![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Социология |
Теория социальной работы | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ СОРОКИН (1889 - 1968) Крупнейший представитель позитивистской школы и один из наиболее последовательных проводников позитивизма во все отрасли обшествознания. Уже в начальный (русский) период своей творческой биографии (1911 - 1922), находясь под влиянием своих учителей Е. В. Де-Ро-берти, М. М. Ковалевского, Д. И. Петра-жицкого и опосредованно Э. Дюркгейма, он предпринимает попытку перестроить этику на неопозитивистский лад, не повторяя слепо О. Конта и Г. Спенсера. В этом смысле его работы раннего периода (публикация трех из них предлагается далее читателю) представляют классический образец позитивистски-бихевиористской этики и социологии морали. Именно в таком "настрое" им читались курсы лекций по этике в столичных вузах во время первой мировой войны и в первые годы Советской власти. Эти лекции оказали воздействие на последующее развитие буржуазной, а в определенной степени и марксистской этической мысли. Лишь много позднее в Гарварде (США), где им был основан социологический факультет и закладывались основы теорий социальной стратификации и мобильности, социокультурной динамики, П. А
Однако, закономерно встает вопрос об эффективности данной рекламы и ее специфике. В связи с этим является актуальным изучение влияния социальной рекламы на общественное мнение. Социально-психологический аспект этого феномена до сих пор не освещен в научной литературе. Вопрос об изученности механизмов формирования массовых социальных оценок, традиций, стереотипов также остается открытым. Обусловленное интересами и ценностями социального субъекта общественное мнение в своей оценочной функции постоянно отбирает из духовной и природной действительности то, что полезно, важно и необходимо для удовлетворения его интересов, обеспечения его выживание. Будучи элементом культурно-идеологической подсистемы, общественное мнение взаимодействует со всеми остальными ее подсистемами - нормативной, организационной и информационно-коммуникативной. Оно выступает как полноправный участник политических процессов, реализуя прежде всего свои социологические функции ( адаптирующие, культуронаследования и социорегуляции ). Вот почему социальные службы не могут игнорировать данный феномен. Он включается в предметное поле теории социальной работы. Чтобы влиять на мнение людей, необходимо обладать максимально широкими знаниями о том, как люди мыслят и как они поступают в различных обстоятельствах.
Для того, чтобы объяснить явления подражания, представители теории социального научения эклектически заимствуют элементы разных научных направлений: в двучленную схему анализа поведения по типу S-R вводят ряд промежуточных переменных; выборочно используют принципы психоанализа и положения концепции Ж. Пиаже; постулируют врожденность некоторых психологических механизмов. В настоящее время возможности экспериментального анализа имитации на базе необихевиоризма в основном исчерпаны. Поэтому разрабатываются многочисленные, но не принципиальные модификации уже известной схемы эмпирического изучения, наблюдаются попытки выйти за ее рамки, вернувшись, например, к методу наблюдения подражания в естественных условиях. Анализ работ американских психологов показывает, что трудности в исследовании проблемы сущности и функции детского подражания во многом обусловлены отсутствием в зарубежной психологии общей теории психического развития в детстве. Методологическую основу для понимания имитации в советской психологии составляют положения теории психического развития ребенка, выдвинутые и обоснованные в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной, Л. И. Божович, А. В. Запорожца и др. Л. С
Или как конструировать социальную среду для проблемного подростка, несовершеннолетнего дезадаптанта? Вокруг понятий самореализации и жизненного пути может группироваться значительное число проблем социальной работы. Поэтому надо вводить их в арсенал средств теории. Такое дополнение аппарата теории социальной работы, позволит, думается, систематизировать, упорядочить ее проблематику. Эта систематизация может начинаться уже с вычленения конкретных проблем конструирования социальной среды, необходимой для самореализации будущего человека (речь идет о подготовке будущих матерей, родителей к появлению у них ребенка). В социальной работе это развитое поле профессиональной деятельности. Человека еще нет, а конструирование среды, обеспечивающей его самореализацию, уже начинается. Это первый блок проблем, который логически предшествует всем далее рассматриваемым в сфере социальной работы. Далее, появление человека на свет ставит уже проблему создания среды для самореализации младенца, ребенка, подростка; в соответствующих областях социальной работы сложились и весьма солидные наработки по созданию и конструированию таких сред.
На рубеже веков, в период примерно с 1880 по 1920 год, социология стала чем-то большим, нежели упражнения отдельных интеллектуалов или просто попытки отыскать объективные законы общественного развития. В этот промежуток времени работало большинство «классиков» социологии: Эмиль Дюркгейм (1858-1917) и Жорж Сорель (1847-1922) во Франции, Фердинанд Теннис (1855-1936), Георг Зиммель (1858-1918) и Макс Вебер (1864-1 920) в Германии, итальянцы Гаэтано Моска (1858-1941) и Вильфредо Парето (1848-1923), живший по большей части в Швейцарии. В США социология далеко продвинулась вперед благодаря Лестеру Уорду (1841-1913) и Чарльзу Кули (1864-1929). Начал издаваться ряд социологических журналов, а за несколько лет до начала нового века появилась первая профессура по этому предмету. Социология, таким образом, становилась признанной и уважаемой университетской научной дисциплиной. Изначально социология использовала самые разнородные научные знания и разнообразные методики. Можно отметить некоторые национальные особенности: например, французская социология базировалась на известной теории социального порядка, сформулированной еще Сен-Симоном, и на попытке О.Конта создать правильный научный метод
Ориентация карательной системы на преимущественное лишение свободы привела к кризису пенитенциарной системы. Для решения данной проблемы и преодоления кризиса пенитенциарной системы следует усовершенствовать структуру исправительной системы – ввести институт пенитенциарной социальной работы, опирающейся именно на нравственно-гуманистический характер деятельности по отношению к осужденным. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что современная теория социальной работы находится на этапе становления. Без преодоления отмеченной “теоретической недостаточности” наладить эффективную работу пенитенциарной системы ориентированной на перевоспитание преступивших закон и становление их в качестве полноценных членов общества затруднительно. Проблема: Поиск новых гуманистических принципов и методов социальной работы в Российской пенитенциарной системе. Объект: Пенитенциарная система Российской Федерации. Предмет: Сущность, принципы и методы социальной работы с осужденными. Цель: Выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ Задачи: Выявить основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.
В результате анализа социальной рекламы и работы служб связи с общественностью и на основе данных, полученных в результате опроса жителей нашего города, я пришла к следующим выводам. Вследствие социально-экономических преобразований, происходящих в России и приводящих к различным переменам в жизнедеятельности общества, к трансформации социальной системы, восстановление социальных связей в данный момент является актуальной проблемой общества. Общественное мнение, будучи элементом культурно-идеологической подсистемы и взаимодействия со всеми остальными ее подсистемами – нормативной, организационной и информационно-коммуникативной, реализует прежде всего свои социологические функции (адаптирующие, культуронаследования и социорегуляции). Данный феномен включается в предметное поле теории социальной работы и не должен игнорироваться социальными службами, государственными и муниципальными структурами. Исходя из того, что цель социальной рекламы – изменить отношение общественности к какой-либо социальной проблеме, а в долгосрочной перспективе – выработать новые социальные ценности, понимание социальной рекламы как одного из способов работы с общественным мнением, понимание ее воспитательной и адаптивной функций сказывается на эффективности деятельности социальных служб.
Один из элементов программы реабилитации - обязательная трудовая деятельность. Трудовая адаптация строится исходя из возрастных и психофизиологических особенностей детей. К сожалению, эффективность этой адаптации напрямую зависит от материальной оснащенности центра социальной реабилитации, что является значительной проблемой в условиях хронического недофинансирования подобных центров. Наконец, практика социальной работы с детьми из семей алкоголиков должна опираться на аналогичный опыт социальных служб зарубежных стран. В частности богатый опыт решения таких проблем накоплен в США. Здесь разработаны и используются многочисленные методики и программы социальной адаптации детей из неблагополучных семей. Библиографический списокАлипов В.И., Корхов В.В Алкоголизм и материнство. - Л.: Знание, 1988. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Владос, 1998. Лисицин Ю.Б., Копыт Н.Я. Алкоголизм: Социально-гигиенические аспекты. – М.: Медицина, 1995. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Международная педакадемия, 1999. Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. - М.: Просвещение, 1989. Соловников Т.И. Социально-психическая реабилитация. – М.: Прогресс. 1991. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /Под ред. Лебединского В.В. – М.: Просвещение. 1990. Ярославцев И.В. Алкоголь и семья. – М.: Прогресс, 1993. Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В.Фирсов. М.: Сварогъ — НВФ СПТ, 1995. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы: Учебное пособие. М.: Институт социальной работы, 1997.
О необходимости культурологической ориентированности теории и практики социальной работы Митина И.В., канд. филос. наук, доцент кафедры философии Новочеркасской государственной мелиоративной академии Теория социальной работы как становящаяся наука активно ищет теоретические и методологические подходы к построению собственной концептуальной схемы. Активно прорабатываются философские, логико-гносеологические основы социальной работы, ее этические, пcихолого-педагогические и правовые аспекты, анализируется взаимосвязь социальной работы и социальной истории, выявляется значимость конфликтологического подхода к проблемам социальной работы и, конечно, многообразие форм взаимодействия социальной работы и социологии, в зоне которой, собственно, социальная работа как деятельность стала перерастать в социальную работу как науку. Пока, однако, остается в тени еще один срез социальной работы и ее теоретического осмысления культурологический. В то же время на Западе, в частности в США. Культурологическая компетентность - т.н. "контекстуальная компетен ость". т.е. понимание социокультурной среды, в которой осуществляется практика, - есть неотъемлемая часть профессиональной компетентности социального работника наряду с концептуальной, интегративной, адаптивной и межличностной.
Утверждение об объекте социальной работы как человеке страдающем детализируется совокупностью контингентов без ограничения возрастной шкалы, но с ограничением статусных характеристик. Англоязычная традиция, идущая из первых школ социальной работы, опирается на ее социально-психологическое содержание. Позже социальный институт обозначили как структуру для создания условий для понимания, социальной поддержки, коррекции нетипичного индивида, как social work. В своих публикациях мы предлагали логическое пересечение объемов традиционной педагогики и теории социальной работы, схематически выделяющее объем теории социальной педагогики. В традиционной системе обучения наиболее оригинально одаренные дети оказываются дезинтегрированными, отстающими, порой выброшенными из школы на улицу, в асоциальные формы жизни или психологическое подполье. Именно социальный инвайронмент учащихся артикулирует предмет социальной педагогики, которая, в свою очередь, оказывается в определенном смысле подсистемой социологии образования. С позиций профессиографии можно определить социального педагога в качестве социального работника в образовательном учреждении. Основой подготовки такого специалиста должна быть база подготовки социального работника, с сильным блоком педагогического образования, чтобы новый специалист мог отвечать своему назначению оказания компетентной помощи обучаемому и его семье, способствовать гуманизации социокультурной среды обитания, повышению эффективности процесса стабилизации и развития детей и подростков.
Учитывая специфический характер социально-педагогической деятельности, режим работы социального педагога должен быть вариативным, гибким. График работы социального педагога утверждается руководителем образовательного учреждения. При составлении графика учитывается время, затраченное вне учреждения образования на выполнение своих служебных обязанностей. 1 Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов /М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2007.-512 с. 2 Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении//Воспитание школьников, №1, - 2001, с33-36. 3Справочное пособие по социальной работе М.: Юристъ, 1997. 4 Гуслякова В.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. М.: Институт социальной работы, 1997.
Таким образом, на основании анализа теоретического материала, в процессе взаимодействия со специалистом по социальной работе мы выделили активную и пассивную позицию клиента. На наш взгляд, данные позиции лежат в основе взаимодействия клиента и специалиста. Сложившиеся в процессе взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента модели связаны по нашему мнению, с представлением специалиста о клиенте. Данные представления специалиста по социальной работе о клиенте, определяют, на наш взгляд, эффектность и результативность взаимодействия. Подходы к личности клиента в социальной работе Изучение клиента социальной работы начинается в конце девятнадцатого столетия. Клиент, выступает в зарубежной теории социальной работы в феноменологическом ключе. В том же ключе понятие «клиент» в интерпретации теоретиков социальной работы представляет как знак, развитие которого определяется расширением сфер практики и языковым понятийным сознанием. Поэтому и понятие «клиент» имеет различные толкования на уровнях теории и практики, претерпевают своё – наблюдение и ненаблюдаемое – культурно – историческое изменение.
Министерство образования и науки Российской Федерации Белгородский Государственный Университет Кафедра социальной работы КУРСОВАЯ РАБОТА по теории социальной работы «Государственная политика в области образования в Российской Федерации» Белгород 2004 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ §1. Принципы государственной политики в области образования §2. Федеральная программа развития образования. Государственные и социальные гарантии обучающимся §2. Мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые результаты этой работы ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ « Так или иначе, с системой образования связан каждый житель России. Каждый день учебного года на учебу и на работу приходят 40 миллионов 361 тысяча человек. Плюс еще 8 млн. из числа этих детей занимаются в домах творчества, кружках, секциях.
Специалистам же, имеющим иные специальности, наряду с вышеназванными знаниями, остро необходимы знания в области теории социальной работы и технологий социальной работы. Наиболее эффективной формой повышения квалификации специалистами по социальной работе было выбрано 68% респондентов обучение на курсах повышения квалификации по программам, связанным с социальной работой, психологией, медициной, социологией, педагогикой. Как показывает проведенное изучение готовности молодого специалиста по социальной работе, при выполнении своих профессиональных функций и при работе со своими клиентами, специалистам, не имеющим специального образования, приходится сталкиваться с проблемами из-за имеющихся у них: недостаточной компетенции, недостатка профессиональных знаний и опыта, недостаточной теоретической подготовки, недостаточного владения технологиями социальной работы, которые необходимы для более качественного выполнения работы и оказания эффективной помощи клиентам. Что подтверждает выдвинутую в исследовании рабочую гипотезу. В общем можно заключить, что молодые специалисты по социальной работе, получившие образование «социальная работа», более подготовлены к самостоятельной профессиональной деятельности, так как обладают определенными профессиональными знаниями, то есть теорией, и навыками, получившими во время прохождения учебной практики.
Министерство образования и науки Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Социальный институт Факультет социальной работы и социальной педагогики Кафедра социальной работы Наркомания среди подростков и молодёжи как социальная проблема Курсовая работа по дисциплине «Теория социальной работы» Исполнитель студентка гр. СР-309 Честнова Алёна Игоревна Научный руководитель доцент, кандидат медицинских наук Деминов Анатолий Григорьевич Екатеринбург 2009г. Содержание ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Проблемы наркомании 1.1 Исторический аспект наркомании 1.2 Развитие наркомания в России 1.3 Наркомания среди подростков Глава 2. Профилактика наркомании 2.1 Общественность в профилактике наркомании 2.2 Педагогические меры профилактики ЗАКЛЮЧЕНИЕ Приложения Список литературы Введение Понятия «наркомания», «наркотики», «наркоман» стали частью жизни человечества и особой проблемой совсем недавно, в XX веке, во второй его половине. Понятие наркомании, как особой сферы социальной патологии, стало обозначать социально-биологическую угрозу, имеющую глобальный масштаб и характер.
Объекты данного исследования – теория социальной работы и социальная психология. Предмет – их взаимосвязь между собой. Для написания данной работы были использованы учебники по теории социальной работы Сафоновой Л.В., Басова Н.Ф., Павленка П.Д. и др. и по социальной психологии Андреевой Г.М., а также ресурсы Интернета. 1 Теория социальной работы Теория социальной работы – область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивидом, семьей или общностью в ситуациях нарушения социального функционирования1. Объектом теории социальной работы является взаимодействие индивида, семьи или локального социума с обществом. В этом случае предметом данной отрасли научного знания являются закономерности нарушения и восстановления (прежде всего управляемого) взаимодействия индивида, семьи или локального социума с обществом. В теории находят отражения особенности социальной работы как открытой системы, тесно взаимосвязанной с другими социальными системами. Поэтому теория социальной работы имеет интегративный характер, что выражается во взаимосвязи с такими науками как экономика, медицина, социология, политология.
Методы исследования: – общенаучные методы (сравнение, анализ, сопоставление, обобщение); – анализ научных, публицистических, статистических источников; – сбор эмпирических данных; – анализ документов и результатов практической деятельности добровольческой работы в регионе и в том числе городе Орле. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем: – определена сущность добровольческого движения как социально-педагогического феномена; – выявлены ведущие тенденции развития социально-педагогической деятельности добровольцев в России; – раскрыта взаимообусловленность социальной работы и деятельности добровольцев – проанализированы содержание и технологии социально-педагогической деятельности добровольцев в практике социальной работы в России. Практическая значимость исследования заключается в том, что: – выявлены условия практической реализации идей в деятельности добровольцев как дополнительного социально-педагогического ресурса; – представленные технологии социальной работы добровольцев могут быть использованы в практической социальной работе; Источники исследования: В ходе проведенного исследования были проанализированы официальные документы (законодательные акты, постановления, отчеты), монографические работы психолого-педагогического характера, словари и энциклопедии по социальной работе, учебные издания «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальная педагогика», «Педагогика», и др., а также профессиональные периодические издания: «Социальная работа», «Социальное обеспечение», «Социологические исследования», «Работник социальной службы» и др.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛИАЛ В Г.ВОРОНЕЖЕ КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИИ И ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Дипломная работа на тему: ). – 352 с.
![]() | 978 63 62 |