![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Религия |
Ламаизм | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
ЛУЩЕНИЕ - рыхление лущильниками (перед зябью) поверхностного слоя почвы (часто стерни) с частичным оборачиванием. Создает условия для прорастания сорняков, уничтожаемых последующей вспашкой. ЛУЩИЛЬНИК - сельскохозяйственное орудие для лущения стерни и предпосевной обработки почвы. Дисковыми лущильниками обрабатывают почву на глубине 4-10 см, лемешными - на 10-18 см. ЛУ-ЮХАНСОН Ивар (1901-90) - шведский писатель. Представитель реалистической литературы; романы о деревне "Доброй ночи, земля" (1933), "Только мать" (1939), рассказы (сборник "Статары", т. 1-2, 1936-37). Автобиографический цикл (1951-60), цикл "Страсти" (т. 1-7, 1968-72). ЛХАСА - город в Китае, в долине р. Джичу (Лхаса) (бассейна Брахмапутры), на Тибетском нагорье (на высоте св. 3,6 тыс. м), административный центр Тибетского автономного района. 90 тыс. жителей. Основан в 7 в. тибетским царем Сронцзангамбо. Религиозный центр ламаизма, дворец-монастырь Потала (бывшая резиденция далайламы; известен с 7 в., современный облик восходит к 16-17 вв.), многочисленные дворцы и монастыри, украшенные резьбой, многоцветными росписями, деревянной, каменной и золотой скульптурой
В Северо-восточной Африке археологи нашли погребальную стелу царства Мероз, которое существовало во 2 – 3 веках нашей эры. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также красуется свастика. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавших жителям Ашанты (Гана), и глиняную утварь древних индейцев, и ковры персов. Свастика была почти на всех оберегах у славян, немцев, поморов, скалвов, куршей, скифов, сарматов, мордвы, удмуртов, башкиров, чувашей и многих других народов. Во многих религиях свастика является важным культовым символом. Так, в древнеиндийской философии и буддизме свастика – символ вечного круговорота вселенной, символ Закона Будды, которому подвластно все сущее; в тибетском ламаизме – охранный символ, символ счастья и талисман. В Индии свастика изображается повсеместно: на воротах храмов, на каждом жилом здании, на тканях, в которые заворачивают священные тексты, на погребальных покровах1. Как религиозный символ свастику используют последователи Индуизма, Джайнизма и Буддизма на Востоке, Друиды Ирландии, Шотландии, Скандинавии, представители Натуррелигиозных конфессий Европы и Америки на Западе.
Призвана дать видимую и композиционно завершенную форму космогонической концепции буддизма: элементы представлены изображениями какого-либо будды или бодхисатвы. Получила широкое распространение в странах Дальнего Востока и Центр. Азии вместе с проникновением сект эзотерического (тайного) буддизма; характерна также для ламаизма. МАНДАЛАЙ - город в Мьянме, порт на р. Иравади, административный центр обл. Мандалай. Транспортный узел. 533 тыс. жителей (1983). Хлопчатобумажная, пищевая, лесопильная промышленность; судоремонт. Ремесла. Университет. МАНДАЛГОБИ - город в Монголии, административный центр Среднегобийского аймака. 10 тыс. жителей. Обработка сельскохозяйственного сырья, производство стройматериалов. МАНДАРА - в индуизме мифическая гора, где обитают якши, гандхарвы и др. В начале творения змей Шеша вырвал ее у земли для пахтанья мирового океана. МАНДАРИН - вечнозеленые деревья и кустарники рода цитрус семейства рутовых. Только в культуре в субтропических и тропических районах. В плодах сахара, лимонная кислота, витамин С и др.; в кожуре эфирное масло
Все живое живет многообразием, поэтому даже внутри мировых религий мы наблюдаем деление (на суннитов и шиитов - в исламе, на православных и католиков - в христианстве, на хинаяна, махаяна и ламаизм - в буддизме). С одной стороны это и есть недостаток религии в результате которого порождаются различные антисоциальные явления. Хотя уголовное право охраняет свободу совести и вероисповедания, несмотря на те проблемы, которые могут возникнуть на основе существования нескольких религий в рамках одного государства, в сознании одного народа. Получается внутриконфессиональное деление, что может неблагоприятно сказаться на развитии государства, его целостности. Воздействие может достигнуть и норм уголовного права. Исторически внутриконфессиональное деление возникло как необходимость идеологически обеспечить: обособление социальных (этнических) общностей в борьбе за региональное лидерство; процесс возникновения, формирования и функционирования зарождающихся новых центров силы (империй); жизнеспособность новой модели государственного устройства или нового способа общественного производства; создание устойчивого геополитического союза; принадлежность к тому или иному суперэтносу (на его периферии); географическую автономность верующих (взаимная изоляция); утверждение новых жизненных ценностей; необходимость сохранения элементов анимизма.
В IX веке он проник из аристократии и ученых кругов в народ в форме ламаизма, основанного Падма Самбхавой. Придя в Тибет, он начал строить монастырь Самье. Однако демоны противились стройке - но Падма Самбхава покорил их и превратил в слуг, которые и закончили строительство. Так родилась излюбленная поговорка Е. Рерих: "демоны строят храм". Кроме того, основатель ламаизма, победивши дьявольские силы, выдвинул и более долгосрочное условие для освобождения демонов. Отныне они были обязаны защищать буддистское правоверие". [3] Как известно, поговорка о строящих храм демонах (джиннах) базируется на более ранней Библейской легенде (строительство храма Соломоном) и суть этой аллегории заключается не в силе колдовства, а в преодолении трудностей и сопротивления врагов, помогающих строить храм духа человеческого. Именно об этом говорит Е.И.Рерих: "По всей истории человечества мы видим, что именно джинны строят храмы. Очень показательна легенда о построении джиннами храма Соломона. В жизни на этой ступени эволюции это непреложный закон
Буддийский монастыри выступают в качестве крупных учебных заведений, которые являются центрами просвещения и искусства. В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма. Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь. Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель управления носит сан бандидо-хамболабы и находиться в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан - Уде. Список литературы 1. Кочетов А.И. Буддизм. М.,Политиздат,1970. 2. Научный атеизм М.,Политиздат,1973.
Считается, что именно в ламах сущность будды выражена с наибольшой полнотой, поэтому их почитают как божество. Если в других направлениях буддизма тело считалось символом страстей, удерживающих человека в сансаре, то ламаизм ставит тело в центр своей религиозной практики, считая, что в нём заключена высшая духовность. Осуществление ваджры в человеческом теле есть реальное соединение абсолютного (нирваны) и относительного (сансары). В ходе специального ритуала раскрывается присутствие природы будды в теле. Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) - воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при этом существенно упростился процесс общения с Богом : верующему достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в специальный барабан. Если в классическом Буддизме не было образа верховного Бога - творца, то здесь он появляется в лице Адибудды, представляющегося первичным эвеном всех дальнейших воплощений Будды.
Буддизм все же смягчил эротически-мистические аспекты этих обрядов раннего индуизма и тантризма, придав им характер чисто мистического, духовно-религиозного наслаждения; в нем они приобрели характер религиозно-духовного освобождения и обновления больше через созерцание, нежели через экстатические обряды и действия. Если в тантризме соитие приобретает не только эротическое, но и отдельно мистическое значение, то в собственно индуизме оно имело большое жизненное значение: Брахма создает бога любви Кану для того, чтобы его стрелы возбуждали страсть в сердцах мужчин и женщин, «страсть, которая необходима для поддержания жизни». И в ламаизме это состояние освобождения, чувственного наслаждения (достигаемое в театрализованных мистериях «Цам» с устрашающими масками, яркими одеждами и экстатическими танцами лам) сохраняет эротически-мистические элементы. Таким образом, стремление буддизма освободить человека от чувственных основ земного мира оборачивается своею противоположностью; человека невозможно освободить от его чувств, и тогда буддизм придает им мистический (а подчас и уродливый) характер, делает их предметом поклонения и обожествления.
Далай-лама Далай-лама (монг. «океанская ширь (мудрости)», «океан-учитель», т.е. «учитель, чьи знания бесконечны как океан»), титул духовного и политического (до 1951) владыки Тибета. В 16 в., когда основанная знаменитым проповедником Цзонхавой (1357–1419) буддийская школа гэлук-па получила распространение в Монголии, ее приверженец, монгольский князь Алтан-хан, пригласил к себе настоятеля одного из самых влиятельных тибетских монастырей Соднам Джамцо (1543–1588) и даровал ему титул далай-ламы. Впоследствии этот титул был распространен и на двух предшественников Соднам Джамцо, наместников школы гэлук-па в Тибете (Гедун Дуб, 1391–1474, и Гедун Джамцо, 1475–1542). Со временем далай-лама, чья резиденция находилась в столице Тибета Лхасе во дворце Потала, сосредоточил высшую духовную и политическую власть и стал общепризнанным авторитетом для приверженцев ламаизма, сфера влияния которого кроме Тибета охватывала Монголию, Бурятию, Калмыкию, Туву и Бутан. По сложившейся на протяжении 14–15 вв. традиции глава буддисткой школы гэлук-па считался воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, который, согласно ламаистскому учению, отказался от полного просветления, чтобы осуществить на земле миссию по спасению всех живых существ.
Если в классическом Буддизме не было образа верховного Бога - творца, то здесь он появляется в лице Адибузды, представляющегося первичны эвеном всех дальнейших воплощений Будды. Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай. Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то после страданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в раю. Для характеристики ламаистской картины мира имеет известное значение верование в существование неведомового идеального государства (Шамбалы), которому предстоит сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и Земли. В многие годы своего существования Буддизм распространился в азиатском регионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние на общественную и политическую жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство церковью принадлежит главам государств. В странах, где сильно влияние Буддизма, сохраняется множество монахов: достаточно сказать, что в Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина.
Они основали несколько крупных монастырей, с помощью которых индийские буддисты утвердили свое влияние в Тибете в острой борьбе с китайскими буддийскими миссионерами. ВАДЖРАЯНА С VI по IX в. в Индии утвердилось новое направление, имевшее несколько названий: ваджраяна (“алмазная колесница”), буддийский тантаризм, эзотерический буддизм, тибетский буддизм и др. Это нкаправление еще больше связывало буддизм с возможностями конкретной личности. Постепенному обучению и накоплению заслуг, характерному для махаяны, противопоставлялась мгновенная, подобная молнии реализация природы будды. Варджаяна связывала образование буддиста с ритуалом посвящения, который проходил под строгим контролем опытного наставника. Поскольку имеет место передача знаний “от посвященного к посвящаемому”, варджаяну называют также эзотерическим буддизмом, а европейцы , еще в XIX в. обратившие внимание на огромную роль наставников (лам) в практике тибетских буддистов, стали именовать эту религию ламаизмом. Ваджра (“молния”, “алмаз”) является символом твердости, несокрушимости, истинности учения будды. Если в других направлениях буддизма тело считалось символом страстей, удерживающих человека в сансаре, то тантризм ставит тело в центр своей религиозной практики, считая, что в нем заключена высшая духовность.
В отличие от монахов, мирянам давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей), сводившийся к следующему: 1. Воздерживайся от убийства. 2. Воздерживайся от воровства. 3. Воздерживайся от блуда. 4. Воздерживайся от лжи. 5. Воздерживайся от возбуждающих напитков. Помимо этих заповедей "упасаки" должны были блюсти верность Будде, его учению и ордену. Ламаизм В VI-VII вв. н.э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII- XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных условий. Одной из таких разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете и Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе Махаяны. Название происходит от тибетского слова лама (высший, небесных) — монах в ламаизм. Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) — воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при этом существенно упростился процесс общения с Богом: верующему достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в специальный барабан.
Результатом этого является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического и одновременно подчеркивание особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно-материального бытия. В буддизме нет надобности в боге как творце и спасителе, то есть вообще как безусловно верховном существе, трансцендентном этой общности. Из этого вытекает также отсутствие в буддизме дуализма божественного и небожественного, бога и мира. Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе своего развития пришел к ее признанию. При этом произошло отождествление высшей реальности буддизма - нирваны - с Буддой, который из олицетворения нравственного идеала превратился в его личное воплощение, став, таким образом, высшим объектом религиозных эмоций. Буддийский пантеон начал разрастаться за счет введения в него всякого рода мифологических существ, так или иначе ассимилирующихся с буддизмом. Культ, охватывающий все стороны жизни буддиста, начиная от семейно-бытовой и заканчивая праздниками, особенно усложнился в некоторых течениях махаяны, в частности в ламаизме.
Уже в индивидуальной религиозной традиции возникло представление о том, что полное овладение теорией, практикой и техникой йоги позволяет достичь такого состояния, при котором возможно видеть и слышать все, что происходит во Вселенной, становиться невидимым, ходить по воде, летать по воздуху, принимать любые обличья, вызывать "внутренний огонь" (туммо), дающий возможность не только согреть собственное тело, но и растопить лед вокруг себя и согреть любое существо, находящееся в зоне его действия, умение отложить собственную смерть на какое-то время до заранее намеченного дня и часа, оживить человека после наступления клинической смерти и т.д. Усиленный акцент в философском и нравственом учении ламаизма сделан на "колесо жизни" (бхавачакра), в практике медитации - на роль мандалы, в мифологии - на образ страны всеобщего благоденствия и счастья Шамбалы. В ламаизме зародился и получил развитие отсутствующий в иных формах буддизма институт "живых божеств" - концепция перерождения и воплощения божеств пантеона в тела реальных земных людей (тулку, хубилганы, гэгэны и хутухты).
Покаяние должно избавить верующего от вины перед умершими. Возможно, что в своих истоках дзул-хурал восходит к индийскому культу "священных" животных. Найдани-хурал Обряд, посвященный отшельникам (найданам), возведенным в ранг божеств. Совершается также осенью Вывешивая изображения найданов, подчеркивающие их дряхлость, безразличие ко всему окружающему, ламы рассказывают верующим, что найдены бы ли когда-то мирскими людьми, но уйдя в отшельничество, заслужили „спасение". Найдани-хурал подчеркивает опасность всякой привязанности к жизни, ибо эта привязанность ведет к дурным перерождениям. Обо Обо - обряд, перенятый ламаизмом у шаманизма. Обычно в Бурятии он совершается летом, перед началом сенокоса. Около кучи камней, сложенной на вершине холма, склоне горы, на перевале, ламы и верующие читают молитвы, в которых выпрашивают помощь у духов - "хозяев местности". На камнях оставляют жертву - пищу, монеты, шелковые платки (хадаки) Особенно усиленно молятся около обо во время засухи, так как ламы уверяют, что дождь посылается „хозяевами местности".
Остальные три сектора развивают далее тезис о неизбежности страдания. Животные нападают друг на друга, сильные пожирают слабых. Не менее несчастны так называемые бириты - мифические существа с огромными животами и очень узким горлом. Они постоянно мучаются от голода, ибо подносимая ими ко рту пища немедленно сжигается вырывающимся из их глотки пламенем. Ад ламаизма Но самые ужасные страдания ожидают тех, кто очутился в аду. В центре нижнего сектора сидит на престоле с зеркалом в руке сам блюститель ада Эрлик-хан (санскритск.- Яма). В зеркале отражаются дела каждой прибывшей в ад души. Кроме того, грешника сопровождают два его гения — учетчики его добрых и злых дел. Они высыпают перед Эрлик-ханом из своих мешков белые и черные кружки - меру деяний грешника. Справа и слева от трона Эрлик-хана расположены разделы собственно ада. Их бывает восемь горячих и восемь холодных или девять горячих и десять холодных. Каждый раздел имеет свое название в соответствии с характером применяемых в нем пыток. Первый раздел „постоянно исцеляющихся": черти прокалывают пиками грешников, которые быстро заживляют свои раны, и истязание продолжается.
Не раз высшие ламы-красношапочники пытались подорвать его авторитет, но благодаря своей выдержке, начитанности и красноречию он всегда выходил из столкновений с ними победителем. Первоначально Цзонкаба называл свою общину "новой кадампой", и лишь позже основанное им направление - господствующее направление всего последуюшего и современного ламаизма - получило широко известное название гелугпа, т. е. "секта, или школа добродетели", а также шасэр, т. е. "жёлтая шапка" (шаммар-"красная шапка"). К самому началу XV в. относят появление главного сочинения Цзонкабы, носящего название "Великий путь по ступеням мудрости", известного обычно в сокращённом виде как Лам-рим ченпо или просто Ламрим. К концу жизни Цзонкаба составил "малый Ламрим", являющийся квинтэссенцией его главного труда. Сам Цзонкаба сказал об этом руководстве: "Если спустя много времени кто-нибудь, кто слышал о моих делах, почувствует желание видеть меня и говорить со мной, он может взять эту книгу и тогда он встретится со мной". Ламрим стал опорным документом всего последующего ламаизма. Оба названных произведения Цзонкабы - по существу учебники, излагающие принципы двух основных путей ведущих к "высшему совершенству".
Он якобы должен скоро явиться на землю и, наказав грешников и наградив за религиозные заслуги достойных, установить справедливую жизнь. В результате победы Великой Октябрьской революции, построения социализма и больших успехов в развитии новой культуры на территории бывших отсталых окраин царской России, являвшихся фактически ее колониями, влияние ламства на бурят, калмыков и тувинцев неуклонно падало. В 30-х годах по требованию трудящихся было постепенно закрыто большинство дацанов Забайкалья и хурулов Калмыкии, а их здания переданы трудящимся. Разошедшиеся из дацанов ламы частично приобщились к производительному труду, а частично продолжали свою культовую (особенно „лечебную") деятельность в действующих дацанах. Однако пережитки ламаизма преодолены еще далеко не полностью. В настоящее время последователи буддизма в СССР имеются в Бурятской, Калмыцкой и Тувинской АССР и в бурятских национальных округах Иркутской и Читинской областей. Буддийская церковь возглавляется Центральным духовным управлением буддистов СССР, избираемым на духовном соборе буддистов страны. Председатель управления имеет духовное звание бандидо-хамбо-ламы.
![]() | 978 63 62 |