![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Модели работы психолога с семьей | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Gliedman & Roth (1980) напоминают нам, что задача специалистов – служить потребностям своих клиентов: Права родителей по отношению к ребенку, несомненно, приоритетны перед личными этическими взглядами специалистов. Попросту говоря, специалисты существуют для того, чтобы расширить взгляд родителей на будущее их особого ребенка. Если специалист в чем-то не согласен с родителями, он имеет право попытаться убедить их принять иную точку зрения... Однако ни в каком случае – кроме разве что самых крайних проявлений родительской некомпетентности и жестокости, таких, как насилие над ребенком, – специалист не имеет права использовать присущую ему моральную и практическую власть для запугивания родителей или манипулирования ими (с. 145). Как мы отмечали выше, некоторые новейшие подходы в этой области основываются не на клинической, а на социально-системной перспективе. Далее в этой главе мы более подробно обсудим изменение моделей работы с семьями. Контакт родителей и специалистов: способность встать на чужую точку зрения, исполнение ролей Итак, как родители, так и специалисты приходят на первую встречу, вооруженные имеющимися у них взглядами и идеями
Но нередко неполная семья образуется и в результате внебрачного рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях отличаются большой самостоятельностью, понятливостью и эмоциональностью. Неполная семья может относиться к благополучным или неблагополучным семьям, семьям группы риска или асоциальным семьям . Дадим краткую характеристику каждой из названных семей. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачу его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им хватает однократной помощи в рамках краткосрочной модели работы. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо сфере жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
Более полно и более радикально, чем где бы то ни было в нашем обществе, он делается недействительным в качестве человеческого существа. Он должен оставаться в психиатрической больнице до тех пор, пока его ярлык не будет аннулирован или изменен на "исправившийся" или "освободившийся". Став "шизофреником", человек вечно должен рассматриваться как "шизофреник". Почему и как это происходит? И какие функции выполняет данная процедура в установлении общественного порядка? Эти вопросы лишь начинают задавать, а время ответов еще не наступило. Вопросы и ответы пока сосредотачивались на семье в качестве социальной подсистемы. С социальной точки зрения данная работа теперь должна обратиться к дальнейшему пониманию не только внутренних беспорядочных и вызывающих беспорядок моделей общения в семьях, процедур двойной связи, псевдовзаимности, того, что я назвал мистификациями и незащищенными положениями, но также и смысла всего того, что находится в более широком контексте общественного порядка -то есть политического порядка, способов, посредством которых личности осуществляют контроль друг над другом
Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социально статуса у женщины практически не было, и все решения принимались мужчинами. «Безусловно, – пишет Дж. Ларю, – многие женщины обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств – гнев, капризы, злой язык, однако идеалом всегда оставалась покорная женщина». 2.4. Языческая семья Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русская семья XII – XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности», как подчеркивает В. Н. Дружинин в своей работе «Психология семьи» Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» - старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи.
Она вместе с группой исследователей обнаружила, работая с семьями шизофреников, что внешнее проявление не обязательно является действенным доказательством значения поведения. Она пишет; "Например, если пациент кажется подавленным, то делаем вывод, что он подавлен, и мы идем дальше, чтобы понять, почему он подавлен, приглашая и поощряя его рассказать нам о его грусти". Лингвистическое декондиционирование Усвоив, что их понимание является еще одним шагом вперед, доктор Палаззоли и ее коллеги начали исследовать поведение клиента не только в пределах семьи, но также и в клинике. Посредством процесса, который они назвали "лингвистическое декондиционирование", они начали изменять свои представления о поведении клиента, меняя категорическое: "Он подавлен", на "Он, кажется, подавлен". С этой выигрышной точки гораздо проще наблюдать воздействие поведения, чем копаться в причинах поведения. Может быть, более полезно определить значение поведения или общения по его воздействию на окружение индивида. Это особенно важно, когда мы имеем дело с некоторыми формами аналогового общения. -84 МЕТА-МОДЕЛЬ: ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В 1975 году Ричард Бандлер и Джон Гриндер опубликовали книгу, которая в общих чертах обозначила их мета-модель (3), ставшую теперь популярной
Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям. 2.2. Формы социально-педагогической помощи семье В зарубежной практике накоплен богатый опыт оказания социально-педагогической помощи нуждающимся с использованием долгосрочных и краткосрочных форм работы. Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Крисисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. Такие неблагоприятные периоды сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в семье усиливаются психолого-педагогические проблемы. Независимо от того, какие проблемы привели к кризисной ситуации, задача социального педагога – путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизировать усилия семьи на преодоление кризиса.
По своему достатку они еще не могут широко пользоваться индивидуальными средствами решения домашних проблем, например дорогостоящими социальными услугами, но им вполне доступна методическая и иная литература по нравственному совершенствованию семейных отношений, отражающая новые подходы к воспитанию детей, к подготовке подростков к будущей семейной жизни, к психологической адаптации и т.п. Именно такие семьи имеют потенциальные возможности для перехода в новую группу — группу семей процветающих, которые составляют 10% российских семей. Для четвертого типа семей, с доходами, позволяющими реализовать практически все виды платных услуг, даже весьма дорогостоящих, целесообразно разработать модель идеальной брачно-семейной консультации, организовать различные терапевтические службы, в том числе основанные на психоанализе, открыть частные школы и различного типа платные спортивные и культурные учреждения и т.д. Задача социальных работников состоит в том, чтобы на хорошо оплачиваемой основе создать наиболее эффективные модели работы с семьей и методики, которые затем, по мере повышения уровня жизни в стране, могут получить более широкое распространение.
Эти и многие другие параметры, переплетаясь между собой, и определяют семью как воспитательный микросоциум. Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать психолог в работе с семьей. 1.Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно является ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя причиной неблагополучия может быть сам родитель, эта возможность открыто не рассматривается. Психолог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит профилактический характер. В ней особенно нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей.
В других семьях, наоборот, даже при наличии серьезных кризисов в развитии их члены могут не рассматривать ситуацию как катастрофическую, оставаться сплоченными, адекватно реагирующими на все происходящее и оказывающими поддержку друг другу. Обычно члены семьи представляют консультанту «откорректированную» картину семейной жизни, отражающую их идеальные представления. В соответствии с этим важным является умение семейного психолога рассмотреть эту картину, проанализировать и выявить зоны риска для данной семьи. Особенностью данной работы является использование многоуровневой модели психологического функционирования семьи в анализе семейных кризисов с фокусировкой на микросистемном уровне. Это значит, что в центре анализа находятся не индивидуальные биопсиходинамики членов семьи, а реакции семьи как целостного организма. Данная задача является непростой в силу сложности и подчас невозможности учета взаимодействия всех составляющих семейной системы. Однако наш опыт работы с семьями показывает целесообразность использования данного подхода при анализе столь уникальной социальной микрогруппы, как семья, позволяющий понять ее неповторимый и загадочный мир и законы существования.
Социально-демографические и экономические факторы Проведенные исследования в современной психологии семьи выделили множество характеристик, дифференцирующих счастливые и несчастливые браки. Примером их систематизации является модель качества брака, созданная американскими учеными Р.Л. Левисом и Дж.Б. Спаниером. Различные характеристики, описывающие удачные и неудачные браки (стабильность, УБ и др.), они объединили под понятием качества брака. На основании обзора более чем 200 работ ими выделено 47 характеристик высокого качества брака. Все они разбиты на три группы, получившие названия: добрачные, социально-экономические и внутрисупружеские факторы. Более 2/3 параметров, позитивно влияющих на качество брака, носят сугубо психологический характер. Наряду с несомненными достоинствами эта схема обладает рядом существенных недостатков. К их числу можно отнести: рассмотрение факторов скорее стабильности брака, нежели удовлетворенности им; упор на прямолинейный характер постулируемых зависимостей; предсказательную, но не объяснительную сущность модели, а также отсутствие опоры на социальный контекст, в котором работают утверждения о качестве брака (Алешина Ю.Е., 1985. с. 25–27; Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Б.М., 1987, С. 5). Тем не менее, наиболее интересным в этой модели, по мнению Е.В. Антонюк (1992, С. 40), является признание именно согласованности ролевого поведения супругов (а не традиционности – эгалитарности ролевой структуры) детерминантой успешности брака.
Можно сказать, что старшеклассники ищут новые модели построения своей семьи в современных условиях, так как для определенной части юношей и девушек родительская семья не является показательным образом семейной жизни, особенно это характерно для учащихся из неполных семей. Поэтому в целях профилактики важна работа педагогов, психологов, валеологов по ориентации старшеклассников на здоровые семейные ценности. В свете этих данных основная задача взрослых – пропаганда ценностей семейной жизни и освоение эффективных психологических и поведенческих стереотипов для создания благополучных семейных отношений, возможно в ходе учебного процесса путем включения специальных социально-психологических тренингов. Однако реализация данной задачи сопряжена с рядом трудностей. Подводя итог, необходимо отметить, что у современных старшеклассников снижена ценность семейной жизни. С одной стороны, это связано с тем, что у них есть отрицательный семейный опыт, почерпнутый из родительской семьи, с другой – представления о своей будущей семье носят достаточно расплывчатый характер, так как в них не просматривается ни ответственность за будущее, ни реальное видение своего будущего.
Я разобрался с основной мотивацией человеческих поступков, но что же можно сделать чтобы изменить ситуацию? Ведь распадаются семьи, процветают всевозможные клубы и движения практикующие нестандартный секс (особенно садамазохистский, преступники в тюрьме, вместо исправления. Получают новую преступную профессию, маньяков выпускают из больниц и они снова начинают убивать. Во-первых, надо жестко запретить групповой секс, потому что он разрушает семью. Во-вторых, закрытием клубов и роспуском движений дело не решишь. Здесь нужна серьезная работа психологов по вытаскиванию людей из психологического садомазохистково подполья и поднятия их на должный уровень эволюции. В-третьих, и преступники и особенно сексуальные маньяки – это вершина айсберга, название которому семейное насилие. Муж бьет жену, бьет детей. Это сильно травмирует психику, особенно детскую. Девочка в будущем будет так же терпеть побои от своего мужа. Мальчик копит злость и в будущем он выместит свою злобу на свою жену. Так семейное насилие передается по наследству.
Минска , занимающихся оказанием помощи детям-инвалидам ( адаптационно- оздоровительное предприятие «Остров Надежды» , Белорусский Детский Хоспис , Центр реабилитации молодых инвалидов организации « ex S op - ew Life» , Ресурсно-адаптационный центр «Открытые двери» , суполка «Мiласэрднасць») . При опросе нами была использована анкета ( Приложение 1 ) , разработанная нами для социальных работников, работающих с этой категорией населения. Анкета направлена на изучение проблем и особенностей работы с детьми-инвалидами и их семьями и включает следующие блоки вопросов : 1. Причины выбора в качестве специальности социальную работу с детьми- инвалидами. 2. Принципы работы с семьей ребенка-инвалида (№ 2, 4, 5, 6, 11, 12). 3. Основные проблемы социальных работников при работе с семьями детей- инвалидов (№ 3, 7, 8, 9, 10). 4. Возможности повышения квалификации и перспективы оказания помощи этой категории населения (№ 13, 14). Среди респондентов основную группу составили женщины 18-45 лет (около 82% ) . Большинство из них ( около 50% ) с педагогическим образованием, психологи и социальные работники составляют по 16% . 1. Причины выбора в качестве специальности социальную работу с детьми- инвалидами.
Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей. Проблема влияния семьи на становление личности была и остается одним из важнейших проблем социальной психологии. В данной работе мы попытаемся раскрыть эту тему и выявить, каким образом и насколько семья влияет на развитие личности. Цель и задачи работы: Изучение влияния семьи на становление личности. Объект работы: Молодые люди в возрасте до 20ти лет. Предмет работы: Влияние семьи на становление личности. Степень разработки: Данная тема была рассмотрена и разработана такими авторами, как М. Земска, А. А. Бодалев, В. Я. Титаренко и др. Новизна работы: Попытка объединить в единое целое исследования авторов, ранее изучавших эту тему.
На этом этапе важно подчеркнуть, что если клиент недоволен своим браком, то это, в первую очередь, свидетельствует о его высоком развитом интеллекте. Следующий этап работы психолога – активизация клиента с целью нахождения путей изменения семейной жизни клиента в положительную сторону. Таким образом, открывается новый взгляд и на проблему разводов. С этой позиции можно рассматривать развод не как отрицательный опыт (в семье не сложилось), а как стремление одного или обоих супругов перейти к качественно новым отношениям, что, безусловно, является развитием. Широта применения любого нового знания в психологии семьи неоспорима, т.к. большая часть взрослого населения планеты – люди, состоящие в браке. Из полученных результатов можно сделать вывод, что о качестве брака нельзя судить по степени удовлетворенности браком, поскольку удовлетворенность или неудовлетворенность браком, видимо, определяется не сколько реальным качеством брака, сколько уровнем интеллекта. Супруги с высоким уровнем развития интеллекта всегда будут неудовлетворены качеством своего брака, тогда как супруги с низким уровнем развития интеллекта всегда будут удовлетворены им.
Отзыв на дипломную работу Смирновой Елены Юрьевны «Оптимизация общения в семье (учет доминантности полушарий головного мозга в консультативной работе с семьями)» Научный руководитель – Елизаров Андрей Николаевич, кандидат психологических наук Смирнова Елена Юрьевна начинала свою дипломную работу с темы общего характера: «Оптимизация общения в семье». В выборе этой темы проявился ее интерес к семейной проблематике. В ходе анализа литературы и развертывания процесса самопознания студентки определилось окончательное направление самопрезентации студентки в дипломной работе - разработать программу консультативной работы с семьями с учетом доминантности полушарий головного мозга у членов семьи. Я не стал препятствовать активности студентки в выбранном ей самой направлении. Смирнова Елена Юрьевна пришла ко мне уже со значительным опытом консультативной работы с семьями. В XX веке хорошо зарекомендовала себя практика, когда практикующий в области психологии специалист систематизирует и представляет в удобной для познания и анализа других форме свои наработанные приемы и навыки работы с людьми.
В современном мире с учётом всё возрастающей роли отца, психологу для наиболее полной диагностической и коррекционной работе с подростком необходимо изучить и использовать тип отцовского воспитания. В современной российской семье повышается образовательный уровень отца, который позволяет ему сознательно и на более высоком уровне вести воспитательную работу с ребёнком. В связи с изменяющимися юридическими и экономическими отношениями в обществе меняется статус отца в семье. Хотя доля неполных семей ещё чрезвычайно велика, в полных семьях уровень ответственности за воспитание детей возрастает с каждым годом. Следовательно, одним из направлений работы психолога, работающего в детском саду, в школе, в психологическом центре является взаимодействие с семьёй для создания оптимальных условий для развития ребёнка.1. РОДИТЕЛИ И ДЕТИ В КОНТЕКСТЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.
Но при составлении планов отдельных следственных действий или тактических операций следователь может использовать рефлексивный метод (рефлексивный прогноз) и .непосредственно в процессе разработки планов. Прогнозирование позволяет не только создать вероятностную модель поведения противодействующей стороны и собственных действий, но и выявить и учесть при планировании ряд других событий и обстоятельств, которые возникнут в будущем и уже совершились в прошлом. Например, при составлении плана задержания преступника нужно учитывать сведения о его физической силе, агрессивности, наличии оружия, связях и т. п. При разработке плана допроса к таким обстоятельствам можно отнести данные о психических качествах допрашиваемого, его роли в совершении преступления, отношениях, сложившихся в преступной группе до и после совершения преступления, характеристики с места работы и жительства, другую информацию. При планировании обыска следователь должен учесть размер и расположение квартиры, наличие запасных выходов, чердачных и подсобных помещений, время работы членов семьи обыскиваемого, их возраст, пол и другие данные.
![]() | 978 63 62 |