![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Социология |
Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
С другой стороны, они реже погибают от несчастных случаев и вообще преждевременной смертью, меньше пользуются наркотиками и реже попадают в больницу. Кроме того, они реже вступают в конфликт с законом, а производительность их труда увеличивается. Иными словами, ответственное отцовство повышает субъективное благополучие мужчины. Изучение базы данных National Survey of Families and Households (выборка из 5 226 мужчин от 19 до 65 лет, с обширным материалом личных, семейных и социально-экономических историй) подтверждает и конкретизирует эти выводы. Сравнение бездетных мужчин, отцов, живущих вместе со своими детьми или отдельно от них, и приемных отцов показывает, что эти статусы статистически связаны с психическим здоровьем, социальными связями, межпоколенческими семейными отношениями и трудовым поведением мужчин, причем по всем этим параметрам отцы значимо отличаются от неотцов. Дело не в самом факте отцовства, а в характере отцовских практик. Сравнив количество времени, проводимого отцами с их детьми, с тем, как это время используется, исследователи нашли, что эти факторы положительно коррелируют с общим благополучием мужчин, причем такой эффект особенно значителен для мужчин, живущих вместе со своими детьми (Eggebeen, Knoester, 2001)
Объект исследования – девиантное поведение подростков. Предмет исследования – влияние семейного неблагополучия на девиантное поведение. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования предстояло решить следующие задачи: 1. Проанализировать основные направления исследования проблемы девиантного поведения в зарубежной и отечественной литературе; 2. Охарактеризовать пути влияния семейного неблагополучия на девиантное поведение подростков; 3. Обосновать необходимость профилактики девиантного поведения подростков; 4. Провести профилактическую деятельность, направленную на уменьшение количества отклонений у подростков. 1. Теоретические аспекты семейного воспитания Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. В семье человек рождается, в ней он делает свои первые шаги, узнает первые радости и огорчения, из семьи уходит в большой мир, к ней он устремляется, когда ему становится особенно неуютно в этом мире. Все социальные проблемы современности в той или иной степени касаются семьи, отражаются в ее самочувствии, способности выполнять свои многочисленные функции, справляться с трудностями.
Пациент был госпитализирован и ежедневно в течение полутора месяцев проходил курс психотерапии всего около 50 часов. Уделив некоторое время на развитие доверительных отношений, так чтобы пациент чувствовал себя комфортно, раскрывая интимные подробности своих проблем, терапевт провел ряд интенсивных бесед для определения специфических социальных и психологических факторов, которые поддерживали девиантное поведение пациента. С разрешения пациента были также опрошены его родители и жена. Чтобы получить образец его эксгибиционистского поведения, в больнице была организована ситуация, которая близко напоминала условия, при которых пациент эксгибиционировал в реальной жизни. Две привлекательные женщины (из персонала клиники) сидели в приемной, читая журналы, а пациенту нужно было войти, сесть напротив них и начать эксгибиционировать. Несмотря на искусственную обстановку, он сильно возбудился и мастурбацией почти довел себя до оргазма. Все происходящее было записано на видеокасету. При просмотре пациентом в последующем этой записи была измерена его реакция на эту сцену путем регистрации степени эрекции
Речь идет о дисфункции одной из подсистем семьи - «детско-родительской». Также причиной формирования отклонений в поведении ребенка может являться дисфункция любой другой подсистемы семьи (в том числе и индивидуальной: личностные нарушения родителя или самого ребенка и т. п.) или всей семейной системы. Следовательно, эффективная программа психологической коррекции отклоняющегося поведения ребенка должна обязательно включать воздействие на внутрисемейные факторы девиантного поведения, и в первую очередь - воздействие на подсистему «родитель - ребенок». Проведение такой работы и составляет одну из основных задач сети психологических консультаций и служб семьи. Работа по оказанию психологической помощи семье может идти в одном из трех направлений: работа с родителями, повышение их социально-психологической компетентности (обучение их навыкам общения, разрешению конфликтных ситуаций, улучшению стиля родительского поведения и т. п.); работа с семьей в целом; работа преимущественно с ребенком или подростком . Наше исследование показало эффективность работы психолога с родителями как релевантной подсистемой в ситуации коррекции девиантного поведения ребенка или подростка.
Изучение их в контекстах криминологии, социологии и этнографии девиантного поведения способствовало укоренению взгляда на молодежную культуру как на побочный продукт недостаточно эффективной социализации и т.Pп. Однако по мере роста социального влияния молодежи, в том числе в сфере политики и культуры, особенно под влиянием студенческой революции 1968Pг., отношение к молодежной культуре изменилось. Из «социальной проблемы», каковой оно является для старших, юношество стало субъектом социального действия, каким оно является для себя. Молодежь, включая подростков, стали рассматривать не только и не столько как объект социализации, сколько как субъект социального обновления; секция по социологии молодежи на Всемирном социологическом конгрессе в Варне в 1970Pг. называлась «Молодежь как фактор изменения». Для советской социологии этот переход был особенно сложен. Советская пропаганда, скрывавшая все социальные противоречия за мифическим «морально-политическим единством» общества, рассматривала молодежь как единое целое, объединенное комсомолом
Игнорирование девиантов сверстниками с нормативным поведением говорит об их выпадении из круга нормального подросткового общения. Следует заметить, что отклоняющееся поведение в форме безнравственного, аморального, неэстетичного поведения практически не имеет гендерных различий. Ю.М.Антонян, Л.В.Перцова, Л.С.Саблина отмечают, что причины делинквентного поведения девочек заключены в семье, которая не контролирует их сексуальную активность, не формирует у них стиль жизни, манеры держаться, присущих традиционно женщине черт пассивности, заботливости, чувствительности. В гендерном аспекте подростковая делинквентность в статистике представлена крайне редко и только в общем виде. Однако отмечается, что усилия социальных учреждений должны быть направлены на воспроизведение такой идеологии семьи, которая бы выполняла функции контроля и справлялась с задачами социализации 3. Акцентуации характера, как фактор девиантного поведения подростков За счет индивидуально-психологических особенностей как акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоцианально-волевой и эмоционально-коммукативной сферы, могут возникнуть устойчивые формы психосоциальной дезадаптации.
Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения. 2. Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания. 3. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу «самопомощи» (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы). 4. Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни – важный фактор девиантного поведения ).
Все формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению законодательных норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной жестокостью, всегда подозрителен как возможная психическая аномалия. Девиантные и делинквентные формы поведения – это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм. 1.2. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков. Многие причины, порождающие нарушение норм поведения подростков, удаётся выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых ещё не найдены действенные средства. В полной мере к этой категории могут быть отнесены факторы психолого- педагогического характера. Так, всё чаще при выяснении причин и условий нарушения подростками норм и правил поведения мы обращаемся к анализу психологического климата семьи, эмоционально- психологических отношений подростка со сверстниками и взрослыми.
Подростковый возраст — это возраст закладки основ системы поведения, мировоззрения, формирования нравственных идеалов. Но у части подростков существует разрыв между стремлением к высоким нравственным идеалам. Это происходит потому, что мотивы его поведения еще неустойчивы, он не способен полностью управлять своим поведением: действует по линии наименьшего сопротивления, ищет опору в окружающих. В подростковом возрасте проявляется достаточно осознанная потребность к самовоспитанию. Так, стремясь развить в себе волю и различные качества, учащиеся нередко прибегают к методам, опасным для здоровья (например, использование болевых приемов для проверки стойкости). При вышесказанных особенностях и трудностях подросткового возраста не обязательно возникновение педагогической запущенности. Большинство подростков, благодаря правильному воспитанию, благополучно минует этот возрастной период без значительных срывов в поведении и отклонений в развитии. Однако в ряде случаев (при семейном неблагополучии, бесконтрольности за поведением учащихся и его безнадзорности, и др.), подростковый возраст может стать благоприятной почвой для возникновения и развития педагогической запущенности.
Например, мелкое хулиганство в подростковой среде считается едва ли не доблестью, проявлением «истинно мужских» качеств, а взрослые имеют совершенно иное мнение об этом. Таким образом, норма и девиантность - явления весьма относительные. 2. Социальные факторы девиантного поведения В чем причины и социальные факторы девиантного поведения? Как мы уже выяснили, на самом высоком уровне обобщения, то есть на уровне социальных систем, девиантность есть реакция социальной системы на изменения внешней среды и выступает способом адаптации к ней. Однако в объяснении индивидуальных, личностных мотивов нарушения норм подобная констатация оказывается недостаточной. Одна из первых попыток объяснить девиантное поведение принадлежит Э. Дюркгейму в его концепции аномии. Под аномией он понимал состояние общества, при котором отсутствует четкая непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Состояние аномии - ситуация, когда авторитет некогда общепринятых норм поколеблен. Это приводит к повышению уровня различных форм девиантного поведения, в частности преступлений и самоубийств.
Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни – важный фактор девиантного поведения). Создание »институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменения сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния. Жесткий контроль над потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса. Ориентация молодежи на «изделия» черного рынка, где проповедуется культ насилия и примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное самосознание. Изменение менталитета граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.). Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями «социального дна»: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников – всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами.
Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. В условиях, когда экономическая жизнь общества напоминает не рынок, а базар, где все продается и покупается, торговля рабочей силой, способностями и даже телом становится рядовым событием. Морально-этическая деградация и падение нравов находят выражение в массовой алкоголизации и бродяжничестве, распространении наркомании и «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях (4, 29). Окружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты — алкоголики, наркоманы, проститутки — в большинстве выходцы из неблагополучных семей, в которых один или оба родителя пьют. Как правило, возглавляет группу девиантов «авторитет», который недавно вернулся из «зоны». В такой среде имеется свое представление о нормах поведения. Известный социолог Р. Мертон, автор теории «двойной неудачи», считает, что если молодой человек не может удовлетворить своих потребностей ни в легальной творческой деятельности, ни в активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки такой деятельностью, которая ведет его к саморазрушению как личности.
Московский Государственный Педагогический Университет факультет социологииПредмет: Общая социология КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Девиантнтное поведение студенческой молодёжи»Студент II курса Дивин Николай Васильевич группа Москва Глава IТеоретико-методологический подход к изучению девиантного поведения студенческой молодежи 5 Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона и социальный контроль над девиантным поведением .5 Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой среде современного общества 16 Особенности переоценки ценностей в студенческой среде современного российского общества 18 Глава IIСоциокультурные девиации современного российского студенчества в условиях переоценки ценностей .21 Адиктивные формы отклоняющего поведения . 21 Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди российской студенческой Список использованной литературы 29Введение Основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах современного российского общества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом.
Основные причины девиантного поведенияСуществуют общие причины девиантного поведения для всех групп “риска”: Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях. Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
Таким образом, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась: семейное неблагополучие и отвержение социальным окружением ребенка является основной причиной появления девиантного поведения формирующийся личности, главным фактором, влияющим на рост бродяжничества и беспризорности в современном белорусском обществе. Первое, что необходимо сделать при работе с такими детьми, - это дать ему почувствовать удовлетворение собой в добровольной деятельности, предоставить возможность проявить хоть какие-нибудь положительные качества личности. Искренняя заинтересованность в дальнейшей судьбе подростка пробуждает у него моральную обязанность, чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, доверия к людям. Основной акцент при работе с детьми, склонными к бродяжничеству, необходимо ставить на консультирование по проблемам воспитания и личного развития детей, а также на психологическую поддержку родителей в случае обнаружения серьезных проблем их с ребенком, либо в связи с эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.
В 88% родительских семей воспитанников отмечалось злоупотребление спиртными напитками хотя бы одним из родителей. Полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие в дальнейшей судьбе подростка отмечено в 76% случаев. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.
Один из 10 американцев относится к какому-то типу. В 21 млн. семей (более чем каждой четвертой) есть больной. Один их 35 лечится (7 миллионов), а многие не получают медицинской помощи. САМОУБИЙСТВО. Самоубийство (суицид) – это свободное и намеренное прекращение своей жизни. Главная форма девиантного поведения. Отношение к ней разное и в обществах и в разные исторические периоды. На Востоке разрешалось: в Китае как месть врагу, в Японии – харакири- уход от врага. Западная Европа, Америка, христианская и иудейская религии относятся отрицательно. Оценивалась рядом штатов как преступление до 1951, а в Англии – до 1961 г. НЕККОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В САМОУБИЙСТВАХ 1. Тенденция к росту в 70-е годы в Швейцарии, ФРГ, Чехословакии, Финляндии, Швеции, Австрии и Венгрии – до 19 % на 100.000 населения. В Италии, Испании, Греции, Ирландии – 6 %. 2. В США чаще среди мужчин (3:1). 3. Пожилые уходят из жизни чаще, чем молодые. Прямая связь с возрастом. 4. Среди семейных реже, а в семьях с детьми реже, чем у бездетных. 5. Белые чаще, чем небелые и особенно по сравнению с черными. 6. У протестантов чаще, чем у католиков и иудеев.Э. Дюркгейм связывал причины с комплексов факторов.
Однако лишь 12,8% респондентов осведомлены о городских социальных программах поддержки и реабилитации инвалидов. Причем только 2,0% смогли их назвать. На вопрос о степени информированности о системе социальной поддержки ответы респондентов распределились следующим образом. Оценка деятельности органов городской администрации в поддержании приемлемого уровня жизни инвалидов. Весьма эффективно Мало-эффективно Совсем не эффективно Затрудняюсь ответить Правительство Москвы 12,2% 41,5% 23,4 18,1% Префектура административного округа 29,8% 37,2% 9,6% 19,1% Ценности, социальное самочувствие и жизненные планы Влияние фактора инвалидности на жизнедеятельность человека - образ, качество и стиль жизни, физиологию и психику, семейные отношения - очевидно. Известна, например, прямая зависимость фактора инвалидности в жизни человека и уровня отрицательного девиантного поведения (преступность, наркомания, алкоголизм) разочарованности, озлобленности и т.п. Глубокое исследование этих явлений невозможно без анализа социального самочувствия.
![]() | 978 63 62 |