![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Диагностика и коррекция уровня развития познавательных процессов младших школьников | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Указанные особенности познавательной деятельности должны учитываться при разработке содержания и методов педагогического воздействия. Тезисы докладов IV Всесоюзных педагогический чтений, НИИ дефектологии АПН СССР. М., 1976. С. 179. И.PИ.PМамайчук Познавательная деятельность дошкольников с церебральными параличами В процессе коррекционных занятий нами изучались особенности восприятия форм, величин, цветов, развитие конструктивной и изобразительной деятельности у дошкольников от 6 до 7 лет с церебральными параличами и различными интеллектуальными дефектами. Испытуемыми были: 10 детей с умеренной задержкой умственного развития, обусловленной преимущественно педагогической запущенностью; 10 детей с олигофренией в степени дебильности и 10 здоровых дошкольников подготовительной группы детского сада. Психолого-педагогический эксперимент строился с учетом игровой деятельности, доступной ребенку с поражением моторики. Оценка результатов обследования до и после коррекции проводилась по пятибалльной системе в зависимости от уровня развития изучаемого процесса и функции
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. В таблице 1.1. отражены уровни развития познавательных процессов и их описание. Таблица 1.1. - Характеристика уровней развитие познавательных процессов младших школьников Название Уровень развития и его характеристика Воображение Продуктивное, отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Внимание В младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующем с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и сосредотачивать на чем - то внимание. Произвольное внимание обязательно включает волевую регуляцию, связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих между собой интересов, каждый из которых может привлечь и удерживать внимание.
Об этом свидетельствуют случаи, когда дети были воспитаны дикими зверями. Эти дети, попавшие впоследствии к людям, были вполне развиты биологически, но совершенно не социализированы. Для нормального развития ребенка необходим постоянный контакт со взрослыми людьми, особенно с матерью. Результаты специальных исследований и экспериментов говорят о том, что ограничение таких контактов ведет к пониженному уровню развития познавательных способностей. Влияние невозможности общения с другими людьми на состояние и самочувствие человека можно продемонстрировать на многих примерах. Специальные исследования по изучению влияния индивидуальной изоляции на человека показывают, что длительное пребывание в термокамере ведет, как правило, к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти, эмоциональных процессов и т.Pд. Следует, однако, заметить, что серьезные нарушения психической деятельности и поведения человека наблюдаются в условиях изоляции только при отсутствии целенаправленной деятельности и при значительной гиподинамии
Анализ литературы по данной проблеме; . Диагностика развития познавательных процессов младших школьников; . Формирующий эксперимент; . Лонгитюдное психологическое исследование участников эксперимента и контрольной группы. Нами избрана следующая логика хода исследования: 1. Определить понятие «познавательная активность». 2. Раскрыть значение учреждений дополнительного образования как составной части системы современного образования. 3. Выявить возможности учреждений дополнительного образования для развития познавательной активности младшего школьника. Глава 1. Познавательная активность младшего школьника как педагогический феномен. §1. Сущность понятия « познавательная активность». Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен.
Бесконечность как разнообразие или разнообразие бесконечного может быть представлена понятием универсума. 3. Понятием вселенной (которое совсем недавно соответствовало нашей метагалактике, а сегодня включает миллиарды мегаобъектов) обозначается все существующее в соответствии с достигнутым уровнем развития познавательной способности человека. 4. Космос представляет собой характеристику безнача-льности и бесконечности мира с точки зрения космических объектов (вселенных). 5. Природа содержит понятие сущностных основ мира (материя, идея, антиматерия, информация и т.д.). Материальная и идеальная субстанции соответствуют познавательной способности человека, достигнутой за весь предшествующий исторический период. До последнего времени как содержание природы рассматривалась лишь материальная субстанция, а идеальная связывалась или с Богом, или с человеком как самодостаточными сущностями. Сейчас есть все основания представить природу как исходное единство материального и идеального начал. Однако и такое представление о природе не является мировоззренчески предельным
Было проведено 3 урока в 1 “а” классе по изобразительному искусству с применение ЭВМ. Делая заключение из этих уроков можно сказать, что применение ЭВМ очень эффективно помогает в развитии познавательного процесса младших школьников. Все дети работали очень увлеченно, дисциплина на уроке была отличная, дети были очень внимательны. Им очень нравилось работать на компьютере, быстро решали поставленные перед ними задачи. Работы детей очень разнообразны, каждый по-своему увидел и представил картину решаемой задачи, которую потом и изобразил в своем альбоме. Из этих работ можно сделать вывод, как компьютер помогает развивать фантазию, воображение у детей, насколько они интересны и красочны. Все работы детей были закончены. Все дети, включая и самых слабых, не боялись ошибиться, работали с интересом. Ребята быстро запоминали название и функции различных клавиш компьютера, и пользовались ими свободно. Были повторены различные геометрические термины. Ребята были очень активны, предлагали различные решения задачи, пробовали практически увидеть результат, если не получалось, давались новые варианты пока не было достигнуто правильное решение задачи. Анализ рисунков. Мы видим насколько красочно и разнообразно получились рисунки детей.
Объект исследования - развитие познавательных процессов детей младшего школьного возраста посредством игры. Предмет исследования – игра как средство развития познавательных процессов детей в младшем школьном возрасте. Гипотеза исследования: игра будет более эффективным средством развития познавательных процессов детей в младшем школьном возрасте если: организовать систематический процесс игровой деятельности, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребенка; способствовать знакомству с окружающим миром; педагогическое взаимодействие: сверстники - педагог - социум - среда; соединить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности. В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой были поставлены следующие задачи: дать характеристику познавательных процессов; выявить особенности развития познавательных процессов детей в младшем школьном возрасте средствами игры; определить содержание игр, обеспечивающих развитие познавательной активности младших школьников; разработать программу и провести опытно-экспериментальное исследование по развитию познавательных процессов младших школьников в игре.
Командуйте лодочке плыть Что случилось на старом берегу? (коза съела капусту) Значит, кого же повезем вначале? (козу, т.к. останется волк с капустой, а он ее не любит) Вернем теперь пустую лодочку обратно. Просто клавиша “назад” и дать команду плыть Кого повезем теперь. Давайте волка. Теперь увезем козу от волка. Кого повезем теперь, капусту (ведь волк ее не любит) Вернем лодку на старый берег. Повезем теперь козу. Мы выиграли, нас поздравляют. 4. Анализ Слова учителя: «В чем секрет этой игры? Нужно 5 работы за думать, кого везти и кого оставлять на берегу, машиной и ведь волк съест козу, а коза капусту». результаты Объяснение. решения задачи 5. Домашнее Объяснение домашнего задания 5 задание. Анализ результатов опытно-экспериментальной части исследования. Делая заключение из этого урока можно сказать, что применение ЭВМ очень эффективно помогает в развитии познавательного процесса младших школьников. Все дети работали очень увлеченно, дисциплина на уроке была отличная, дети были очень внимательны. Им очень нравилось работать на компьютере, быстро решали поставленные перед ними задачи.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель, гипотеза, задачи, указаны методы исследования. В первой главе рассматривается теоретические аспекты проблемы речевой готовности как основы для дифференцированного обучения. Вторая глава раскрывает практический вопрос реализации дифференцированного подхода в обучении младших школьников. В заключении даются общие выводы и рекомендации учителям по применению дифференцированного подхода в обучении младших школьников. Приложение состоит из рекомендаций учителям по организации дифференцированного обучения в 1 классе, методик по диагностике познавательных процессов младших школьников. Исследование проводилось в 3 этапа: I этап (1999 г.) проводился констатирующий эксперимент , направленный на выявление уровня речевого уровня к обучению учащихся 1 классов. II этап (1999 – 2000г.) - разработка и проведение дифференциации заданий с учетом уровня речевого развития первых классов общеобразовательной школы № 14 г. Биробиджана. III этап (2000 – 2001 г.) – анализ и обобщение результатов, полученных в ходе эксперимента, оформление дипломной работы. Глава 1 . Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению в школе. § 1 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии.
Межпредметная интеграция как условие развития познавательной активности младших школьников Л. Л. Габидуллина, Е. Л. Сырцова Вхождение России в мировое образовательное пространство, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании. Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями общественного и научно-технического прогресса, однако реальная ситуация получения детьми того или иного уровня знаний не всегда отвечает предмету своей потребности. Среди основных причин хотелось бы выделить следующие: - перенасыщение детей информацией разного уровня сложности и направленности; - физиологическая и физическая неготовность детей младшего школьного возраста к зрелому восприятию социального опыта; - огромные перегрузки учебными предметами в школе. Как следствие, процесс обучения во многих случаях не только не способствует, но и тормозит полноценное развитие личности ребенка и усвоение им определенного социального опыта.
Уровни познавательной активности (Шаламова Т.И. 1982г.) Первый уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: по карте и демонстрацией цветов. Цель: показать взаимосвязь строения со средой обитания, приспособление растений к разным условиям, активизировать деятельность учащихся специальными домашними заданиями. Заключение Изучив проблему активизации познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе на основании теоретических фактов и результатов их применения на практике, мы убедились в том ,что данная проблема является актуальной в современной школе. В данном исследовании мы установили исходные основы работы по развитию познавательной активности младших школьников. Наиболее эффективными путями и средствами по развитию познавательной активности являются занимательные упражнения, с помощью которых они развивали память(в данном случае).
Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Дети с данным уровнем учебной мотивации ни в одной из экспериментальных групп в процессе контрольного эксперимента выявлены не были. По результатам контрольного эксперимента были получены результаты, которые продемонстрировали значительную динамику в формировании учебной мотивации младших школьников экспериментальной группы. Результаты полученные в контрольном эксперименте мы отразили в диаграмме № 2 Диаграмма № 2 Как видно из приведённой диаграммы повысилось количество учащихся, которые перешли в более высокий уровень сформированности учебных мотивов, это произошло за счёт перехода части детей с 5-го и 4 –го уровня на более высокий первый и второй. На сводной диаграмме это выглядит следующим образом: Сводная диаграмма №3 Динамики уровня сформированности учебной мотивации в процессе экспериментальной работы Таким образом, в процессе экспериментальной работы мы подтвердили, гипотезу исследования о том, что развитие познавательной мотивации младших школьников с интеллектуальными нарушениями будет проходит эффективнее если: включить детей в дидактическую игру в процессе учебной деятельности; формировать положительное отношение к учению, школе. активно формировать позицию школьника. развивать познавательные интересы к процессу и содержанию учебной деятельности.
СодержаниеВведение 1. Психолого-педагогические основы развития теоретического мышления младших школьников 1.1 Сущности научного исследования теоретического мышления 1.2 Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей развития теоретического мышления у младших школьников 1.3 Современные подходы к развитию теоретического мышления у младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности 2. Практические аспекты развития теоретического мышления у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром 2.1 Диагностика уровня развития теоретического мышления младших школьников (набор методик, их характеристика) 2.2 Развитие теоретического мышления младших школьников на уроках ознакомления с окружающим миром 2.3 Возможности внеурочной деятельности ознакомления с окружающим миром для развития теоретического мышления младших школьников (экскурсия, внеурочное занятие) Заключение Библиографический список Приложение Введение Актуальность. Социально-экономические реформы в стране обусловили необходимость дальнейшего совершенствования школьного образования. Значительное увеличение потоков информации в современном мире затрудняет оперативное обновление содержания школьных учебных программ адекватно темпам освоения научного знания.
Цель исследования: определение возможности использования проблемного метода при изучении математики в начальной школе и установить его влияние на характер познавательной деятельности учащихся начальных классов. С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, а также в соответствии с предметом и объектом исследования были определены следующие задачи: раскрыть сущность и содержание процесса познавательной деятельности младших школьников; раскрыть сущность и содержание технологии проблемного обучения; определить влияние проблемного обучения на интеллектуальные процессы и умственные способности младших школьников; выявить возможность использования проблемного обучения при изучении математики в начальной школе; выявить влияние проблемного обучения на познавательную деятельность младшего школьника. Гипотеза: мы предполагаем, что использование метода проблемного обучения при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника. Такой подход к проблеме исследования предопределил использование следующих методов: теоретический анализ и синтез, изучение документации, наблюдение. База исследования: Мосеевская общеобразовательная школа, 3 класс.
Соликамский педагогический колледж имени А.П. Раменского Кафедра общественных и естественно-научных дисциплин Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников Выпускная квалификационная работа по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» Выполнила студентка Брюханова Алена Андреевна Научный руководитель: Антипина Анна Вячеславовна Соликамск – 2008 Содержание Введение Глава 1. Развитие познавательной активности младшего школьника как научно-педагогическая проблема 1.1 Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе 1.2 Сущность понятия «познавательная активность» 1.3 Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника Глава 2. Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников 2.1 Условия, способствующие развитию познавательной активности 2.2 Способы и приемы развития познавательной активности на уроках информатики 2.3 Принципы организации уроков информатики Глава 3.
Вместе с тем, в физическом воспитании школьников проблема адаптации первоклассников еще не получила должного внимания и научного обоснования. Выявленные противоречия позволяют констатировать особую актуальность педагогического исследования по теме: «Подготовка детей к обучению в школе, средствами физического воспитания». Объект исследования: физическое воспитание детей старшей возрастной группы в дошкольном учреждении. Предмет исследования: процесс адаптации детей к школе в старшей возрастной группе методами физического воспитания. В связи с этим можно так сформулировать цель исследования: выявить условия физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Анализ специальной литературы, практики педагогической работы и данных комплексных обследований детей позволили выдвинуть гипотезу исследования. Процесс адаптации к школе детей старшей возрастной группы проходит более успешно при выполнении следующих условий: использования физических упражнений, способствующих усвоению системы элементарных знаний об окружающих предметах и явлениях, сенсорному развитию, повышению уровня развития познавательных процессов, становлению речи; приоритетного развития физических качеств, наиболее значимых для здоровья детей; воспитания устойчивого активного интереса к занятиям физическими упражнениями; оптимального сочетания практических, словесных и наглядных методов обучения для активизации мыслительной деятельности дошкольников при обучении двигательным действиям.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИМЕЧЁК МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАГЛЯДНОСТЬ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ДОКТОР ПЕД. НАУК, ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ФНК БЕЛОВОЛОВ В.А. Допустить к защите Квалификационная работа защищена « » 2007 г. « » 2007 г. Научный Оценка Руководитель В.А. Беловолов Председатель ГАК (подпись) (подпись) Допустить к защите « » 2007 г. Декан ФНК С.П. Беловолова (подпись) Новосибирск 2007 г. СодержаниеВведение . 3 Глава 1. Теоретическое обоснование формирования познавательного интереса младших школьников через наглядность. Парадигмы образовательного процесса. . 6 Оптимизация метода дидактики. . 19 Мотивация учения. . 24 Познавательный интерес, его место в системе мотивации. . 56 Наглядность: понятие, суть, виды, требования. . 71 Выводы по Главе 1. . 75 Глава 2. Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса младших школьников через наглядность. 2.1. Диагностика мотивов учебы и познавательного интереса младших школьников. . 76 2.2. Познавательные затруднения младших школьников. . . 81 2.3. Методика формирования познавательного интереса младших школьников через наглядность. . 99 Выводы по Главе 2. . . 104 Заключение . 105 Библиография . 106 Приложения ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования.
Не может справиться со своими отрицательными эмоциями – обидой, тревогой, которые могут у них перейти в гнев, агрессию, мстительность. В то же время доброе слово, улыбка способны снять эту вспышку и быстро привести их в хорошее настроение. По шкале лживость – 5 баллов Это допустимый предел. Данный результат говорит о том, что ребёнок отвечал искренно и на данные этой методики можно смело опереться при составлении целостного портрета испытуемого. Психологическое заключение Испытуемый достаточно импульсивен в своих действиях. Высокое нервное напряжение, агрессия, не желание идти на контакт в группе может быть обусловлено плохой адаптацией к новой ещё для ребёнка обстановке (переход в другую школу). Также помимо проблем с адаптацией, явно выражен конфликт между ребёнком и родителями. Необходимо более подробно разобраться, в чём причина такого отстранённого поведения родителей. Необходимо работать над эмоциональной сферой ребёнка, навыками общения и его уровнем развития познавательных процессов. 3. Комплекс коррекционно-развивающих занятийДанный комплекс занятий направлен на коррекцию поведения конкретного ребёнка в группе, поскольку поведенческие проблемы возникают у него именно в группе.
![]() | 978 63 62 |