![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек |
Мотивационная готовность и адаптация детей к школе | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Возглавила ее доктор биологических наук, профессор Л. М. Шипицина. Кафедра была организована для подготовки специалистов-психологов для работы прежде всего в специальных (коррекционных) школах для детей с проблемами развития. Студенты специализации «специальная психология» готовятся и как диагносты, способные установить степень нарушения психики и резервные возможности организма, и как специалисты по психотерапии и психокоррекции, которые могут оказать реальную помощь в лечении и социальной адаптации детей с проблемами здоровья и развития. В 1997Pг. была образована кафедра педагогики и психологии личностного и профессионального развития (заведующий кафедрой член-корреспондент Академии образования РФ доктор педагогических наук, профессор А. А. Реан). Кафедра призвана осуществлять психолого-педагогическую подготовку на всех факультетах университета (кроме факультета психологии). Научная работа осуществляется также отдельными самостоятельными научными группами, выполняющими прикладные исследования по профилю соответствующих кафедр
В-третьих, в связи с изменением социальных условий многие дети имеют разный уровень готовности. В связи с актуальностью данной проблемы была определена тема: «Изучение личностной и мотивационной готовности ребёнка к школе». Цель исследования: выявить и обосновать совокупность психолого-педагогических условий готовности ребёнка к школе. Объект исследования: готовность ребёнка к школе. Гипотеза исследования: эффективность системы работы по изучению готовности ребёнка к школе повысится при соблюдении следующих условий: а) При правильной организации специальных мероприятий (занятий, тестов, целенаправленных игр и т.д.) для выявления индивидуальных особенностей ребёнка на момент проведения исследования и школьной дезадаптации. б) При применении психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Предмет исследования: изучение личностной и мотивационной готовности ребенка к школе. Исходя из объекта и предмета для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Это полностью отвечает подчеркиваемому в антропософии и вальдорфской педагогике недоверию к научному знанию и к научным способам овладения этим знанием (ведь не считать же наукой метод описанных выше "прозрений"!). Совпадение методов отражает совпадение интересов. Валь-дорфские школы изначально предназначались для социальной адаптации детей низкостатусных социальных групп, для обучения их примитивным навыкам, необходимым для повседневной жизни, и в первую очередь — законам табуна. Первая такая школа (давшая название всей системе) была создана на деньги доброго владельца табачной фабрики «Уолдорф-Астория» для воспроизводства квалифицированного пролетариата из детей ее рабочих, для воспитания homo habilis — человека умелого, не претендующего, однако, на звание человека разумного. Те же цели (с учетом современной модификации понятия пролетариата) характерны и для нынешних образовательных тенденций глобализующегося человечества, скрупулезно следующих предсказаниям Рэя Брэдбери из "451 градуса по Фаренгейту". Противопоставляемый точному знанию упор на чувственно-эмоциональное восприятие лишает человека способности отличать верные рассуждения от неверных, обезоруживает его перед лживыми идеями и лозунгами: богатая эмоциональность хороша как дополнение к мозгам, а не как их подмена
Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить» (испытуемый повторяет их). «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?» (испытуемый подтверждает, что ему все ясно). После этого экспериментатор задает вопросы, среди которых- провоцирующие ребенка высказывать свое отношение к школе и учению. Поскольку все его внимание в этот момент сосредоточено на соблюдении правил игры, то наиболее вероятны искренние ответы. Таким образом, психолог получает представление и о мотивационной готовности ребенка к школе. Испытуемому задаются следующие вопросы: 1. Ты хочешь идти в школу.? 2. Ты любишь, когда тебе читают сказки? 3. Ты любишь смотреть мультфильмы? 4.ты хочешь остаться еще на один год в детском саду? (Если ребенок не ходит в детский сад, то вопрос звучит так: Ты хочешь пойти в школу не осенью, а только через год?.) 5. Ты любишь гулять? 6. Ты любишь играть? 7. Ты хочешь учиться? 8. Ты любишь болеть? Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контролировать свои ответы, сдерживать непосредственное желание ответить словами «да»и «нет» и одновременно обдумывать ответ.
Основным показателем трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей. Это могут быть чрезмерная агрессивность, заторможенность, депрессия, чувство страха и нежелание учиться. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности его адаптации к школе. Формирование адекватного поведения в коллективе, с учителем, при усвоении учебного материала служит критерием психологической адаптации учащихся. 7.2.7. Рациональная организация учебного процесса Работоспособность учащихся во время учебного года зависит от того, насколько рационально построен учебный процесс. Это означает, что размеры учебной нагрузки на протяжении дня, недели и года, чередование уроков по предметам в течение дня и недели, смена различных видов деятельности, чередование труда и отдыха должны быть физиологически обоснованы. PОбщая продолжительность учебной нагрузки в рамках возрастных норм непременное условие, способствующее сохранению устойчивого уровня работоспособности и повышению ее с возрастом. Четыре часа школьных занятий для детей 1012 лет и пять часов для старших рассматриваются как дневной максимум
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ Фамилия, имя Уровень выполнения Возраст знания . Детское учреждение Группа Дата ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И УМЕНИЙ Задания VII.1 VII.2 VII.3 Уровни Уровень сформированности VII.1 VII.2 VII.3 общих представлений и умений 3 7.1. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ (Диагностическая беседа) ОБОРУДОВАНИЕ: бланк протокола-теста - Как тебя зовут? - Назови свою фамилию. - Ой, какой ты взрослый! - Скоро пойдешь в школу?! СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ: 1. Ты хочешь учиться? 2. Почему (хочешь, не хочешь)? 3. Где ты хочешь учиться? 4. Когда ты пойдешь в школу? 5. Как ты готовишься к школе? Расскажи. 6. Кто тебя будет учить? 7. Чему тебя научит учительница? 8. Чем ты будешь заниматься дома, когда станешь школьником? 9. Кто тебе будет помогать в учебе дома? 10. Кому ты будешь помогать в школе? 11. Ты любишь, когда тебя хвалят? 12. Кто тебя будет хвалить, когда ты станешь школьником? 13. Что тебе нужно будет делать, чтобы тебя похвалили? 14. Как ты хочешь учиться? 15. Как ты будешь вести себя в школе? Расскажи.Для интерпретации результатов предлагается следующая таблица: 4.
Реферат Пор дисциплине: Возрастная психология Тема: Проблема готовности детей к школе Оглавление Введение 1. Краткая характеристика детей старшего дошкольного возраста и кризис семи лет 2. Мотивационная готовность к школе 3. Волевая готовность к школе 4. Социальная готовность к школе 5. Интеллектуальная готовность к школе 6. Физиологическая готовность к школе Заключение Список используемой литературы Введение Школа - социальный институт, сформировавшийся исторически относительно недавно, и поступление ребенка в школу играет ведущую роль в процессе адаптации к жизни в обществе. Поступление в школу очень серьезный шаг для ребенка, так как это переломный момент в жизни. Он как бы пытается выйти из своего детства и занять новое место в системе отношений опосредованных нормами поведения, появляется желание «стать настоящим школьником» и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. При переходе ребенка на новую ступень развития, происходит смена ведущей деятельности, это переход от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.
Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе ( «Я хороший» ), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У ребенка дошкольного возраста уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не в том, что у него уже к моменту поступления в школу складываются психологические черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. Важная сторона психологической готовности к школе - достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типической чертой, отличающей семилетних детей, является соподчинение мотивов, которое дает ребенка возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.
В психологической подготовке детей к школе немалую роль играет получение обобщенных и систематизированных знаний. Умение ориентироваться в специфических культурных областях действительности (в количественных отношениях вещей, в звуковой материи языка), помогают овладеть определенными навыками на этой основе. В процессе такого обучения у детей вырабатываются те элементы теоретического подхода к действительности, которые дадут им возможность сознательно усваивать разнообразные знания. Субъективно готовность к школе нарастает вместе с неизбежностью первого сентября идти в школу. В случае здорового, нормального отношения близких к этому событию ребенок с нетерпением готовится к школе. Особая проблема – адаптация к школе. Ситуация неопределенности всегда волнует. А перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в жизнь в новых по сравнению с детским садом условиях. Может случиться и так, что ребенок в младших классах будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию. Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самому отвечать за свои поступки.
Итак, к концу дошкольного возраста мы имеем три линии развития. 1 -- линия формирования произвольного поведения, 2 -- линия овладения средствами и эталонами познавательно деятельности, 3 -- линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка школьному обучению. К этим трем линиям, которые были проанализированы Д.Б. Элькониным, следует добавить мотивационную готовность ребенка к школьному обучению. Как было показано Л. И. Божович, ребенок стремится к функции ученика Так, например, во время "игры в школу" дети младших возрастов берут на себя функцию учителя, старшие дошкольники предпочитают роли учеников, так как эта роль кажется им особенно значимой. Л. С. Выготский выделяет некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет: 1) Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. 2) К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств.
Децентрация формируется таким образом, сначала образуется много центраций, затем происходит дифференциация себя от другого и его точки зрения без того, чтобы на нее реально становиться, а только ее предполагать. Итак, к концу дошкольного возраста мы имеем три линии развития. 1 - линия формирования произвольного поведения, 2 - линия овладения средствами и эталонами познавательно деятельности, 3 - линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка школьному обучению. К этим трем линиям, которые были проанализирован Д Б Элькониным, следует добавить мотивационную готовность ребенка к школьному обучению. Как было показано Л. И. Божович, ребенок стремится к функции ученика Так, например, во время "игры в школу" дети младших возрастов берут на себя функцию учителя, старшие дошкольники предпочитают роли учеников, та" как эта роль кажется им особенно значимой. 3. Младший школьный возраст. Как пишет В. В Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно.
Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы. 2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов. 3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей. 4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации. С проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах. Но на практике психологу трудно выбрать из этого множества ту, которая (полностью) поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению, помочь подготовиться ребенку к школе.
ГУ ВПО Северный государственный медицинский университет Институт сестринского образования Факультет высшего сестринского образования Кафедра Сестринского дела Контрольная работа по дисциплине «Сестринское дело в педиатрии» Тема: «Медицинское обеспечение воспитанников детских дошкольных образовательных учреждений» Выполнила: студентка IV курса 1 группы Воложанинова Лариса Михайловна Архангельск 2009 Оглавление Введение 1. Медицинское обслуживание детей в ДДОУ 1.1 Функциональные обязанности медицинского персонала в ДДУ 1.2 Медицинская документация предусмотренная в ДДУ 2. Адаптация детей к дошкольному учреждению 2.1 Оценка течения адаптации к ДДУ 2.2 Мероприятия по облегчению адаптации детей к ДДУ 2.3 Тесты функциональной готовности к обучению в школе 3. Сестринский процесс при язвенной болезни 4. Практическая деятельность. Решение задачи 5. Острая сосудистая недостаточность. Диагностика. Помощь Заключение Список использованной литературы Введение С развитием медицинской науки и совершенствованием медицинских технологий, условий и методов оказания лечебно-профилактической помощи населению растет роль и значение деятельности медицинской сестры в системе здравоохранения.
Поэтому очень важно рассмотреть основные направления, концепции и взгляды ведущих психологов и детских педагогов, чтобы иметь представление об имеющихся данных и знать, в каких направлениях следует проводить новые исследования и практические наработки. Под психологической готовностью понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для воспитания в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школе – это один из важнейших итогов психического развития в период детства. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема адаптации младших школьников приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в первом классе школы. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. 1. Психологическая готовность ребенка к школе Подготовка к школе включает в себя формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» – позиции школьника, имеющего круг определенных обязанностей и прав и занимающего особое положение среди людей.
Обучаемость рассматривается как восприимчивость к обучению, к дозированной помощи, способность к обобщению, построению ориентировочной основы деятельности (Б.Г.Ананьев, Н.А.Менчинская, З.И.Калмыкова, А.Я.Иванова, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). Важное значение имеет не только интеллектуальная, но и личностная и социально-психологическая готовность к обучению. Среди этих параметров важно учитывать волевую готовность ребенка к школе. У.В.Ульяненкова разработала специальные диагностические критерии готовности к обучению детей шестилетнего возраста с задержкой психического развития. Среди этих параметров выделены следующие структурные компоненты учебной деятельности: ориентировочно-мотивационные; операционные; регуляторные. На основании этих параметров автором была разработана уровневая оценка сформированности общей способности к учению детей с ЗПР. Эта оценка проводилась в процессе диагностического обучения, которое включало ряд заданий типа выкладывания елочки из геометрических фигур, рисования флажков по образцу, а также выполнения заданий по вербальной инструкции взрослого.
Вместе с тем, в физическом воспитании школьников проблема адаптации первоклассников еще не получила должного внимания и научного обоснования. Выявленные противоречия позволяют констатировать особую актуальность педагогического исследования по теме: «Подготовка детей к обучению в школе, средствами физического воспитания». Объект исследования: физическое воспитание детей старшей возрастной группы в дошкольном учреждении. Предмет исследования: процесс адаптации детей к школе в старшей возрастной группе методами физического воспитания. В связи с этим можно так сформулировать цель исследования: выявить условия физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Анализ специальной литературы, практики педагогической работы и данных комплексных обследований детей позволили выдвинуть гипотезу исследования. Процесс адаптации к школе детей старшей возрастной группы проходит более успешно при выполнении следующих условий: использования физических упражнений, способствующих усвоению системы элементарных знаний об окружающих предметах и явлениях, сенсорному развитию, повышению уровня развития познавательных процессов, становлению речи; приоритетного развития физических качеств, наиболее значимых для здоровья детей; воспитания устойчивого активного интереса к занятиям физическими упражнениями; оптимального сочетания практических, словесных и наглядных методов обучения для активизации мыслительной деятельности дошкольников при обучении двигательным действиям.
Выявление детей, нуждающихся в социально-психологической помощи Диагностика интеллектуального развития воспитанников групп «Фантазёры». Выявление детской одарённости Изучение эмоционального благополучия детей из семей группы риска в сфере их ближайшего окружения: в детском саду, семье Определение уровня психического развития воспитанников групп «Почемучки» (4-5 лет) Уровень психического развития детей групп «Почемучки» (3-4 года) Определение уровня психической готовности детей к школе Повторное психологическое обследование воспитанников групп «Почемучки» (4-5 лет) Изучение личностных особенностей дошкольников Авг.Сент. Сентябрь Сент.-Окт.Сент.-Окт.1 кварталСент.-Окт.ДекабрьАпрель-Май Апрель-МайВ течение года 2 Социально – психологическое сопровождение детей Адаптация детей к детскому саду и школе Работа с детьми, имеющими личностные и поведенческие проблемы. Коррекционная индивидуальная помощь (по мере необходимости) Работа с одарёнными детьми Курс игровых занятий по обучению детей основам безопасности «гр. Фантазёры» Коррекционно – развивающие занятия с воспитанниками групп «Фантазёры» по подготовке к обучению в школе Игровые занятия по развитию коммуникативных способностей дошкольников «гр.Почемучки» Профилактика школьной дезадаптации: групповые занятия с элементами игро,- сказко,- арттерапии (гр.Фантазёры) Июнь-Сентябрь В течение годаВ течение года Окт.-ФевральОкт.-АпрельВ течение годаВ течение года РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: № Форма Содержание работы Сроки 1 Аналитико – диагностическая работа Социальное обследование семей.
Он должен знать времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели, текущий год; основные виды деревьев, цветов; различать домашних и диких животных, то есть ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем окружении. После этой информации зачитываются обобщенные качества «идеального» первоклассника (интеллектуальная готовность). Ведущий. Четвертый вопрос для учителей первых классов. Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу. Внимание! Вопросы. Будет ли успешным обучение ребенка в школе? Каковы ваши рекомендации по формированию мотивационной готовности? Представитель первой группы отвечает на вопросы. Ведущий делает вывод. Ведущий. Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекала своей главной деятельностью – учебой. Поэтому родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовительных занятий.
![]() | 978 63 62 |