что самооценка здесь как отдельный конструкт не выделяется и не исследуется. На основе вышеописанного представления проведено большое количество исследований. Во многих из них самооценка определялась через притязания субъекта (Зейгарник, 1981; Ерофеев, 1983; Резниченко, 1986 и др. (см. главу2)); изучалось, как соотносится самооценка с ожиданиями результатов деятельности (см. напр.: Алексеева, 1977), как она изменяется при овладении способами учебной работы (Резниченко, 1986), как самооценка связана со значимостью (для ученика) учебного предмета (Сафин, 1975).

скачать реферат Патогенетические модели парафилий

В структуре самосознания возможно различение двух компонентов - образа физического "Я" как когнитивного образования и эмоционально-ценностного отношения (самооценки) как образования аффективного. "Я-концепция", обозначающая "совокупность всех представлений о себе", включает в себя описательную составляющую (образ "Я"), совокупность частных самооценок (принятие себя) и поведенческие реакции (поведенческую составляющую), вызванные образом "Я" и самоотношением. Эти три структурные компонента самосознания - когнитивный, аффективный и поведенческий - имеют относительно независимую логику развития, однако в своем реальном функционировании обнаруживают взаимосвязь. В свете этого весь спектр расстройств, связанных с девиантным отношением к своему телу - от дисморфоманических расстройств до неприятия пола у транссексуалов - можно рассматривать как следствие измененного образа физического "Я" и эмоционально-ценностного отношения (Соколова Е.Т., 1989). Наиболее распространенным взглядом на образ тела в настоящее время является его рассмотрение как сложного комплексного единства восприятий, установок, оценок, представлений, связанных и с телесной внешностью, и с функциями тела (Шонц Р.,1981). Одновременно формирование образа тела представляет собой важный этап индивидуального психического развития, поскольку именно через познание своего тела осуществляется телесная самоидентичность как неотъемлемая часть общей психической самоидентичности.

скачать реферат Профориентация детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях

Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Именно поэтому изучение и проведение профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях стала наиболее актуальной на сегодняшний момент. Изучением особенностей и проблем профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях занимались такие отечественные ученые как А.К. Маркова, Г.С. Прыгин, Е.К. Климов, Н.С. Пряжников, Т.В. Кудрявцев и другие. Обращаясь к трудам зарубежных ученых, были изучены основные позиции П.С. Лернер, Л. Хьёлл, которые рассматривали данную проблему и подчеркивали важность профориентационной работы для формирования личности подростка.

скачать реферат Представления старшеклассников о партнере по общению

Как отмечает Знаков В.В. , наличие точных представлений человека о себе и о партнерах по общению, является основным условием понимания и взаимопонимания людей, а, следовательно, ведущим условием эффективного общения. 1.3 Роль идеалов и антиидеалов в процессе общения старшеклассников Другим важным компонентом самосознания являются идеалы человека. Идеал – это образ, который служит для человека образцом. Идеал представляет собой то, к чему человек стремится, каким бы он желал быть на самом деле . Особенностью идеала является то, что человек никогда не может его достигнуть. Потому что при достижении идеала он просто исчезает и на его месте должен появиться другой образец для подражания. Наряду с идеалами, у человека есть и антиидеалы. Антиидеал - это такой образец, на который не хочет походить человек. Идеал и антиидеал задают пространство саморазвития человека, а так же оценочное пространство для выработки отношения к людям. Идеалы и антиидеалы формируются под влиянием социальной среды. Механизм их формирования зависит от стадии (уровня) развития человека. Так, например, для младшего подростка в качестве идеала, чаще всего, выступает конкретный человек (учитель, герой кинофильма).

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.