![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Действия с понятиями. Анализ суждения | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
После смерти Шлейермахера были опубликованы его университетские курсы лекций, охватывающие не только теологические, но и философские темы, а также вопросы образования. 181 Шлейермахер утверждает, что мышление и бытие соотносительны друг с другом. При этом существуют два способа соотнесения мышления с бытием. Во-первых, мышление может сообразовываться с бытием, как это происходит в научном или теоретическом знании. И бытие, соответствующее целокупности наших научных понятий и суждений, называется природой. Во-вторых, мышление может стремиться поставить бытие в соответствие с собой. Так обстоит дело в мышлении, лежащем в основании нашей моральной деятельности. Ибо в моральном действии мы стремимся к реализации наших этических идеалов и целей, пытаясь тем самым скорее приспособить бытие к нашим идеям, нежели наоборот. "Мышление, стремящееся к знанию, соотносит себя с бытием, которое оно предполагает; мышление, лежащее в основании наших действий, соотносится с бытием, которое должно возникнуть через нас" [1]. И целостность того, что выражается в действии, направляемом мышлением, называется духом
Итак, логика изучает законы и формы мышления, отвлекаясь от их конкретного содержания. Она берет лишь то общее, что характерно для любого и всякого процесса мышления, независимо от того, идет ли речь о межпланетном путешествии или о составе преступления. Во всех случаях, когда нам приходится рассуждать, связывать понятия и суждения, строить умозаключения относительно тех или иных явлений, мы должны подчинять наши построения правилам логики. Познание судом существенных обстоятельств преступления также протекает в форме логического перехода от известного к неизвестному. Основой этого перехода служит вывод от совокупности фактов, составляющих действие, к совокупности фактов, составляющих неизвестную причину, - событие преступления и участие в нем отдельных лиц. Вывод от известного к неизвестному представляет собою взаимосвязанную цепь умозаключений, в которой индукция, дополняясь и совпадая с дедукцией, приводит к достоверному заключению. В процессе исследования обстоятельства дела судья и следователь прибегают к таким логическим приемам, как сравнение, анализ, различные виды дедуктивных умозаключений, аналогия, индукция и т.д. Поскольку судебное исследование в своей основе протекает как опосредственное познание, то для получения истинного результата в нем существенное значение приобретает соблюдение законов и правил логики в процессе поиска истины.
Согласно гипотезе Пиаже, интеллектуальное развитие можно описать в виде группировок, последовательно вытекающих одна из другой. Это позволяет изучать процесс развития психики одновременно эмпирически (с помощью наблюдения или экспериментирования) и теоретически (путем логической дедукции, с помощью аксиоматических моделей). Опираясь на эмпирические факты, Пиаже заметил, что прежде, чем у ребенка устанавливаются логические операции, он выполняет "группировки" объектов и действий (ищет спрятанный предмет, собирает пирамидку и т.п.), которые, в свою очередь, порождают арифметические, геометрические и элементарные физические "группы". Группировки Пиаже рассматривал в качестве основания, а не в качестве следствия формирования логических операций. Именно фуппировка, а не только изолированное понятие или суждение, класс или отдельно усмотренное отношение составляет, по его мнению, подлинную единицу мысли. Каждая классификация в своей целостности, каждая серия объектов, расположенных в их отношениях, каждая система родословных связей, каждое генеалогическое дерево, каждая шкала ценностей -- это .различные группировки
Оцениваемый объект находится в районе Северное Чертаново. Там средняя цена предложения чуть ниже. Средняя цена предложения 1 кв.м в долларах США Согласно представленным данным можно сделать вывод, что по ЮАО цены предложения несколько ниже, чем в целом по городу, но имеют тенденцию к возрастанию. 2.11 Анализ лучшего и наиболее эффективного использования оцениваемого объекта3. Понятие лучшего и наиболее эффективного использования объекта недвижимости, применяемое в настоящем отчете, определяется как вероятное и разрешенное законом использование оцениваемого объекта с наилучшей отдачей, причем непременны условия физической возможности, должного обеспечения и финансовой оправданности такого рода действий. Понятие «лучшее и наиболее эффективное использование» подразумевает наряду с выгодами для собственника недвижимости особую общественную пользу. Подразумевается, что определение лучшего и наиболее эффективного использования объекта является результатом суждения оценщика на основе его аналитических навыков, тем самым выражая лишь мнение, а не безусловный факт.
Уже в этом моменте очевидна принципиальная трудность, с которой сталкивается "антиметафизический" научный реализм: он ставит перед собой задачу определить адекватность научных образов или понятий и суждений научных теорий, как бы ни на миг не покидая "внутреннее пространство" теорий! Проблема оказывается неразрешимой: нельзя обращаться к чувственному опыту-ведь он зиждется на "фантомах", "иллюзиях", неадекватных образах, но нельзя обращаться и к опыту, интерпретированному в теоретических терминах,-ведь он не скажет ничего, что не было бы "подсказано" самой теорией. Так критика "мифа о данных" оборачивается другим мифом - "мифом каркаса", по выражению К. Поппера: методолог, взявший на себя задачи онтологии, должен решать вопрос об отношении теории к действительности, не имея выхода к этой действительности и ограничиваясь анализом и оценкой свойств своей теории. 2. "Научный реализм" перед лицом инструменталистской критики Указанная трудность-мишень для критики "научных реалистов" со стороны их оппонентов, инструменталистов и конвенционалистов
Например, на основе двух следующих суждений "Все люди смертны" и "Сократ - человек" мы можем получить новое суждение "Сократ тоже смертен" (Аристотель "Логика").Мыслительные операции. Поясняя выше сущность мышления, мы неоднократно употребляли понятия "анализ", "синтез", "сравнение", "обобщение". Анализ - это метод разложение целого на части. Решая математическую задачу или сложную жизненную проблему, мы в первую очередь анализируем их, т.е. выясняем простые составляющие задачи или проблемы. Маленький ребенок, бесцельно, как нам кажется, ломая только что подаренную игрушку, на самом деле "анализирует" ее единственно доступным ему пока способом, т.е. буквально разлагая ее на части. Причем, перейти к понятийному, словесному анализу ребенок может лишь многократно осуществляя вот такой буквальный деятельностный анализ. Синтез - объединение простых элементов в новый комплекс, в новое целое. Составляя пирамидку из колец различного диаметра или собирая новую модель при помощи конструктора, ребенок осуществляет синтетическую синтетическую деятельность, необходимую для перехода к понятийному синтезу.
Вот эту промежуточную цель Т.Дембо и назвала уровнем притязаний (a spruchs iveau) данного момента, обозначив тем самым спонтанный переход субъекта к доступной ему деятельности с указанием величины шага на пути решения основной задачи. Первое значительное исследование процесса выбора уровня притязаний, обеспечившее одновременно и построение экспериментальной техники его оценки, и определенное содержательное раскрытие нового понятия, принадлежит Ф.Хоппе. Он сохраняет то значение термина, в котором его использовала Т.Дембо, - значение минутной реальности в целеобразовании - однако Ф.Хоппе открывает возможность широкой трактовки концепта « уровень притязаний» в качестве психологического понятия. Подразумеваемая под ним «совокупность сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то более точных ожиданий, целей и притязаний к будущим собственным достижениям» субъекта, Ф.Хоппе интерпретирует уровень притязаний в общем виде как цель последующего действия. Понятие «уровень притязаний» в дальнейшем встречается в работе Дж. Фрэнка, где оно трактуется как широко охватывающие цели личности, включающие ее взгляд на себя. М.Юкнат называет это образование самосознанием. К.Левин говорит об учете субъектом своих возможностей при прогнозировании вероятности достижения цели. С точки зрения Б.В.Зейгарник, во всех случаях речь идет о самооценке, и такая редакция является наиболее точной, ибо Дж.Фрэнк, обобщая обширные исследования уровня притязаний в интервале между 1930-1940 г.г. прямо указывает, что анализ притязаний позволяет выявить то, как индивид оценивает себя, т.е. его самооценку. Аналогичный взгляд на уровень притязаний дают Дж.Гарднер, П.Сирс, Ю.Роттер, А.Гилински, И.Стейнер, в определенном смысле - Р.Мейли и Я.Рейковский, той же логики придерживается Х.Хекхаузен и многие другие зарубежные исследователи.
Веберовскую науку можно определить, таким образом, как усилие, направленное на то, чтобы понять и истолковать те ценности, которые люди считали своими, и творения, ими созданные. Человеческие деяния, создающие ценности, носят творческий характер или определяются таковыми через соотнесение с ценностями. Каким образом в таком случае можно сделать науку объективной, т.е. не искаженной нашими оценочными суждениями и нашими деяниями, имеющими собственные ценности? Специфическая цель науки — общепринятая значимость. Наука, по Веберу, — это целерациональное действие, цель которого — суждения, основанные на фактах, имеющих общезначимый, универсальный характер, Каким образом можно сформулировать такого рода суждения о творениях, определяемых как ценности? На этот вопрос, который находится в центре философских и исследовательских размышлений Вебера, он отвечал разграничением двух фактов — ценностное суждение, или оценка (Wer ur eil), и отнесение к ценности (Wer beziehu g). Смысловое значение понятия «ценностное суждение» представить легко. Гражданин, считающий, что свобода суть нечто важное, и утверждающий, что свобода слова или свобода мысли — это фундаментальные ценности, высказывает суждение, в котором выражается его личность.
Основу всех трех “Критик” составляет учение Канта о явлениях и о вещах, как они существуют сами по себе, - “вещах в себе”. Познание наше начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. В этой предпосылке своего учения Кант - материалист. Но в учении о формах и границах познания Кант - идеалист и агностик. Он утверждает, будто ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого теоретического знания “о вещах в себе”. Вещи эти непознаваемы. Правда, эмпирические знания могут неограниченно расширяться и углубляться, но это ни на йоту не приблизит нас к познанию “вещей в себе”. И. Фихте Для И. Фихте подлинным бытие является свободная, чистая деятельность абсолютного Я, а материальное бытие есть продукт этой деятельности. У Фихте впервые в качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры, бытие, созданное деятельностью человека. В основе философии Фихте лежит убеждение в том, что практически-деятельное отношение к предмету предшествует теоретически-созерцательному отношению к нему.
Своё завершение эта интерпретация Бытия нашла в немецком классическом идеализме. Для Канта Бытие не является свойством вещей; Бытие — это общезначимый способ связи наших понятий и суждений, причём различие между природным и нравственно-свободным Б. заключается в различии форм законополагания — причинности и цели. Для Фихте подлинным Бытием является свободная, чистая деятельность абсолютное «Я», материальное Бытие— продукт осознания и самосознания «Я». У Фихте в качестве предмета филос. анализа выступает Бытие культуры — духовно-идеальное Бытие, созданное деятельностью человека. Шеллинг видит в природе неразвитый дремлющий разум, а подлинное Бытие — в свободе человека, в его духовной деятельности. В идеалистической системе Гегеля Бытие рассматривается как первая, непосредственная ступень в восхождении духа к самому себе. Гегель свёл человеческое духовное Бытие к логической мысли. Бытие оказалось у него крайне бедным и по сути дела негативно определяемым (Бытие как нечто абсолютно неопределённое, непосредственное, бескачественное), что объясняется стремлением вывести Бытие из актов самосознания, из гносеологического анализа знания и его форм.
Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития. В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций. Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций – рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности. Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый И.
Схема - А-В, неА-В, В. “Если будет хорошая погода - уберем урожай., если не будет хорошей погоды - уберем крожай, уберем крожай. “. Аксиома - это суждение, принимающееся в качестве аргумента и без доказательства. 5. ОБЩАЯ Х-КА ПОНЯТИЯ. ПОНЯТИЕ И СЛОВО. Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки класса однородных предметов. Понятие является одной из форм абстрактного мышления. Признаки предмета (существенные и несущественные) - это то, в чем предметы сходны и различны друг от друга. В понятие отражаются только существенные признаки (каждый из которых необходим, а все вместе - достаточны для характеристики данного понятия). Языковыми формами выражения понятия являются слова и словосочетания. Существуют слова-омонимы и слова-синонимы. Логические приемы формирования понятия - анализ (расчленение предметов на составные части), Синтез (соединение в целое частей), Сравнение (установление сходства или различия по признакам), Абстрагирование (выделение одних признаков и отвлечение от других), Обобщение (объединение нек-рых предметов в некотором понятии). 6. ИНДУКЦИЯ : ПОЛНАЯ И НЕПОЛНАЯ Индукция - это когда от отдельных случаев мы переходим к общему суждению.
Поэтому если одним из основных понятий формальной логики является суждение, то аналогичным ему понятием математической логики является понятие высказывания-утверждения, для которого имеет смысл лишь говорить, истинно оно или ложно. Не следует думать, что для каждого высказывания характерно отсутствие "здравого смысла" в его содержании. Просто содержательная часть предложения, составляющего то или иное высказывание, в математической логике отходит на второй план, несущественна для логического построения или анализа того или иного вывода. (Хотя, конечно существенна для. понимания содержания того, о чем идет речь при рассмотрении o данного вопроса.) Понятно, что в самой математике рассматриваются содержательные высказывания. Устанавливая различные связи и отношения между понятиями, математические суждения утверждают или отрицают какие-либо отношения между объектами и явлениями реальной действительности. Математические понятия, предложения и доказательства Школьная математика включает начальные фрагменты различных математических теорий (арифметики, алгебры, геометрии, математи-ческого анализа) в содержательном (неформальном) изложении.
Подразумеваемая под ним “совокупность сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то более точных ожиданий, целей и притязаний к будущим собственным достижениям” субъекта, Ф.Хоппе интерпретирует уровень притязаний в общем виде как цель последующего действия. Понятие “уровень притязаний” в дальнейшем встречается в работе Дж. Фрэнка, где оно трактуется как широко охватывающие цели личности, включающие ее взгляд на себя. М.Юкнат называет это образование самосознанием. К.Левин говорит об учете субъектом своих возможностей при прогнозировании вероятности достижения цели. С точки зрения Б.В.Зейгарник, во всех случаях речь идет о самооценке, и такая редакция является наиболее точной, ибо Дж.Фрэнк, обобщая обширные исследования уровня притязаний в интервале между 1930-1940 г.г. прямо указывает, что анализ притязаний позволяет выявить то, как индивид оценивает себя, т.е. его самооценку. Аналогичный взгляд на уровень притязаний дают Дж.Гарднер, П.Сирс, Ю.Роттер, А.Гилински, И.Стейнер, в определенном смысле - Р.Мейли и Я.Рейковский, той же логики придерживается Х.Хекхаузен и многие другие зарубежные исследователи.
Мышление - это осознание отношений, не зависимое от образных представлений. Единица сознания – действие. Единица анализа: вектор. Основное понятие – понятие задачи. Уатт: мышление – решение задачи. Результаты экспериментов: выделение, кроме чувственных представлений, мыслей (сознанности, интеллектуальные чувства). Мысль – метод решения задачи. Мышление – осознание отношения между чувственными представлениями, которое не сводится к этому представлению. Основные характеристики мышления: 1) понятие задачи, 2) осознание отношений, 3) безобразность. “Содержание мышления не наглядно, а существенно”. 2. Теория Зельца. Мышление как функционирование интеллектуальных операций. Процесс решения задачи. Первая фаза - выделение проблемного комплекса (характеристики известного - S, место искомого - P, отношения между S и P, или средство - m). Незавершенность комплекса как суть проблемы. Постановка цели -> актуализация общих интеллектуальных операций, пригодных для осуществления цели. Осн. операции - дополнение комплекса, абстракция и репродукция сходства.
Так, говоря о ранних типах общества, социолог отмечает, что в них преобладали традиционные и аффективные действия, а в индустриальном обществе – целе- и ценностно- рациональные с тенденцией доминирования первого.§2. Теория рационализации. Понятие «рационализация» являлось основным понятием анализа современного капитализма, предложенного Максом Вебером, обозначая множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых каждый аспект человеческого действия становится предметом расчёта, измерения и контроля. Согласно Веберу, рационализация предполагает следующее: 1) в области экономической организации - организацию производства на основе бюрократии и калькуляцию прибыли посредством систематических бухгалтерских процедур; 2) в религии – развитие теологии интеллектуальной стратой, исчезновение магии и замену роли религиозных таинств личной ответственностью; 3) в области права – вытеснение практики выработки законов на основании произвольного прецедентного права практикой дедуктивного правового мышления на основании универсальных законов; 4) в политике – уход в прошлое традиционных норм легитимности и замену харизматического лидерства партийной машиной; 5) в области морали – больший акцент на дисциплине и воспитании; 6) в науке – снижение роли индивидуального новаторства при развитии практики коллективных исследований, координируемых экспериментов и при определении политики в области науки государством; 7) в обществе в целом – распространение бюрократии, государственного контроля и администрирования.
Предмет теологии — бог и самообнаружение бога в мире, его «откровение». Предмет же социологии религии как науки — действия, включая и суждения, которые направлены также и к богу (в представлении действующих лиц), к тем явлениям, в которых он, согласно их взглядам, себя обнаруживает. Исследования религии, в которых понятия «священное», «встреча со священным», «союз с богом» присутствуют в качестве предмета исследования, неизбежно оказываются лишенными эмпирической основы. Таким образом, в теологии обязательно присутствует тот момент, который в феноменологии может выступать в отвлеченно-теоретической форме, — теолог находится в религиозной связи с объектом, который он стремится осмыслить. В противоположность этому научное знание о религии является объективным и, таким образом, отличается от оценочного, идеологического, нацеленного заранее на то, чтобы нарисовать либо позитивный, либо негативный образ религии. Наука о религии не берет на себя не свойственные ей функции обоснования и защиты или опровержения религии. Социология религии занимает нейтральную позицию в споре между воинствующей верой и воинствующим неверием.
Ему удалось показать, что онтологию можно рассматривать как следствие определенной формально-логической доктрины. Выявление структуры мысли задает структуру мыслимого, и в этом отношении формальная логика приобретает трансцендентальное содержание. Однако в рамках самой логики все это остается на уровне бессодержательных моделей, которые, как таковые, имеют дело с любой возможностью. «В логике было бы пустой тратой времени рассматривать выводы относительно частных случаев; мы имеем дело всегда с совершенно общими и чисто формальными импликациями, оставляя другим наукам исследование того, в каких случаях предложения подтверждаются, а в каких нет» . Устанавливая границы логики как науки о возможном, Рассел тем не менее корректирует само понятие возможности. На всем протяжении развития его характеризует то, что сам он называет ‘чувством реальности’. Здесь показательным выглядит его следующее заявление, может быть полемически и заостренное, но весьма характерное: «Логика должна допускать единорогов не в большей степени, чем зоология, потому что логика имеет дело с реальным миром в той же степени, что и зоология, хотя с его наиболее абстрактными и общими чертами: повинуясь чувству реальности, мы будем настаивать на том, что в анализе суждений нельзя допускать ничего ‘нереального’» .
![]() | 978 63 62 |