![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Конформизм | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Роб-Грийе), порождаемых отчуждением и конформизмом. НОВЫЙ САРАЙ - см. Сарай-Берке. "НОВЫЙ СЛАДОСТНЫЙ СТИЛЬ" - см. "Дольче стиль нуово". НОВЫЙ СТИЛЬ - григорианский календарь; см. Календарь. НОВЫЙ УЗЕНЬ - город (с 1968) в Казахстане, Мангистаурская обл. Железнодорожная станция (Узень). 42,3 тыс. жителей (1991). Добыча нефти и газа. Газоперерабатывающий завод. НОВЫЙ УРЕНГОЙ - город (с 1980) в Российской Федерации, Ямало-Ненецкий а. о., на р. Евояха (приток р. Пур). Железнодорожная станция. 90,2 тыс. жителей (1992). Добыча газа. НОВЫЙ ЮЖНЫЙ УЭЛЬС - угольный бассейн в Австралии (шт. Новый Юж. Уэльс). Разрабатывается св. 100 лет. Угленосны отложения перми. Общие запасы 16 млрд. т. Угли каменные. Теплота сгорания 26-31,9 МДж/кг. НОВЫЙ ЮЖНЫЙ УЭЛЬС (New South Wales) - штат на юго-востоке. Австралии. 801,6 тыс. км2. Население 5,7 млн. человек (1987). Адм. ц. - Сидней. НОВЫ-СОНЧ (Nowy Sacz) - город на юге Польши, на р. Дунаец, в Карпатах, административный центр Новосончского воеводства. 73 тыс. жителей (1987). Машиностроительная, пищевая, швейная промышленность
Социально-правовой конформизм признается социально полезным явлением, поскольку индивид, подчиняясь мнению других, соблюдает требования права и тем самым способствует реализации их в жизнь. Однако следует признать и то, что конформистское поведение, будучи образцом приемлемого для общества правомерного поведения, не является для него желаемым как перспективная цель действия права, поскольку представляет собой безоговорочное повиновение, слепое следование праву без активного отношения к нему на основании собственных оценок полезности и необходимости правовых установлений. Правомерное поведение, каким бы оно ни было по характеру и сфере проявления, всегда включает в себя два момента: информационный и поведенческий, т.е. осведомленность гражданина о своих юридических правах и обязанностях и представление о законных способах их ощущения.6 Отсюда постоянная потребность в правовом обучении, воспитании граждан. Необходимость в таком обучении особенно велика в настоящее время, поскольку, во-первых, существовавшая ранее (и худо бедно работавшая) система правового воспитания разрушена, а созданием новой никто не занимается, во-вторых, основательно размыта грань между правомерным и неправомерным поведением.
Хочу, однако, указать, что соображения риска, которому лично они подвергались, даже риска быть убитым на границе или осужденным на смертную казнь, оказались недостаточными, чтобы заставить жителей Эльзаса и Лотарингии признать за собой обязательство служить в армии. Поэтому нацисты решили прибегнуть к единственной угрозе, которая могла оказаться эффективной - угрозе репрессий в отношении семей. После 4 сентября 1942 года в "Дерньер Нувель де Страсбург" появилось объявление, озаглавленное "суровые санкции в отношении тех, кто не является в призывной пункт". Это объявление представляется как документ РФ-743. Читаю выдержку: "По делу, о котором рассказывалось выше, было доказано, что родители в этом отношении не проявили своего авторитета. Этим они продемонстрировали, что еще не понимают требований нынешнего времени, когда в Эльзасе могут быть терпимы только надежные люди. Поэтому родители вышеупомянутых молодых людей вскоре будут депортированы на территорию старого рейха, с тем, чтобы в национал-социалистской атмосфере к ним вернулась установка конформизма с германским духом"
Начался процесс осознания трудящимися чуждости им «родного государства рабочих и крестьян». Критику народа вызывала форма основного противоречия капитализма – привилегированное распределение и потребление номенклатуры при общественном характере производства. Господство деспота сменилось диктатурой групп бюрократии, в том числе национальных элит, которые опирались на созданные в республиках за счет союзного бюджета производительные силы. Развивался национализм, уже в 70-е годы зазвучали голоса о необходимости выхода республик из состава СССР. В результате советский строй, особенно в послевоенный период, формировал все качества человека капиталистического общества: конкуренцию вместо сотрудничества; индивидуализм и лжеколлективизм вместо коллективизма; зависть и стяжательство вместо стремления приумножать государственную собственность; авторитаризм вместо диалога; национализм и шовинизм вместо интернационализма; гражданскую трусость и конформизм вместо установки на социальное творчество. Патриотическое чувство уверовавших в догмы пропаганды советских людей ежедневно подвергалось эрозии практикой сталинизма, а затем и «развитого социализма».
Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям. Второй курс - период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен. Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации. Четвертый курс - первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры
Социальными условиями правомерного поведения является та социальная и экономическая среда, в которой действует гражданин, которая влияет на мотивы его поведения. Духовная основа - это уровень правовой, политической, общей культуры граждан. Часто выделяют следующие типы мотиваций, лежащие в основе правомерного поведения. Первый тип - активное признание и поддержка, заложенных в правовых нормах моделей поведения. Внутренняя оценка правой нормы и ее необходимости полностью совпадают с заложенной в ней волей законодателя. Такой вид поведения наиболее устойчив и наиболее полезен для общества. Второй тип - конформизм, такая мотивация, которая основана не на внутреннем убеждении, необходимости соблюдения правовых норм, а на беспринципном следовании поведения большинства, или той социальной группы, которой принадлежит данное лицо. Третий тип - правомерное поведение, основанное на страхе перед возможностью применения мер государственного воздействия, наиболее неустойчивый тип правомерного поведения, при снижении контроля со стороны государства может превратится в свою противоположность.
Он стремился не только вскрыть лицемерную суть принятых норм поведения, но и разоблачить разнообразные виды фальши, искажающие представления людей и не дающие приобщиться к подлинной жизни. На сей раз враги Мольера, не довольствуясь временным запретом, предприняли все возможное, чтобы окончательно изгнать пьесу с театральных подмостков, и при жизни драматурга ее не ставили. С финансовой точки зрения не более удачен был и поставленный в 1666 Мизантроп. От полного провала Мольера спасла спешно включенная в репертуар комедия Лекарь поневоле. Мизантропа называют самой загадочной из всех пьес Мольера. Хотя комедия начинается с фарса, постепенно происходит углубление темы предательства, которое не только побуждает женщину к легкой измене, но и лишает способности любить: социальный конформизм размывает подлинность человеческой природы, и доведенному до отчаяния остается только бежать от общества «в пустыню». В 1668 году были поставлены три значительные пьесы: Амфитрион, Жорж Данден и Скупой. В последующие два года он сосредоточился на смешанном жанре «комедий-балетов», поставив Блистательных любовников 1670, Господина де Пурсоньяка 1669 и Мещанина во дворянстве 1670.
Альтернатива этому — тягостное, рутинное избывание жизни или дробление ее на осколки отдельных актов, не связанных воедино, не оправданных высокой целью. Подобный модус бытия присущ «человеку невоспитанному», как его именуют Стругацкие, носителю социальной безответственности, конформизма, духовной лености. В повести «Хищные вещи века» человек созидающий и «человек невоспитанный» вызваны на очную ставку. Здесь писатели создали выразительный и отталкивающий образ общества, отказавшегося от дерзаний и поисков, от борений, пожертвовавшего всем этим ради благополучия и комфорта, ради возможности мало работать и много, со вкусом отдыхать. Это — воплотившаяся мечта обывателя, торжество психологии потребительства. И что же? Жители города, где происходит действие повести, отравлены жестокой скукой, испытывают «несчастье без желаний». Неистребимое — несмотря ни на что — томление человеческого духа начинает отливаться в уродливые формы: оргии, акты вандализма, бессмысленную игру со смертью. Герой повести Иван Жилин, посланный в город Мировым Советом с заданием разобраться в этой таинственной напасти, ограничен сюжетными условиями в обнаружении созидательных возможностей своей натуры.
Возразить против этого было бы нечего, даже напротив, это могло бы вполне отвечать сути дела при условии, что искомой оставалась бы как раз суть дела. Философия такого ранга и масштаба, как ницшевская, всегда есть рассказ о некоем “событии”, и если правила систематизации и таксономии распространяются на горизонтальную перекладину рассказа, то лишь в той мере, в какой она пересечена вертикальной перекладиной названного “события”. Что бы составить себе теперь некоторое представление о “событии” Фридриха Ницше, можно обратиться к следующему сравнению: некто, заглянув в недоступную многим глубину, узрел там нечто, настолько перетрясшее его мозги и составы, что итогом этого стала новая оптика, как бы новый орган восприятия вещей. “Я словно ранен стрелой познания, отравлен ядом кураре: видящий все”. Оглянувшись затем вокруг, он не мог уже застать ничего другого, кроме сплошных несоответствий виденному. Если исключить совершенно немыслимый в данном случае конформизм притворства, а равным образом и всякую богемность как возможные и наиболее вероятные формы реагирования на диссонанс, то останется именно казус Ницше – “больше поле битвы, чем человек” (Письмо к П.
В результате этого сложился довольно устойчивый конгломерат разнородных социальных сил, включавший в себя малокомпетентных управленцев аппаратного типа, ориентированных на “престижное потребление”, полуобразованных служащих и инженерно-технических работников, квазиученых, низкоквалифицированных и недисциплинированных рабочих, равнодушных к конечным результатам своего труда крестьян. Социальную апатию и лень “подогревала” растущая алкоголизации населения. Этот конгломерат не проявлял заинтересованности в научно-техническом прогрессе и интенсификации производства, не желал серьезных структурных реформ в экономике и политике. Слабо приобщенные к современной духовной культуре, затронутые происходившими в мире переменами, но не включенные в них органически ( и поэтому в социальном и психологическом отношении оказавшиеся в положении маргиналов ), склонные к предрассудкам более, чем к голосу разума, они образовали своего рода “резервную армию”, социальную базу застоя. Малейшие проявления недовольства существовавшим положением, то и дело возникавшие в различных слоях советского общества, подавлялись мощным репрессивным аппаратом. Нормой политического поведения был полный конформизм.
Для достижения преступником вечного блаженства решающим моментом было то, что его страдания при наказании примиряют его с Богом. Разумеется, пока правонарушение рассматривалось как прегрешение перед Богом и как одержимость дьяволом, ни о какой криминологии, серьезно размышляющей о возникновении и предотвращении преступности, не могло быть и речи. Правда, Томас Мор (1478-1535), заметивший, что , несмотря на жестокую практику наказаний, в его время преступность не снижалась, а росла, выдвинул в своей книге "Утопия" (1516) мнение, что причины преступности заложены в самом обществе. Но эта точка зрения оставалась, пожалуй, единственной, так как представление о наказании в эпоху Средневековья основывалось на внеземном объяснении сущности самого преступления, не связывалось с обстоятельствами места и времени и считалось не зависящим от человеческого рассудка. Только в ХУ111 веке с развитием рационализма перед людьми открылись духовные и социальные просторы, необходимые для того, чтобы подойти реально и критически к таким явлениям, как конформизм, отклоняющееся поведение и преступность.
Совесть может быть определена как интуитивная способность человека находить смысл ситуации. Кроме того, что совесть интуитивна, она является творческой способностью. Совесть также обладает способностью обнаруживать уникальные смыслы, противоречащие принятым ценностям. Живая, ясная и точная совесть - единственное, что дает человеку возможность сопротивляться эффектам экзистенциального вакуума - конформизму и тоталитаризму. 4. Соотношение природного и социального в человеке. Размышление о том, кто есть человек, всегда было основным для философов. К чему бы ни обращалась мысль людей, оказывалось, что главное – это отношение человека к этим явлениям жизни и понимание им самого себя. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широко. Аристотель в нем видел «разумное животное», американский просветитель Б. Франклин – животное, делающее оружие труда, Ф. Ницше – «больное животное», М. Шеллер – «неудовлетворенное животное». Человека боготворили, и, напротив, подчеркивали, что он «из праха произошел и в прах возвратится» и поэтому, как говорил царь Соломон, все «суета сует и томление духа».
Впервые фашизм возник примерно 4500 лет назад - это есть не что иное, как описанное в Библии строительство Вавилонской башни. "И сказали они: построим себе. башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли." (Бытие 11:4). Здесь, во-первых, описан отказ человека от собственного имени, - иначе говоря, от собственной личности - во имя некоего "общего" имени; то есть, показано первое в истории возникновение коллективистского конформизма - когда человек теряет свое лицо, становится как бы частью толпы, "винтиком" в государственной машине. Это нам весьма знакомо по фашистским и коммунистическим режимам. Кроме того, из дальнейшего библейского повествования ясно, что само это дело - строительство "башни до небес" - было делом весьма богопротивным, так как Бог помешал ему осуществиться, разделив общий у людей язык на разные языки, в результате чего они перестали понимать друг друга. Итак, если исходить только из названия, то фашизм - это феномен общественной жизни, когда группа людей объединяется, чтобы делать какое- либо богомерзкое дело; при этом, каждому человеку в такой группе приходится отказываться от своей личности, чтобы заглушить голос своей совести.
В ней действует принцип: "Разрешено всё, кроме политики". Авторитарная политическая культура монологична, привержена авторитету. Для данной культуры типичны ориентация на власть, силу, стереотипность, конформизм; . демократическая культура. Ей свойственен принцип: "Разрешено всё, кроме того, что запрещено законом". Она диологична, плюралистична, гуманна. Человек в ней становится ценностью, активным и сознательным участником политической жизни. Есть и другие подходы к типологии политической культуры, например, классовый, он долгое время господствовал в нашей политической науке, разделяя политическую культуру на пролетарскую и буржуазную. Политическая культура вбирает в себя огромное число элементов, к основным из которых относятся: политическое сознание, установки, идеалы, ценности, знание, ориентации, нормы и т.д. В формировании массового политического сознания большую роль играют СМИ, авторитетные политические деятели. Политическая культура включает в себя: . политические представления: представления о политической системе и её институтах, о режиме власти, о носителях власти, об идеальном политическом устройстве, о собственном месте в политической жизни . характерные для данного общества или социальной общности политические ценности и ценностные ориентации. . типичные для общества или группы политические установки. . образцы, стереотипы политического поведения, опирающиеся на политические традиции Политическая культура имеет знаковый характер, который находит своё выражение в политической символике - в геральдике.
Как необходимый элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования. Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и конформизма, подчинением правил и задач деятельности организации главным образом целям ее укрепления и сохранения.ВЛАСТЬ, в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов.ГИПОТЕЗА (греч. hypo hesis — основание, предположение), предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития научных знаний.ГОСУДАРСТВО, политико-территориальная суверенная организация особой публичной власти, внешне выраженная в специальном аппарате управления и придающая своим велениям общеобязательную силу для населения всей страны.ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, сфера самопроявления свободных граждан и их добровольческих союзов, ассоциаций, огражденных соответствующими законами от вмешательства и произвола со стороны государственной власти.
Именно «обладать», «иметь» а не жить среди них – «быть». Это свойственно всем людям. Когда я вижу в магазине книгу в названии которой стоит слово "Психология" у меня трясутся руки от желания приобрести ее в собственность. Но не для того, что бы потом хвастаться перед студентами и коллегами, а потому, что она мне нужна для работы - это средство а не цель. Я тоже испытываю часто внутренний конфликт между желанием "быть" и желанием "обладать". Разрешение этого внутреннего конфликта по Фромму возможно тремя способами или путями. Первый путь – путь конформизма. «Я живу так, как живет большинство». Этой фразой человек стремиться оправдать зачастую все те стремления, которые проявляет в реальной жизни. Он оправдывает приобретение ценностей, которые, по большому счету ему не необходимы, оправдывает отсутствие личной позиции, прикрываясь общественным мнением и, тем самым, вносит успокоение в собственное сознание, снимая с себя ответственность за то, как он живет – по принципу обладания или бытия. Однако, из трех возможных путей выхода из противоречия "быть-обладать" этот путь мне лично симпатичен больше всех. Второй путь – путь авторитаризма. «Я заставлю других жить по тем принципам, которые считаю правильными и незыблемыми».
Сочетание подъемов на третьей и четвертой шкалах типично для эмоционально незрелых личностей, характерная демонстративность которых и стремление ориентироваться на внешнюю оценку препятствуют прямому асоциальному поведению, позволяют контролировать асоциальные импульсы в тем большей степени, чем больше социальная дистанция между индивидуумом и людьми, входящими в круг его общения. Выраженность этого контроля, благодаря которому люда с таким типом профиля могут казаться даже склонными к конформизму, нарастает параллельно повышению профиля на третьей шкале по отношению к его уровню на четвертой. Поскольку враждебность, протест, неспособность и нежелание считаться с интересами окружающих проявляются в этих случаях в степени обратно пропорциональной социальной дистанции, они обнаруживаются главным образом в отношении с близкими людьми (в частности, с членами семьи, ближайшими родственникам, иногда приобретая характер узконаправленной ("канализированной") враждебности по отношению к кому-нибудь из них. Обычно эта враждебность рационально обосновывается, что позволяет лицам с подобным типом профиля сохранять внешнюю конформность. Косвенным проявлением асоциальных тенденций может быть склонность к общению с асоциальными индивидуумами. Пятая шкала. Выраженность мужских и женских черт характера Пятая шкала содержит 59 утверждений, касающихся таких сфер, как отношение к различным видам профессиональной деятельности, культурные потребности и интересы и т. п. Таковы, например, утверждения: "В детстве Вы играли в "классы"; "Вы любите собирать цветы или выращивать их дома"; "Вам понравилась бы работа медсестры" (типичный ответ для мужчин "неверно", для женщин-"верно"), "Вы любите популярную литературу по технике", "Вам понравилась бы работа инженера-строителя" (типичный ответ для мужчин-"верно", для женщин-"неверно").
По функциям: нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие. По степени устойчивости: нормы, опирающиеся на социальною привычку, на обычай, традиции и не имеющие такого основания и др. 2. Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения. Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы — в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения.
![]() | 978 63 62 |