![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Социология |
Социальные и психологические причины наркотизации общества | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
И социал-демократия ничего в этом отношении менять не собирается. Но зато она подарит работнику «освобождение от работы», право на отдых. И во время этого отдыха рабочий предастся образованию. Ведь работники так тянутся к знаниям: «наука и искусство остаются для пролетариата обетованной страной, на которую он смотрит издалека, за обладание которой он борется, но в которую он не может вступить»[840]. А капиталистическое общество лишает рабочих права на разносторонние размышления. Вся пирамида рассуждения о свободе венчается идеализированной картинкой «гармонического образования» Афинской школы, где древнегреческие философы предавались «высшей свободе» рассуждений. Каутский утверждает, что только новое социалистическое общество «откроет пролетариату все источники образования» и предоставит ему досуг[841]. Каутский доживет до 30-х гг., когда этот проект (в условиях краха классической либеральной модели) начнет осуществляться в условиях капитализма. Просветительский проект социал-демократии, которому Каутский (как и другие марксисты) придавал решающее значение, основывался на шаткой предпосылке стремлении рабочего к занятиям сдерживается господством буржуазии, а не внутренними, социально-психологическими причинами
Подобно Адлеру, Карл Густав Юнг (1875 – 1961) освобождает себя от необходимости считаться с основными тезисами психоанализа Фрейда. Он отказывается от таких фрейдовских понятий, как «эдипов комплекс», вытеснение», «сублимация», считая их нереальными, символическими и непонятными. Сам Юнг неоднократно подчеркивал, что лейтмотивом его работ является стремление объяснить вопросы истории, рассматривая конкретные исторические темы через призму бессознательной деятельности души современного человека. Особое место в дальнейшем развитии философии психоанализа занимают работы Эриха Фромма (1900 – 1980). Пытаясь применить психоанализ к философии, социологии и науке о религии, Фромм выходит за узкие рамки психоанализа. Великолепно ориентируясь в философии и психологии, он создает самостоятельное направление аналитической социальной психологии, призванной выяснить, в какой мере и каким образом душевный аппарат человека является причиной, определяющей формирование развития общества. Фактически это был вопрос о философских и социально психологических основах интеграции общества. Функция «общественного характера» как основы экономической системы и общественного порядка направила внимание Фромма на исследование природы самого человека и его характера.
Фактически это был вопрос о философских и социально-психологических основах интеграции общества. Позже, работая в США, Фромм воспринял теорию межличностных отношений, ключевой проблемой которой являлось особое отношение каждого человека к миру - как альтернатива фрейдизму, опирающемуся на теорию влечений. С этого времени начинается расхождение Фромма, в итоге создавшего собственную концепцию антропологии, с фрейдовским вездесущим эдиповым комплексом и стремлением к удовлетворению инстинктивных удовольствий. И в дальнейшем Фромм постоянно подвергал острой критике теорию и технику психоанализа Фрейда и невысоко ценил его последователей - ортодоксальных обучающих аналитиков. С точки зрения Фромма марксистскому пониманию общества недоставало только одного - теории опосредствующих звеньев между экономической основой (базисом) н осмыслением ее в формах соответствующих социальных институтов (надстройкой, идеологией в широком смысле слова). В статье "Психоанализ и социология" (1923) Фромм впервые дает свое понимание психоанализа, которое вначале было не принято философами, социологами, занимающимися проблемами общества
Поэтому следующая наша задача будет и состоять в том, чтобы рассмотреть объективные причины и психологию участников зарождающихся конфликтов. Важным моментом в изучении проблемы конфликтов и их природы является выявление их причин. Анализ социологических и социально-психологических исследований позволяет выделить следующие основные причины конфликтов: — социально-экономические — конфликты в современном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социально-экономических противоречий; — социально-психологические — потребности, мотивы, цели деятельности и поведения различных людей; — социально-демографические — различия в установках, мотивах поведения, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом, принадлежностью к различным национальным образованиям. Люди так или иначе, реагируют на изменение социально-экономической ситуации, преследуя при этом свои интересы и потребности. Естественно, что посягательство на какую-либо из таких потребностей является социально- психологической причиной конфликтов.
И связано это с недостаточным финансированием дезинфекционной станции. Наиболее распространенный среди трех видов педикулеза платяной. Его разносчик, платяная вошь, является возбудителем серьезного инфекционного заболевания сыпного тифа. Много очагов педикулеза в школах и детских садах, в среде людей без определённого места жительства. Большое значение имеет отсутствие горячей воды. Заразиться педикулёзом сейчас можно даже в общественном транспорте. А ведь санитарно-дезинфекционная станция в городе только одна. Еще до 1998 года она финансировалась из федерального бюджета. Сейчас на собственных хлебах. Все услуги платные: от двухсот сорока до семисот рублей. Дезинфекционной станции требуется ремонт и замена уже устаревших камер. Иначе, случись эпидемия, ситуация в один момент может выйти из-под контроля» (ИА Regnum, 26.11.2002). Надо подчеркнуть, что теплоснабжение, как и любая другая «институциональная матрица», зависит не только от состояния экономики и программных установок власти. На его сохранность или деградацию влияет и общий социально-психологический климат в обществе
Может быть выбрана и норма привилегий, в соответствии с которой в выигрыше окажется сын высокопоставленных родителей. В современном обществе подобные неписанные нормы субъективной культуры часто противоречат законам государства, но сохраняются «в головах людей». Мы все время говорим о различиях между культурами, но исследователи пытаются выделить и культурные универсалии, т.е. черты культуры, свойственные всем народам. Например, повсюду на Земле в той или иной форме существуют религиозные обряды, совместный труд, танцы, образование, спорт, приветствия и многое другое. Но дело в том, что формы проявления этих культурных универсалий могут сильно различаться: приветствуя друг друга, люди в разных культурах пожимают руки, целуются, трутся носами или ложатся ничком на землю. Специфичность элементов культуры обусловлена многими факторами. Психологов прежде всего интересует социально-психологическая причина разнообразия культур. Французский этнолог К. Леви-Строс называет этот фактор желанием отличаться от своих соседей, развивая оригинальный стиль жизни. В психологических понятиях мы определили бы его как потребность в идентификации с группой себе подобных и одновременно в дифференциации от членов других групп.
Проблема оплаты труда – одна из ключевых в российской экономике и занимает особое место в структуре социально-трудовой сферы в приоритетах социальной политики, что объясняется ее значимостью для обеспечения жизнедеятельности человека и выполняемыми ею специфическими функциями в развитии общества и экономики. Поэтому от успешного решения проблемы оплаты труда во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, благоприятный социально-психологический климат в обществе. Оплата труда – уникальная категория с мощным внутренним потенциалом, по уровню которого, пожалуй, сложно с чем-либо сопоставить. Этот потенциал может выполнять как созидательную, так и разрушительную роль в коллективе и обществе. Если оплата труда по своему размеру и организации заинтересовывает работников, она колоссальный фактор роста производства и развития страны. В противном случае – о чем свидетельствуют известные примеры в России и за рубежом – оплата труда может стать причиной серьезных социальных взрывов и потрясений.
Именно поэтому, я считаю, разработка этой проблемы довольно актуальна на данный момент. Также налицо тот факт, что служба в силовых структурах предполагает собой владение властными полномочиями, которые приобретает индивид, поступая на службу. Также в связи с этим можно выделить еще одну особенность – службу в данных организациях выбирают люди, оказавшиеся в стороне от знания на начальном этапе своего образования. Поэтому в своей работе мы попытаемся выяснить причины такого профессионального выбора у представительниц «слабого» пола. Цель, поставленная перед началом работы, заключалась в проведении теоретического анализа социально-психологических установок современного общества, статуса знания зарубежной и отечественной литературы и осуществить эмпирическое исследование по данной проблеме. Предметом исследования послужили социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере, уровень мотивации к успеху и избеганию неудач. Для проведения пилотажного исследования были использованы следующие методики: методика исследования социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной и Методика диагностики личности на мотивацию к успеху и избеганию неудач Т. Элерса. Результаты эмпирического исследования подтвердили выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере влияют на уровень ее мотивации к успеху и уровень мотивации к избеганию неудач.
Высокая конкуренция может привести к тому, что люди будут вынуждены работать на непрестижных и неинтересных для них местах, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Работа их будет носить вынужденный характер, а, как известно, такой труд не может быть высококачественным и эффективным, если ты работаешь только для того, чтобы получить за это деньги. Рост безработицы приводит к тому, что увеличивается миграции и количество людей без определенного места жительства, ухудшается социально-психологический климат в обществе, люди становятся более озлобленными. Особое место занимает молодежь (от 15 до 24). Ее положение на рынке труда наиболее неблагоприятно. Нет уверенности в том, что после окончания учебного заведения молодой человек завтра не окажется безработным. И причина тому, невысокий уровень профессиональной подготовки, несоответствие профиля подготовки и структуры рабочих мест, у молодого специалиста есть теория, но, как правило, совершенно отсутствует практика своей специальности. Вклад молодежи в общий уровень безработицы велик. Если можно было его сократить хотя бы на 10%, то общий уровень безработных уменьшился. Продолжительность периода безработицы у молодых безработных напрямую зависит от уровня благосостояния его семьи, как долго она может его содержать.
Однако, эта борьба для людей определенного типа превращается в борьбу за власть как самоцель. Эти несправедливости порождают ненависть к существующему порядку вещей со стороны классов, занимающих подчиненное положение в социально-экономической иерархии, что также служит питательной основой для нацизма. Но одних лишь социально-психологических причин недостаточно для полного проявления инстинкта власти и практического удовлетворения этих потребностей. Поэтому выделяются еще и политико-психологические основания. К таким основаниям фашистских настроений в обществе можно отнести политические кризисы и катастрофы, экономические кризисы, различные ситуации, при которых происходит дестабилизация государственного режима. Все эти ситуации сопровождаются, как правило, кризисом доверия к власти. Появляются массы недовольных, вернее, они и так были, но политические кризисы только дают им еще один повод выразить свой протест и удовлетворить свои потребности в силе. Для масс главное, чтобы нашелся один харизматический лидер, способный повести за собой всех недовольных, потому что массы не хотят и не умеют брать на себя ответственность.
Тем не менее, сейчас уже начинает формироваться социальный запрос на подобную информацию, причем как от специалистов-практиков, так и от их потенциальных клиентов: подростков и взрослых.Еще нет разработанных теоретических и методологических концепций о причинах и условиях насилия в семье. Это так же относится и пассивной роли государства по данному вопросу – это: . отсутствие федерального закона, обеспечивающего защиту жертв домашнего насилия; . судебная и правоохранительная практика, отрицающая проблему домашнего насилия; . высокая степень латентности данного явления: как объективная, обусловленная тем, что о фактах насилия в семье не заявляется в правоохранительные органы, так и субъективная, обусловленная сокрытием фактов насилия в семье правоохранительными органами.Историческое отношение общества и государства к жестокости в семье менялось. Раньше многие виды насилия в быту были фактически узаконены. Патриархальное устройство государства, исповедуя формальный принцип невмешательства в семейные дела, наделяло при этом мужчину широкими властными полномочиями по отношению к другим членам семьи.Когда же насилие в семье стало социальной проблемой и получило негативную оценку со стороны общества? Осознание социально-психологических причин данной проблемы произошло в Америке и Европе в 70-е годы двадцатого века, когда идеи равноправия мужчин, женщин и детей в семье и в социальной жизни получили широкое признание.
Поэтому следующая наша задача будет и состоять в том, чтобы рассмотреть объективные причины и психологию участников зарождающихся конфликтов. Важным моментом в изучении проблемы конфликтов и их природы является выявление их причин. Анализ социологических и социально-психологических исследований позволяет выделить следующие основные причины конфликтов: — социально-экономические — конфликты в современном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социально-экономических противоречий; — социально-психологические — потребности, мотивы, цели деятельности и поведения различных людей; — социально-демографические — различия в установках, мотивах поведения, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом, принадлежностью к различным национальным образованиям. Люди так или иначе, реагируют на изменение социально-экономической ситуации, преследуя при этом свои интересы и потребности. Естественно, что посягательство на какую-либо из таких потребностей является социально-психологической причиной конфликтов.
Социально-демографическая характеристика обвиняемого дает возможность более глубоко раскрыть причины его поведения, выявить особенности личности и избрать такую меру наказания, которая будет наиболее целесообразной с точки зрения перевоспитания преступника. Не менее важно учитывать и возрастные различия правонарушителей. Человек — существо социальное, поэтому с изменением возраста происходят не только физиологические изменения его организма, но и социальные изменения личности. С течением времени меняется также его ближайшее окружение (микросреда), да и общество в целом. Изменяются условия, в которых живет человек, социальные функции, опыт, привычки, способы реагирования на конфликтные ситуации, его стремления, желания, круг интересов и потребностей; происходит становление и развитие личности. Все эти изменения сказываются как на поведении отдельного человека в разном возрасте, так и на структуре преступности в целом, если ее проанализировать в разрезе возрастных групп. Выборочные изучения показывают, что наиболынее число преступлений совершается в возрасте 25—29 лет. Надо полагать, что объясняется это не столько повышенной активностью людей в этом возрасте, сколько различными социально-психологическими причинами.
Воздаяние не связано с безумной формулой «смерть за смерть», но преступник получает наказание, являющееся в определённой степени воздаянием за содеянное. Кроме того, в его наказании часто заинтересованы близкие потерпевшего. И, наконец, наказание преследует цель кары ещё и потому, что в качестве одной из составных частей оно содержит в себе кару. И.И. Карпец утверждал, что наиболее ярко эта цель проявляется в смертной казни и длительных сроках лишения свободы. Б.С. Никифоров указывал на цель восстановления нарушенного преступлением социально-психологического порядка в обществе и на удовлетворении чувства справедливости. Существует дискуссия также по вопросу о целях наказания за неосторожные преступления. С.И. Дементьев считает, что в этом случае целью наказания является общее предупреждение и кара; С.В. Полубинская - общее и специальное предупреждение, а также и социальная цель – восстановление социально – психологического порядка в обществе. В.Е. Квашис – только общее преступление. По мнению М.Д. Шаргородского целью наказания является только общее и специальное предупреждение, исправление и перевоспитание осуждённого посредством уголовного наказания достигнуто быть не может.
Воздаяние не связано с безумной формулой «смерть за смерть», но преступник получает наказание, являющееся в определённой степени воздаянием за содеянное. Кроме того, в его наказании часто заинтересованы близкие потерпевшего. И, наконец, наказание преследует цель кары ещё и потому, что в качестве одной из составных частей оно содержит в себе кару. И.И. Карпец утверждал, что наиболее ярко эта цель проявляется в смертной казни и длительных сроках лишения свободы. Б.С. Никифоров указывал на цель восстановления нарушенного преступлением социально-психологического порядка в обществе и на удовлетворении чувства справедливости. Существует дискуссия также по вопросу о целях наказания за неосторожные преступления. С.И. Дементьев считает, что в этом случае целью наказания является общее предупреждение и кара; С.В. Полубинская - общее и специальное предупреждение, а также и социальная цель – восстановление социально – психологического порядка в обществе. В.Е. Квашис – только общее предупреждение. По мнению М.Д. Шаргородского целью наказания является только общее и специальное предупреждение, исправление и перевоспитание осуждённого посредством уголовного наказания достигнуто быть не может.
Отношения договорные – товарно- денежные. Свобода субъекта и объекта, достаточная для реализации их интересов. Выполнение договорных обязательств. Достоинства стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал, на основе удовлетворения материальных потребностей. Недостатки – неудовлетворенны многие потребности лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию. 3. социально-психологический метод. Механизмы договорные – убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед работниками. Нет материальной основы. Условия реализации – одна из сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его. Достоинства - включаются механизмы трудовой мотивации (нематериальные потребности), практически не требуются материальные затраты. Недостатки – не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей, трудно прогнозируются результаты.22. Мотивация как функция управления. Способы воздействия на подчиненных. Стимул- внешний раздражитель, склоняющий к действию. Мотив- внутренняя психологическая причина, определяющая выбор направленности поведения, социально-психологическая причина, которая тормозит или раскручивает поведение человека.
В рамках работы этих научно-исследовательских учреждений были выполнены работы по изучениюпсихологии преступников и заключенных, быта криминального мира, закономерностей формирования свидетельских показаний, по методике проведениясудебно-психологической экспертизы (М.Н. Гернет, Я.А. Кантарович, А.С. Тагер и др.). А.Р. Лурия были проведены исследования по обнаружению психологическимисредствами следов преступления и установления виновных. В последнее время ученые в сфере юридической психологии активизировали научные исследования вразличных областях, уточнен предмет юридической психологии и ее принципы (А.В. Дулов, А.Р. Ратинов, В.А. Васильев, М.И. Еникеев, А.М. Столяренко, А.И. Папкин,И.К. Шахриманьян, О.Д. Ситковская, Г.Х. Ефремова, М.Г. Дебольский и др.). Большое значение для юридической психологии представляет общепсихологическая теория отклоняющегося и преступного поведения.Существуют индивидуально-психологические и социально-психологические причины противоправного поведения. К индивидуально-психологическим причинам следуетотнести изменение правовых ценностей и соответственно развитие криминальной мотивации у правонарушителя.
Их отдаленные последствия проявляются в глубокой трансформации индивидуального, группового и массового сознания, в устойчивом изменении морально политического и социально-психологического климата в обществе. Можно выделить следующие функции пропаганды, реализуемые СМИ. 1. Информационная, в рамках, которой осуществляется обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных, например в РФ, ее Конституцией, создание и поддержание необходимого для устойчивого развития общества. Реализация функции информирования связана с изменением структуры знаний у представителей аудитории, которой предлагается информация. Роль этой функции достаточно прозрачна, поскольку структура информированности членов общества является важнейшим фактором, определяющим их поведение. 2. Функция организации поведения, формирующая у членов общества алгоритмы поведения. Алгоритмы корректировки поведения, закладываемые в сообщения, реализуются представителями аудитории с большей/меньшей вероятностью как в плане полноты выполнения должностных алгоритмов, так и в отношении числа участников по отношению к полному составу аудитории.
![]() | 978 63 62 |