![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Религия |
Религиозно-культурный конфликт,в Риме. Оргиастические формы культа Диониса - вакханалии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
До сих пор никогда так не строили, никому в голову не приходило строить в подобных размерах sub specie aeterni!» Едва ли здесь Ницше прав и даже справедлив к христианству; едва ли было оно единственной причиной разрушения, а не последним толчком, от которого завалилось и без того уже, вследствие внутренних причин, расшатанное здание imperium Romanum. И уж, во всяком случае, главной религиозно-культурной идеи Рима идеи «всемирного единства» не уничтожило христианство: оно приняло, впитало ее в себя, действительно «высосало» эту живую кровь, этот дух живой из полумертвого римского тела. И вместе с тем дало ей новую плоть, новую жизнь. Тогда лишь именно, когда от исполинского здания империи, казавшегося «вековечнее меди», «не осталось камня на камне»,P обнажился перед людьми его не исполненный замысел, внутренний остов; тогда лишь заключенная в этом замысле идея получила все свое значение, приобрела в глазах людей всю свою силу. Перестав быть настоящим, Рим стал не только прошлым, но и будущим, стал «вечным городом»; перестав быть вещественным, сделался духовным умер для того, чтобы постоянно воскресать и преследовать европейское человечество в течение всех Средних веков, как призрак, как самая великая культурно-религиозная мечта. «И вот,P говорит Достоевский,P началась опять попытка всемирной монархии совершенно в духе древнеримского мира, но уже в другой форме».P «Римским папством было провозглашено, что христианство и идея его, без всемирного владения землями и народами не духовно, а государственно, другими словами, без осуществления на земле новой всемирной римской монархии, во главе которой будет уже не римский император, а папа,P осуществимо быть не может»
Итак, существующая литература рассматривает ряд вопросов, связанных с нашей темой, но, в то же время, нет систематического рассмотрения событий, связанных с «делом о вакханалиях». В первую очередь, не вполне ясным остается, почему культ, весьма популярный в греческом мире, был признан общественно опасным и подвергся столь суровым преследованиям в Риме (кстати говоря, это выглядит тем более странным, что это был единственный греческий культ, испытавший такую судьбу). Поэтому основная задача работы — вскрыть то чуждое и пугающее римлян, те неприемлемые для традиционной римской культуры моменты, которые присутствовали в греческом празднике вакханалий. Для решения этой задачи использован сравнительно-исторический метод, в соответствии с которым построен план работы. В работе подробно рассматриваются следующие вопросы, которые раскрывают содержание темы: 1. Культ Диониса в Греции, его происхождение и содержание. Обряды в честь Диониса и их разновидности. 2. Культ Либера в Риме. Сравнение с культом Диониса, праздников в честь Либера — с дионисическими праздниками. 3. Проникновение в Рим вакханалий, обряды этого культа. 4. «Дело о вакханалиях», его культурный смысл.
Отзвуки древнейших религиозных представлений, ощущаемых в дионисизме, говорят о том, что Дионис обслуживает мистерии более древние, чем он сам. Дионис в определенной степени олицетворял жизненный континуум, частицей которого становился человек. Осуществляя спуск в Аид и выход на свет, Дионис опосредовал жизнь и смерть, снимал между ними непроходимую грань. Человек находил спасение в единении с Дионисом. Заключительным этапом было "превращение" человека в самого себя. Расслабляющий комплекс (смех) позволял "возвратиться к себе". Предания о Дионисе-Загрее, как и учреждение таинств, приписывают самому Орфею Фракийскому. Принято говорить об Орфее как о "полумифическом" поэте и рапсоде. Суть интересующего нас вопроса состоит в том, что с его именем связывают реформу дионисийской религии и приписывают Орфею эпические и теогонические поэмы, религиозные гимны, в которых были переосмыслены культ Диониса и сопутствующая ему мифология. В центре дошедших до нас мифологических версий о Загрее находится повествование о его рождении и последующем растерзании его титанами [2]
Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности – античное рабовладение. А также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличие в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Античность оставила огромный культурный опыт, интерес к ней не остывает ни на минуту. В ней еще столько загадочного, нераскрытого, это, прежде всего, связано с отдаленностью нас от нее веками. Особенный интерес представляет то, каким образом греки и римляне смогли создать столь сильные государства с высокоразвитой культурой. Главным стержнем в античной культуре была религия и мифология. Поэтому представляется актуальным исследовать религию древних греков и древних римлян как основу всей античной культуры, к которой обращаются и сейчас. Можно поставить следующую цель данной работы – охарактеризовать развитие религиозных представлений в Древней Греции и Риме. В соответствии с поставленной целью определим следующие задачи исследования: проанализировать круг научной литературы по данной проблеме описать историческую картину, на фоне которой зарождались и развивались религиозные представления проследить влияние философии и мифологии в становлении религиозных представлений древних людей рассмотреть основные культы древних греков и древних римлян указать отправителей культов на различных этапах развития религии отразить специфику религии и культуры вообще в древнегреческом и древнеримском государствах.
Универсалиями таких поступков являются, как мы видим, постоянная тенденция поиска через творческое намерение по возможности явного и сильного сопротивления. Ситуация совершенно отличная в созидательном отношении от исторических, поскольку художник, верящий в единство уровня норм, регуляционно руководивших его творчеством, не считал своей первоначальной задачей нападение на них: они были «запрограммированы» эмоционально и интеллектуально, прекрасно усвоены, то есть он охотно прислушивался к ним, в эффекте же оригинальность как персональная неповторимость творчества проявлялась прежде всего в форме, что было возможно настолько, насколько верховенствующие каноны религиозно-культурной веры не определяли форм творимого до последнего атома. Явление «поиска сопротивления» или вначале украдкой совершаемого эродирования существующих норм возникло в искусстве постепенно и исторически раньше, чем пришла техническая цивилизация, ведь уже «Дон Кихот» представляет собою правда, сильно амбивалентное столкновение «рыцарского мифа» с прозаической, немифической реальностью
Конфликты отличаются длительностью, степенью остроты противоречий, методами разрешения. «Различаются социальные конфликты, имеющие политические, экономические, национальные, религиозные корни. Террорист использует любую форму конфликта, поскольку она создает благоприятные условия для достижения им своих целей путем совершения преступлений».1 Рассмотрим наиболее существенные причины, порождающие терроризм, на примере России. Переходный период, отягощенный тяжелым экономическим кризисом, создал условия социального противостояния, сформировал особое состояние массового сознания, для которого характерна неадекватная оценка реальной действительности, широкое распространение получили настроения неуверенности, неоправдавшихся ожиданий, социального страха, озлобленности и агрессивности. В этих условиях легко воспринимаются экстремистские призывы к акциям протеста. Нищета, безработица, безысходность, крайняя дифференциация населения по уровню доходов, слабость государственной власти, ее неспособность обеспечить безопасность личности и ее имущества приводят к тому, что культ насилия начинает стремительно прокладывать себе дорогу, и экстремизм в этих условиях становится неотъемлемой частью менталитета общества.
Чаще всего эти верования носят форму шаманства. Как и во всём мире, в России возникают новые, внеконфессиональные религии и культы. Религия сыграла важную роль в истории, культуре России, в формировании её государственности. Поэтому даже те, кто считают себя атеистами по рождению, по религии своих предков принадлежат к определённой религиозно-культурной традиции – совокупности обычаев и обрядов, идей и ценностей, норм поведения, имеющих в том числе и глубокие религиозные корни, составляющих основу самосознания каждого человека и народа. Российская Федерация – это светское (не религиозное) государство, но Россия и самая крупная православная страна, поэтому на ней лежит особая ответственность за судьбу православия во всём мире. В то же время Россия – страна многих религий, и уважительное отношение к людям, исповедующим другую религию (а также и к неверующим, атеистам), - необходимое условие нормального развития нашей страны. Религиозная принадлежность населения – один из важных факторов, воздействующих на внешнюю политику государств. Россия традиционно поддерживала (и поддерживает) дружественные связи с теми странами, где преобладает православная религия: Грецией, Болгарией, Югославией (Сербией и Черногорией), Македонией, Румынией.
В новогодних ритуалах, включавших церемонию священного брака, с течением времени снижалась роль женского божества, и наконец, сама церемония превратилась в формальность. По мнению В.В. Емельянова, в месопотамских ритуалах "сознательное начало подавляет образы и желания из сферы подсознательного" I2, однако это заявление можно принять только с оговорками. Общинные ритуалы, скорее всего, сохраняли архаическую форму. Культ Иштар окончательно угратил оргиастически-экстатический характер лишь в V—IV вв. до н.э., когда Вавилония попала под власть Ахеменидов, которые покровительствовали зороастризму, хотя "Эпос об Эрре" (середина II тыс. до н.э.) свидетельствует о том, что негативное отношение к нему появилось достаточно рано. Тем не менее для нас важен сам факт борьбы оформляющихся в качестве разных функционирующих в обществе древнейшей цевилизации субъектов —городской и сельской, общинной, культур, в котором отразилось противоборство цивилизации и архаики, стремление утвердить новые паттерны поведения, переструктурировать сферу религиозной жизни — в частности, за счет подавления или введения в определенные рамки наиболее отягощенных доцивилизационным наследием ее проявлений.
Это те принципы, которым предположительно будут следовать все члены группы, поэтому ценности вносят в социальную группу чувство порядка и цель существования. Они различаются по форме (цензура, санкции) и по содержанию (общепринятый порядок, правила поведения, чаи). Ценности описываются как: — личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты в отношении принадлежности к группе); — групповые системы верований и поведения; — системы верований и поведения всего общества; — общие нормативные ценности всего человечества; — профессиональные ценности; — способы действия и методы, свойственные отдельным социальным институтам и организациям; — религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности. 4. Фактор отношений — связан с удовлетворением от взаимодействия двух и более сторон или его отсутствием. Здесь обращается внимание на следующие аспекты: — основа отношений (добровольные или принудительные); — сущность отношении (независимые, зависимые, взаимозависимые); — ожидания от взаимоотношений; — важность взаимоотношений; — ценность взаимоотношений; — длительность отношений; — совместимость людей в процессе взаимоотношений; — вклад сторон во взаимоотношения и пр. 5. Поведенческий фактор — это стратегия поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество (по К. Томасу). Итак, в качестве резюме хотелось бы сказать несколько слов о том, как сегодня понимаются конфликты.
Таким образом, идеология – это надстроечный компонент всей духовной и материальной культуры, проникающий во все области традиции. В педагогической традиционности идеология находит свое воплощение преимущественно в сфере педагогических парадигм. Идея – элемент традиции, подразумевающий активное отражение объективной действительности в сознании человека. Информация (от лат. i forma io – объяснение, разъяснение) – элемент традиции, подразумевающий сведения, передаваемые устным, письменным или иным способом. Искусство – элемент традиции, подразумевающий художественное творчество как особый вид общественного сознания, отображающий объективную действительность в художественнообразных формах. Культ (от лат. cul us – почитание) – совокупность действий, сопровождаемых религиозные представления. Данный компонент традиции также присущ в большинстве своем религиозным формам образования. Культурные универсалии – элемент традиции, подразумевающий исторически сложившуюся систему ценностей, свойственных одновременно нескольким различным культурам.
Он был одновременно супругом и сыном великой богини. Сабациус, считавшийся солнечным божеством, почитался в Финикии и догомеровской Греции. Со временем греки стали изображать его с длинными волосами и изнеженными чертами лица. Таким образом Сабациус превратился в Аполлона. Бахус Снабдив Сабациуса другими характеристиками, в частности, наделив его таким атрибутом, как вино, греки получили Бахуса. Бахус носит виноградную лозу, оплетенную плющом. Его рога стали сосудами, из которых пьют вино (самыми древними сосудами после черепа), а также символом изобилия. Его имя, синоним пьянства, связано с оргиастическими мистериями. Культ Бахуса в Италии В определенную историческую эпоху в Италии начали тайно практиковаться в проведении мистерии Бахуса (Вакха). В Этрурии вакханалии (или, другими словами, коллективные совокупления) происходили ночью. До сената дошли слухи об этих разнузданных оргиях, и он вынес постановление, предписывавшее вешать мужчин и душить женщин, принимавших в них участие. Это типичный пример конфликта между официальным духовенством, находящимся под патронажем государства, и народными религиозными традициями. Адаптация рогатого божества Великие религии, ведя, как мы уже выяснили, ожесточенную борьбу с почитателями рогатого бога, сделали все возможное, чтобы адаптировать его в качестве второстепенного божества.
Таковы все деятели бывшего андерграунда («другая» политика, «другое» искусство», «другая» любовь), которые стали сегодня официозом в масс-медиа. Включите любую программу ТВ – убедитесь сами. Я уже не говорю об интернете с его «сетературой». «Человеку ведь нельзя, если нету у него», как написал известный московский стихотворец Рубинштейн. В современной цивилизации – я имею в виду цивилизацию западного модерна с началом в эпоху Возрождения – произошли необратимые изменения. Нелепо требовать от неё возврата к цивилизации традиционной, с её культом вечности, с её космической онтологией и общиной . Такими были когда-то Египет или Китай. Такой была в свою классическую пору Греция, которая тоже не знала истории и личности. Впервые западная идея как таковая «попробовала» себя в Римской империи – и получила Тиберия и Нерона. Средние века в Европе – это продолжение римской империи в форме римской церкви (великий инквизитор). История собственно Запада начинается с ХY века, с эпохи Возрождения, которая дала мощный толчок европейскому религиозно-культурно-политическому эксперименту.
Благоразумие против страсти - это конфликт, проходящий через всю историю человечества. И это не такой конфликт, при котором мы должны становиться целиком на сторону лишь одной из партий. Грубо говоря, трезвая цивилизация в сфере мышления тождественна науке. Но наука в чистом виде не удовлетворяет человека, люди нуждаются также в страсти, в искусстве и в религии. Наука может ограничить знание известными пределами, но она не должна и не может ставить пределы воображению. Среди греческих, как и среди позднейших философов некоторые тяготели к науке, другие - к религии, последние прямо или косвенно многим обязаны религии Вакха. Особенно это относится к Платону, а через него это влияние распространилось на те более поздние движения мысли, которые в конце концов воплотились в христианской теологии. Культ Диониса в своей первоначальной форме был варварским и во многих отношениях отталкивающим. Однако не в этом первоначальном виде он оказал влияние на философов, а в одухотворенной форме, приписываемой Орфею, в аскетической форме, ставящей на место физического духовное опьянение.
Чаще всего встречается следующее деление: классические религии Древней Греции и Рима; племенные культы народов Черной Африки; религиозные системы Океании; религии Африки (американских индейцев); религии Индии (джайнизм, ранний буддизм, индуизм, сикхизм); религии Ближнего Востока (зороастризм, языческие культы античности, иудаизм, христианство, ислам); религии Дальнего Востока (конфуцианство, даосизм, синтоизм, махаяна, буддизм). Этнолингвистический принцип классификации (Ф. Мюллер) основан на идее единства религии, языка и национальности, что привело ученых к сравнительному анализу мифологий. Ф. Мюллер пришел к выводу, что существует три языковых семьи, три расы и религии: семитская, арийская и туранская. Морфологический (эволюционный) подход к классификации религий (Э. Тайлор) основан на идее, что религии в своей истории проходят ряд последовательных стадий развития, причем каждая из них имеет четкие характеристики. К таким стадиям религиозной истории Э. Тайлор относит: анимизм, культ предков, фетишизм, идолопоклонство, тотемизм, политеизм и монотеизм. При этом исходной формой религии является анимизм.
Много церквей сгорело, но на их месте строятся новые. Именно в эту эпоху, когда сталкивались различные воззрения могло зародиться готическое искусство со всем богатством его образов, сдерживаемых единой догмой католической церкви. В течении этого времени не прекращались связи с Византией. Именно XIII в. оставил наиболее совершенные памятники готического зодчества, постепенно перерождаясь питаемые новыми эстетическими идеалами готические формы продолжают жить вплоть до начала XIV в. Стремление к красоте свидетельствуя о свежести чувств и интеллекта всегда свойственно эпохе подъёма высокой культуры оно присущее готическому искусству вплоть до конца XIII в. Высшим его выражением был готический храм с его единством архитектурного образа включавшего в себя как пластическое, так и чисто живописное убранство. В отличие от романского периода центрами европейской религиозной, культурной, политической и экономической жизни к концу XII в. стали не монастыри, а города Главное общественное сооружение средневекового города, его собор, предназначенный не только для отправления культа, но и для собраний городской общины.
Революционное изменение (основал Карл Маркс и Ф. Энгельс): Общество проходит в своем развитии определенные общественно- экономические формации (первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическая, коммунистическая). Переход от одной формации к другой происходит в виде социальной революции. Социальная революция – это коренной качественный переход во всей общественной жизни. Главной причиной социальной революции является конфликт между растущими производственными силами и устаревшими производственными отношениями. Следствие - острая классовая борьба. Первым актом социальной революции является завоевание политической власти, благодаря чему происходит преобразование во всех других сферах общественной жизни и формируется новая система общественных отношений. Концепции культурно-исторических типов общества. Все народы делятся на «исторические» и «не исторические». Не исторические – это этнографический материал, тупиковые ветви в развитии общества. Они не могут решать свою судьбу, не могут выработать форму своей государственности и т.д. Культурно-исторические типы могут создавать только исторические народы: 1. Египетский. 2. Китайский. 3. Ассиро-вавилонский. 4. Иранский. 5. Индийский. 6. Иранский. 7. Еврейский. 8. Греческий. 9. Римский. 10. Аравийский. 11. Романо-германский. 12. Перуанский. 13. Славянский. Культурно-исторические типы различаются сочетанием четырех основных элементов: религиозного, культурного, политического и общественно- экономического.
В Риме и вообще в Италии рядом с проститутками принимали участие в циничных приапических празднествах также и замужние женщины, матроны, которые отличались от куртизанок только тем, что носили покрывала. Очень часто при таких церемониях золотые венки и гирлянды цветов вешались не только на голову чтимого божества, но и на его половые органы. "Ci gemus ibi me ulam coro is", - говорит один из стихов Приапси. Точно так же совершались празднества в честь бога Мутинуса, Мутунуса или Тутинуса, который отличался от изображения бога Приапа тем, что изображался сидящим на троне, а не стоящим, как последний. Культ этого божества представляет собой древнейшую форму религиозной проституции в Риме. Выходившая замуж девушка, прежде чем отправиться в дом к своему жениху, приводилась к статуе этого божества и садилась к нему на колени в знак того, что она как бы приносит ему в жертву свою девственность. "I celebra io e up iarum, - говорит св. Августин, - supra Priapi scapum ova up a sedere jubeba ur". Лактанциус делает намеки на то, что девушки нередко не удовлетворялись одним сидением на коленях этого бога. "E mu i us, - говорит он, - i cujus si u pude dae ube es praeside , u illarum pubici iam prior deus delibasse videa ur".
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом , поликонфрессиональном либо в либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам. Более чем 200 лет назад Вольтер вел яростную философскую полемику с религиозной рознью, фанатизмом и несправедливостью. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний. Непосредственной целью объявления 1995 года Международным годом толерантности явилось порождение осознания политиками и общественностью опасности, которая связана с появлением форм нетерпимости в современном мире. С момента окончания холодной войны непрестанно росло количество социальных, религиозных и культурных конфликтов. Слишком много конфликтов быстро переросло в полномасштабные вооруженные столкновения.
![]() | 978 63 62 |