![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Религия |
Троице-Сергиева Лавра | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
СЛАВЯНОГОРСК - город (до 1964 пос. Банновский) на Украине, Донецкая обл., на р. Северский Донец, близ железнодорожной станции Славяногорск. 5,8 тыс. жителей (1991). Пищевые предприятия. Климатический курорт. Известен с 16 в. Близ Славяногорска - комплекс Святогорского монастыря (16 в.). СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ - первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве, основана в 1687. Первоначальное название Эллино-греческая академия, преподавали И. и С. Лихуды; с 1701 Славяно-латинская академия, с 1775 - Славяно-греко-латинская академия. Центр подготовки кадров для нужд государства и церкви, преподавателей учебных заведений, слушателей для медицинских школ, университетов. В 1814 преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру. СЛАВЯНОСЕРБИЯ - область военно-земледельческих поселений в 1753-64 на восточном берегу Днепра (часть современной территории Луганской, Донецкой, Полтавской областей Украины) для обороны от турок и крымских татар. 2 гусарских, 2 пикинерных полка (сербские отряды, казаки и крестьяне)
Параллельно с крупными храмами в Пскове строились маленькие бесстолпные с одной апсидой, покрытые либо двумя пересекающимися сводами, либо ступенчатыми арками. Характерной чертой псковских церквей являлись звонницы, - крупные сооружения, стоящие отдельно или поставленные над одним из фронтонов церкви. Они были двух-, трех-, и пятипролетные. В XVI веке Псков украшали уже более 120 каменных храмов. Семнадцатый век был в Пскове и временем расцвета каменной гражданской архитектуры: лучшими ее образцами являются палаты Поганкиных, Меньшиковых, Ямских, Постниковых. Псковская школа зодчества ценилась по всей России. Псковскими мастерами возведены церковь Ризоположения в Кремле и Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре. Псковским мастером Постником Яковлевым по указу Ивана Грозного в память взятия Казани построен храм Василия Блаженного. Для псковской архитектуры характерна аскетическая простота, легкость, гармоничное сочетание элементов, умиротворенная цельность и органичность, - черты, выражающие в камне дух Православия.
Черт возьми! В небывало сложной борьбе за Орел, Белгород, Харьков Красная Армия уверенно предъявила немцам высокое искусство ведения маневренной войны. Здесь немцам впору учиться у русских. Но - поздно! Красная Армия торопит мировые события. На ее знаменах горит солнце отныне великого августа, теперь - все возможно для Красной Армии, невозможного нет. Еще валяются по полям и дорогам десятки тысяч обугленных, растерзанных, простреленных проклятых нацистских насильников, еще дымятся пожарища, еще не отбуксированы в тыл бесчисленные военные машины врага, а уже битва за Харьков стала классическим образцом маневренных операций в условиях сверхмощно и глубоко укрепленного района. Маневр стал русским военным искусством! Когда-то, в давние времена, русские были непобедимы в осаде. Величественные примеры тому, осада Стефаном Баторием Пскова, окончившаяся для поляков конфузней, и осада в Смутное время поляками Троице-Сергиевой лавры, также окончившаяся для врагов наших конфузней. Нынче в осаду хочет сесть немец, а мы не даем ему живым уцепиться за землю. (Мертвым пожалуйста - цепляйся)
Крупнейшие книгописные мастерские находились в Новгороде, Москве и Троице-Сергиевой лавре. Фундаментальный «Лицевой свод» содержит около 16 тысяч миниатюр. Военные и жанровые сцены с почерпнутыми из жизни бытовыми деталями выполнены в графической манере и подцвечены акварелью. В них появляются многоплановые построения пространства, реальный пейзаж. Книгопечатание, первые опыты которого в 50-х гг. XVI в., положило начало русской гравюре. Иван Федоров нашел для нее художественное решение, независимое от иконной и миниатюрной живописи. На рубеже XVI-XVII вв. в Москве формировались два течения в живописи, условно называемые по фамилиям их ревностных сторонников «годуновским» и «строгановским», первая из них тяготела к строгому стилю икон и монументальной росписи XV-XVI вв., но обнаруживала так же типичную для мастеров XVI в. любовь к царственной пышности, а при иллюстрировании псалтырей возрождало старую традицию оформления рукописей рисунками на полях. Строгановская школа культивировала мелкое, щегольски-утонченное письмо, сочетая краски с золотом и серебром; иконы писались для домашних молелен богатых феодалов - ценителей изощренного мастерства.
Я говорю: вы у них и спросите. И слава Богу, что запрет пришел за два дня. Если бы за неделю, то власти заасфальтировали бы всю Тайнинку, а так они успели только пол-Тайнинки заасфальтировать. Приехал Николай Егоров, глава администрации президента, теперь уже бывший. Ельцин дал ему поручение. А я же не знал заранее результата. Да и Михалков мог бы не вернуться, мог бы с Ельциным не встретиться. Ельцин мог бы другой ответ дать... Даже мои единомышленники пришли и уговаривают меня отложить открытие памятника. Я говорю: нет! Будем делать так, как мы задумали. Крестный ход из Костромы из Ипатьевского монастыря, проезжаем все монастыри по пути. В Александрове, в Троице-Сергиевой Лавре - везде были панихиды. В женских, мужских монастырях по пути. И мы с Федоровской иконой Божьей матери (это главная икона, которой благословили на царство первого Михаила Романова), с иконой Государя императора и с Кириллом и Мефодием, поскольку это было 25 сентября, и крестным ходом пришли как раз к открытию памятника. Открытие памятника состоялось день в день, час в час
В его основу лёг эпизод из жития преподобного Сергия Радонежского - одного из самых почитаемых святых на Руси, основателя Троице-Сергиевой лавры. Мальчик – пастушок Варфоломей (будущий Сергий) потерял жеребят в лесу. Отправившись на поиски, он забрёл в пустынное место, и встретил незнакомого старца – священника. Тот дал отроку кусочек просфоры и вместе с ним тягу к учению и просветлению. В стилистике картины отчётливо проступают признаки национального варианта модерна. Местом действия служит реальный среднерусский пейзаж в окрестностях Абрамцева. Через природу художник пытался донести настроение созерцательности и умиротворения. Это полотно открывало так называемый «Сергиевский цикл», в который ещё вошли «Юность преподобного Сергия» (1892- 1897гг.), «Труды Сергия Радонежского» (1896-1897гг.), «Преподобный Сергий Радонежский» (1899г.). Когда профессор Прахов, заведовавший живописными работами в киевском Владимирском соборе, и В.М.Васнецов – главный исполнитель этих работ – увидели на Передвижной выставке «Пустынника» и «Ведение отроку Варфоломею», они тут же предложили Нестерову участвовать в росписи собора.
Мемориальное значение Александровского сада не исчерпывается военной темой. Место это оказалось притягательным и для желающих увековечить иные события русской истории. В самом центре Верхнего сада, на площадке неподалеку от грота стоит уникальный памятник, как бы вобравший в себя все метаморфозы российской политической истории XX века. Точнее будет сказать — два памятника, волею исторических событий слившихся в одном монументе. Мы имеем в виду высокий серый четырехгранник-обелиск с заостренным верхом, появившийся в Александровском саду в 1914 г. История его такова. Приближался 300-летний юбилей царствования Дома Романовых и россияне готовились встретить его с особой торжественностью. Особенная роль в торжествах отводилась Костроме и Москве, городам непосредственно связанным с воцарением Михаила Романова в 1613 г. 17 января 1911 года на заседании Комиссии о пользах и нуждах общественных в Московской Городской Управе был поднят вопрос о сооружении в связи с годовщиной памятного обелиска по образцу имеющегося в Троице-Сергиевой лавре.
Петродворец), Ораниенбаум, Царское Село, Гатчина, - быстро заслужившие всемирную славу благодаря своим паркам и архитектурным ансамблям. Были созданы производственные спутники впоследствии ставшие городами: Колпино у Ижорского завода, Сестроецк, который к известности машиностроительного центра присоединил славу курорта. Подмосковье нет городов- резиденций, подобных Петергофу или Павловску с их дворцово-парковыми ансамблями. Нет и городов-крепостей (они были в далеком прошлом, но до настоящего времени не сохранились). В окрестностях же Петербурга отсутствуют города, развившиеся, подобно подмосковным собратьям, при монастырях (таких, как Сергиев Посад со знаменитой Троице-Сергиевой лаврой или Истра с Ново-Иерусалимским монастырем). Взаимодействие Москвы и Петербурга в сфере не только производства, но и науки, культуры, туризма- причина тесной связи двух городов, которая обеспечивается хорошо наложенной и активно работающей транспортной системой. Главная железнодорожная магистраль Москва-Петербург служит удобным транспортным коридором. К проблеме взаимосвязанного развития двух российских столиц русская общественная и научная мысль обратилась давно. Еще в 1834г. Русский утопист В.Ф. Одоевский предсказывал срастание Москвы Петербурга. В конце 1920г. Архитектором Н.А. Ладовским был предложен проект направленного развития Москвы в сторону Ленинграда. В 90-х г.г. с идеей создания “линеарного” города Москволенинград выступил академик Д.С. Лихачев. Произойдет это или нет -сказать сложно. Но, как писал В.Г. Белинский, “ничто в мире не существует напрасно: если у нас две столицы - значит, каждая из них необходима”.
Написанная по случаю взятия Казани икона-картина «Церковь воинствующая», представляющая апофеоз Ивана Грозного, наполнена аллегориями и историческими параллелями. В такого рода произведениях политические, светские тенденции становились преобладающими. Еще сильнее эти тенденции выступали в миниатюре ряда рукописных книг. Крупнейшие книгописные мастерские находились в Новгороде, Москве и Троице-Сергиевой лавре. Фундаментальный «Лицевой свод» содержит около 16 тысяч миниатюр. Военные и жанровые сцены с почерпнутыми из жизни бытовыми деталями выполнены в графической манере и подцвечены акварелью. В них появляются многоплановые построения пространства, реальный пейзаж. Книгопечатание, первые опыты которого в 50-х гг. XVI в., положило начало русской гравюре. Иван Федоров нашел для нее художественное решение, независимое от иконной и миниатюрной живописи. На рубеже XVI-XVII вв. в Москве формировались два течения в живописи, условно называемые по фамилиям их ревностных сторонников «годуновским» и «строгановским», первая из них тяготела к строгому стилю икон и монументальной росписи XV-XVI вв., но обнаруживала так же типичную для мастеров XVI в. любовь к царственной пышности, а при иллюстрировании псалтырей возрождало старую традицию оформления рукописей рисунками на полях.
Хотя она и вышла из обители, связав свою судьбу с Виктором Алексеевичем, но и в миру осталась по сути «без ряски, а монашка». Это определяется не только тем, что она сохранила глубокую любовь к своей обители, часто навещает матушек и наставниц или совершает паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Дело в самой сути ее духовной жизни, ее внутреннего мира. В православии монашество и жизнь в миру направлены к одной цели – соединению с Богом, имеют один идеал. «Каждый христианин должен, если того пожелает Господь, отказаться от любых земных связей и привязанностей, и даже от своей жизни. Монашеская жизнь отличается поэтому от общехристианской не каким-либо особым качеством, а только особой, не всем доступной напряженностью в устремлении к Богу», - утверждает епископ Александр (Семенов Тян-Шанский) в своем «Катехизисе». И в этом смысле каждый православный, ищущий Царства «не от мира сего», является в какой-то степени «монахом без ряски», иноком (т.е. «иным» этому миру), или, как говорят о Дариньке, живет «и без обители в обители».
На его пути встала Россия, царь Александр, Православная вера. Вера к Богу и любовь к Отечеству, исходя из кротких уст монарших, - говорится в передовой статье журнала, - вызывает все состояния на всеобщее ополчение за ту же веру и любовь к Отечеству, основанную издревле в России на неколеблемых правилах христианства; сладкий глас сей внимают все сословия от первого до последнего с радостным восторгом внимают и, вооружаясь, текут, аки исполины, в путь на поражение (противника). Не случайно в публицистических материалах «Сына Отечества» нередко встают образы священнослужителей, слышатся мотивы их проповедей. «Не угас в России дух Гермогенов и Авраамиев», - писал Н.И. Греч. Как и всегда в истории России, и особенно в ее переломные моменты, велика была в войне 1812 года роль высшего пастыря Православной церкви. Им был в то время митрополит Московский Платок, чье вдохновенное патриотическое слово хорошо знали читатели журнала. По желанию владыки из Троице – Сергиевой Лавры государю был препровожден образ преподобного Сергия Радонежского.
Публицистический "Дневник писателя" (1873-81). Творчество Горького оказало мощное влияние на русскую и мировую литературу. ГОРЬКИЙ Максим [30 октября (11 ноября) 1821, Москва - 28 января (9 февраля) 1881, Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре], русский писатель. "Я происходил из семейства русского и благочестивого" Горький был вторым ребенком в большой семье (шестеро детей). Отец, сын униатского священника, врач московской Мариинской больницы для бедных (где и родился будущий писатель), в 1828 получил звание потомственного дворянина. Мать - из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их читать по книге "Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета" (в романе "Братья Карамазовы" воспоминания об этой книге включены в рассказ старца Зосимы о своем детстве). В доме родителей читали вслух "Историю Государства Российского" Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. С особым одушевлением Горький вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием: "Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства".
Андрей Рублев Рублeв Андрей (около 1360-1370 - 1427 гг., по другим источникам, около 1430 г., Москва; погребeн в Андрониковом монастыре), русский живописец, создатель московской школы живописи. Биографические сведения о Рублеве крайне скудны: воспитывался в светской среде, в зрелом возрасте принял монашеский постриг, по-видимому в Троице-Сергиевом монастыре (см. Троице-Сергиева лавра), по другим исследованиям, в Андрониковом монастыре. Творчество Рублева сложилось на почве художественных традиций Московской Руси; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. На формирование мировоззрения Рублева большое влияние оказала атмосфера национального подъeма второй половины XIV - начала XV вв., для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублев воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина ("Спас", "Апостол Павел", "Архангел Михаил", все - рубеж XIV - XV вв., по другим исследованиям, 10-е гг. XV в., Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приeмам монументальной живописи.
В 1921 году по распоряжению советских властей был закрыт и Сергиев-Посадский храм, в котором служил П.А. Флоренский. Но, как ни странно, именно первые годы революционной смуты оказались очень плодотворными для русского мыслителя. Лишенный возможности исполнять священнические обязанности, П.А. Флоренский одновременно занимается разнообразными делами. С октября 1918 года он — член Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. С мая 1920 года участвует в работе византийской секции Московского института историко-художественных изысканий и музееведения. В том же году Флоренский начал исследовательскую работу в Главэлектро ВСНХ РСФСР и, одновременно, создал и возглавил лабораторию в Государственном экспериментальном электротехническом институте. С 1921 по 1924 гг. Флоренский был профессором на печатно-графическом факультете ВХУТЕМАСа. В начале двадцатых годов он пишет и публикует работы по электротехнике, искусствоведению, музейному делу. Но главными все равно остаются его занятия философией и богословием — "Очерки философии культа" (1918 г.), "Иконостас" (1922 г.) и, оставшийся незаконченным, труд "У водоразделов мысли".
Прислал ему крест, параман и схиму. Вообще Житие рисует Сергия физически сильным, выносливым, мощным человеком. Его трудолюбие и работоспособность, его терпение и надежда на помощь Божию - вот залог того, что Преподобный смог выжить в тяжелейших условиях лесной пустыни. Его пример был настолько поразительным для учеников, что многие из них, с благословения Духоносного старца, отправились на поиски пустынных мест, где основывали монастыри, ставшие знаменитыми или угасшими в таежных далях. Вот некоторый из них: Троице- Сергиева Лавра (1337), Спасо-Прилуцкий монастырь (1350), Суздальский Спасов монастырь (1358), Борисоглебский монастырь (1360), московский Спасо- Андроников монастырь (1360), Свято-Никольский Песношский монастырь (1361), Симонов монастырь в Москве(1370), Зачатия Пресвятой Богородицы Серпуховской монастырь (1374), Дубенский Успенский монастырь (1380) и другие обители. Основателями оных были преподобные Андроник Московский, Мефодий Пешношский, Никифор Боровский, Афанасий Высоцкий, Григорий Голутвинский, Димитрий Прилуцкий, Кирилл Белозерский, Ферапонт Можайский, Сильвестр Обнорский, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, Авраамий Чухломской, Стефан Махрищский, Иаков Железноборский, Савва Сторожевский, Феодор и Павел Борисоглебские, Роман Киржачский, и др.
Фрески церкви Федора Стратилата стилистически близки к росписям Спаса на Ильине улице. Возможно, что в их исполнении участвовали русские мастера, учившиеся у греков. Фреска повлияла и на стиль новгородских икон XIV в., сделавшийся более свободным и живописным. Произведения Псковских иконописцев XIV в. выделяются смелой цветовой лепкой и необычным колоритом, основанным на сочетании оранжево-красных, зеленых, коричневых и желтых тонов. Сумрачная выразительность образов святых не псковских иконах обнаруживает их известную близость к работам Феофана Грека. На севере в XIV в. сложилась вологодская школа живописи. Ее известный представитель – иконописец Дионисий Глушицкий. В вологодских иконах преобладают темные, несколько приглушенные тона. Стенопись ярославских и костромских иконописцев, работавших также в Москве, Ростове, Романове и Борисоглебской слободе, Вологде, Троице- Сергиевой лавре и других городах, отмечена неисчерпаемой фантазией, интересом окружающей действительности. Мастера умели придать занимательность и декоративность многофигурным, полным динамики многоцветным росписям, покрывающим стены и своды храмов живописным ковром.
В конце XVIII столетия старчество было уже практически искоренено в России вследствие тяжелых гонений на старцев, которые, как ни странно, были. Забытое как проявление высокой духовной жизни Церкви, "венец духовных подвигов" ее, старчество возродилось в России, и главным образом в Оптиной Пустыни, под влиянием великого старца, архимандрита молдавских монастырей Паисия Величковского (1722-1794) и его учеников. Паисий родился в России, учился в Киевской Академии. Он долго искал духовного руководства на Украине, перешел во Валахию, на Афон и, затем, в Молдавию. Под его влиянием возродилось в православии стремление к внутреннему подвигу и непрестанной молитве. Он с великим трудом собрал на Афоне и перевел с греческого языка на славянсий творения аскетических писателей, в которых содержится учение о монашеском житии вообще, и, в особенности, о духовном отношении к старцам. Паисий Величковский воспитал множество подвижников, которые принесли его заветы и в Россию. В России старчеством прославились следующие обители: Саровская Успенская пустынь, Флорищева Успенская пустынь, Голгофо-Рапятский скит Соловецкого монастыря, Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, а также скиты Троице-Сергиевой Лавры и Смоленская Зосимова пустынь (в ней старчество укоренилось тоже благодаря содействию митрополита Филарета Московского) В чиноположении своем относительно иноческого жития Козельская Введенская Оптина пустынь, вместе с немногими пустынными русскими монастырями, имеет ту особенность, что в ней, по примеру древних обителей и Афонских киновий (общежительных монастырей), с некоторого времени ведено старчество.
Эту икону он написал в память Сергия Радонежского для собора Троице-Сергиевой лавры. Сила рублевской “Троицы” в ее благородных и человеколюбивых устремлениях. Его дивные краски – нежные, деликатные. Весь стройживописи – в высокой степени поэтичный, чарующе прекрасный. Иконы XVI и XVII веков, представленные в Третьяковской галерее, отмечены отходом от строгих традиций простоты и ясности образа. Здесь ужепоявляются аллегории и символика, осложняющие представления о реальности образа. Иконы строгановской школы ( конец XVI и начало XVII века) характерны обилием выписанных подробностей, тяготением к занимательному,рассказному жанру. В XVII веке иконопись, отражая свое время, все более приобретает черты светской лакированной живописи. Здесь уже меньшеторжественности и раздумья, а больше изображаются лица царствующих особ. Многие из представленных в экспозиции памятников искусства связаны со знаменательными событиями истории и выдающимисяличностями нашей страны. Они являются реликвиями, неотъемлемой частью национальной духовной традиции, памятниками народного творчества и самобытногоуклада жизни, выражающими нравственные и эстетические идеалы русского народа.
![]() | 978 63 62 |