![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек |
Психология как наука: объект, предмет, методы исследования. Место психологии в системе наук | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок. Определенную значимость для педагогики имеет и ее связь с логикой. Логика во многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, а также способы развития мышления в рамках образовательного процесса. Безусловно, это задача и педагогики в пределах своего предмета, но логические схемы, фигуры, законы служат необходимой (хотя и недостаточной) основой, если аппарат одной науки используется для решения прикладных задач другой. Связи педагогики с различными разделами математики и кибернетики (теория вероятности, математическая статистика, теория автоматов) важны для решения на современном уровне педагогических проблем с использованием аппарата этих наук: моделирования и алгоритмизации обучения и т. п. В педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук. В качестве форм взаимосвязи педагогики с другими науками выступают: использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук; творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках; использование конкретных результатов исследований других наук; ее участие в комплексных исследованиях человека
Содержание Введение 1. Кибернетика. Труды Норберга Винера 2. Познание и самообучение 3. Понятие кибернетики 4. Связь информации и управления. Кибернетический подход Заключение Список литературы Введение Поиск ответов на многие нерешенные проблемы информации и управления, продолжающие оставаться предметом дискуссий, актуализирует задачу более глубокого изучения творческого наследия Норберта Винера. Основоположнику кибернетики принадлежит целый ряд работ, посвященных вопросам философии и методологии науки, роли научного познания в обществе, проблеме мироздания, анализу возможных последствий научно-технической революции, а также этике ученого. Интерес Винера к философской проблематике не случаен: известно, что вначале он собирался посвятить себя философии, учился в Гарвардском университете под руководством Дж. Ройса и Дж. Сантаяны, получил в 18 лет докторскую степень и лишь затем, продолжая совершенствовать свое образование в Европе, под влиянием Рассела отдал предпочтение математике. Тем не менее, Винер в своем научном творчестве неоднократно обращался к философским темам как в перевод – М.:ИЛ,1958. 6. Баженов Л. Б. Кибернетика, ее предмет, методы и место в системе наук // Философия естествознания. – М., 1966. 7. Поваров Г.Н. Hорберт Винер и его Кибернетика. М., 1990. 8. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине.– 2-е изд.– М., 1968. 9. Винер Н. Кибернетика и общество. – М., 1958. 25
Его способ аргументации, таким образом, сильно отличался от работ других психологов, пытавшихся сделать предмет своего исследования научным с помощью экспериментов с содержаниями сознания, изучения физиологических основ обусловливания, факторного анализа или наблюдений за поведением. Его подход сопоставим, однако, с тем, что делали очень многие французские психологи конца XIXPв., основывавшие свою аргументацию на тщательных исследованиях отдельных людей. В период примерно с 1950 по 1980Pгг. психоанализ вызвал интерес у профессиональных психологов в США, и они пытались изучать идеи Фрейда с помощью экспериментальных методов. Результаты были в значительной степени отрицательными. Между идеями Фрейда и результатами любых экспериментальных исследований всегда обнаруживалась такая огромная дистанция, что это заставило исследователей повторить уже ставшую общим местом, несмотря на протесты Фрейда, фразу: психоанализ это не наука. Но при этом Фрейд знал анатомию и физиологию на самом высоком научном и медицинском уровне
Содержание Введение Проблема методологии возрастной психологии 1.1 Методологические основы изучения психологии человека 1.2 Классификация методов возрастной психологии 2. Организация и методы исследования возрастной психологии 2.1 Наблюдение как наиболее популярный метод исследования в психологии развития 2.2 Эксперимент как метод исследования возрастной психологии 2.3 Метод тестирования 2.4 Проективные методы 2.5 Вспомогательные методы исследования Заключение Глоссарий Список литературы Введение Методы - это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования предметов и явлений с целью получения новых знаний о их свойствах, закономерностях и механизмах их возникновения и существования. Учение о принципах и методах организации и осуществления исследовательской и практической деятельности, которыми руководствуются ученые называют методологией. Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования.
Метод сам по себе не предопределяет полностью успеха в исследовании действительности: важен не только хороший метод, но и мастерство его применения. В процессе научного познания используются разнообразные методы. В соответствии со степенью их общности они применяются либо в более узкой, либо в более широкой области. Каждая наука, имея свой предмет изучения, применяет особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта. Так, методы исследования общественных явлений определяются спецификой социальной формы движения материи, ее закономерностями, сущностью. Решение разнообразных конкретных задач предполагает в качестве необходимого условия некоторые общие философские методы, отличительная особенность которых - универсальность. Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине. К таким методам относятся уже рассмотренные выше законы и категории диалектики, наблюдение и эксперимент, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция и т.д. Если специальные методы выступают как частные приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские методы являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения, развития, разумеется, по-особому проявляющихся в зависимости от специфики объекта
Метод самонаблюдения: его разновидности, возможности, ограничения. Психология сознания и ее метод исследования: Логика психологии сознания: предмет психологии - факты сознания; последние непосредственно открыты мне – и никому больше; следовательно, изучать их можно методом интроспекции – и никак иначе. Фундаментальное свойство процессов сознания непосредственно открываться субъекту и “закрытость” тех же процессов для внешнего наблюдения стало причиной того, что этот метод считается основным методом классической психологии сознания. Метод интроспекции – метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения. “Отец” интроспекции – Дж. Локк (1632 – 1704). Рефлексия – “наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность”. Преимущества метода интроспекции: 1/ в сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений. 2/ психологические факты поступают в чистом виде, без искажений. Лопатин: “в сфере непосредственных данных сознания нет различия между объективным и субъективным: ведь когда что-нибудь нам кажется, это и есть вполне реальный факт нашей внутренней душевной жизни”.
Композиционные особенности работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении обоснована актуальность исследования и определена степень научной разработанности проблемы, указаны цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, сформулирована гипотеза исследования, раскрыты новизна и практическая значимость работы. В первой главе рассмотрены современное состояние и проблемы развития детских и юношеских библиотек России; во второй главе раскрывается роль детских и юношеских библиотек в формировании гражданского и патриотического самосознания молодежи: рассмотрены вопросы формирования нравственных ценностей молодежи в детских и юношеских библиотеках, а также формы библиотечной работы по развитию патриотического и гражданского самосознания молодежи. В заключении подведены итоги и сделаны выводы. Глава 1 Современное состояние и проблемы развития детских и юношеских библиотек России 1.1 Состояние и проблемы развития детских библиотек в настоящее время В настоящее время самый многочисленный контингент читателей составляют дети и юношество.
Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.Список использованной литературы 1. Акулов В.Л. Философия, ее предмет, структура и место в системе наук. - Краснодар -1976г. 2. Введение в философию. т.1,т.2 - Москва - Издательство политической литературы - 1989г. 3. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философкой науки. Л-М. Мысль 1969г. 4. Сагатовский В.Н. Вселенная философа. - Н. - 1972г. 5. Философский энциклопедический словарь. - Н. - 1989г. 6. Энгельс Ф. Людвиг Фенербах и конец классической немецкой философии. //соч. т. 21 стр. 282-284.
В таких случаях только лектор может методически помочь студентам в освоении сложного материала. По силе личного эмоционального воздействия лектора, его контакта с аудиторией, производимого впечатления, общего влияния на студентов лекционный способ передачи учебного материала наиболее удачен. Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, проблемы, логику, дает цельное представление о предмете, показывая его место в системе науки связь с родственными дисциплинами, возбуждает интерес к предмету, развивает профессиональные интересы, в значительной мере определяет содержание других видов занятий. Хотя основа материала лекций и учебника одинакова, лекция, безусловно, имеет неоспоримое преимущество перед учебником: в ней дается новейшее освещение научных вопросов, приводятся самые современные данные о достижениях науки, техники и производства, которых в учебнике может и не быть. Помимо этого, лекция и учебник различаются объемом материала: если учебник приводит подробности, детали, то в лекции их, как правило, нет. В отдельных случаях, например при создании совершенно новых курсов, лекция может оказаться единственной формой передачи студентам знаний, поскольку она опережает процесс создания учебника, который обычно длиться несколько лет.
Современная психология и ее место в системе наук. Психология и естествознание В XX столетии психология вступила в период создания научных основ разработки ее важнейших проблем. В настоящее время психология имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи, свои специальные методы исследования; она располагает сетью психологических учреждений (институтов, лабораторий, учебных заведений, готовящих кадры психологов), журналами и специализированными книжными издательствами. Систематически собираются международные психологические конгрессы, психологи объединяются в научные ассоциации и общества. Значение психологии как одной из важнейших наук о человеке в настоящее время осознается повсеместно. Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал крепнущий союз ее с естествознанием, начало которому было положено еще во второй половине XIX в. Сюда относится внедрение в психологию экспериментального метода (Г. Фехнер), особенно после выхода в свет книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в которой было показано, что психические явления такие же естественные явления, как все другие функции человеческого организма, что они не могут быть беспричинными, а суть результат рефлекторной отражательной деятельности нервной системы.
Обобщая точки зрения отечественных и зарубежных ученых – конституционалистов насчет предмета науки конституционного права, можно утверждать, что предметом науки конституционного права являются актуальные теоретические и практические проблемы отрасли конституционного права Украины и зарубежных стран. То есть, предметно-отраслевое содержание конституционного права и законодательства определяет основное содержание предмета науки конституционного права16. Метод науки конституционного права Методология науки конституционного права – это учение о методах, которые используются в науке конституционного права для познания конституционно-правовых свойств объекта этих исследований. Формирование современной научной методологии конституционного права в Украине происходит несколькими путями. Во-первых, путем трансформации уже апробированных методов науки советского государственного права; во-вторых, путем заимствования позитивно зарекомендованной научной методологии, которая не признавалась в науке советского государственного права, но практиковалась в зарубежной науке конституционного права; в-третьих, путем приобщения к методологическому аппарату науки конституционного права методов, что используются в других науках – социологии, политологии, психологии, статистике, кибернетике, теории управления, синергетике и т.д. Неоднозначно происходит трансформация методологии советского государственного права.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРИЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАОСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ФИЛИАЛ В г. РЫБИНСКЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «Социология» ТЕМА: «Социология как наука, ее место в системе наук об обществе» Выполнила студентка Куличкова Марина Валентиновна Преподаватель Васильева Е.О. Рыбинск, 2010 Содержание Введение 1. Социология как наука 1.1 Предмет социологии 1.2 Метод социологии 1.3 Структура социологического знания 1.4 Функции социологии в современном мире 1.5 Основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии 2. Место социологии в системе наук об обществе 2.1 Социология и социальная философия 2.2 Социология и история 2.3 Социология и психология 2.4 Социология и политическая экономия 2.5 Социология и политические науки 2.6 Социология и правовые науки 2.7 Социология и этика, эстетика 2.8 Социология и экология, медицина 2.9 Социология и естественные, точные науки 2.10 Социология и междисциплинарные науки Заключение Литература Введение Социология сегодня – признанный лидер научных дисциплин, исследующих реальные социальные процессы во всем их многообразии.
Проблема исследования: Проблема агрессивности и адаптации одарённого ребёнка в микросоциуме не являлась до сих пор предметом многостороннего исследования в отечественной психологической науки, хотя необходимость углублённого изучения данной проблемы не вызывает сомнений. Цель исследования: Выявить специфику особенностей развития личности интеллектуально одаренного ребенка и на основании этих особенностей вскрыть сущность проблем дезадаптации и агрессивности. Задачи исследования: Анализ литературы отечественных и зарубежных психологов. Формулирование исследовательской гипотезы Подбор методик с целью проверки гипотезы Осуществление эмпирического исследования. Анализ полученных данных методами математической статистики Обсуждение полученных результатов и выводы по итогам исследования. Разработка рекомендаций по использованию полученных данных на практике. Объект исследования: Интеллектуально одаренные дети. Предмет исследования: Психологические особенности развития личности интеллектуально одаренных детей. Гипотезы исследования: Интеллектуально одаренные дети являются в целом более агрессивными по сравнению с детьми, которых не относят к интеллектуально одаренным.
Во-вторых, к моменту, когда все эти проблемы с особой остротой были поставлены жизнью, произошли серьезные изменения и в области самой психологической науки. Советская психология, осуществляя свою радикальную перестройку на базе марксистской философии, превратилась к этому времени в развитую дисциплину, располагающую и солидными теоретическими работами, и широко разветвленной практикой экспериментальных исследований. Значительно возросла квалификация исследователей как в профессиональном, так и в методологическом плане. К этому же времени произошли изменения в общей духовной жизни общества, что было связано с некоторым смягчением идеологического пресса и начавшейся «оттепелью» и позволило обсуждать судьбу социальной психологии не в качестве «буржуазной науки». Таким образом, были созданы и необходимые субъективные предпосылки для нового обсуждения вопроса о судьбах социальной психологии, о ее предмете, задачах, методах, а также о ее месте в системе наук. Обсуждение этих вопросов на новом уровне становилось не только необходимым, но и возможным. Дискуссия началась в 1959 г. статьей А.Г. Ковалева, опубликованной в журнале «Вестник ЛГУ», после чего была продолжена на Втором Всесоюзном съезде психологов в 1963 г., а также на страницах журнала «Вопросы философии».
МИССО Студент 3 курса Факультета психологии Группы 0500П Харченко К. В.Реферат по педагогической психологии На тему: Методы исследования педагогической психологии.План реферата Введение Основные методы исследования. Методы обучения. Метод самовоспитания. Методы воспитания. Педагогическая деятельность. Предметное содержание педагогической деятельности. 10)Мотивация педагогической деятельности. 11) Мотивация и центрация. 12) Основные функции педагогической деятельности. 13)Предмет, задачи, структура педагогической деятельности. 14)Деятельность, направленность, личность и её формирование. 15)Психологические условия формирования свойств личности. 16)Деятельность, направленность свойств личности и её формирование. 17)Психологические условия формирования свойств личности.ВведениеПедагогическую психологию следует Рассматривать как самостоятельную науку Особую ветвь прикладной психологии Л.С. Выготский. Педагогическая психологияЖ. Пиаже считает, что «психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития».
15. Чувственное познание и его формы. 16. Память как познавательный процесс. 17. Логическое познание и его формы. 18. Мышление как процесс познания. 19. Мышление и его виды. 20. Речь как когнитивный процесс. 21. Психологические теории речевой деятельности. 22. Внимание и его психо-физиологические механизмы. 23. Эмоции и чувства. 24. Воля как психологическое качество личности. 25. Понятие личности в психологии. 26. Социализация личности и ее механизмы. 27. Психологические теории личности. 28. Биологическое и социальное в структуре личности. 29. Потребностно-мотивационная сфера личности. 30. Структура личностного самосознания. 31. Психология общения. 32. Психология ролевого поведения личности в социальной группе. 33. Социальная психология: предмет, особенности и проблемы. 34. Место в системе наук о человеке и обществе. 35. Методы педагогических исследований.
Итогом деятельности коллектива стала реализация исследовательского проекта "Методологические и социальные проблемы техники и технических наук", состоявшего из трех коллективных монографий . Творческая планка энтузиастов была столь высока, что после кончины в 1972 г. лидера школы Ю. С. Мелещенко еще несколько лет исследовательская инерция генерировала оригинальные разработки единомышленников, среди которых особое место занимает монография Б. И. Иванова и В. В. Чешева "Становление и развитие технических наук" . Ленинградской школой была разработана целостная система знаний, включавшая такие вопросы, как генезис технических наук; объект, предмет и метод исследования; формирование технического языка, графической и математической символик описания; техническая теория и идеальные объекты; единство знаний и деятельности; периодизация технических наук и основные этапы их развития; технические знания и СНТР; функционирование системы "фундаментальные знания — технические науки — инженерная практика"; классификация технических наук и их соотнесенность с естественными и общественными науками; закономерности развития и строения технических наук.
При этом следует отметить, что в своих областях другие общественные науки также играют центральную роль. Общая экономическая теория, политическая история, психология, социология, право и так далее в своих сферах тоже осевые науки. Таким образом, взаимосвязь политологии с другими науками проявляется в том, что многие политические процессы вызывают интерес не только политологов, но и специалистов в других общественных науках. Еще одной точкой соприкосновения политологии с другими общественными науками является ее активная опора на результаты их научных разработок. Например, политология пользуется материалами правовой науки: правовое обоснование, оформление и оценка политических институтов, политических процессов, политических отношений обеспечивает гарантии их нормального развития и функционирования. Наиболее близкой по объекту и методам исследования к политологии является государственно-правовая наука, которая изучает правовые механизмы разработки и осуществления политических решений. Тесная связь правовой и политической наук обусловлена важной ролью политической власти в практической реализации социальных норм. В то же время политическая власть не может нормально функционировать без правового оформления.
![]() | 978 63 62 |