![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Философская и научная картина мира | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Но по мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. Новые объекты могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Последняя может осуществляться в двух разновидностях: а) как революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования; б) как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки, а также ее философские основания. Примером первой ситуации интенсивного роста знаний служит переход от механической к электродинамической картине 117 мира, осуществленный в физике последней четверти XIX столетия в связи с построением классической теории электромагнитного поля. Примером второй ситуации может служить история квантово-релятивистской физики, характеризовавшаяся перестройкой не только научной картины мира, но и классических идеалов объяснения, описания, обоснования и организации знаний, а также соответствующих философских оснований науки. 1 Степин В. С. Теоретическое знание
Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке – на эмпирическую реальность, в религии – преимущественно на внечувственное. Научная картина мира, ограничиваясь сферой опыта, не имеет прямого отношения к регилиозным откровениям, и ученый может быть как атеистом, так и верующим. Другое дело , что в истории культуры известны случаи резких конфронтаций между наукой и религией, особенно в те времена, когда наука обретала свою независимость, скажем, во времена создания гелиоцентрической модели строения мира Коперником. Но так не обязательно должно быть всегда.Существует еще и область суеверий, которая не имеет отношения ни к религиозной вере, ни к науке, а связана с остатками мистических и мифологических представлений, а также с различными сектантскими ответвлениями от официальных религий и бытовыми предрассудками. Суеверия, как правило , далеки и от подлинной веры и от рационального знания. Наука и философия Важно правильно понимать и взаимоотношения науки с философией, поскольку неоднократно, в том числе и в недавней истории, различные философские системы претендовали на научность и даже на ранг «высшей науки», а ученые не всегда проводили границу между своими собственно научными и философскими высказываниями .
Философ призывает видеть многообразие форм познания и способов понимания природы и общества (религия, мифы, наука и др.), исходить из необходимости выбора между ними и ни одну из них не представлять "в качестве меры метода и знания". Иначе говоря, всегда необходимо, особенно в демократическом обществе, не упускать из виду обе стороны - "разум" (мышление, науку) и "неразумие" (иррациональное). Каждая из этих сторон имеет равное право на выражение и внимание, но не надо абсолютизировать ни одну из них. В современной философско-методологической литературе все активнее "вводятся в оборот" различные формы вненаучного знания, исследуются их особенности и взаимоотношения с научным познанием, предлагаются различные классификации вненаучного знания. Одну из интересных и содержательных классификаций форм вненаучного знания предложили Т. Г. Лешкевич и Л. А. Мирская. Они выделяют следующие его формы: - ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира; - донаучное, выступающее прототипом, предпосылоч-ной базой научного; - паранаучное как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом
Среди этих принципов и понятий следует особо выделить положение отражения, принцип материального единства мира конкретного и абстрактного, количества и качества, нормального и содержательного подхода к познанию и др. Философская мысль уже много сделала в анализе аспектов и теоретико- познавательной роли кибернетики. Было показано, сколь многообещающим в философском плане является рассмотрение в свете кибернетики таких вопросов и понятий, как природа информации, цель и целенаправленность, соотношение детерминизма и теологии, соотношение дискретного и непрерывного, детерминистского и вероятностного подхода к науке. Нужно сказать и о большом значении кибернетики для построения научной картины мира. Собственно предмет кибернетики - процессы, протекающие в системах управления, общие закономерности таких процессов. Кибернетика и сознание Явления, которые отображаются в таких фундаментальных понятиях кибернетики, как информация и управление, имеют место в органической природе и общественной жизни. Таким образом, кибернетику можно определить как науку об управлении и связи с живой природой в обществе и технике. Один из важнейших вопросов, вокруг которого идут философские дискуссии - это вопрос о том, что такое информация, какова ее природа? Для характеристики природы информационных процессов необходимо кратко рассмотреть естественную основу всякой информации, а таковой естественной основой информации является присущее материи объективное свойство отражения.
Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная (и прежде всего физическая) картина строилась сначала (с XVII в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом - квантовой механики и теории относительности (с начала XX в.), а сегодня - на основе синергетики. Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных питательных источников его формирования. (Подробнее о научной картине мира см. гл. III, 4). 48 Наука в единстве всех своих аспектов изучается целым рядом особых дисциплин: историей науки, логикой науки, когнитологией, социологией науки, психологией научного творчества, науковедением. С середины XX в. активно начала формироваться особая область (сфера) философских изысканий, стремящаяся объединить все эти дисциплины в комплексное, системное, всестороннее исследование - философию науки. 5
Тем самым совершалась как бы гуманизация научной картины мира, причем в ноосферном ее смысле. И свою биогеохимию Вернадский недаром включал в то течение мысли, которое видит “признаки гегемонии биологических наук в научных построениях в ближайшем будущем”. Активно- эволюционные мыслители сумели соединить заботу о целом, о Земле, биосфере, космосе, с пониманием запросов высшей ценности - конкретного человека, носителя разума. Гуманизм, не прекраснодушный, а основанный на глубоком знании, вытекающий из целей и задач самой природной, космической эволюции, мировоззренческий оптимизм свойственнен всему этому семейству идей. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть общие родовые черты космического, активно-эволюционного направления философского и научного поиска, осуществленного в России в последние десятилетия. Прежде всего, это понимание восходящего характера эволюции, роста в ней разума и признание необходимости нового, сознательно-активного ее этапа, получающего различные названия - от “регуляции природы” до ноосферы.
Особой формой духовного производства (наряду с искусством и др.) является научно-теоретическая деятельность, по строение особой научной картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании. Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру, несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, заключается в выработке адекватного вое произведения действительности, без которого невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира. Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать знания, являющиеся таким адекватным воспроизведением действительности, каковы основания и критерии познавательной деятельности, в процессе которой возникает и совершенствуется такое знание,— это и составляет мировоззренческую природу философского анализа познания.
При этом нельзя рассматривать какой-либо аспект философского исследования в отвлечении от всего остального комплекса вопросов. 2. Предмет и функции философии.Ф. – это такая область духовной деятельности человека, которая основывается на особом, философском типе мышления и на самостоятельности предмета философии. Ф. – наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняется как бытие, так и мышление человека, процесс познания. Ф. не обладает предметом в конкретном смысле этого слова, как естественные науки, но предмет у философии есть и невозможность его локализации есть его специфическая особенность. Ф. - это та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру. Функции философии: В соответствии со статусом всеобщей науки философия выполняет две основные функции: Мировоззренческая функция. Мировоззрение – теоретическое отношение к сущему с позиций должного. В стр-ру М. входят знания, ценностные ориентации, убеждения и идеалы. Основу М. составляют знания. Наиболее выдающаяся роль в формировании мировоззренческого каркаса принадлежит Ф., ибо Ф. и возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Т.о., философия – теоретическое ядро мировоззрения. Ф. образует основу научной картины мира. Ф. составляет методологическую основу М.
Среди этих принципов и понятий следует особо выделить положение отражения, принцип материального единства мира, конкретного и абстрактного, количества и качества, нормального и содержательного подхода к познанию и др. Философская мысль уже много сделала в анализе аспектов и теоретико-познавательной роли кибернетики. Было показано, сколь многообещающим в философском плане является рассмотрение в свете кибернетики таких вопросов и понятий, как природа информации, цель и целенаправленность, соотношение детерминизма и теологии, соотношение дискретного и непрерывного, детерминистского и вероятностного подхода к науке. Нужно сказать и о большом значении кибернетики для построения научной картины мира. Собственно предмет кибернетика - процессы, протекающие в системах управления, общие закономерности таких процессов. 1.СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ КИБЕРНЕТИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ. Явления, которые отображаются в таких фундаментальных понятиях кибернетики, как информация и управление, имеют место в органической природе и общественной жизни.
смотреть на рефераты похожие на "Методологическое и логическое основания применения системно-философского подхода к изучению конкретных систем различной природы "Министерство образования РФАлтайский государственный университеткафедра ФНТ Реферат по философии Методологическое и логическое основания применения системно-философского подхода к изучению конкретных систем различной природы Выполнила аспирант БГПУ Е. А. Шимко Проверил: д. ф . н. проф. А. В. Иванов Оценка: отлично Дата: 24 .05.02 Подпись: Барнаул – 2002 Содержание Введение 3 1.Согласование методологических и логических оснований теории научной картины мира (НКМ). 6 2.Изучение явлений природы с позиций системно-философского подхода. 9 2.1. Представление Мира как единой системы. 9 2.2. Классификация систем по наиболее общим признакам. 12 2.3. Общие закономерности взаимодействия активных систем с окружающей средой. 19 3. Экологические проблемы современного общества с точки зрения системно- философского подхода. 24 Заключение. 27 Приложение 1 31 Приложение 2 32 Литература 33 Введение Гуманизация образования как практическая задача требует использования результатов философского анализа.
То есть у нас славянофилы, националисты пишут свои работы, опираясь на европейскую методологию (работа Платонова "Русская цивилизация"), а европоцентристы опираются на русскую философскую традицию. Большинство современных теорий цивилизации основаны на принципах классической науки XIX века, и это касается и историков, и социологов. Только в этой науке господствует идеал единой научной картины мира, она по природе своей может быть только единичной. Господствует идеал объективности научного знания, основанный на представлении о том, что субъект знания отделен от объекта, господствует представление о возможности движения от относительной к абсолютной истине, возможности получения элементов абсолютной истины о предмете в процессе познания. Но в результате серьезного кризиса этой концепции на рубеже XIX и XX веков, связанного и с кризисом в естественных науках, произошла смена парадигм. Это зафиксировали в своих работах Эйнштейн, Бор, Гейзенберг и т.д. Принципы, которые были ими введены, получили общенаучный характер. В исторической науке процесс разрушения классического знания шел с 20-х годов XIX века, и собственно классического знания в истории и в социологии мы не найдем.
В результате очень тонкий опыт, который он проводил в подвале физического факультета, был скомкан. Искомого эффекта обнаружить не удалось. Причина неудачи заключалась не в отсутствии эффекта, а в недостаточной чувствительности установки: оценки для магнитных полей, на которые ориентировался Лебедев, и которые основывались на работах Сазерленда, оказались значительно завышенными. В университете Шанявского на частные средства Лебедев создал новую физическую лабораторию, но продолжить исследования не успел. Он умер в возрасте 48 лет, не успев закончить свои исследования. Выдающийся русский учёный В. И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, послужившими основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Вернадский был президентом академиком АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1912; академик Российской АН с 1917), первым президентом АН Украины (1919), профессором Московского университета (в 1898-1911). Идеи Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. В центре его естественнонаучных и философских интересов — разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами.
Маркиз де Сад ("Жюстина или философия в будуаре") "Разум ничего не стоит ,страсти более сильны ". Екатерина II состояла в переписке с Вольтером. Она первая создает институт благородных девиц. Первая женщина-профессор Ковалевская. Появившиеся литературные герои оказывают влияние на мировосприятие.4.XIX век - промышленная революция . в начале XX навая научная революция . Открытие радиоктивности : Херосима ,Чернобыль. Человек углубляется в познание природы. 50-е годы научно тех- ничесская революция. Период 60-х миф о всемогуществе науки: появляются полимеры, биотехнологии, автоматизация ЭВМ. 70-80-е начало информационной революции. Развивается представления направленные против науки -> антисциентизм. Роуз: "Познание многоваринтно, т.к. опирается на воображение, а оно всегда плюралистично, поэтому существует не только научная картина мира, но и философская, релегиозная и т.д." Культура XIX века . -------------------- 1.Общая характеристика культуры. 2.Искство и жизнь . 3.Бытовая культура . 4.Творцы культуры. Культура XIX века началась с Наполеона.
Внеземные цивилизации на данном этапе изучения проблемы- это идеальные объекты, конструируемые непосредственно в рамках научной картины мира как гипотетические элементы последней. Необходимо отметить, что такая проблема возникает в науке не первый раз (например некоторые элементарные частицы). И такие проблемы были успешно разрешены. Проще говоря на сегодняшний день нет теории внеземной цивилизации подкрепленной реальными фактами, но и нет фактов которые требуют теоретического обоснования. На первый взгляд тут собственно и нечего разводить дискуссии, нечего создавать проблему из ничего. По большому счету это так, но не следует забывать, что развитие технических наук не всегда определяется только их потребностями. Проблема внеземных цивилизаций вытекает из философских вопросов о множественности жизни во вселенной. Фактически эта проблема появилась после создания Коперником своей теории о солнечной системе, когда стало ясно, что Венера, Марс. такие же планеты как и Земля. Естественно возник вопрос об обитаемости этих планет. Некоторые утверждали, что ВСЕ планеты и звезды обитаемые, другие, что обитаема ТОЛЬКО наша планета.
Важным моментом понятийной формы интеграции является формирование комплексных (сложно-составных) понятий. Например, при интеграции педагогических и технических знаний возможны различные модификации комплексирования понятий: наращение к собственнопедагогическим понятиям производственно-технических признаков, слияние педагогических и сформировавшихся уже профессиональнопедагогических понятий и т.д. На предметно-содержательном уровне очень важно формирование понятийных узлов на основе обобщающей категории. В данной связи укажем также на факты разработки в педагогике технологии использования так называемых межпредметных понятий (145), философских и общенаучных категорий (46), усвоение которых способствует формированю целостного представления о мире. Мировоззренческая форма интеграции выражается в объединении различных совокупностей научных фактов, гипотез, законов и теорий для раскрытия единой научной картины мира, для обобщения достижений мировой культуры. Продуктом такой интеграции являются мировоззренческие идеи, суждения и обобщения. Особенностью современного мировоззрения можно назвать наличие у человека достаточно высокого уровня рефлексивного и критического мышления.
Явление дефекта массы, открытое Беккерелем при изучении радиоактивного распада. Был сделан вывод, что материя превращается в материю. Материя исчезает. Материализм ложен. Открытие Томпсоном электрона отвергает идею о том, что атом не делим. Прежняя картина мира рушилась. В естествознании наступил методологический кризис. Новые открытия не вписывались в старую картину мира. Перед фил. стала задача уточнения понятия . Это сделал Ленин в работе . Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, кот. дана ч-ку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается, нашими ощущениями, существующая независимо от них. В этом определении выделено 2 признака материи: 1) Признание первичности материи по отношении к сознанию (объективность ощущения) 2) Признание принципиальной познаваемости мира. Ленин разграничивает философское понимание материи и естественнонаучные знания о существующем мире. Ленин способствовал преодолению кризиса в физике, связанного с включением принципа структурности материи и делимости атомов в научную картину мира.
Марксисткая философия - всестор диалектико-матер научное обосн решения осн вопр философии. Первичность материи: материя - исток сознания, сознание - отражение материи, р-тат длит развития материи, св-во головн мозга, сущ-ние сознания невозм без материи, сознание форм и соверш-ся в р-тате матер труда, обладает самост-тью в развитии, оказывает обратное возд на матер мир, содействуя его практ освоению. Филос вопрос географии: 1-я сторона - вопрос сущ-ния таких систем как геогр ландшафт, эк район, климатич зоны и т.д, вопрос объект-ти сущ-вания ГФДМ. 2-я сторона - вопрос о соотношении объекта и метода исследования, о соотношении методов в геогр познании. 4. Научная картина мира. Универсальный эволюционизм. НКМ - высшая форма систематизации научно-теоретических знаний (представление о мире, выраженное в чувственно-конкретной образной и понятийно-теоретической форме). НКМ базируется на законах, расположена между частными теориями и философским мировоззрением, являющимся еще более высшей формой систематизации. Развитие НКМ: наука появилась в эпоху Возрождения (Галилей) - первая НКМ - механическая (но это лишь часть картины). Эта единая НКМ стала добавляться частными НКМ - биологической, химической, физической, географической - в XX веке новое единство НКМ - универсальный эволюционизм (возник космигенез как саморазвивающаяся система). Три кита: 1. Теория расширяющейся Вселенной (20-е гг, Фридман): 1 января в 0:00 начался большой взрыв. За 3 мин. создана таблица Менделеева. 9 февраля - Галактика, к началу сентября - Солнце, в ноябре жизнь на Земле, 28 декабря млекопитающие, 30 декабря - человекообразные, 31 в 22:30 - человек.
Философское учение о множестве субстанций называется плюрализм. Лекция 10. Становление современной онтологии. 1. Идея развития натурфилософии в XIX в. 2. Научна картина мира и научная революция. 3. Современное представление о субстанции и о предмете онтологии. Главной проблемой для онтологии XIX в. становится проблема развития природы, становления мира в целом, закономерностей и движущих сил этого процесса. В абстрактной форме решение этой проблемы было предложено классической немецкой философией. Это философская традиция, сложившаяся на территории германских княжеств во II половине XVIII – I половине XIX вв. Ее представители: И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Фейербах. Натурфилософия Шеллинга (1775-1854). В фундаменте природы лежит полярность, т.е. нерасторжимое единство противоположных сил. Исследуя некоторую область природы, мы обнаруживаем противоположности: синтез и распад, притяжение и отталкивание. Основные уровни организации определяются характером взаимодействия этих противоположных начал. 1. Устойчивое равновесие – мир механических объектов. 2. Одна из противоположностей преобладает над другой – химически активные объекты, мир химических реакций. 3. Подвижное равновесие, которое все время нарушается и восстанавливается – биологический мир, живые организмы.
![]() | 978 63 62 |