![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Основные этапы развития психологии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Юлия Михайловна Войтина Шпаргалка по общей психологии 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе. Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Отметим основные этапы развития психологии как науки. I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад). II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук). III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались)
Разнообразие подходов к изучению политики обусловлено двойственным характером этого явления. Политика, поскольку она основана на законах общественного развития, - это наука. Значит, она требует к себе соответственного отношения, т.е. обязательного понимания объективной логики ее законов. Вместе с тем - это искусство, которое состоит в умении использовать существующие возможности, принимать правильные политические решения на основе объединения теоретических знаний, проверенных логических заключений с воображением, интуицией, энергией и творческой фантазией. Именно в этом состоит психологическая сторона политической деятельности. Использование различных методов и подходов дает возможность получать наиболее полное и правдивое представление о политическом процессе и на базе этого принимать оптимальные политические решения. 9. Возникновение и основные этапы развития политической психологии 10. Содержание и специфика политической деятельности 11. Социально-психологические факторы оптимизации политической деятельности 12. Психологический анализ целей и средств в политической деятельности 13.
В составе "философии" в широком смысле слова Бэкон выделил "первую философию" (или собственно философию), которую в свою очередь подразделил на "естественную теологию", "антропологию" и "философию природы". Антропология разделяется на собственно "философию человека" (куда входят психология, логика, теория познания и этика) и на "гражданскую философию" (т.е. политику). При этом Бэкон считал, что науки, изучающие мышление (логика, диалектика, теория познания и риторика), являются ключом ко всем остальным наукам, ибо они содержат в себе "умственные орудия", которые дают разуму указания и предостерегают его от заблуждений ("идолов"). Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель. Положив в основу принцип развития, субординации (иерархии) форм знания, он свою философскую систему разделил на три крупных раздела, соответствующих основным этапам развития Абсолютной идеи ("мирового духа"): а) Логика, которая совпадает у Гегеля с диалектикой и теорией познания и включает три учения: о бытии, о сущности, о понятии; б) Философия природы; в) Философия духа. 61 Философия природы подразделялась далее на механику, физику (включающую и изучение химических процессов) и органическую физику, которая последовательно рассматривает геологическую природу, растительную природу и животный организм
Их основное стремление – выявить соотношения. > Вторая группа – «эстетические организаторы», их рисунки демонстрируют «ярковыраженное ощущение эстетического порядка». > Третью группу составляют «избиратели», создающие новые объекты (структуры) путём комбинирования материалов. > Четвёртая группа – «разрушители границ». Они отвергают то, что другие люди принимают как данное. Формулируют новые предположения и продолжают развивать радикально новую систему мышления. Для них структура, порядок и соотношение адекватным образом поддаются анализу и учёту, результат не остаётся «детским рисунком», а превращается в зрелую творческую работу. Как говорил Фрейд, любой ребёнок, играя, ведёт себя подобно искусному писателю, создавая собственный мир, вернее, реорганизуя объекты своего мира и упорядочивая их таким образом, какой наилучшим образом их устраивает. 2.Условия развития воображения. а)основные этапы развития воображения. Психологи выделяют 3 основных этапа развития воображения у детей: o Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на познавательное и аффективное.
Этих опросников всего насчитывалось около двух сотен. На основании полученных при помощи опросников материалов Холл написал ряд работ, среди которых наиболее известен фундаментальный труд (около полутора тысяч страниц) «Юность». Этот труд явился первым из посвященных психическому развитию в подростковом и раннем юношеском возрасте исследований в истории психологии. Для того чтобы представить себе картину психического развития ребенка, Холл использовал биогенетический закон, на основе которого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения в индивидуальном развитии основных этапов развития человеческого рода). Холл представлял формирование детской психики как необратимый переход от низших стадий развития человеческого рода к высшим. Например, характер детских игр им трактовался как проявление и «изживание» охотничьих инстинктов первобытных людей, а игры подростков — как воспроизведение образа жизни диких племен. Холл из этих наблюдений делал вывод: детям следует предоставить возможность свободно и беспрепятственно проходить так называемые примитивные стадии личностного развития
Анализируя кризисные явления в психологии, вслед за Челпановым можно выделить основные причины их возникновения. Это позволит более содержательно и точно говорить о способах преодоления кризисных ситуаций, которые периодически возникают и на современном этапе развития психологии. Первая причина кризисов в психологии - противопоставление психологии экспериментальной и психологии теоретической. Данное противопоставление, высказанное прямо, с точки зрения современного уровня развития психологии уже кажется невозможным, поскольку теоретизация предмета и экспериментальное подтверждение ее результатов в современном психологической исследовании представляются отдельными этапами целокупного познавательного акта, а психология в целом уже не может подразделяться на «психологию, признающую возможности эксперимента» и «психологию, которая целиком обходится без экспериментальных процедур». Однако на указанную причину следует смотреть и несколько иначе, что будет свидетельствовать об актуальности данной причины и в современных условиях развития психологии.
Пособие содержит указание на необходимую для самостоятельной работы студента литературу, и способствует тем самым успешному освоению учащимся учебной программы первого семестра по курсу История психологии. Утверждено на кафедральном совещании кафедры Общей и Клинической Психологии протокол № 2 от 20 сентября 2008 года Учебно-Методической Комиссией по специальностям Социальная работа, Клиническая психология ВолГМУ протокол № 2 от 29.10.2008 г. Предисловие Настоящая Программа лекций и семинарских занятий рассчитана на два семестра и предназначена для студентов дневного отделения факультета психологии, обучающихся по специальности «Клиническая психология», а также для подготовки специалистов по другим гуманитарным специальностям. В программу включены ссылки на материал, позволяющий пропедевтически ознакомиться с основными этапами развития психологической науки. По каждой части читаются лекция и проводятся семинарские занятия. Пособие содержит программу учебной дисциплины, методологические рекомендации по изучению дисциплины, тематический план практических (семинарских) занятий, варианты контрольных заданий (тестов), а также контрольные вопросы для осуществления промежуточного и итогового контроля знаний, список рекомендуемой литературы, словарь основных понятий и терминов.
Время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками. 2. Основные исторические этапы развития психологии. Развитие представлений о предмете и методах психологического исследования Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития. I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ «СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» (НОУ ВПО СПГИ) Кафедра «Психологии»РЕФЕРАТ На тему: «Логика как наука»Проверил: к.п.н.доцент Байковский Константин ЮрьевичВыполнил: Студентка 1 курса заочной формы обучения Беликова Людмила ИвановнаСергиев Посад 2006 ВВЕДЕНИЕ Логика, одна из древнейших наук, возникла в проблемном поле философии более 2300 лет назад, и в трудах древнегреческого философа Аристотеля впервые показала, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина, каким правилам мышление при этом должно подчиниться основная задача, которая стоит перед студентами при изучении курса логики, научиться сознательно применять законы и формы мышления, усвоить основные принципы правильного логического мышления – определенность, последовательность, доказательность; приобрести навыки и умения, требующие точности мышления, обоснованности и убедительности выводов. Содержание.ВВЕДЕНИЕ2 Содержание.3 Предмет и значение логики.4 Логика и язык5 Законы формальной логики7 Чувственное познание и абстрактное мышление9 Основные этапы развития формальной логики10 Теоретическое и практическое значение логики11 Список литературы14 Предмет и значение логики.
При этом они отмечают, что, например, ребенок легко запоминает то, что вызывает его непосредственный интерес, привлекая яркостью и то, с чем он активно действовал. Существенную роль при этом играет слово. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит выдающемуся советскому психологу Л.С. Выготскому . В конце двадцатых годов он впервые сделал предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками А.Н. Леонтьевым и Л.В. Занковым показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредствованной по своему строению, а также проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредствованного запоминания. Л.С. Выготский характеризовал память как «одну из важнейших глав детской психологии» и выделял две линии ее развития – биологическую и культурную. Он считал, что именно в процессе активной мыслительной деятельности ребенка, опирающейся на вспомогательные средства, возникает и развивается высшая форма памяти человека. Как считает А.С. Галанов , в зависимости оттого, что запоминает человек, различают память зрительную (образную) (образы восприятия, мышления и воображения), речеслуховую (сохранение мыслей, общего смысла запоминаемой информации), двигательную (запоминание собственных движений, выработка навыков), эмоциональную (память чувств). Урунтаева Г.А. отмечет, что первые впечатления, фиксируясь в памяти новорожденного, имеют важное значение для его последующего развития.
Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. 2 этап – Психология как наука о сознании – возникла в 17в в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. 3 этап – Психология как наука о поведении – данный этап наступил в начале 20в. Задачи психологии – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека (что можно непосредственно увидеть). Мотивы поступков не учитывались. 4 этап – Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики – для современного этапа развития психологии характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, учитывающей интересы практики. 4. Психические явления и психологические факты Психические явления это наши: - восприятия -мысли (о чем-то хорошем или плохом), -чувства (например, любви, обиды), -стремления (получить образование, выйти замуж) -намерения (выступить с докладом, решить вопрос) -желания (иметь что-то, купить красивую вещь), -переживания (личное для человека, событие его внутренней жизни, по поводу плохой отметки, по поводу болезни), -размышления, равнодушие (т.е. одно нас интересует, другое нам безразлично), -удовольствия (от прочитанной книги, хорошего фильма) -возмущение, негодование (видя недостойное поведение человека, критикуем его) -радость (от рождения ребенка, приятного подарка) -настойчивость (добиваемся осуществления намеченных планов) -запоминание, забывание, внимательность Психические явления делятся на: - психические процессы – познавательные (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение); эмоциональные (эмоции, чувства); регуляторные (воля, речь) - психические состояния – бодрствование, настроение, стресс - психические свойства – направленность личности (интересы, желания, убеждения); темперамент (в чистом виде мало изучен); характер, способности 5.
Развитие представлений о смысловых образованиях личности в деятельностном подходе Реферат по курсу «Методологические основы психологии» студентки Палт Е.А., 55 гр. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Факультет психологии. Кафедра педагогики и педагогической психологии. Москва, 2001 год. Человек в мире и мир в человеке. Эта формула, представленная в книге Д.А.Леонтьева, является для нашего изложения программной: в ней заключено несколько пластов, которые мы постараемся осветить в нашем реферате. В этой фразе отражены некоторые закономерные этапы в истории психологии, на которые мы будем опираться в своем изложении. По нашему мнению, в истории психологии можно выделить два этапа: изучение того, как человек функционирует в мире и как мир отражается в сознании человека. Во многом, весь реферат будет построен с позиций задач истории психологии: мы попробуем пройти через основные этапы развития представлений о смысловых образованиях личности (преимущественно в деятельностном подходе), чтобы найти закономерности такого развития; описать основные идеи, пронесенные через множество различных подходов; наметить перспективы изучения (то есть некоторые нерешенные вопросы, новые области) смысловых образований личности.
Заключение Таким образом, можно сделать вывод о том, что в задачу формирования внимания входит не только развитие его как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий для активной, самостоятельной работы. Не смотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности. И зная основные этапы развития внимания в различные годы жизни ребенка, педагог может найти необходимое средство для улучшения внимания. Список использованной литературы 1. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576с. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1997. – 336с. Приложение №1 Психологические упражнения по развитию внимания Развить внимание можно с помощью следующих психологических упражнений: 1. "Игры индейцев" для развития объема внимания: - двум или нескольким соревнующимся в течение короткого времени показывают сразу много предметов, после чего каждый отдельно говорит судье, что он видел, стараясь перечислить и подробно описать возможно большее число предметов.
Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология. В данной работе мы попытаемся вкратце осветить данную проблему и рассмотреть основные этапы развития представлений о психике человека, начиная с периода выдвижения первых гипотез - с античности. Развития представлений о системе психики человека в период античности и античной культуры. Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества, культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей (чего только стоят такие имена, как Платон, Аристотель) и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, вот то, что возникает в нашем воображении, при слове - Античность. Именно в период расцвета античной культуры и были предприняты первые попытки понять и описать психику человека. Одним из первых направлений был - анемизм, который рассматривал психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов (как известно мифология в период античности была особенно развита), анемизм рассматривал именно поведение и мышление богов, изучал их жизнь.
В ней участвуют много различных процессов. Вот, например, П. Линдсей и Д. Норман считают, что существует три различных типа памяти, или три ее системы, первая – как непосредственный отпечаток сенсорной информации, вторая – кратковременная память, и наконец третья – долговременная память. Также по мимо зарубежных психологов, большой вклад внесли отечественные психологи. Например, Л. С. Выготский выдающийся отечественный психолог, который в конце 20-го века впервые приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания. Исследования сложнейших форм произвольной мнемической деятельности, в которых процессы памяти связались с процессами мышления, были существенно доказаны отечественными исследователями, которые обратили внимание на законы, лежащие в основе непроизвольного запоминания, и детально описали формы организации запоминаемого материала, который происходят в процессе сознательного, осмысленного заучивания.
ТЕМАТИКА межсессионных заданий по «Психологии и педагогике» 1. Психология как наука. 2. Методы исследования психологии. 3. Место психологии в системе научного познания. 4. Основные этапы развития психологической науки. 5. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского. 6. Принцип социально-исторического детерминизма развития психики человека. 7. Роль деятельности в психическом развитии ребенка (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). 8. Психическая деятельность как продукт интериоризации предметной деятельности субъекта (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин. А.В. Запорожец). 9. Сознание как высшая ступень развития психики. 10. Общественно-историческая природа психики человека. 11. Сознательное и бессознательное. 12. Психологическая теория деятельности. 13. Механизмы интериоризации и экстериоризации. 14. Основные закономерности познавательной деятельности.
Человеческий младенец рождается беспомощным существом, и эта беспомощность является величайшим приобретением человеческого рода. Становления беспомощного существа в субъекта многообразной человеческой деятельности как раз и есть предмет детской психологии. Детская психология возникает с простого описания симптомов возникновения и дальнейшего развития различных психических процессов у детей. Детская психология – это одна из фундаментальных психологических дисциплин, поскольку она исследует возникновение, становление и основные этапы развития деятельности, сознания и личности в детский период жизни, а они, как известно, являются главными составляющими человеческой психики. Фундаментальная проблема связи психического развития ребёнка с его обучением и воспитанием лежит в плоскости как детской, так и педагогической психологии.
Содержание. I. Введение - стр.2 II. 1) Основные этапы развития экономической географии в дореволюционной России - стр.2 2) Вклад отдельных ученых в развитие экономической географии и теории экономического районирования страны - стр.10 III. Заключение - стр.24 Список использованной литературы - стр.25 I. Введение. Общество всегда интересовала его история, а человека, посвятившего свою жизнь науке, - история этой науки, так как знание предпосылок создания и развития этой науки, вклада в нее крупных ученых есть база для дальнейшего прогресса в этой области. Очевидно, что все это непосредственно касается и экономической географии, и именно поэтому вопрос о развитии этой науки имеет большое значение и в наши дни. Экономическая география в своем развитии прошла ряд этапов от накопления, описания и систематизации знаний до активного участия в преобразовательной деятельности, связанной с совершенствованием развития и размещения производительных сил. Безусловно, в нашей стране становление и большое развитие наука получила в дореволюционное время, время, когда происходило освоение новых территорий и делались первые попытки экономического районирования России, происходило интенсивное развитие торговли и промышленности, усиление централизации государства. II. 1) Основные этапы развития экономической географии в дореволюционной России.
![]() | 978 63 62 |