![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Физика |
СТРЕЛА ВРЕМЕНИ | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Во время поездки Марка Твена по Канаде, в Монреале в его честь был дан обед, там среди присутствующих он заметил рядом с собою миссис Р. Вечером ему передали, что какая-то дама желает его видеть. В посетительнице он узнал миссис Р., которая выглядела и одета была точно так же, как и накануне. Но Р. была крайне удивлена рассказом Твена - она прибыла в Монреаль из Квебека только что! Подобные же истории происходили с ирландским поэтом Итсом; настоятелем монастыря Альфонсе де Лигоро в 1744 году; английским поэтом Байроном в Греции в 1810 году... Станете ли вы возражать против следующего "закона": Время течет только в одном направлении (принцип "стрелы времени")" Нет ни одного закона, запрещающего Времени идти "вспять", все физические формулы действительны для Времени, текущем в любом направлении! Но как же обнаружить подобные "неправильные" явления, ведь отличить их от "нормальных" порой весьма не просто? Возможно, что специально искать и не придется, достаточно будет провести мысленный эксперимент: развернуть Время в описаниях уже известных таинственных и неразгаданных событий и посмотреть, не станут ли они более понятными. Опыты профессора Н
В "Софисте" Платон приходит к заключению, что нам необходимы и бытие, и становление. С той же трудностью столкнулись и атомисты. Чтобы допустить возникновение нового, Лукрецию пришлось ввести "клинамен", возмущающий детерминистическое падение атомов в пустоте. Обращение к клинамену часто подвергалось критике как введение чужеродного элемента в схему атомистического описания. Но и через два тысячелетия мы встречаем аналогичное утверждение в работе Эйнштейна, посвящённой самопроизвольному испусканию света возбуждённым атомом, где говорится, что "время и направление элементарных процессов определены случайным образом" И клинамен, и спонтанное испускание света относятся к событиям, соответствующим вероятностному описанию. События и вероятности требуются и для эволюционного описания, будь то дарвиновская теория эволюции или история человечества. Встаёт вопрос: можно ли пойти дальше, чем Лукреций и Эйнштейн, "добавившие" события к детерминистическим законам? Можно ли видоизменить само понятие физических законов так, чтобы включить в фундаментальное описание природы необратимость, события и стрелу времени? Для ответа на этот вопрос обратимся сначала к той области физики, которая имеет дело с "наиболее необратимыми" из встречающихся в повседневной жизни системами – а именно, к термодинамике и статистической физике. 2.2 Роль необратимости в статистической механике.
Исходные понятия теории диссипативных структур в теории И. Пригожина Для классической и неклассической физики характерны детерминированность и обратимость. Для постнеклассической - случайность и необратимость. С классикой связан статический взгляд на природу: согласно классической динамике, время низведено до роли параметра, будущее и прошлое эквивалентны. Первая перчатка, брошенная классической динамике, - теория теплопроводности Фурье - описание явления немыслимого в классической динамике необратимого процесса. Появление термодинамики и ее второго начала означало введение в науку стрелы времени. В основе термодинамики лежит различие между обратимыми и необратимыми процессами, которые не зависят или зависят от направления стрелы времени. Энтропия возрастает только в результате необратимых процессов. Термодинамика XIX в. - равновесная. Ныне в основу кладутся неравновесные процессы, в условиях которых совершается переход от беспорядка, теплового хаоса, к порядку; могут возникать новые динамические состояния материи, отражающие взаимодействие системы с окружающей средой, это диссипативные процессы, которым соответствуют диссипативные структуры
В том виде, как оно входит в фундаментальные законы физики от классической динамики до теории относительности и квантовой физики, время не содержит в себе различия между прошлым и будущим! Для многих физиков ныне это вопрос веры: до тех пор и поскольку речь идёт о фундаментальном уровне описания, “стрелы времени” не существует. Тем не менее во всех явлениях, с которыми нам приходится иметь дело, будь то явления из области макроскопической физики, химии, биологии, геологии, гуманитарных наук, будущее и прошлое играют различные роли. Существование стрелы времени здесь очевидно. Каким образом может возникнуть стрела времени из фундаментальной концептуальной схемы физики? Каким образом она может возникнуть из симметричного по времени мира? Или, быть может, воспринимаемое нами время не более чем иллюзия? Эти вопросы приводят к парадоксу времени – центральной теме нашей книги.” . Как представляется автору данной статьи ни какого парадокса тут нет, а есть путаница между понятием промежуток времени, используемым динамикой и понятием момент времени, используемый эволюционными теориями.
Формальная, бессодержательная риторика - источник неустойчивости, потеря смысла развития, состоящего в области гуманитарного развития в риторике прав народа. 14.4. Вооруженные силы должны с течением социального времени быть преобразованы в гуманитарные силы развития, деятельность которых будет затрагивать все стороны гуманитарного развития в целях обеспечения функционирования феномена гуманитарного развития. 14.5. Сила должна найти свое истинное осуществление не в насилии, но во всесилье гуманитарных сил. 14.6. Гуманитарные силы развития вооружены стрелой времени, наукой и техникой гуманитарного развития. МОДЕЛЬ ГУМАНИТАРНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: 15. КУЛЬТУРА 15.1. Достояние гуманитарного развития существует в форме культуры. 15.2. Непосредственная действительность культуры раскрывается многообразием форм местного самоуправления. 15.3. Социально-правовая и экономическая власть местного самоуправления есть абсолютная идея власти, вершина развития идеи власти во всеобщей истории человечества. 15.5. Социально-правовая и экономическая власть местного самоуправления, образующая тело культуры как опыта человеческого измерения развития, есть уже, собственно говоря, не власть, а способ самоорганизации человеческого сообщества, способ гуманитарного развития. 15.6
До недавнего времени считалось, что Вселенная не изменяется со временем - из того, что гравитационные силы являются всегда силами притяжения, следует, что Вселенная должна либо расширяться, либо сжиматься. Из общей теории относительности известно, что в прошлом было состояние с бесконечной плотностью и большой взрыв, положивший начало отсчету времени. Если Вселенная начнет сжиматься, то в будущем должно появиться еще одно состояние с бесконечной плотностью произойдет большой хлопок, означающий конец течения времени. В образовавшихся черных дырах возникнут сингулярности, в которых законы перестанут действовать. (См. раздел "Концепции астрономии"). При объединении квантовой механики и общей теории относительности может возникнуть новая возможность, когда пространство и время образуют конечное четырехмерное пространство без сингулярностей и границ. С помощью этой возможности можно было бы объяснить однородность Вселенной в больших масштабах и отклонения от однородности в меньших масштабах (галактики, звезды, человеческие существа), а также существование наблюдаемых стрел времени.
Построенная к началу ХХ века физическая картина мира была обратимой во времени в полном соответствии с замыслом Ньютона. Вселенная предстала совершенной в своей статичности: в ней царило существующее без возникающего. Теория относительности не внесла принципиальных изменений. Геометризация физики позволила "мыслить физическую реальность 4-мерным континуумом вместо того, чтобы, как прежде, считать ее эволюцией трехмерного континуума" (Эйнштейн). Но небо - не без облачка Больцман связал направление времени с энтропией (S = k log P). С энтропией в физику вошли понятия вероятности и эволюции (Больцман следовал Дарвину). Время стало внутренней переменной системы. Планк ввел понятия обратимости и необратимости процессов и представление об аттракторах - состояниях, служащих предельными для других состояний. Эддингтон ввел понятие стрелы времени. Теперь Второе начало термодинамики становится столь же фундаментальным постулатом, как тезис о предельности скорости света. Тем самым концепция определенности, устойчивости, жесткой закономерности порядка в мире исключается из науки.
После того, как мы заострили внимание на чрезвычайно важных в физическом плане понятиях, касающихся Времени, перейдем к рассмотрению основного вопроса. Структура пространства-времени - есть, по сути дела, многообразие М, наделенное лоренцовой метрикой и определяемой ею аффиной связью . По существу многообразие, в определенном смысле, может быть покрыто кусками координатных сетей. Согласно Предложению 6.4.9 : условие устойчивой причинности выполняется всюду в М , если и только если существует функция f на М , grad которой всюду времениподобен. Здесь условие устойчивой причинности означает, что в каждой точке возможно немного раздвинуть световой конус, не получая при этом замкнутых временодобных кривых. С физической точки зрения, для нас весьма ценным является появление функции f. Под функцией f прогнозируется априорный род космического Времени в том смысле, что она возрастает вдоль каждой, направленной в Будущее непространственноподобной кривой . Представляется физически разумным предположить, что на фоне f задана непрерывным образом в каждой точке локальная термодинамическая "стрела" Времени.
Природа тоже "говорит на своем языке", но в нем роль слов выполняют различные материальные объекты, взаимодействующие друг с другом по правилам, которые мы называем законами. Эти законы и позволяют передавать языком науки смысл того, что говорит природа, несмотря на то, что ни одно из ее слов не поддается буквальному переводу на человеческий язык. То есть любой ученый похож на переводчика, владеющего лишь правилами грамматики иностранного языка и упорно пытающегося передать своим языком непереводимую игру слов природы (В.Е.Жвирблис). Время - форма последовательной смены явлений и состояний материи. Время и пространство - всеобщие атрибуты материи, неотделимы от нее, неразрывно связаны с движением и друг с другом. Вот максимум того, что мы можем сказать о времени, не впадая в тавтологию. По опыту мы знаем, что время течет только в одном направлении, от прошлого к будущему, и поэтому говорим о "стреле времени". Почему нельзя обратить время вспять? А если это возможно, то что произойдет в мире, где прошлое и будущее поменяются местами? Обычно гипотетический мир, в котором время течет вспять, сравнивают с кинофильмом, пущенным задом наперед.
Кроме того, хаос и материя вступают во взаимодействие еще и на космологическом уровне, так как самый процесс обретения материей физического бытия, согласно современным представлениям, связан с хаосом и неустойчивостью. Эйнштейновская космология стала венцом достижений классического подхода, но в "стандартной модели" материя уже изначально есть, она лишь эволюционирует в соответствии с фазами расширения Вселенной. Однако неустойчивость возникает, как только мы учитываем эффект рождения материи и пространства-времени в состоянии сингулярности Большого взрыва. Предложенная модель не утверждает, что космологическая стрела времени рождается "из ничего" - она проистекает из неустойчивости квантового вакуума. Ведь направление времени, различие между прошлым и будущим никогда не были столь существенными, как при планковских значениях физических величин, то есть в тот момент, когда рождалась наша Вселенная. Можно ли пойти дальше? Если хаос - объединяющий элемент в необъятной области от классической механики до квантовой физики и космологии, то не может ли он послужить для построения Теории Всего Сущего (или сокращенно - ТВС)? Здесь выскажем некоторые предостережения.
С этой точки зрения, будущее носит вероятностный характер. Нам известны некоторые свойства времени – длительность, неповторяемость и необратимость. Но мы не знаем, имеет ли время начало и будет ли у него конец. Время течёт как река и как нельзя войти в одну и ту же реку дважды, так и нельзя повторить одно и то же событие. В физике существует выражение – “стрела времени”, которое означает, что время однонаправлено и течёт только в одну сторону. Измерение времени основано на наблюдении или осуществлении периодически повторяющихся процессов одинаковой длительности. Это может быть вращение Земли вокруг своей оси (сутки), вращение Земли вокруг Солнца (год). Сейчас, для точного измерения времени, используют квантовые часы, которые основаны на частоте излучения атомов при переходе их с одного уровня энергии на другой. Другими словами, мы измеряем время косвенно, по длительности тех или иных процессов. С появлением таких часов были установлены ещё некоторые свойства времени. Оказалось, что время зависит от гравитации.
Стрела времени как совокупность принципиально различных представлений о времени в динамике процессов и в эволюции событий Косарев Александр Владимирович, инженер-теплоэнергетик Введение Проблема времени вызывала интерес с глубокой древности. Во всяком случае с античных времён по сегодняшний день исследователи практически всех направлений уделяли понятию времени самое пристальное внимание. Пригожин И. в пишет: “Можно ли каким-то образом установить связь между столь различными пониманиями времени – временем как движением в динамике, временем, связанным с необратимостью, в термодинамике, временем как историей в биологии и социологии?” В Пригожин И., Стенгерс И. отмечают: “Время – фундаментальное измерение нашего бытия. В том виде как оно входит в фундаментальные законы физики от классической динамики до теории относительности и квантовой физики, время не содержит в себе различия между прошлым и будущим! Для многих физиков ныне это вопрос веры: до тех пор и поскольку речь идёт о фундаментальном уровне описания, стрелы времени не существует.
От физики необходимого к физике возможного Аруцев Александр Артемьевич, Ермолаев Борис Валерьевич, Кутателадзе Ираклий Отарович, Слуцкий Михаил Семенович Время - неотъемлемая составляющая нашего бытия. Веками пленяло оно воображение художников, философов, поэтов. Включение времени в галилеевскую механику ознаменовало рождение новой науки. Центральное место нашего пособия - проблема стрелы времени (это понятие ввел в 1928 году Артур Эддингтон). Ведь в том виде, в каком время входит в основные законы физики, оно само не вносит никакого различия между прошлым и будущим! Многие нынешние физики воспринимают отрицание стрелы времени как постулат: до тех пор и покуда речь идет о фундаментальном уровне описания, ее не существует. Тем не менее во всех явлениях макроскопической физики, химии, геологии, биологии или гуманитарных наук будущее и прошлое неравноправны - в них присутствует стрела времени. Каким же образом, где она возникает, если в исходных физических законах ее нет? Откуда появляется асимметрия между прошлым и будущим? Или, может быть, воспринимаемая нами направленность времени - это не более чем иллюзия? Так мы приходим к главному парадоксу времени.
Человеческая экзистенция приближается к критической точке осознания себя как одинокой сущности, брошенной в море безразличного бытия, в море времени и зла, спасение от которого ищется перед лицом Единого. Таков в основном и был экзистенциальный итог "первой волны" всемирной истории. Это та близкая к "максимуму" точка "стрелы времени", которую мы здесь условно и гипотетически рассматриваем как линейное и непрерывное образование. Я сделал попытку построить, вернее, очертить некоторые важные точки "стрелы исторического времени" как некоей абстракции развертывания антропологического конфликта. Эти точки суть: начало процесса (гипотетический момент вспышки речи и сознания (ФС) в ФБ, длительный мифологический "доосевой" этап, наконец, – Осевое время как некий "максимум" рефлективно-объективирующей и отчуждающей способности, когда внутренняя конфликтность человеческого существования достигает почти предельного уровня напряжения. Затем следует период, который можно назвать "послеосевым". "Послеосевые" культуры – это те культуры, которые уже прошли "точку кипения" Осевого времени.
Верно, человек не abula rasa (чистая доска"), на которой общество может рисовать любые узоры. Это только для Т.Д. Лысенко и ему подобных, "люди не родятся, родятся организмы, а люди. делаются". Тут позволительно было бы задать вопрос: а почему не из каждого организма можно сделать человека? Уже само выражение "человеческий организм" с определенностью указывает на человеческий характер или круг рождения. Человек рождается в это мир с некоторыми задатками. От общества, социальной среды зависит, будут ли они развиты в способности или же так и зачахнут, атрофируются за невостребованностью, неподкрепленностью. Но создать эти задатки общество, социальная среда не может, во всяком случае пока. Хотя успехи генетики впечатляют. И кто знает, как будет выглядеть перспектива человека в будущем. Базовые потребности человека, составляющие в единстве его природу. отличаются направленностью не столько в прошлое, на свой генезис, сколько в будущее. Направленность в будущее является здесь лишь обратной стороной их (потребностей) внутреннего импульса к самореализации. Как и стрела времени импульс этот не знает пределов, он неограниченно продолжается.
В данном случае мы имеем дело с диссипативным процессом, который, с одной стороны, творит беспорядок и одновременно, с другой, потоком тепла создает порядок: водород в одной емкости, азот – в другой. Порядок и беспорядок, таким образом, оказывается тесно связанными – один включает в себя другой. И эту констатацию мы можем оценить как главное изменение, которое происходит в нашем восприятии универсума сегодня. Регресс нереализовавшихся возможностей при выборе системой одного из путей в точке их разветвления демонстрирует как наличие необратимости качественных изменений, так и связанную с ними диалектику прогресса и регресса, возможного и действительного в развитии системы. Стремление разрешить эти старые парадоксы приводит Пригожина и Стенгерс к следующим вопросам: «какова специфическая структура динамических систем, позволяющая отличать им «прошлое от будущего»? Каков необходимый для такого различия минимальный уровень сложности? Ответ к которому приходят Пригожин и Стенгкрс сводится к следующему. Стрела времени проявляет себя лишь в сочетании с случайностью. Только в том случае, когда система ведет себя достаточно случайным образом, в ее описании возникает различие между прошлым и будущем и, следовательно, необратимость.
Физика ноосферы Холманский А. С. Аннотация: Рассмотрены физические принципы развития ноосферы как высшего уровня самоорганизации биосферы. Предложена универсальная характеристика природных и техногенных эволюционных процессов – действие. Показано, что необратимость технологий расщепления электронно-ядерной структуры вещества ведет к возрастанию электромагнитного статуса биосферы вплоть до обращения его в биогенный фактор эволюции. О подчинении вектора эволюции биосферы (биогенеза) законам физики, свидетельствует корреляция нарастания сложности устройства и поведения живых систем с направлением стрелы времени. С хронологией геолого-исторических эпох можно сопоставить, например, такую последовательность развития уровней сложности живых систем: Растения – самодвижущиеся организмы – млекопитающие – человек разумный – разумное сообщество (ноосфера). Если геологические этапы биогенеза “отметились” запасами углерода в земной коре, то человек, паразитируя на биосфере, оставляет после себя лишь руины техносферы. При массе живого вещества на планете ~2 1012 т масса технолитов и твердых отходов составила к концу ХХ века ~8 1012 т. В силу своей эсхатологической сути техногенез обретает роль эволюционного фактора, адаптирующего физику мозга человека к условиям начального этапа ноогенеза путем внесения поправок в геном человека .
За нею последовали теория барионной асимметрии Вселенной и распада протона, теория стрелы времени в многолистной Вселенной, возможности раскрытия во время Большого Взрыва и рождения Вселенной иного числа пространственных и (целиком его идея!) временных измерений. Последние три статьи он написал в Горьком, в ссылке, в одиночестве (точнее, с ЕГ, но она не физик, а врач-педиатр) - это подвиг не только мысли, но и подвиг воли, обдумывались они во время голодовок, насильственного кормления, угроз (и не только себе, но и жене), в окружении вертухаев. Проглядите курсы всемирной истории и попробуйте найти нечто подобное, тянущееся семь лет и приведшее к новым парадигмам в фундаменте науки! Как можно оценить их значимость? Если оценивать по числу публикаций, как делали когда-то в СССР, то их меньше, чем у многих эмэнэсов: 35 чисто научных статей за всю жизнь, включая сюда и кандидатскую диссертацию, а у некоторых коллег-академиков выходило - в соавторстве, конечно, - и по более ста за год. Но есть и иные критерии, наиболее популярный - ежегодник "Индекс цитирования", в котором можно прочесть, кто в текущем году данную работу цитировал, причем не в обзоре, не в книге, а только в научной же работе.
![]() | 978 63 62 |