![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Психологические аспекты лидерства и руководства в группе | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
По Фрейду, подавленное либидо может переходить в стремление к лидерству. Массы нуждаются в лидере, аналогичном авторитарному отцу семейства. По А. Адлеру, стремление к лидерству - компенсация чувства неполноценности личности. Многие исследования лидерства опираются на типологию авторитета, разработанную М. Вебером (лидерство традиционное, бюрократическое, харизматическое). В современной западнической социологии проблема лидерства обычно переводится в план эмпирических исследований в малых группах, выявляющих психологические и социально-психологические аспекты лидерства. Наиболее распространены в современной Западной социологии концепции лидерства в малых группах - “теория черт” (лидерство - феномен, рождаемый специфическими чертами лидера), “ситуационная теория” (лидерство - функция ситуации), теория определяющей роли последователей (лидерство - функция от ожиданий ведомых, принимающих или отвергающих лидера), реляционная теория, требующая учитывать при исследовании лидерства как черты лидера и специфические условия, в которых он действует, так и характер группы и ее членов. Изучение Л. направлено на разработку методов эффективного лидерства и отбора лидеров
Система социального контроля опирается, во-первых, на привычки, во-вторых, на обычаи, в-третьих, на санкции, в-четвертых, на формальные и неформальные способы надзора за поведением и поступками людей. В процессе жизни группы очень важен психологический аспект ее деятельности. Группы различаются между собой психологически, и эти различия проявляются в характере внутреннего климата, состоянии и степени сплоченности их участников. Рассмотрим эти моменты подробнее. Внутренний психологический климат—это реальное состояние взаимодействия людей как участников совместной деятельности. Он характеризуется удовлетворенностью работников организацией, условиями труда, отношениями между собой и с руководством, настроением, взаимопониманием, степенью участия в управлении и самоуправлении, дисциплиной, группой и местом в ней, качеством получаемой информации. Во многом он зависит и от степени совместимости людей. О важности благоприятного психологического климата можно судить, например, по тому обстоятельству, что плохое настроение снижает эффективность работы группы примерно в полтора раза.
К процессам динамики групповой относятся все те процессы, что фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования: 1) руководство и лидерство; 2) принятие групповых решений; 3) нормообразование выработка групповых мнений, правил и ценностей; 4) формирование функционально-ролевой структуры группы; 5) сплочение; 6) конфликты; 7) давление групповое и другие способы регуляции индивидуального поведения. Эти психологические изменения в группе обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями от взаимодействия двух взаимно предполагающих и одновременно отрицающих тенденций групповой активности интеграции и дифференциации. Интеграция нацелена на упрочение психологического единства группы, стабилизацию и упорядочение отношений межличностных и взаимодействий и является необходимой предпосылкой сохранности и воспроизводства группы. Дифференциация проявляется в специализации и иерархизации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов группы и в соответственном различии их ролей функциональных и психологических статусов, неизбежно сопутствующих любой коллективной жизнедеятельности; она является стимулом и результатом развития группы, но также может привести к нарушению гармонии в отношениях членов группы
Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова Химический факультет “Социология управления” Реферат студентки 405-ой группы Прониной Екатерины Москва 1999 Содержание. I. Управление и социальная информация. Общество и проблема управления .3 Понятие социальной информации .4 Понятие социального управления .4 Субъект и объект управления 7 II. Типы управления и влияние на социальное развитие. Типы социального управления .9 Управление как фактор социального развития .11III. Социально-психологические аспекты управления. Руководство персоналом и мотивация труда .14 Социальная система управления .16 Социально-экономическая политика: разработка и реализация .18IV. Сравнение отечественного и зарубежного опыта в социологии управления. ( Зарубежная социология управления. Модели организаций .21 Эволюция методологии западной социологии 23 ( Отечественная социология управления. Организационная наука в СССР 24 Постсоветский период 28V. Список литературы 30 I. Управление и социальная информация. Общество и проблема управления.
К числу основных факторов сплоченности групповой чаще всего относятся: 1) сходство базовых ориентации ценностных членов группы; 2) ясность и определенность цели групповой; 3) демократический стиль лидерства (руководства); 4) кооперативная взаимозависимость членов группы в ходе деятельности совместной; 5) относительно небольшой объем группы; 6) престиж группы. Методический аппарат измерения сплоченности групповой в основном представлен социометрической техникой в разных модификациях и прочими разновидностями процедуры опроса. В отечественной психологии существует трактовка сплоченности групповой как единства ценностно-ориентационного и предметно-ценностного (-> интеграция групповая). СПОСОБНОСТЬ определяются как такие индивидуально-психологические особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения. Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности
Содержание психологии управления – разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом. Источники психологии управления: • практика управления; • развитие психологической науки; • развитие социологии организаций . Психология управления была призвана решить две задачи 1) подбор сотрудников к функциям и друг к другу соответственно их индивидуальным особенностям 2) воздействие на психику работников через стимулирование. Организация представляет собой форму объединения группы людей (два и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели или целей и для упорядочения совместной деятельности. В зависимости от целей и условий деятельности индивиды в социальном управлении выступают субъектами и объектами управления. Субъектом управления является носитель предметно-практической деятельности, источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления. Субъектами управления может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа. Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие.
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный университет Кафедра «Психологии» Контрольно-курсовая работа по курсу «Психология» Подбор кадров: психологические аспекты Выполнила студентка группы 720151 Чернышова Д.В. Научный руководитель Камнева Е.В. Тула, 2007 Содержание Введение 3 1. Тонкое искусство собеседования4 2. Лицо – зеркало человека8 3. По одежке встречают10 4. Ведущая рука13 Заключение 14 Приложения15 Список использованной литературы23 Введение При приеме на работу менеджер обращает внимание на множество факторов: профессиональные качества, образование, внешний вид, манера поведения, какой рукой пишет кандидат и многие другие. Для определения профессиональных и личных качеств нередко используются психологические тесты. На мой взгляд, эта тема актуальна потому, что каждый человек индивидуален, а для тех или иных работ иногда требуются конкретные личные качества. В этой работе я рассмотрю некоторые из факторов, на которые следует обратить внимание при приеме на работу, и приведу несколько тестов для определения типа личности. 1. Тонкое искусство собеседования Считается, что проведение эффективного собеседования это целое искусство, которое требует импровизацию и чувство такта.
К явлениям, изучаемым в психологии в связи с мотивацией власти, относятся лидерство, влияние людей друг на друга, руководство и подчинение, а также многие феномены, связанные с воздействием индивида на группу и группы на индивида (их мы рассмотрим в следующем разделе). В отличие от других наук, изучающих феномен власти, психология акцентирует внимание на личных мотивах властвования, а также на психологических аспектах использования человеком данной ему власти над людьми. О психологических аспектах власти говорят тогда, когда один человек вынуждает другого что-то делать против его воли. Считается, что люди, стремящиеся к власти над другими людьми, обладают особо выраженным мотивом власти. По своему происхождению он, вероятно, связан со стремлением человека к превосходству над другими людьми. Впервые данный мотив привлек к себе внимание в исследованиях неофрейдистов. Он был объявлен одним из главных мотивов человеческого социального поведения. А. Адлер, ученик 3. Фрейда, считал, что стремление к превосходству, совершенству и социальной власти компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих так называемый комплекс неполноценности.
Прежде всего процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида (который в традиционной социальной психологии к "групповой динамике" не относится). Далее, это традиционно рассматриваемые в "групповой динамике" процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности (феномены, сопутствующие ему, требуют отдельного рассмотрения). В качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив. Процессы образования коллектива — в социально-психологическом разрезе — могут быть поэтому отнесены также к динамическим процессам, происходящим в группе. 22. Социализация личности: содержание, механизмы и основные агенты.
Таким образом, решающую роль в создании морально-психологического климата принадлежит руководителям. Каждый из них оригинален как личность, является представителем определенного типа личности, но вместе с тем в своей деятельности представляет тот или иной тип руководства. Заключение Не следует упрощать психологическую сущность феномена руководства, в управлении группой всегда присутствуют два пласта, два аспекта власти: формально-правовой, который может быть назван администрированием, и психологический, во многом сближающий руководителя с неформальным лидером по способам воздействия на членов группы. Следовательно, несмотря на то, что по своей психологической сущности феномены руководства и лидерства достаточно близки, ошибочным было бы представление о полном их соответствии в одном лице управленца. Против такого слияния можно привести несколько важных доводов. Во-первых, чаще всего лидер и руководитель группы имеют различную ориентацию: последний всецело направлен на достижение цели деятельности коллектива и решение стоящих перед ним задач, первый же больше ориентирован на внутригрупповые интересы и отношения.
Психологические аспекты руководства и лидерства В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Почему человек становится лидером? Согласно концепции “черт”, лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности.
Типология социально-психологических явлений: 1.По носителям: в больших и малых группах; в неорганизованных группах (массовидные явления психики); 2. По уровням: рациональные, эмоциональные, упорядоченные и неупорядоченные (массовидные); 3. По динамике: динамичные, статичные, динамостатичные; 4. По содержанию: осознанные и неосознанные. Основные точки зрения на объект и предмет социальной психологии: социологический, общепсихологический, точка зрения Б.Д.Парыгина. Социальное взаимодействие людей, как объект социальной психологии. Закономерности социально-психологических явлений, связанных с включением личности в большие и малые социальные группы. Предмет социальной психологии: закономерности поведения и деятельности (социального взаимодействия) людей, включенных в различные социальные группы, а также социально-психологические особенности функционирования этих групп и личности в них. Структура социальной психологии как науки (основные социально- психологические проблемы): закономерности и механизмы общения в совместной деятельности; особенности социально-психологических явлений в малых группах (образование групп, групповая динамика и структура групп, межличностные отношения, лидерство и руководство группой); особенности социально- психологических явлений в больших группах (массовидные социально- психологические явления: этнические, классовые, профессиональные, правовые, политические, религиозные, нравственные и эстетические); социально- психологические проблемы личности (социально-психологические качества личности, социализация личности, социальные установки личности, роль личности в группе).
Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе 7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами. Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.
Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель». II Руководство и лидерство, как социально-психологическое явление. 1. Что такое лидер и лидерство. Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.
Это назначение может носить политический или административный характер, ведомые могут по-разному выразить свое к нему отношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и тогда другой кандидат будет скорее всего назначен "сверху.". Иными словами, лидерство можно обозначить вектором, направленным снизу вверх; руководство же - вектором противоположного направления. В советской социальной психологии было принято различать эти понятия иначе. Под лидерством имелась в виду характеристика психологических отношений, возникающих в группе "по вертикали", т.е. с точки зрения отношений доминирования и подчинения. Понятие же "руководство." относилось к организации деятельности группы, к процессу управления ею. Считается, что лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель - официальных отношений группы как некоей социальной организации; лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая группа), руководство - элемент макросреды; лидерство возникает стихийно, процесс назначения руководителя не является стихийным; по сравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе; руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения;а также сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя - более широкая социальная система. 7. Общие теории лидерства.
Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере свидетельствует о сложности этого феномена. Так, психо- логи Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский выделяют следующие аспекты предмета психологии управления: > социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов; > психология деятельности руководителя; > психология личности руководителя; > психологические проблемы подбора руководящих кадров; > психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров. Психологи В.Ф. Рубахин и А.В. Филиппов в предмет психологии управления включают: > функционально-структурный анализ управленческой деятельности; > социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений в них людей; > психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными и другие. Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии управления - это совокупность психических явлений и отношений в организации, в частности: > психологические факторы эффективной деятельности менеджеров; > психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений; > психологические проблемы лидерства; > проблемы мотивации поведенческих актов субъектов управленческих отношений и т.д. Можно утверждать, что в предмет изучения психологии управления органично входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т.п.), психологические проблемы трудовой деятельности (например, психические состояния в рамках трудовой деятельности), общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития), и других прикладных направлений психологии.
В результате этого в группе помимо функциональных, деятельностных, общественных отношений, обусловленных социальными условиями и видом деятельности, возникает сеть эмоционально-психологических отношений, которые тесно переплетаются с деятельностными и придают группе новые социально-психологические качества. Спортивная команда выступает не только как объект управления, но и как субъект деятельности. В этом качестве команда может выступать, если она будет внутренне организована и обладать определенной степенью интеграции. Поэтому интересно, как группа организуется, кто берет на себя функции руководства, насколько они эффективны. В результате самоорганизации в группе устанавливаются отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. Эти отношения и характеризуют лидерство. Само явление заключается в том, что в системе межличностных отношений выдвигается один из ее членов, который берет на себя функции неформального руководства группой. Команда, как система, всегда действует в окружающей ее среде. В свою очередь, среда постоянно влияет на действующий объект определенным набором сбивающих факторов, который отклоняет поведение системы от избранной траектории поведения.
Управление коллективами, ведущими соревнование, было ориентировано в большей степени на моральное поощрение его участников. Ударники и победители получали значки, вымпелы и знамена, им присваивались соответствующие звания. Материальное стимулирование здесь просматривалось весьма слабо, что в последующем привело к потере интереса к соревнованию, ибо, как бы человек ни работал, а получал все равно столько Же. В этот период психология и социология в нашей стране не нашли своего применения в управлении предприятиями. Социология вообще вышла из поля зрения управляющих и в науке была подменена историческим материализмом. Инженерная социология и психология вновь обрели свое значение лишь в 70-х гг. Глубокое внимание этим наукам в управлении стало уделяться в 90-х гг., когда проблема «человек в организации» начала рассматриваться со многих сторон: разрабатывались модели взаимодействия человека и его окружения внутри и вовне организации; исследовались вопросы социальных и психологических аспектов вхождения человека в организацию, его ролевое поведение в процессе производства; определялись психологические особенности взаимодействия человека в формальных и неформальных группах; выявлялись закономерности роста производительности труда и его интенсивности в зависимости от стилей руководства людьми и др. 2. Системный и ситуационный подход к управлению За последнее время в обиход прочно вошло понятие «система», ставшее модным словом.
![]() | 978 63 62 |