![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Охрана природы, Экология, Природопользование |
Правовое регулирование пользования животным миром | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Рыболовство Отношения в области рыболовства и охраны водных беспозвоночных, рыб и морских млекопитающих регулируются соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Статья 43. Добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства Добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, допускается только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания. Порядок добывания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, определяется настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Статья 44. Пользование животным миром в научных, культурно — просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях Пользование животным миром в научных, культурно — просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях посредством разных форм наблюдения, мечения, фотографирования и иных методов исследования без изъятия объектов животного мира из среды обитания допускается без специального разрешения и бесплатно, если эти методы не наносят вреда животному миру или среде его обитания и не нарушают прав пользователей животным миром, другими природными ресурсами, а также прав собственников земель, землевладельцев, землепользователей, владельцев лесного фонда, за исключением случаев, когда такое пользование запрещено
Государственное управление в области эколого-правового режима пользования животным миром осуществляется Советом Министров РФ, местной администрацией, а также специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира и иными государственными органами.Специально уполномоченными органами являются: по наземным животным и птицам - Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РФ (Главохота РФ), по рыбным запасам - министерства рыбного хозяйства республик, их органы рыбоохраны. Функции управления эколого-правовым режимом пользования животным миром следующие: государственный учет животных и их использование, государственный кадастр животного мира; планирование мероприятий в области охраны и использования животного мира; государственный контроль за охраной и использованием животного мира; разрешение споров, связанных с пользованием животным миром. Для обеспечения охраны и организации рационального использования животного мира ( ст. 31 Закона) проводится государственный учет животных и их использования и ведется государственный кадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о географическом распространении видов (групп видов) животных, их численности, характеристики необходимых им угодий, современного хозяйственного использования животных и другие необходимые данные.
Положения, имеющие значение для охраны животного мира, включены также в Земельный, Водный и Лесной кодексы. Федеральный закон «О животном мире» и конкретизирующие его нормативные правовые акты регламентируют цели, последовательность, порядок установления системы запретов и ограничений на использование объектов животного мира; систему требований к хозяйственной деятельности и гарантирующие их санкции; режимы особо охраняемых природных территорий; разрешительный порядок акклиматизации и гибридизации новых для РФ объектов животного мира, а также содержание и разведение животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания; требования к обращению с агрохимикатами и другими средствами в сельском и лесном хозяйстве, а также систему предотвращения заболеваний и гибели объектов животного мира при нарушении карантинных, ветеринарных и иных правил борьбы с заразными болезнями; ведение научных исследований; перемещение объектов животного мира через границу РФ и другие вопросы. Второй блок законодательства об охране животного мира составляют указы Президента РФ, регулирующие охрану биоресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ и другие отношения, возникающие в связи с пользованием животным миром
Тобольский факультет заочного обучения Тюменского юридического института МВД России КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по: Экологии тема: Эколого-правовой режим пользования животным миром Вариант № 8 Выполнил: слушатель Корушев Иван Николаевич, 2 группа 1 курс. Служебный адрес: 6629850 ЯНАО, Пуровский район, п. Тарко-Сале, ул. Клубная д.2. тел. (297) 6-13-68 Зачетная книжка № 1578. г. Тобольск 2000 год. План работы: 1. Животный мир как объект эколого-правового режима. Право пользования животным миром и его виды. 2. Правовая охрана животного мира. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира. 3. Практическое задание. Животный мир как объект эколого-правового режима. Объектом использования и охраны выступают лишь дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свобод на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие территорию страны. Не являются таким объектом сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей.
Здесь запрещено пользование животным миром и установлена более строгая ответственность. Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных учреждаются Красная книга РФ, Красные книги субъектов РФ. 63. Право собственности и право пользования животным миром В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» животный мир на территории РФ является государственной собственностью (федеральной или субъектов РФ) – достоянием всех ее народов. Согласно ст. 4 Закона РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормами международного права. Объектами федеральной собственности являются: – редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, а также занесенные в Красную книгу РФ; – обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения; – населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ; – подпадающие под действие международных договоров РФ; – отнесенные к особо охраняемым видам, ценным в хозяйственном отношении; – естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу «Экологическое право» Содержание 1 Право природопользования. Его содержание и виды (платность, лицензирование и лимитирование природопользования) 2 Животный мир как объект эколого-правового регулирования. Виды пользования животным миром Список использованных источников 1. Право природопользования. Его содержание и виды (платность, лицензирование и лимитирование природопользования) Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Институт права природопользования занимает одно из центральных мест в системе экологического права. Он представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей. Право природопользования классифицируется на виды по нескольким основаниям1. В зависимости от того, какие природные ресурсы являются объектами права природопользования, выделяются землепользование, водопользование, лесопользование, недропользование, пользование животным миром и др.
Отсюда содержание природопользования включает три его формы: экономическая (ведущая), экологическая и культурно-оздоровительная. Формы природопользования осуществляется в двух видах общего и специального природопользования. Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникших как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т. д.). Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов, подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными, птицами, рыбными запасами, использование атмосферного воздуха). Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслями природоресурсных законов Российской Федерации: Земельный кодекс, Закон о недрах, Закон об использовании и охране животного мира, Закон об охране атмосферного воздуха. А. Шейнгауз считает, что природопользование – это практическая деятельность, связанная либо непосредственным использованием природных ресурсов и условий территориальных комплексов, либо воздействием на них, которые заключаются не только в вовлечении этих ресурсов и усилий в экономики эффективное производство, но и предусматривает их восстановление и преобразование.
Международно-правовые документы: 1.Всеобщая декларация прав человека 1948 года. 2.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года. 3.Европейская социальная хартия 1961 года. Конституция РФ: - право частной собственности на землю ( ст.36); - право каждого на благоприятную окр. среду ,достоверную информацию о ее сос- тоянии,на возмещение ущерба,причиненного здоровью или имуществу экологически- ми правонарушениями(42); - право каждого на труд в условиях,отвечающих требованиям безопасности и гигиены(37); - право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь(41); - право на природопользование. 3. Правовое регулирование права природопользования. Формы природопользования «Земельный,Водный,Лесной кодексы,ФЗ «Онедрах», «О животном мире» и др. Совокупность норм,регулирующих отношения по использованию природных богатств образуют правовой институт права природопользования. Классификация видов (форм) природопользования1 по критерию «объекта природы» Различают: 1. право землепользования; 2. недропользования; 3. водопользования; 4. пользования атмосферным воздухом; 5. лесопользования; 6. пользования растительным миром вне лесов; 7. пользования животным миром.
Правовые меры по охране животного мира состоят: в разработке, принятии и применении законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих охрану и пользование животным миром; в установлении лимитов использования животного мира, а также стандартов и нормативов охраны и использования животного мира и среды их обитания, в первую очередь редких и исчезающих видов (Красная книга РФ и другие аспекты), а также для регулирования охраны особых территорий (заповедников, заказников, национальных парковых и иных); в установлении системы мер юридической ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира и среды его обитания; проведении правореализационной и правоприменительной деятельности в области охраны и использования животного мира и среды его обитания; правовом воспитании и профилактике нарушений.
Без осуществления таких мер запрещается выжигание сухой растительности, хранение материалов, сырья и отходов производства. В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая ответственность, несовместимая с целями заповедывания. Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не допускаются. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях, специально уполномоченные на то государственные органы по охране и регулированию использования животного мира должны принимать меры к созданию необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска на свободу в научно-исследовательских целях, для создания и пополнения зоологических коллекций допускается по особому разрешению, выдаваемому специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира.
При производстве производственных процессов в целях сохранения среды обитания рыбы и иных водных животных применяются «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных ма-гистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. § 3. Незаконная охота. Неотъемлемой частью природной среды являются дикие животные (звери и птицы) находящиеся в состоянии естественной свободы. Сохране-ние популяций животных уголовно-правовыми методами является основной целью статьи. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и каче-ства получаемой продукции, составляется специально уполномоченным и федеральными органами по согласованию с органами исполнительной вла-сти субъектов Федерации, и утверждается Правительством. Количество нормативно правовых актов, регулирующих вопросы охо-ты достаточно велик: постановления Правительства РФ «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» от 27 декабря 1996 г. , «О пра-вилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996 г. , распоряжение Правительства РФ «Об установлении предельных размеров платы за пользо-вание дикими животными по разрешениям (лицензиям) на их добычу от 19 июня 1994 г. и др. Коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежа-щие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приори-тетное пользование животным миром на территориях традиционного рассе-ления и хозяйственной деятельности.
При производстве производственных процессов в целях сохранения среды обитания рыбы и иных водных животных применяются «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. § 3. Незаконная охота. Неотъемлемой частью природной среды являются дикие животные (звери и птицы) находящиеся в состоянии естественной свободы. Сохранение популяций животных уголовно-правовыми методами является основной целью статьи. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным и федеральными органами по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации, и утверждается Правительством. Количество нормативно правовых актов, регулирующих вопросы охоты достаточно велик: постановления Правительства РФ «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» от 27 декабря 1996 г., «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996 г., распоряжение Правительства РФ «Об установлении предельных размеров платы за пользование дикими животными по разрешениям (лицензиям) на их добычу от 19 июня 1994 г. и др. Коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности.
Это: экономическое регулирование механизма охраны окр. среды; ответственность за экологические правонарушения и возмещение вреда причиненного экологическим правонарушением. Закон создал объективную предпосылку для формирования основных институтов активно развивающегося экологического права. Право природопользования. Принципы. Система норм контролирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Право природопользования распределяется на виды право: землепользования; недропользования; водопользования; пользования атмосферным воздухом; лесопользования; пользования растительным миром вне лесов; пользования животным миром. К основным принципам права природопользования относятся: рациональное природрпользование; экосистемный подход к регулированию природопользования; целевой характер пользования природными ресурсами; платность специального природопользования. Например. Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования тесно связан с принципом рационального использования природных ресурсов.
В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по экологическому праву регламентируется ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды ». Она предусматривает, что за экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую в соответствии с названным законом и иными законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов. Статьей 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР субъекты федерации, в частности, наделены правом устанавливать административную ответственность за нарушение: правил охоты и рыболовства; правил осуществления других видов пользования животным миром; решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, правил по карантину животных; ветеринарных правил. В соответствии со ст. 71, 72 Конституции РФ принятие норм уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского права относится к ведению Российской Федерации.
Предупреждение и своевременное выявление нарушений и нарушений Правил охоты и других требований охотничьего законодательства, правильное применение установленных мер административного воздействия, а также умение правильно организовать охрану госохотфонда и борьбу с браконьерством, имеет важное значение в деятельности по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием животного мира. (Улитин А.А. 1987 г.) Основными формами борьбы с браконьерством являются: – выявления случаев совершения нарушений правил охоты и лиц их совершивших и принятие к ним мер общественного, административного, правового либо уголовного и материального воздействия (Краев Н.В. 1999 г.); – совершенствование законодательства по охране и регулированию использования животного мира (Краев Н.В., Краева В.Н. 2001 г.); – массово-разъяснительная и воспитательная работа по профилактике охотнарушителей. В зависимости от региональных условий существует много методов и способов борьбы с браконьерством: – маршрутный метод охраны угодий, представляющий собой выход, выезд или вылет бригады по заранее разработанному плану в определенные охотничьи угодья для их охраны, как в дневное, так и в ночное время.
На практике эти направления остаются пока, за некоторыми исключениями, не реализованными. Некоторые меры и принципы экономического стимулирования рационального природопользования, восстановления и охраны природных ресурсов предусмотрены природоресурсным законодательством. Вопрос №4.Понятие и принципы права природопользования, его виды. В природоресурсном законодательстве и доктрине права окружающей среды выделяется ряд классификаций видов природопользования. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы. Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды: • право землепользования, • право недропользования, • право водопользования, • право пользования атмосферным воздухом, • право лесопользования, • право пользования растительным миром вне лесов, • право пользования животным миром. Основной считается правовая классификация видов природопользования по целевому назначению. Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природнрго ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей.
Решение о прекращении пользования животным миром может быть обжаловано в суд в установленном порядке. Какова структура экономического регулирования охраны и использования объектов животного мира? Экономическое регулирование охраны и использования животного мира включает: — учет и экономическую оценку объектов животного мира; — экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром; — бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира; — экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира; — целенаправленное использование средств, полученных от реализации конфискованных орудий незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном за- конодательством Российской Федерации, а также добровольных взносов граждан и юридических лиц. Какова система экономического стимулирования охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира? Экономическое стимулирование указанной деятельности включает: - установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания; - предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира; - премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства об охране и использовании животного мира.
В связи с изложенным, усиливается в целом наказуемость экологических преступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности в зависимости от характера и опасности содеянного, его последствий, личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкция уголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда, причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека. «Раньше в УК преобладали нормы, предусматривавшие ответственность за незаконное завладение природными ресурсами, тогда как число норм об ответственности за гораздо более опасные деяния, состоящие в причинении вреда природной среде и здоровью человека, было незначительно, да и те практически не применялись». Например, «в последние годы за рыбное браконьерство привлекается около 46% лиц от числа совершивших экологические преступления за год, за незаконную охоту - 24,1%, за незаконную порубку леса - 25,8%, а по делам о загрязнении водного и воздушного бассейнов они составляют всего 1,77%. Ранее доля лиц, привлекаемых за эти преступления, была еще меньше». Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП) правоохранительные органы, в частности, наделены правом устанавливать административную ответственность за нарушение: правил охоты и рыболовства; правил осуществления других видов пользования животным миром; решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; правил по карантину животных; ветеринарных правил.
![]() | 978 63 62 |