![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек |
Проблема способностей и одаренности у детей | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями. Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности. См.: 1. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960. Литература: 1. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960. 2. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1968. 3. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. – Пг., 1922. 4. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Вып. 6. – Пермь, 1970. 5. Одаренные дети. Пер. с англ. /Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. 5. Платонов К. К
Когда особо одаренные дети, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться тех случаях, когда от них требуются выраженное волевое усилие. В гораздо меньшей степени это относится к детям с психомоторной (спортивной) одаренностью и в значительно большей степени – к детям с повышенными познавательными способностями. Другой серьезной проблемой некоторой части интеллектуально одаренных детей является отсутствие творческих проявлений. Судя по имеющимся эмпирическим и литературным данным она возникает у детей скорее всего как личностная проблема, как следствие особой направленности лишь на освоение знаний. Особенно часто это происходит с детьми у которых наблюдается ускоренный темп умственного и общего возрастного развития. С раннего детства они получают одобрение окружающих за поражающие всех объем и прочность знаний, что и становится впоследствии ведущей мотивации их умственной деятельности. Нет никакого сомнения, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе развития мотивации эта проблема интеллектуально одаренных детей может быть успешно преодолена.
Неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различны: обедненная среда, неблагоприятные общие условия воспитания, неправильное обращение с мотивацией. СПОСОБНОСТЬ: РАЗВИТИЕ очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Тонкие механизмы этого еще не известны, но некие сведения имеются. Прежде всего это данные о периодах сенситивных формирования функций. Применительно специальных способностей можно предположить, что их функциональные структуры тоже имеют свои периоды сенситивные. Еще один вопрос, непосредственно связанный с развитием способностей,P особенности мотивации. Одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к коей они способны, и могут изо дня в день часами заниматься ею, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Для них это одновременно труд и игра. Вокруг этих занятий концентрируются все их интересы. Трудно определить, как здесь связаны высокие достижения и эмоциональная увлеченность, что здесь причина и следствие. Видимо, оба фактора взаимосвязаны и взаимоусиливаются
В гораздо меньшей степени это относится к детям с психомоторной (спортивной) одаренностью и в значительно большей степени – к детям с повышенными интеллектуальными способностями . Другой серьезной проблемой некоторой части интеллектуально одаренных детей является отсутствие творческих проявлений. Судя по имеющимся эмпирическим и литературным данным, она возникает у этих детей, скорее, как личностная проблема, как следствие особой направленности лишь на освоение знаний. Особенно часто это происходит с детьми, у которых наблюдается ускоренный темп умственного и общего возрастного развития. С раннего детства они получают одобрение окружающих за поражающие всех объем и прочность знаний, что и становится впоследствии ведущей мотивацией их умственной деятельности. Нет никакого сомнения, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе развития мотивации эта проблема интеллектуально одаренных детей может быть вполне успешно преодолена (что подтверждается и данными психогенетики о весьма значительной, гораздо более выраженной роли средовых факторов в развитии творческих способностей сравнительно с интеллектом).
Было бы хорошо, если бы это было на самом деле так. Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? Действительно ли вы можете судить об одаренности ребенка, понимать причины недостаточного развития способностей у здорового ребенка? Все это может показать наш тест, который вам предлагается выполнить. Дайте на каждый вопрос один из трех ответов: да, нет, не знаю. Приступайте! 1. Нельзя слишком рано учить ребенка читать, даже если он сам к этому стремится. 2. Память — это самое главное для развития способностей. 3. Пока ребенок мал, никаких жестких требований к нему нельзя предъявлять. 4. Нельзя одаренного ребенка учить точно так же, как обычного. 5. Одаренные дети иногда с трудом усваивают знания и навыки, не соответствующие их способностям. 6. Ребенку с ранних лет необходимо предоставить выбор везде, где это только можно: в еде, одежде, прогулках и даже выборе друзей. 7. Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя предъявлять маленькому ребенку слишком строгие требования — от этого страдает
Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности. Проблема детерминации одаренности детей является одной из самых дискуссионных в области исследования способностей и одаренности вот уже более ста лет. Еще с конца прошлого столетия ученые, разрабатывая различные методы идентификации одаренных детей, стремились обозначить факторы, оказывающие решающее влияние в возникновении одаренности. Условно эти факторы можно разделить на две группы: (генотипические наследственно приобретаемые) и средовые (социальные). В отдельные периоды изучения этого вопроса превалировало выделение то одной, то другой группы факторов, но все же большинство исследователей одаренности склоняются к одновременному признанию значительной роли обеих групп факторов, отмечая при этом различную направленность и разные сферы их влияния на одаренность.
Превращение ребенка в личность происходит благодаря процессу социализации. Сначала он усваивает средство общения между людьми, потом у него вырабатывается навык различной деятельности. Он усваивает набор необходимых знаний и норм поведения, также общепринятую его социальной общности систему ценности. Даже, когда ребенок становится взрослым, связь его с обществом не обрывается. На уже сформировавшуюся личность, продолжают оказывать воздействие две системы отношений: во-первых, на производстве, во-вторых, в семье. 2.2 Проблемы изучения одаренных детей в современных работах, посвящённых социальной психологии малых групп Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.
Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений. Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта. 1.2. Виды одаренности Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.
На рубеже столетий накоплен положительный опыт работы с одаренной молодежью. В течение нескольких лет одаренные дети участвуют в олимпиадах, турнирах, научных обществах учащихся, конференциях, выставках и т.д. Дифференцированное обучение широко используется в школах с углубленным изучением предметов, лицеях и гимназиях. Программа предусматривает создание оптимальных условий для реализации потенциальных способностей одаренных детей, создание экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми, развитие образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми и проведение на федеральном уровне мероприятий по работе с ними. Федеральная программа «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». В настоящее время на территории Российской Федерации официально зарегистрировано свыше 330 тыс. детей в возрасте до 16 лет из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Критическим можно назвать положение детей, прибывших без родителей из зон военных и межнациональных конфликтов. Целью программы стала реализация государственной политики в области создания условий для гармоничного и гармоничного физического, психологического, образовательного и культурного развития детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев.
Поэтому разработка концепции одаренности важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом. И в этом смысле она интересна как базовая проблема, как фундамент для дальнейшей разработки не только методик диагностики и прогнозирования развития, но так же и целей, принципов, содержания, форм и методов образовательной деятельности. Существуют разные точки зрения по вопросу: Кого считать одаренными детьми? Ответ на этот вопрос должна давать теория одаренности. Но в жизни и в педагогической практике сказывается всё сложнее: во-первых, представления о концепции одаренности у разных педагогов различны, и, во вторых, существуют культурно - образовательные традиции, которые меняются не так быстро, как разрабатывается теория. Ранее было упомянуто, что «одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные по их мнению выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.
Однако данные исследований убеждают в противоположном. Обучение вместе с другими детьми( имеющими высокий умственный уровень благоприятно влияет на самооценку — ведь в такой ситуации необходимо учиться с полной отдачей сил( ощущая постоянную стимуляцию со стороны соучеников. Что же касается очень способных детей( которые учатся в обычных классах( то они часто высокомерно относятся к сверстникам( которые( по их мнению( с трудом усваивают азбучные истины. Трудность состоит в том( что оказавшись среди других одаренных( с таким же уровнем развития и выше( некоторые из этих детей начинают страдать от уколов самолюбию( от снижения своего статуса. Не для всех одаренных ситуация постоянного интеллектуального соревнования вполне благоприятна. Таким образом( давняя и вместе с тем актуальная проблема( создавать ли однородные по умственному уровню классы( не имеет простого( однозначного решения. Она требует дальнейших исследований. Это дискуссионная проблема должна решаться с учетом конкретных социально-психологических обстоятельств. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима( что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно. 3.Учитель для одаренных. 3.1.Подготовка учителя. Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности и познавательным стилем и сферами интересов, следовательно( программы для них должны быть индивидуализированы.
В современной психологии и педагогике вопрос об одаренности является одним из самых модны, а вот о проблемах мало кто говорит. В силу того, что не сталкивались с ними , либо просто не задумывались о них. Школьники. Которых называют одаренными всегда представляли большой психологический интерес и для нас тоже. Наше время – это время перемен. Сейчас в России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. А кто если не те люди, которые имели хорошую успеваемость в школе, высокий уровень интеллекта, были более активны поможет в этом. Перечисленные характеристики – это характеристики одаренных людей, одаренных детей, дети школьники. Применительно к годам школьного детства психологи, как и педагоги, используют в практическом плане такую периодизацию: младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый, или средний школьный возраст (10-15 лет), подростковый, или старший школьный возраст (15-17 лет). Учитывая данную периодизацию и название темы, объектом курсовой работы являются дети в возрасте от 6 до 10 лет. А предметом являются проблемы детей младшего школьного возраста. Из предмета исследования вытекает его цель.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, проявляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходиться вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходиться говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний. В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Подьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А. Матюшкин. Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж. Гилфорд, Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс. Выделенная нами актуальность проблемы развития творческих способностей привела к тому, что проявилось достаточно много коррекционных программ направленных на их развитие в дошкольном возрасте.
Одаренные дети СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Теоретическая характеристика проблемы одаренности 1. Определение понятий способность, одаренность 2. Человеческие способности как психологические свойства личности 3. Концепция врожденной одаренности 4. Воображение как один из компонентов таланта Глава II. Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей Ускорение обучения 2. Обогащение обучения Мировой и отечественный опыт работы с одаренными детьми Подготовка учителя для одаренных Заключение Библиографический список Введение Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности.
Результаты многочисленных исследований показывают, что у детей, обладающих незаурядными умственными способностями, часто обнаруживаются трудности в общении, более низкий уровень социальной компетентности, они более интровертированны. Таким образом, можно говорить о наличии интеллектуально-социальной диссинхронии, которая характеризуется наличием высокого уровня развития интеллекта и недостаточно сформированными и(или) апробированными социальными навыками. Характерной чертой одаренных детей является нонконформизм. Им всегда сложно привыкать к устоявшимся нормам и правилам и некоторые из них решаются на противостояние. А согласно Инвестиционной Теории Р. Стернберга (33), идеи неизменно натолкнутся на сопротивление толпы и скорее всего в начале будут отвергнуты. "Толпа, не тратясь на оценку идей, осознает, что творческие личности стремятся быть чем-то вроде оппозиционеров, находит это поведение раздражающим или даже оскорбительным, и часто агрессивно реагирует на вызов творческой личности" (33, с. 190). Существует проблема социальной дезадаптации одаренных детей в условиях обучения в общеобразовательной школе.
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует. Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж.Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей.
Такие способы обучения имеют большое значение при работе с детьми, проживающими вдали от центров науки и образования, в частности, для сельских школьников. Обычно они вступают в действие после выявления начальной заинтересованности ребенка в конкретной науке. Заочные школы математического и физикотехнического профиля существуют достаточно давно и имеют богатый опыт в обучении одаренных детей. Среди таких школ особого внимания заслуживают заочные школы Москвы (ЗФТШ при МФТИ) и Новосибирска. Большое количество школ, различие масштабов их работы (областные, всероссийские, международные), их обособленность привели к недостаточности психологопедагогического обобщения и методической систематизации проводимой работы, поэтому в настоящее время представляется актуальной задача обобщения и систематизации накопленного опыта. Решение этой задачи позволит повысить эффективность заочного обучения одаренных детей по дисциплинам физикоматематического цикла. Список литературы 1. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического обучения по физике. М., 1982 2. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека. М., 1977 3. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1992 4. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993 5. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. М., 1989 6. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961 7. Шадриков В.Д., Ткачук Р.Б. Физика по способностям (механика): индивидуально ориентированные учебные планы. М., 1993 8. Шадриков В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль, 1981 9. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1992 10. Анатомия творчества.
![]() | 978 63 62 |