![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Религия |
Православное учение о Промысле Божием | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
И действительно, мы сами нередко видим, что наилучшими учителями и воспитателями оказываются испытания и бедствия, пережитые людьми. Промышление Божие о мире есть по своему существу действие непрерывное и нераздельное, хотя наш ограниченный ум воспринимает это действие Божие в разнообразном и изменяющемся мире, под разными видами и формами. Основные формы промыслительных действий изображены в следующих словах «Пространного Православного Катехизиса»: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости, которыми Бог: – сохраняет бытие и силы тварей, – направляет их к благим целям, – всякому добру делает мощь, – а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». Действие Промысла Божия не есть, так сказать, вмешательство в ход мировой жизни, сообщенный миру при его творении, не есть ряд частных вхождений воли Божией в жизнь мира. Жизнь мира есть постоянное нахождение в деснице Божией. «Мир не мог бы стоять и на мгновение ока, если бы Бог отнял от него Свое промышление» (блаж. Августин). — «Всемощное и святейшее Слово Отца, обтекая все и всюду проявляя силы Свои и освещая все видимое и невидимое, все объемлет и содержит в Себе, так что ничего не оставляет непричастным Своей силы, но все и во всем, каждое существо порознь и все существа вместе, оживляет и сохраняет» (св
Католики же, по сути дела, через принятие догмата о непорочном зачатии подвергают это сомнению. Есть и третья причина, по которой этот догмат не может быть принят Православной Церковью. Вся история Ветхого Завета — это история того, как род человеческий, ведомый промыслом Божиим, должен был через поколения праотцев, святых, праведников, принести Ту, Которая была бы не только лично свята, но в Которой проявилась бы святость всего человечества. Которая явилась бы вершиной человеческого рода. А если принять католический догмат, то получится, что в любой момент кому-то могла быть дана привилегия непорочности, независимо от того, кто был этот человек. Таким образом, утрачивается значение Ветхого Завета, как приуготовления человечества к воплощению Христа Спасителя. Итак, не все то, что, казалось бы, направлено к прославлению Бога и Божией Матери, на самом деле является таковым. Судить надо не только по словам и по побуждениям, но по выводам, которые вытекают из тех или иных догматов или учений инославных конфессий. Католики любят ссылаться на то, что и православные именуют Божию Матерь Всесвятой, Непорочной, Пречистой.
Главное в сочинении Филофея - последовательное изложение православно-монархического учения "Москва - Третий Рим". В нем обосновывались идеи преемственности ведущей роли Москвы, Русского государства в христианском мире после утраты ее Константинополем. "Первый Рим, - писал Филофей, - пал от нечестия, второй (Константинополь) - от засилия агарянского (мусульманского), Третий Рим - Москва, а четвертому - не бывать". Русский народ принял миссию Третьего Рима не по принципу национализма, а исключительно в силу уверенности в своем Православии, в святости Руси. Все происходящее в жизни людей и народов определяется и совершается Всевышнею и Всесильною Десницею Божиею; Мощию и Промышлением Божиим возводятся на престолы цари и достигают своего величия; во всемогуществе Бога и его Промысле - источник правды на земле. Действием Промысла Божия, согласно пророческим книгам, пал старый Рим вследствие уклонения в ересь Аполлинария и служения на опресноках; за ним пал и новый Рим, т.е. Константинополь, вследствие измены Православию на VIII Соборе и принятия латинства
Во-вторых, брат Александра — Андрей Ярославич был женат на дочери Даниила Романовича Галицкого, правнучке византийского императора Исаака II Ангела . И, наконец, папа сам вскоре после коронации Даниила Романовича прислал своих послов к Александру Ярославичу, чтобы князь послушал "учения их о законе Божии" , т.е., видимо, для переговоров о той же унии. В поисках союзников § 1 Противостояние двух ветвей христианства на Западе отразилось в складывающихся отношениях с Востоком. Я имею в виду взаимоотношение и католиков и православных с монголо-татарами в середине XIII в. Русская земля познакомилась с ними в 1223, 1237-1241 гг., Западная Европа — в 1241-1242 гг. Русские оценили приход "народа неведомого" как Божье наказание за грехи свои и через первоначальное сопротивление орде, а стало быть и Промыслу Божьему, пришли к смирению: "За умноженье беззаконий нашихъ попусти Богъ поганыя, не акы милуя их, но нас кажа (наказывая), да быхом встягнулися отъ злыхъ делъ", — замечает Лаврентьевская летопись под 1237 г. . Расчетливые европейцы решили использовать сложившиеся обстоятельства в свою пользу.
На основании этих указаний делают различение видов благодати с усвоением каждому виду благодати особых действий, равно и особых орудий и средств ее действования в деле возрождения и спасения человека. Учение православной церкви o видах благодати выражено в «Послании восточных патриархов» (чл. 3). «Послание» различает два вида благодати: 1)Pблагодать предваряющуюP просвещающую и благодать особеннуюP оправдывающую. О благодати предваряющей «Послание» учит, что она «подобно свету, просвещающему ходящих во тьме, путеводит всех», «споспешествует ищущим ее, а не противляющимся ей», «доставляет им познание божественной истины», «учит делать добро, угодное Богу». Просвещающее действие этого вида благодати можно поставлять в {стр.P9} призывании человека ко спасению. Бог призывает всех людей ко спасению и способом естественным, через общий промысл Божий, воздействующий на ум и совесть грешника чрезвычайными обстоятельствами его жизни, явлениями в природе, чудесами и другими многоразличными путями, и ведет их к относительному сознанию своей греховности и необходимости для спасения помощи свыше
Впрочем, Кеплер не разделял идей Николая Кузанского и Джордано Бруно о бесконечности Вселенной. Более того, Кеплер приводил против учения о бесконечности вселенной следующий аргумент: если бы число звезд было бесконечным, освещенность ночного неба была бы бесконечно большой, ибо в какую бы точку неба мы ни направили свой взор, он остановился бы на какой-нибудь звезде. Кеплер разделял также учение пифагорейцев о том, что в основе мира лежит гармония чисел Летом 1595 года Кеплер, как ему показалось, подошёл к большому открытию: он решил, что им обнаружены важнейшие закономерности в строении мира, установлена первопричина взаимного расположения планет Солнечной системы. Кеплер был уверен в существовании мудрого промысла божьего. Он считал, что при сотворении мира бог должен был исходить из простых числовых свойств и соотношений, использовать совершенные геометрические формулы. Первый вопрос, на который Кеплер решил для себя ответить был следующий: почему существует только шесть планет, (во времена Кеплера было известно только шесть планет Солнечной системы, наблюдаемых невооружённым глазом: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн) а не двадцать или сто? Этот вопрос был связан ещё с одним решением обеспечения относительной величины расстояний между траекториями движения планет.
Русского человека, утверждает Ильин, вела по дорогам богомолья жажда праведности. А это есть отражение жажды Бога. В «Богомолье» Шмелев освежил в себе то, что вело его когда-то в детские годы к преподобному Сергию и к старцу Варнаве. Жажда Бога – становится определяющим творчество Шмелева состоянием, которое уже нераздельно и неотступно владеет им при создании всех последующих произведений. В 1932 – 1933 гг. Шмелев работает над романом «Няня из Москвы», на страницах которого раскрывается проникновенный образ русской верующей старушки. В ней отразились новые духовные состояния Шмелева отразились. Существенно новое в творчестве писателя — то, что роман выявляет не просто «красоту народной души, запечатленную и во многих предшествующих героях художника, но именно цельное православное мировоззрение, подлинно христианские взгляды на мир, человека и все происходящее с ним. «Няня из Москвы» - роман о чуде, совершенном Промыслом Божиим. Старая няня никакого чуда не совершает. Она лишь живет и действует, согласуясь со своею верою, - и эта вера творит чудеса. Вот о чем, по мнению исследователей, написан роман.
Православный учитель - это своего рода мостик к Богу, про- - 80 - водник его воли. Это не только профессия, суть которой передать знания. С одной стороны, педагог берет на себя функцию устроения личности. В каком-то смысле, это ноша самого Творца. Учитель со- зидает душу ребенка. Не случайно Иоанн Златоуст сравнивает духов- ного воспитателя с художником (скульптором), тщательно обделываю- щем свою статую. Подобным образом поступает и руководитель, со- вершенствующий душевную красоту своих подопечных. С другой сторо- ны, о чем уже упоминалось ранее, педагог - это только помощник Божий, понимающий, что жизнь детей и его собственная предопреде- лены промыслом Божиим. И его главная задача - организовать связь души ребенка с Богом, с опытом и жизнью Церкви. Необходимым требованием к учительской профессии является профессионализм. Во-первых, учитель должен соответствовать своему званию, то есть обладать определенными познаниями и правилами к руководству. Он должен быть хорошо воспитан, иметь соответствую- щее образование, четкую постановку задач, обладать широким круго- зором. "Учитель, - утверждает Иоанн Златоуст, - должен иметь всесторонне развитый ум" .
Оригинальность данного Катехизиса, прежде всего, состоит в том, что таким учениям, как о Боге Троице, о Христе, о Святом Духе, о Церкви, о Божественной Благодати и Таинствах, о духовной жизни христианина он уделяет небольшое место. Богословы Богородичной ветви, считают, что фундаментальные положения веры изложены в других богословских сочинениях, но действие Духа Святого различно для людей в разные времена. Не прекращаются и откровения Богоматери. Следствием этого и является продолжение и развитие прежде изложенного учения. Богословы также считают, что и здесь не должно быть некой закостенелости. Таким образом, большая часть Катехизиса посвящена учению о Божией Матери. Попадается редкая страница, на которой не упомянуто Её имя. По форме изложения Катехизис напоминает католический и православный, а также еп. Александра. Только в редких местах задаются вопросы и на них даются ответы. Державный Катехизис, пожалуй, вряд ли призван для популярного научения вере своих последователей. Скорее всего, это теологический трактат, в котором излагаются истины церкви.
Храм на этом месте существовал еще во времена первосвятительского служения святителя Филиппа, Московского и всея Руси чудотворца, возле его загородного дома, и, скорее всего, он был основан самим святителем в честь своего небесного покровителя. Но точные исторические свидетельства обнаруживаются лишь с XVII века. В 1688 году на месте деревянного храма боярин Иван Косьмин построил для поминовения себя и своих родителей каменную церковь с Никольским приделом, которую 2 ноября того же года освятил Патриарх. За полтора столетия и этот храм пришел в ветхость, так что предполагалось его упразднить, тем более, что приход при нем был очень малочислен. Однако Промыслом Божиим ему была уготована совсем иная судьба - стать связующим звеном с древнейшей Православной Церковью. Первым настоятелем Иерусалимского подворья в Москве стал архимандрит Арсений, русский по происхождению. Он управлял подворьем с 1818 по 1823 год. После проведении необходимых реставрационных работ он по благословению Иерусалимского Патриарха и с разрешения Святейшего Синода Русской Православной Церкви переименовал главный престол в честь Обновления (освящения) Иерусалимского Воскресенского храма, и с этого времени церковь стала именоваться храмом Воскресения Словущего.
В то же время вера Кеплера в астрологию подтверждается многими фактами, и среди них следующим: в январе 1598 г. у него родился сын Генрих, а у Местлина — сын Август. Составляя им гороскопы, Кеплер пришел к выводу, что обоих ждет скорая смерть. Не искажая этот страшный прогноз, он сообщает его Местлину. Дети и в самом деле вскоре умерли, но не в предсказанное время. Летом 1595 г. Кеплер, как ему показалось, подошел к большому открытию: он решил, что им обнаружены важнейшие закономерности в строении мира, установлена первопричина взаимного расположения планет Солнечной системы. Еще в студенческие годы, познакомившись через Местлина с учением Коперника, Кеплер стал убежденным его приверженцем. При этом, однако, новое астрономическое учение укладывалось у него в рамки религиозного сознания, откуда и черпались им источники новых построений. Стремясь глубоко проникнуть в тайны строения Вселенной, он хочет достичь этого познанием божественных планов творения мира. Будучи уверенным в существовании мудрого промысла божьего, он думает, что при сотворении мира бог должен был исходить из простых числовых свойств и соотношений, использовать совершенные геометрические формы.
Православный учитель - это своего рода мостик к Богу, проводник его воли. Это не только профессия, суть которой передать знания. С одной стороны, педагог берет на себя функцию устроения личности. В каком-то смысле, это ноша самого Творца. Учитель созидает душу ребенка. Не случайно Иоанн Златоуст сравнивает духовного воспитателя с художником (скульптором), тщательно обделывающем свою статую. Подобным образом поступает и руководитель, совершенствующий душевную красоту своих подопечных. С другой стороны, о чем уже упоминалось ранее, педагог - это только помощник Божий, понимающий, что жизнь детей и его собственная предопределены промыслом Божиим. И его главная задача - организовать связь души ребенка с Богом, с опытом и жизнью Церкви. Необходимым требованием к учительской профессии является профессионализм. Во-первых, учитель должен соответствовать своему званию, то есть обладать определенными познаниями и правилами к руководству. Он должен быть хорошо воспитан, иметь соответствующее образование, четкую постановку задач, обладать широким кругозором. "Учитель, - утверждает Иоанн Златоуст, - должен иметь всесторонне развитый ум" .
Песнопения православных богослужений и праздников Время и вечность Яко тысяща лет пред очима Твоима Господи яко день вчерашний. (Пс. 89, 5) Человеку средневековья окружающий мир являлся в двух планах, из которых один - земной, временный и призрачный, - был лишь приближенным образом и подобием другого - небесного, вечного, божественного мира. В силу этого, конкретные исторические события не воспринимались буквально, как нечто самоценное; их соотносили с Промыслом Божиим и наделяли провиденциально-эсхатологическим значением. Земная жизнь, будучи творением Бога, заключала в себе священную тайну Божественной Премудрости. К этой недоступной и невыразимой тайне можно было приблизиться, раскрыв сокровенный смысл сущего на земле, неизменно повторяющегося в своем обращении. Поэтому время в понимании средневекового человека шло совершенно по-другому, чем воспринимаем сейчас его ход мы. Мы ощущаем время, движущимся вперед, - от прошлого к будущему, - и каждый момент в этом потоке исчезает, проходит бесследно и никогда не повторяется вновь.
Догмат о промысле божьем. На всё воля божья – любимая поговорка отцов церкви и простых верующих. Согласно церковной традиции, бог управляет созданным миром. Всё ему подчиняется, и вся история человечества заранее запрограммирована. Догмат интересен. Он глубоко засел в человеческом сознании и не воспользоваться таким шансом, что бы приспособить его под свои корыстные цели – просто глупо. Как следствие, вывод на историческую сцену, теоретической концепции о ведущей роли Коммунистической Партии, как нашего рулевого. Предполагалось глубоко не задумываться над проблемами современности, так как они решались, решаются и будут решаться партийным руководством. Нам же, простым смертным, осталось только жить да поживать. Приведу несколько слов, прочно засевших в нашем сознании: Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи. Догмат о душе и её бессмертии. Как уже упоминалось душа в коммунистическом учении отвергалась, вместе с её бессмертием. Но отказаться от бессмертия, в каком либо проявлении, не вполне разумно. И как результат, об этом уже говорилось при рассмотрении догмата о воскресении, выводится теория о бессмертии человеческих дел, живущих и торжествующих в веках.
После смерти супруги о. Иоанн (в 1849 г.), по благословению своего духовника святителя Филарета (Дроздова), принимает монашеский постриг с именем Иннокентия, а вскоре и хиротонию во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Прибыв на кафедру в г. Новоархангельск (центр тогдашних русских владений), святитель основал в Всеколониальную Школу для подготовки среди местного населения моряков, картографов, врачей и др. В 1867 г. Аляска была продана Америке, и в Русской Церкви шли разговоры о упразднении миссии, но владыка Иннокентий видел в этом Промысл Божий устраивающий всё во благое. В это время он писал, что для распространения православной веры по всем Соединенным Штатам следует специально подготавливать пастырей, чтобы они хорошо владели английским языком, и таким образом Православие могло бы распространится по всей Америке. В 1872 г. епископская кафедра была переведена из Новоархангельска в Сан-Франциско; тогда же в церковное богослужение был введен английский язык. В конце XIX столетия масса эмигрантов, украинских безземельных крестьян, прибыла из России в Канаду в поисках лучшей жизни. Православные украинцы становились одними из первых носителей веры христианской в этой стране.
Спасает Христос, спасение дается человеку даром. Никакой праведник вне Христа, одними делами своей праведности, не получает права на спасение, как его не получали и ветхозаветные праведники, сходившие во ад до принесения Сыном Божиим искупительной жертвы. Но для того чтобы усвоить этот дар необходима вера во Христа Спасителя, которая вводит человека в Церковь, - а потом и ответ на этот дар всей своей жизнью. Ответ, который выражается в праведности, в доброделании как внутреннем, так и внешнем. Есть очень точная формулировка православного учения о соотношении между верой и делами в спасении, данная в послании Восточных Патриархов 1723 года. Это Послание было написано в ответ на обращение англикан к Восточным Патриархам. В то время существовали некоторые тенденции к объединению, и надо было выяснить, как соотносятся учения Православной Церкви и англикан. И вот было дано краткое изложение православной веры в сопоставлении с теми заблуждениями, которые к XVlll веку накопились как у католиков, так и у протестантов.
Даже некоторые римо-католики признают сейчас, что от формализма, которым проникнута практика индульгенций, недалеко до фетишизма. Вопрос о спасении человека — важнейшая часть христианского вероучения, и именно в понимании спасения лежит одно из самых существенных вероисповедных расхождений Православия и Католичества. Как указывает патр. Сергий (Страгородский): "Православие и инославие противоположны между собой. как два совершенно отличных, не сводимых одно на другое, мировоззрения: правовое и нравственное". Сущность спасения, по православному учению, состоит в том, что Господь Иисус Христос даровал нам силу, которой мы побеждаем нападения диавола и делаемся свободными от страстей. Способ совершения нашего спасения — не внешнесудебный, не магический, а подразумевающий внутреннее развитие, постепенно совершающееся в человеке действием благодати Божией. В католической же сотериологии получил преобладание рационалистический юридизм: в учении об искуплении, последствиях первородного греха, в теории сатисфакции. И здесь юридическое, внешнее, идея заслуги, удовлетворения, зачета получает преобладание над нравственным и органическо-мистическим учением о нашем спасении через воплощение, страдание и воскресение Сына Божия и через наше внутреннее органическое участие в его искупительной жертве и Его просветленной жизни.
Великий ученый-физик Рейнольдс считает: "В результате научных изысканий последних лет я не вижу ничего такого, что заставило бы меня усомниться в непосредственном откровении Бога людям в разные времена; а христианство основано на этой вере". Первооткрыватель броуновского движения, английский ученый Броун говорит: "Познание Бога в мире - это первое движение ума, пробуждающегося от житейской суеты". Основоположник клеточной теории строения живых организмов, ученый-биолог Шлейден пришел к выводу: "Именно истинный-то и точный натуралист и не может никогда сделаться материалистом и отрицать душу, свободу, Бога". Один из величайших в мире математиков - Эйлер сказал: "Библия ничего не теряет от возражения неверующих, так же, как и геометрия, по отношению к которой тоже встречаются возражения". Знаменитый ученый-геолог Лайель говорил: "В каком бы направлении мы не производили свои исследования, повсюду мы открываем яснейшие доказательства творческого Высшего Ума и действия Промысла Божия в природе". Можно приводить сколько угодно высказываний гениальных ученых, в которых они свидетельствуют о том, что научные знания о Вселенной укрепляют веру в Бога-Творца и Вседержителя.
![]() | 978 63 62 |