![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Физкультура и Спорт, Здоровье | подраздел: | Физкультура и Спорт |
Теория и методика физического воспитания | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Бутовский познакомил Пьера де Кубертена со взглядами П. Ф. Лесгафта на физическое воспитание. Основоположник олимпийского движения проявил большой интерес к идеям русского ученого и дал им высокую оценку: «Я был восхищен совпадением наших мыслей». Изложенное позволяет сделать следующее краткое заключение. Система физического образования П. Ф. Лесгафта является одной из первых в мире научно обоснованных систем физического воспитания, будучи построенной на прочном фундаменте биологических (естественных) наук, педагогики и психологии. Многогранная теоретическая и практическая деятельность автора системы явилась важным научно-педагогическим источником, на который опирались последующая теория и методика физического воспитания. Рассмотрение физического воспитания на уровне физического образования, что осуществлено П. Ф. Лесгафтом, открыло новый этап в складывавшейся науке о физическом воспитании. Научно обосновав связь физического воспитания с умственным и эстетическим воспитанием при решающей роли нравственного, ученый тем самым одним из первых в мире поставил физическое воспитание в ряд с другими дисциплинами, преподаваемыми в школе
План. Введение Понятие о двигательных способностях Характеристика двигательных способностей Предпосылки развития двигательных способностей Возрастные особенности воспитания двигательных способностей Заключение Список использованной литературы Приложения Введение. Тема общей характеристики и возрастных особенностей двигательных способностей — одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания, психологии спортивной тренировки и спортивной метрологии. Интерес к данной проблеме не угасает вот уже более 100 лет. Сейчас попытаемся объяснить, почему мы назвали эту проблему сложнейшей. В настоящее время выделяют до восемнадцати видов выносливости человека, около двух десятков специальных координационных способностей, проявляемых в конкретных двигательных действиях (циклических, ациклических, баллистических и др.), да ещё около десятка так называемых специфически проявляемых координационных способностей: равновесие, реакция, ритм, ориентация в пространстве, способность к дифференцированию пространственных, силовых и временных параметров движений и др., плюс ещё «кучу» всевозможных видов гибкости, силовых, скоростных и других способностей.
Они выступают с лекциями, докладами и беседами по самым актуальным политическим проблемам. Совместно с Главным тренерским советом ЦСКА политотдел организует методические конференции по наиболее важным вопросам теории и методики физического воспитания как неотъемлемой части всего процесса коммунистического воспитания. На одной из таких конференций обсуждался вопрос «О воспитании и привитии спортсменам морально-волевых и деловых качеств». Своим опытом поделились начальники и старшие тренеры команд: по легкой атлетике майор Б. С. Токарев, по женскому волейболу майор М. А. Винер, по лыжному спорту майор Л. А. Латышев, политработник подполковник Г. М. Чупраков и другие. Важнейшим долгом первичных партийных и комсомольских организаций является знание спортивной специфики, умение глубоко вникать во все стороны жизни и деятельности своих команд, спортивных школ, отделов и спортивных баз. Именно таким требованиям отвечает партийная организация отдела массовых видов спорта. Члены партийного бюро В. К. Басенко, Л. А. Латышев, Н. Г. Попов, К. М. Зубков, В. И. Сорокин, Э. С. Сдобников, B. Н
Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются обязательными и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов в неделю. Программа курса этого отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально- прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её повышение.
Как правило, совокупность физических упражнений разделяют по их конкретной принадлежности к специфической, спортивной деятельности и делят на общеразвивающие (вспомогательные), специальные и основные (соревновательные) (табл. 7.1.). Таблица 7.1. Упражнения используемые, как средство подготовки борцов Более подробно методы использования средств физической подготовки для всех видов упражнений описаны в литературе по теории и методике физической культуры (Л.П. Матвеев, 1991; Теория и методика физического воспитания, 2003). Методы обучения При решении педагогических задач в обучении большое значение имеет взаимодействие преподавателя и занимающихся. Пути, по которым идет преподаватель, добиваясь решения задач обучения, называют методами обучения. Вышеперечисленные упражнения (средства) на различных этапах подготовки используются различными методами (табл. 7.2, 7.3, 7.4.). Таблица 7.2. Методы использования различных упражнений в процессе обучения борцов Таблица 7.3. Методы использования различных физических упражнений в процессе подготовки борцов (Теория и методика физического воспитания, 2003) Таблица 7.4
Учебный материал программы предусматривает решение задач физического воспитания студентов и состоит из теоретического и практического разделов. Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания. Теоретические знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на практических занятиях, а также путём самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы. Практический раздел программы содержит учебный материал для всех учебных отделений, который направлен на решение конкретных задач физической подготовки студентов. В содержание занятий всех учебных отделений включаются разделы: гимнастика, лёгкая атлетика, плавание, лыжный спорт (для бесснежных районов - марш-бросок или велосипедный спорт), туризм, спортивные игры, стрельба. В содержание практических занятий всех отделений включается также материал по профессионально-прикладной физической подготовке, который определяется каждым вузом применительно к профилирующим специальностям.
Задание можно выполнять двумя группами: одна группа учащихсявыполняет передачи, другая считает; затем группы меняются местами. Результат: Подсчитывают количество выполненных передач за 30 сек. Литература 1. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Москва 1998 2. Лях В.И. Двигательные способности школьников. Москва 2000 3. Холодов Ж. Кузнецов В. Теория и методика физического воспитания и спорта. Москва 2000
Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются обязательными и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов в неделю. Программа курса этого отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально- прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её повышение.
Указанные направления имеют достаточно глубокое научно-методическое обоснование в советской теории и методике физического воспитания и изложены в специальной, литературе. Этим определяется и структура изложения материала в данном реферате: она основана на положениях теории и методики физического воспитания, применительно к задачам ППФП вообще и студентов высших учебных заведений в частности. При разработке ППФП студентов конкретной профессии общие положения ППФП, выявленные для группы схожих профессий путем проведения социологических исследований, должны дополняться более углубленными психофизиологическими исследованиями на рабочих местах с применением методик, используемых в физиологии, психологии, гигиене труда и спортивной тренировке. Такие исследования должны носить перманентный характер, обеспечивающий накопление научного материала с учетом тех постоянных изменений, которые происходят во всех отраслях народного хозяйства под влиянием научно-технической революции. Следует отметить, что при определении содержания ППФП студентов все шире используются математические методы анализа полученных материалов. Есть все основания полагать, что более широкое применение дисперсионного, корреляционного и регрессионного методов для объективной оценки существенности значения различных компонентов в ППФП намного повысит научность подбора средств и методов для ее реализации в системе физического воспитания студентов.
Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза. Программное построение курса физического воспитания Содержание курса физического воспитания регламентируются государственной учебной программой для вузов «Физическое воспитание». Учебный материал программы предусматривает решение задач физического воспитания студентов и состоит из теоретического и практического разделов. Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания. Теоретические знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на практических занятиях, а также путём самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы.
Отличительная особенность человека — сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность). Без знании о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достнжения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни — с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения).
Для этого надо было изменить сущность самих идеалов, и можно проследить эту теоретическую трансформацию. 1963 год. В "Энциклопедическом словаре по физической культуре и спорту" термин "физическое совершенство" появился, но соответствующей статьи еще нет. 1967 год. В учебнике "Теория и методика физического воспитания" "физическое совершенство" определено как "исторически обусловленный уровень всестороннего физического развития и дееспособности, обеспечивающий возможность приспособления к условиям производства, военного дела, быта, высокую дееспособность и долголетие". Отметим продвижение в разработке понятия: идеал привязан к требованиям производства и военного дела. Эта же формула повторена в монографии "Советская система физического воспитания" (1970). 1976 год. В учебнике для вузов "Теория и методика физического воспитания" указывается, что понятие "физическое совершенство обобщает "представления о мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека по отношению к требованиям трудовой и других сфер его жизни".
Эволюция научной специальности "теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки" в педагогике Кандидат педагогических наук, доцент, главный специалист ВАК России Н.И. Загузов Развитие основных научных направлений тесно связано с совершенствованием научных специальностей, по которым осуществляется подготовка кандидатских и докторских диссертаций. Редко кто из исследователей задумывается о характере и эволюции тех или иных научных специальностей в различных отраслях научного знания. Однако история их развития своими корнями уходит в далекие 30-е годы, когда в СССР по решению Совета Народных Комиссаров впервые было принято постановление "Об ученых степенях и ученых званиях", на основании которого в СССР вводились две основные ученые степени: кандидат и доктор наук по определенным отраслям научного знания, и можно считать, что оно послужило основой для создания своеобразной и оригинальной государственной системы аттестации научных и научно-педагогических кадров в СССР, включающей в себя Высшую аттестационную комиссию при Всесоюзном комитете по высшей технической школе и ученые советы по присуждению ученой степени кандидата и доктора наук (впоследствии специализированные советы, а с 1995 года - диссертационные советы).
Отличительная особенность человека — сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность).Без знании о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достнжения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки. Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни — с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения). Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни.
Важно, чтобы классификация позволяла решать задачи ППФП, для которой прежде всего необходимо, чтобы группировка профессий явилась основой для целенаправленного подбора физических упражнений и видов спорта с целью активизации процесса обучения и совершенствования в профессии. В учебнике «Теория и методика физического воспитания» Б. И. Загорским дана классификация профессий, включающая 3 большие группы: 1. профессии с «дозировочными» движениями без осложнения экстраординарными условиями; 2. профессии, специфически осложненные внешними условиями; 3. профессии, требующие постоянного максимального и субпредельного проявления определенных физических способностей. В классификации профессий, разрабатываемой научно-исследовательским институтом профтехобразования, выделено 5 основных групп профессий: Профессии автоматизированного труда, для которых характерны повышенное внимание, быстрота принятия решения и общая гиподинамия. 1. Профессии механизированного труда и ремонта, требующие особой координации движений, характеризующиеся пребыванием в вынужденных позах. 2. Профессии ручного физического труда, требующие от работника физической силы, выносливости и координации. 3. Профессии тонких и точных работ, требующих предельной точности и высокой координации микро движений. 4. Профессии расширенного функционального труда с основными требованиями к психической устойчивости, вниманию и общей выносливости.
Данное обстоятельство давно осознано в развитых стра-нах, и физ. упр. широко исполь-зуются для поддержания и укреп-ления здоровья широкими слоями населения вне зависимости от их социального пожелания. Лечение стоит достаточно дорого, следо-вательно, людей постепенно надо доводить к осознанию того, что о здоровье, надо думать, и занима-ться им пока еще здоров. 32. Правила, организация и ТБ при проведении массовых соревнований по прыжкам и метаниям. Во время занятий по прыжкам необходимо следить: а) место приземления было хорошо подготовлено: яма для прыжков в длину должны быть достаточно глубоко вскопана и выровнена, в ней должно быть (не ниже уровня площадки разбега); б) и прыжках в высоту и с шестом поролоновые маты должны быть плотно и ровно уложены; в) места разбега и отталкивания должны быть ровными, чистыми и сухими. На занятиях по метаниям: а) не проводить встречных метаний (при невозможности располагать группы так, чтобы между ними было достаточно большое расстояние); б) строго устанавливать очередность метания снарядов; в) при метаниях диска и молота место для метания должно быть отгорожено предохранительной сеткой, а зона падения снарядов обозначена табличками; г) запрещается стоять рядом с метающим со стороны бросковой руки; брать снаряды, бросать снаряды, идти за снарядом, заходить за зону ограниченную для метания. 33. Легкая атлетика как естественно-эмпирическая основа теории и методики физического воспитания и спорта (исторический аспект).
Взаимоотношение физического развития и нравственного становления личности в процессе занятий физическими упражнениями получило научное обоснование в теории и методике физического воспитания . Традиционный путь освоения ценностей физической культуры с приоритетом физической подготовки, направленный на выполнение унифицированных программных зачетных нормативов, - это лишь базис для формирования всей системы ценностей физической культуры, которые далеко не исчерпываются только физическими кондициями молодого человека и представляют собой единство в развитии духовной и физической сфер. Однако такой подход к физическому воспитанию чаще декларируется. На деле, как доказывает практика, физическое воспитание замкнуто на двигательной деятельности, физическая культура рассматривается лишь как направленность физического воспитания на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, тем самым существенно обедняя его возможности, что в конечном итоге приводит к разрыву образования и культуры. Сам процесс физического воспитания утрачивает культурный, нравственный и одновременно предметно-содержательный смысл. Эмоционально-ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности не формируется спонтанно и не наследуется.
Положительные результаты не заставили себя ждать. В течение 1998-2004 гг. среди учащихся не наблюдалось ни одного случая токсикомании и наркомании, заметно снизилась заболеваемость, повысился индекс здоровья. Очень важную роль в достижении этих результатов сыграла физическая культура. В школе с полной нагрузкой работают два игровых спортивных зала, несколько тренажерных залов и стадион, в которых занимаются не только учащиеся, но и их родители, а также молодежь микрорайона. Остановимся на научно-теоретическом направлении работы. Обстоятельства сложились так, что в нашем докторском диссертационном совете, функционирующем с 1998 г., объединены две специальности : 13.00.01 - "Общая педагогика, история педагогики и образования " и 13.00.04 - "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры" . Поначалу явственно сказывались определенные различия в оценках, подходах, исследовательском аппарате. Однако довольно быстро произошло сближение стратегических ориентиров, была принята гуманистическая концепция культурологического подхода к образовательной сфере "физическая культура" (М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, Л.И. Лубышева и др.), основанная на интеграции естественно-культурных и социально-культурных направлений в развитии человека.
![]() | 978 63 62 |