![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Приоритеты денежно-кредитной и налоговой политики России | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
ЛИНД (Lynd) Роберт (1892-1970) - американский социолог. Основные работы (совместно с женой - Х. Линд) по исследованию социальной жизни в среднем городе. ЛИНДА (Linda) Богуслав (р. 1952) - польский актер. Играл в театрах Кракова, Вроцлава, Варшавы. В кино дебютировал в 1976. Снимался в фильмах Агнешки Холланд ("Лихорадка", 1980; "Одинокая женщина", 1987), А. Вайды ("Человек из железа", 1988; "Дантон", 1984), Л. К. Кесьлевского ("Случай", 1987; "Декалог, семь", 1988) и др. ЛИНДАЛЬ (Lindahl) Эрик (1891-1960) - шведский экономист. Сочинения по проблемам экономического роста, цикла, кредитно-денежной и налоговой политики, методике расчета национального дохода. ЛИНДАНИСЕ (Lindanise) - название г. Таллин - столица Эстонии в ливонских хрониках. ЛИНДБЕРГ (Lindbergh) Чарлз (1902-74) - американский летчик. В 1927 совершил первый беспосадочный полет через Атлантический ок. (из США во Францию), пролетев 5800 км за 33 ч 30 мин. ЛИНДБЛАД (Lindblad) Бертиль (1895-1965) - шведский астроном. Основные труды по исследованию структуры и динамики звездных систем, спиральным галактикам
Система форм и методов государственного управления призвана стимулировать хозяйственную деятельность, поддерживать необходимые пропорции процесса общественного воспроизводства с целью поступательного социального развития общества. Представители Кейнсианской школы считают, что государство должно играть самую активную роль в управлении развитием экономики путем интенсивной денежно-кредитной, налоговой политики, контроля за ценами, поощрения инвестиций, занятости, загрузки производственных мощностей, переноса налогового бремени на зажиточные слои общества. Сторонники школы монетаризма против чрезмерного вмешательства государства в управление экономикой: они исходят из того, что рынок саморегулируется, что приводит к равновесию. Модели управления в различных странах представляют, как правило, комбинацию принципов обеих школ. По характеру воздействия на социально-экономические процессы можно дать классификацию методов управления. Прямые и косвенные методы управления. Формы прямого воздействия — разработка планов и прогнозов, бюджетное финансирование, размещение государственных заказов, предоставление субвенций.
Мне не раз уже приходилось писать о том, что собственно социальные и социальноэкономические предпосылки народного капитализма в России к 1991 году имелись. Банковские вклады населения еще в начале 80-х годов в сумме приближались к 500 миллиардам рублей (в ценах того времени). На складах предприятий хранилось так называемых неликвидов (неустановленного оборудования) примерно на эту же сумму. Если бы наши реформаторы позволили встретиться этим двум потокам посредством свободной продажи неликвидов, а также таким формам поощрения массовой предпринимательской инициативы, как лизинг (аренда оборудования) и поощрительная кредитно-налоговая политика, экономическая революция народного капитализма могла бы состояться в России. Она вполне была подготовлена и происшедшим к тому времени сдвигом в системе массовых ценностей. Большинство опрошенных в 19921993 годах респондентов на вопрос о своем главном жизненном кредо ответило: «Быть самому себе хозяином». Однако эта народная экономическая революция так и не состоялась в России
Для реализации этих целей государству необходимо: 1) разработать и утвердить правовые основы экономики; 2) определить приоритеты макроэкономического развития; 3) реализация социальных программ, проведение регулирования всей экономической системы на основе регулирования совокупного спроса и совокупного предложения. Совокупный спрос – это спрос фирм и населения на создаваемые товары и услуги. Совокупное предложение – это национальный продукт. Государство может осуществлять следующие виды воздействия на экономику: 1) государственные инвестиции финансовых ресурсов; 2) проведение амортизационной политики; 3) бюджетная политика; 4) налоговая политика; 5) государственное страхование; 6) установление финансовых льгот и санкций. Инструменты государственного регулирования: 1) фискальная (налогово-бюджетная) политика; 2) денежно-кредитная (монетарная) политика; 3) политика регулирования доходов; 4) социальная политика; 5) внешнеэкономическое регулирование. Фискальная политика – это политика, связанная с налогами и государственными расходами. 1. Ужесточение налоговой политики, приводящее к увеличению изымаемых у населения и фирм средств, что приводит к сокращению сбережений или к сокращению расходов на потребление или то и другое. 2. Ослабление налогового бремени или снижение налогов, которое приводит как к росту потребления, так и к росту сбережений.
Развивая инструментарий денежно-кредитного регулирования, Банк России отказался от дифференцированного применения основных рычагов денежно-кредитной политики по регионам (ставки рефинансирования; лимиты кредитования: определение приоритетных сфер деятельности, предельной маржи по кредитам банка; установление резервных требований). Несмотря на принятую жесткую программу, темпы инфляции в первом полугодии 1995 г. сохранялись достаточно высокими по сравнению с 1994 г. На них оказало влияние неоднократное увеличение цен на основные виды энергоресурсов, их рост превышал рост инфляции. Это повлекло за собой рост оптовых цен промышленности, стоимости перевозок грузов на транспорте и рост потребительских цен. Посредством ряда жестких административных мер и, в частности, установлением валютного коридора, а также массированных валютных интервенций Банк России стабилизировал ситуацию на валютном рынке, что имело определенный антиинфляционный эффект. Все это позволило снизить темпы инфляции с 18% в январе 1995 г. до 7,9% в середине и в конце года
Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы. К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях: o нормативно-правовое; o финансово-кредитное; o обеспечение безопасности; o информационно-техническое; o организационное; o кадровое и консультационное обеспечение; o внешнеэкономическая деятельность. Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
Количественные кредитные ограничения принимаются в виде установления максимальных уровней сделок, а в ряде случаев прямого ограничения кредитования, регулирования конкретных видов кредитов и замораживания процентных ставок. Обычно такие прямые административные ограничения могут осуществляться в исключительных случаях и после консультаций с правительством РФ. Банк России работает в тесном контакте с Минфином, участвует в консультировании его по вопросам графика выпуска гос. цен. бумаг и погашения государственного долга с учетом влияния этих операций на приоритеты денежно-кредитной политики и состояние ликвидности банковской системы. Сущность и функции финансов. При наличии товарно-денежных отношений производство, распределение, обращение и использование продукта приводит к образованию и движению ресурсов, а в связи с этим и к возникновению финансов. Финансы представляют собой специфические производные экономического отношения, выражающие процесс образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для выполнения экономических функций государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Определенный «перекос» в эту сторону сохраняется и сегодня. В результате, недооцениваются более важные задачи: прогнозирование и контроль региональных последствий федеральных программ, мобилизация внутренних ресурсов каждого региона и т. д. Важную проблему представляет формирование нормальных межбюджетных отношений при использовании расходной части Федерального бюджета, а также определение роли местных бюджетов в бюджетной системе РФ. Концепции финансово-экономического развития России на ближайшие годы посвятил выступление А. Я. Лившиц (в то время заместитель Председателя Правительства РФ, министр финансов) отметил: главной задачей финансовой политики на 1997 год является вывод российской экономики на траекторию роста. Для ее решения необходимы переориентация финансовых потоков в сторону реального сектора, снижение стоимости кредита до 20-25 % годовых и др. Финансовая политика призвана помочь решить ряд общеэкономических задач, в т. ч. задачу восстановления экономического роста. В условиях рыночного хозяйства, принимая во внимание многообразие экономики страны, необходимо расширить и обогатить инструментарий государственной финансовой политики (включая денежную, кредитную, налоговую, валютную, инвестиционную и т. д.). К инструментам финансовой политики можно отнести и вопрос кадровой политики в финансовых и налоговых органах.
По общепрофессиональным дисциплинам выпускник должениметь представление: — о роли общепрофессиональных знаний в профессиональной деятельности выпускника; — о закономерностях функционирования рыночных механизмов на макроуровне и методах государственного регулирования экономики; — об основных направлениях государственной экономической и социальной политики; — об истории государственного управления в России; — о системе показателей, общих правилах и принципах статистического исследования; о природе статистических совокупностей;знать: — основные макро- и микроэкономические категории и показатели; — основы денежно-кредитной, налоговой, социальной и инвестиционной политики государства; — основные экономико-статистические методы обработки учетно- экономической информации; — основы теории государственного управления; — правовые основы государственного и муниципального управления; — основы финансовой системы Российской Федерации; — основы бухучета; — требования к составлению и оформлению управленческой документации; — сущность и характерные черты современного менеджмента; — психологические аспекты управления, порядок разрешения конфликтных ситуаций в коллективе; — технику и методы организации коммуникаций, культуру общения; — формы делового общения в коллективе; — методы групповой работы; — методы обеспечения безопасности жизнедеятельности, способы индивидуальной и коллективной защиты при авариях, пожарах и других стихийных бедствиях;уметь: — использовать экономическую, нормативно-управленческую, правовую документацию и справочный материал в своей профессиональной деятельности; — находить оптимальные варианты при решении управленческих задач; — разрешать конфликтные ситуации.
Непродуманные действия в сфере управления экономикой проявились в разрушении хозяйственных связей между производителями, отсутствие стимулов к производительному труду, утрате доверия к национальной валюте. Усиливался спад производства. Экономическая ситуация усугублялась внешне- и внутриполитическими проблемами, связанными с распадом СССР. Налоговая система не обеспечивала поступления доходов в условиях развивающейся инфляции, рост денежной массы не поддавался контролю. Ускорителем негативных процессов явилось тяжелое внешнеэкономическое и валютное положение страны, значительный размер внешнего долга при резком сокращении золотого и валютного запасов. Резкое падение экспорта обусловило катастрофическую нехватку валютных средств. Вдобавок, на мировом рынке подешевела нефть – основной источник нашего благосостояния. Страна Советов начала брать в долг. Что потребовал МВФ от России в обмен на доллары? Концепция рыночных преобразований была такова: приватизация крупных предприятий для создания эффективных собственников и юридическое оформление основ рыночной экономики; либерализация цен и внешней политики, чтобы открыть экономику России; жесткая денежно-кредитная и политика для стабилизации национальной валюты; прекращение субсидий убыточным предприятиям для увеличения бюджетных ресурсов и проведения процедуры их банкротства; минимальный бюджетный дефицит: сокращение государственных расходов (за счет свертывания социальных программ) и увеличение доходов, т.е. повышение налогов; девальвация национальной валюты для стимулирования экспорта.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов). Участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия; бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.
Национальный Банк Казахстана в соответствии с возложенными на него задачами, выполняет следующие основные функции: - проведение государственной денежно-кредитной политики в Республике Казахстан; - осуществление функции банка и агента Правительства и других государственных органов; - осуществление контроля и надзора за деятельностью банков, а так же регулирования их деятельности; - осуществление валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан; - управление золотовалютными резервами. В целях проведения государственной денежно-кредитной политики Национальный Банк Казахстана: - регулирует объем денежной массы в обращении; - осуществляет регулирование уровня банковских процентных ставок в Республике Казахстан путем изменения официальных ставок. - покупает и продает облигации, депозитные сертификаты, дисконтные и процентные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года, которые Национальный Банк Казахстана считает пригодными для обеспечения кредитов; - осуществляет операции с производными финансовыми инструментами; - выставляет чеки и векселя в любой валюте; - вносит в Министерство финансов предложения по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на ликвидность банковской системы и приоритетов денежно- кредитной политики ; - устанавливает целевые ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы в обращении; - устанавливает процентные ставки по своим операциям; - осуществляет интервенции на валютном рынке; - устанавливает норматив минимальных обязательных резервов, депонируемых в Национальном Банке Казахстана в том числе с возможной дифференциацией по срокам, объемам и вилам привлеченных средств (резервные требования); - определяет виды платежных инструментов, допускаемых к обращению на территории Республики Казахстан, и устанавливает правила их обращения.
Возросший доход, в свою очередь, вызовет в будущем опережающий рост инвестиций вследствие действия акселератора. Все это приводит к нарушению макроэкономического равновесия. 2. Теории политического делового цикла, видящие причины макроэкономических колебаний в действиях правительства в области кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики. Предполагается, что правительство полностью владеет этими двумя инструментами макроэкономической политики. Действия политиков направлены на завоевание симпатий электората: они желают оказаться переизбранными. Таким образом, правительство стремится проводить жесткую кредитно-денежную и налоговую политику в период после выборов. Это может привести к спаду и потребовать «мягкой», популистской макроэкономической политики (увеличение государственных расходов, снижение налогов) как раз перед следующими выборами. Таким образом, по мнению сторонников этой теории, периодичность циклов совпадает с периодичностью выборов (около 5 лет). 3. Теории равновесного экономического цикла, согласно которым цикличность объясняется не колебаниями выпуска продукции вокруг тренда потенциального ВВП, а колебаниями, или сдвигами самого тренда (линии Т на рис. 1) в краткосрочном периоде времени. 4. Теория реального делового цикла, согласно которой предполагается, что причиной макроэкономических колебаний могут быть шоковые изменения производительности в одном или нескольких секторах, а в более широком смысле – шоковые изменения в технологии производства.
Такую программу с экономической точки зрения можно реализовать посредством комбинированных методов "гиперкейнсианской" кредитно-денежной и налоговой политики, ведущей к инфляции спроса, и бюрократического государственного вмешательства в экономику. "Вперед" - это попытка преодолеть серьезнейшие трудности путем ликвидации убыточных производств и концентрации усилий на обеспечении развития частного сектора, создания новых высокоэффективных рабочих мест, проведения структурной перестройки и повышения доходов от экспорта. Сторонников второй позиции можно подразделить на две группы. Относящихся к первой группе объединяет вера в действенность рыночных механизмов и частной инициативы. Нужно лишь подождать, пока внутренние силы экономики вытащат ее из кризиса. Эти силы настолько мощны, что в состоянии преодолеть даже некомпетентность государственных органов. Должна признаться, что в течение длительного времени я сама склонялась к данной точке зрения. Сегодня я ощущаю необходимость внести определенные коррективы в свою позицию.
Основные усилия Банка России в 2003 году направлены на решение задачи снижения инфляции до 10-12%. Последовательное снижение инфляции поддержит преемственность в проведении макроэкономической политики, будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране, укрепит тенденцию долгосрочного экономического роста. Такой подход согласуется с правительственной Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Поскольку на формирование инфляционных процессов в России в настоящее время существенное влияние оказывают структурные факторы, которые находятся вне прямого контроля со стороны Банка России, при определении конечной цели денежно-кредитной политики на предстоящий год Банк России использовал не точечную, а интервальную оценку. Одновременно при принятии решений в области денежно-кредитного регулирования Банк России будет также ориентироваться на уровень базовой инфляции, непосредственно зависящей от денежно-кредитной политики и политики валютного курса. Достижение установленного ориентира по базовой инфляции средствами денежно-кредитной политики при тесном взаимодействии с Правительством Российской Федерации позволит достичь в предстоящем году и цели по общему уровню инфляции.
В странах с развитой рыночной экономикой такие предприятия законодательно объявляются банкротами. Банкротство — это такая стадия хозяйственной несостоятельности, когда единственным путем выхода из данной ситуации является распродажа имущества для погашения долгов предприятия. Имущество может быть распродано на торгах или выкупается коллективом. По второму варианту имущество предприятия переходит в собственность коллектива. Центральным звеном саморегулирования рыночной системы является куренное ценообразование. Модель равновесного рыночного механизма с использованием конкурентного ценообразования действует следующим образом: если на рынке предложение какого-либо товара превышает потребное его количество, то цены на данный товар понижаются. Это служит сигналом для сокращения производства и уменьшения предложения. Повышение цен свидетельствует о недостаточном предложении. Высокие цены выступают стимулятором увеличенияпроизводства и предложения данного товара. На макроуровне наиболее эффективный механизм саморегулирования был разработан Дж. Кейнсом. Он впервые предложил осуществлять корректировку рыночного механизма равновесия с помощью использования финансовых рычагов, кредитно-денежной и налоговой политики, которые и позволяют обеспечить стабильность и устойчивое развитие.Рынок в Украине Провозглашение 24 августа 1991 года Украины независимым суверенным государством не только явилось важной вехой в истории украинского народа, но и открыло реальные возможности для создания нового динамичного народного хозяйства рыночного типа.
Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием. Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.10.1.Дерегулирование и приватизация.Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расходов.
В государственной программе должны быть также отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые бы обеспечивали создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности. В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного предпринимательства, информационной, консультационной деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Для реализации данных программ необходимо, чтобы были привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
![]() | 978 63 62 |