![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Социология |
Глобализация как предмет социально-философского осмысления | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Монашество соответствовало желанию Печерина «удшшться от света». Переоценка ценностей, разочарование в католицизме, понимание того, что он «добровольно пожертвовал дарами ума и сердца, отрекся от престола разума и закабалил себя в неволю невежественным и наглым фанатикам и был в протяжении 20 лет орудием их мелкого честолюбия», пришло в 60-е гт. Тогда Печерину показалось необходимым оправдаться в принадлежности к духовенству, «к презренной и ненавистной касте». С этой целью он создает свой основной и единственный труд, получивший впоследствии название «Замогильные записки» (Apologia pro vita mea) — воспоминания, начатые по просьбе племянника С. Ф. Пояркова, вскоре переадресованные другу юности Ф. В. Чижову. Сам Печерин считал, что «Записки», «предмет психологического исследования», «представляют явление самостоятельного русского развития». Сама жизнь Печерина — это реальное воплощение идеи «лишнего человека», сумевшего вырваться из николаевской России. Благодаря «Запискам» трагическая судьба Печерина стала беспрецедентным фактом социально-философского осмысления
Ряд психологов рассматривает проблему туризма в связи с исследованиями образа жизни, досуга, культуры повседневности. Значение туризма как способа познания культур раскрывается в работах западных антропологов Д. Кэмбелла, К. Леви-Стросса, М. Мид, Н.Х.Х. Грэберна, Д. Нэша, Л.Тернера, В. Смит, Дж. Клиффорда. Социальным практикам освоения реального и виртуального пространства в рамках информационного общества посвящены работы зарубежных авторов Ж. Бодрийяра, У.Эко, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Э.Тоффлера, М. Кастельса, М. Маклюэна. В отечественной науке динамичный рост влияния туризма на различные уровни социальной реальности в последние годы определил всплеск научных исследований и публикаций, посвященных различным аспектам феномена туризма. Несмотря на обилие научных и прикладных работ, периодических изданий, учебно-методических пособий в этой области, в том числе таких авторов, как М. Маринин, М. Биржаков, В. Гуляев, В. Дворниченко, В. Квартальнов, Г. Папирян, А. Чудновский, туризм в их исследованиях не стал предметом социально-философского осмысления, а рассматривается, прежде всего, с позиций менеджмента, маркетинга, экономики.
Падает, регрессирует и нравственность - процесс, активно поддерживаемый пропагандой насилия и стяжательства в средствах массовой информации. Происходит регресс в человеческих отношениях - упадок извечных моральных ценностей, утрата веры в справедливость и будущее, ощущение нестабильности в обществе, семье и в индивидуальной судьбе человека. Усиливаются пороки и противоречия в обществе - неравенство, социальная несправедливость, коррупция, бесправие, развитие мафиозных структур, алкоголизм, наркомания, проституция и т.д. В большинстве государств мира отсутствует возможность равного доступа молодежи к образованию. В современном обществе уровень образования не соответствует возможности полноценно жить и работать. 1 См.: Делокаров К. X., Подзигун И. М. Глобализация и социально-философская мысль // Глобализация и философия. М., 2001. С. 37. 2 См.: Князева Е. И., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. № 3. С. 72-79. 174 Имеется еще один важный вопрос, который входит в проблематику глобалистики и которого мы уже частично касались, говоря о материальных факторах развития общества, - вопрос о народонаселении
Без его опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего. Литература. 1.Алексеев П.В.,Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. М., 1991. Диалектика познания. Л., 1988. Загадка человеческого понимания. М., 1991. 2.Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994. Познание в социальном контексте. М. 1994. 3. Рушквич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М.,1994. Современные теории познания. М., 1992. Теории познания: В 4 т. М., 1991-1995.
Это значит также, что часть общества изначально обречена на праздность и, следовательно, поиск иных занятий, чем участие в общественно полезном труде. В этих условиях невиданные ранее масштабы приобретает сфера знакового, или символического производства. Общество переориентируется с производства материальных вещей на производство нематериальных знаков. Описанное смещение было зафиксировано социологией еще в 60-х годах, когда появились концепции постиндустриального и информационного обществ. Переход от обмена вещами к обмену знаками - эпохальное событие в жизни (пост)современного общества. Именно это обстоятельство и подвергают социально-философскому осмыслению французский социолог Жан Бодрийар (р. 1929) и американский философ и литературовед Ф. Джеймисон. "Исчезновение социального" и симуляция Характеризуя постмодерновую ситуацию, Бодрийар заостряет внимание на специфике социального пространства развитых (или, если угодно, сверхразвитых) обществ. Эту специфику он описывает с помощью понятий "симулякр" и "симуляция"
Однако целостного социально-философского осмысления темы в теоретическом, конкретно-историческом и ситуативном смысле по-прежнему недостаточно. Объект исследования – социальная реальность современной России. Предмет исследования – феномен маргинальности в реальной жизни российского социума последних десятилетий. Целью работы является философская трактовка феномена маргинальности в контексте бытия современного российского общества. Задачи исследования: – выделить существенные признаки, определить понятия маргиналистики; – проанализировать изучение феномена маргинальности в России; – выявить основные теоретические проблемы в изучении маргинальности и возможные пути их преодоления; – проанализировать социально-философское позиционирование феномена маргинальности в контексте распада СССР; – вскрыть причины и ход процесса формирования и укрепления широких маргинальных групп в кризисной России; – определить современное состояние и специфику изменений российской маргинальности. Методология исследования. При анализе маргинальности как многогранного, противоречивого и перманентно развивающегося социокультурного явления использовались интегративный подход, сочетающий в себе разные методы исследования и достижения различных дисциплин, и тесная связь теоретических представлений с конкретным социальным материалом жизни современной России.
Без его опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего.
Приложение на благо своей семьи, своей страны, человечества. Проще говоря, надо делать добро. Знания должны быть фундаментальными, дела реальными и бескорыстными. Герой одного из романов В.Пикуля выбрал своим девизом слова «Лучше быть, чем казаться». Это верно. Созерцание своего роста и личных достижений, результатов своих дел должно сделать человека счастливым, наполнить его жизнь смыслом, чтобы в конце жизни можно было сказать: «ДА! Это была моя жизнь, это был мой выбор, я горд и счастлив!» . При этом не обязательно расставаться с идеей о «Царствии Божьем» или «вечности». Все самые достойные, талантливые и успешные игроки должны быть вознаграждены «призовой игрой» СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАнисимова В.Е. Личность как способ бытия и проявления целостности человека М. 1996 кандидатская диссертация Агапов В.И. Проблемы философии. – Рязань. 1998. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.Учебник. – М.: «Проспект», 1999. Бах Р. «Бегство от безопасности» Пер. с англ. – К.: «София», L d., 1998 Бахарев В.В. Структура личности и диалектика ее становления М. 1989 кандидатская диссертация Вальяно М.В. «Основы философии: Учебник». – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999 Великие мыслители Запада /Пер. с англ. – М.:КРОН-ПРЕСС, 1998 Воложанина М.Н. Свобода личности как предмет социально-философского анализа –М. 1991 кандидатская диссертация Гессе Г.
Совершенно очевидно, что та же лирическая ситуация, которая в 1976 году была предметом переживания, здесь является предметом (почти философского) осмысления. Отсюда сравнительная “тезисность” стихотворения. 39 Внешний мир в цикле не воспринимается в целом и оказывается представлен случайно выхваченными кусками, которые не связаны между собой. При этом лирический герой неизбежно остается частью этого мира — в частности, “изгибается ночью на простыне”. Ср. об этом: “В “Части речи” вся история, вся культура, весь реальный мир находятся за пределами поэтического восприятия, имеются лишь отдельные обломки этого мира, невесть почему всплывшие на поверхность поэтического сознания и неизвестно чем друг с другом связанные Имеется отвлеченный дом, где живет герой, отвлеченная улица, на которую он выходит из этого дома, отвлеченный городской или сельский пейзаж, реальный или возникающий в его воображении, причудливо сочетающиеся обрывки прошлой и настоящей жизни” (Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского. A Arbor, 1984. С. 249). 40 Ср. “Речь в шведской Королевской Академии при получении Нобелевской премии” (1987): “ Выражая вам благодарность за решение присудить мне Нобелевскую премию по литературе, я, в сущности, благодарю вас за признание в моей работе черт неизменности, подобных ледниковым обломкам” (VI, 55). 41 Черный и белый — два основных цвета цикла “Часть речи”: “чернеет, что твой Седов, “прощай””, белизна дана с помощью образов “снега”, “инея” и “бумаги”, которые встречаются многократно. 42 В цикле “Часть речи” “след” входит в семантическое поле “языка”. Ср. количество употреблений в цикле разных элементов этого поля: “след” (4), “слова” (4), “снег” (3), “каблук” (4), “перо” (3), “язык” (3), “речь” (5), “память” (2) и т. д. В художественном мире цикла работает отождествление: язык всегда — след, а след всегда — язык.
Ценными источниками русской средневековой общественной мысли явились литературные памятники: “Слово о полку Игореве” (XII в.), летописные своды “Повесть временных лет” (XI-XII вв.) и др. Процессы политического единения Руси, образования русской национальности, укрепления феодализма, приобщения Руси к мировой культуре (через Византию), настойчиво требовавшие глубокого социально-философского осмысления, также в немалой степени обусловили своеобразие русской философской культуры. Философия революционных демократов явилась шагом вперед в развитии материализма и диалектики, но они не дали последовательно научного и систематически обоснованного ответа на вопросы, поставленные перед философией развитием науки, общественной жизни и революционного движения.
Неудивительно, что многие эволюционистские теории базируются на аналогиях с развитием организма (наиболее ярким представителем этой теории был Г.Спенсер). Классическая эволюционная теория признавала постепенный, непрерывный, куммулятивный и восходящий характер социальной эволюции. А конечные причины социальных изменений рассматриваются как имманентные, эндогенные, т.е. эволюция -это раскрытие внутренних потенций общества. Безусловно, эволюционные изменения отождествляются с прогрессом, который и приводит к улучшению общества и человеческой жизни. (П.Штампка. Социология социальный изменений. - М, 1996, с.144-146.). Нельзя не заметить, что некоторые антиэволюционистические тенденции в историческом познании, объяснении характера развития человеческой истории появились уже в работах А.Шопенгауэра (1788-1860) и Я.Буркхарда (1818-1897). Последний в своей работе "Рассмотрение истории мира" прямо предостерегает от конструирования каких-либо закономерностей относительно истории и прежде всего веры в прогресс и ставил исторические события под покров непостижимой загадочности. Н.Данилевский (1822-1885) в работе "Россия и Европа" (1865) разрабатывает концепцию "культурно-исторических типов", которая, с одной стороны, была направлена против идеологии паневропеизма, а с другой - отрицания "единой нити в развитии человечества" и утверждения идеи множественности, многочисленности и несводимости друг к другу человеческих культур. (Громов И.А., Стельмашук Г.В. Культура как предмет социально-философского познания - СПб, 1999, с. 82-101.). Однако эти идеи находились на периферии социологического знания и не затронули социологию в собственном смысле слова.
Без его опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего. Литература. Алексеев П.В.,Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. М., 1991. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994. Рушквич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М.,1994.
Четверть века, которая отделяет нас от появления концепции Куна, позволяет ярче увидеть сильные и слабые ее стороны. Кун, несомненно, сумел разглядеть и сделать предметом философского осмысления важные черты научной деятельности и эволюции научных знаний. Особо важное значение имеет требование исторического подхода к знанию, учитывающего особенности различных культур и социальных контекстов, требование связи философии науки и ее истории. Вместе с тем Кун, по существу, оставил вне своего исследования вопросы о возникновении нового знания, сведя этот процесс только к выбору между старой и новой теорией. Причем этот выбор объясняется только социальными и психологическим аргументами (например, верой в будущую плодотворность новой теории или смутным эстетическим чувством). Кун ошибочно противопоставлял элементы дискретности и непрерывности, относительности и абсолютности в развитии научного знания, а также социальную психологию научных коллективов – объективной логике научного исследования. В рамках социально-психологического направления реконструкции процесса развития научных знаний лежит и концепция американского философа Стивена Тулмина (р.1922). С точки зрения Тулмина, куновская модель находится в неразрешимом конфликте с эмпирической историей науки, отрицая преемственность ее развития, поскольку эта история не имеет периодов "абсолютного непонимания".
История развития познания общества в советской социально-философской литературе рассматривается в настоящей работе, главным образом, как история результатов различных процессов познания общества (подходов к отображению общества). Вместе с тем, рассмотренная таким образом история исследуемого предмета представляет собой и историю процесса движения познания общества в советской (философской литературе, процесса, взятого с точки зрения его результатов. Надо сказать, что всякое познание необходимо начинается с исследования результата, и лишь затем происходит переход к исследованию процесса получения этого результата. Поэтому сначала важно зафиксировать различия результатов, определить первоначально, чем эти результаты отличаются, выявить наиболее полно эти отличия. Выявленное различие результатов затем будет направлять движение исследователя при изучении указанных различий уже на уровне процессов их получения. В связи с этим при осмыслении истории социально-философского познания общества неизбежно первоначально выдвижение на первый план именно истории результатов, как они отражаются в литературе, а не процессов их получения.
Оно не может быть разрушено, так как разрушается существо личности, которое присуще как живущим, так и ушедшим из жизни. Пройдя столетия сложного пути философско-религиозного и социально-правового осмысления, государственно- и международно-правового признания, достоинство человека в настоящее время все чаще становится предметом одного из неотъемлемых конституционных прав и основополагающих конституционных принципов общества и государства. Достоинство, согласно Конституции РФ, - абсолютная ценность любой личности, охраняемая государством. В ст. 21 говорится: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Иначе говоря, как бы общество ни оценивало данного человека и, как бы он сам ни относился к себе, он уже как личность имеет ценность в глазах государства и общества. Следует подчеркнуть, что все граждане России как самоценные личности равны, пользуются правом на свою неприкосновенность, невмешательство в личную жизнь, на индивидуальную свободу и самовыражение и т.д. Отсюда достоинство человеческой личности признается в равной мере за всеми членами общества, что не исключает, разумеется, признания больших заслуг одних перед другими19. По С.И. Ожегову - достоинство - совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважение к себе20.
Методология, таким образом, базируется на уже полученных так или иначе результатах исследования некоторой сферы реальности и потому зависит от принятых исходных мировоззренческих установок. Уже в древности люди использовали в процессе взаимоотношений с внешней средой какую-то методологию. Универсальным методом, с помощью которого хотели решить все проблемы, был повсюду, по-видимому, метод проб и ошибок. Ясно, что его успешность в огромной степени зависела от количества и разнообразия проб: чем больше мы делаем попыток, тем более вероятно, что одна из них окажется удачной. По мнению известного английского философа К. Поппера, любой из современных методов научного познания мы можем охарактеризовать как частный случай древнейшего метода проб и ошибок. Вычленение методологии в специальную область произошло в связи с возрастанием в социальной деятельности роли умственных операций и возникновением на этой основе необходимости обучения их наиболее эффективным способам. С успехами в развитии производства, техники, науки и культуры в целом методология стала предметом философского осмысления в Качестве системы основных принципов и правил познания и практической деятельности в их соотношении со свойствами объективной действительности.
Социологию «отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера еще очень трудно отделить от социальной философии. Более того, можно сказать, что в целом ряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с социальной философией. Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленность движущих сил и его развития. У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. О предмете исследования социологии было рассказано выше. Предметной же средой социально-философских размышлений является исследование общественной жизни, прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают проблемы о смысле жизни. Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений.
Материальное и идеальное. 31. Идея развития и модификации её философского воплощения. 32. Категории, принципы и законы развития. 33. Дух как субстанция. Атрибуты духа. 34. Детерминизм, виды детерминизма. Индетерминизм. 35. Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке. 36. Антропосоциогенез и его комплексный характер. 37. Человек и деятельность. Виды и специфика человеческой деятельности. 38. Человек в системе социальных связей. Свобода и ответственность как условие существования личности. 39. Человек как духовное существо. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия. 40. Ценностные ориентации человека. Природа ценностей и их основные виды. 41. Сознание, его генетические предпосылки и специфические характеристики. Проблема идеального. 42. Концепция бессознательного. 43. Познание как предмет философского анализа. Сущность и виды познания. 44. Проблема структуры познания. Рациональное и чувственное познание. 45. Проблема истины. Критерий истины. 46. Научное познание, его сущность и специфические характеристики. 47. Структура, формы и методы научного познания. 48. Современная наука, её характеристики и роль в обществе. 49. Общество как система. Структура общества. 50. Философское понимание культуры.
![]() | 978 63 62 |