![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Социология |
Социальные организации и самоорганизации. "Социальные институты" | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Но ведь и сейчас, восклицает он, «большинство членов общества не бизнесмены, и все же об этом обществе можно сказать, что оно „цивилизация бизнеса“. Основной социально-экономической базой творческой интеллигенции в борьбе за ключевые позиции в обществе, за влияние и власть станут, по его мнению, „мультиверситеты“ — своеобразные аналоги монополистических корпораций в сфере науки и образования. Для Белла характерна подмена производственных отношений технологическими, из которых он затем непосредственно выводит господствующие типы социальных организаций, учреждений и институтов, приписывая им неоправданную самостоятельность в обществе. Если „доиндустриальное общество“ породило армию и церковь, индустриальное — капиталистическую корпорацию, то в „послеиндустриальном“ будут преобладать „мультиверситеты“, то есть гигантски разросшиеся академические учреждения и университеты, ставшие государством в государстве. Основным фактором экономического развития в „послеиндустриальном обществе“, продолжает Белл, будет уже не капитал, находящийся в руках буржуазии, а теоретическое и прикладное знание, которым будет распоряжаться интеллигенция.[44] В этой технократической утопии политические знания будут диктоваться не партикулярными интересами собственников капитала, а научными соображениями, долговременными национальными интересами
Убеждения личности — это тот стандарт, при помощи которого человек проявляет свои социальные качества. Иначе эти стандарты именуются стереотипами, т. е. устойчивыми, повторяющимися при различных ситуациях отношениями личности или социальной группы, социального института или социальной организации к социальным ценностям общества. Стереотипизация зависит от личности, социальной среды и места человека в ней, т. с. в конечном счете от системы включения личности в общество. Основой для стереотипа могут выступать потребности, интересы, стереотип установки и т. д. В социализации индивида можно выделить две фазы — социальную адаптации и интериоризацию. Первая означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Процесс адаптации — это первая фаза социализации индивида. Вторая ее фаза, интериоризация,— это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.
Социальные институты всегда выполняют общественно значимые функции и обеспечивают достижение относительно устойчивых социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества. Неудовлетворенные институтом социальные потребности вызывают к жизни новые силы и нормативно нерегулируемые виды деятельности. На практике возможна реализация следующих путей выхода из такой ситуации: 1)Pпереориентация старых социальных институтов; 2)Pсоздание новых социальных институтов; 3)Pпереориентирование общественного сознания. В социологии существует общепризнанная система классификации социальных институтов на пять типов, которая основывается на потребностях, реализуемых с помощью институтов: 1)Pсемья воспроизводство рода и социализация личности; 2)Pполитические институты потребность в безопасности и общественном порядке, с их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть; 3)Pэкономические институты производство и добывание средств к существованию, они обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг; 4)Pинституты образования и науки потребность в получении и передаче знаний и социализации; 5)Pинститут религии решение духовных проблем, поиск смысла жизни. 2.PСоциальный контроль и девиантное поведение Как уже было указано, одной из главных функций социальных институтов является обеспечение социального контроля
Ее чертами является планируемость, распределение преступных ролей, каждый субъект имеет свои интересы и специализацию. Огромные средства, добытые преступным путем, идут на подкуп чиновников различных правительственных структур: от поселка, города районного, областного, краевого, республиканского масштаба до столичных центров. Естественно, что профилактику подобного рода правонарушений надо начинать с переориентации деятельности социальных институтов, чтобы они в большей степени удовлетворяли имеющиеся и возникающие социальные потребности, а также создавать новые социальные институты и трансформировать сами социальные потребности, постепенно менять общественное сознание. Социальные организации С социальными институтами тесно связаны социальные организации. Социальная организация — это в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле — социальная подсистема организации. Термин «организация» (от франц. orga isa io , позднелат. orga ise — сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-либо группы; 3) как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.
Первичные группы (семья, соседство, группы друзей, местные общины и т. д.) являются основными общественными ячейками и характеризуются непосредственным общением, личными связями, устойчивостью и малочисленностью. Вторичные общественные институты образуют социальные системы, где складываются безличные и формально-деловые отношения. Теория Ч. Кули оказала влияние на развитие интеракционистских концепций в современной социологии. Основные труды Ч. Кули: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918) и др. Лавров Петр Лаврович (1823–1900) – российский социолог и философ, видный идеолог народничества. Разрабатывая этико-субъективный метод в социологии, он считал, что объективное изучение социальных явлений должно сочетаться с их нравственной оценкой с позиций социальной справедливости и общественного идеала. Основное внимание П. Лавров уделял изучению вопросов социального прогресса. В качестве главной силы общественного развития у него выступают «критически мыслящие» личности, способные играть ведущую роль в истории. Сущность прогресса П
Этот пример мертоновского подхода к острым социальным проблемам демонстрирует две стороны его учения: стремление к утверждению стабильности в обществе и выявление условий, которые ее ограничивают. 2. Социальные организации. Основные черты социальной организации Социальные институты тесно связаны с социальными организациями. Многие социологи называют социальные организации разновидностью социального института — сложными институтами. Термин « организация» применяется очень широко. В кибернетике, экономике, биологии, технических науках он выступает синонимом упорядоченности. В социологии объектом упорядоченности являются индивиды, социальные группы и общности, включенные в совместную деятельность и выполняющие определенные социальные функции. Социальная организация, по А. И. Пригожину, имеет ряд характерных черт: 1) Она обладает целевой природой, поскольку создается для реализации определенных целей и оценивается через целедостижение. Это означает, что организация представляет собой средство и инструмент обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей ради такой цели, которая не может быть достигнута людьми порознь, в одиночку. 2) Ради достижения цели члены организации вынуждены распределиться по ролям и статусам.
Социальные функции проявляются через социальные отношения. Совокупность статусов и социальных отношений - социальная структура общества. Пример: зависимость структуры от уровня развития общества. Социальные группы - общности людей, занимающих сходные социальные статусы. Совокупность всех социальных групп - социальный состав населения. Социальный институт - совокупность людей, деятельность которых направлена на удовлетворение определенной фундаментальной социальной потребности. Примеры: семья, экономика, культура, армия. Основные и не основные институты. Социальная стратификация- совокупность основных социальных групп, расположенных по признаку неравенства, называемых стратами. Каждую страту характеризуют доходы, образование, ко-во подчиненных, престиж. Переход из старты в страту- социальная мобильность. И так, социология есть наука о становлении развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов, как модусов существования последних, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между общностями, а также личностью и общностями, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.3. Как социология изучает обществоИсторически сложившиеся подходы к представлению общества определили подходы к его изучению: Э.Дюркгейм: Человек автоматически подчиняется нормам коллективного сознания, которые он застает уже готовыми, поэтому общество (его структуры) первично и давлеет над человеком.
Совокупность всех социальных групп - социальный состав населения. Социальный институт - совокупность людей, деятельность которых направлена на удовлетворение определенной фундаментальной социальной потребности. Примеры: семья, экономика, культура, армия. Основные и не основные институты. Социальная стратификация- совокупность основных социальных групп, расположенных по признаку неравенства, называемых стратами. Каждую страту характеризуют доходы, образование, ко-во подчиненных, престиж. Переход из старты в страту- социальная мобильность. И так, социология есть наука о становлении развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов, как модусов существования последних, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между общностями, а также личностью и общностями, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения. 1. 1 Репутация социологии в совр. рос. обществе Институтолизация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. "О социалистической академии общественных наук ", где специальным пунктом было записано ". одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петроградском и Ярославском Университетах". В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.
В этом сложном феномене можно выделить по крайней мере четыре структурные составляющие: - компетентность по отношению к институциональным нормам социальной организации - основным социальным институтам, экономическим, политическим, правовым и конфессиональным структурам, учреждениям, установлениям и иерархиям; этот уровень компетентности обеспечивается в основном специализированными учебными дисциплинами общеобразовательного цикла - экономикой, политологисй, правоведением, обществоведением; - компетентность по отношению к конвенциональным нормам социальной и культурной регуляции - национальным и сословным традициям, господствующей морали, нравственности, мировоззрению, ценностям и оценочным критериям, нормам этикета, обеспечивается в учебном процессе в основном такими дисциплинами, как история. философия, социология, этнология, искусствознание, этика, эстетика и др.; - компетентность по отношению к кратковременным, но остроактуальным образцaм социальной престижности — моде, имиджу, стилю, символам, регалиям, социальным статусам, интеллектуальным и эстетическим течениям и пр.; обучение компетентности такого рода, как правило, растворено и элементах многих гуманитарных дисциплин, но может быть обеспечено и специальными факультативными курсами: - компетентность, выраженная в уровне полноты и свободы владения языками социальной коммуникации - естественным разговорным (устным и письменным). специальными языками и социальными (профессиональными) жаргонами, языками принятых в данном обществе этикета и церемониала, политической, религиозной. социальной и этнографической символикой, семантикой атрибутчки престижности. социальной маркировки и пр.; знания в этой области учащимся дают прежде всего дисциплины лингвофилологического и исторического циклов.
Эти уровни тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов. «Отсюда два совершенно разных подхода к определению социологии: один в направлении развертывания ее предмета как науки о целостности общественного организма, о социальных организациях и социальной системе, другой – как науки о массовых социальных процессах и массовом поведении.»2 Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций и так далее.
Признаки права: 1) Нормативность – формирование типичного правила поведения 2) Формальная определенность – официальное закрепление 3) Проявление воли и сознания людей 4) Обеспеченность возможностью государственного принуждения 5) Системность. Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия разнообразных факторов. Например, природных и социальных, возникших в процессе культурного развития. Это и есть социальные нормы. Признаки социальных норм: 1) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени 2) Возникают связи с сознательной деятельностью людей 3) Направлены на регулирование общественных отношений 4) Содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества. Социальные нормы можно классифицировать по: - сферам действия (экономические, политические и пр.) - механизму регулирования (мораль, право, обычай, норма поведения) Обычаи: Относятся к числу самых ранних социальных норм. Обычай – правило, которое возникло в результате постоянного повторения данного образа поведения и вошло в привычку людей. Предполагает воспроизведение самого поведения и отсутствие необходимости принуждения.
По объекту воздействия функции г- ва могут быть разделены на: а) внутренние . экономические – координация экон. процессов, а иногда и управление экономикой . социальные - организация системы социального обеспечения . культурно-воспитательные формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения . образовательные . правовые - поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка . политические б) внешние . осуществление международного сотрудничества . организация обороны государства. Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, отстраняясь из: экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций.
В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективнымотносятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации). В социальной организации имеются формальные и неформальные лидеры. Лидер – это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями. Неформальный лидер – это член социальной организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах.
Организация объединенных наций (ООН) Организация объединенных наций (ООН), международная организация, основанная в 1945, со штаб-квартирой в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окончания Второй мировой войны. Ее задачи определены Уставом ООН: «Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угрозы миру. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. для обеспечения сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и всемерно способствовать развитию уважения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Нет оснований утверждать, что падение Берлинской стены изменило основополагающие ценности мандата ООН, однако эта историческая веха трансформировала – как на международном, так и на национальном уровнях – модели социальной организации и социальных структур, приведя их в соответствие с динамикой развития международной обстановки.
А почему социальное время? Потому что социальное пространство создавалось на протяжении очень долгого времени, на протяжении истории, это результат исторического процесса. Как весь мир, вселенная существует одновременно и в пространстве, и во времени, так и наш человеческий мир существует одновременно и как социальное пространство, и как социальное время. Взять хоть ложку. Когда-то, в невообразимой древности, она была изобретена, а затем долго совершенствовалась и по форме, и по размерам, и по материалам, используемым для её производства. Все бесчисленные виды календарей (солнечный, лунный), деление на годы, месяцы, недели, часы, минуты, секунды; десятилетия, столетия, тысячелетия - всё это социальная организация времени, социальные единицы для его измерения, и тем самым физическое время превращается в социальное. Вся наша жизнь, всякая наша деятельность тоже определённым образом организована во времени, и эта организация - социальное время. Только у нас, у людей, существует различение свободного и рабочего времени, например, и ещё много различений внутри свободного и рабочего по отдельности.
Обесчеловеченность общения А.В.Суворов, Действительный член Международной академии информатизации при ООН, дктор психологических наук, пофессор Университета Российской академии образования Человечество до тех пор не имеет права именоваться "разумной формой жизни", пока не выработает действительно разумную форму социальной организации. В социальных джунглях разумного так же мало, как и в обычных тропических. Если не меньше. В обычных джунглях царит неразумие, в социальных - безумие. Вот, пожалуй, и вся разница. В российских социальных джунглях, в условиях системного кризиса, вызванного разного рода хищниками, окончательно распоясавшимися благодаря "демократической" (точнее бы назвать - анархической) вседозволенности, множество людей потеряло смысл жизни и, следовательно, перестало жить. Ибо не всякое существование - жизнь, а только осмысленное. Нет смысла - нет жизни, а есть прозябание. Не бывает так, чтобы всё, на все сто процентов, зависело от одного индивида, а от общества, государства, от окружающих людей - совсем ничего.
Управленческая деятельность отличается интеллектуальным содержанием, поскольку всегда направлена на выработку, принятие и практическую реализацию управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества. Она должна адекватно отражать социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень. Во многом управленческая деятельность информационна, потому что связана с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей социальной, и прежде всего управленческой, информации. Управленческая деятельность в основе своей и посвящена поиску, отбору, переработке, анализу социальной информации. Каждый человек, занятый управлением, постоянно совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. Это создает в социальных организациях особый социально- психологический микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства, жизненные ориентации человека и формирует определенный тип поведения и деятельности.
Задача социолога состоит в том, чтобы «не рассуждать о внутреннем содержании социологических фактов и объектов, а просто рассматривать реальные, зримые, доступные для изучения и обобщения последствия функций». Для наблюдения и изучения функций Р.Мертон предлагает методологический инструмент, который называет «теории среднего радиуса действия». Суть их он формулирует так: «Это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений». Эта теория была призвана категориально оформить соединительный мост между конкретными исследованиями и общесоциологической теорией. Теория принципиально используется для внутренней организации эмпирических исследований. Она выступает посредником между общими теориями социальных систем, которые слишком отдалены от особенных проявлений классов тех или иных типов социального поведения, с тем чтобы «объяснять то, что наблюдаемо, и давать детализированные, упорядоченные характеристики особенностей, которые вообще не обобщены».
![]() | 978 63 62 |