![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек |
Пограничные и измененные состояния сознания | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Психологу естественно сегодня видеть в «предельной» или «экстремальной» ситуации ситуацию так называемой сенсорной недостаточности, когда человек, живое чувствующее существо лишается всех привычных каналов поступления чувственной информации. Итак, назовем условно нашу нулевую точку предельной или пограничной ситуацией, где мы один на один с миром в том смысле, что из мира вынуты все привычные связи и все привычные способы получения информации. И в том числе из мира выброшен и такой привычный объект, как я сам,P мое identity в этом мире. Если вы помните, роман Пруста начинается с метафоры фактически она является метафорой предельной или пограничной ситуации. Роман начинается с просыпания. Человек, выходящий из сна, на какой-то очень малый промежуток времени находится в состоянии пограничной ситуации. Проснувшись, он должен восстановить привычный мир. Пруст пишет: всякий просыпающийся держит нить минут, часов, лет, но в минуту просыпания он еще не способен на это его мира нет. (Ведь сон и есть измененное состояние сознания.) И Пруст завязывает нити своего романа именно на этом, он строит очень удачную метафору человека, лежащего в постели, просыпающегося по слоям просыпающегося, постепенно связывающего себя с самим собою
Знание-сила,1982, 10,с.37) По его мнению, бессознательное - это всего лишь обобщение, к которому люди прибегают, чтобы отразить способность к регулированию поведения, происходящему без участия сознания. Основатель психоанализа З. Фрейд вообще считал, что человек наносит себе повреждение не случайно, а под воздействием бессознательных, присущих ему уже от рождения агрессивных тенденций, которые в конкретном случае проявились в стремлении наказать себя и посредством этого наказать /упрекнуть, пристыдить/ тех, кто породил конфликтную ситуацию и вытекающие из нее последствия. Сам З. Фрейд писал: "Когда кто-нибудь из моих домашних жалуется, что прикусил себе язык, прищемил палец и т.д., то вместо того, чтобы проявить ожидаемое участие я спрашиваю: зачем ты это сделал ?.Кроме сознательного, намеренного самоубийства существует еще и полунамеренное самоуничтожение с бессознательным намерением, способным ловко использовать угрожающую опасность и замаскировать ее под видом случайного несчастья." (Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. Изд-е 4-ое-М.:1926,с.265). Кроме чисто бессознательных явлений в психологии выделяют подсознание, понимая под ним некоторое пограничное состояние между сознанием человека и бессознательным восприятием окружающего мира (гипноз, медитационные проявления психики, сон и т.п.). Иногда в этом случае говорят об изменениях состояния сознания (ИСС).
Но более того принципиально действует измененное состояние сознания пациента, установка на важность предпринять все меры, необходимые для исцеления. Если бы у меня была техническая возможность заниматься с пациентом огнехождением по рдеющим углям, я практиковал бы и этот способ, вызывающий к жизни громадные резервы сил, пребывавших дотоле под спудом. Что еще входит как в очные занятия с пациентом, так и в его домашние задания? Акупунктура - по точкам "всемогущества". Считается, что таковых - две пары (Хэ-Гу и Сан-Цзун-Ли на голенях). Но практика показывает, что таковых пять (на крыльях лба ниже линии волос, в ямочках под ключицами и неподалеку от пахов). Еще и еще раз восхитишься нашими пращурами, которые придумали парные бани с проработкой огнедышащим веником всех без исключения активных точек - известных и неизвестных! Су-джок-терапия - корреляция воздействий на ладони или ступни с оздоровлением внутренних органов. Массаж (самомассаж) всех доступных нашим рукам зон открытых надкостниц (от скул и челюстей до лопаток и тазовых костей) в качестве средства, великолепно стимулирующего работу всех отделов головного мозга, что крайне необходимо при таком тотальном поражении организма, как онкология
Второй же позволяет жить, как заблагорассудиться и главной опасностью второго пути становиться несвоевременная смерть без отпущения грехов и причащения. Для уменьшения этой опасности достаточно регулярно посещать церковь, исповедоваться и причащаться Святых Таинств. Мифом о втором пути христианская Церковь переманила в свое лоно огромное количество людей, “милосердно” избавив их от чувства ответственности за что бы то ни было и превратив в рабов, но даже не Божиих, а лени и эгоизма. А ведь христианский обряд причащения основан на древнем языческом понимании символического “кровного” родства. Вино - символ знания, как и другие опьяняющие вещества (напр. индийская сома). С их помощью достигалось измененное состояние сознания, в котором обычные люди, не наделенные магическим даром, могли соприкасаться с богами и получать ответы на вопросы или, даже, провидеть будущее. И Знание, как и вино, может дать веселье и легкость уму, может довести до состояния эйфории или погрузить в депрессию, может низвергнуть в пучину скотства.
Если имеется лишь один способ наведения, то он подействует на некоторых людей, но не подействует на других. Традиционные гипнотизеры в большинстве случаев даже не дают себе труда прибавлять основные приемы, использованные вами сегодня утром, например, подстраивать темп голоса к дыханию субъекта. Чем шире станут ваши возможности в наведении гипноза, тем больше будет число людей, с которыми вы будете успешно работать. Сегодня утром мы говорили о физиологических признаках, сопровождающих измененные состояния сознания. В людях, которых вы переводили в измененные состояния, вы могли заметить, по крайней мере, некоторые отчетливые изменения мышечного тонуса, форм дыхания, цвета кожи, размера нижней губы и т.д. Эти особые признаки измененного состояния вы будете наблюдать и слышать, когда мы продолжим изучение наведения. Главное правило гипнотического наведения наблюдать за физиологическими признаками, сопровождающими наступление измененных состояний и делать все возможное, чтобы усилить эти признаки. Есть также специальные процедуры
Он часто склонен делать синкретические обобщения, возникает и ряд других феноменов, связанных с искаженным восприятием мира (установки, проецирование, когда процессы, происходящие в сознании, становятся столь сильными, что начинают переноситься на внешние объекты, и затем уже ошибочно воспринимаются как действительные раздражители).Еще одно такое явление - феномен "перцептуальной защиты", или выборочности восприятий. Он выражается в том, что люди в большей степени готовы понимать и видеть то, что они хотели бы понимать и видеть, и стремятся не видеть того, что они полагают нежелательным, а если все же нечто нежелательное уже вопринято, то сознание стремится разрушить такого рода восприятия, преобразуя их во что-то такое, что отвечало бы желаниям человека. Вышеперечисленных процессов вполне достаточно, чтобы сделать понятной идею "самсары" для западного человека. С этой точки зрения резко возрастает ценность некоторых измененных состояний сознания, как попыток выхода из самсары, или хотя бы осознания нашего образа мира как одной из многих возможных интерпретаций реальности.
Основу этого популярного метода составляет развитие навыков самонаблюдения при самостоятельном погружении в неглубокое измененное состояние сознания (поверхностный кинестетический транс) во время выполнения ряда телесных и ментальных упражнений. Фельденкрайз называл это состоянием сознавания (aware ess), связывая его с направленным вниманием. (Уместно здесь напомнить определение измененного состояния сознания по М.Эриксону, как "внимания, направленного внутрь"). Тем самым наиболее кратко сущность метода Фельденкрайза можно сформулировать как "осознавание себя", или по выражению переводчика, психотерапевта М.П.Папуша - "понимание при делании". Направленность метода тем самым созвучна рецепту самосовершенствования традиционных восточных (в частности дзенских) духовных практик: "полностью пребывай в том, что делаешь", интерпретируемой как созерцание, самонаблюдение (Г.Гурджиев) или практика внимательности (Р.Уолш). Избавление от психологических проблем и ограничений, гармоничное развитие или самоактуализация по Фельденкрайсу выступает как формирование "полного образа себя".
Продуктом духовной деятельности людей является информация, адресованная человеческому сознанию - идеи, образы, чувства. Так, к созданию (в широком его понимании, охватывающем всю область человеческой деятельности) относятся отличные от рефлексов идеальные побуждения, которые относятся к сфере неосознанного. Зигмунд Фрейд показал, какую огромную роль играют в человеческом поведении мутные желания и неосознанные влечения. Измененные состояния сознания в нашей культуре ассоциируются обычно с наркотиками. Многие культуры придают измененным состояниям гораздо больше значения, чем просто развлечениям. Если посмотреть на различные культуры, то наверное трудно найти такую, где бы не употреблялись психоактивные вещества. Кроме того, восточные традиции весьма богаты описанием измененных состояний сознания. А современная западная психология буквально черпает восточную мудрость как из бездонного колодца. В 60-е годы в США происходили довольно интересные изменения в массовом сознании и во многом благодаря повальному употреблению ЛСД (тогда ещё разрешенному). С. Гроф, исследуя изменения состояния сознания, возникающие при применении ЛСД-25, объединил в четыре основных типа переживания, сходные по смыслу, глубине, эмоциональной и сенсорной модальности: 1.
Этот метод компонентов знания и уточнение условий и является специфическим приемом предпосылок О. теоретических знаний в эмперических науках. Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяя его исследователь сначала находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта. Данный метод применяется при построении различных научных теорий и может использоваться как в общественных, так и в естественных науках. 15. Гипотеза, как форма развития научного 38. Сознание и бессознательное. Понятие познания. измененного состояния сознания. Гипотеза. Исследование проблемы начинается Помимо формального содержания и с выдвижения гипотезы, представляющей собой чувственно-конкретной оброзности обоснованное предположение, выдвигаемое с составляющей сознание явление целью выяснения закономерностей, и причин бессознательное – совокупности психических исследуемых явлений. явлений, состояний и действий, не Как форма научного познания гипотеза представленных в сознании человека и не характеризуется прежде всего тем, что она поддающиеся контролю. является обоснованным предположением и это Бессознательное не просто то, что не отличает ее от разного рода догадок и осознаётся (например, физиологические необоснованных предположений.
Можно предполагать, что к концу позднего минойского периода опий стимулировал способность к видениям и вызывал их, что ранее достигалось без опия. Искусственно вызываемый опыт трансценденции по своему характеру был способен на время заменить опыт первоначальный, подлинный. В истории религий периоды “сильнодействующих лекарственных средств” обычно встречаются в тех случаях, когда уже не удовлетворяют более простые методы. Опий был созвучен со стилем минойской культуры и помогал сохранять ее. Когда же минойская культура пришла в упадок, потребление опия постепенно сошло на нет. Для этой культуры была характерна атмосфера, которая в конечном счете требовала такого “сильнодействующего средства”. Стиль минойского “биоса” явно заметен в том, что я назвал “духом” минойского искусства. Дух этот совершенно непостижим без опия. Открытость минойского общества в отношении включения опия в свои религиозные ритуалы является показателем определенной готовности связывать экстаз и поиск измененных состояний сознания с растительными алкалоидами.
Он выступает одновременно и как автор высказывания, и как его герой, и как его сторонний критик. Любое утверждение, чтобы получить статус “постмодернистского”, должно сопровождаться опровержением. Постмодернистское высказывание в принципе не должно стремиться к “правоте”, ибо достижение конечной и безусловной истинности будет означать точку, конец процесса вечного саморазоблачения и, с другой стороны, подавление других точек зрения, оказавшихся “неправыми”. Принципиально новая постмодернистская картина мира складывается на основе признания множественности точек зрения, полифонии культурных миров. В мире столько миров, сколько представлений о них, и все они одновременны и равноправны в своем существовании. Законы существования этих миров — случайность и языковая игра, а отнюдь не фундаментальные законы естественных наук. Отсюда тяга постмодернистской культуры к моделированию вероятностных миров и к показу “измененных” состояний сознания человека (наркотическое и алкогольное опьянение, сновидения, клиническая смерть и пр.). Фирменный постмодернистский художественный образ — метаморфоза.
Подчеркивая тот факт, что С. является не просто манерой живописи, а неким очень важным душевным опытом, измененным состоянием сознания, Бретон добавляет: "В сюрреализме мы имеем дело исключительно с furor. Важно понимать, что речь идет не о простой перестановке слов или произвольном перераспределении зрительных образов, но о воссоздании состояния души, которое сможет соперничать по своей напряженности с истинным безумием". Литературные и поэтические опыты С. также отличает автоматизм сцепления свободных ассоциаций, констелляция образов. Вот пример сюрреалистического стихотворства - Свисают бесцветные газы Щепетильностей три тысячи триста Источников снега Улыбки разрешаются Не обещайте как матросы Львы полюсов Море море песок натурально Бедных родителей серый попугай Океана курорты 7 часов вечера Ночь страны гнева Финансы морская соль Осталась прекрасная лета ладонь Сигареты умирающих (Филипп Супо) безусловно, сюрреалистическая поэзия проигрывает по сравнению с отечественным ОБЭРИУ Проигрывает прежде всего - отсутствием юмора, самоиронии, напыщенной серьезностью, что, впрочем, не было характерно для сюрреалистического кинематографа. В 1926 и 1928 гг. испанские сюрреалисты - будущий великий художник Сальвадор Дали и будущий великий режиссер Луис Бунюэль - создали два знаменитых скандальных киношедевра: "Андалузская собака" и "Золотой век".
Партипационная связь между духовной субстанцией божества и коллективным духом социальной группы, основанная на неизъяснимой мистике их родственности (релевантности), перешла из архаики в более поздние формы религиозного сознания, став предметом рефлексии и основой важных религиозных институций. Достаточно вспомнить договор между Яхве и народом Израиля. Однако в Ветхом Завете на первый план выходит немыслимая для непосредственного, "материального" архаического оргиазма фигура культурного героя-посредника Моисея, как нового субъекта жизнедеятельности. Такая интерпретация перехода от шаманского экстаза к экстазу оргиастическому находит подтверждение в наблюдениях, сделанных Э. Бургиньон — известной исследовательницей культурно институализированных измененных состояний сознания в современных традиционных обществах. Она усматривает существенную разницу между шаманским трансом, или "трансом видений", распространенным преимущественно среди мужского населения обществ собирателей, охотников и рыболовов, и "трансом одержимости", характерным преимущественно для женского населения раннеземледельческих обществ и связанным с воплощением в человеке другой, более сильной личности (духа или бога) за счет утраты своего "я". По мнению Э. Бургиньон, "чем больше сложность общества и чем выше уровень хозяйства, обеспечивающего жизнедеятельность, тем больше вероятность, что в данном обществе наиболее распространенным будет транс одержимости)"11. Концепция Э. Бургиньон убедительно показывает, что качественная трансформация экстатических ритуалов связана с теми революционными по значимости изменениями, которыми сопровождалась эпоха неолита.
Способность влиять на жизнь сотен миллионов людей, "харизма" власти вызывает у многих состояние мистического ужаса, смешанного с почтением. О таких людях слагают легенды и предания, которые передаются от поколения к поколению. Пятый путь в бессмертие связан с достижением различных состояний, которые наука называет "измененные состояния сознания". В основном они являются продуктом системы психотренинга и медитации, принятой в восточных религиях и цивилизациях. Тут возможны "прорыв" в иные измерения пространства и времени, путешествия в прошлое и будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к Вечности. Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Очевидно, эти вопросы решаются различно, в зависимости от ведущей духовной установки той или иной цивилизации. 2. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия в религиях мира. А.Отношение людей к смерти.Почему люди боятся смерти? Большинству современных людей свойственно сторониться всего, что связанно со смертью.
Поток сознания Вадим Руднев Поток сознания - в литературе модернизма ХХ в. стиль, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления ассоциаций, нелинейности, оборванности синтаксиса. Понятие П. с. принадлежит американскому философу, одному из основателей прагматизма Уильяму Джеймсу. Он считал, что сознание подобно потоку или ручью, в котором мысли, ощущения, переживания, ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо переплетаются подобно тому, как это происходит в сновидении (см. также психоанализ). П. с. предстюляет собой форму, имитирующую устную речь (см. лингвистика устной речи), внутренний монолог (ср. индивидуальный язык). У истоков стиля П. с. были Ф. М. Достоевский ("Кроткая") и Л. Н. Толстой. Предсмертный монолог Анны Карениной, находящейся в измененном состоянии сознания под влиянием постоянного употребления морфия, представляет собой несомненный П. с.: "Всем нам хочется сладкого, вкусного. Нет конфет, то грязного мороженого. И Кити так же: не Вронский, то Левин. И она завидует мне. И ненавидит меня. И все мы ненавидим друг друга. Я Кити, Кити меня. Вот это правда. Тютькин, соiffeur. Je me fais coiffer par Тютькин. (парикмахер. Я причесываюсь у Тютькина. (фр.) - прим. Л. Толстого - В.Р.) Я это скажу ему, когда он приедет (.) В начале ХХ в. первыми и главными представителями стиля П. с. были, несомненно, Джеймс Джойс и Марсель Пруст.
Себя и свой Институт гениальности он видел в роли повивальной бабки, стимулирующей роды-творчество с помощью того, что сейчас бы назвали "измененными состояниями сознания", в которых важная роль отводилась психической болезни. Во взгляде на прогенерацию с Сегалиным соглашались и другие психиатры. В статье "Гениальность", написанной для Большой медицинской энциклопедии, психолог Л. С. Выготский, со ссылкой на итальянского психиатра Э. Морселли, называл гениев "эволюционирующей, прогрессивной вариацией человеческого типа". Он подтверждал, что гения "роднит с болезнью отклонение от нормального типа, но это - плюс отклонение, - иного рода, чем вырождение" . П.М. Карпов, автор книги о творчестве душевнобольных, разделял идею о том, что человечество еще не закончило своего развития: "Скелет, мышцы и внутренние органы сравнительно мало изменяются в смысле прогресса, что же касается центральной нервной системы, то последняя делает большие шаги вперед. На пути развития среди человечества появляются такие индивиды, которые опережают в своем развитии остальное человечество, поэтому эти индивиды представляют из себя неустойчивые формы в отношении заболевания душевным расстройством".
Действительно, существуютвлиятельные теории гипноза, которые в большей илименьшей степени подтверждают подобный вывод и каждая из них делает акцент на одной из составляющих, представленных выше. Например, феномен гипноза можетобъясняться преимущественно явлениями релаксации (Edmo s o , 1981), проигрыванием ролей (Sarbi a d Coe, 1972), подчинением (Wags aff, 1981), воображением(Hull, 1933) и различными сочетаниями указанного (например, Barber e al. 1974, Spa os, 1982). Подробное обсуждение этих теорий здесь не планируется, однако мыможем отметить, что все они в целом относятся к "теориям не-состояния" в отличие от "теорий состояния", которые исходятиз измененного состояния сознания. Затронутость или незатронутость состояния сознания является предметом наиболее стойких и горячо обсуждаемых разногласий всовременном экспериментальном гипнозе, и ссылки на этот вопрос будут представлены позднее. Если мы готовы допустить, что существует некий феномен, чьи характеристики могут быть определены как особое состояние, то нампозволительно добавить две дополнительные и важные составляющие, а именно суггестию и транс (или гипнотическое переживание).
Более того, указанный подход может стать и реально опасным. Печальным примером такой неоправданной локализации являются практики пранаям, извлеченные из контекста всего йогического учения и практикуемые без необходимого сопровождения и тщательной предварительной подготовки. Известно, что подобные эксперименты, в подавляющем большинстве случаев, заканчивались весьма плачевно. В этом смысле не стала исключением и такая околонаучная область человеческого знания, как недавно переоткрытая "космоэнергетика", получившая широкое распространение в последнее десятилетие прошлого века. Сегодня, уже многим знаком этот термин, хотя его смысловое содержание по-прежнему остается неким размытым семантическим полем, в которое каждый "уважающий себя космоэнергет" вносит сугубо личное и доступное только ему понимание предмета. А между тем, под этим термином объединены вполне конкретные психоэнергетические манипуляции, позволяющие обладателю этого метода, осуществлять ряд эффективных целительских акций. Есть в нем и такие техники, которые позволяют достигать незначительных смещений режима восприятия или, как принято говорить в современной психологии, измененных состояний сознания локального характера.
![]() | 978 63 62 |