![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Физика |
Роль биофизики и физики в теоретическом развитии биологии и ветеринарных дисциплин | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Какова роль этих экспериментов в развитии биологии и, в частности, теории эволюции? Мне она представляется второстепенной, как и в других науках. Вопреки усердно насаждаемому представлению о ведущей роли эксперимента, самые крупные открытия в физике, от Архимеда и Ньютона до Кюри-Склодовской и Черенкова, сделаны в результате незапланированных наблюдений основного инструмента «описательных» наук. Молекулярная генетика (снова вопреки представлениям, широко распространенным среди людей, неспособных отличить эксперимент от технически оснащенного наблюдения) является наукой на 90P% описательной, занимающейся в первую очередь классифицированием компонентов ядерного генома и других биомолекулярных структур. Источником фундаментального научного знания служит описание грандиозного эксперимента, поставленного самой природой. Научный эксперимент играет подсобную роль, его значение ограничено искажениями, которые вносят в природные процессы действия экспериментатора. Если физики признают неизбежность подобных искажений, то биологи имеют для чтого еще больше оснований вспомним хотя бы эксперименты А
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО – АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ В БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ ВВЕДЕНИЕ Проблема взаимосвязи теоретического и эмпирического знания остается одной из самых сложных в естествознании, а также в разработке ее философских оснований. Для биологии эта проблема актуальна в силу того, что буквально лавинообразный процесс накопления экспериментальных данных сопровождается мучительным поиском теоретических принципов их обобщения, определений самого типа теоретического знания и перспектив развития теоретической биологии. В связи с этим активизируется исследование общего и различного в теоретизации таких сфер природоведения, как физика и биология. Расширение контактов с гуманитарными науками и общее возрастание социально-практической роли биологии также существенно для ее самоопределения. Совокупность внутринаучных, междисциплинарных, а также социально-культурных факторов развития биологии делает проблему соотношения теоретического и эмпирического знания важнейшим предметом философского анализа. Следует отдавать себе отчет в том, что анализ специфики теоретического и эмпирического в биологии нуждается в некоторой совокупности средств исследования, адекватных поставленной задаче.
Иными словами, к социолингвистике. А она, разумеется, слишком сложна, интересна, серьезна, чтобы ограничиться рассказом в несколько страниц, да и одного очерка будет мало, здесь нужна целая книга. Нет, очевидно, не зря роль фонологии в развитии гуманитарных наук сравнивают с ролью ядерной физики в развитии естествознания. Фонология дает идеи другим наукам и находится в авангарде науки о языке. Что будет дальше? Термин фонема был предложен в конце прошлого столетия замечательным русским ученым Иваном Александровичем Бодуэном де Куртенэ. Не удивляйтесь странной фамилии: в жилах Ивана Александровича текла кровь крестоносца, провозглашенного в начале XII века «иерусалимским королем». В мемуарах Виктора Шкловского «Жили-были» Бодуэну де Куртенэ посвящены прекрасные строки как человеку и как ученому,Pи мы не будем их повторять. В нашей стране в двух томах изданы избранные труды Бодуэна де Куртенэ. Имя его пользуется почетом и уважением во всем мире и прежде всего как основоположника фонологии. Правда, в начале нашего столетия только русская школа Бодуэна де Куртенэ, включая его лучшего ученика Л. В
Если вспомнить предмет философии и его общую схему , то она полностью приложима и к социальной философии за вычетом, конечно, тех сторон, которые оказываются предметом онтологии, теории познания, методологии (как учения о принципах всеобщего метода), общей этики и теоретической эстетики. С этими дисциплинами, кстати, тесно связаны все проблемы социальной философии, например, проблема сознания, проблема человека и т.п. 1 См.: Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. Изд. 3-е. М., 2001. С. 4, 50-51, 73. Кроме этих разделов философского знания, социальная философия взаимодействует со многими нефилософскими дисциплинами, изучающими общество: с социологией, политэкономией, политологией, юриспруденцией, культурологией, искусствознанием и другими социальными и гуманитарными науками; она опирается в развитии своих представлений на общие понятия этих наук, на всю ту существенную информацию, которая в них вырабатывается. Имеется еще один источник, помогающий социальной философии развивать свои понятия, разрабатывать глубже свой предмет исследования; таким источником является природа, комплекс наук о природе: биология, физика, география, космология и др.
В условиях перестройки мощный импульс обновления мышления исходит от общественных наук как идейно-теоретического фундамента происходящих в стране революционных преобразований. Тем не менее, роль технических и естественных наук в этом процессе оказывается весьма существенной. По сути дела речь идет о системно-комплексном взаимодействии всех основных подразделений науки и становлении нового - общенаучного - знания, как важного компонента нового мышления. Уже само возникновение кибернетики показало, что это отнюдь не традиционная дисциплина в духе физики, химии или биологии. Кибернетика, изучающая процессы и закономерности связи и управления, распространяет их на весьма широкую сферу объективной реальности, включающую биологическую, социальную и частично более низкие формы движения материи и несет тем самым мощный интегративный заряд. 3 Новый толчок развитию кибернетики, способствовавший ее смыканию с другими подразделениями современной науки, дала информатика, которую некоторые авторы даже отождествляют с кибернетикой
Особенностями нынешнего этапа развития науки являются экспоненциальный рост информации), удвоение происходит каждые 10-15 лет), сложнейшая дифференциация научного знания, а также рост числа междисциплинарных исследований. Большинство наиболее значительных открытий в современной науке происходит на стыке различных дисциплин: физики и химии, астрономии и физики, химии и биологии и т.п. Выводы Попытки понять, как возникла и развивалась жизнь на Земле, были предприняты еще в глубокой древности. В античности сложились два противоположных подхода к решению этой проблемы. Первый, религиозно-идеалистический, исходил из того, что возникновение жизни на Земле не могло осуществиться естественным, объективным, закономерным образом; жизнь является следствием божественного творческого акта (креационизм), и потому всем существам свойственна особая, независимая от материального мира «жизненная сила» (у18 укаЦз), которая направляет все процессы жизни (витализм). В основе второго, материалистического подхода лежало представление о том, что под влиянием естественных факторов живое может возникнуть из неживого, органическое из неорганического. . Несмотря на свою примитивность, первые исторические формы концепции самозарождения сыграли прогрессивную роль в борьбе с креационизмом.
В формировании биофизики как биологической науки выдающуюся роль сыграли исследования К.А. Тимирязева в области фотосинтеза, которые явились началом становления фотобиофизики. Таким образом, биофизика это наука о наиболее простых и фундаментальных взаимодействиях, лежащих в основе биологических явлений. Теоретическое построение и модели биофизики основаны на физических понятиях энергии, силы, типов взаимодействия, на общих понятиях физической и формальной кинетики, термодинамики, теории информации. Эти понятия отражают природу основных взаимодействий и законов движения материи, что, как известно, составляет предмет физики – как фундаментальной естественной науки. В центре внимания биофизики как биологической науки лежат биологические процессы и явления. Основная тенденция современной биофизики – проникновение на самые глубокие, элементарные уровни, составляющие молекулярную основу структурной организации живого. 2. Развитие и становление биофизики как науки Развитие и становление биофизики как пограничной науки проходило ряд стадий.
Вопрос доказательства истинности является вопросом достаточно интересным и сложным в общенаучном и философском плане. Вопрос этот остается для СЗФ актуальным, его следовало бы рассмотреть в отдельных публикациях. Влияние астрономии и СЗФ на формирование нашего мировоззрения переоценить трудно - оно колоссально. Значительна роль СЗФ в формировании представлений о единстве природы, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов. Уже подчеркивалось очень большое влияние астрономии и СЗФ на формирование и развитие смежных научных дисциплин - философии, математики, физики, биологии и медицины . Ни одна наука, кроме СЗФ, не предложила и не имела таких крупных, содержательных, комплексных проектов, как Международные Полярные Годы, Международный Геофизический Год и все последующие международные программы и проекты . Задачи В настоящее время научное сообщество располагает глобальной сетью гидрометеорологических, магнитных, ионосферных, солнечных, сейсмических и других станций, обсерваторий и экспедиций, выполняющих непрерывные наблюдения за состоянием электромагнитного поля Земли, состоянием атмосферы на различных высотных уровнях, солнечной активностью, сейсмической активностью и многими другими процессами и объектами СЗФ.
ДЛя БИОЛОГИИ ЭТА ПРОБЛЕМА АКТУАЛЬНА В СИЛУ ТОГО, чТО БУКВАЛЬНО ЛАВИНООБРАЗНЫЙ ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИя ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ СОПРОВОЖДАЕТСя МУчИТЕЛЬНЫМ ПОИСКОМ ТЕОРЕТИчЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ИХ ОБОБЩЕНИя, ОПРЕДЕЛЕНИЙ САМОГО ТИПА ТЕОРЕТИчЕСКОГО ЗНАНИя И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИя ТЕОРЕТИчЕСКОЙ БИОЛОГИИ. В СВяЗИ С ЭТИМ АКТИВИЗИРУЕТСя ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕГО И РАЗЛИчНОГО В ТЕОРЕТИЗАЦИИ ТАКИХ СФЕР ПРИРОДОВЕДЕНИя, КАК ФИЗИКА И БИОЛОГИя. РАСШИРЕНИЕ КОНТАКТОВ С ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ И ОБЩЕЕ ВОЗРАСТАНИЕ СОЦИАЛЬНО- ПРАКТИчЕСКОЙ РОЛИ БИОЛОГИИ ТАКЖЕ СУЩЕСТВЕННО ДЛя ЕЕ САМООПРЕДЕЛЕНИя. СОВОКУПНОСТЬ ВНУТРИНАУчНЫХ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ, А ТАКЖЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИя БИОЛОГИИ ДЕЛАЕТ ПРОБЛЕМУ СООТНОШЕНИя ТЕОРЕТИчЕСКОГО И ЭМПИРИчЕСКОГО ЗНАНИя ВАЖНЕЙШИМ ПРЕДМЕТОМ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.Следует отдавать себе отчет в том, что анализ специфики теоретического и эмпирического в биологии нуждается в некоторой совокупности средств исследования, адекватных поставленной задаче. Предпосылочное суждение о существовании этой специфики направляет выбор средств, призванных обосновать эту специфику. Помимо анализа готового биологического знания, крайне важно постоянно обращаться к процессу его получения, к уровню научно- исследовательской деятельности.Многофакторный и многоуровневый характер научной деятельности в биологии имеет такие разнородные, гетерогенные философские основания, которые объединяются общей целью познания сущности жизни и ее эволюции на пути постоянного возникновения и разрешения противоречия между средствами и целью познания.Биология, как никакая другая природоведческая наука, обнаруживает непосредственную зависимость решения той или иной проблемы от мировоззренческой позиции ее исследователей.
Таким путём часто удаётся установить физико-географические и физико-химические условия, в которых отлагались древние слои, а для метаморфических горных пород и примерную глубину, на которой произошёл метаморфизм (изменение). Однако географическая и геологическая обстановка в жизни Земли необратимо менялась; поэтому, чем древнее изучаемые толщи, тем ограниченнее применение метода актуализма. Разработка теоретических вопросов геология тесно связана с одной из её крупнейших практических задач - прогнозом поиска и разведки полезных ископаемых и созданием минерально-сырьевой базы мирового хозяйства. Большое значение имеет геология также при проектировании различных инженерных сооружений, в строительстве, сельском хозяйстве, военном деле. Велика роль геология и в борьбе за материалистическое миропонимание. Связь геологии с другими науками и система геологических наук. Современная геология тесно связана с очень большим числом др. наук, главным образом наук о Земле. Именно поэтому трудно установить точные границы геология как науки и определить однозначно её предмет. Широкое применение при геологических исследованиях физических и химических методов способствовало бурному развитию таких пограничных дисциплин, как физика Земли и геохимия.
В каждом семестре планируется выполнение студентами зачетных тестов по общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной подготовленности (не ниже средней оценки «удовлетворительно»). Оценка определяется по таблице 1.1 при условии выполнения каждого из запланированных тестов не ниже, чем на одно очко (таблицы 1.2,1.3) Обязательная итоговая аттестация по физической культуре прово- дится в конце 8 семестра, в форме устного опроса по теоретическому и методическому разделам программы. Студент, завершивший обучение по дисциплине "Физическая культура", должен обнаружить: понимание роли физической культуры в развитии человека и подготовки специалиста; знание основ физической культуры и здорового образа жизни; мотивационно- ценностное отношение и самоопределение в физической культуре с установкой на здоровый образ жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Для проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное, спортивное. . Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования, с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов.
Последние два плана и относятся к основным проблемным областям психологии художественного творчества, ибо, как известно, в искусстве рецепция его объектов представляет собой форму сотворчества. Вместе с тем в силу того, что в произведении искусства получают отражение личностные коллизии героев, их характеры и эмоциональная жизнь, сложности межлюдских отношений и т. п., это произведение может дать материал для научно-психологического анализа указанных феноменов. Однако такой анализ непременно требует сформулировать проблему на собственном языке научной психологии, имеющей свой категориальный аппарат и свои санкционированные историческим опытом методы. Великих писателей, постигших диалектику души, называют великими психологами. Но они явили ее миру в особой форме — в форме художественно-образной реконструкции. Научный же способ познания психики по своей природе иной и по орудиям, посредством которых он наделяет людей властью над явлениями, и по отношению к социальной практике. Напомним известный афоризм Вильяма Штерна: «Нарисованную корову нельзя доить». Наука, осваивая закономерную связь явлений, открывает возможность управлять ими, изменять их ход и т. д. Хотя психологии в этом плане далеко до физики или молекулярной биологии, мощь этих дисциплин коренится в тех же общих принципах мышления (прежде всего принципе детерминизма)1, распространение которых на область психического превратила ее в предмет экспериментально-теоретического знания (в отличие от обыденного сознания (здравого смысла), искусства, религии, философии и др.
В 1751 году вышла его книга "Философия ботаники", в которой К.Линней писал: " Искусственная система служит только до тех пор, пока не найдена естественная. Первая учит только распознавать растения. Вторая научит нас познавать природу самого растения". И далее: "Естественный метод есть последняя цель ботаники". То, что Линней называет "естественным методом", есть по сути некоторая фундаментальная теория живого. Заслуга Линнея в том, что через создание искусственной системы он подвел биологию к необходимости рассмотрения колоссального эмпирического материала с позиций общих теоретических принципов. Большую роль в становлении и развитии идеи эволюции живой природы сыграла эмбриология, для которой в Новое время было характерно противостояние преформизма и эпигенеза. Преформизм - от лат. "предобразую" - учение о наличии в половых клетках материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки развивающегося из него организма. Преформизм возник на базе господствовавшего в 17-18 веках представления о преформации, согласно которому сформировавшийся организм якобы предобразован в яйце (овисты) или сперматозоиде (анималькулисты). Преформисты (Ш.Бонне, А. Галлер и др) считали, что проблема эмбрионального развития должна получить свое разрешение с позиций всеобщих принципов бытия, постигаемых исключительно разумом, без эмпирических исследований.
Экономический анализ очень тесно связан с рядом экономических и неэкономических дисциплин. Эти связи с обособлением анализа не только не сужаются, а, наоборот, становятся еще более многочисленными, что обусловлено в первую очередь местом анализа в системе экономических наук, его методологическим характером и еще той ролью, которую он выполняет в системе управления производством на предприятии. В первую очередь среди наук, с которыми связан экономический анализ, нужно выделить экономическую теорию, которая изучает экономические законы, механизм их действия, создаёт теоретическую основу для развития всех экономических дисциплин. При проведении аналитических исследований необходимо учитывать действие этих законов. В свою очередь экономический анализ определённым образом содействует развитию экономической теории. Многочисленные аналитические исследования накапливают сведения о проявлении тех или иных экономических законов. Изучение этих сведений позволяет формулировать новые, ранее неизвестные законы, делать глобальные прогнозы развития экономики страны или мировой экономики.
В данной работе рассматривается из множества явлений, предсказываемых причинной механикой, только сила причинности. Это совершенно оправдано, поскольку именно этот эффект допускает ясную полуклассическую трактовку, не вызывающую принципиальных затруднений в приложении к достаточно сложной естественной системе. Результаты оказываются важными, как для понимания физики атмосферы, так и для практических прогностических приложений. Авторам удалось получить ответы на ряд принципиальных вопросов формирования атмосферной циркуляции и климата, показать, каким образом сила причинности включается в систему уравнений гидродинамики и в модели численного прогноза. Получен вывод, что такое расширение уравнений практически наиболее важно именно для долгосрочных прогнозов погоды. Есть все основания думать, что развитие этих работ сыграет серьезную роль, как в теоретической, так и в практической метеорологии. С другой стороны, полученные результаты представляют интерес и для исследователей в фундаментальной физике, представляя хороший пример проверки новых физических идей в условиях натурного эксперимента.
Задание 1. Перечислите основные компоненты естествознания как системы естественных наук. Дайте их краткую характеристику. Естествознание — область науки, изучающая совокупность естественных наук, взятая как целое. Естествознание появилось более 3000 лет назад. Тогда не было разделения на физику, биологию, географию. Науками занимались философы. С развитием торговли и мореплавания началось развитие географии, а с развитием техники — развитие физики, химии. Подразделения Астрономия - наука о расположении, строении, свойствах, происхождении и развитии небесных тел и их систем, вплоть до Вселенной в целом. Биология - наука о жизни, одна из естественных наук, предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биофизика раздел физики и современной биологии, изучающий физические аспекты существования живой природы на всех её уровнях, начиная от молекул и клеток и заканчивая биосферой в целом. Биохимия - наука о химическом составе живых клеток и организмов и о химических процессах, лежащих в основе их жизнедеятельности. Генетика - наука о законах и механизмах наследственности и изменчивости.
Но там же фундаментальными дисциплинами заявлены изобразительное искусство, культурология, история, иностранный язык. К основным дисциплинам, формирующим образовательный фундамент будущего технического специалиста, инженера-профессионала, чаще всего относят математику, физику, информатику, химию, биологию. Этим не умаляется роль дисциплин гуманитарного и социального цикла, но приоритет отдается так называемым точным наукам. При этом редко приводятся основания для такого распределения приоритетов. Между тем ясно, что отсутствие научного обоснования и, тем более, метрологических норм и методик, не позволяют мотивированно «развести» дисциплины учебных планов по срокам и длительности их изучения в школах и вузах. Проблеме поиска оснований для отнесения учебной дисциплины в разряд фундаментальных и посвящена эта работа. Произведём грубое деление всех специалистов на гуманитариев, по своей профессиональной деятельности имеющих дело с людьми, и на «технарей», создающих и обслуживающих материальные объекты. Для этих групп представляется возможным выделить следующие два характерных стили мышления. - Инженерно-техническому специалисту свойственны строгая, критическая форма восприятия информации и обращения с нею.
Его ученики внесли существенный вклад в разработку важнейших вопросов политической науки. Так же нельзя не отметить вклад, который внесли в разработку проблем политической философии, обоснование принципов конституционализма и сравнительно исторический анализ представительных учреждений и форм демократии М.М. Ковалевский и др. Одним из основателей политической социологии считается русский ученый М.Я. Острогский. Он опубликовал двухтомный труд «Демократия и политические партии». Эти и множество других фактов дают достаточные основания для вывода о том, что развитие политической мысли в России шло в том же направлении, что и на Западе. Но в отличие от западных стран, в России процесс формирования и институционализации самой политической науки в результате целой череды катаклизмов, захлестнувших страну и установления тоталитаризма оказался прерванным.8. Формирование теоретических основ политологии На протяжении всего ХХ в. обозначились и выделились важнейшие национальные школы и направления политологии. В их рамках осуществлялась разработка методологии, понятийно-категориального аппарата, принципов, методов и инструментария исследований. В июне 1903г. в французском философском обществе известный психолог Г.Тард сделал доклад, посвященный проблеме классификации наук О.Конта и А-А Курно. По словам Тарда Конт выделил пять фундаментальных наук в следующей последовательности: математика, физика-химия, астрономия, биология, социология.
![]() | 978 63 62 |