![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Налоги и платежи за пользование природными ресурсами | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Если копнуть чуть глубже, то масштабы этой катастрофы становятся еще яснее. Буквально несколько штрихов. Доходы от продажи государственной собственности в бюджете 1995 года были запланированы более чем в 1Pмлрд долларов. Это чуть больше 3P% доходной части. Примерно столько же, сколько было запланировано получить от подоходного налога (2,17P%) и налога за пользование природными ресурсами (1,38P%), вместе взятыми! Нынешние радетели резкого повышения природной ренты, где вы? Ау! И вы голосовали за этот бюджет. Бюджет, который делал неизбежным «распродажу Родины». А вот еще несколько интересных деталей. Средства земельного налога 0,25P% доходов бюджета (это про одну седьмую часть планеты). Еще веселее: лицензионный сбор за право хранения, розлива и оптовой продажи алкогольной продукции 1,23P%. Акциз на водку около 3P%. А как же иначе? Коржаковскому Национальному фонду спорта надо льготы дать? Надо! А церковь наша торгует льготным спиртным? Торгует! И табаком тоже! Эти льготы кто, Чубайс придумал? Нет! Это ведь Дума одобрила
Нарастание экологической напряженности, осознание опасности дальнейшего развития фронтальной экономики вынудило многие страны попытаться учесть экологический фактор. В связи с этим появилась концепция, которую можно назвать как охрана окружающей среды. Видимой реакцией на рост экологической угрозы стало создание более чем в ста странах государственных структур, связанных с охраной окружающей среды. Так в СССР в 1988 г. был создан Комитет по охране окружающей среды, преобразованный далее в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Делающее немалую законотворческую работу так в 1991 г. Верховным Советом РБ введены в действие временные нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, а спустя год приняты законы « О налоге за пользование природными ресурсами» и «О платежах на землю» регламентирующие платность практически всех видов природопользования. В 1993 г. был принят новый Закон « Об охране окружающей среды в РБ» призванный обеспечить правовые основы природоохранительной деятельности. С 70-х г. началось и активное международное сотрудничество.
Но если взглянуть на успешные примеры развития национальных экономик многих стран в прошлом, то легко заметить, что почти всегда формула их преуспевания выглядела так: «косвенные налоги и таможенные тарифы». Собственно, даже наш бюджет тому порукой - косвенные налоги (НДС, акцизы, рентные платежи за пользование природными ресурсами) собираются гораздо легче, требуют относительно небольших усилий и затрат. К счастью, насущная необходимость добыть побольше денег для бюджета побудила фискальные власти инстинктивно облагородить структуру налогов, понизив налоги на прибыль и частные доходы и введя налог с продаж. В целом структура доходной части консолидированного бюджета России в 2001 году выглядела следующим образом: Таблица 5.3. Доходы консолидированного бюджета РФ в 2001 году{230}. В последней строчке учтено около 6.3% ВВП, которые составили доходы Пенсионного фонда - это, как правило, прямые налоги, исчисляемые от зарплаты персонала (сейчас - единый социальный налог). Итого получим всех доходов бюджета и внебюджетных фондов примерно 36% ВВП
В пакет налоговых законов, действующих в настоящее время, входят: Закон «О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций», Закон «О налоге на добавленную стоимость», Закон«Об акцизах», Закон «О налоге за пользование природными ресурсами», Закон «О налоге на недвижимость», Закон «О платежах на землю», Закон «О государственной пошлине», Закон «О подоходном налоге с граждан», Закон «О сборе за проезд автотранспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь». Порядок установления местных налогов и сборов в 2004г. определен ст. 10 Закона Республики Беларусь от 29.12.2003г. № 259-3 «О бюджете Республики Беларусь на 2004г.». В регулировании налоговых отношений исключительно важное значение в настоящее время имеют подзаконные акты. Быстро меняющаяся экономическая обстановка и «молодость» национального налогового законодательства обусловливает широкое применение для целей практического пользования актов, издаваемых Инспекцией Министерства по налогам и сборам. В числе задач этого органа Законом определено издание методических указаний и разъяснений о порядке исчисления и взимания налогов. При этом следует иметь в виду, что нормотворчество Инспекции Министерства по налогам и сборам ограниченно.
Остальную часть образуют подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами. Неналоговые доходы составляют около 12P%. Это доходы от государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, от продажи имущества, которое принадлежит государству, от продажи запасов государства. Поступления от целевых бюджетных фондов это около 11P% (Федеральный экологический фонд, Федеральный дорожный фонд и т.Pд.). 6. Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного назначения. Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет себя общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, научные исследования. Федеральный бюджет финансирует 100P% общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93P% на научные исследования, 76P% на правоохранительную деятельность, 89P% на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Федеральный бюджет это инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств. 7.PРегиональные бюджеты Региональные бюджеты центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ
Также необходимо постепенно переносить центр тяжести налоговых поступлений в бюджеты всех уровней с преимущественного обложения труда и капитала на налоги за пользование природными ресурсами. Важнейшим условием обоснованной системы налогообложения для сельского хозяйства должны стать ликвидация множественности видов налогов и платежей, снижение налогового бремени, повышение роли налогообложения земли как основного средства производства и природного ресурса. С целью стимулирования развития сельскохозяйственного производства и повышения его экономической эффективности необходимо совершенствовать налоговый механизм с учетом специфики отдельных отраслей. Специальный налоговый режим, как одна из организационных форм налогового регулирования, должен быть построен таким образом, чтобы механизм налогообложения, с одной стороны, обеспечивал налоговые поступления в бюджет, а с другой стороны – стимулировал тот вид деятельности, который государство решило перевести на особые условия налогообложения . Унифицированный подход к реформированию налогообложения сельскохозяйственного производства должен осуществляться по следующим направлениям: - максимальное освобождение сельскохозяйственных товаропроизводителей от множественности видов налогов, за исключением земельного, налогооблагаемая база которого должна уменьшаться на величину собственных средств, вкладываемых в восстановление почвенного плодородия, улучшения земельных угодий и др. - уменьшать налогооблагаемую базу прибыли на сумму, направленную на пополнение оборотных средств; - шире вводить налоговые льготы для сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, вкладывающих средства в модернизацию и расширение производства, выпуск новых продуктов, внедрение наиболее прогрессивных технологий, увеличение поголовья и улучшение породного состава крупного рогатого скота, решение социальных проблем.
Суммы налога за использование природных ресурсов и выбросы загрязняющих веществ полностью зачислялись в доходы местных бюджетов, за исключением налога за добычу нефти, калийной и поваренной солей, 50% которого подлежали зачислению в доход государственного бюджета. С учетом инфляционных процессов ставки экологического и земельного налогов неоднократно пересматривались. Дальнейшее развитие системы платности природопользования было определено законами Украины от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды», от 25 ноября 1993 г. «Об отходах производства и потребления», от 1 декабря 1994 г. и 23 февраля 1996г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)», постановлениями Кабинета Министров Украины об утверждении новых ставок экологического налога и лимитов добычи природных ресурсов. В соответствии с законом «Об отходах производства и потребления» предусмотрены платежи за размещение отходов в санкционированных местах (полигонах или территориях предприятий – юридических лиц) с дифференциацией в зависимости от токсичности отходов, а также промышленных радиоактивных отходов на специальных полигонах.
За воду, забираемую рыбоводными заводами и прудовыми хозяйствами, отпущенную юридическим и физическим лицам для производства продукции животноводства и растениеводства, налог взимается в размере, не превышающем 5 процентов от ставки налога, установленной для других пользователей. Сумма налога за пользование природными ресурсами, причитающаяся к уплате в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, уменьшается на сумму, исчисленную пропорционально удельному весу объема фактически выполненных работ по строительству домов (квартир) для колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий в объеме фактически выполненных работ по строительству. Порядок уплаты налога в бюджет Налог за пользование природными ресурсами исчисляется и уплачивается ежемесячно плательщиками, исходя из фактического объема добычи природных ресурсов и выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, а от объемов переработанной нефти и нефтепродуктов - нефтеперерабатывающими предприятиями. Расчеты по налогу за пользование природными ресурсами представляются налоговым органам не позднее 15 числа каждого месяца и платежи вносятся в бюджет до 20 числа месяца, следующего за отчетным.
Изменения финансового законодательства произошли во всех странах СНГ. Так, существенные изменения коснулись бюджетного законодательства. В Российской Федерации, Беларуси, Казахстане, Украине приняты специальные акты о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. Во многих странах СНГ приняты, кроме отдельных актов по видам налоговых платежей, нормативные акты об основах налоговой системы. Налоговое законодательство Беларуси, например, в основном обеспечивает вхождение ее экономики в межгосударственное сообщество,учитывая переходный период. Предусмотрено обложение прибыли предприятий, доходов от некоторых видов деятельности, добавленной стоимости во всех сферах производства, работ, услуг, введены акцизы и некоторые другие налоги. В отличие от налогов Российской Федерации несколько налоговых платежей названы иначе, например, в Беларуси введен экономический налог (налог за пользование природными ресурсами), налог на экспорт - импорт, налог на топливо, транзитный налог. Кроме того, в Беларуси введен чрезвычайный налог на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Сравнительный анализ законов о местном самоуправлении стран СНГ (РФ, Туркменистан, Кыргызстан, Беларусь, Таджикистан, Украина,Казахстан) позволяет сделать вывод, что эти законы приняты в странах СНГ на основе Закона СССР "О местном самоуправлении и местном хозяйстве" и различие их норм в области финансов не существенно.
68 81 Перечисление платежей в бюджет за счёт ссуд банков и других заёмных источников 68 90, 94, 95 Операции по кредиту счёта 68 Начисление Чрезвычайного Чернобыльского налога 08, 10, 12, 15, 20, 25, 26 и др. 68 Начисление налога за пользование природными ресурсами 20, 25, 26 68 Начисление земельного налога (платы за землю) 20, 25, 26 68 Начисление НДС, акцизов 46, 47, 48 68 Возврат средств из бюджета 51, 52 68 Удержание подоходного налога с суммы оплаты труда, доходов 70 68 Задолженность по начётам на должностных лиц за соответствующие нарушения 73 68 На суммы налогов на доходы (дивиденды) участников (учредителей) предприятия, акционеров и других получателей доходов 75, 76 68 Налог на доходы; подоходный налог с облагаемого фонда оплаты труда колхозников 81 68 Начисление налогов на прибыль, недвижимость; за превышение выбросов загрязняющих веществ, установленного объёма добычи ресурсов; штрафных санкций по налоговым платежам
Во-вторых, глава 26 НК РФ внесла изменения в финансовые отношения, возникающие в ходе реализации минерального сырья внутри страны и за рубежом (законы «О таможенном тарифе», «О естественных монополиях», «Бюджетный кодекс Российской Федерации»). Кроме того, главой 26 установлен перечень видов полезных ископаемых, добыча которых облагается налогом (ст. 342), что напрямую связано с внесением Федеральным законом от 07.08.2001 № 111-ФЗ изменений в Закон «О плате за пользование водными объектами», регулирующий порядок исчисления добываемых подземных пресных вод. Отдельные нормы, регулирующие финансовые отношения при освоении природных ресурсов, содержатся также в главе 25 «Налог на прибыль организаций» (Федеральный закон от 06.08.2001 № 110-ФЗ), также вступивший в действие с 1 января 2002г. Согласно ст. 335 главы 26 НК РФ плательщики налога за пользование природными ресурсами должны зарегистрироваться по местонахождению участка, где они ведут работы. Чтобы добывать ископаемые на территориях, находящихся под российской юрисдикцией, организация должна встать на учет в налоговых органах по своему местонахождению (ст. 335 НК РФ). Организация, которая добывает полезные ископаемые на территориях, подконтрольных разным налоговым органам, должна встать на учет в каждом из них.
Причем пополнение государственного бюджета Японии более, чем в какой бы то ни было стране Востока, зависит от налоговой политики государства. В свете этого рассмотрим вопрос устройства налоговых органов страны. 2. Налоговые органы Японии На Национальное налоговое управление (ННУ), структурно входящее в Министерство финансов как его «внешнее» ведомство, возложены все функции по начислению, сбору и пресечению случаев уклонения от уплаты всех общегосударственных прямых (подоходного, корпоративного, на наследство и дарение, землю и недвижимость) и косвенных налогов и сборов (потребительского, «алкогольного», «табачного», «бензиновых», «дорожного» и гербового). Исключение составляют лишь таможенные пошлины и корабельные сборы, относящиеся к компетенции Министерства финансов. Помимо общегосударственных в Японии взимаются также и местные налоги: префектуральные и муниципальные. К первым относятся налог на проживание в префектуре, налог с предприятий в расчете на число занятых, налог на приобретение собственности, часть акциза на табак, налог на зрелищные мероприятия, с транспортных средств, подоходный и налог на пользование природными ресурсами.
Исключение составляют лишь таможенные пошлины и корабельные сборы, относящиеся к компетенции Министерства финансов. Помимо общегосударственных в Японии взимаются также и местные налоги: префектуральные и муниципальные. К первым относятся налог на проживание в префектуре, налог с предприятий в расчете на число занятых, налог на приобретение собственности, часть акциза на табак, налог на зрелищные мероприятия, с транспортных средств, подоходный и налог на пользование природными ресурсами. Ко вторым - налог на проживание, имущественный, часть акциза на табак, налог на легкие транспортные средства, налог на земельную собственность, развитие городов и другие. Их сбором занимаются местные органы самоуправления, которые имеют свои налоговые конторы, независимые от общенациональных. При численности населения Японии в 127 млн. человек штатный состав Национального налогового управления составляет 56466 служащих. В организационном плане ННУ состоит из центрального аппарата (651 чел. -1,2%), одиннадцати региональных налоговых бюро, региональной налоговой инспекции о.
Вводится существенное упрощение порядка взимания ряда отчислений и сборов в местные целевые бюджетные фонды. Так, перечисления в целевой фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия., целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, а также сбор на содержание детских дошкольных учреждений будут осуществляться по единой ставке 2,5 процента выручки от реализации продукции. В 2000 году предоставлено право местным Советам увеличивать (уменьшать) ставки, пред оставлять индивидуальные льготы, устанавливать и изменять сроки уплаты налога на недвижимость, земельного налога, налога за пользование, природными ресурсами (экологического налога), а также предоставлять индивидуальные льготы по уплате подоходного налога о физических лиц и госпошлины, подлежащей зачислению в городской бюджет. Доходная часть бюджета сформирована с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2000 год, а также предполагаемых изменений налогового законодательства.
Индивидуальным предпринимателям следует также обратить внимание на то, что факт перехода на УСНО не освобождает их от уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (например, стоимость выигрышей и призов, дивиденды и т. п.). Тоже относится и к налогу на имущество физических лиц, т.е. с имущества, которое не используется в осуществлении предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель обязан заплатить указанный налог. Субъекты предпринимательской деятельности, применяющие УСНО, в соответствии с п. 5 ст. 346.11 , не освобождены от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных . Налоговые агенты должны вести учет выплаченных доходов, удержанных у налогоплательщиков и перечисленных в бюджет сумм налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, предоставлять отчетность о суммах исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов. Перечень налогов, сборов и взносов, уплачиваемых организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющие УСНО, приведен в таблице 1.2. Помимо налогов и сборов, приведенных в таблице 1.2. субъекты предпринимательской деятельности, применяющие УСНО, обязаны, в установленном законом порядке, уплачивать налоги за пользование природными ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы. Таблица 1.2 - Налоги, сборы и взносы, уплачиваемые субъектами предпринимательской деятельности, перешедшими на УСНО Наименование налога (сбора, взноса).
С августа 2003 года в Беларуси введено раздельное начисление обязательных страховых взносов на пенсионное страхование и социальное. Исчисление и уплата в бюджет в 2006 году экологического налога производится в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога за пользование природными ресурсами (экологического налога), утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 16.03.2005 года № 36, Законом от 31.12.2005 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по налоговым и бюджетным вопросам» . Согласно данной Инструкции начисленные суммы налога за добычу природных ресурсов и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов относятся на издержки производства, а за добычу природных ресурсов и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
3. Установить потребность предприятия в материальных, трудовых, финансовых ресурсах. Позволяет выявить структуру предприятия. Рассмотрим содержание элементов затрат. 1. Материальные затраты – в этот элемент включается стоимость приобретенного сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, энергии на основное и вспомогательное производство с учетом транспортно- заготовительных расходов. 2. Стоимость возвратных отходов, образовавшихся в процессе производства и не используемых по прямому назначению (вычитаются). 3. Плата за землю. 4. Экономический налог – налог за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды в пределах установленных норм. 2. Расходы на оплату труда 2.1. Затраты на оплату труда руководителей и специалистов, рабочих и служащих основного, вспомогательного и обслуживающего производства.
Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США и Германией при сохранении некоторых специфических российских особенностей. 1.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации Законом “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные (система налогообложения представлена в приложении 1). Федеральные налоги взимаются по всей территории России. В настоящее время к федеральным относятся следующие налоги : а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы на отдельные группы и виды товаров; в) налог на доходы банков; г) налог на доходы от страховой деятельности; д) налог от биржевой деятельности; е) налог на операции с ценными бумагами; ж) таможенные пошлины; з) отчисления из производства материально-сырьевой базы, зачисляемые в спец. внебюджетный фонд РФ; и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республик в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв, областей, обл. бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами РФ; к) подоходный налог с физических лиц; м) налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды; н) гербовый сбор; о) государственная пошлина; п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образовываемых на их основе слов и словосочетаний; с) налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте.
![]() | 978 63 62 |