![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Охрана природы, Экология, Природопользование |
Особо охраняемые природные территории как фактор регионального развития | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Традиционное природопользованиеP исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. С учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории признаны законодателем особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения. Соответственно уровню их значимости данные территории образуются решениями Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Размеры территорий традиционного природопользования определяются с учетом следующих условий: поддержания достаточных для обеспечения возобновляемости и сохранения биологического разнообразия популяций растений и животных; возможности осуществления лицами, относящимися к малочисленным народам, различных видов традиционного природопользования; сохранения исторически сложившихся социальных и культурных связей лиц, относящихся к малочисленным народам; сохранения целостности объектов историко-культурного наследия
Не многие из отечественных туристов готовы потратить средства, время и силы на защиту окружающей среды. Применительно к российской действительности именно развитие внутреннего и въездного экотуризма на базе имеющейся сети особо охраняемых природных территории, и особенно национальных парков, имеет большие экономические перспективы и может стать важной основой для привлечения в регионы дополнительных финансовых потоков. Хотя российское законодательство специально не раскрывает понятие экологического туризма, на особо охраняемых природных территориях следует планировать развитие именно экотуризма, то есть: обращенного к природе; не наносящего существенного ущерба природной среде; нацеленного на экологическое просвещение; заботящегося о сохранении местной социокультурной среды; обеспечивающим устойчивое развитие районов, где он осуществляется. В Центральной России найдется немало привлекательных для экотуристов мест. Это, например, Центральный лесной государственный биосферный заповедник, расположенный на западе Тверской области - у Валдайской возвышенности.
Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации. 2.PПодготовка схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации может осуществляться применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации или к ее частям. 3.PСхемы территориального планирования субъектов Российской Федерации могут включать в себя карты (схемы) планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе: 1)Pобъектов энергетических систем регионального значения; 2)Pобъектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; 3)Pлинейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – сохранившиеся до наших дней острова живой природы, которые имеют важное значение как места обитания видов растений и животных Красной Книги Самарской области. В границах ООПТ расположены эталонные природные сообщества: например, восстановившиеся после рубок леса, нераспаханные степи, водно-болотные комплексы. Эти ценные природные территории играют важную роль в поддержании экологического равновесия всего региона. На территории Самарской области образуются особо охраняемые природные территории федерального, регионального (областного) и местного значения в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения Самарской области. Категории и виды особо охраняемых природных территорий определяются органами исполнительной власти Самарской области и органами местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством .
PНа картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются: 1)Pграницы поселения, городского округа; 2)Pграницы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа; 3)Pграницы земель сельскохозяйственного назначения, границы земель для обеспечения космической деятельности, границы земель обороны и безопасности, границы земель иного специального назначения, границы земель лесного фонда, границы земель водного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения; 4)Pсуществующие и планируемые границы земель промышленности, энергетики, транспорта, связи; 5)Pграницы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон; 6)Pграницы территорий объектов культурного наследия; 7)Pграницы зон с особыми условиями использования территорий; 8)Pграницы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения либо на которых размещены объекты капитального
Подчеркнем, что сегодняшняя задача промышленно-экологических исследований как раз и состоит в развитии междисциплинарных подходов, в интеграции методов, характерных для оценки воздействия на окружающую среду и оценки риска (предсказательных и превентивных по сути), экологического мониторинга и химии окружающей среды (позволяющих оценить адекватность предсказаний, эффективность природоохранных мероприятий, особенности миграции и трансформации веществ в окружающей среде), более чистого производства (включающего главным образом технологические и технические аспекты предотвращения загрязнения и рационального использования ресурсов) и экологического менеджмента, направленного на минимизацию отрицательного воздействия промышленного производства на окружающую среду. Литература 1. Our commo fu ure/World Commissio o E viro me a d Developme . — Oxford, ew York: Oxford U iversi y Press, 1987. 2. Федеральный Закон “Об особо охраняемых природных территориях” от 14.03.95 № 33-ФЗ // М.: Москоприрода, Экологический вестник Москвы, №48, 1995. 3. Гусева Т.В., Макаров C.В., Хачатуров А.Е., Хотулева М.В., Цевелев В.Н. Возможности применения в Российской Федерации международного опыта развития экологически эффективного бизнеса / Цивилизованный бизнес как фактор устойчивого развития. — М.: Ноосфера, 1999. — С. 418-431. 4. Хачатуров А.Е., Гусева Т.В. Кретов И.И., Панин Ю.А. Экологический маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — № 4.— с. 23-30. 5. Гусева Т.В., Хачатуров А.Е., Макаров С.В., Заика Е.А., Хотулева М.В. Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности. — М.: СоЭС, 1999. — 75 с.
Зародышевое развитие животных (оплодотворение, дробление, гаструляция, нейруляция). Постэмбриональное развитие животных. Метаморфоз. Экология и рациональное природопользование Общие закономерности воздействия экологических факторов на живые системы и их ответные реакции. Популяция и сообщество (биоценоз): определение, характеристика, структура. Экосистема и и биогеоценоз: определение, сходство и различие. Экологические пирамиды. Причины ограниченности количества трофических уровней в пищевых цепях. Биогеохимическая концепция биосферы: определение биосферы, компоненты и границы. Функции живого вещества. Формы охраны природы. Особо охраняемые природные территории. Характеристика фауны Ростовской области (состав, распределение, значение) и ее сохранение (особо охраняемые природные территории, . Донское постоянное запретное рыбное пространство. Эколого-географические проблемы Азовского моря. Памятники природы с разным режимом использования. Меры по оптимизации природопользования в области. Проблема экологически устойчивого развития биосферы.
В наше время большинство туристов отдают предпочтение именно экологическому туризму, о чем свидетельствуют растущая популярность пеших экскурсионных маршрутов и увеличение посещаемости привлекательных в природном и культурном отношении мест. Для развития экологического туризма требуются значительные и разнообразные ресурсы. Ресурсами экологического туризма являются не только природно-климатические факторы (рельеф, водные объекты, флора и фауна, уникальные и просто интересные природные участки), но и историко-культурные достопримечательности, находящиеся в непосредственной связи с природной средой. Поэтому к экологическим ресурсам можно причислить материальную и духовную культуру населения региона, исторические, археологические, культурные памятники. Особо охраняемые природные территории являются наиболее важным звеном в развитии экологического туризма, так как имеют целый ряд преимуществ: располагаются в наиболее живописных, привлекательных, интересных с познавательной точки зрения местах; обладают сложившейся системой обслуживания туристских групп; располагают определенной инфраструктурой и подготовленным персоналом.
В условиях недофинансирования природоохранной деятельности важными методами экономического регулирования являются институты экологического страхования и сертификации, а также экоаудита, представляющие собой связующий рычаг в отношениях между природопользователями и органами государственного управления. Необходимо способствовать их развитию. Одним из факторов, обеспечивающих устойчивое экологическое развитие республики, являются особо охраняемые природные территории. Необходимо продолжить работу по выявлению и организации новых особо охраняемых природных территорий в республике. В то же время, учитывая ограничение финансовых ресурсов, необходимо содействовать внедрению элементов самофинансирования особо охраняемых природных территорий. Учитывая первостепенную важность формирования экологического сознания населения, необходимо активизировать в средствах массовой информации республики пропаганду здорового образа жизни, бережного отношения к окружающей природной среде, способствовать развитию системы всеобщего непрерывного экологического образования.
Концепция реализации данных мероприятий: 3.1.1. Основными задачами системы информационно-туристских центров должны стать: сбор информации о возможных местах проживания туристов и рекреантов, в том числе и в индивидуальном секторе; сбор информации и классификация мест проживания и отдыха туристов; информирование туристов о достопримечательностях, условиях проезда, возможностях проживания и рекреации в различных зонах районах ской области; разработка планов развития определенных территорий и содействие их реализации; размещение наружной рекламы достопримечательностей ской области; разработка и продвижение турпродуктов, пакетов программ местных компаний на российской и международном уровнях; содействие созданию на территории области единой региональной системы особо охраняемых природных территории (ООПТ) и рекреационных зон, а также аналогичной системы по охране и рациональному использования памятников истории и культуры; создание и ведение статистического учета автоматизированного кадастра туристических территорий ской области (представляющего собой составную часть земельного кадастра) и паспорта туристско-рекреационных округов и территорий; ежегодное проведение социологических и маркетинговых исследований в сфере туризма, результаты которых доводятся до туристских фирм, работающих на территории ской области.
Более обоснованным представляется при разработке экологических программ региона использование категории качества жизни и выявление его экологической составляющей. Анализ состояния населения, оказавшегося под негативным воздействием факторов природной среды, и социально-экономических условий их проявления, позволяет оценить уровень качества жизни для населенных пунктов в целом и его внутригородскую дифференциацию. Создаются системы особо охраняемых природных территорий как основы для поддержания естественной динамики экосистем и их естественного эволюционного процесса. Такие системы должны рассматриваться в качестве основополагающей задачи в современных условиях для экологического мониторинга за состоянием природной среды. 2. Изменения в геополитической стратегии развития регионов. Внутренние регионы России не видят особой необходимости сообщаться между собой или с другими странами через посредничество центра. Например, возникают такие образования как Сибирское соглашение. В результате специфика геополитического положения Западной Сибири может определяться рядом таких географических факторов как богатство сырья; центральное положением в стране, наличие протяженной дружественной государственной границы, соседство с депрессивными или слабо освоенными экономическими районами.
Памятники природы могут иметь федеральное или региональное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов. Kaк и заказники, эта категория особо охраняемых природных территорий наиболее распространена на региональном уровне, памятников природы федерального значения в России всего 28 общей площадью 19,351 тыс. га. По состоянию на 1 января 1999 г. под охраной органов лесного хозяйства находилось 2920 памятников природы и заказников. Памятники природы выделены на площади 1058 тыс. га, заказники – на площади 9691 тыс. га. Распределение памятников природы и заказников в лесном фонде по профилю представляются в следующем виде: памятники природы биологические – 40%, гидрологические – 25%, геологические – 4%, комплексные – 31%, заказники биологические – 14%, гидрологические – 8%, комплексные – 78%. В памятниках природы и заказниках, находящихся под охраной органов лесного хозяйства, установлен и поддерживается режим невмешательства в процессы естественного развития природных сообществ, исключающий проведение рубок главного пользования, а в отдельных случаях и рубок ухода. 2.3 Природные парки Природные парки регионального значения – относительно новая категория особо охраняемых природных территорий России.
Выброшено вредных веществ, тысяч тонн Формальдегид ДСП, ДВЛ (древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты), мастики, пластификаторы, шпаклевка, смазки для бетонных форм и др. Фенол ДСП, линолеумы, мастики, шпаклевка. Стирол Теплоизоляционные и отделочные материалы на основе полистиролов. Бензол Мастики, клеи, герлен, линолеумы, цемент и бетон с добавлением отходов, смазка для бетонных форм. Ацетон, этилацетат, Лаки, краски, клеи, шпаклевка, мастики, смазка для этилбензол бетонных форм, пластификаторы для бетона. Гексаналь Костный клей, цемент с добавкой, смазка для бетонных форм. Пропилбензол Клей АДМК, линолеум ЛТЗ-33, мастика ВСК, мастика 51-Г-18, шпаклевка “Строитель”. Хром, никель Цемент, бетон, шпаклевки и другие материалы с добавлением промотходов. Кобальт Красители и строительные материалы с добавлением промотходов. Приложение 6 Основные типы экологических преступлений Э К О Л О Г И Ч Е С К И Е П Р Е С Т У П Л Е Н И Я Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ ст. 246 Нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами ст. 247 Загрязнение вод ст. 250 Загрязнение атмосферы ст. 251 Порча земли ст. 254 Нарушение правил охраны и использования недр ст. 255 Нарушение правил охраны рыбных запасов ст. 257 Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ ст. 259 Уничтожение или повреждение лесов ст. 261 Загрязнение морской среды ст. 252 Нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне ст. 253 Незаконная добыча водных животных и растений ст. 256 Незаконная охота ст. 258 Незаконная порубка деревьев и кустарников ст. 260 Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов ст. 262 Примечание Словарь 1. Ноосфера (от греч. oos – разум и сфера), новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.
Природно-ресурсный потенциал России (13% мировых запасов нефти, 34% газа, 12% угля, 27% железных руд) принципиален для развития мировой экономики. И, в то же время, следует учитывать, что его большая часть находится на неосвоенных территориях. На территории России 80 лет формируется система охраняемых природных территорий, включающая все зоны и основные горные массивы. Экосистемы сохраняются в 100 заповедниках, 35 национальных парках, 4000 заказниках федерального и регионального значения и на других охраняемых территориях. Общая площадь особо охраняемых природных территорий превышает 117 млн. га (5, 5% всей территории страны). Такие уникальные экосистемы, как “Девственные леса Коми”, “Озеро Байкал”, “Золотые горы Алтая”, “Вулканы Камчатки”, многие редкие виды растений и животных занесены в Список объектов Всемирного Природного Наследия. Из российских заповедников – 22 имеют мировой статус биосферных резерватов, 8 – находятся под юрисдикцией Конвенции о водно-болотных угодьях, 4 – имеют диплом Совета Европы, 3 – входят в состав международных трансграничных сетей особо охраняемых территорий.
Интеграция особо охраняемых природных территорий в социально-экономическое развитие регионов Существующее в настоящее время в Российской Федерации и Казахстане природоохранное законодательство не способствует формированию ответственности за особо охраняемые природные территории у местного населения. Это связано с тем, что положение об объектах природно-заповедного фонда не только не предусматривает вовлечение местного населения в процесс управления, но и ущемляет интересы местных жителей. Вместе с тем, создание новых природных резерватов, особенно в районах интенсивного сельскохозяйственного освоения, требует использование опыта, знаний, традиций природопользования коренных жителей. Учитывая специфику степного ландшафта, который сформировался при участии копытных животных, в том числе домашнего скота, задачи степных природных резерватов изначально соответствуют интересам местных жителей, заботящихся о сохранении высокой продуктивности и устойчивости степных ландшафтов. Таким образом, предлагаемая стратегия развития сети объектов природно-заповедного фонда нацелена на их интеграцию в социально-экономическое развитие степных регионов и является частью единой региональной программы сбалансированного природопользования.
В первой главе «История развития Лахтинской заповедной зоны» рассказано о предыстории образования Юнтоловского заказника и первых проектах охраняемых территорий. Во второй главе «Характеристика Юнтоловского регионального комплексного заказника » рассмотрены основные его аспекты: геологическое строение и рельеф, климат и воды, почвенно-растительные покровы и животный мир. В третьей главе «Проблемы Юнтоловского заказника» рассмотрены основные проблемы, характерные заказнику, и предложены некоторые варианты их решения. В заключении сформулированы основные выводы по исследуемой проблеме. В библиографии указаны научные труды по вопросам ООПТ, представленные в классических и современных исследованиях зарубежных и отечественных ученых, а также научные работы в области экологии. Терминологический базис. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)- участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Следует подчеркнуть, что действующее законодательство дает право на выявленных и зафиксированных в принятых схемах развития и размещения охраняемых природных территорий или территориальных схемах охраны природы территориях ограничивать хозяйственную деятельность. Это важная гарантия их сбережения и защиты. Решение об этом принимают органы государственной власти субъектов Федерации. Для защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут быть созданы охранные зоны или округа с регулируемым в интересах охраны режимом хозяйственной деятельности. Особо охраняемые территории могут иметь федеральное, региональное, местное значение и соответственно быть собственностью федеральной, субъектов Федерации и муниципальных образований. Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной политики. Предусматривается расширение площадей этих территорий до 3% площади Российской Федерации.
Национальные парки являются одной из важнейших категорий особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и основных организационных форм охраны культурных ландшафтов в России. Культурные ландшафты российских национальных парков, зачастую занимающих наиболее ценные в природном и историко-культурном плане территории страны, являют собой пример уникальных природно-культурных территорий и представляют несомненную ценность для развития регулируемого туризма (в основном в форме экологического и эколого-культурного туризма). К особенностям российских национальных парков следует отнести то, что: предоставленные им земли являются федеральной собственностью и относятся к землям природно-заповедного фонда; их территории могут включать в себя земли других собственников и пользователей, не изъятые из хозяйственного использования; они управляются федеральными органами власти, финансируются из федерального бюджета, имеют свой штат; территория каждого национального парка делится на функциональные зоны с характерными для них режимами охраны и использования природных ресурсов; каждый национальный парк имеет положение, утверждаемое на федеральном уровне, определяющее его конкретные цели, задачи, режим, территориально-административную структуру; режим использования земель, не изъятых из хозяйственного использования, определяется отдельным положением, утверждаемым на федеральном уровне по согласованию с региональными органами власти; с национальными парками согласовываются проекты развития населенных пунктов, находящихся в его границах; в границах национальных парков запрещена приватизация земельных участков, национальные парки пользуются приоритетным правом их приобретения; национальные парки, являясь некоммерческими организациями, осуществляют приносящую доходы хозяйственную и иную деятельность, не противоречащую возложенным на них задачам.
![]() | 978 63 62 |