![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Социология |
Социально–психологический портрет современного подростка как отражение социальных проблем | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Информация и анализ личности. Деятельность в рамках «паблик рилейшнз» требует постоянного анализа политических процессов в обществе. Этот анализ касается не только властных структур, партий, движений, но и личностей самих политиков. Ибо только имея представление об их позициях, манерах действия, чертах характера, можно с той или иной степенью точности предвидеть их политические шаги, строить прогнозы развития событий, в которых они играют определенную роль. Для анализа личности необходимо знание ее биографии, выстроенной по определенным критериям. Современная психология оперирует разными методами изучения личности, за каждым из которых определенные концепции и исследователи: от западных Г. Ласуэла, Дж. Барбера, А. Дэвиса, Э.Фромма, Т.Адорно, Г.Маркузе до отечественных К. Платонова, А. Леонтьева и др. Исходя из задач «паблик рилейшнз», интерес представляет метод обобщения независимых характеристик, описанный К.Платоновым [26, 137140, 199205]. Этот метод составления социально-психологического портрета основан на предложенной им структуре личности
В эксперименте приняли участие учащиеся 6-х классов в количестве 40 человек. Список подростков, участвующих в исследовании приведен в приложении 1. Эксперимент состоял из трех этапов: 1 этап – выявление подростков по критерию успевающий и слабоуспевающий. 2 этап – изучение копинг-стратегий у подростков из двух экспериментальных групп, выделенных по критерию успевающий и слабоуспевающий. 3 этап – заключительный. Анализ полученных данных, выявление различий, математическая обработка, формулировка выводов. В проводимом нами исследовании были поставлены следующие задачи: – разработка опросниковой формы диагностики уровня сформированности копинг-стратегий у подростков, учитывающей сферу возникновения кризисной ситуации; – выявление преобладающих стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте; – определение качественных особенностей и степень напряженности реагирования подростков в кризисных ситуациях в зависимости от сферы их проявления; – оценка выраженности потенциальной социально-психологической адаптированности современных подростков. 2.2 Результаты исследования по выявлению особенностей копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков Анализ и обобщение полученных данных позволили констатировать общее и различия в тенденциях, характерных для успевающих и слабоуспевающих подростков (Таблицы 4 – 9).
МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ – совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – субъективно перживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. МЕЛАНХОЛИК (греч. melas (melanos) – черные, chole – желчь) – один из четырех типов темперамента; человек, чье поведение характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью реакций на действующие стимулы, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. МЕЧТЫ – планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы. МИМИКА – совокупность движений частей лица человека, выражающая его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т. п.)
Вместе с тем в современных публикациях по проблеме развития и формирования личности подростков - недостаточно раскрыт механизм данного процесса, не разработаны формы и методы деятельности психолога и педагога по формированию идеально развитой, гармоничной личности. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования социально-психологического типа личности подростка. Объект исследования: социально-психологический тип личности подростка 11-12 лет. Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования социально-психологического типа личности подростка 11-12 лет. Гипотеза исследования: социально-психологический тип личности подростка 11-12 лет изменится, если применить психолого-педагогические условия формирования. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать проблему формирования социально психологического типа личности подростков 11-12 лет. 2. Выявить особенности типов личности 11-12 лет. 3. Теоретически обосновать психолого-педагогические условия формирования социально-психологического типа личности подростка 11-12 лет. 4. Подобрать методы и методики исследования. 5. Дать характеристику выборки проанализировать результаты исследования. 6. Разработать программу формирования социального типа личности подростка. 7. Проанализировать результаты исследования после проведения программы. 8. Составить рекомендации родителям, воспитателям, учащимся.
К примеру, особенности организации труда в какой-либо трудовой группе не являются элементами социально-психологического климата, хотя влияние организации труда на формирование того или иного климата несомненно. Социально-психологический климат это всегда отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого объективной жизнедеятельности данной группы и условий, в которых она протекает. Конечно, отражаемое и отраженное в сфере общественной жизни диалектически взаимосвязаны. Наличие тесной взаимозависимости между социально-психологическим климатом группы и поведением ее членов не должно приводить к их отождествлению, хотя при этом нельзя не учитывать особенностей данной взаимосвязи. Так, например, характер взаимоотношений в группе (отражаемое) выступает как фактор, влияющий на климат. В то же время восприятие этих взаимоотношений ее членами (отраженное) представляет собой элемент климата. При обращении к проблемам социально-психологического климата группы одной из важнейших является рассмотрение факторов, влияющих на климат
Социально-психологическая структура личности и ее уровни (социально- психологические способности общения; социально-психологические качества социального поведения; качества социально-психологического взаимодействия; социально-психологические свойства, связанные с психикой личности). Социально-психологическая характеристика структурных элементов личности. Типология личностных противоречий. Сознательное, бессознательное и социальное в поведении и поступках личности. Самооценка личности. Основные социально-психологические проблемы личности: лидерства, мотивации в групповой деятельности, аттракции, социализации, социальных установок, социально-психологических черт и качеств личности. Практическое значение изучения социально-психологической проблематики личности на современном этапе развития общества. Основные категории: адаптация, личность, формирование личности, структура личности, социально-культурные факторы, социально-психологические проблемы личности, самооценка личности. Контрольные вопросы: 1.Механизмы формирования личности через приспособление? 2.Роль социальных инстинктов в поведении людей? 3.Единство сознания и деятельности? 4.Роль социальных и деятельностных детерминант в формировании личности? 5.Отличие социально-психологического анализа проблем личности от социологического и обще психологического? 6.Социально-психологическая структура личности? 7.Основные социально- психологические проблемы личности? 8.
Его путь от "я - для - себя" к "я - для - других" достигает кульминации подвига, отраженного в саморефлексии: "Просто спеклось все во мне. после Аниски. Я себя не помнил, вот",- говорит Федор. "Нашествие" как социально-психологическая драма Леонов-драматург - подлинный мастер социально-психологической драмы. Современная критика, обращаясь к образу Анны Николаевны, нередко полагает, что драматург лишил ее материнских чувств, показал "потрясающую глухоту матери!". В леоновском тексте - иное. В самом начале действия, когда зритель впервые видит Таланову, она пишет Федору письмо (даже не надеясь получить ответ). Она помнит, что Федора с ними нет "три года уже. и восемь дней. Сегодня девятый пошел" (т.е., буквально, считает дни разлуки). Достаточно малейшего повода в разговоре, чтобы она тотчас вспомнила о сыне: Анна Николаевна: Ломтево! Там Иван Тихонович работу начинал. Федя родился, на каникулы туда приезжал. Вспомним, наконец, как готовится она к встрече с сыном, узнав от растерянной дочери, что та видела Федора в городе. И вот из передней слышен (цитируем авторскую ремарку) ее "слабый стонущий вскрик. Так может только мать".
Гипотеза данного исследования заключается в следующем: быстрая смена социальных условий, отсутствие привычных критериев и ориентиров, изменение стиля жизни, предположительно приводит к изменению некоторых характеристик общения современных подростков и юношей. Экспериментальное исследование проводилось в течение 9 месяцев на нескольких группах испытуемых: учащихся 6 –го, 8 –го и 11 –х классов №4 города Кишинева и учащихся 8 –го и 11 –х классов средней школы №14 города Кишинева. Общая выборка 114 человек; возрастной диапазон от 11,9 до 17 лет. Новизна данной работы заключается в том, что проведение данного исследования, позволило нам изучить на местной выборке особенности общения современных подростков и старших школьников нашей Республики. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности. Эти данные также могут содействовать решению проблемы социально-психологической адаптации современной молодежи в новых социальных условиях. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 1.1. ОБЩЕНИЕ, КАК КАТЕГОРИЯ В ПСИХОЛОГИИ.
Социально-психологические особенности студентов, получающих первое высшее образование, достаточно полно изучены благодаря комплексному лонгитюдинальному исследованию, начатому еще в 70-е годы лабораторией дифференциальной психологии ЛГУ, Институтом образования взрослых и Научно-исследовательским институтом комплексных социальных исследований под руководствомБ.Г.Ананьева. Основной аспект этой программы - изучение возрастной динамики развития психики взрослого человека. Результаты этого исследования позволили создать теоретико-эмпирическую базу акмеологии, а также научно обосновать концепцию непрерывного образования, сформулированную в нашем обществе в середине 70-х годов. Для успешного функционирования системы дополнительного образования в современных условиях, представляется актуальным изучение социально-психологического портрета, мотивации учебного процесса и профессиональных ожиданий и установок студентов, вторично пришедших в ВУЗ. Такого рода исследований еще очень мало. Одно из них было предпринято в 1996 году лабораторией социологии обучения и образования Московского современного гуманитарного университета. (6). Основным методом был анкетный опрос более чем двух тысяч студентов очно-заочной формы обучения. Исследование выявило две основные цели обучения: "прагматическую" - последующее удачное трудоустройство (51%) и "романтическую" - саморазвитие и повышение образованности (45%). Выбор МСГУ в качестве учебного заведения обусловлен для 77% студентов международными связями и стажировками; для 69% студентов - возможностью получения диплома зарубежного ВУЗа. Основная установка по завершению обучения на предпринимательскую деятельность в сфере бизнеса. Нам показалось интересным исследовать социально-психологический портрет студентов и мотивацию учебной деятельности при получении дополнительного образования в психологическом ВУЗе. Это исследование находится в самом начале в ИПК "Теменос".
Методологическая основа данного исследования сформировалась как синтез классических взглядов на вопросы управления персоналом (Фр.У. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, Д. МакГрегор), современных взглядов на процесс формирования системы управления персоналом в условиях рынка (Дж. Грейсон, Д. Эренберг, М. Мескон) и в условиях российской экономики (П.В. Журавлев, А.П. Егоршин, Б.М. Генкин, А.Я. Кибанов, В.А.Дятлов, А.А. Лобанов, Ю.Г. Одегов, В.А. Поляков, Э.Е. Старобинский). Анализу практических проблем управления персоналом современных организаций посвящены работы С.В. Шекшня, М.В. Грачева. Исследованиями социально-психологических основ современного управления персоналом занимались В.А. Спивак, В.П. Пугачев, С.Б. Каверин, Е.П. Ильин и др. Вопросам определения и типологии карьеры посвятили свои труды В.Ю.Иванов, А.Я. Кибанов, Е.В. Маслов, Е. Молл, О.Ф. Гучинская, Т.Ю. Базаров и др. Существенное значение для разработки проблем кадрового менеджмента имеют труды современных российских исследователей в сфере менеджмента организаций О.С. Виханского, А.Л. Гапоненко, В.В. Гончарова, И.Н. Герчиковой, Э.М. Короткова, В.И. Кнорринга, З.П. Румянцевой, А.Г. Поршнева, А.И. Пригожина, Н.А. Саломатина, А.И. Наумова. В их работах обозначена тенденция анализа кадрового менеджмента как практического управления при переходе к рынку, практического формирования деловой культуры в организации.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 4.1. Проблема личности в социальной психологии 4.2. Личность и социализация 4.3. Личность и социальная установка 2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 3. ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 4. ГЛОССАРИЙ 5. ЛИТЕРАТУРА КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ I ГЛАВА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Место социальной психологии в системе научного знания Социальная психология – научная дисциплина, родившаяся «на стыке» двух наук (психологии и социологии), что вносит определенные трудности в формулирование предмета исследования социальной психологии, в определение круга изучаемых проблем. Советская социальная психология пережила длительный период подавления и возродилась лишь в начале 60 годов XX века. Активное развитие современной социальной психологии позволяет уточнять предмет социальной психологии, разрабатывать новые теории, описывать новые стратегии прикладных социально-психологических исследований. В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа дискуссии по определению предмета изучения данной науки: 20-е гг. и конец 50-х — начало 60-х гг. В 20-е гг., т.е. в первые годы Советской власти, дискуссия о предмете социальной психологии была стимулирована двумя обстоятельствами.
Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Вот я уже и упомянула одну из проблем современной молодежи – социализация. Кроме этого, я расскажу о проблемах духовного становления молодежи, ее профессионального самоопределения, взаимодействия с обществом и, наконец, о том, что переживает молодое поколение на рубеже тысячелетий. Жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего а также «богатство и процветание» (20,4%), «социальная защищенность» (17,0%), «равенство и справедливость» (15,5%) и др. Необходимым условием стабилизации общества является формирование культуры мира, утверждение идеалов терпимости. На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития.
Дипломная работа Тема: «Организация, формы и методы социальной работы с пожилыми людьми в условиях сельской местности» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ 1.1 Традиции и формы социальной помощи в крестьянской общине 1.2 Социально-экономические условия существования современной деревни и удовлетворение жизненных потребностей ее жителей ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН 2.1 Проблемы пожилых людей в современном российском обществе и социально-психологический портрет пожилого человека 2.2 Организация, формы и методы социальной работы с пожилыми людьми ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Постоянное возрастание доли пожилых во всём населении становится влиятельной социально-демографической тенденцией всех регионов Российской Федерации. Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-первых, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей.
В нашем исследовании мы не выявили категорию испытуемых, которых можно было бы включить в социально-ориентированное общение. Между тем, у молодежи 80 –х годов эта форма общения преобладала. В структуре свободного времени у них значительное место занимали занятия в кружках, секциях. Доминировали социально-ориентированные интересы, которые были ориентированы на выполнение общественно значимых дел, дающих личностный выход на общество. Мы предполагаем, что такие результаты могут быть связаны с сегодняшней социальной ситуацией. Измененились критерии, ценностные ориентации системы отношений в обществе. Поэтому большинство подростков и старших школьников ориентированы на материальные ценности (дома, машины, отдых на Гавайях и т.п.). Таким образом, полученные нами данные в ходе исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу: наблюдается тенденция к изменению некоторых характеристик общения, определенные рамками сформулированными нами задач. Если обобщить полученные данные и сопоставить их с литературными, то можно описать «собирательный портрет» современного подростка и старшеклассника. 1. Потребность общения сохраняется. 2. Значимость сверстников. 3. Отсутствие социально-ориентированных интересов. 4. Сохранение потребительского принятия информации, но меняется ее характер (чтение периодических изданий, порножурналов, употребление наркотиков, выпивка). 5. Современные подростки и юноши, описывая идеального собеседника, на первый план выдвигают – отзывчивость, воспитанность и эрудицию. 6. Проявляется потребность в молодежных организациях.
На втором этапе упражнения один участник из каждой пары начинает добровольно давать свободную информацию или описывать личный опыт. Второй участник пытается продлить разговор, либо прося пояснить, либо перефразируя. Между двумя этапами упражнения дайте парам поделиться своими переживаниями и трудностями. Когда вы сможете легко открывать свой внутренний мир, задавать вопросы, допускающие широкий диапазон ответов, используя методы активного слушания, вы овладеваете искусством ведения разговора . Заключение Результаты проведённой работы позволяют сделать следующие выводы: 1. Исходя из того, что в современном обществе возрастает значимость компетентности в общении, развитие последней является актуальной проблемой социальной психологии. 2. Социально – психологический тренинг является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития компетентности в общении 3. Активное использование социально – психологического тренинга для решения реальных практических проблем является актуальной задачей социальной психологии.
Обобщенный психолого-педагогический портрет современного подростка Гилемханов Д. Обобщенный портрет современного подростка "Физическое развитие: узкогрудый, с дефицитом веса, низкорослый, отставание биологического возраста от паспортного. Социальный портрет: стремительный рост вредных привычек - алкоголизм, курение, наркомания. Повышенная сексуальная активность. Повышенная заболеваемость венерическими заболеваниями. Высокий уровень абортов. Раннее материнство и отцовство. Высокая степень социальной дезадаптации: преступность, проституция. Ранняя трудовая занятость. Суицид". Нет, это не отрывок из детектива, а социальный портрет современного подростка, который дает Минздрав. Есть и продолжение: "Наличие хронических заболеваний половых органов; наличие функциональных расстройств. На каждого ребенка в среднем приходится по два с половиной функциональных заболевания. Репродуктивное здоровье: изменение сроков наступления менструаций на более поздние". Подростки болеют чаще других детей в полтора раза. Только 20 процентов девушек фертильного возраста ("возраста плодовитости") готовы к беременности и родам.
В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества. Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Молодежь в контексте нашего исследования - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему. Границы этой группы размыты и подвижны, но их обычно связывают с возрастом 15-30 лет. Современная молодежь как социокультурная группа характеризуется несколькими общими чертами: она более образована, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма.
Наиболее важным в этом плане представляется вопрос социализации как процесса становления личности. Затем, специфика исследуемой проблемы предполагает подробное рассмотрение этапов социализации и на этой основе – выделение в развитии личности конкретных возрастных периодов. Учитывая, что каждый из данных периодов характеризуется присущими ему социальными проблемами, следует выявить совокупность специфических методов и технологий социальной работы, необходимых при решении проблем конкретного возраста. Далее. Особенность метода работы видится, во-первых, в ее связи с социально-педагогическим, социально-психологическим, социологическим подходами к изучению личности, проблем, возникающих перед ней на том или ином жизненном этапе, а также путей их преодоления. Сюда, в частности, относятся социальная схема возрастной периодизации развития детей и подростков, методы педагогической работы с депривированными детьми. Более того, такие понятия, как возрастной кризис, переходный возраст разработаны психологией, а понятия личности, социализации, социальной адаптации – межотраслевые.
![]() | 978 63 62 |