![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Социология |
Социальная стратификация и перспектива развития гражданского общества России | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Одна из важнейших причин такого положения состоит в неспособности осуществляющейся сегодня социальной политики эффективно защищать интересы трудящихся. Один из возможных путей прорыва - институциональные изменения в сфере трудовых отношений. Прежде всего речь идет о таких отчетливо просматривающихся тенденциях, как: 1) определение новых функций и места государства в условиях возрастания его роли во взаимоотношениях труда и капитала; 2) интеграция на качественно ином уровне интересов государства, предпринимателей, менеджмента, наемной силы; 3) поддержание института профсоюзов со стороны государства, в некоторых случаях даже в их архаичной форме [1]. До той поры, пока в России возникнет развитое гражданское общество с его способностью к саморегуляции, государство не имеет права самоустраняться от решения жизненно важных проблем и игнорировать глубинные тенденции в обществе. Тем более что этого себе не позволяют даже государства развитых стран Европы и Северной Америки. 1 См.: Ростиашвили К.Д. Проблемы и перспективы государственного регулирования трудовых отношений в США // Социально-политический журнал. 1997. № 5. С. 222
В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как исключительно государственная, но и как общественная структура. Без изменения подобного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно. И все же перспективы развития гражданского общества в России есть, об этом говорит и рост числа и объема деятельности структур гражданского общества формирующихся в России, и создание властью условия для их свободного самостоятельного развития, и формирование гражданственного сознания свободного человека, которое обеспечивает возрастание самопроявлений личности и повышение гражданской активности россиян. Список использованной литературы Альхименко В.В. Конституционное право. Учебник / Отв.редактор А.Е.Козлов. М.: БЕК, 2008. Аристотель. Политика. М., 1965. Ч.3. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Международные отношения, 2007. Геллер Э. Условия свободы. М.: Ad Margi em, 2005. Государственная Дума в России в документах и материалах. М., 1957. Ильин И А. Путь к очевидности. М., 2008. Кола Д. Гражданское общество /50/50.
Исторический опыт показывает, что без развитого гражданского общества государственная власть приобретает тоталитарный характер. Благодаря же гражданскому обществу она получает мощный импульс демократизма, становится на службу человеку, на защиту его прав и свобод. Особенность российской ситуации заключается в том, что параллельно становлению гражданского общества создаются основы демократического правового государства, которое объективно заинтересовано в оказании поддержки институтам гражданского общества, стремится активно помогать тем из них, кто способен непосредственно усиливать могущество и демократизм государственной власти. Гармонизация закономерных взаимоподдерживающих связей и отношений гражданского общества и правового государства столбовая дорога мировой цивилизации, по которой рано или поздно все равно пойдет Россия. Раздел четвертый. Теория права Глава 16. Понятие, сущность и социальная ценность права W 1. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает
Преодоление окаменелого, насильственно утверждаемого «единства» и замена его подлинным, живым единством членов общества, социальных групп и институтов — в этом смысл стратегии демократизации России. Реформа политической системы, становление правового государства — необходимое условие и важнейшая сторона обновленческого процесса. Перспективы развития гражданского общества Как быстро может завершиться процесс формирования гражданского общества в нашей стране? В условиях низкого уровня гражданской культуры и отсутствия длительное время у россиян возможности играть решающую роль в общественно-политической жизни резкий переход от тоталитарно-авторитарного общества к демократическому неизбежно привел бы к охлократии, развалу государства и парализовал бы деятельность формирующегося гражданского общества (во многом мы имеем возможность это наблюдать и сегодня). Поэтому в течение длительного времени неизбежен переходный период тесного, часто противоречивого взаимодействия и взаимовлияния демократически сформированных органов правового государства и институтов гражданского общества.
Из России почти никого нет. У одних не нашлось денег, чтобы ехать в дорогую австрийскую столицу, у других оказались проблемы с визой, а третьи не говорят ни по-испански, ни по-португальски. Да, в конце концов, нет большой беды в том, что активисты из России не услышат многочасовую речь Уго Чавеса. Гораздо важнее сделать общие выводы из событий, происходящих в Латинской Америке. Ведь ситуации у нас во многом схожие. И мы, как и они, пережили в конце 1980-х годов демократизацию, сопровождавшуюся рыночными реформами и массовым обнищанием. И мы, как и они, составляем периферию современного капиталистического мира. И мы, как и они, обладаем природными ресурсами, которые бездумно проедаются, выставляются на продажу на мировом рынке. Есть только одно принципиальное отличие. Самые бедные страны Латинской Америки в плане развития гражданского общества и социальных движений на порядок опережают самые демократичные и «передовые» из постсоветских государств. Так что смотреть надо не на Чавеса с Моралесом, а на породившее их общество, на народы, серьезно относящиеся к тезису о том, что они сами делают свою историю
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУВПО «Пермский государственный университет» Кафедра политических наук Тенденции развития гражданского общества в России Курсовая работа Студента 2-го курса группы ПОЛ – 1,2-0,8 Заочной формы обучения Историко-политологического факультета УШАКОВ С.Г. Научный руководитель: А.С. Горшков Пермь 2010 ОглавлениеВведение Глава 1. Понятие гражданского общества: концепции и основные признаки Глава 2. Становление гражданского общества в России Глава 3. Гражданское общество и государство Заключение Список источников и литературы Введение Формирование институтов гражданского общества в России началось сравнительно недавно, с 1980-х гг., когда в результате либеральных преобразований появились правовые основы для начала данного процесса (провозглашение гласности, право на создание независимых гражданских объединений, право частной собственности и т.д.). Объект исследования – гражданское общество России. Предмет – тенденции развития гражданского общества в России. Цель работы: выявить основные тенденции и перспективы развития гражданского общества в современной России Для выполнения цели необходимо выполнить следующие задачи: Выделить концепции гражданского общества, предлагаемые различными отечественными исследователями; Выяснить основные признаки гражданского общества, отличающие его от остальных структур; Определить структуру гражданского общества, основные элементы деятельности представляющих его организаций на разных уровнях: социальном, экономическом, политическом; Выяснить, каковы были предпосылки для формирования гражданских объединений на этапе «перестройки»; Выделить основные элементы структуры гражданского общества «новой» России; Охарактеризовать взаимодействие государства и гражданского сектора России, сценарии его дальнейшего развития.
Содержание: Введение Глава I. Научные исследования Терского Казачества в дореволюционной России. 1.1. Научные исследования В.А. Потто, М.А. Караулова и др. 1.2. Управление станичными делами. 1.3. Станичный Атаман 1.4. Станичный сход. 1.5. Станичное правление. 1.6. Станичное судопроизводство. 1.7. Станичные доходы и расходы. 1.8. Грамотность среди казаков. Войсковые стипендии. Глава II. Исследование политико-правовых основ возрождения казачества в современных условиях. 2.1 Демократические преобразования конца XX века. 2.2 Казачество – как репрессированная культурно-этническая общность. 2.3 Совет по делам казачества при Президенте Российской Федерации. 2.4 Привлечение казаков к государственной и иной службе. 2.5 Правовые акты государственной Думы и губернатора Ставропольского края по поддержке казачьих обществ. 2.6 Главное управление казачьих войск при Президенте РФ. 2.7 Иммиграционные процессы на Северном Кавказе. 2.8 Финансовая поддержка казачьего движения в Ставропольском крае. Заключение Список использованной литературы Приложения ВВЕДЕНИЕ Начало XXI в. ознаменовалось появлением реальных признаков окончания долговременного глубокого кризиса отечественной политической системы, таких, как укрепление вертикали государственной власти, стабилизация системы партий и общественно-политических объединений, развитие информационно-коммуникативных отношений между агентами политики, адаптация к современным условиям законодательства России и ее субъектов, выстраивание иерархии доминирующих социальных норм, ценностей и т. п. Выходу из кризиса способствует инновационная социальная деятельность по развитию гражданского общества, созданию новых и восстановлению ранее утраченных социальных институтов и общностей.
Некоторые исследователи пишут о том, что в России есть всего лишь начала гражданского общества, но до тех пор, пока человек не почувствует себя силой, влияющей на решение проблем, о гражданском обществе как состоявшемся говорить проблематично. Но всё же перспективы развития гражданского общества в России есть. Об этом говорит и рост числа и объёма деятельности структур гражданского общества, формирующихся в России, и создание властью условий для их свободного самостоятельного развития, и формирование гражданственного сознания свободного человека, которое обеспечивает возрастание числа самопроявлений личности и повышение гражданской активности россиян. Ещё одной важной тенденцией в развитии гражданского общества становится всё большая потребность всестороннего учёта интересов и мнений гражданских структур. Движение в сторону дальнейшего совершенствования российской демократической системы придаёт всё большее значение голосу граждан, озвучиванию не только их забот, но и обсуждению в публичном пространстве тех предложений по решению проблем, с которыми самоорганизованные группы и институты обращаются к власти.
Однако путь человечества никогда не был прямым и ровным. История знает не только рывки, скачки вперед, но и стремительные откаты назад. Политическое право и гражданское общество не гарантированы от разрушения, свертывания горизонтальных связей автономных субъектов, их перестройки в вертикальные связи зависимостей от государства. Поэтому наряду с оптимистическими прогнозами и предположениями о перспективах развития гражданского общества и политического права нет недостатка в противоположных по содержанию прогнозах. Во многих странах политическое право переживает опасный период. В одних регионах оно существует лишь в потенции как выражение общей тенденции развития мировой цивилизации; в других оно находится в стадии становления, но его формированию препятствуют влиятельные общественные группы, способные привлечь и повести за собой значительную часть народа; в третьих уже существующее гражданское общество подвергается нападкам внешних и внутренних сил. По мнению М. Агеева самый страшный пример из современной истории гражданского общества можно было наблюдать при распаде Югославии.
Принцип разделения властей закреплен в статье 6 Конституции Республики Беларусь. В ней отмечается, что государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих Вопрос 13 Перспективы развития гражданского общества Как быстро может завершиться процесс формирования гражданского общества в нашей стране? В условиях низкого уровня гражданской культуры и отсутствия длительное время у россиян возможности играть решающую роль в общественно-политической жизни резкий переход от тоталитарно-авторитарного общества к демократическому неизбежно привел бы к охлократии, развалу государства и парализовал бы деятельность формирующегося гражданского общества (во многом мы имеем возможность это наблюдать и сегодня). Поэтому в течение длительного времени неизбежен переходный период тесного, часто противоречивого взаимодействия и взаимовлияния демократически сформированных органов правового государства и институтов гражданского общества. Постепенно по мере повышения культурного уровня, приобретения управленческих навыков, компетенции в суждении о важнейших общественно-государственных проблемах, граждане через институты гражданского общества будут брать на себя все больше функций государственной власти, и переходить к самоуправлению.
Однако путь человечества никогда не был прямым и ровным. История знает не только рывки, скачки вперед, но и стремительные откаты назад. Гражданское общество не гарантировано от разрушения, свертывания горизонтальных связей автономных субъектов, их перестройки в вертикальные связи зависимостей от государства. Поэтому наряду с оптимистическими прогнозами и предположениями о перспективах развития гражданского общества нет недостатка в противоположных по содержанию прогнозах. Во многих странах гражданское общество переживает опасный период. В одних регионах оно существует лишь в потенции как выражение общей тенденции развития мировой цивилизации; в других оно находится в стадии становления, но его формированию препятствуют влиятельные общественные группы, способные привлечь и повести за собой значительную часть народа; в третьих уже существующее гражданское общество подвергается нападкам внешних и внутренних сил. По мнению М. Агеева самый страшный пример из современной истории гражданского общества можно было наблюдать при распаде Югославии.
К показателям проблемной ситуации с молодежью могут быть отнесены: - доля безработной молодежи от общего числа молодых людей; - доля молодежи, находящейся в конфликте с законом; - доля молодежи, включенной в деятельность общественных организаций; - доля обучающейся и студенческой молодежи; - доля молодых людей, представленной в органах власти всех уровней, от общего числа сотрудников. Количественные и качественные характеристики по указанным показателям, убедительно показывают наличие устойчивых негативных тенденций в молодежной сфере, на фоне зарождения позитивных тенденций самоорганизации молодежи: - включение в систему непрерывного образования, - мобильности в поисках высокооплачиваемой работы и жилья, - развитие молодежных общественных движений, объединений, - создания собственного дела и развития бизнеса. В рамках традиционных подходов к решению социальных проблем невозможно обеспечить эффективное взаимодействие субъектов воспитания и институтов гражданского общества. Только с применением программно-целевого подхода открывается перспектива системного объединения ресурсов гражданского общества России и органов государственного управления.
Это, например, методы статического, структурного, факторного анализов, методы измерений и дифференциаций, моделирования и др. Социальная экспертиза по мере развития гражданского общества будет иметь все большее значение, прежде всего в аспекте создания института независимой социальной экспертизы, осуществляемой по инициативе и в интересах широких общественных слоев. Библиографический список 1.Волгин Н.А.Социальная политика.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 943с. 2. Волгин Н.А., Карпухин Д.Н. и др. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. Опыт подготовки руководителей на региональном уровне/ В кН.: Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М., 1996.С. 774-834. 3. Дятченко Л.Я., Иванов В.Н. и др. Социальные технологии. Москва- Белгород, 1995. 4. Осипов Г.В. и др. Энциклопедический словарь. М., 1996. 5.Храпылина Л.П. Социальная безопасность. М.: Издательство ЦБНТИ, 2003.-353с.
Перед Центром на период до 2010 года стоят следующие задачи: – обеспечить информирование самого широкого круга граждан о правах, предоставленных законом РФ «О защите прав потребителей»; – внедрить систему самообразования потребителей в части знания и применения прав, установленных законом РФ «О защите прав потребителей», и способов защиты своих интересов; – оказывать практическую помощь потребителям по конкретным проблемам; – осуществлять защиту неопределенного круга потребителей в судах; – обеспечить постоянное функционирование Центра, его системное развитие. В итоге, следует отметить следующее. Для обеспечения освещения конференций создаются Независимые организации. Также они созданы для содействия становлению и развитию гражданского общества в России, углубления диалога и взаимодействия между обществом и властью, укрепления социального партнерства и гражданского согласия в России. Заключение В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Социальное неравенство – это неравномерное распределение жизненно важных ресурсов в классовой структуре, во втором – в системе социальной стратификации (социальной иерархии, состоящей из слоев.
В настоящее время в послание президента Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года определен ряд важнейших задач развития страны на ближайшую перспективу. Такими задачами являются: обеспечение граждан доступным жильем, модернизация здравоохранения, развитие отечественного образования, смягчение проблемы бедности, развитие транспортной инфраструктуры, модернизация армии, развитие гражданского общества. Среди этих задач президент называет главную – создание в Росси свободного общества свободный людей. Это и самая главная и самая сложная задача. Главная задача – потому что несвободный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей Родине. Сложная задача – потому что свободой не всегда дорожат. Еще реже умеют ею распорядиться. Созидательную энергию, предприимчивость, чувство меры и волю к победе нельзя ввести указом, нельзя импортировать, позаимствовать. Эти социальные качества у людей надо сформировать всем укладом нашей жизни, воспитывать комплексом духовно-культурных средств. Подготовив таких людей, будет легче решать все остальные задачи развития нашей страны. Принцип рационального стимулирования. В каждой управляемой системе в качестве исполнителей любых решений выступают люди.
Таким образом, в России, находящейся перед выбором стратегии цивилизационного развития, как никогда остро стоит вопрос о его направлении, зависящем от цивилизационных интересов, имеющихся ресурсов и сложившихся внешних условий существования страны. Очевидно, что эта стратегия должна быть долгосрочной, реализующей исторические перспективы России в новом тысячелетии. Развитие должно происходить таким образом, чтобы, не разрушая в новых условиях глобального мира прежний цивилизационный потенциал, создавать новое. В контексте системных изменений мироустройства, целей развития и смысла жизнедеятельности человека России предстоит значительно реорганизоваться изнутри, перестроив свою социокультурную систему, четче определив контуры новой внутренней и внешней политики. Оттого, какими будут законодательство, образование, культура, социально-политические отношения, общественная мораль, зависит, в сущности, сохранится ли наша национальная цивилизация в XXI столетии, найдет ли она достойное место в мировом сообществе цивилизаций. Список литературы 1. Афанасьев М. Негодная формула управления // Политический журнал, 2004, № 46 (49), 14 декабря. 2. Карелова Г.Н. Институциональные механизмы улучшения положения женщин в России // Женщины и процесс социально-экономического развития в России и других странах СНГ М., 2000. с. 5. 3. Конопкина., Радкевич С. Общественная палата: шаг к гражданскому обществу? // Россия, 2004, 4 ноября, № 894, с. 4. 4. Конопкина., Радкевич С. САМОуправнение? // Россия, 2004, 18 ноября, №896, с. 3. 5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 2007, с. 17-19, 23; 6. Олейник А. В поисках институциональной теории переходного общества // Вопросы экономики, 2007, № 10. 7. Шарип Л. «Фабрика звезд» как зеркало российской молодежной политики / Беседа со Станиславом Радкевичем // Интернет-сайт poli com.ru, 2004, 25 ноября.
Конечно, подобной форме корпоративизма тоже присущи определенные антидемократические черты (монополизация представительства интересов труда и капитала, дискриминация частных интересов вне согласительного процесса и т.п.). В демократических странах эти черты или, по меньшей мере, их крайние проявления нейтрализуются системой сдержек и противовесов, устанавливаемых развитым гражданским обществом и правовым государством. Однако и там все чаще звучат голоса о кризисе корпоративной модели трехстороннего сотрудничества, поскольку растущая мощь корпораций обеспечивает им все более явное превосходство в диалоге с национальным государством и гражданским обществом. В России же корпоративистские тенденции разрастаются практически беспрепятственно. Здесь нет социально-политической среды, которая могла бы "облагородить" корпоративные нужды и вожделения, поставить их в рамки демократического плюрализма интересов и взглядов. Коррупция, поразившая общество и охватившая по существу весь государственный аппарат, создала тепличную среду для государственно-бюрократического, криминально окрашенного корпоративизма, олицетворяющего не публичные общественные потребности, а корыстные устремления политических кланов, "теневиков" и чиновников, связанных с мафиозными группами.
В этом отличие современной взаимопомощи. И как следствие этих процессов возникает множество объединений, учитывающих интересы различных профессий и социальных групп. Статистику здесь выявить достаточно сложно, поскольку регистрация подобных организаций ведется в местных структурах исполнительной власти. По суммарному количеству организаций (1110 в 1995 г.) современную Россию можно сравнить с Россией 1860 г. (тогда их было 1232). Однако этот процесс развивается медленнее, чем в 80-х гг. XIX столетия, когда таких учреждений и обществ насчитывалось 6288. По данным М. Сухорукова, общее число благотворительных учреждений к концу XIX в. Составило 14854, из которых 7349 – благотворительные общества, а 7305 – благотворительные заведения. (Думается, что к концу ХХ в. Россия не достигнет того количества благотворительных учреждений, сколько она имела в конце XIX в.).28 Здесь одну из главных причин необходимо связать не только с экономическими факторами, но и с качественным развитием гражданского общества, которое только начинает оформляться в современных условиях, тогда как в XIX в. оно эволюционировало на протяжении целого столетия.
![]() | 978 63 62 |