телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАКниги -30% Всё для дома -30% Все для ремонта, строительства. Инструменты -30%

все разделыраздел:Философия

Детерминизм и индетерминизм

найти похожие
найти еще

Забавная пачка денег "100 долларов".
Купюры в пачке выглядят совсем как настоящие, к тому же и банковской лентой перехвачены... Но вглядитесь внимательней, и Вы увидите
60 руб
Раздел: Прочее
Забавная пачка "5000 дублей".
Юмор – настоящее богатство! Купюры в пачке выглядят совсем как настоящие, к тому же и банковской лентой перехвачены... Но вглядитесь
60 руб
Раздел: Прочее
Совок большой.
Длина 21,5 см. Расцветка в ассортименте, без возможности выбора.
21 руб
Раздел: Совки
Нравственное, выступало как стихийно обобщенный и устойчивый образ действий людей, как их нравы. Нравственность в историческом развитии обладает известной преемственностью, относительной самостоятельностью: каждое новое поколение не создаёт заново всех норм поведения, а развивает их. В нравственности, как и во всех других областях познания, в общем, наблюдается исторический прогресс. Мораль рабовладельческого общества исходила из представления о рабе как о человеке, «подлом по своей природе», и потому полностью оправдывала обращение с ним, как с вещью или скотом. Несмотря на всю гнусность эксплуатации, в период феодализма имел место некоторый прогресс нравственности: личность стала духовно богаче, усложнилась ее отношения с обществом, повысилось чувство ответственности, сформировалось и наполнилось более богатым содержанием понятие чести, достоинства, долга и т.д. Так, рыцарская честь повелевала вызвать оскорбителя на дуэль. Но мораль феодалов допускала и порку крестьян, и право первой ночи, и д.р. Вместе с тем возникли и развивались теоретические поиски правильной нравственной ориентации человеческой личности в её отношении к обществу, семье, родине. Возникли нравственные воззрения как особая область знания. Если нравственные нормы столь изменчивы, то можно ли говорить об их истинности? Представители этического релятивизма отрицают саму возможность существования объективного критерия нравственных оценок. На самом деле, как в области науки имеют места истина и заблуждение, так и в сфере нравственности существуют верные и ложные оценки поступков людей. Нормы нравственности подлежат научному обоснованию: истины те нравственные нормы, которые служат интересам общественного прогресса.4. Изложите основные идеи, теории, разработанные русским философом ХХ века Сергеем Николаевичем Булгаковым, дайте биографическую справку о нём, назовите его соратников и последователей, приведите наиболее созвучные Вашему умонастроению отрывки из его сочинений, объясните, что именно Вас в них поразило. Биографическая справка Сергей Николаевич Булгаков родился 16 июля 1871 года – умер 13 июля 1944 года. Родился Булгаков С.Н. в г. Ливне Орловской губернии в семье священника. Окончив в 1896 году юридический факультет Московского государственного университета, Булгаков уезжает в Германию, где занимается политэкономией. До 1906 года Булгаков занимает кафедру политической экономии в Киевском политехническом институте. В 1903 году Булгаков С.Н. выпускает книгу «От Марксизма к идеализму», знаменованную отход Булгакова от экономического материализма и намечавшую сближение с Православной церковью. Совместно с Н.А.Бердяевым Булгаков издавал в 1905 году журнал религиозно – философского направления «Вопросы – жизни». С 1906 года по 1918 год Булгаков является профессором политэкономии Московского Государственного Университета. В 1906 году Булгаков был избран депутатом во 2-ю Государственную думу. В 1909 году Булгаков в сборнике «Вехи» поместил статью «Героизм и подвижничество». Активно Булгаков участвует в издании журнала «Путь». В 1918 году Булгаков принимает священнический сан, а в 1919 году он переезжает в Крым, где преподает политэкономию и богословие.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Философия открытого мира

Большинство не является правильными геометрическими объектами, но может быть охарактеризовано дробными размерностями. Их открытие позволяет перенести содержание явления из пространства форм на поведение объектов во времени. Аттракторы с фрактальными размерностями порождают типы поведения, которые нельзя ни предсказать, ни воспроизвести. В результате начальные условия, сколь угодно близкие, но не совпадающие, порождают различные эволюции. С мировоззренческих позиций теория аттракторов исключает обусловленность настоящего и будущего прошлым и находит источник движения в притяжении настоящего будущим. Но поскольку соответствующий ход эволюции диссипативной системы не может быть просчитан и предсказан заранее. Это, по существу, означает замену детерминизма индетерминизмом. Но ведь еще в "Порядке из хаоса" авторы предостерегали от подобного противопоставления, обращая внимание на то, что индетерминистические процессы имеют место лишь вблизи точек бифуркации. В остальном же преобладают детерминистические процессы. Больше того, индетерминизм, взятый сам по себе, ничего не объясняет

скачать реферат Шпоры по философии

Материальное и идеальное. 31. Идея развития и модификации её философского воплощения. 32. Категории, принципы и законы развития. 33. Дух как субстанция. Атрибуты духа. 34. Детерминизм, виды детерминизма. Индетерминизм. 35. Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке. 36. Антропосоциогенез и его комплексный характер. 37. Человек и деятельность. Виды и специфика человеческой деятельности. 38. Человек в системе социальных связей. Свобода и ответственность как условие существования личности. 39. Человек как духовное существо. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия. 40. Ценностные ориентации человека. Природа ценностей и их основные виды. 41. Сознание, его генетические предпосылки и специфические характеристики. Проблема идеального. 42. Концепция бессознательного. 43. Познание как предмет философского анализа. Сущность и виды познания. 44. Проблема структуры познания. Рациональное и чувственное познание. 45. Проблема истины. Критерий истины. 46. Научное познание, его сущность и специфические характеристики. 47. Структура, формы и методы научного познания. 48. Современная наука, её характеристики и роль в обществе. 49. Общество как система. Структура общества. 50. Философское понимание культуры.

Пазл "Арктика", 75 элементов.
Яркий красочный пазл познакомит ребенка с удивительным миром животных Северного полюса. Это и белые медведи, и морские котики, и белый
548 руб
Раздел: Пазлы (54-99 элементов)
Подгузники-трусики "Pampers. Pants. Джамбо", Maxi (9-15 кг), 52 штуки.
Для активных и любознательных мальчиков и девочек так важен комфорт, поэтому Pampers разработал универсальные подгузники-трусики Pampers
1117 руб
Раздел: Более 11 кг
Бумага для принтера "Ballet Classic", формат А3, 500 листов.
Бумага Ballet Classic имеет категорию качества «В», что позволяет использовать ее при создании документации различного типа. Обладая
502 руб
Раздел: Формата А3 и больше
 Философия

Так материализм считает основной формой природное бытие, а остальные производными, зависимыми от природного бытия, хотя и воздействующими на это бытие. Субъективный идеализм основной формой считает субъективное бытие; объективный идеализм в качестве таковой принимает объективный дух. Внутри этих течений существуют различия в понимании исходных форм бытия. "Бытие" как исходная интегральная характеристика мира слишком абстрактное, бедное понятие, оно становится содержательным, конкретно-всеобщим понятием только в контексте других категорий философии и значительная, если не большая часть философского знания, представляет собой ничто иное, как учение о бытии, или онтологию. В философском учении о бытии философы сталкиваются с рядом кардинальных проблем, различные решения которых и определяют различия в философских воззрениях. К этим проблемам относятся такие вопросы как: Обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства? Является ли мир в своем существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается? Упорядочен ли мир в своем развитии и изменении, подчиняется ли он каким-либо законам или он изменяется и развивается совершенно произвольным образом? Обладает ли мир и в целом и в своих отдельных фрагментах системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов? В зависимости от их решения философские концепции мира подразделяются на идеализм и материализм, монизм и плюрализм, детерминизм и индетерминизм и т.д

скачать реферат Философия (WinWord97/2000)

Критики индетерминизма.Д и И протовиположные ф-ские концепции по вопросу о месте и роли причинности.Детерминизм и индетеминизм. Детерминизм - методолог принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и прич обусловлено, следует возм познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определ, так и вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная прич обусловленность=> абсол строгое предсказание. Индетерминизм - методолог позиция, в кот отрицается как объективность прич связей, так и ценность причиных объяснений в науке. Г.Риккерт: “Причинное объясн действительно лишь в пределах наук о прир и неприменимо к наукам о духе, т.е. наукам общественым”. Чел воля (или в телеологии - воля божественная) рассматривается детерминизмом как автономная сила, своб в своих проявлеиях от всякой причинности и необходимости, т.е ничем не обусловленая. Индетерм трактуют принцип объективн необходимости как фатализм. Стройная организация всего сущего. Телеология - определяется изначальным целевым устремлениям природы.

 Философия открытого мира

Системный подходи его мировоззренческая ограниченность..........27 1.6. Открытый мир и синергийно-информационный подход.................33 2. Синергетика и философия...........................................39 2.1. Исходные понятия теории диссипативных структур в теории И.Пригожина.....................39 2.2. Синергетика и системный подход: мировоззренческие пределы.......42 2.3. Материальное и идеальное сущностное содержание мира. Проблема времени и пространства.................................49 2.4. Фундаментальные категории философии открытого мира..............53 3. Философские проблемы постнеклассической науки.....................58 3.1. Бытие и становление.............................................58 3.2. Материя и хаос как субстанция и процесс.........................61 3.3. Хаос и порядок..................................................62 3.4. Становление как единство хаоса и порядка........................65 3.5. Детерминизм и индетерминизм.....................................66 а) Восходящая и нисходящая казуальность в учении К. Поппера........67 б) Философия нестабильности в учении И. Пригожина..................68 3.6. Материя и "ничто"...............................................70 3.7

скачать реферат Кант. Свобода с точки зрения философии Канта

Поэтому Кант отвергает аргументы, как той, так и другой стороны. И лишь в своей трансцендентальности, человек выступает как разумное, разумно действующее, нравственное, свободное существо. Соответственно этому, и человеческая воля может быть правильно понята лишь с учетом двойственности всего существующего. Признание свободы воли отнюдь не равнозначно утверждению, что воля всегда свободна. Как и человек в целом, воля принадлежит двум мирам и поэтому характеризуется противоположными определениями. Кант разъясняет: “ одну и ту же волю в ее проявлении (в наблюдаемых поступках) можно мыслить, с одной стороны, как необходимо сообразующуюся с законом природы и постольку не свободную, с другой же стороны, как принадлежащую вещи в себе, стало быть, не подчиненную закону природы и потому как свободную.  Таким образом, Кант занимает своеобразную позицию в многовековом споре о свободе воли. Философы, отстаивающие свободу воли, обосновывали свое убеждение аргументами индетерминизма. Их противники, приверженцы детерминизма, доказывали, что свобода воли в принципе невозможна, ибо все явления, в том числе и волевые акты, представляют собой следствие определенных причин.

скачать реферат Шпаргалка по философии (для 2 курса ТГТУ г.Тамбов)

Недостатком домарксистского Д. было то, что он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, в нём отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводилась за пределы Д. Прежний Д. не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, и оказывался бессильным в объяснении социальной жизни и явлений сознания. Ядром марксистской концепции социального Д. является признание закономерного характера обществ, жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределён заранее . Законы общества, определяя осн. линию историч. развития, вместе с тем не предопределяют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В обществ, жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление к-рых во многом зависит от сознательной деятельности людей. Д. не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает способность, человека к выбору мотивов и целей деятельности. Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания причинности вообще или по крайней мере её всеобщности. Принцип Д. служит руководящим началом во всех областях науч. знания, эффективным орудием постижения истины. Индетерминизм- филос. учение , к-рое отрицает либо объективность причинной связи , либо познават. ценность причинного объяснения в науке .И. и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершённые поступки. И. трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеч. выбора и поведения. Марксизм исходит из того, что детерминизм дает почву для разумного действования . Проблема И. и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием совр. квантовой физики. Было установлено, что принципы классич. детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира.

скачать реферат Социологическая концепция П. Сорокина

Судя также по другим -работам этого времени , он склонялся к осознанию взаимодействия этих факторов как основного принципа, которому уже тесно на прокрустовом ложе отрицания "единого общества". Философ отмечает "специфические признаки этого общемирового и в этом смысле родового у процесса" . Ом полагает "одинаково метафизическими" сторонников индетерминизма и фатализма, среди последних отмечает марксизм как "экономический детерминизм" и вопрошает: "Что составляет необходимое и главное условие истории человечества . таким необходимыми достаточным условием является сам человек. человек был всегда творцом истории. закономерность в истории означает то, что не может быть ни одного исторического факта, который противоречил бы свойствам человека или совершался помимо его" . Эта гуманистическая установка реализуется путем преодоления эмпирического бихевиоризма, но не продвительный признак чисто социального (человеческого) явления" . Это чистопородное, хотя и освобожденное от мистического ореола гегельянство, и именно в таком контексте социология определяется Сорокиным как "наука о родовых свойствах и основных закономерностях социально-психологических явлений".

скачать реферат Законы и категории материалистической диалектики

Определяющую роль в развитии материального объекта играют внутренние причины. В истории познания причинные связи понимались по-разному. Сложилось два основных подхода — детерминизм и индетерминизм. ДЕТЕРМИНИЗМ — учение о всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности явлений. Последовательный детерминизм утверждает объективный характер причинности (нет явлений без причины). ДЛЯ ИНДЕТЕРМИНИЗМА ХАРАКТЕРНО ОТРИЦАНИЕ ВСЕОБЩЕГО ХАРАКТЕРА ПРИЧИННОСТИ. В крайней форме индетерминизм отрицает ее вообще. НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ. Необходимость первоначально была замечена в процессе познания причинно-следственных отношений. Осмысливая связь следствия с причиной, мы обнаруживаем, что за известной причиной следует не любое, а строго определенное следствие. НЕОБХОДИМОСТЬ есть то, что обязательно должно произойти в конкретных условиях. Она вытекает из внутренней основы явления, его сущности. СЛУЧАЙНОСТЬ — это то, что может быть, а может и не быть, может произойти, а может и не произойти. Она имеет основание не в сущности данного явления, а в воздействии на данное явление других явлений. Необходимость и случайность не существуют раздельно. Каждое явление в одно и то же время и необходимо, и случайно.

Зеркальце карманное "Бабочка", 8x7 см.
Симпатичное карманное зеркало станет Вашим незаменимым помощником и с легкостью разместится даже в небольшой женской сумочке или кармане.
354 руб
Раздел: Зеркала, расчески, заколки
Кулинарная форма, круглая, регулируемая, 16-30 см, высота 8,5 см.
Кольцо-трансформер решает проблему выбора размера формы раз и навсегда.Используется для выпечки коржей диаметров от 15 до 30 см.Форма
482 руб
Раздел: Формы и формочки для выпечки
Сковорода литая с антипригарным покрытием, 26 см.
Сковорода со съемной ручкой и стеклянной крышкой, утолщенное дно. Диаметр: 260 мм. Высота: 60 мм.
1738 руб
Раздел: Сковороды с антипригарным покрытием
скачать реферат Философская нищета марксизма

Все философские проблемы теперь ставягся иначе, чем во времена Маркса и Энгельса. Марксизм их просто не понимает: для него не существовало и не существует проблемы детерминизма и индетерминизма в физике, проблемы сознания и бессознательного в психологии, проблемы свободы и необходимости в этике и, наконец, новейшей фундаментальной философской пробуемы ценности. В сущности, для него не существует вообще, никаких проблем, ибо все принципиально решено и он утверждает свое тоталитарное знание. А так как наука и философия есть всегда диалектическое движене, сомнение, научное незнание, для которого бытие есть всегда задача со многими неизвестными, то догма марксизма и катехизиса диамата не есть ни наука, ни философия. Марксизм есть классовая идеология, и это признается его собственной доктриной. Такая идеология сеть прямая противоположносгь науке и философии. Она есть коллективная психологическая мобилизация для целей борьбы, завоевания, покорения и властвования. Она не идет в сущности никакого миросозерцания, ибо не хочет ничего "созерцать" и ничего "искать": она нашла средство внушать, пропагандировать, психически властвовать, вести массы.

скачать реферат Философия К. Поппера

Накопив в результате размышлений о физике, математике, логике, эволюционной теории определённый результаты и увидев связи между ними, Поппер стал соединять их в единую картину, заполняя недостающие звенья метафизическими гипотезами. Открытая Вселенная и мир предрасположенностей. Попперовская метафизическая космология стоит на двух “китах”: индетерминизме и концепции мира предрасположенностей. Рассмотрим их по порядку. Идея индетерминизма имплицитно присутствовала уже в выдвинутой в “Logik der Forschu g” (1934) методологии фальсификационизма: наши теории могут подвергаться опровержению в любой момент, какую бы суровую проверку они не прошли в прошлом. Индуктивизм и “подтверждающая” методология логического эмпиризма предполагали детерминизм. Вышедшая в 1950 г. статья К. Поппера “Индетерминизм в квантовой физике и классической физике”, где доказывалось, что не только современная квантовая, но и классическая физика является индетерминистской, знаменовала собой принятие Поппером как физического, так и метафизического индетерминизма.

скачать реферат Причинно-следственные связи

Свое классическое выражение механистический детерминизм получил у Лапласа в следующей формулировке: если бы существовал ум, осведомленный в данный момент о всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором. Развитие познания, особенно в XIX—XX веках, убедительно выявило ограниченность такого понимания. Укреплялось представление, что детерминация вызывается не только внешними причинами, что она не исчерпывается лишь количественной стороной дела и не обязательно является однозначной или хорошо определенной. Открытие в процессах биологической эволюции, в развитии общества, наконец, в физике микромира иных, более сложных, диалектичных форм детерминации на какое-то время реанимировало концепцию индетерминизма — отрицания закономерностей и причинной обусловленности явлений. Так, кризис механистического материализма в физике на рубеже XIX и XX столетий (вывод: «материя исчезла») включал в себя и кризис механистического, или метафизического, детерминизма.

скачать реферат Проблема детерминизма в современной науке

смотреть на рефераты похожие на "Проблема детерминизма в современной науке"РОССИЯ Министерство промышленности и науки Департамент промышленности и инновационной политики в металлургии Федеральное государственное предприятие "Восточный научно-исследовательский углехимический институт" РЕФЕРАТ Проблема детерминизма в современной науке Выполнил: соискатель Стуков Д.В. Проверил: профессор Шитиков М.М. г. Екатеринбург 2003 Оглавление Идеи детерминизма в науке и философии XVI-XIX вв. 4Развитие квантовой механики и деформация идей детерминизма науки и философии XX в. 6Синергетика и детерминизм 9 Детерминированное и случайное 9 Случай и событие 13 Синергетика 17Заключение 22БИБЛИОГРАФИЯ 23 Введение Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная причинная обусловленность - абсолютное строгое предсказание. Индетерминизм - методологическая позиция, в которой отрицается как объективность причинных связей, так и ценность причинных объяснений в науке. Г. Риккерт: "Причинное объясняет действительно лишь в пределах наук о природе и неприменимо к наукам о духе, т.е. наукам общественным".

скачать реферат Гены и судьба (генетико-философские аспекты)

Однако преступления продолжались. Почерк был сходный. Когда был арестован и этот преступник Деев Валерий, обнаружилось большое сходство этих личностей. И не только внешними признаками, но и нервной деятельностью. Это говорит о том, что генотип этих людей во многом сходен и именно он определил их преступную деятельность. Философия не дает четкого ответа и на вопрос о свободе воли. Это категория, обозначающая философско-этическую проблему — самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, т. е. вопрос об обусловленности человеческой воли, в решении которого выявились две основные позиции: детерминизм и индетерминизм. В последнем случае воля рассматривается как самостоятельная автономная сила. Сегодня можно категорически утверждать, что в таком понимании свободы воли - ни у животного, ни у человека её не существует. Все действия живого организма генетически запрограммировано, в том числе и воля. Она тоже реализуется в пределах нормы реакции генотипа на условия среды. От любви до суицида. Галилео Галилей смог отказаться от своих идей, а Коперник – нет. В период гонений на генетику в СССР, многие генетики отказались от своих идей, а Н.И.Вавилов умер за них под своим девизом “на костер пойдем, но от своих идей не откажемся”.

Коврик LUBBY для ванны "Африка".
Коврик надежно крепится ко дну ванны присосками, что минимизирует вероятность скольжения. На мягкую рельефную поверхность очень приятно
619 руб
Раздел: Коврики
Дырокол для люверсов на 30 листов, серебристый.
Дырокол в металлическом корпусе, предназначенный для установки люверсов. Перфорирует одновременно до 30 листов бумаги. Диаметр
630 руб
Раздел: Дыроколы
Подставка для украшений Jardin D'Ete "Нежная сирень".
Подставка для ювелирных изделий не оставит равнодушной ни одну любительницу изысканных вещей. Сочетание оригинального дизайна и
967 руб
Раздел: Подставки для украшений
скачать реферат Философия экзистенциализма о человеке, его бытии и свободе

Только такое понимание мира соответствует, по мысли Сартра, подлинному атеизму, последовательному убеждению в том, что бога не существует. Другой стороной этой же «радикально атеистической» темы является сартровская версия самой субъективности человека. Если мир ни в чем не похож на бога и даже в малейшей степени не позволяет уповать, рассчитывать, полагаться на него, то логическим следствием, этого должно быть отрицание за миром и всякой способности воздействовать па человека, побуждать его, определять его поступки. Этот крайний вывод и делает Сартр. Представление о детерминированности человеческого поведения порицается им как предрассудок, последний пережиток религиозной веры в предопределение. Тайна человеческого поведения состоит в его абсолютной необусловленности, спонтанности, индетерминизме, и всякая попытка подставить под поступок принуждающую силу обстоятельств или внутренних склонностей есть, согласно Сартру, не более чем уловка. В уловке этой выражает себя то же малодушие, тот же страх перед личной ответственностью и риском, который когда-то приводил человека на стезю религиозного фатализма. «Всякий детерминизм в психологии, — объявит Сартр в «Бытии и ничто», — является не столько теоретической концепцией, сколько в первую очередь поведением, стремящимся оправдать себя, или, если угодно, обоснованием всякого поведения подобного рода».

скачать реферат Механицизм в науке и философии

В процессе эволюции, в процессах генетической наследственности и развития можно выделить вероятностные события с устойчивым распределением частот, и процессы не поддающиеся детерминизации, и в таких случаях “предстоит выяснить, какое понимание случайности в каком разделе эволюции является главным” ( c. 80) В своей статье “О детерминизме” Я. Лукасевич, раскритиковав закон дедукции и принцип причинности, как фундамент детерминистского мировоззрения, пришел к выводу, что “аргументы, извечно приводимые в пользу детерминизма, не выстояли под огнем критики”. Далее он пишет: “Несомненно из этого не следует по меньшей мере, что детерминизм является ошибочной точкой зрения, ошибочность аргументов не служит доказательством ошибочности тезиса. Только одно я хотел бы сказать, основываясь на приведенной критике, что детерминизм не является лучше обоснованной точкой зрения нежели индетерминизм.” (, с.72). Анализируя его статью другой философ приходит к выводу: “Человек действительно свободен, если он имеет власть над прошлым” (, с.77). И, таким образом, встает вопрос: “Что есть прошлое?” и можно ли на него повлиять? В последнем вопросе, считает автор, обнадеживающие результаты получал с 1953 г. французский физик Коста де Берга, проводящий идею о внутренней симметрии между прошлым и будущим, и возможностью воздействия квантового явления не только на прошлое, но и на будущее. (см. ). Впрочем и без привлечения квантовомеханических явлений рассуждая “О “механизме“ течения времени” можно прийти к выводу, что “будущее – это возможность, представляющая собой тенденции дальнейшего развития конкретного материального объекта”.

скачать реферат Соотношение неопределённостей квантовой физики как предполагаемое пространство свободы субъекта

Таким образом, с целью преодоления фаталистических следствий лапласовского детерминизма, мы приходим к отрицанию однозначности причинно-следственных отношений, то есть, допускаем потенциальную неопределенность результата взаимодействия физических объектов или, другими словами, подлинную случайность. Подлинная случайность характеризуется тем, что она не сводится к действию множества каких-либо физических причин (пусть даже бесконечного). Следовательно, подлинно случайное явление не может быть объектом исследования физики, иначе как в форме выявления статистических законов распределения вероятности связанных с ним величин. Если же мы допустим, что нами обнаружены законы, позволяющие дать причинное объяснение явлению, казавшемуся ранее подлинно случайным, значит, оно перестает быть таковым в силу своего определения. Здесь мы вплотную подходим к вопросу, являющемуся объектом спора детерминистов и индетерминистов: правомерно ли такое отрицание однозначности причинно-следственных связей? В «Философском словаре» индетерминизм определяется как учение, для которого «характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме – отрицание причинности вообще)».

скачать реферат Эмоциональная и волевая сферы личности

Оно не в состоянии правильно ответить на вопрос о том, что такое воля, и показать ее роль в жизни человека, так как пытается рассмотреть волю вне времени и пространства, вне зависимости ее от законов существования природы, человеческого общества и психики человека. Такое истолкование воли не помогает, да и не может помочь человеку решать практические задачи, например в области формирования личности, воспитания воли и т. д. Сторонники другого направления - детерминизма, в отличие от индетерминизма, подчеркивают закономерную зависимость человека от материальных условий его жизни, от причинно-следственных связей и отношений, в которые он включен. Это направление прогрессивное, так как оно признает материальность мира, его единство. Характеристика воли свидетельствует о ее социальной сущности, то есть о том, что она возникает и развивается по законам общественным, а не биологическим. Именно в силу этого обстоятельства существование организма человека, и в частности функционирование его нервной системы, в том числе и физиологические механизмы волевых действий, в принципе зависят от образа жизни человека и характера его деятельности.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.