![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Социология |
Социальные институты общества | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Итак, исходным пунктом и критерием для индустриальных револЯций является то же самое явление - переворот в технологическом способе соединения личных и вещных элементов производства. И индустриальные, и технические (две) револЯции знаменуЯт собой начало нового исторического этапа в развитии техники, они начинаЯтся тогда, когда одна форма техники вытесняется из общественного производства другой формой. Они, следовательно, протекаЯт одновременно, параллельно, а не последовательно, как это имеет место в теории авторов "Современной научно-технической револЯции", где технические револЯции перерастаЯт в производственные, последние являЯтся как бы продолжением первых. Однако между техническими и индустриальными револЯциями в теории Волкова имеется большое различие, их нельзя отождествлять. Технические револЯции - это револЯции в развитии техники, индустриальные же револЯции - это револЯции во всем производстве, в экономических и социальных институтах общества. Перейдем теперь к рассмотрениЯ современной "второй индустриальной револЯции", которая, согласно теории Волкова, происходит в настоящее время во всем мире (наряду с современной научно-технической револЯцией). "Возникает вопрос: правомерно ли говорить о начале второй индустриальной револЯции? Да, на наш взгляд, правомерно
В передовом опыте структурно-организационный механизм системы социально- воспитательной работы с населением по месту жительства распределяет воспитательные силы по их функциям, а не по возрастным категориям населения. Четкое распределение и неуклонное совершенствование организационного и педагогического аспектов руководства воспитательным процессом определяют характер взаимодействия всех социальных институтов общества на современном этапе. Развитие этой тенденции способствует оптимизации деятельности Центра воспитательной работы в микрорайоне. Формы организации этого взаимодействия могут и должны быть различными. При выборе этих форм не только бесспорным, но и обязательным должен быть вариантный подход, учитывающий специфику условий разнотипных городских и сельских микрорайонов. Но при этом должно непременно учитываться стратегическое направление развития функций профессионально-педагогических и воспитательных институтов, их четкая специализация с учетом социальной роли каждого института. Нельзя определить, например, функцию школы в зависимости от наличия в микрорайоне тех или иных воспитательных учреждений, общественных формирований, от их активности и жизнеспособности.
Современные социологические теории. М.; СПб., 2002.Гл. 7. Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл. 7. Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С. 361, 340341. Глава 1P`CОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ 10.1. Сущность и характеристики конфликтов В самом общем виде термин «конфликт» (от лат. conflictus столкновение) означает столкновение мнений, убеждений, сил. Социальный конфликт это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов. Основы исследования социального конфяикта заложил немецкий социолог Георг Зиммель (18501918), который рассматривал развитие общества как процесс порождения новых культурных форм. Эти формы, постепенно устаревая, окостеневают и «сносятся» жизнью. В этом и заключается социальный конфликт между постоянно обновляемым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами культуры. Зиммель придает конфликту функциональный характер: социализация, вхождение индивида в общество, происходит через столкновение личных и общественных интересов, осознание индивидом социальных ценностей и норм также носит конфликтный характер
Рис Экономика решает 3 вопроса. - что - как - и кому производить Экономическая социология появилась в 50 гг. Один из создателей экономической социологии был Н. Смелзер. Экономическая социология возникла на пересечении экономики и труда, причем в последствии социология труда стала рассматриваться как составная часть экономической социологии. В качестве объекта экономическая социология, в узком смысле, рассматривает экономическую структуру, а в мире всю ту часть общества, которая связана с экономикой. В качестве предмета экономической социологии является и процессы, а также отношения между различными группами людей с учетом влияния политических и национальных культурных факторов. Политические институты, т.е. институты, связанные с борьбой за власть, ее осуществление и распределение. Для этих институтов характерна нацеленность на выполнение функции мобилизации возможностей, обеспечивающих функционирование общества как целостности: государство, армия, полиция, партия. К этим политическим институтам примыкают общественные движения, объединения, клубы. Здесь как нигде распространены строго определенные институализированные формы деятельности: митинги, демонстрации, выборы, предвыборные компании. 21. Семья и брак как социальные институты общества.
В таком методологическом подходе реализуется и то определение предмета теории государства и права, которое было обозначено в самой первой главе: предметом изучения и объяснения являются не только государство и право, но и органично связанные с ними политические и иные явления и процессы. Кроме того, сравнение, сопоставление государства и других социальных институтов общества также позволяет лучше познать государство как политическую организацию общества, ярче выявляет именно политическую суть государства и государственной власти, специфику структурной (аппаратной) организации государства и структур других общественных образований, реализуя таким образом институциональный подход к политической системе. Вот почему небольшая глава о месте и роли государства в политической системе общества является очень важной и логически обоснованной в современной теории государства. И раскрытие этой темы, как и предыдущих тем, надо начинать с понятия политической системы общества, а для этого надо Прежде всего поразмышлять над тем, какова вообще структура общества
Министерство образования и науки Украины ПГАСА РЕФЕРАТ по дисциплине «Социология» на тему «Семья как объект социологического исследования» Выполнил: ст. гр. Савицкий А.Н. г. Днепропетровск 2001 г. План1. Социология – наука об обществе. Объект и предмет социологии.2. Семья как объект социологического исследования: а) что такое семья и ее основные признаки; б) типы семьи; в) социальные функции семьи.3. Кризис семьи как социального института общества. Демографическая политика государства. С термином “социология” каждый из нас встречается неоднократно. В современной жизни она у всех “на слуху”. Но что представляет собой социология как наука? Термин “социология” производная от двух слов: латинского слова socie as – общество и греческого logo – слово, понятие, учение. Таким образом социология – наука об обществе. Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается большим количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т.д. Чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования.
Для того, чтобы занять место в институализированных социальных связях, надо взять на себя определенные деперсонифицированные обязанности и права. Данные права и обязанности представляют собой исторически отобранный наиболее эффективный вариант поведения участника институализированных социальных связей. Статус, ролевые ожидания предъявляются как предуказания данного социального института, общества. Тем самым обеспечивается относительная независимость функционирования социального института от случайных обстоятельств, его устойчивость и способность к самовозобновлению. 4. Выполнение определенного круга обязанностей ведет к разделению труда и профессионализации выполнения функций. В этих целях общество может осуществлять специальную подготовку людей для выполнения ими профессиональных обязанностей. Тем самым обеспечивается высокая эффективность институтов. 5. Для выполнения своих функций институт имеет учреждения, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется управление, контроль за его деятельностью.
В 1990-х годах автором были разработаны предложения по социологическому сопровождению программы перехода в системе охраны здоровья в России к принципам ОМС. В них практически была определена основная задача на ближайшую перспективу, состоявшая в проведении медико-социологического мониторинга хода внедрения ОМС в регионах Сибири. Для решения этой задачи были созданы и реализованы конкретные программы проведения медико- социологического мониторинга всех субъектов и участников системы ОМС и здравоохранения. Предметом мониторинга стали процессы, происходившие в системе управления, трудовых отношениях, трудовой мотивации, моделях поведения, системе экономических и социальных норм, представлений, ценностей. Проведение медико-социологического мониторинга преобразований в системе здравоохранения на региональном уровне позволило: выявить реально протекающие социально-экономические процессы, обусловленные внедрением системы ОМС; оценить эффективность реформирования экономики здравоохранения; определить важнейшие векторы социальных и экономических изменений в условиях предоставления и получения медицинских услуг населением (динамику уровня жизни, вектор демографических изменений, изменения в экономическом обеспечении ОМС и др.); изучить новые феномены, связанные с трансформацией здравоохранения как социального института общества (новые организационно-правовые формы хозяйствования и др.). Таким образом, в медико-социологических исследованиях, проведенных в 1990-е годы XX века, нашли отражение наиболее острые медико-социальные проблемы переходного периода.
Скачок в повышении производительности труда, происшедший с переходом к машинному производству, способствовал дальнейшей поляризации эксплуатируемых и эксплуататоров. Другим направлением воздействия техники на общество является специализация средств труда, служащая технической основой разделения труда. Развитая автоматика, полностью устраняющая субъекта как механическое орудие из своей структуры, кладет конец разделению человеческого труда на основе разделения средств производства. Наконец, в-третьих, при анализе социальной роли техники следует иметь в виду меру замещения техническими средствами трудовых функций человека. Опредмечивание основных технологических функций физического труда, а затем умственного, обуславливает коренные изменения в технологическом способе производства, в способе соединения человека и техники в трудовом процессе. Коренные же изменения в технологическом способе производства, в свою очередь, вызывают цепную реакцию изменений в технике, производстве, экономических и социальных институтах общества.
Результатом таких исторических сдвигов явилось гражданское общество, идея и практика приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав человека, в жизни развитых демократий и т.д. На втором этаже реализуются относительно спокойные, стабильные процессы социальной жизни. Здесь достаточно отчетливо проявляется независимость социальных институтов, общества от личности; прежде всего бросается в глаза тот факт, что индивид застает как готовые устойчиво функционирующие социальные связи, институты и не вправе их переустраивать, изменять по своему разумению. По своей длительности, исторической протяженности эти периоды стабильности занимают большую (подавляюще большую) часть человеческого общества. б) Второй ракурс проблемы “личность и общество”: как личность взаимодействует с другими в конкретном социуме, насколько способна проявить свою независимость, автономность; или общество, общественные связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности, ее взлеты и падения.
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава I Деятельность органов ЗАГС в сфере правовых услуг 1.1.Сущность и юридическое значение актов гражданского состояния 1.2.Органы, регистрирующие акты гражданского состояния, их компетенция 1.3.Правовое обеспечение регистрации актов гражданского состояния Глава II Регистрация актов гражданского состояния 2.1.Правила и принципы регистрации актов гражданского состояния 2.2.Актовые книги 2.3.Принципы регистрации рождения, заключения и расторжения брака, усыновления (удочерения), перемены ФИО, смерти, установления отцовства 2.3.1.Принципы регистрации рождения 2.3.2.Принципы регистрации брака 2.3.3.Принципы расторжения брака 2.3.4.Принципы регистрации усыновления (удочерения 2.3.5.Принципы регистрации установления отцовства 2.3.6.Принципы регистрации перемены фамилии, имени, отчества 2.3.7.Принципы регистрации смерти Глава III Вопросы изменения, восстановления и аннулирования актовых записей Глава IV Вопросы оплаты правовых услуг, предоставляемых органами ЗАГС Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы дипломной работы определяется, во-первых, той ключевой ролью, которую может и должна сыграть сфера правовых услуг в решении как насущных задач выхода нашего общества из кризиса, так и проблемам перспективного развития личности, социальных институтов, общества в целом.
Рассмотрим, какие потребности социальных групп должны удовлетворяться средствами массовой коммуникации в цивилизованном демократическом обществе. Формирование гражданского общества и демократических начал в функционировании государства предполагает объединение граждан на основе осознания и защиты своих интересов в различные социальные субъекты общественно-политической и социально- экономической деятельности - профессиональные союзы, социально-демографические и национально-этнические группы населения, партии, движения, ассоциации, землячества, объединения по интересам и т.п. В комплексе они представляют основной спектр разнообразных интересов различных слоев населения, с учетом которых осуществляется их взаимодействие друг с другом, с различными социальными институтами, обществом и государством в целом. Формирование и нормальное функционирование в соответствие с целевым предназначением этих социальных субъектов практически невозможно или очень затруднено при отсутствии доступа к средствам массовой коммуникации.
Личность и социальный институт: проблема социализации Вся проблема социализации личности может быть выражена как отношение между личностью и социальными институтами общества. Какой бы аспект социализации мы ни взяли, всюду мы сталкиваемся с необходимостью вхождения личности в систему социальных институциональных отношений. Например, получение высшего образования сопряжено с такими институциональными формами деятельности, как подача заявления, прохождение экзаменов и конкурсного отбора, обучение вузовским дисциплинам, подготовка дипломной работы и т.п. Все это - предусмотренные обществом формы отношений в сфере высшего образования. По такой же логике развиваются социальные отношения в других областях человеческой деятельности: в труде, спорте, искусстве, на военной службе, в политике и т.д. В социальной философии личность описывается как субъект социализации, которому присуще такое фундаментальное качество, как "спонтанность". Именно так характеризуется личность в трудах американского мыслителя Толкотта Парсонса. Для его теории социального действия личность есть самый непосредственный уровень общественной жизни.
Введение. В последние годы произошли коренные изменения в социальной, экономической и политической жизни страны, которые, несомненно, затронули многие важнейшие социальные институты общества, в том числе и такие, как брак и семья. Действовавший до недавнего, времени Кодекс о браке и семье РСФСР, принятый в 1969 году, явно устарел, его применение в новых условиях ущемляло права, свободы и интересы граждан в семье, умаляло престиж семьи в обществе. Стало очевидно, что семейное законодательство необходимо привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами и, прежде всего с новым Гражданским кодексом, а так же Конвенцией ООН о правах ребенка и другого международно-правовыми актами, ратифицированными Российской Федерации. В связи с этим и был принят 1 января 1995 года новый Семейный кодекс Российской Федерации. Большим недостатком прошлого законодательства было то, что оно содержало очень много норм, которые обязывали членов семьи к четко определенному поведению.
Бюрократия рассматривалась и рассматривается с различных подходов и точек зрения. Немецкий философ Г. Гегель в работе «Философия права» дал обстоятельный анализ чиновничества, его сущности, структур и функций. С точки зрения Гегеля, только государство является носителем всеобщего интереса в отличие от частных и особых интересов отдельных граждан и всех социальных институтов общества. Государственная бюрократия характеризуется Гегелем как главная властвующая составная часть общества, где сосредоточены государственное сознание, образование и профессионализм. В работах А. де Токвиля и Дж.Миля бюрократия сразу же стала объектом критики. Дж. Миль в своих работах противопоставлял бюрократию и парламентскую демократию как два противоположных типа политической системы. Несмотря на преимущество опыта и четко установленных правил, бюрократия уступала парламентской демократии в том, что касалось возможностей проявления индивидуальной инициативы, так как рутинный характер бюрократического управления препятствовал развитию качеств выдающейся личности . К.Маркс также дал критическую оценку бюрократии.
Это связано с тем, что происходящие изменения затронули всю систему права, в результате чего были подвергнуты ревизии многие теоретические представления об общественных явлениях и социальных институтах общества, стали разрабатываться более совершенные механизмы нормативно-правовой регламентации новых общественных отношений. В этих условиях важнейшей задачей уголовно-правовой науки является выработка научно обоснованных рекомендаций, необходимых для обеспечения эффективной уголовно-правовой охраны, складывающихся в российском обществе отношений. Указанные обстоятельства обусловили пересмотр отдельных положений уголовного законодательства, интенсифицировали уголовное нормотворчество. Принятый в 1996 году Уголовный кодекс РФ, несмотря на его позитивность, оказался несовершенным с точки зрения юридической техники. Недооценка юридической техники, ее игнорирование породили законотворческие ошибки, сделали уголовный закон труднопонимаемым и вследствие этого трудноприменяемым. Вместе с тем, эффективность и результативность правотворчества и правоприменения во многом зависят от уровня юридической техники, от того, насколько точно с использованием унифицированных юридико-технических приемов будет построена уголовно-правовая система, институты внутри ее, сформулированы уголовно-правовые нормы.
Аврелий Виктор, писал «государство, начиная с Ромула и до времени Септимия, непрерывно возрастало в своей силе, благодаря замыслам Бассиана как бы остановилось в своем высшем положении » (De Caes.XXIV, 8). Но для того, чтобы этот важный формально-юридический акт проник в плоть общественных отношений, а затем пришедшие в движение общественные нормы выработали адекватную себе политическую форму, потребовалось по меньшей мере три поколения. Поэтому наблюдается хронологический разрыв между революционизирующими изменениями в социально-правовой (212–235 гг.) и политико-административной (284–305 гг.) сферах, приведшими к возникновению позднеантичного общества. Наличие этого временного разрыва объясняет, почему исследователи, не привыкшие рассматривать связь политических и социальных институтов общества в диалектическом, а не буквальном единстве, не видят важных организационных (структурообразующих) последствий эдикта Каракаллы. Ведь фактически третий этап в развитии римской гражданской общины начался с правления Диоклетиана. Только к этому времени система римского гражданского права стала активно проникать в плоть провинциального общества. (5, с. 69) Распространение римского гражданства в провинциях было постоянно действовавшим фактором в жизни первых трех веков империи.
И к этому надо быть готовым, ибо, приступая к формированию культуры, он сам должен быть культурно развитым и всесторонне образованным человеком. Это — очевидно. Все сказанное и определяет возрастающую культурно-организующую роль клуба. Сегодня в нашем обществе наблюдается взрыв духовной активности. Люди хотят больше знать о прошлом, настоящем и будущем страны, острее и пристальнее стало внимание к общественным и государственным делам, к мировоззренческим и морально-этическим проблемам. Присмотримся к этим пожеланиям, задумаемся над ними — ведь в них четкая программа деятельности всех социальных институтов общества. И клуб здесь, как говорится, не составляет исключения. Есть и еще один принципиальный аспект в его нынешней, современной деятельности. Речь идет о самом, может быть, остром и болезненном для нашего общества вопросе: пассивности к переменам у определенной части людей, их социальной инерции. И хотя это только часть населения, и пусть даже не очень большая, но ее настроение неустойчивости, ощутимое в обществе, конечно же, не способствует стремительному движению вперед.
![]() | 978 63 62 |