![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Социология |
Основные этапы развития социологической мысли | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Какие существуют типы религиозных организаций? Пользуясь табл. 14, перечислите признаки разных типов религиозных организаций и дайте необходимые пояснения. Какие типы верующих людей выделяют социологи? Какие типы религиозного действия выделял М. Вебер? Назовите и охарактеризуйте функции религии. Каковы основные тенденции в развитии религии? Каковы перспективы религии в России? Литература Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990. С.P61272. Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // М. Вебер. Избранное. Образ общества. М., 1994. С.P78308. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни //Р. Арон. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С.P343359. Исаев Б. А. Курс социологии. Петродворец, 1998. Лекция 8. История религии: Учебное пособие / Науч. ред. А. Н. Типсина. СПб.,1997. Конт О. Дух позитивной философии. Ростов-на-Дону, 2003. Конт О. Система позитивной политики //Р. Арон. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С.P142145. Радугин А. А., Радугин К. А
Этот период характеризуется рассветом культуры и философии. В таких литературно-исторических памятниках как “Ши цзин”, “Шу цзин”, прослеживаются философские идеи, возникшие на основе обобщения непосредственной трудовой и общественно-исторической практики людей. Однако подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на период VI-III в до н. э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско- социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь юий”, “Мо-цзы”, “Мэн-цзы”, “Чжуан-цзы”, выступают со своими концепциями и идеями великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы, и формируются школы - даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, натурфилософская школа, оказавшие затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. В этот период зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени. (1. Особенности развития философии в Китае Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этап расцвета философской мысли - этап соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э. Период формирования философских воззрений древних народов, которые жили в бассейнах рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв. до. н.э.) и заложили основы китайской цивилизации, по времени совпадает с аналогичным процессом в Индии и Древней Греции.
Сообща чувствовать, преклоняться перед авторитетом мнения, наконец, автоматически повторять то, что сделали другие,P все это совсем разные вещи» (Цит. по: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. С. 331). 416 См.: Бердяев НА. Новое средневековье. М., 1991. С. 1317. 417 Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 154. 418 Там же. 419 Там же. С. 155. 420 Выходцы из России, перебравшиеся на жительство в США, с особой остротой ощущают отчужденность и одиночество людей в этой стране. Русская женщина средних лет рассказывает об особенностях жизни в Америке: «Там на рынке не разговоришься, я пробовала. Между прочим, там, при дороге, как у нас, бывают крошечные прилавки с овощами кабачки, картошка, лук, яблоки, кошмарные букеты цветов. Так вот, сколько раз я проверяла, меня это специально интересовало никаких разговоров на частные темы, только по делу. Да и вообще там, например, на людей глядеть не принято. Сейчас в Нью-Йорке приняли закон, по которому женщины имеют право ездить в метро голыми по пояс. А смотреть на них не рекомендуется, это уже будет квалифицировано как сексуальное домогательство, и в это понятие включен и непрошенный взгляд
Дюркгейм осуществляет Одно из первых фундаментальных исследований суицидального поведения( “Самоубийство”). Им используется метод совпадающих изменений, т. е. анализируются изменения уровня самоубийств среди разных групп населения. Итогом рассмотрения статистических корреляций становится определение основных социальных типов самоубийств: эгоистического, альтруистического и аномического. Применяемые статистические методы достаточно просты: определяются статистические корреляции между частотой самоубийств и социальным характеристиками (пол, возраст, брачность, детность, конфессиональная принадлежность и т.д. ) [Арон Р. Этапы развития социологической мысли//М.: Прогресс-Универс, 1993.С.368.] Помимо социологов этой проблемой занимается философия, медицина, а именно психиатрия, психология. 3. Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств. Существуют категории самоубийц с их психологическими портретами: эгоист (выпавший из общества), альтруист (слишком преданный сообществу, принимающий смерть “за компанию”), аномичный самоубийца (в отсутствие общечеловеческих ценностей и принятых правил поведения), фаталист (в отсутствие необходимых для самовыражения свобод).
Развитие работ по физико-географическому и экономическому районированию составляет одну из важных задач современной Г. Математические методы широко применяются в климатологии, океанологии, гидрологии и постепенно внедряются в другие географические науки. Для физической Г. особое значение имеет использование данных и методов смежных отраслей естествознания — геологии, геофизики, геохимии, биологии и др. Экономическая Г. тесно связана как с физической Г., так и с общественными науками — политической экономией, демографией, экономикой промышленности, сельского хозяйства, транспорта, социологией и др. В сфере географических исследований лежат различные источники энергии и виды естественных ресурсов. Чем острее потребность в естественных ресурсах, тем большее народнохозяйственное значение приобретают географические исследования. Г. разрабатывает научные основы для всестороннего и рационального использования природных условий и ресурсов, развития производительных сил и планомерного размещения производства, а также для охраны, восстановления и преобразования природы. Основные этапы развития географической мысли. (О важнейших географических путешествиях и открытиях см. ст
Поэтому нет неизбежного противоречия между индивидуалистическим подходом, позволяющим говорить о свободе, и детерминистским подходом. В противоположность тому, что утверждают пристрастные критики, методологический индивидуализм не противоречит полностью изучению детерминирующих и повторяющихся факторов. Таким образом, Р. Арон возвращается к стремлению М. Вебера совместить субъективный и объективный подходы . 3. Отношение к предшественникам Можно сказать, что многие социологические взгляды ученого отражены в его книге «Этапы развития социологической мысли». Основную задачу этой книги автор видит не только в сопоставлении взглядов крупнейших социальных мыслителей, начиная от Аристотеля и кончая М. Вебером, но и, прежде всего, в ответах на фундаментальные вопросы социологического знания: с какой даты начинается социология, какие авторы достойны считаться родоначальниками или основателями социологии, какое определение социологии принять? С целью упрощения исследовательского поиска Р. Арон принимает определение социологии, которое сам хоть и признает нестрогим, но не считает и произвольным. Согласно его определению, «социология есть исследование, претендующее на научный подход к социальному как таковому либо на элементарном уровне межличностных отношений, либо на макроуровне больших совокупностей, классов, наций, цивилизаций, или, используя ходячее выражение, глобальных обществ».
Прагматизм был следствием и выражением этой позиции, и он пронизывает все мышление американцев. Пуританизм, утилитаризм и деловой прагматизм стали этическими основами поведения в Америке ХIХ века, однако они сохраняют свою действенность и сегодня. Прагматизм был основным направлением американского мышления задолго до философских систем Пирса, Джемса и Дьюи. Поэтому прагматизм для Америки — это нечто намного большее, чем философское направление. «В конце XIX века центром американской социологической мысли становится Гарвардский университет. Словом, Гарвард представлял собой место, где почти все противоречия новой социальной науки были впервые обнаружены и где разгорелись философские баталии, имевшие своей целью их разрешение» . Институциональный этап развития американской социологии начинается в 1892 г. с образованием при Чикагском университете первого в истории социологического факультета. Первый курс по методам социального исследования в Америке предложил в Чикагском университете бывший священник Ч. Хендерсон. Считается, что именно в Соединенных Штатах родилась традиция систематических Центр исследований постиндустриального общества. — М.: Логос, 2003. — 368 с. Арон Р. Этапы развития социологической мысли/Общ, ред. и предисл. П.С. Гуревича. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Политика», 1992. - 608 с. Здравомыслов А.Г. Сравнительный анализ национальных социологических школ в их отношениях к национальным культурам .
В ответ на поставленные жизнью вопросы в XIX веке родились различные концепции, стремящиеся объяснить сущность происходящего с тех или иных теоретико-методологических позиций. На разных этапах развития социологической мысли на передний план выходило то одно, то другое направление. Социологическая теория О.Конта состояла из «социальной статики» и «социальной динамики». Главный интерес французского мыслителя был связан с анализом социальной динамики, основным фактором которой он считал умственное, духовное развитие. Его замысел состоял в стремлении уподобить науку об обществе «социальной физике», чтобы ее исследователь мог так же оперировать конкретными данными, фактами, их взаимосвязями, как это делает естествоиспытатель. Он сформулировал закон интеллектуальной эволюции человечества. Особый интерес представляет его размышление о социальной статике и социальной динамике как методе, объясняющем его позитивистский историзм. Другая концепция — биологическая — связана с именем Г. Спенсера (1820—1903), который рассматривал общество по аналогии с биологическими организмами.
Когда четко обозначилась тенденция к дифференциализации наук, в том числе и общественных, в социологии нашла выражение объективная потребность определить место и роль человека в жизни общества, его социальное положение, взаимодействие с другими людьми в рамках общностей, социальных групп, организаций в условиях гражданского общества. В ответ на поставленные жизнью вопросы в 19 веке родились различные концепции, стремящиеся объяснить суть происходящего с тех или иных методологических позиций. На разных этапах развития социологической мысли на первый план выходило то одно, то другое направление. Социологическая теория О. Конта состояла из «социальной статики» и «социальной динамики». Его замысел состоял в том, чтобы уподобить науку об обществе «социальной физике» , чтобы исследователь мог также оперировать конкретными данными, фактами, их взаимосвязями, как это делает естествоиспытатель. 3. Возникновение и развитие социологии. Западноевропейская социология (19 – начало 20 века) (продолжение). Другая концепция этого времени – биологическая. Связана с именем Г. Спенсера (1820-1903), который рассматривал общество по аналогии с биологическими организмами.
Именно в этот период выступают со своими концепциями и идеями великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан- цзы, Сюнь-цзы. Именно в этот период происходит формирование китайских школ - даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно в этот период зарождаются те проблемы. Те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени. 1. Особенности развития философии в Китае. Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э. Период складывания философских воззрений древних народов, которые жили в бассейнах рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв. до. н.э.) и заложили основы китайской цивилизации, по времени совпадает с аналогичным процессом в Индии и Древней Греции.
Место социологии в системе общественных наук. Особенности познания социальных явлений. Уровни социологического знания: фундаментальные социологические теории, специальные (частные) теории, конкретные (эмпирические) социологические исследования. Научное и обыденное социологическое знание. Мировоззренческая, познавательная, прогностическая, идеологическая и прагматическая функции социологии. Понятия общественного идеала, социального проектирования, социального факта, социального поведения, социальной общности, социальной целостности и др. Модели социального познания. Основные направления развития социологической мысли. ПРОТОСОЦИОЛОГИЯ Возникновение и развитие представлений об устройстве общественной жизни. Взгляды на общество, государство, сущность социальных процессов и социальную структуру в учениях античного периода (Платон, Аристотель). Античная культура и социология. Воззрения на характер общественного устройства гуманистов эпохи Возрождения. Общественные взгляды теоретиков первых социалистических утопий (Т. Мор, Т. Кампанелла, Д. Уинстенли и др.). Становление исторического, теоретического и прагматического методов социального познания.
Тем не менее, акцент Дюркгейма на солидарности и согласии имел под собою во всяком случае не меньше основания, чем акцент на роли борьбы и конфликта в обществе, свойственный теориям Маркса и социальных дарвинистов. Очевидно, что социальная солидарность - не менее, а, вероятнее всего, более «нормальное» и универсальное явление, чем социальный конфликт. Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором пpaвил , которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Правда, Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии. Дюркгейм разработал методологические принципы социологической мышления, конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и т.д. Он внес вклад в самые разные отрасли социологическою знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения. семьи, воспитания, религии, ритуала и т.д. Список литературы 1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М, 1991. 2. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997. 3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993. 4. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. – М ., 2007. 5. Кравченко А.И. . Социология: Учебник для вузов – СПб, 2007 6. Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
В литературно-исторических памятниках мы встречаем определенные философские идеи, возникшие на основе обобщения непосредственной трудовой и общественно-исторической практики людей. Однако подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на период 6-3 в в. до н. э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период происходит формирование китайских школ – даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем огромное влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно в этот период зарождаются те проблемы, понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени. Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период 8-6 вв. до н.э., и этап расцвета философской мысли – этап соперничества «100 школ», который традиционно относится к 4-3 вв. до н.э. Период складывания философских воззрений древних народов, которые заложили основы китайской цивилизации, по времени совпадает с аналогичным процессом в Индии и Древней Греции.
смотреть на рефераты похожие на "Философия Древнего Китая" ПЛАН: I Введение II Философия Древнего Китая 1. Особенности развития философии в Китае а) основные этапы развития философской мысли б) специфика философии 2. Школы в китайской философии 3. Основные проблемы, которые были поставлены древнегреческими мыслителями а) Небо и происхождение всего сущего б) Общество и человек в) Природа и человек г) Природа знания и логические идеи. III Заключение Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э. В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами.
Во главе других трудящихся классов он и совершает социалистическую революцию, в ходе которой уничтожается эксплуататорское государство и открывается путь к строительству бесклассового общества изобилия и свободы — коммунизма; — диктатура пролетариата — период не ограниченного законом господства рабочего класса, в ходе которого создаются предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства. ЛИТЕРАТУРА Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 36—51, 152—199. Антология мировой философии. М., 1970. Т. 2. С. 334—340,538—545. Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 2. § 2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8. Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997. Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 33—42. Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 2. § 3. 9. Развитие политической мысли в России в XIX—XX вв. В политической жизни России легко найти представителей широко распространенных и в других странах политических теорий и ориентации: консерваторов и либералов, анархистов и социалистов, республиканцев и монархистов.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Любое серьезное исследование должно опираться на солидную историческую базу. Поэтому рассмотрим основные этапы развития эстетической мысли. Истоки эстетической практики и эстетических знаний уходят вглубь человеческой истории. Свидетельства проявления первобытными людьми эстетического отношения к окружающей действительности, своих художественных наклонностей в виде орнаментально украшенных орудий труда и быта, наскальных изображений, животных наука относит к ориньяко-солютрейскому периоду верхнего палеолита (35-10 тыс. лет назад). Все, с чем сталкивался человек, — земля и вода, растения и животные, солнце и луна, свет и мрак, тепло и холод,— осознавалось им как полезное или вредное, хорошее или плохое, а стало быть приносящее добро или зло. В представлениях о «полезном» и «добром» отражались самые существенные (содержательные) характеристики предметов и явлений действительности, взятые в их значении для человека. На этой основе, вследствие расширяющейся практики и углубления познания, постепенно возникало и восприятие человеком предметов и явлений со стороны их формы как красивых или безобразных.
К концу данного периода административно-бюрократическое вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти те же, что и в 30-е годы. Теоретическая социология вновь отрицалась, снизилось количество и качество исследований. Последствия этого второго «вторжения» в социологию могли бы быть самыми трагическими для науки, если бы не новая обстановка в стране. Социология была восстановлена в гражданских правах в 1986 году. Вопрос о ее развитии решался на государственном уровне - была поставлена задача развертывания фундаментальных и прикладных исследований в стране. Социология современной России укрепляется содержательно и организационно, она возродилась как учебная дисциплина, но трудностей на ее пути еще немало. Социология сегодня нарабатывает материал об обществе на переломном этапе и прогнозирует дальнейшее развитие. Литература Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992. Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. Казань, 1997. – Гл. 5, 6. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии Х1Х-ХХ вв. М., 1995. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебн. для студентов гуманитарных вузов. М., Интерпракс, 1995. – 3. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов н/Д., 1996. – Гл. 3 – 4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.,1996. – Тема 2. Тема 4. Общество как объект изучения в социологии Вопросы: 1.
Обычно обнаруживается "веер" ответов, зависящих от конкретной ситуации, от мировоззрения и интересов личности. Вариативность философского знания способствует выработке своей позиции, и каждый находит "своего" философа, идеи которого наиболее соответствуют устремлениям и душевному складу человека. В-четвертых, изучение философии воспитывает в человеке толерантность — терпимость к инакомыслию, уважение к позиции оппонента, умение выслушать его, найти в его взглядах рациональное содержание и критически взглянуть на собственную аргументацию. Нетерпимость к инакомыслию — основа любого деспотизма, диктатуры, насилия, которые отвергаются философией. Заканчивая эту главу, можно сказать: если вы хотите выйти из университета не только хорошо обученным, но и образованным человеком высокой культуры, то пренебрегать гуманитарным знанием, включая философию, которая составляет его основу, просто неразумно. Перейдём теперь к знакомству с основными этапами развития философской мысли.Глава 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Когда говорят о философии Древнего Востока, то прежде всего имеют в виду философские учения Древней Индии и Древнего Китая, с которыми мы кратко познакомимся.Древнеиндийское общество Расцвет культуры Древней Индии в первом тысячелетии до н.э., географически изолированной от остального мира горами и океаном, до сих пор вызывает удивление учёных и пока не находит внятного объяснения.
![]() | 978 63 62 |