![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек |
Психологический конфликт в детско-родительских отношениях | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Когда я их обоих (старшему год и семь) собрала и вывела гулять — почувствовала себя свободной и независимой. После родов Л. сходил вместо меня на занятие «школы мам» — как раз на лекцию о динамической гимнастике. — Родили? — Родили. — Дома? — Дома. — В воду? — В воду. — Сами? — Сами. Л. говорит, что, если бы дело было в Америке, аудитория разразилась бы одобрительным свистом. А ещё через неделю на занятие пришли уже мы с Л вдвоём. ЧАСТЬ 3 «Ровента-3, радость в Вашем доме» Наше обращение в Центр репродукции и планирования семьи с просьбой: «Спланируйте нашу семью…» — успеха не имело (препарат «Депо провера», допустимый для кормящих мам, нас не защитил). Опять же было решено отдыхать до родов. Я развлекалась на занятиях живописью с беременными и на психологическом тренинге детско-родительских отношений «Дети и родители». Несколько раз заходили к С. на лекцию — освежить в памяти и настроиться на роды. К этому моменту мы переехали к Л. папе. Его отношение к домашним родам смягчилось от «я им этого не разрешу» до «делайте, как хотите, но меня во всё это не втягивайте»
Во-вторых, особый характер семьи как малой социальной группы связан с высокой аффективной интенсивностью и эмоциональной «перенасыщенностью» отношений между членами семьи, где на одном полюсе - отношения любви, принятия и привязанности, а на другом - отношения ненависти, отвержения, зависимости, негативизма. 1 Итак, целью работы является рассмотрение психологических особенностей детско-родительских отношений. 1 Семья как институт первичной социализации ребенка Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.
В патриархальном обществе, где психологическая близость между отцом и детьми не предполагалась, многое казалось (хотя, конечно, не было) относительно простым. Если дети послушны и добросовестно выполняют отцовские наставления папе не на что жаловаться. Но по мере увеличения различий между поколениями и одновременно психологизации детско-родительских отношений на первый план выступают тонкие коммуникативные проблемы, к решению, а подчас даже к обсуждению которых стороны не готовы. Отцовство не только социальный институт и индивидуальное чувство, но и коммуникативный феномен. Сыновняя тоска по несостоявшейся близости с отцом и отцовская тоска по несостоявшейся близости с сыном, составляющие лейтмотив многих современных фильмов и литературных произведений, на самом деле не новы. Мужская потребность в общении с детьми уже в глубокой древности породила особый жанр литературы отцовские наставления вроде притчей Соломоновых. Сочинения такого рода весьма многообразны. В одном случае это просто форма политического трактата, в другом религиозно-нравственное поучение, адресатом которого мог быть не столько реальный, сколько воображаемый наследник
Гипотеза: мы предположили, что отношения между матерью и дочерью-подростком строятся в зависимости социальных, бытовых условий, окружающей среды, уровня образования. Задачи: проанализировать научно-психологическую литературу по проблеме исследования. дать характеристику семейным отношениям. выявить особенности материнской любви. описать особенности подросткового возраста. подобрать методику к данной теме. провести исследование. обработка результатов исследования. провести сравнительный анализ теоретической и практической части исследования. I.1.1 Что такое отношения? Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Детско-родительские отношения – это совокупность не только определённых взаимоотношений между родителями их детьми, но и их предпосылок, то есть определённого образа жизни семьи и взаимодействие их членов. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, обучением в школе, и, наоборот нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и конфликтов.
Это касается идеала бодхисаттвы отказа покинуть эту жизнь, уйти в некое измененное состояние блаженства, пока кто-то еще страдает. Если вы достигнете высочайшей реализации пустоты, мотивация бодхисаттвы будет развиваться в вас естественно, поскольку вы поймете, что не отделены от единого целого и не можете быть просветленными сами по себе. Если вас смущает идея отсутствия реального, личного «я» (а ведь именно это «я» стремится к просветлению), не беспокойтесь, возможно, она является непостижимой для обычного сознания. Однако она имеет отношение к реальности, которую мы затронем несколько позже. Итак, внимательность дает нам пищу на глубоком уровне, и на основе этого вы можете расти и делать свои отношения с людьми более чистыми: вы не будете, как прежде, создавать сложные подводные течения и способствовать возникновению психологических конфликтов. Более чистые отношения и питаемая на глубоком уровне внутренняя сущность создадут прочную основу для развития сострадания и просветления. Я уже довольно много сказал о проблемах сознания, внимательности и т.д
В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретают особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Современные ситуации в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострили положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья: изменение ее функций, сокращение размеров, изменение типа главенства. Теоретическая значимость исследования содержится в социально-психологическом анализе детско-родительских взаимоотношений; в установлении детерминанты негативных отношений в семье. Объект исследования определили как взаимоотношения родителей и детей в семье. Предмет исследования: условия позитивных взаимоотношений в семье. Цель работы: выявить позицию родителей и их взаимоотношений на развитии самостоятельности ребенка и комфортность его психического состояния. Задачи исследования: Изучить теоретическую литературу по данной проблеме.
Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. 2.2 Причины конфликтов в детско-родительских отношениях Данная разновидность конфликтов — одна из самых распространенных в повседневной жизни.
Таким образом, психологических исследований данной темы мало, в основном это теоретический анализ частных аспектов проблемы. В последнее время возрастающий интерес к этой проблеме выражается в появлении новых теоретических исследований. Например, исследование И.М. Марковской, изучавшей специфику представлений о семейных тендерных ролях у различных поколений, работа Н.А. Коркиной, изучавшей отцовство в современной семье. Изучается влияние отношений с собственным отцом на мотивационно-ценностные аспекты родительства у мужчин, имеющих детей, специфика психологического сопровождения родительства, стереотипы современного отцовства, влияние родительской семьи на психологическую готовность юношей к отцовств, зависимость ориентировки супругой в конфликте от образов родителей, сформированных в детстве, проблемы эмоционального состояния детей в неполных семьях, социально-психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье, проблемы детско-родительских отношений, вопросы психологической готовности к отцовству проблема семейных отношений в период ожидания ребенка, особенности патернальной деривации в условиях семейного восприятия становления тендерной идентичности ребенка в семье.
Например, “Популярный энциклопедический словарь” , “Психологический словарь” . Психологическая наука даёт различные толкования природы тревожности, т.к. “вопрос о причинах тревожности как индивидуальной психологической особенности до настоящего времени не решен” . Большинство психологов считают, что тревожность, имея природную основу (свойства нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. В дошкольном и младшем школьном возрасте главной причиной тревожности психологи считают нарушения детско-родительских отношений, а в более взрослом возрасте, включая студенческий, тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера. Психологи выделяют устойчивую тревожность в какой-либо сфере: эта тревожность может быть или частной, “связанной” (например, школьная, экзаменационная, межличностная и т.д.) или общей, которая свободно меняет объекты тревожности в зависимости от изменения их значимости для человека. Кроме того, психологи различают также адекватную тревожность, которая является отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы, и тревожность неадекватную, или собственно тревожность - в благополучных для человека обстоятельствах .
По результатам этого анализа можно сделать вывод, что атмосфера в полных и неполных семьях неодинакова (в большинстве случаев ребенок страдает из-за отсутствия одного из родителей). Это в свою очередь сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, которое влечет за собой соответствующее формировании его характера и социальной адекватности в обществе в целом. В данной работе нами были решены поставленные задачи, а именно: 1. Провести сравнительный анализ детско - родительских отношений. 2. Определить причины возникновения конфликтов. 3. Выявить психико - эмоциональную обстановку в семье. При их решении мы углубились в проблемы семьи. Справедливости ради стоит сказать, что и в полных семьях бывает недопонимание между родителями и детьми. Но связано это, скорее всего с попытками старших научить «жизни» свое чадо, или из-за разных жизненных ценностей у поколений-родителей и поколений-детей. Но факты остаются фактами, и по статистики дети из неполных семей чаще подвержены психологическим нагрузкам, чем их ровесники из полных. Конфликты же в любой семье могут возникнуть на пустом месте, поэтому для анализа и сравнения причин их появления поверхностного изучения недостаточно.
Область ее проявления – сексуально – любовные отношения супругов, тогда как ссора, конфликт, кризис такой качественной определенности не имеют и могут развиваться в области бытовых, экономических, родительских и иных отношений. Хотя измена касается не семейных взаимоотношений вообще, а только области супружеских чувств, так как ее участники – лишь брачные партнеры, однако в ее переживание вовлекаются другие члены семьи, что всегда негативно отражается на семейной атмосфере в целом, может привести к серьезному кризису или распаду брака. Последствия любовных увлечений: супружеская измена угрожает целостности семьи, затрагивая такие ее важные основы, как супружеские чувства. нарушение отношений в супружеской подструктуре переносится на другие стороны семейной жизни, разрушая эмоциональные, бытовые, экономические и даже детско–родительские отношения. любовно–сексуальная связь на стороне сопровождается переживанием чувства ревности, страдания обманутого партнера. внебрачная связь затрагивает чувство чести и личного достоинства предаваемого супруга, что делает измену не только межличностным, но и индивидуально – личностным феноменом. для «пострадавшей стороны» измена супруга является сильнейшей психологической травмой, провоцирующей, наряду с психогенными депрессиями и аутодеструктивным поведением (от алкоголизации до суицидальных попыток), возникновение и выраженных агрессивных тенденций по отношению к неверному партнеру (от физического воздействия вплоть до убийства).
Как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и высших личностных формах (сочувствие, сопереживание, сорадавание). Формы эмоционального отклика осуществляется через механизм децентрации. Способность к эмпатии чрезвычайно важна в детско-родительских взаимоотношениях, в том числе в младшем школьном возрасте. Несмотря на то, что кризис семи лет уже миновал, родителям важно учиться взрослеть вместе с ребенком, учиться понимать его. Иначе в подростковом возрасте в детско – родительских отношениях могут появляться весьма серьезные проблемы. Судя по результатам психодиагностического исследования, можно заявить, что эти проблемы уже возникают. Низкий уровень эмпатии родителей провоцирует отчуждение в семейных отношениях, рост тревожности и агрессивности у детей, иные эмоционально – личностные проблемы. В этом мы убедились анализируя теоретические материалы по данной проблеме и проведя психологическое обследование родителей и детей. Низкий уровень эмпатии родителей мешает эффективности воспитанию, проявлению творчества в воспитательном процессе.
Им трудно быть как все, а тут еще и общество давит на них с удвоенной силой. «Буянова» С учетом достаточно большого количества причин, обуславливающих функциональную несостоятельность семьи, существует весьма разнообразные подходы к типологии и классификации таких семей. В качестве системаобразующего критерия при составлении типологии функционально несостоятельных семей использую характер десоциализирующего влияния, оказываемого такими семьями на своих детей. Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтом десоциализации. К ним можно отнести криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями. Семья с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей.
В результате ребёнок находится под давлением родителей. В качестве коррекции тревожности у детей предлагала воздействие на его самосознание через уровень его развития. Методы коррекции органического уровня: фито- и витаминотерапия, упражнения на релаксацию и сосредоточения, обратить внимание на режим дня, питание, прогулки, достаточный сон. Методы коррекции индивидуального уровня самосознания направлены на стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и адекватных защитных проявлений (игровая терапия, окотерапия, деятельная терапия и т.д.). Методы коррекции личностного уровня: упражнение типа «Вживание в образ», терапевтическое общение, а также эффективные проективные методики: рисование страхов, составление рассказов по специальным картинкам и так далее. По мнению А.Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к нарушениям в системе детско-родительских отношений.
Причины школьной неуспеваемости I. Психофизиологические особенности Для определения причин школьной неуспеваемости необходимо учитывать несколько факторов. Во-первых, это общие показатели здоровья ребенка, группа здоровья, наблюдения у специалистов. Проблемы соматического состояния решаются специалистами, психологическая помощь в этом случае носит поддерживающий характер, при соблюдении всех медицинских рекомендаций. Во-вторых, необходимо учитывать социальную ситуацию развития ребенка, особенности детско-родительских отношений, взаимоотношения «учитель – ученик», адекватность требований взрослых психическим и физическим возможностям ребенка. Психологическое сопровождение в этом случае включает консультирование родителей и педагогов, проведение просветительской работы. Важным для психолога является умение дифференцировать негативные поведенческие проявления, которые могут быть объяснены психофизиологическими особенностями определенного возраста и носят временный характер, от дезадаптивного поведения, вызванного социальными условиями или нарушениями психоневрологической сферы.
ДЕЙСТВИЯ: - построение психологического профиля личности, диагностика характера внутрисемейных отношений; - психологическая консультация по проблемам семейных отношений в неполной семье; - курс "тренинг личностного роста" (коммуникативные проблемы, одиночество, ценностные ориентации); - "семейный клуб" (помощь в укреплении внутрисемейных отношений); - беседа семейного консультанта "Азбука семейных отношений"; - ток-шоу "Моя семья"; - выступление агитбригады "Чья очередь мыть посуду?"; - литературно-музыкальная композиция "Поговорим о любви". 4. Социально-педагогический блок "Мы и наши дети" ЦЕЛЬ: восстановление воспитательного потенциала неполной семьи как важного условия гармоничного развития личности ребенка. ДЕЙСТВИЯ: - психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений; - лекции для родителей "Я и мой ребенок – поиск взаимоотношений": кризис трех лет; кризис семи лет; подростковый кризис: - " период бурь и страстей"; - семья, как одна из причин отклоняющего поведения подростков; Эмоциональный контакт с близкими людьми – источник полноценного развития ребенка; - посиделки для мам "Как я ожидала своего ребенка"; - творческая выставка семейных работ: "Яблони и яблочки"; - конкурсная программа "Дочки-матери". 5. Социально-трудовой блок "Мы и наша работа" ЦЕЛЬ: полноценная профессиональная реализация личности.
Социально-психологический портрет одаренного ребенка. I. Влияние социальной среды на одаренность. 1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека. 2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно: . структура и эмоциональный климат семьи, . стили детско-родительских отношений, . отношение родителей к детской одаренности. Обращаясь к вопросу структуры семьи, отметим, что большинства детей (87%) воспитывалось в полных семьях. Зачастую, в 70% случаях, вместе с детьми и родителями живут кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры. Практически ни у кого не было младших сестер или братьев. Исследования Р. Зайонца показали зависимость интеллектуальной одаренности и количества детей в семье.
Также российские родители склонны перекладывать ответственность за воспитание и развитие собственного ребенка на социальные институты. Ведь в наследство от советских времен многим досталось понимание школы, как важнейшего воспитательного и образовательного ресурса в жизни человека. Учебная и досуговая деятельность ребенка во многих семьях часто ставится во главу угла, тем самым родители склонны винить в проблемах и неудачах ребенка самого ребенка или тех специалистов, которые с ним работают. Исходя из описанных выше обстоятельств, возникает необходимость специальной организации обучения родителей, создания условий для развития их отношения к детям, которое будет способствовать не только созданию психологического комфорта в семье, но и развитию ребенка. Цель - исследование влияния специально созданных условий на развитие взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста, Задачи – описание особенностей взаимодействия родителей и ребенка в раннем возрасте выделение компетентностей, которыми должен обладать родитель для эффективного взаимодействия с ребенком раннего возраста анализ существующих программ обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком выделение условий, способствующих развитию взаимодействия родителей и ребенка на этапе раннего детства анализ влияния выделенных условий на развитие детско-родительских отношений Объект – взаимодействие родителя и ребенка раннего возраста Предмет – условия, способствующие взаимодействию родителей и ребенка в раннем возрасте Гипотеза – создание условий: взаимодействие родителей и специалиста, организация совместных действий родителя и ребенка, создание развивающей среды, способствует развитию взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста.
![]() | 978 63 62 |