телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАЭлектроника, оргтехника -30% Видео, аудио и программное обеспечение -30% Всё для хобби -30%

все разделыраздел:Философия

Философские аспекты взаимоотношений человека и природы в условиях глобального экологического кризиса

найти похожие
найти еще

Наклейки для поощрения "Смайлики 2".
Набор для поощрения на самоклеящейся бумаге. Формат 95х160 мм.
19 руб
Раздел: Наклейки для оценивания, поощрения
Ручка "Помада".
Шариковая ручка в виде тюбика помады. Расцветка корпуса в ассортименте, без возможности выбора!
25 руб
Раздел: Оригинальные ручки
Пакеты с замком "Extra зиплок" (гриппер), комплект 100 штук (150x200 мм).
Быстрозакрывающиеся пакеты с замком "зиплок" предназначены для упаковки мелких предметов, фотографий, медицинских препаратов и
148 руб
Раздел: Гермоупаковка
Изменения климата, природные катаклизмы больше влияли на жизнь людей, чем жизнедеятельность последних на природу. С того времени, как человек "нарушил" закон природной эволюции, вышел из его подчинения, нашел путь развития, отличный от пути развития других живых организмов, начинается социоестественная история- история взаимоотношения двух суверенных начал: общества и природы. В целом можно выделить следующие этапы взаимодействия природы и общества:(5) 1. Доисторический (доцивилизационный), когда имеет место неосознанное сотрудничество, а противостояние носит неантогонистический характер; 2. Исторический (цивилизационный, современный). Для этого этапа отличительны: нарастание конфронтационных, антагонистических отношений между природой и обществом; производящая деятельность, ведущая к уничтожению естественной среды обитания, быстрой смене естественных ландшафтов антропогенными, постепенное осознание гибельности конфронтационных отношений. 3. Постисторический, постцивилизационный (будущий). Предполагает наличие альтернативы: либо экологическая катастрофа планетарного масштаба, либо полная перестройка философской основы взаимоотношений Природы и Человека. Последний путь и будет предметом рассмотрения II части данной работы. Итак, на данном этапе мы имеем цивилизацию технократического типа, основные приоритеты которой нацелены на дальнейшее расширение власти над природой без учета возможных последствий; систему "ЧеловекПрирода", в которой стрелки резко смещены в сторону преобразующей деятельности человека. С эпохи Возрождения, когда человек был поставлен в центр мироздания, а Природа низвержена до его служения, исподволь складывался тип технократического мышления. С зарождением промышленной революции и индустриализма складывалась соответствующая совокупность представлений о месте и роли человека в природе и обществе. Постепенно наиболее развитые научные представления физических наук, особенно механики, легли в основу не только физической картины мира, но и стали ядром мировоззрения. Это механистическое мировоззрение было, прежде всего, антропоцентрическим. Оно фактически допускало вседозволенность человеческой деятельности в природе. В то же время, будучи сугубо механистическими, оно фактически игнорировало нравственный аспект в социальной и экологической практике. Человек, усвоивший мировоззренческие представления индустриальной эпохи, весьма схематично- механистически представлял себе социально- исторический процесс общественного и социоприродного развития, их эволюцию он оценивал с точки зрения количественных трансформаций, забывая о возможности качественных изменений. Догматичность механистического мировоззрения сдерживала поиски новых подходов к осмыслению теории и практики взаимодействия природы и общества, а консервация индустриального типа развития общества, в свою очередь, обуславливала живучесть старых мировоззренческий ориентиров. Философское обоснование этой сложившейся системы (в упрощенном варианте) таково: Человек в большинстве рассматривается как внеприродный объект, Природа- как неодушевленный склад ресурсов и богатств, которые можно и должно использовать в соответствии с волей и желанием Человека.

Современное отношение и к этому течению вообще, и к учению Федорова в частности далеко не однозначно. Ряд ученых и философов считали подобные идеи не более чем утопией, никоим образом не воплотимой в реальной жизни. Однако нужно отметить, что анализ подобных учений с точки зрения только исключительно рационалистической, попытка уложить идеи русского космизма в прокрустово ложе "рационального подхода" не оправдывают себя изначально. Несмотря на кажущийся утопизм и религиозный характер, течение русского космизма содержит в себе достаточно интересных идей, которые, конечно, нужно критически осмыслить и развивать, применительно к условиям современного общества. Несмотря на появление представлений о единстве Природы и Человека, их взаимообусловленности, эти два мира в сознании ученых XIX века еще не были взаимосвязанными. Таким связующим звеном сказалось учение о ноосфере, которое начало формироваться В.И.Вернадским в начале нынешнего столетия. К 1900г. им был подытожен опыт многолетних исследований. В результате возникла новая научная дисциплина: биогеохимия. В книге с таким же названием Вернадский развернул широкую программу эволюции биосферы с момента ее возникновения и до настоящего времени. Создание биохимии естественно поставило новый вопрос - вопрос о месте Человека в этой картине общепланетарного развития. И Вернадский дал на него ответ. Уже в первые годы XIXв. он начал говорить о том, что воздействие Человека на окружающую природу растет столь быстро, что не за горами то время, когда он превратится в основную геологообразующую силу. И, как следствие, он необходимо должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие природы. Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными. Биосфера перейдет однажды в сферу разума - ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты сделается направленным - направляемым силой разума. С термином "ноосфера" не все так просто: однозначное толкование его отсутствует. В целом так принято называть часть биосферы, которая оказывается под влиянием человека и преобразуется им. Из этого некоторые авторы делают вывод, что переход биосферы в ноосферу означает лишь постепенное освоение человеком биосферы. Однако нужно заметить, что подобная трансформация понятия не является правомерной. Ноосфера Вернадского - это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность направить развитие биосферы в интересах Человека, его будущего. Из этого логически вытекает и следующее положение Вернадского- об автоэволюции Человека. Важным путем развития человека есть путь его саморазвития. Расширяя и углубляя биосферу, раздвигая границы познанного мира, человек и сам бесконечно развивается и совершенствуется. В противном случае сложилась бы тупиковая ситуация: достигнув предела заложенных возможностей, человечество остановилось бы в своем развитии, а остановившись- погибло. Это положение Вернадского о возможностях и необходимости саморазвития человека также является важной частью его учения о ноосфере. Неизбежность дестабилизации биосферы за счет производства чуждых природе соединений и порождаемых ими геохимических реакций констатировал ученик В.И.Вернадского академик А.Е.Ферсман. В результате осознания того, что глобальный характер воздействия человеческой деятельности на природную среду стал печальной реальностью, было признано, что неконтролируемое влияние антропогенных факторов на природу достигло порога ее самозащиты, и возникла идея сознательного управления эволюцией биосферы (Н.В.Тимофеев-Ресовский, Н.Н.Воронцов, А.В.Яблоков, Н.В.Лазорев, Д.Бернал и др.). Для разрешения противоречий технического прогресса стали создаваться программы практических действий, таких, как программы "Римский клуб", "Global cha ge", "Геосфера- биосфера" и др.

Основные принципы стабильных отношений относятся к поведению человека и по своей сути не могут быть ничем иным, кроме императивов, или, согласно В.И.Далю, наказов к непременному исполнению. Если общество руководствуется экофильными имперстивами, то это и является гарантией экологического равновесияосновы стабильности природы и общества. История мировой цивилизации учит, что выход из экологического кризиса состоит в том, чтобы творчески ответить на вызов современной ситуации и в корне изменить общественно- производственную технологию и основные формы взаимоотношений человека и природы. Основным мировоззренческим принципом взаимоотношений человека и природы должен стать принцип гармонии человека и природы как двух относительно самостоятельных и развивающихся каждая по своим законам, но в то же время внутренне неразрывно связанных частей единой системы. В философском отношении будущее- это, в конечном счете, уязвимое и развивающееся настоящее. Следовательно, нынешние невыносимые темпы развития есть то, что можно назвать своеобразным "злоупотреблением, перенесенным в будущее", которое с удесятеренной силой отразится на наших потомках. Тем же, кто оправдывает уничтожение природы необходимостью повышения благосостояния общества, необходимо помнить, что совершенствование личности невозможно за счет природы, а должно сопровождаться совершенствованием самой природы. Определяя дальнейшую стратегию развития человечества и цивилизации, новые нравственно- философские приоритеты во взаимоотношениях с природой, следует помнить, что биосфера существовала до появления на Земле человека, может существовать и без него. Но человек без биосферы существовать не может- это аксиома. Значит, выполнение принципа совместного развития, обеспечение коэволюции биосферы и общества требует от человека изестной регламентации в своих действиях,определенных ограничений. Способно ли будет наше общество поставить свое развитие в определенные рамки, подчинить его тем или иным условиям "экологического императива"? Ответ на этот вопрос сможет дать только история.ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Цитируется по сб.: Специфика философского знания и проблема человека в истории философии.-М.,1989,с.315. 2 Цитируется по кн.: ЖибульН.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы.-М.,1991,с.8. 3 Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения.- М.,1987,с.299. 4 Цитируется по сб.: Специфика философского знания и проблема человека в истории философии.-М.,1989,с.316. 5 Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера.-М.1992,с.3. 6 Маркс К.,Энгельс Ф. Сочинения.,т.3,с.16. 7 Цитируется по кн.: Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера.-М.,1993,с.3. 8 Федоров Н.Н. Философия общего дела.-М.,1982,с.301. 9 Цитируется по кн.: Хесле В. Философия и экология.-М.,1993,с.24. 10 Цитируется по кн.:Жибуль И.Я. Экологические потребности: сущность, потребности, перспективы.-М.1991,с.54ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Список использованных источников и литературы.I. ИСТОЧНИКИ. 1.Вернадский В.И, Химическое строение биосферы Земли и ее окружения.- М.,1987. 2.Маркс К.,Энгельс Ф. Сочинения.,-М.,1957,т.3,с.16. 3.Федоров Н.Н. Философия общего дела.-М.,1982.II. ЛИТЕРАТУРА. 1.Гор Л. Земля на чаше весов.-М.,1993. 2.Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера.-М.,1990. 3.Жибуль И.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы.- М.,1991. 4.Иванов В.Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии.-М.1991. 5.Кравченко И.И. Экологическая теория в современных теориях общественного развития.-М.,1992. 6.Кобылянский В.А. Природа и общество. Специфика, единство и взаимодействие.-Красноярск,1990. 7.Кульпин Э.С.,Пантин В.И. Решающий опыт. М.,1993. 8.Лось В.А. Взаимоотношения общества и природы.-М.,1990 9.Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера.-М.,1993. 10.Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество.-М.,1991. 11.Сафонов И.А. Философские проблемы единства человека и природы.- СПб.,1994. 12.Хесле В. Философия и экология.-М.,1993. 13.История взаимодействия общества и природы. (тезисы конференции)- М.,1990,ч1-3. 14.Человек и природа- проблемы социоестественной истории (материалы научной конференции)-М.,1994. 15.Человек в контексте глобальных проблем. (сб. под ред. Ермолаева В.Е.)- М.,1993.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Социальная философия

Под экологическим кризисом следует понимать тип экологической ситуации, характеризующийся нарушением динамического равновесия системы "общество-природа", крайним обострением ее основного противоречия, делающим необходимым изменение связей внутри системы посредством экологической деятельности. Являясь кризисом системы, он находит свое выражение и в состоянии подсистем, в развитии их внутренних противоречий. В движении этих подсистем, в их взаимодействии заложена возможность экологического кризиса, но от них зависит и его разрешение. С точки зрения пространственных характеристик различают локальные, региональные и глобальные экологические кризисы. По происхождению же они бывают природные, то есть возникшие в результате спонтанных изменений природной среды, независимо от человеческой деятельности (например, гибель крито-микенской культуры в результате извержения вулкана Санторин), и антропо 163 генные, то есть сотворенные человеческой деятельностью, направленной на подчинение и преобразование природы (например, глобальный экологический кризис сегодня)

скачать реферат Биосфера и место в ней человека

Путь к ноосфере лежит через переход от природопотребительского мышления к принципиально новому экологическому мышлению, нацеленному на органичное слияние человеческого общества с биосферой. Выживание человека в условиях глобального экологического кризиса несомненно зависит от научных знаний, внедрения в практику новых технических достижений. Но достижения науки и техники не смогут принести ожидаемых результатов без опоры на нравственное воспитание, на культурные традиции. Культуру называют негенетической памятью людей. Господствующее мировоззрение, этические нормы как признаки культуры играют важную роль в сохранении социума. Культурные и биологические нормы поведения должны носить экологическую направленность – сохранять среду обитания благоприятной для жизни. Список использованной литературы Алпатьев А.М. О принципиальных основах охраны природы Земли // Вопросы охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Л., 1998. Вернадский В.И. Биосфера // Избр. соч. Т. V. М., 1960. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 2. Научная мысль как планетное явление. М., 1977. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере //Тр. биогеохим. лаборатории. Т. 16. М., 1980. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера // Б-ка трудов акад. В.И. Вернадского. Живое вещество и биосфера. М., 1994. Данилов-Данильян В.И., Горшков В.Г., Арский Ю.М., Лосев К.С. Окружающая среда между прошлым и будущим: Мир и Россия // Экое Информ. 1994, № 5-6. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев. 1990. Зубаков В.А. XXI век. Сценарии будущего: анализ последствий глобального экологического кризиса. СПб, 1995. Лапо А.В. Следы былых биосфер. М., 1987. Петров К.М. Общая экология. Изд , СПб, 2000, 376 с.

Светильник "Плазма №5".
Размеры светильника: 22х11х11.5 см. Диаметр лампы: 11 см. Плазменный светильник в виде шара на подставке, при включении создаёт внутри
1191 руб
Раздел: Необычные светильники
Универсальная вкладка для дорожных горшков (голубой).
Вкладка для дорожных горшков подойдет для любого дорожного горшка, она хорошо ложится на сиденье, обеспечивая комфорт и удобство в
664 руб
Раздел: Прочие
Глобус физический, диаметр 210 мм.
Диаметр: 210 мм. Масштаб:1: 60000000. Материал подставки: пластик. Цвет подставки: чёрный. Размер коробки: 216х216х246 мм. Шар выполнен из
362 руб
Раздел: Глобусы
 Словарь практического психолога

В практике психологии экзистенциальной применяются многие достижения психоанализа. Самые видные представители Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь. ПСИХОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ (психология среды) недавно появившаяся междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношений человека и среды внешней пространственно-географической, социальной, культурной органично включенной в жизнедеятельность и служащей важным фактором регуляции поведения и взаимодействия социального. Занимается изучением самых эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах и различных местах деятельности людей. Особое внимание уделяется проблемам шума, загрязнения среды токсическими веществами и накоплению отбросов. Она находится на стыке психологии и экологии социальной как особой дисциплины, изучающей широкий круг социально-гуманитарных проблем взаимоотношений человека и среды внешней. Складываясь на базе отдельных исследований психологии человека, испытывающего воздействие среды архитектурной, производственной (-> эргономика), рекреационной (жилище) и прочих, она накопила ценный фактический материал, хотя еще не обрела цельной теоретической структуры

скачать реферат Экологически чистое производство

Что делать? Какими путями двигаться человечеству дальше? Какие приоритеты считать основными? Что важнее экология или научно-технический прогресс? Проблема выживания, проблема сохранения естественной биосферы может быть решена только путем компромиссов и поисков оптимальных решений, выход в коэволюции (совместной, взаимосвязанной эволюции биосферы и человеческого общества). Выживание человека в условиях глобального экологического кризиса несомненно зависит от научных знаний, внедрения в практику новых технических достижений. Но эти достижения не смогут принести ожидаемых результатов без опоры на нравственное воспитание и определенные культурные традиции. К сожалению осознание важности экологического образования и воспитания пришло лишь в последние годы. В тоже время технократические установки настолько сильны, что выход из экологического кризиса по- прежнему ищется в привычных путях: создание экологически чистых производств, принятие природоохранных законов, контроль за производством и т. п., - иными словами, коль скоро экологический кризис порожден техническим прогрессом, то надо просто внести соответствующие коррективы в направление этого прогресса.

 Статьи

В 1968 году в журналах "Техника молодежи" и "Молодая гвардия" вышла сокращенная версия романа "Час быка", созданного писателем и ученым-палеонтологом И.Ефремовым. В этом романе анализировалось, в частности, поведение демографической статистики вблизи "пределов роста", рисовалась реалистическая версия переполнения экологической ниши вида Homo ("Век Голода и Убийств" на планете Торманс) и демонстрировались различные способы выхода из этой ситуации[7]. И.Ефремов рассмотрел механизмы обратной связи между системами "человек" и "природа", ввел принципиальное понятие "стрелы Аримана", обуславливающей преимущественное выживание вредных для человека биологических видов в условиях экологического "стресса" биоты, вызванного неконтролируемым ростом человеческой популяции. Между прочим, в "Часе быка" была сделана попытка понять пределы применимости предположений, лежащих в основе концепции гипотезы глобального экологического кризиса. Оказалось, что принципиальное значение имеет культурная однородность: по И.Ефремову, Торманс, где произошла демографическая катастрофа с падением численности населения более чем на порядок, был искусственно заселенной монокультурной планетой и с этой точки зрения представлял собой систему, заведомо более простую, нежели Земля

скачать реферат «Как много знаем и как мало понимаем!». Нужно ли современному человеку понимать Мир

В.Шаповаленко, В.Шолох Человечество вошло в третье тысячелетие, сопровождаемое многочисленными прогнозами и предсказаниями относительно своего будущего. Каким оно может оказаться реально в ближайшее столетие? Что угрожает человеку? Продолжающееся обострение глобального экологического кризиса при неблагоприятном его развитии уже в XXI веке может закончиться глобальной экологической катастрофой, последствия которой для человечества могут оказаться фатальными. Почему современный человек должен знать как устроен мир, в котором мы живем, - вопрос совсем не праздный. Достаточна ли присущая от природы человеку тяга к знаниям в качестве мотива, чтобы в обществе возникла устойчивая установка, своевременно настораживающая человечество перед надвигающейся экологической катастрофой? В этом есть глубокое сомнение. Очевидно, необходимо еще и понимание Мира, существа главных природных процессов и деятельности самого человека, таящих в себе угрозу существования человечества. Необходимо еще и достаточное количество «понимающих Мир» «продвинутых» людей на Земле, единодушие которых способно при возникновении непосредственной угрозы преодолеть пассивность остального населения, его инерцию и нежелание противодействовать угрозе.

скачать реферат Культура XX в.

Это оказывает влияние на развитие современной культуры. Появилось новое отношение к природе — в нас зарождается новое чувство общности человека и других живых существ, всей биосферы в целом. Вот почему экология выдвигается на передний план в системе наук; в мировоззренческом и методологическом аспектах значимость экологии состоит в том, что именно она формирует самосознание культуры, составляет исходный пункт научного отношения человека к природе. Современные экологические исследования могут преодолеть некоторые трудности, вызванные фрагментарным и специализированным изучением природы, но не в состоянии решить более глубоких проблем, касающихся человека. Это связано с тем, что сам человек нарушил экологическое равновесие земной природы, введя в нее элементы небиологического происхождения. Поэтому, по мнению ряда мыслителей, ученых и теологов (Э. Фромм, А. Тойнби, Б. А. Леви, У. Р. Джекобс, С. Х. Наер и др.), для преодоления глобального экологического кризиса необходимо обратиться к древневосточным культурам с их учениями о единстве человека и природы.

скачать реферат Взаимосвязь экологии и философии

Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой напор, познавательную мощь — оно много “недоберет” у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно “переберет” в своем преобразовательном рвении, то в конечном счете также придет к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит. 4. Роль философии в решении экологических проблем Современная эпоха находится в особом отношении к философии, и это обусловлено самой ее сущностью как переломной, прокладывающей радикально новые пути исторического прогресса. Современному миру для решения его сложнейших проблем нужны наука и техника, но не в меньшей мере он нуждается в философии для решения “вечных вопросов”. К таким вечным вопросам относится и вопрос о единстве человека и природы, который в наше время обрел небывалую актуальность и напряженность. Причем этот вопрос уже встает как вопрос о разрыве единства в ситуации угрозы глобального экологического кризиса. На протяжении всей истории человечества люди в зависимости от своеобразия и уровня своего социального развития нуждались в природе, но видели ее по-разному, создавая различные (мифологические, религиозные, философские и т.д.) образы природы, в которых они так или иначе соотносили себя с природой, познавая себя через природу и природу через себя.

скачать реферат Экологический кризис, два мира в философии и эко-совместимость знаний

Ведь источник стремления к обогащению – не естественный инстинкт, не условный рефлекс, но следствие той или иной системы ценностей человека, а в конечном счёте его отношения к жизни и самым различным ценностям (не только экономическим!), его миропонимания, мировоззрения. И причины глобального экологического кризиса и катастроф в действительности являются таким образом в первую очередь гносеологическими, мировоззренческими причинами. Если сказанное верно, то, очевидно, необходимо констатировать также и следущий факт. Борьба двух миров, двух направлений в философии – мира абсолютных ценностей, мира духовного и идеального, мира высшего и божественного – с одной стороны, и материалистического направления эпикурейства и потребительства – с другой, – и связанный с этой вековой борьбой выбор является в современных условиях уже не просто вопросом философии, как это было во времена Сократа и Платона, но стратегической проблемой выживания человека и Природы, требующей пристального внимания. Однако решение проблемы видится не в навязывании одного мировоззрения, одной системы ценностей взамен других, но в предоставлении свободы выбора из множества доступных учений, в обеспечении свободного права для каждой личности и каждого народа самостоятельно выбрать, выстрадать, заслужить, завоевать истинные и высшие знания, с тем чтобы в дальнейшем устойчиво контролировать сохранение достигнутых знаний и их развитие, подъём на новые, более высокие уровни.

Подарочная расчёска для волос "Дашенька".
Стильная детская расчёска дарит радость и комфорт. Этот практичный аксессуар по достоинству оценят как маленькие модницы, так юные
372 руб
Раздел: Расчески, щетки для волос
Средство для мытья посуды Finish "Power Powder", (лимон), порошкообразное, 2,5 кг.
Порошок предназначен для мытья посуды в посудомоечных машинах. Он имеет в составе компонент "Stain Soaker" с эффектом
666 руб
Раздел: Для посудомоечных машин
Сушилка для белья напольная складная СБ-1Б, металлическая.
Сушилка для белья классическая для любых помещений. Напольная, складная. Длина сушильного полотна 18 метров. Цвет каркаса:
662 руб
Раздел: Сушилки напольные
скачать реферат Региональные экологические проблемы Украины и их мониторинг

Концентрация большой численности людей в первых городах сопровождалось активной вырубкой лесов вокруг них, опустошение лугов, пастбищ, использованием сельскохозяйственных угодий. Города превратились в районы экологического напряжения. Урбанизация стала негативным экологическим фактом. С конца XVIII и до первой половины XX ст., когда началось мощное развитие физики, химии, техники, был изобретен паровой двигатель, электрический мотор, освоена атомная энергетика, в небо поднялись первые самолеты, Европу и Южную Америку окружали тысячи километров железных дорог, а количество населения увеличилось до 3,5 млрд. человек, развитие негативных экологических явлений стало глобальным, хотя и не имело кризисного характера. Основными особенностями взаимоотношений человека с природой в этот период было активное подчинение природы, борьба с ней, зверское потребление всех ее ресурсов с уверенностью, что они неисчерпаемые. Вторая половина XX ст., - освоено последние 35-40 лет – это атомной энергетики и компьютеризации, особенностью которого есть активное развитие второго глобального экологического кризиса.

скачать реферат Современный экологический кризис

ТЕМА: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС Без изучения современного состояния взаимоотношений человека и природы, как и без изучения их истории, невозможно создание социально-экологической теории, которая необходима для того, чтобы природопреобразовательная практика человека была успешной. Изучение современного состояния (эмпирического базиса социальной экологии) вместе с изучением истории (исторического базиса социальной экологии) и экологии как науки о взаимодействии живых организмов с окружающей средой составляют три краеугольных камня, на которых строятся социально-экологические концепции. Научно-техническая революция и глобальный экологический кризис Антропогенный период, т.е. период, в котором возник человек, является революционным в истории Земли. Человечество проявляет себя как величайшая геологическая сила по масштабам своей деятельности на нашей планете. А если вспомнить о непродолжительности времени существования человека по сравнению с жизнью планеты, то значение его деятельности предстанет еще яснее.

скачать реферат Об основной проблеме экологического образования населения Ярославской области, ее причинах и возможных путях решения

Об основной проблеме экологического образования населения Ярославской области, ее причинах и возможных путях решения Б.В.Поярков, Л.И.Байкова, В.Б.Поярков, Е.Н.Смирнова Многие годы мы успокаивали себя, говоря лишь о возможности глобального экологического кризиса. И вот на пороге ХХI века он наступил. Как нам жить дальше? Что ожидает человечество и каждого из нас? Принесет ли счастье XXI век нашим детям и внукам? Вопросов много, ответ один – нельзя сидеть сложа руки и продолжать делать сегодня то, что ты делал вчера. Надо начинать действовать. Все мы живем на одной планете, бытие каждого человека обеспечивает природная сложно устроенная система, названная биосферой, сферой жизни. Поэтому наступивший экологический кризис не может быть преодолен в отдельно взятой стране или каком-то одном регионе. Спастись мы сможем только все вместе, если сумеем достичь согласия с природой. Для этого нам придется при организации своей деятельности в большинстве случаев принимать условия природы, порой поступаясь частью своих интересов ради выживания наших потомков и всего человечества.

скачать реферат Человек перед лицом глобальных проблем

Никакой живой вид, сделавшись монополистом в своей экологической нише, не способен избежать экологического кризиса. И он может иметь только два исхода: либо вид начнет деградировать, либо он, надлежавшим образом изменившись (изменив стандарты своего поведения и взаимоотношения с природой), сформирует новую экологическую нишу» «Нас ожидает не только необходимость отыскивания новой, более экологической ниши, но и перестройка самого процесса антропогенеза и, в частности, содержание цивилизации, ее целей, взаимоотношения с природой, людей между собой.». «Наше общество, по-видимому, тоже уже начинает реагировать на возможность грядущего кризиса. Возможным выходом из кризиса может оказаться, конечно, не только его преодоление и выход на новые рубежи развития, но и распад общественных структур, деградация человека и его возвращение в царство одних биосоциальных законов. Другими словами – возвращение к одному из первых этапов антропогенеза. Во многих странах, причем вполне «благополучных», мы наблюдаем разрушение нравственных начал, усиление агрессивности и нетерпимости, проявление разного рода фундаментализмов, распространение массовой псевдокультуры, широкое распространение генетических и иммунных заболеваний, уменьшение рождаемости и т.д. Это и многое другое – проявление тех самых биосоциаьных законов, которые властвовали на заре антропогенеза, и для сдерживания действия которых в современных условиях традиционно действующих нравственных начал, по-видимому, уже не достаточно.

скачать реферат Глобальные проблемы цивилизации

Для того чтобы приостановить ухудшение ситуации, необходима система мер, в первую очередь экономических, таких как ликвидация особо загрязняющих среду производств, увеличение вложений в человека, в его здоровье, в оптимизацию условий труда и т. д. Однако в столь критической ситуации только одна десятая процента бюджета России расходуется на экологию Вообще, обсуждая экологическую проблематику, следует помнить, что разрушение природных основ человеческого бытия может привести к уничтожению Homo sapie s как вида, ибо “нет никакого закона природы, который гарантировал бы выживание человека. Верить, что такой закон есть — значит отказаться от личной ответственности”. В новых условиях, когда столь остро стоит вопрос о будущем человека в связи с углублением влияния глобальных проблем на жизнь общества, по-иному звучит вопрос о месте духовности и религии в социуме. Религия не может остаться в стороне от того, что происходит с человеком по мере углубления экологического кризиса. Мировые религии должны не противостоять друг другу, претендуя на абсолютную истину, а объединиться вокруг глобальных и экологических проблем.

Перчатки виниловые одноразовые, размер S, 100 шт..
Виниловые одноразовые перчатки применяются во время разных видов работ: в пищевой сфере, косметологии, при уборке. Перчатки мягкие и
305 руб
Раздел: Перчатки
Дневник "My Life Story" (бежевый).
Дневник, который запечатлеет Всю историю Вашей жизни. В него Вы можете записать все, что не хотите забыть, все важные моменты Вашей жизни,
2850 руб
Раздел: Прочее
Настольная игра "Ticket to Ride: Европа".
Эта увлекательная игра предлагает захватывающее путешествие из дождливого Эдинбурга в солнечный Константинополь. В настольной игре «Ticket
2990 руб
Раздел: Классические игры
скачать реферат Антропогенное воздействие на природу

Геккелем узкий раздел биологии, но и комплекс тесно взаимосвязанных фундаментальных и прикладных наук об охране природы, сохранении биосферы и рациональном использовании природных ресурсов. Кроме чисто биологического научного аспекта, у экологии появилась прикладная функция — охрана окружающей среды (ООС). Прокомментируем основные составляющие глобального экологического кризиса конца ХХ — начала ХХI вв. Загрязнение биосферы производственными и бытовыми отходами. В конце данного раздела вы найдете краткие характеристики веществ, загрязняющих атмосферу, гидросферу и литосферу. Истощение запасов невозобновляемых ресурсов . При нынешних темпах добычи нефти и природного газа едва ли хватит до конца ХХI в., угля и руд металлов — на 2—3 столетия. В результате хозяйственной деятельности человека природное воспроизводство возобновляемых ресурсов (лесов, животного мира) сильно отстает от их уничтожения. Особенно острая ситуация сложилась с лесными массивами, являющимися легкими планеты, и с рыбными запасами. Уменьшение биоразнообразия, т.е. быстрое, происходящее в течение одного-двух столетий вымирание многих видов растений и животных, заносимых в Красную книгу (в ходе естественной биологической эволюции это длится миллионы лет).

скачать реферат Некоторые вопросы экологии и топонимики природных объектов РСО-Алания

В развитие этого направления внесли вклад Е. Л. Любимова, Э. М. Мурзаев, В. С. Жекулин, X. Л. Ханмагомедов, С. 3. Махачева, А. Н. Гебекова, Г. И. Хорнаули, А. А. Сейбутис, Р. М. Юзбашев, Э. Б. Нуриев и др. (цитата по Ханмагомедову). Среди вопросов экологической топонимики один из важнейших – нравственный аспект, который включает два типа взаимоотношений человека, общества и природы: негативное отношение человека к природе и эстетическое значение номинации географических объектов. Первый тип подразумевает: поджог и вырубку лесов, убийство животных, создание негативного мнения о географических объектах. Второй – создание народами топонимов, воспитывающих уважительное отношение к природе. Такие топонимы содержат в своем составе лексемы «солнце», «лес», «цветы», «цветник», «голубь», «сокол», «орел» (Х.Л. Ханмагомедов, 2001). На территории РСО-Алания примеры первого типа взаимоотношений: Сыгъды хъжд – «пожарище в лесу», лес недалеко от села Саниба; Сыгъдтж – «обгорелые», пастбище вблизи села Кобан; Цъсымты ком – «ловушка в ущелье» (в Куртатинском ущелье – там водится много дичи, в прошлом охота велась с помощью ловушек); примеры второго типа взаимоотношений «человек – природа»: Фундаментальной целью дальнейших исследований может быть всестороннее развитие топонимики в целом и, экологической топонимики в частности, как важной и перспективной науки. Список литературы 1. Бероев Б. М. Горы Северной Осетии: Ресурсы и экология.

скачать реферат Естествознание в системе научного знания

Великие научные открытия и связанные с ними технические изобретения всегда оказывали колоссальное, подчас совершенно неожиданное воздействие на судьбы человеческой истории. Особенно мощным это воздействие стало в настоящее время – в эпоху научно-технической революции (НТР). НТР помимо преимуществ, породила и ряд проблем. Мы сегодня живем в техногенном обществе, постоянно изменяющем бытие, обществе, в котором главной идеей развития является идея преобразования окружающего мира и подчинения природы человеку. Такое общество порождает разнообразные глобальные проблемы. Вот только некоторые из них: 1. Выживание в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. Впервые человечество осознало свою эфемерность. 2. Нарастающий глобальный экологический кризис. Человек это часть природы, преобразующая саму природу, и масштабы и последствия таких преобразований растут. 3. Проблема сохранения человеческой личности, индивидуальности, как биосоциальной структуры. Нарастание глобальных проблем человечества повышает ответственность ученых за судьбы человечества. Вопрос об исторических судьбах и роли науки в ее отношении к человеку, перспективах его развития никогда не обсуждался так остро, как ныне.

скачать реферат Социальная экология

Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в деле изучения различных аспектов взаимоотношений человека, общества и природы, а также на значительное число публикаций по социально-экологической проблематике, появившихся в последние два-три десятилетия у нас в стране и за рубежом, по вопросу о том, что именно изучает эта отрасль научного знания по-прежнему существуют различные мнения. В школьном справочнике «Экология» А.П. Ошмарина и В.И. Ошмариной даны два варианта определения социальной экологии: в узком смысле под ней понимают науку «о взаимодействии человеческого общества с окружающей природной средой», а в широком науку «о взаимодействии отдельного человека и человеческого общества с природной, социальной и культурными средами»1. Совершенно очевидно, что речь в каждом из представленных случаев толкования идет о разных науках, претендующих на право называться «социальной экологией». Не менее показательно сравнение между собой определений социальной экологии и экологии человека. Согласно тому же источнику последняя определяется как: «1) наука о взаимодействии человеческого общества с природой; 2) экология человеческой личности; 3) экология человеческих популяций, в том числе учение об этносах».

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.