![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Социология |
Специфика совладающего поведения у подростков с разным уровнем тревожности | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Невротичность определяется как эмоционально-психологическая неустойчивость поведения, повышенная эмоциональная реактивность. Анализ поведения менеджеров разных уровней позволил выделить различные по степени проявлений невротические реакции: Pреакцию тревожного ожидания и реакцию протеста. Последняя выражается в нежелании, а возможно и в неспособности менеджера считаться с какими-либо замечаниями или советами руководителя. Менеджеры с более высоким уровнем невротичности чаще подвержены срывам в работе и их результаты менее стабильны. Резистентность. Это сопротивляемость неблагоприятным условиям, тормозящим деятельность. Наиболее ярко такое свойство темперамента проявляется в сопротивлении стрессу, в отсутствии снижения функционального уровня деятельности при сильном нервном напряжении. Недостаточная резистентность с большим трудом компенсируется высоким уровнем развития других качеств и свойств личности. Каждый человек имеет свой индивидуальный стрессовый порог, т.Pе. только определенная доля стресса, определенный его уровень является оптимальным и позволяет показывать наилучший результат
Лица с низким уровнем профиля на седьмой шкале обычно отличаются решительностью, гибкостью поведения и низким уровнем тревожности, в связи с чем для них характерна уверенность при необходимости принимать решения. Сочетания с ранее рассмотренными шкалами. У личностей, профиль которых определяется пиком на седьмой шкале, в силу высокого уровня тревожности и стремления избежать вероятных опасностей, относительно легко возникает беспокойство о состоянии своего физического здоровья, которое в профиле методики многостороннего исследования личности обычно отражается сочетанием подъемов на седьмой и первой шкалах. Развитию личности в этом направлении способствуют следующие обстоятельства. Во-первых, в результате частого возникновения тревожных реакций вегетативные корреляты тревоги служат основой для возникновения страха перед возможным заболеванием, во-вторых, характерный для лиц, этого типа тщательный контроль гетероагрессивных тенденций затрудняет отнесение возникшей тревоги за счет недобросовестных или некомпетентных действий окружающих и, наконец, эти, часто сверхпунктуальные и сверхдобросовестные люди в силу той же сверхпунктуальности и добросовестности могут обнаруживать чрезмерную озабоченность собственным соматическим благополучием, тщательно фиксируя все проявления физических расстройств и добросовестно планируя (самостоятельно или с помощью врача) систему мероприятий, направленных на их устранение.
Но это принципиально неверно. Без активной жизненной позиции (прошу прощения за использование штампа другой, советской, эпохи) вы не раскроете нетранспарентное содержание. Вы обязаны отстаивать свою правду перед каким-то, пусть гипотетическим, адресатом, наделяемым вами «условной нужностью». Это может быть социальный актив общества или... или отдельная многообещающая личность... Необязательно высокостатусная. Но вы должны адресоваться! Иначе вы ничего не поймете. Если вы ни к кому не адресуетесь и ни за что не боретесь, вы уткнетесь в стену. А если вы по натуре наделены поисковой страстью, то такое соприкосновение со стеной будет для вас, мягко говоря, небезболезненным. Мне приходилось встречаться с людьми, которые, ударившись в стену подобным образом, необратимо теряли адекватность. И, наконец, последнее. По порядку, но не по значению. Интерпретируя поведение субъектов разного уровня (в том числе субъектов из «мира ЗС»), вы не должны все сводить к какой-либо одной мотивации. И вы даже не имеете права это делать
Его обладатели замкнуты, скрытны, немногословны, властны, остро переживают неудачи; А НА - смешанный. Предполагает изменчивость настроения, повышенную эмоциональность, яркое воображение, чувственность владельцев, сопереживание окружающим. Внутреннее состояние человека. Его влияние на особенности поведения наглядно представлено в табл. 1. Таблица 1 Внутреннее состояние Напряженность Расслабленность Реакция Пассивная Накопление внутри себя эмоций без их внешнего проявления, волнение по поводу того, что еще не произошло, склонность к «взрыву» Спокойное, беззаботное поведение Активная Вечная гонка в жизни на выживание и постоянное подстегивание себя Разумное мотивированное поведение с низким уровнем тревожности. Играючи выполняется большой объем работы Литература Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2007. – 512 с. Маркетинг в АПК / Г.П. Абрамова, М.М. Жигалин, Е.И. Семенова и др.; Под ред. Г.П. Абрамовой. - М.: Колос, 1997. - 240 с. Управление в АПК /Ю.Б. Королев, В.З. Мазлоев, А.В. Мефед и др.; Под ред. Ю.Б. Королева. - М.: Колос, 2002.- 376 с.
Наконец, в возрасте подростковом начинается осознание «духовного Я» своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта, который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: «каков я?», «что во мне не так?», «каким я должен быть?». Именно в этом возрасте начинает формироваться «идеальное Я» (=> Сверх-Я) осознанный личный идеал, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самосовершенствование. САМОРЕГУЛЯЦИЯ целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Саморегуляция психическая один из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов
Наиболее затратным, но при этом и наиболее эффективным, элементом антикризисной стратегии промышленной фирмы являются механизмы преодоления кризисности в условиях изменяющейся внешней среды. Это набор своеобразных «формул поведения» менеджеров разных уровней управленческой иерархии в конкретных ситуациях, нацеленных на выход из кризиса. Реализация антикризисной стратегии промышленной фирмы предполагает ее четкое ресурсное обеспечение, что особенно затруднено в условиях неустойчивой внешней среды. Тем не менее и такие ситуации подлежат разрешению на систематической основе. 2.3 Модели антикризисных стратегий предприятияВ антикризисном менеджменте особую (главенствующую) роль приобретает стратегическая составляющая. Ее сущность заключается в систематической разработке правил, запрограммированных решений, «формул действий» для управленческого персонала в различных ситуациях высокоизменчивой среды (в пополнении соответствующего банка). Это обусловлено тем, что в промышленных фирмах со сложной внутренней структурой руководители высшего уровня не в состоянии контролировать изменения ситуации во всех подразделениях и оперативно разрабатывать соответствующие Управленческие решения.
Таким образом, образовательный результат всегда четырехкомпонентен и проявляется на определенном уровне. В.П.Беспалько выделил уровни знаний, являющиеся компонентом освоенных способов деятельности, логично, что последние также разбиваются на уровни. Мы фиксируем в зависимости от познавательной деятельности ознакомительный, формально-репродуктивный, сущностно-репродуктивный, творческий результаты. Это задает общепедагогический ракурс разговора об образовательном результате. Указанные уровни — типы результата, а технологии, приводящие к ним — общепедагогические типы обучения. Образовательная технология — типовая деятельность, приводящая к типовому результату. Все это вписывается в рамки известных типов УВП, опирающихся на единую структуру элементов содержания образования, специфику их проявления на разных уровнях освоения, сущностные особенности деятельности обучаемого, приводящие к намеченной глубине образования. Локальный масштаб термина технология, обозначающий путь достижения оперативных учебных и воспитательных задач, например “технология формирования понятий”, “технология создания ситуации успеха”, вероятно уместен, но, строго говоря, противоречит педагогической закономерности о целостности образовательного результата.
Присутствие в профессиональной деятельности педагога большого количества стресс – факторов предъявляет повышенные требования к такой профессионально значимой интегральной характеристике учителя как стрессоустойчивость. Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском, сохранением и адекватным использованием ресурсов, помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций (Р. Лазарус). Особую категорию ресурсов стрессоустойчивости представляют характер и способы преодоления стрессовых ситуаций — стратегии и модели преодолевающего поведения или копинг - стратегии. Изучение стрессоустойчивости и механизмов копинг поведения приобретает особую актуальность в связи с отсутствием единой теории, адекватно поясняющей особенности и специфику совладающего поведения в профессиональной деятельности данной группы специалистов. Понятия «копинг» (преодолевающее поведение) и «эмоциональное выгорание» - относительно новые понятия в психологии, которые представляют собой целое направление современных исследований в науке, как среди зарубежных, так и среди отечественных ученых.
Подробнее в Приложении №5. Всего было опрошено 23 человека, 16 девочек и 7 мальчиков. На пятом этапе по обработке данных по самооценке были получены следующие результаты: из 23 человек с высоким уровнем личностной тревожности - 12 человек (52%) с низкой самооценкой, 10 человек (44%) - с высокой самооценкой и 1 человек (4%) с адекватной самооценкой. Для всех подростков с неадекватной самооценкой свойственно ее конфликтное строение (большой разброс отметок на разных шкалах). Данные в таблице 3, 4. Таблица №3 Сводные данные уровня тревожности подростков % человек Всего опрошено 100 37 Высокий уровень личностной тревожности 62 23 Средний уровень 38 14 Низкий уровень 0 0 Таблица № 4 Сводные данные самооценки подростков % человек Всего опрошено с высоким уровнем личностной тревожности 100 23 низкая самооценка 52 12 высокая самооценка 44 10 адекватная самооценка 4 1 При рассмотрении полученных результатов экспериментального исследования можно сделать вывод: в большинстве случаев для подростков с отклоняющимся поведением характерно сочетание высокого или среднего уровня личностной тревожности с неадекватной самооценкой.
При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве – это непосредственное эмоциональное общение /17/, в дошкольном периоде – это игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми /35/, в подростковом возрасте – дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом. /35,36,4,17/ Следует отметить, что по вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения: 1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно- личностный характер, предметом общения выступает другой человек – сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним /4/. Этой точки зрения придерживаются Элькенин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С. /36/ 2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д.И., новые формы общения "как приобщение подростков к обществу" /24,31,32/ Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. /22/ Мудрик А.В. отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. /22/ Поведение подростков, считает Мудрик А.В., по своей специфике, является коллективно-групповым /22/.
Повышенный уровень тревожности поддерживается конфликтом между стремлением получатьреальное (а не только воображаемое) внимание и его отсутствием. Так порождается замкнутый круг причин и следствий: фрустрация потребности во внимании порождаеттревогу, блокирующую те формы поведения, с помощью которых ребенок мог бы привлечь к себе внимание, Это, в свою очередь, поддерживает фрустрацию и т.д. Уход от деятельности проявляется в сочетании следующих показателей: - Жалобы на пассивность ребенка. Они могут выступать в разных формах ("отсутствует на уроке", "витает в облаках","ленится"). - Проявления демонстративности в мягких, социально приемлемых формах. - Склонность к фантазированию. - Некоторое повышение общего уровня тревожности, не приводящее, однако, ксущественным нарушениям деятельности. В подростковом возрасте тенденция к уходу от деятельности порождает самосознание одиночки,непонятого окружающими и далекого от их интересов и устремлений. Оно и составляет сущность психологического профиля при складывающемся синдромепсихологической инкапсуляции. Основной особенностью деятельности подростка становится отсутствие содержательного общения сосверстниками.
Данная категория подвергшихся насилию детей и подростков непосредственно избегает любых контактов с агрессорами, вплоть до полного отказа от посещения мест, связанных с жестоким обращением или с ним ассоциированных. В одних случаях речь идет о соответствующей доминирующей поведенческой стратегии, в других – о провоцирующих, запускающих механизмах бегства несовершеннолетних от уже существующих социальных проблем.Эти дети отличаются особенно незрелой «Я-концепцией», крайне низкой самооценкой, высоким уровнем тревожности, низким или отрицательным статусом в сообществе учеников. Соответственно этому они категорически отрицают саму возможность любой поддержки,от кого бы она ни исходила. Именно они представляют высокий риск трансформации избегающего поведения в аддиктивное, то есть ситуации, когда объяснимое и понятное на первых этапах совладания с проблемой поведение перерастает в саму потребность в бегстве как единственный фактор эмоционального комфорта личности. При этом диапазон бегства может быть разнообразным: от ухода и бродяжничества до развития других нехимических (игровая зависимость, интернет-зависимость) и химических зависимостей . 5 тип. Проблемно-усугубляющее поведение Последний тип совладающего поведения можно было бы еще назвать псевдоактивным сопротивлением.
Позиция ребенка с уходом от деятельности является дошкольной, игровой, только игра совершается не во внешнем, а во внутреннем плане. Реакция социального окружения, пытающегося "вернуть" ребенка к скучной и неинтересной для него деятельности, дополнительно стимулирует его уход в замещающее фантазирование. Повышенный уровень тревожности поддерживается конфликтом между стремлением получать реальное (а не только воображаемое) внимание и его отсутствием. Так порождается замкнутый круг причин и следствий: фрустрация потребности во внимании порождает тревогу, блокирующую те формы поведения, с помощью которых ребенок мог бы привлечь к себе внимание, Это, в свою очередь, поддерживает фрустрацию и т.д. Уход от деятельности проявляется в сочетании следующих показателей: - Жалобы на пассивность ребенка. Они могут выступать в разных формах ("отсутствует на уроке", "витает в облаках", "ленится"). - Проявления демонстративности в мягких, социально приемлемых формах. - Склонность к фантазированию. - Некоторое повышение общего уровня тревожности, не приводящее, однако, к существенным нарушениям деятельности.
ПЛАН: стр.1. Вступление 2 2. Механизмы поведения как характеристики функциональных систем 2 3. Соотношение темперамента и характера 4 4. Акцентуации характера у подростков 5 5. О динамике акцентуаций характера 7 6. Список литературы 10 ВСТУПЛЕНИЕ ”Проблема соотношения личности и организма в человеческой индивидуальности, - пишет В.М. Русалов - сводится прежде всего о том, как соотносятся психодинамические свойства человека с его биологической организацией». Б.Г. Ананьев подчеркивал комплексный характер связи индивидных свойств разного уровня: «Три группы природных свойств (конституциональные, нейродинамические, билатеральные - особенности симметрии организма), - писал он, - образуют класс первичных свойств, которые можно назвать индивидуально-типическими. Несомненна зависимость вторичных свойств (темперамента, структуры органических потребностей и т.п.) от этого плана первичных свойств, именно от совокупности индивидуально-типических свойств в целом, а не отдельно взятых (конституциональных или нейродинамических)».
Умственная работоспособность в ходе экзамена повышена у 55% респондентов 6. Наличие физического или физиологического дискомфорта присутствует у 65% 7. Температурные ощущения отличаются от нормы у 32,5 % 8. Координация движений нарушена у 30% 9. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы -- у 45% 10. Состояние потоотделения – у 37,5% 11. Восприимчивость к внешним раздражителям -- 57,5 % 12. Состояние памяти во время экзамена изменяется у 70% Все эти показатели в разной степени, но ухудшаются с повышением уровня тревожности (См. приложение 2) (от 50% до 77,7 % по вопросу № 6 и от 31,25% до 55,5% по вопросу № 10 и т.д.). 3.2 Способы выражения тревожности во внешнем проявлении и в поведении студентов. У студентов с высоким уровнем тревожности наблюдались: а) Резко выраженный дискомфорт (у 77 %): студенты беспокойны, их не покидает дурное предчувствие, не могут найти себе место, задают вопросы каждому выходящему из экзаменационного класса. б) Некоторые респонденты (15 %) отмечали наличие болевых ощущений: головные боли, боли в области живота, сердца, у некоторых наблюдались небольшие судороги конечностей. в) Температура нередко повышена, наблюдается усиленное потоотделение (33 %)независимо от окружающей температуры. г) Координация движений нарушена (33 %), они хаотичны, наблюдается дрожь в руках, ногах. д) Учащённое сердцебиение определили 45 % респондентов.
Приведённые классификации агрессивности подростков основываются на комплексе свойств личности, типичных для определённой группы подростков. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет конкретнее наметить приёмы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков. Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу "шумов", глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму.
Вместе с тем у подростков этой группы отмечается минимальный уровень негативизма. Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков из семьи служащих среднего звена. В то же время эти подростки отличаются сравнительно невысоким уровнем физической формы агрессивного поведения. По уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из семей подсобных работников и семей руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию. Таблица 2 Проявления различных форм агрессивности у подростков из разных социальных слоёв населения. Социальные слои Формы агрессивности, % физическая косвенная вербальная негативизм Из рабочей среды 70% 45% 50% 30% Из среды строителей 65% 55% 60% 40% Из среды сельских тружеников 67% 60% 65% 20% Из среды малоквалифицированных подсобных работников (прачки, уборщицы) 30% 65% 75% 50% Из среды служащих среднего звена 40% 45% 75% 60% Из среды руководящих работников 60% 67% 35% 90% Из среды торговых работников, коммерсантов 20% 30% 25% 10% Из среды интеллигенции (учителя, врачи, инженеры) 25% 40% 55% 80% Приведённые данные проявлений разных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоёв населения и их анализ (приложения 2-10) имеют не только психолого-теоретическое, но и практическое значение, позволяя ориентироваться в характере личности подростка, учитывая особенности влияния социальной ситуации, воздействия семьи.
Культурные потребности подразделяются на материальные, материально-духовные (книги, предметы искусства и др.) и духовные. Потребности человека социально обусловлены. В зависимости от того, с каким кругом общественных требований связаны эти потребности, различаются разные их уровни. Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в определенной соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потребностей составляет основную отличительную особенность личности —ее направленность. Но не смотря на значительное разнообразие индивидуальных потребностей личности, можно вычленить основную схему личностных потребностей. Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого поведения одновременно взаимодействует со всеми уровнями —происходит так называемая “сквозная регуляция”, связанная с взаимодействием этих уровней. Депривация одной из потребностей приводит к деформации личностного поведения в целом. Так например, невозможность удовлетворить потребность в безопасности ведет к повышению уровня тревожности личности, к свертыванию ее возможностей в самореализации; затруднение в удовлетворении физиологических потребностей ведет к понижению когнитивных потребностей и т.д. Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее уровни “вызревают” лишь к моменту достижения индивидом психологической зрелости.
![]() | 978 63 62 |