![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Социология |
Основы социологии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Тумас-Вайжгантас и др. В основе социологии романтиков и позитивистов лежали тезисы о единстве литовской нации и о тождестве интересов литовской буржуазии с интересами народа. Отдельные положения буржуазной классической политической экономии противопоставлялись официальной идеологии царизма и дворянско-помещичьих слоев. Некоторые представители буржуазии (зачинатель движения вольнодумцев И. Шлюпас, Ю. Адомайтис, Шярнас и др.) явились видными атеистами и пропагандистами естественнонаучных знаний, стоявшими в основном на просветительских позициях. Во 2-й половине 19 в. революционеры-демократы З. Сераковский и А. Мацкявичюс, ученики и последователи русских революционных демократов, развивали идею народной революции. Идеи социальной революции проповедовали в лучших своих произведениях Ю. Андзюлайтис-Кальненас, И. Мачис-Кекштас, В. Дембекис, С. Матулайтис, И. Билюнас, разоблачая апологию буржуазного строя и религии. Против реакционной тенденции романтической историографии в 1903 выступил А. Янулайтис. Пропаганда марксистского мировоззрения началась в 80-х гг. 19 в
Кареев дал определение социологии как абстрактной науки, занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от времени и места их возникновения. "Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило". В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое представление о социологии. Он пишет: "Социология берет общество интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух". Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно – контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом значения политической экономии для построения социологии. классификации наук, считая ее неполной.
Исправления и уточнения: 06.07.2008 г. [1] См. работу ВП СССР “Мёртвая вода”, т. 1, “Слово к читателю”, а также постановочные материалы учебного курса “Основы социологии”. [2] В журнале «Наука и жизнь» № 4, 1988 г. была опубликована статья «Как подойти к научному пониманию истории советского общества» профессора, доктора философских наук А. Бутенко. В названной статье он пишет: «Руководствуемся одной методологией, факты изучаем и знаем одни и те же, а к выводам приходим разным. Почему?» И несколько далее даёт ответ на этот вопрос - на его взгляд: «… это объясняется тем, что при изучении истории наряду с методологией и фактами ещё существует концепция, связывающая воедино основные этапы рассматриваемого исторического времени. Вот она-то, эта концепция, у спорящих авторов разная, а потому одни и те же факты выглядят каждый раз в разном освещении, со своим смысловым оттенком». [3] А.И.Герцен писал в предисловии к своему историческому сборнику: «Далее еще не позволяют нам знать историю. Русское правительство как обратное провидение устраивает к лучшему не будущее, но прошедшее». [4] О причинах, по которым невозможно согласиться с версией исторического мифа А.Т. Фоменко и Г.В
С помощью одних методов познается и отражается социальное явление в его конкретном состоянии; с помощью других — разрабатываются пути его преобразования. Т.е. это отдельная и самостоятельная функция социологии направлена на разработку методов и инструментария по — поиску — регистрации — обработке — анализу — обобщению первичной социологической информации. Само социологическое исследование — это наиболее общий инструмент в социологии, а оно включает в себя целую серию методов, разработка, совершенствование которых продолжается. И эта деятельность по разработке исследовательского инструментария социального познания занимает значительное место в социологии. II. Структура социологии. Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания. Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями познавательной и продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки. Структуру социологии можно представить состоящую из 4-х основных блоков: I. Теоретико-методологические основы социологии. II. Огромное количество социальных теорий (социология журналистики в т.ч.), т.е. вся проблематика. III. Методы социологического исследования, методы обработки, анализа и обобщения социологической информации, т.е. эмпирический и методологический арсенал науки. IV. Социоинженерная деятельность, социальные технологии, т.е. знания по организации и деятельности служб социального развития, о роли социологии в народном хозяйстве и управлении.
В этом смысле экономика существует во всяком обществе, но ни в одном она не характеризует его социальный строй специфически, то есть не является базисом. Марксизм, объявив экономику базисом общества, совершил подмену понятий, причем неоднократную, и внес невероятную путаницу в самые основы социологии. Сейчас очевидны два подхода к организации экономики (хозяйства). Один из них основывается на соотношении затрат на какое-то дело, выражаемых в деньгах, и его результатов. Главным здесь является рентабельность предприятий, то есть определенный уровень прибыли. Второй подход основывается на соотношении деятельности отдельных предприятий и интересов некоторого целого, в конечном итоге целого общества. Главным здесь является то, в какой мере отдельные предприятия или их объединения служат интересам целого. Я называю первый подход экономическим (или капиталистическим), а второй социальным (или коммунистическим). Соответственно надо различать два типа хозяйственной эффективности экономическую и социальную. Они не совпадают
Общечеловеческий разум ищет ответ на этот вопрос. Но для цивилизации важно, что он уже поставлен: сам человек нуждается в защите не меньше, чем окружающая его социальная и природная среда. Список используемой литературы 1. Д. Маркович «Общая социология» Ростов-на- Дону, Издательство Ростовского университета, 1993 г. 2. С.С. Фролов «Основы социологии» Москва, Издательство «Юристъ», 1997г 3. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова «Человек и общество» Москва, Издательство «Просвещение», 1996г.4. Философский энциклопедический словарь Москва, Издательство «Советская энциклопеция», 1983г.
Все выпускники вузов, конечно, должны овладеть основами социологии, но при этом очевидна потребность акцентировки их внимания на той социологической проблематике, которая непосредственно связана с будущей профессиональной деятельностью. Содержание социологических знаний, скажем, юриста должно быть иным, чем у математика, а экономист обязан обстоятельно знать те аспекты социологии, которые не обязательны для химика. Усредненные учебники осложняют изучение социологии - то, что студентам одной специальности кажется заумным, представляется другим примитивным. И в том, и в другом случае студентам трудно понять, зачем им нужно изучать социологию, какой профессионализирующий смысл она имеет. В идеале, от которого мы еще далеки, но к которому высшее профессиональное образование стремится, должны быть написаны и изданы учебники типа: "Социология для педагогов", "Социология для юристов", "Социология для инженеров-технологов", "Социология для историков" и т.д. и т.п. В-третьих, основное содержание вузовских учебников и пособий, чаще всего используемых студентами - социогуманитариями, сводится к характеристике материала, исследованного социологией, а также проблем, подлежащих ее изучению.
Еще большую известность приобрело фундаментальнейшее исследование, проведенное Сорокиным и посвященное социокультурной динамике. Задача, стоявшая перед Сорокиным, вернее, задача, поставленная самим Сорокиным, состояла в том, чтобы проследить всемирно-историческое развитие человечества и создание социокультурной “суперсистемы”. В своей циклической эволюции суперсистема проходит три стадии: “чувственная” стадия, “умозрительная” стадия и “идеалистическая” стадия. Эти стадии или своеобразные парадигмы определяют, по мысли Сорокина, все основные социальные структуры м процессы, происходящие в обществе. Причем переход от одной стадии к другой подчас сопровождается столкновением и крушением общественных структур. Влияние теорий Сорокина на развитие западной социологии было значительным. На втором этапе также продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х годах издается обширная социологическая литература: Сорокин П. А. “Основы социологии” (в 2-х тт., 1922г.), Бухарин Н. А. “Теория исторического материализма.
Современная российская культура находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой—коммерциализация культурного процесса, все более заметней отходит от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющейся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразиться на системе установок, ориентации и культурных идеалов молодого человека. Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е годы. Именно в этот период в ожесточенной полемике с догматическим восприятием мира были заложены основы социологии молодежи как более или менее самостоятельного направления исследований. Молодежь исследовалась с точки зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения в самых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства, в свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни коллективов.
Закон РФ “Об образовании”, “О высшем и послевузовским профессиональном образовании”; 2. Устав ОТИ МИФИ; 3. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ; 4. “Положение о производственной практике студентов ОТИ МИФИ”; 5. правила и нормы охраны труда; 6. данная должностная инструкция; 7. другие законодательные акты РФ, инструктивными письмами и приказами министерства образования РФ, министерства РФ по производственной практики студентов. 7. Руководитель производственной практики должен знать: 1. постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов по организации производственной практики; 2. профиль, структуру учебного заведения; 3. основы социологии и психологии труда; 4. правила техники безопасности и охраны труда. 2. Функции 1. Организация производственной и преддипломной практики студентов; 2. Установление связей с другими организациями и предприятиями по вопросам производственной практики; 3. Оформление документации, связанной с вопросами прохождения студентами практики; 4.
Латиноамериканские хунты, например, подходили к делу довольно прагматично. Военные академии в Бразилии и в Перу давали своим выпускникам не только военные знания; они включали в программу обучения и курсы экономической науки, управления, основы социологии и т.д. Это позволяло им трезво оценивать преимущества той или иной системы хозяйствования. И, захватывая власть, военные оставались скорее контролерами, чем специалистами. Они весьма осторожно относились к экономическим процессам, а непосредственное управление ими, как правило, поручали специалистам из гражданских лиц. В противоположность тоталитарным диктатурам такие авторитарные режимы, как например, в Южной Корее, на Тайване, оказались достаточно эффективными в экономическом отношении. 6. Еще одно различие между тоталитаризмом и авторитаризмом заключается в самой структуре власти. В тоталитарной системе центром власти является одна партия, и партийные органы пронизывают весь государственный аппарат, общественные организации и производственные структуры. Решения партийных органов служат руководством к деятельности для всех остальных центров власти, а также для армии и службы внутренней безопасности.
И таких примеров переплетения социальных и маркетинговых позиций при анализе потребительского поведения можно привести еще великое множество. Какой маркетинг будет востребован завтра? Развитие маркетинга в будущем знаменует относительное ослабление роли экономической теории в объяснении поведения потребителей в силу принятия ряда концепций, заимствованных из социологии, антропологии и других дисциплин гуманитарного профиля. Расширение сферы услуг, усложнение социальной структуры, появление множества индивидуализированных рынков требуют смягчения концепции с "четырех Р" до "семи Р" (people, process, physical surrou d), а впоследствии, условно говоря до "10-12 Р" и т.д. Мы живем в обществе переходного периода, где присутствуют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные виды и формы социального поведения. Одновременно сосуществуют несколько типов потребительского поведения и стилей. Исследователи рынка все больше нуждаются в использовании теоретических моделей социального поведения и взаимодействия, составляющих основу социологии.
Современная социология и ее перспективы в будущем. В терминах наукоподобия настоящую работу можно было бы назвать “Общие основы социологии”. Но у нас есть причины, чтобы противопоставить термин жизнеречение термину “социология”. Термин “социология” восходит к двум понятиям: социум — общество и логос — слово. Поскольку жизнь человека протекает в обществе, то, если по-русски жить, место непонятной “социологии” должно занять ясно и однозначно понятное жизнеречение потому, что все жизненные явления следует называть именами, выражающими сущность каждого из них. Жизне-рече-ние — внутриобщественная функция ж-рече-ства. Это очевидно для вспоминающих, что буква “Ж” в славянской азбуке имеет название “Живете”. Понятийный же корень рече (речь, как выражение мысли) непосредственно присутствует в обоих словах. Экспансия стяжательского мировоззрения, несомого канонически библейским иудо-христианством и формально ритуальным исламом, сопровождалась исчезновением из структуры национальных обществ жречества, несшего национальную и многонациональную концептуальную власть — высшую власть при распределении полной функции управления по специализированным видам внутриобщественной власти в процессе общественного самоуправления.
Социология молодежи Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести население в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный. Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е годы. Именно в этот период в ожесточенной полемике с догматическим восприятием мира были заложены основы социологии молодежи как более или менее самостоятельного направления исследований.
Современная социология и ее перспективы в будущем. В терминах наукоподобия настоящую работу можно было бы назвать “Общие основы социологии”. Но у нас есть причины, чтобы противопоставить термин жизнеречение термину “социология”. Термин “социология” восходит к двум понятиям: социум — общество и логос — слово. Поскольку жизнь человека протекает в обществе, то, если по-русски жить, место непонятной “социологии” должно занять ясно и однозначно понятное жизнеречение потому, что все жизненные явления следует называть именами, выражающими сущность каждого из них. Жизне-рече-ние — внутриобщественная функция ж-рече-ства. Это очевидно для вспоминающих, что буква “Ж” в славянской азбуке имеет название «Живете». Понятийный же корень рече (речь, как выражение мысли) непосредственно присутствует в обоих словах. Экспансия стяжательского мировоззрения, несомого канонически библейским иудо-христианством и формально ритуальным исламом, сопровождалась исчезновением из структуры национальных обществ жречества, несшего национальную и многонациональную концептуальную власть — высшую власть при распределении полной функции управления по специализированным видам внутриобщественной власти в процессе общественного самоуправления.
Но тем не менее, при условии достаточно большого охвата респондентов из числа молодежи с помощью анкетирования, при конкретной временной и географической локализации нашего исследования (исключительно Глазов) можно с большей или меньшей уверенностью анализировать процесс генезиса мировоззрения молодежи, конкретную ситуацию со взглядом на мир в среде молодежи, и даже в определенной степени прогнозировать ситуацию в будущем, при условии, что исследование останется на уровне социальной группы (не опускаясь до положения конкретной личности из данной среды), все члены которой в достаточной степени усреднены. §5. Характеристика социологических методов исследования. Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е годы. Именно в этот период в ожесточенной полемике с догматическим восприятием мира были заложены основы социологии молодежи как более или менее самостоятельного направления исследований.
Жил и работал в США, где и опубликовал ряд крупных работ. Один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности (об этих теориях речь пойдет позже в соответствующих разделах). На втором этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х годах издается обширная социологическая литература: Сорокин П. А. "Основы социологии" (в 2-хт., 1922г.), Хшктов В. М. “Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса" (1928 г.), Бухарин Н. А. “Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии” (1922 г.), Салынский М. С. “Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию” (1923 г.) и др. Основная направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма. Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян.
Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально- демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии. Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук. 3. Список литературы 1. Дюркгейм 3. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990. 2. Зборовский Г. Е. Орлов Г. Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 1992. 3. Краткий словарь по социологии. М., 1989. 4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. т. 29. 5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. т. 4. 6. Осипов Г. В. Социология. М., 1990. Основы социологии. Под общей редакцией А. Эфендиева. М., 1993. 7. Основы марксистско-ленинской социологии. М., 1980. 8. Сорокин П: А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. 9. Социология. М., 1990. 10. Социология: наука об обществе. Учебное пособие. Харьков, 1996. 11. Социология: практикум. М.: 1993. 12. Ядов В.А. Размышления о предмете и перспективах социологии // Социологические исследования. 1990, №2.
![]() | 978 63 62 |