![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Цель монетарной политики. Её механизм и инструменты | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Если действие автоматических стабилизаторов не обеспечивает необходимого уровня стабилизации, тогда государство вводит новые правила (дискретные меры) – стабилизация становится регулируемой. Примерами регулируемых стабилизаторов являются изменение налоговых ставок, реализация программ социальной поддержки (государственные жилищные субсидии) и т. д. Дискретные меры стабилизационной фискальной политики, т. е. регулируемые стабилизаторы, могут стать автоматическими, поскольку отмена каких-либо льгот, пособий вызывает определенные трудности. Фискальная политика слагается из следующих элементов: бюджетной политики (в свою очередь, представлена политикой государственных расходов и политикой государственных доходов), налоговой политики. В целом, фискальная политика представляет собой совокупность инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения. Монетарная экономическая политика – это непосредственное или опосредованное регулирование со стороны государства денежной массы и денежного обращения в стране. В отличие от фискальной экономической политики цели монетарной политики более узкие и связаны только со стабилизацией денежного обращения
Центральный банк затем вырабатывает такую политику, которая позволяет достичь постав- ленных перед ним целей. В других организационных схемах центральные банки мо- гут центральные банки могут обладать большей или меньшей неза- висимостью от правительства. Например, в некоторых странах контроль исполнительной власти осуществляется путем включения центрального банка в состав министерства финансов. Хотя конк- ретные организационные структуры могут отличаться в разных странах, опыт показал, что для эффективности центрального бан- ка необходима большая степень независимости от правительства, для того, чтобы не отвлекали от исполнения его главной роли стабилизатора цен и экономического роста. Проведение монетарной политики Способность центрального банка выполнять свою роль в со- действии стабильности цен и экономическому росту зависит от его баланса и доступности (наличия) соответствующих (необходи- мых) конкретных способов влияния на предложение кредитных ресурсов в экономике (хозяйстве). Центральный банк претворяет в жизнь свою монетарную политику, используя ряд инструментов и способов, которые можно разбить на три группы: (1) установле- ние требований резервирования к банкам; (2) предоставление кредитов коммерческим банкам; (3) покупка и продажа госу- дарственных ценных бумаг или других инструментов фондового рынка.
Основными целями монетарной политики являются: стабилизация уровня цен, подавление инфляции, поддержание покупательной способности, обеспечение устойчивого денежного обращения, регулирование денежной массы, поддержание курса национальной. В качестве основных инструментов используются эмиссия денежных средств, ставка рефинансирования, операции на рынке, резервирование, обеспечение ликвидности и другие инструменты. Основная роль по регулированию денежного обращения в стране принадлежит Центральному банку (Банку России), к числу полномочий которого также относится контроль за деятельностью банков и финансово-кредитных учреждений страны, эмиссия денег и др. Внешнеэкономическая политика представляет собой проводимую правительством страны государственную политику в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических программ. Управление внешнеэкономической деятельностью определяется национальными стратегическими задачами
Для более, подробного его анализа необходимо обратиться к вопросам о месте Национального банка в системе государственных органов, его целях, функциях, компетенции и организационной структуре. Важный аспект правового положения Национального банка сформулирован в ч. 2, 3 ст. 24 БК, где закреплено, что главный банк Республики Беларусь независим в своей деятельности и подотчетен Президенту Республики Беларусь. Содержание категории «независимость» в Банковском кодексе не раскрыто. В литературе также нет общепризнанного определения данного термина. Вместе с тем сама идея независимости центральных банков как гарантии противодействия инфляционным механизмам пополнения бюджета стала общепризнанной еще во второй половине XX в. . Ее суть проста. Денежная власть - основа любой власти. Банки и другие кредитно-финансовые учреждения оказывают регулирующее воздействие на денежные потоки. Центральный банк представляет банковскую систему на уровне государственной власти. Закон не должен допускать, чтобы денежная власть концентрировалась в одних руках или превращалась в другую власть (например, исполнительную). Чаще всего независимость центрального банка оценивается по таким критериям, как: - финансовая независимость; - осуществление банковского надзора; - наличие законодательных гарантий независимости; - стабильность правового регулирования статуса центрального банка в совокупности с усложненным порядком изменения основных актов в данной сфере; - способность центрального банка самостоятельно устанавливать ориентиры для достижения законодательно определенных целей монетарной политики; - процедура назначения, увольнения руководителей центрального банка и сроки их пребывания в должности; - отсутствие представителей государственных органов в органах управления центрального банка; - жесткие ограничения по кредитованию правительства и государственного сектора; - неприкосновенность резервов центрального банка.
Правительства должны двигаться быстрее в создании новых платформ для участия и общественных знаний. Хорошим началом стало бы открытие большего доступа к государственной информации людям и организациям, которые могли бы продуктивно её использовать. А пока что есть несколько великолепных примеров, которые можно перенять у государственных деятелей. Например, Карта балльных оценок[312] могла быть прародителем всех мэшапов. Фонд охраны окружающей среды (EDF)[313] запустил программу в 1998 году (да-да, ещё за семь лет до того, как был изобретён термин Веб 2.0) для объединения сотен источников государственных данных с целью создания мощного общегосударственного механизма для оценки экологических рисков. Помимо этого существует Neighborhood Knowledge California (NKCA), нужный инструмент обработки правительственной информации для помощи гражданам и высокопоставленным политикам в определении и улучшении проблемных районов. Проект был создан исследователями Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA),[314] которые объединились с местными жителями для того, чтобы помочь бедным районам, таким как Vernon-Central, развить и перестроить свои окрестности
Этим условиям соответствуют развитые формы кредитных и финансовых денег. В условиях пока еще высоких темпов инфляции нельзя не согласиться с Банком России, что его денежно-кредитная и валютная политика (монетарная политика) должна сохранять антиинфляционную направленность, обеспечивать постепенное внедрение рыночных механизмов определения стоимости рубля и процентных ставок. При этом ключевыми ориентирами при оценке текущих монетарных условий, инфляционных ожиданий и среднесрочных темпов инфляции остаются динамика и структура денежной массы. Однако в целом монетарная политика нуждается в существенных корректировках, реализация которых повысит эффективность ее проведения. Список литературыАнтонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. – М., 2004. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М., 2002 Деньги, кредит, банки. Учебник под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2003. Илларионов А. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике. // Вопросы экономики.- 2006, № 10. Общая теория денег и кредита. Под ред. Е.Ф. Жукова. – М., 2004. Сенчагова В.К. Денежная масса и факторы ее формирования. // Вопросы экономики.- 2006, №10. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник под ред. Н.Ф. Самсонова. - М., 2004. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - М., 2005. Фетисов Г. Кредитование национальной экономики или наращивание валютных резервов?// Вопросы экономики. — 2005, №10. Фетисов Г. К вопросу об устойчивости банковской системы// Вопросы экономики . — 2005, №11. Фетисов Г. Новые подходы к валютному регулированию: либерализация или рост трансакционных издержек?// Российский экономический журнал. — 2007, № 2.
Поэтому очень важно какую модель денежно - кредитной политики выберет сейчас наша страна. Цель данной работы - провести параллели между кейнсианской и монетаристкой моделями денежно - кредитной политики, раскрыть сущность, цели и инструменты монетарной политики, а также дать анализ монетарной политики проводимой сейчас в России. Данная работа имеет следующую структуру : Введение Глава 1. Содержание и цели монетарной политики. Глава 2. Основные инструменты монетарной политики. Глава 3. Влияние монетарной политики на динамику национального производства. Характер монетарной политики в России. Кроме того работа содержит две таблицы, которые находятся соответственно в приложении 1 и приложении 2. При написании данной работы ее автор использовал следующую литературу. Макконелл К., Брю С. Экономикс . Т.1. Это один из наиболее популярных в американских колледжах и университетах учебник. Он написан популярно, что дает его доступным для неспециалиста. Колтунов В.М. Основы рыночной экономики. Выпуск 2. В этой книге рыночные отношения рассматриваются на макроуровне, то есть на уровне национальной экономики в целом.
Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. В-третьих, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение частных капиталовложений. Кредитно-денежная политика государства Большинство современных экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов. Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры.
Практика показала, что воздействие монетарных властей на денежную массу осуществляется главным образом через спрос на деньги, а для этого существуют более эффективные инструменты, например процентные ставки, хотя во всех случаях сохраняется элемент неопределенности. Отказавшись следовать простому правилу роста денежной массы, регулирующие органы тем не менее до настоящего времени испытывают влияние монетаризма в проведении денежно-кредитной политики в смысле настойчивой антиинфляционной ее направленности. Вопрос же об эффективных промежуточных целях монетарной политики по- прежнему остается дискуссионным. Правительства и центральные банки различных стран, исходя из того, что ни одну цель из всех возможных промежуточных целей денежно-кредитной политики нельзя рассматривать как идеальную, берут под контроль целый ряд параметров экономической системы. Это и показатели денежной массы, условия и объемы предоставляемых кредитов, обменный курс, динамика индексов цен и др. 1.3.3 Противоречивость денежно-кредитного регулирования Опыт проведения денежно-кредитной политики в различных странах в течение нескольких десятилетий позволяет выявить ее сильные и слабые стороны, определить факторы, оказывающие влияние на ее эффективность.
Третьим элементом национальных интересов является обеспечение благоприятной политической обстановки. Как минимум это включает возможность жителей страны выбирать свою собственную форму правительства а так же может включать влияние на систему ценностей и процессы в других странах. Четвертым элементом национальных интересов является обеспечение национального единства. Это означает устранение давления иностранной политики или сепаратистского движения, которое может привести к раздроблению страны. У стран есть множество инструментов, с помощью которых они могут попытаться достичь своих целей внешней политики. Это милитаристический инструмент, проникновение и вмешательство, а так же дипломатия. Степень, в которой страна может использовать любой из этих инструментов будет изменятся в соответствии с мощью страны, которая определяется как ее возможность заставлять другие страны действовать желаемым образом. Страна может быть сильной в одном и слабой в другом. Например, Япония обладает огромной экономической мощью и гораздо меньшей военной. Применение силы также зависит от ситуации.
Во-вторых, есть надежда на существенное снижение инфляционных ожиданий, и, как следствие, переток денег на депозиты в кредитные учреждения. Также приоритетом является снижение спроса на наличные деньги путем развития электронных денег и пластиковых денег. Также приоритетом является сохранение стабильности на валютном рынке, то есть недопущение инфляции, вызываемой разностью цен на внутреннем и внешнем рынках. Необходимо также организация более цивилизованной инфраструктуры на денежном рынке, так как это привлечет как иностранный капитал, так и заставит свой капитал работать эффективнее. Также планируется поддерживать высокую цену кредитов, причем есть возможность ее повышения. Итак, таковы основные цели монетарной политики на 1996 год. Однако, мне кажется, не следует забывать о пагубном воздействии политики дорогих денег на валовые инвестиции, которые и так сейчас ОЧЕНЬ невелики. Заключение Таким образом, активное внедрение на финансовый рынок государства не только на федеральном, но и на местном уровнях (быстрорастущая популярность муниципальных займов) может резко сузить возможности частных заемщиков мобилизовывать средства для собственных инвестиций.
Правительство ежегодно корректирует значения этих экономических ориентиров. Следует подчеркнуть, что от того, насколько четко сформулирована первичная цель денежно-кредитной политики, в большой степени зависит особенность экономического развития страны. Тактические цели Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Промежуточные цели Промежуточная цель денежно-кредитной политики - это экономическая переменная, которую центральный банк избирает в качестве объекта своего повседневного контроля, так как считает, что она способствует достижению основных целей монетарной политики.
На первом национальный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы. На втором изменения данных параметров передаются в сферу производства. Соответственно различают промежуточные и конечные цели денежно-кредитной политики. Конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, относительно стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Известно, что достижение всех целей одновременно невозможно. Поэтому необходимо установить их иерархию. Приоритетной целью монетарной политики является стабилизация уровня цен в стране . Процесс формулирования целей денежно-кредитной политики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса. На втором этапе устанавливаются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.
Кроме того, совокупность движений капиталов в зависимости от разнообразия нормы процента может способствовать быстрому восстановлению равновесия, даже раньше установления равновесия баланса текущих сделок. Классификация методов После того, как уточнена стратегия денежно-кредитной политики, установлены её цели, чрезвычайно важно определить тактику её осуществления монетарными властями. Под тактикой понимается выбор и применение предпочтительных для достижения ожидаемых результатов инструментов денежно- кредитного регулирования. Инструменты денежно-кредитной политики можно классифицировать по разным признакам. Прежде всего, все методы монетарного воздействия на экономику условно можно подразделить на две группы: влияющие на развитие приоритетных отраслей, секторов экономики или регионов (структурная политика); влияющие на конъюнктуру в целом (конъюнктурная политика). Различают инструменты для достижения внутренних и для достижения внешних целей; методы экономического (косвенного) воздействия, направленные на совокупность рыночных механизмов, и методы административного (прямого) воздействия, предусматривающие ограничение этой совокупности; вмешательство в цены (норма процента и валютный курс) и вмешательство в количественные категории.
В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов: - регулирование валютного курса (механизм его установления, поддержки уровня); - управление официальными валютными резервами; - валютное регулирование и контроль; - международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно- финансовых организациях. Инструментами проводимой центральными банками валютной политики являются валютные интервенции в той или иной степени практически все инструменты денежно-кредитной политики (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.). Таким образом, валютная политика теснейшим образом связана с денежно-кредитной политикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономической политики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним и тем же учреждением – центральным банком. Во многих развитых странах не делается различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначения используется один и тот же термин «монетарная политика».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра денежного обращения, кредита и фондового рынка КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь Минск 2009 СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Содержание, цели и задачи денежно-кредитной политики 1.1 Понятие, правовые основы, цели и задачи денежно-кредитной политики 1.2 Типы денежно-кредитной политики Глава 2. Инструменты денежно-кредитной политики 2.1 Операции на открытом рынке 2.2 Изменение учетной ставки 2.3 Изменение норм обязательных резервов 2.4 Ограничение кредитования Глава 3. Анализ результатов денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2008 год и задачи на 2009 год. Заключение Список использованной литературы Введение Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - это совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.
Денежная политика государстваДенежная политика государства 1Вступление 2 Глава 1. Теоретические основы денежной политики 3 1. 1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА И ПОКАЗАТЕЛИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ 3 1.2. СОВОКУПНЫЙ СПРОС НА ДЕНЬГИ 4 1.3. КОЭФФИЦИЕНТ МОНЕТИЗАЦИИ 7 1.4. МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ВПП 7 Глава 2. Денежная политика государства 14 2.1. ЦЕЛИ И ОБЕКТЫ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 14 2.2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 15 2.2.1. Операции центрального банка и денежная база 15 2.2.2. Политика учетной ставки (дисконтное окно) 16 2.2.3. Изменение нормы обязательных резервов 18 2.2.4. Количественные ограничения кредита 20 2.3. ЭМИССИЯ ДЕНЕГ 20 Глава 3. Денежная политика в России 21 3.1. ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА 21 3.2. АВГУСТОВСКИЙ КРИЗИС 24 Заключение 27 Список литературы 30 Вступление Денежная политика занимает важное место в жизни общества. Денежная политика является частью монетарной политики, куда помимо нее входят валютная и кредитная политика. Среди этих видов политики важнейшее положение занимает кредитная политика, содержание которой составляет регулирования условий кредитования экономики для достижения ее сбалансированного развития.
Это предопределяет целесообразность рассмотрения налоговой политики в двух аспектах : с точки зрения , во-первых, ее действительного единства и последовательности при реализации целей экономической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополняющих рычагов и инструментов, а во-вторых , действенности рычагов и инструментов реализации налоговой политики в нынешних конкретно-экономических условиях. Такие цели налоговой политики как сдерживание инфляционных процессов, недопущение их взрывного характера , поддержка предпринимательской , производственной и инвестиционной активности , однако, достаточно противоречивы, поскольку дефляционные мероприятия всегда в той или иной мере угнетают хозяйственную активность и провоцируют спад производства, а любые мероприятия по предотвращению падения объемов производства и стимулированию его роста, по существу означают расширение спроса, прежде всего инвестиционного , а вслед за ним - и потребительского , что обязательно ведет к повышению цен. Стимулирование производственной и инвестиционной активности с помощью налоговых и монетарных мер может дать эффект лишь в том случае , если темпы инфляции не превышают 1-1,5% в месяц.
![]() | 978 63 62 |