![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Отношение к учебной деятельности школьников младших классов из полных и неполных семей | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Гигиенистами отмечено, что чтение, особенно у малышей, очень затруднено и способствует быстрому утомлению, если буквы имеют непривычные очертания. По этой причине доктора без энтузиазма воспринимают увлечение многочисленными шрифтами, в частности в обучающих программах для детей. Контроль зрения у школьников младших классов выявил, что при чтении текста, написанного шрифтом сложного начертания, у школьников уменьшается скорость чтения, отмечается значительное падение критической частоты слияния световых мельканий. СанПиН состоит из нескольких параметров, определяющих необходимую форму и параметры знака. В основном нормируется отношение ширины знака к высоте (0,51,0, лучше 0,70,9), т.Pе. знаки не должны быть ни узкими, ни широкими. Наилучший размер знаков диктуется как необходимыми для определения размерами, так и тем, что знаки не должны быть огромными, тогда при чтении можно сразу обозревать максимальное их количество. Кресло должно быть комфортным, также оно должно обеспечивать физиологически рациональную функциональную позу, при которой не изменяется циркуляция крови и не возникают негативные последствия
Важным результатом применения методики является достижение нового уровня развития самого учителя, способов его деятельности. Педагогу постоянно приходится отвечать на крупные блоки вопросов, задаваемых учениками; он должен проверить каждое задание, выполненное учеником. Ведь все решенные задания ученик заносит в свою ведомость учета для дальнейшего написания контрольной работы. Учитель не вправе не уметь решить хотя бы одной задачи из учебника, и решить нужно быстро, ибо ученик может любое задание вынести на «уроки открытых задач». Теперь становится ясным, что если учитель ставит своим ученикам плохие отметки (в свете изложенных критериев выставления оценок), то он ставит их себе за свое незнание предмета, неумение его преподнести, неумение работать с родителями и учениками, за свое отношение к профессии. Применение методики В. Ф. Шаталова позволяет сделать вывод о том, что школа существует прежде всего для школьника и что сегодня она имеет все возможности для поднятия качества образования. Технологическая схема учебного процесса по В.Ф. Шаталову представлена в приложении А. Главной заслугой В.Ф. Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активной на уроке.
В основе учебной мотивации младшего школьника лежит интерес к новой информации. В начальной школе у ребенка формируются основные элементы учебной деятельности: учебная мотивация, необходимые учебные умения и навыки, самоконтроль и самооценивание. Развивается теоретическое мышление, обеспечивающее усвоение научных понятий. В рамках учебной деятельности школьник под руководством учителя овладевает содержанием развитых форм общественного сознания: научными понятиями, художественными образами, нравственными ценностями, правовыми нормами. Под влиянием учебной деятельности формируются основные психические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, способность действовать в уме и планировать свою деятельность. Младший школьник принимает авторитет учителя, овладевает разными формами учебного сотрудничества. В его учебной деятельности формируются частные виды деятельности: чтение, письмо, изобразительная и другая творческая деятельность, работа на компьютере. Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ее рамках, осваивая новые способы умственных действий и операций: анализ, синтез, обобщение, классификацию и др
И еще один факт удалось установить в излагаемом исследовании. К концу младшего школьного возраста у детей начинает возникать избирательный интерес к отдельным учебным предметам. Причем у некоторых учащихся он приобретает характер относительно устойчивого интереса, выражающегося в том, что они по собственной инициативе начинают читать научно-популярную литературу по этому предмету. 2. Формирование ответственного и добросовестного отношения к учению у младших школьников. Данные, полученные в нашем исследовании мотивов учебной деятельности школьников , показывают, что перелом в отношении учащихся к учению происходит, примерно, с III класса. Здесь уже многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, стремятся пропустить урок, их старательность уменьшается, авторитет учителя падает. Даже сами дети замечают происходящую в них перемену, а учащиеся V—VI классов начинают звать маленьких школьников за :их исключительную добросовестность и прилежание «ишаками». Получается странная, парадоксальная картина: все психические процессы и функции детей младшего школьного возраста усложняются и совершенствуются память приобретает логический характер, внимание становится более устойчивым и произвольным, интеллектуальные операции более абстрактными и сложными; а вот нравственные качества — ответственность, прилежание, стремление к серьезной, общественно значимой деятельности, уважение к труду, к старшим не только не совершенствуются, но даже претерпевают как бы обратное развитие.
Мне показалось, и замечу, кстати, что я ни в коей мере не претендую на какие-то обобщения, что в основном берут так называемые детские "ужастики", наши и переводные. А что, если мы уже опоздали, и следующие поколения читателей станут рассматривать фантастику как своего рода маргинальную развлекаловку, забыв про ее "инаковость", ее особую функцию и миссию? С.Л.: Кто-то из древних писал: "Мир близится к концу, молодежь не слушает старших, она необразована и невежественна"... Конечно, очень легко вынести такой приговор современной молодежи и детям. Соблазнительно легко - но будет ли он справедлив? Если судить по любимым темам тележурналистов толпа юнцов отрывается под рэйв и "девятую балтику" (хорошо еще, если не под наркотики), успеваемости в школах никакой, профессии банкира и манекенщицы все так же популярны у школьников младших классов, словом, времена нынче похуже античных. Hо будет ли это всей правдой? Hедавно я увидел такую же передачу о молодежи, только явно выстроенную с противоположных позиций. И что появилось на экране? Дети выступают в залах консерватории (и не с умилительными плясками "а-ля рюс", а играя на скрипках и фортепьяно), трудятся летом, зарабатывая на ролики и велосипеды, пишут доклады об истории родного края, читают и обсуждают хорошие книги..
Так, например, для поддержания интереса к занятиям, следует их прекращать до момента полного утомления, когда у ребенка сохраняется ожидание от первого занятия. Тем самым, выделяется педагогическое средство – регулирование учебной нагрузки и ее дозирование в зависимости от утомляемости учащихся. Итак, естественное стремление к познанию развивается в учебном процессе при его регулировании со стороны педагога и организации учебной деятельности школьника так, чтобы в нее вовлекались разные стороны его психической деятельности, подобно другим сферам его жизни, например, в беседах, играх, занятиях в семье или при встречах с товарищами. Достаточно популярна и другая точка зрения: познавательная активность понимается как характеристика деятельности младшего школьника: ее интенсивность и напряженность. Множество работ отечественных педагогов посвящено проблеме активизации учебного процесса. Например, П. Н. Груздев и Ш. Н. Ганелин2, Р. Г. Ламберг3, они исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельностиучащихся и делают вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности. Вот что пишет Т. И. Шамова: « Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно- познавательных целей»1.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. 1.3. Приемы воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности. На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, считает А.А. Калюжный, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой.
Вторая особенность комплекта находит выражение в том, что в комплекте нашли методическое воплощение основные направления модернизации школьного образования (гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и личностно – ориентированный подход к процессу обучения). Методическая интерпретация современных тенденций развития начального образования и их реализация в учебниках позволяет рассматривать каждый предметный учебно – методический комплект, входящий в «Гармонию», как модель учебного процесса, как источник интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, как возможность полнее выразить свои мысли и чувства. Реализованные в учебниках методические подходы к организации учебной деятельности школьников создают условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, обеспечивают ситуации успеха за счет мер по целенаправленному преодолению трудностей обучения. В числе этих следует назвать: 1) логику построения содержания курсов, нацеленных на усвоение понятий и общих способов действий, которая на доступном для младшего школьника уровне обеспечивает осознание им причинно – следственных связей, закономерностей и зависимостей в рамках содержания каждого предмета; 2) способы, средства и формы организации учебной деятельности младших школьников; 3) систему учебных заданий, которая учитывает как особенности содержания учебных предметов, так и психологические особенности младших школьников и соблюдает баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.
К концу 1 класса (а иногда намного раньше) у большинства учащихся внутренняя позиция школьника оказывается реализованной. И на её месте по мере вхождения в школьную жизнь и освоения учебной деятельности у младших школьников складывается сложная система мотивации учения, которая включает следующие группы мотивов (М.В. Матюхина ): I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с её прямым продуктом: мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть изучаемых явлений); мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных заданий. II. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности: 1)широкие социальные мотивы: а)мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.; б)мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения); 2)узко личные мотивы: а)мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки); б)престижные мотивы (стремление к лидерству, желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди одноклассников); 3) отрицательные мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться). (68) А.К. Маркова выделила уровни развития мотивации учебной деятельности: Отрицательное отношение к учению.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. 1.3. Приемы воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности. На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, считает А.А. Калюжный, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой.
Своеобразная “положительная” установка на алкоголь может возникать у детей даже из тех семей, где бытовое пьянство сопровождается скандалами. Наблюдая подобные явления, у детей формируется представление на такие явления, как на “норму” поведения. Отрицательное отношение к алкоголю формируется у детей из семей, в которых он не употребляется, и в семьях, где алкоголь приносит несчастья, является бедой. В противоалкогольном воспитании ведущая роль принадлежит семье, поэтому школа должна дать родителям четкие установки: - ни в какие дни, ни в каком виде, ни в самых малых дозах не давать детям алкогольные напитки; - в семьях должна быть четкая установка: алкоголь – враг здоровья, алкоголь – враг учебы, алкоголь – враг спорта; - алкоголь (во всех видах) крайне вреден для детского растущего организма. Считаем важным в беседах с детьми, даже при объяснении им, скажем, результатов опытов, ни в коем случае не ограничиваться только медицинской стороной дела, а обращать внимание на социально-бытовые аспекты. Заключение. Что же конкретно может сделать учитель начальных классов для воспитания здорового школьника? Во-первых, гигиенически правильно организовать сам педагогический процесс: это своевременная смена статического напряжения при письме и чтении – физкультпауза, активный отдых на переменах, отдых для глаз, смена различных видов учебной деятельности школьников, ее активизация, умелое использование наглядных средств обучения с учетом требований гигиены – все это способствует положительным эмоциям учащихся.
Апробация результатов исследования и их внедрение. Основные положения, материалы и результаты исследования докладывались на республиканских конференциях "Проблемы сельской школы" (Смоленск, 1986, 1988 г.г.), на всесоюзной научно- практической конференции "Психология - перестройке народного образования" (Москва, 1989), на республиканской научно-практической конференции "Интенсификация учебного процесса как средство повышения профессиональной подготовки будущего учителя" (Ярославль, 1990), на конференциях молодых ученых НИИ СиМО АПН СССР (Москва, 1986, 1987, 1988 г.г.), на проблемных семинарах кафедры начального обучения КГШ им. В.И.Ленина (1987, I988 г.г.), на краевой научно-практической конференции "Совершенствование практической направленности обучения математике в начальной школе" (Барнаул, 1986 г.), на заседаниях лаборатории начального образования НИИ СиМО АПН СССР (Москва, 1989,1990 г.г.), Прочитаны лекции и проведены проблемные семинары для учителей начальных классов в Алтайском краевом институте усовершенствования учителей (Барнаул, 1986 -1990 г.г.). Опытная проверка разработанной методики применения ПК при обучении младших школьников математике осуществлялась в средних шкодах ИР 42, 69, 112 г.Барнаула. Экспериментальное обучение показало положительные результаты применения персональных компьютеров для формирования учебной деятельности школьников.' Основное содержание диссертации отражено в 7 публикациях. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ диссертации определены логикой и последовательностью решения конкретных задач исследования.
Иркутска, 3 «Д» класс. 1. Особенности контроля в учебной деятельности младших школьников 1.1. Сущность действия контроля, его особенности в младшем школьном возрасте и место в структуре учебной деятельности Действие контроля мы рассматриваем внутри целостной структуры учебной деятельности школьников, выделенной и описанной Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. Один из важнейших компонентов учебной деятельности – контроль. Согласно мнению Д.Б. Эльконина , под контролем следует понимать прежде всего контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий . В действии выполняются ориентировочные, исполнительные и контрольные функции. Согласно Н.Ф. Талызиной : «Любое действие человека представляет собой своеобразную микросистему управления, включающую “управляющий орган” (ориентировочную часть действия), исполнительный “рабочий орган” (исполнительная часть действия), следящий и сравнивающий механизм (контрольная часть действия)». К.Н. Поливанова считает, что контроль заключается в определении соответствия других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи.
Поставить перед школьником учебную задачу - это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий. Одним из значимых компонентов учебной деятельности является система особых действий по решению задач. Он выделяет следующие учебные действия, которым в зависимости от конкретных условий их выполнения соответствуют операции: 1) преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы; 2) моделирование выделенного отношения в графической и знаковой форме; 3) преобразование модели отношения для изучения его свойств в "чистом виде"; 4) выделение и построение серии частных конкретно-практических задач, рожаемых общим способом; 5) контроль за выполнением предыдущих действий; 6) оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи. Формирование полноценной учебной деятельности у младших школьников может происходить лишь на основе определенного принципа развертывания материала, адекватного содержательному обобщению, который детерминируется теоретическими формами общественного сознания и требованиями духовного производства.
Вся жизнь, поступки, отношения детей со сверстниками и со взрослыми рассматриваются через призму школьных дел, успехов или неудач. Необходимо понимать состояние внутренней тревоги ребенка: ему хочется стать учеником, но он ощущает определенный страх перед школой, так как предстоит заниматься делом общественно значимым, обязательным. У ребенка возникает потребность учиться в школе, желание стать школьником, занять новую позицию в жизни. Стремление дошкольника старшего возраста включиться в мир серьезных взрослых обязанностей выражается в желании стать учеником, идти в школу, заниматься тем, чем занимаются старшие ребята. Возникновение у ребенка такого уровня самосознания означает, что наступил конец дошкольного периода. В русле и рамках учебной деятельности у младшего школьника формируются психические процессы, складываются основные качества личности. Поэтому очень важно рассмотреть основные направления, концепции и взгляды ведущих психологов и детских педагогов, чтобы иметь представление об имеющихся данных и знать, в каких направлениях следует проводить новые исследования и практические наработки.
Иркутска, 3 «Д» класс. 1. Особенности контроля в учебной деятельности младших школьников 1.1. Сущность действия контроля, его особенности в младшем школьном возрасте и место в структуре учебной деятельности Действие контроля мы рассматриваем внутри целостной структуры учебной деятельности школьников, выделенной и описанной Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. Один из важнейших компонентов учебной деятельности – контроль. Согласно мнению Д.Б. Эльконина , под контролем следует понимать прежде всего контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий . В действии выполняются ориентировочные, исполнительные и контрольные функции. Согласно Н.Ф. Талызиной : «Любое действие человека представляет собой своеобразную микросистему управления, включающую “управляющий орган” (ориентировочную часть действия), исполнительный “рабочий орган” (исполнительная часть действия), следящий и сравнивающий механизм (контрольная часть действия)». К.Н. Поливанова считает, что контроль заключается в определении соответствия других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи.
Латентный конфликт возникает уже в начальных классах и не прекращает своего существования в дальнейшем. Ко второму типу относится явный конфликт. В этом случае ученик показывает недовольство, спорит с учителем, упрекая его за несправедливость, не даёт дневник. Начало берут такие конфликты в 4-5 классах, особенно усиливаясь в средних и старших классах. (1.С.59-60). Уровень внешнего согласия учащихся с объективностью оценивания отметками их знаний учителем меняется от класса к классу. Из «средних» и «слабых» учеников с заниженной отметкой согласны: во 2-м классе – 23,6%, в 3-м классе – 36,1%, в 4-м классе – 43,3% учащихся. (1.С.71-72). Основываясь на этих данных, приходим к выводу о крайне слабой оценочной основе учебной деятельности школьников. Можно прийти к выводу, что сильным ученикам отметка мешает трудиться в полную меру их сил и способностей, задерживает их развитие, приучает получать похвалу, награду «5» и «4» не за труд, не за усилия. Всё это развращает учеников, воспитывает лень, стремление получать результаты легко. Талантливые дети обязаны так же настойчиво и упорно работать, как и их менее способные сверстники, иначе они со временем потеряют свои задатки. Как говорил П.И. Чайковский, «гениальность – это 1 процент гения и 99 процентов – потения». (4.С.63). Глава 2. Организация, методы и результат исследованияДля выявления влияния оценки и отметки на ребёнка было проведено анкетирование учащихся вторых и третьих классов и были опрошены родители этих учащихся для определения значимости для них оценки и отметки детей и влияния этой значимости на детей.
В результате анализа понятий «деятельность», «учебная деятельность» и «учебно-познавательная деятельность», рассматриваемых учеными философами, психологами, педагогами, я считаю, что учебно-познавательная деятельность учащихся младших классов является подструктурой деятельности как системы. Ее особенностью является направленность структурных компонентов на осуществление целей, усвоение содержания и результатов обучения. Поэтому, на основе общих для любой деятельности закономерностей, можно констатировать, что учебно-познавательная деятельность школьников имеет следующие правила развития: 1) учебно-познавательная деятельность проходит процесс возникновения, формирования и распада; 2) структурные компоненты учебно-познавательной деятельности могут менять свои функции, взаимопревращаясь друг в друга; 3) различные виды учебной и познавательной деятельности взаимосвязаны друг с другом; 4) возникновение деятельности происходит в форме развернутых взаимоотношений между учащимися и учителем, и лишь на основе этого формируется деятельность индивидуума; 5) является ведущей деятельностью младших школьников и имеет определенное содержание.
![]() | 978 63 62 |