![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Социология |
Теория социологии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Есть работа хуже, чем пасти дураков Бюрократия Россионии наших дней в общем не хуже и не лучше любой прошлой отечественной бюрократии. Её исторически преходящая специфика состоит в том, что она сейчас пребывает в той фазе своего развития, которая может быть названа «эпохой бюрократического патриотизма»: т.е. когда собственное корпоративное желание быть властью и паразитировать бюрократия выдаёт за любовь к Родине, и чтобы не создавать революционную ситуацию, в результате которой сложившаяся “элита” бюрократии может потерять всё, она вынужденно: · с одной стороны, обещает народу в будущем дать необходимые людям жизненные блага для обеспечения их жизни (пропаганда «нацпроектов» - выражение этого), · а с другой стороны, уделяет некоторое внимание сфере государственного управления делами общественной в целом значимости (результаты этого «уделения внимания» во многом запрограммированы теми теориями социологии и экономики, с которыми бюрократы соотносят жизнь в процессе выработки и осуществления ими управленческих решений [38])
С помощью одних методов познается и отражается социальное явление в его конкретном состоянии; с помощью других — разрабатываются пути его преобразования. Т.е. это отдельная и самостоятельная функция социологии направлена на разработку методов и инструментария по — поиску — регистрации — обработке — анализу — обобщению первичной социологической информации. Само социологическое исследование — это наиболее общий инструмент в социологии, а оно включает в себя целую серию методов, разработка, совершенствование которых продолжается. И эта деятельность по разработке исследовательского инструментария социального познания занимает значительное место в социологии. II. Структура социологии. Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания. Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями познавательной и продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки. Структуру социологии можно представить состоящую из 4-х основных блоков: I. Теоретико-методологические основы социологии. II. Огромное количество социальных теорий (социология журналистики в т.ч.), т.е. вся проблематика. III. Методы социологического исследования, методы обработки, анализа и обобщения социологической информации, т.е. эмпирический и методологический арсенал науки. IV. Социоинженерная деятельность, социальные технологии, т.е. знания по организации и деятельности служб социального развития, о роли социологии в народном хозяйстве и управлении.
К ним следует отнести «коллективные представления», совокупность которых образует коллективное или общее представление. Социальные нормы и другие социальные факторы оказывают влияние на поведение отдельных членов общества через определенные механизмы их усвоения, причем эффективность действия социальных регуляторов проявляется в том, что выполнение норм становится желательным для самого индивида. 4.PСтруктура социологии по Э. Дюркгейму Структуру социологии, по Э. Дюркгейму, должны составлять три основные отрасли: морфология, физиология и общая социология. Социальная морфология подобно анатомии должна заниматься изучением того, как устроено общество и каковы материальные формы проявления его структуры: социальные организации, состав и плотность народонаселения, распределение по занимаемой территории и т.Pд. Социальная физиология изучает различные сферы жизнедеятельности общества и разделяется на ряд частных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и т.Pп
При такой установке (особенно в условиях рыночных реалий) российское здравоохранение быстро начнет превращаться в потребителя западных медицинских технологий. Общий подход к социологии медицины нередко сводится к следующему: берутся базовые категории социологии и наполняются тем или иным медико- социальным содержанием. Совершенно отказываться от подобного медико- социологического ре-инжиниринга основных понятий социологии едва ли возможно и вряд ли целесообразно. Однако нужно понимать, что данный подход, рассматривая социологию медицины в качестве практического приложения социологических теорий, в конечном итоге подменяет предмет социологии медицины. Она имеет свою предметную область и не сводится к политическим и экономическим теориям социологии общества. В процессе применения социологических понятий в сфере охраны здоровья она выработала свою собственную логику и свои собственные модели, которые должны быть выделены и описаны. Термин "социология медицины" в России лишь относительно недавно вошел в активный научный оборот, однако это не означает, что ее в советской социологии не существовало вовсе и ее нужно обустраивать на голом месте.
Теологическая стадия это время господства мифологических и религиозных представлений спонтанно возникающих фикций, не имеющих доказательств. Метафизическая стадия время преобладания абстрактных ненаучных философских теорий. Позитивная стадия, наступившая в Европе после Французской революции, предполагает возможность точной оценки внешней реальности; этой стадии соответствует индустриальное демократическое общество. Предметом социальной статики является взаимоотношение сохраняющихся при всех исторических условиях элементов социального организма. По мнению Конта, социология должна противостоять радикальным революционным теориям, чтобы обеспечивать эволюционное развитие общества, без катаклизмов и анархии. Классические социологические теории Социология как наука об обществе ведет свое происхождение с середины XIX века. Основы социологии были заложены в произведениях таких авторов, как Маркс, Спенсер, Вебер и Дюркгейм. Классические теории социологической мысли сформировались к концу Первой мировой войны. Марксизм Многие идеи Карла Маркса (18181883) являются основополагающими в социологии
Объекты управления - работники, коллективы, действующие согласно предписанию и любые хозяйственные и экономические объекты, подвергаемые определенной трансформации по воле объекта (распоряжающегося этим объектом).История. 1. Теория тейлоризма (Тейлор). "Управлять необходимо научно", "Не каждый может управлять". Эта теория была очень слабой и обладал иллюзорные недостатки. 2. Фойоли: "система управления должна быть построена на формальных организационных структурах". Американцы называют Фойоля отцом менеджмента. Он также является создателем науки администрирования. 3. Третий этап: Зарождение школы человеческих отношений. Этап характеризовался интенсивным воздействием на поведение работы. Вырабатывалась мотивации управленческого решения. Это направление можно рассматривать как продолжение Тейлора и Фойоля, но с социализированной основой. Здесь широко использовались теории социологии, психологии. 4. Четвертый этап: в 50-60 гг., явился следствием создания компьютеров и внедрением кибернетики. Построена математическая модель управления. 5. Пятый этап: сформулирована идея о том, что находится внутри организации, поиск внутренних причин действия организация.
Отсюда Арон делает пессимистический вывод, в соответствии с которым характер и состояние международных отношений зависят, главным образом, от тех, кто руководит государствами — от «правителей», «которым можно только советовать и надеяться, что они не будут сумасшедшими». А это означает, что «социология, приложенная к международным отношениям, обнаруживает, так сказать, свои границы» (см.: там же, с. 158). В то же время Арон не отказывается от стремления определить место социологии в изучении международных отношений. В своей фундаментальной работе «Мир и война между нациями» он выделяет четыре аспекта такого изучения, которые описывает в соответствующих разделах этой книги: «Теория», «Социология», «История» и «Праксеология» (36). В первом разделе определяются основные правила и концептуальные орудия анализа. Прибегая к своему излюбленному сравнению международных отношений со спортом, Р. Арон показывает, что существует два уровня теории. Первый призван ответить на вопросы о том, «какие приемы игроки имеют право применять, а какие нет; каким образом они распределяются на различных линиях игровой площадки; что предпринимают для повышения эффективности своих действий и для разрушений усилий противника».
Проблема изучения общественных групп является изначальной и основной в социологии научной дисциплиной. Такие вопросы, как социальная стратификация и социальная мобильность, являются главными в теории социологии, поскольку лежат в основе наиболее проработанной части социологии, посвященной проблемам социального неравенства. Применительно к проблеме этики в рекламе теория классов и теория элит в рамках более глобальных проблем социального неравенства вряд ли применимы, но их методология, методические подходы, в частности меритократический подход и подход Вебера, можно применить к определению общественных групп, которые формируют и навязывают свои этические нормы другим слоям общества. Можно предположить, что навязывание своих этических норм посредством рекламы служит отражением неравенства общественных групп. Однако с позиции автора можно говорить о том, что часть общества, а именно рекламное сообщество и СМИ, во многом неосознанно считают для себя возможным навязывать всем остальным свои этические представления, зачастую не понимая всех последствий своих действий (см. эпиграф к настоящей статье) и, соответственно, не понимая своей ответственности перед обществом.
Очевидно, что значительное влияние на отбор историко-социологических фактов оказывает то, на какую из социологических теорий ориентирован историк социологии, какая из них выступает для него в качестве образца. Такого рода влияния в какой-то степени неизбежны. Но если историк социологии ориентирован в своей работе не на какие-то общие и более или менее признанные теоретические представления, а жестко и целенаправленно следует замкнутому и самодовлеющему теоретическому эталону, то это может приводить к предвзятым и искаженным описаниям и объяснениям путей развития социологического знания. История социологии становится в таком случае не самоцелью, не самостоятельной и самодостаточной сферой знания, а лишь средством построения, обоснования или подтверждения собственной теории социолога или той, которая кажется ему предпочтительной. В некотором смысле это уже не история социологии, а проекция одной теории на всю историю социологической мысли. И все-таки необходимы какие-то ориентиры, позволяющие отбирать важное, с тем чтобы включить его в историю социологии.
Социологическое знание. Основные понятия Социология - наука об обществе, об основных законах общественной жизни. Объект социологии - социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации. Предмет социологии - социальные факторы, социальное поведение, изучение общества как социальной системы и его элементов. Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Теоретическая социология - уровень фундаментальных исследований, задачей которых является приращение жизненного знания путем построения теорий. Социология среднего уровня - выполняет промежуточную роль между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися в изобилии в повседневных исследованиях и широкими теоретическими конструкциями, понятийная схема которых позволяет производить большое число эмпирически наблюдаемых закономерностей социального поведения.
Питирим Александрович очень ценил его работы, статьи и книги, посвященные России: « я должен честно признаться, что он представляет собой очень счастливое исключение из большого числа американцев, пишущих о России. Ваша характеристика спокойна, но совершенно адекватна. Будучи русским, выражаю Вам свою глубокую благодарность за такую правдивую информацию для американцев о моей стране». Переписка относится к 1923 – 1930 годам и включает шесть писем С. Харпера и 14 писем Сорокина. Общение профессионалов и коллег, начатое посредством эпистолярного жанра, постепенно переросло в дружеские отношения. С. Харпер помогал Сорокину в организации различных его лекций в Чикаго, в основном посвященных революции в России, а также общей теории социологии революций. Они обменивались информацией о положении в России, обсуждали книги, газетные и журнальные статьи, касающиеся России, также взаимно обменивались собственными трудами. Хотелось бы особенное внимание уделить двум фактам, которые представляются нашему вниманию благодаря этой переписке. В письме от 22 января 1924 года Сорокин сообщает С.
В его методологии всегда присутствует стремление к выявлению всякого рода противоречий и конфликтов, к объяснению ими различных социальных процессов. На Маркса как на одного из своих предшественников ссылаются две противоположные традиции социологической методологии: «позитивистской» и «объясняющей», с одной стороны, «антипозитивистской» и «понимающей» - с другой. Ряд отраслей социологического знания уходит своими корнями в его теории: социология познания, экономическая социология, социология политики и т. д. В работах Маркса можно найти применение разнообразных социологических методов: историко- генетического, историко-сравнительного, структурно- функционального и др. Научная этика Маркса носила двойственный характер. Вообще профессиональная этика социолога предполагает, что он как ученый всегда готов поставить под вопрос существующие социальные институты. В этом отношении профессиональная этика Маркса, безусловно, была социологической. Эта этика бескомпромиссного поиска истины, основанная на признании преходящего характера существующих институтов, бесконечно возвышала его над теми учеными-консерваторами, которые просто из-за страха потерять должность доказывали, что, выражаясь гегелевскими словами, «все действительное разумно».
Министерство Образования Российской Федерации Башкирский Государственный Университет Кафедра Теории и истории социологии КУРСОВАЯ РАБОТА по общей теории социологии на тему: Молодежь как социально-демографическая группа Выполнила: студентка 2 курса, з/о Каримова Р. Г. Проверила: Сенникова Е. Д. Уфа - 2003 Содержание Введение . . .3Глава I. Как изучалось понятие «молодежь» . 4Глава II. Молодежь как социально демографическая группа .72.1. Молодежь (демографическая характеристика) 7 2.2. Молодежные субкультуры .7 2.3. Десять проблем молодежи .14 2.4. Проблема молодежной занятости 15 2.5. Ценностные ориентации современной молодежи .17 2.6. Молодежь и преступность .19 2.7. Молодежь и брак .20 2.8. Молодежь и образование .21 2.9. Проблема наркомании среди молодежи 23 2.10.Молодежь и социальное неравенство . 24Глава III. Молодежь и становление новой использованной литературы .34 Введение Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.
Социологию религии интересует социальные явления как важный структурный компонент гражданского общества в самых разных его социальных проявлениях и на самых различных уровнях. Предметом социологии религии является религиозное сознание, поведение; религиозные отношения, религиозные организации – в их взаимосвязи между собой так и с другими компонентами общества. На 1-й план в социологии религии выходят 3 круга вопросов: 1) отношение к религии, понимание ее роли в истории и современном мире; 2) мировоззренческая проблематика, этика, культура, философское учение о человеке; спектр нравственно-правовых проблем (атеисты и верующие, их совместные усилия в деле сохранения и приумножения культурных ценностей).----------------------- Теория социологии Теории среднего уровня Эмпирическая социология Социальная проблема Исследовательская проблемаМетоды сбора информации Обработка информацииОбоснованный выборПрограмма исследованияПредставление информации
Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию. Третий подход (масштабный) делит науку на макро- и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая - сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности). В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории. Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на координацию их развития. Социология может и должна играть в обществе роль социального контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и общественных наук.
Социально-экономическая теория Парка-Берджесса сыграла значительную роль в исследованиях чикагской школы и повлияла на дальнейшее развитие как экологического теоретизирования, так и связанной с ним эмпирической практики. Влияние чикагской школы на развитие эмпирической социологии (в частности, американской), сказывалось на протяжении 30-40-х годов, после чего инициатива перешла к Гарвардскому и Колумбийскому университетам. Основные причины упадка чикагской школы: уход в 1934 году ее лидера Парка, обострение разногласий относи- 181 тельно методов исследования; отсутствие равных Парку и Берджессу последователей в теории; кризис локалистских и регионалистских ориентации в целом в период экономической депрессии и обострения проблем общенационального значения, потребовавших новых методов исследования. В дальнейшем значение чикагской школы сохранилось для развития теории социологии города, а в настоящее время ее идеи актуальны для так называемой «инвайронменталистской социологии». В рамках чикагской школы были созданы предпосылки для возникновения урбанистической концепции Луиса Вирта (1897-1952), который разработал понятие городского образа жизни.
И здесь следует подчеркнуть одну основополагающую идею, которая пронизывает все научное творчество Дюркгейма. Речь в данном случае идет о безусловном признании автономии социальной реальности и прежде всего по отношению к индивидуальной, биопсихической реальности, которая воплощена в отдельных индивидах. Различия индивида и общества выступают у него в форме дихотомических пар, в которых так или иначе воплощается (выражается) разнородность этих реальностей. Например, «индивидуальные факты», «индивидуальные представления - коллективные представления», «индивидуальное сознание - коллективное сознание» и др. Во всякой теории общества, теории социологии явно или не явно присутствует теория человека, она (теория социологии) так или иначе базируется на философской антропологии. И в этом плане человек для Дюркгейма - это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят друг другу две сущности: социальная и индивидуальная. Эти два начала человеческой природы также выступают у Дюркгейма в разнообразных дихотомиях: а) факторы, специфичные для общества, и выделяемые в постулируемые характеристики человеческой природы; б) факторы, общие для данного общества или группы и характерные для одного или нескольких индивидов; в) сознание и поведение ассоциированных индивидов, с одной стороны, и изолированных индивидов – с другой и т.д. Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками: во-первых, они существуют вне индивида; во-вторых, оказывают на него принудительное воздействие.
смотреть на рефераты похожие на "Основные идеи философского наследия М. Вебера" ИСТОPИя ПУБЛИКАЦИИ ТРУДОВ М.ВЕБЕРА. "ХОЗяЙСТВО И ОБЩЕСТВО". 1 ПОНИМАЮЩАя СОЦИОЛОГИя 5 СОЦИОЛОГИя ГОСПОДСТВА. 10 "ПРОТЕСТАНТСКАя ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА" 14 ЭТИКА М.ВЕБЕРА. 16 ЗАКЛЮчЕНИЕ 17 ИСТОPИя ПУБЛИКАЦИИ ТРУДОВ М.ВЕБЕРА. "ХОЗяЙСТВО И ОБЩЕСТВО". Основные идеи философского наследия М.Вебера были выражены в его труде "Хозяйство и общество". Однако, среди исследователей творчества Вебера не было полного единства в вопросе о том, что считать его главным программным произведением. Одни, в лице жены философа - Марьяны Вебер, считали "Хозяйство и общество" главным трудом философа, другие в лице Фридриха Тенбруга утверждали, что основная заслуга М.Вебера состоит в разработке теории социологии религии и хозяйственной этики. Оба тезиса нельзя ни доказать, ни опровергнуть полностью, ибо не осталось каких-либо замечаний по этому поводу самого автора. Итак, самым сильным защитником первой позиции была Марьяна Вебер - жена философа. Она не просто защищала "Хозяйство и общество", но и реконструировала это произведение в последнем издании, чтобы показать фундаментальность этого труда.
![]() | 978 63 62 |