![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Инвестирование в человеческий капитал | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Сохранившая функциональную необходимость предындустриальная и раннеиндустриальная экономика, основанная на примитивном труде, должна стать уделом третьего мира, индустриальная уделом новых индустриальных стран, выбившихся из среды бывших изгоев, а собственно постиндустриальная должна быть сосредоточена в избранном и защищенном от проникновения извне пространстве первого мира. В этой картине мира цветные на Западе не нужны, а потому не нужна сталаP культура расовой и межэтнической терпимости. Прежний железный занавес, отделяющий Восток от Запада, рухнул. Новый, еще более непроницаемый, возводится уже на новой идеологической основе обыкновенном расизме. По-новому воспринимается теперь и социальное государство. Прежде его научно-образовательные программы могли восприниматься как инвестирование в систему роста, его покровительство незащищенным и малообеспеченным, в особенности в молодежной среде, как вложение в человеческий капитал и систему социальной стабильности. Теперь, когда новая экономика метрополии ориентируется не на малоквалифицированное большинство, а на высококвалифицированное меньшинство, забота о бедняках снова стала восприниматься как чистая благотворительность
Он также выработал систему измерения предельной капиталоемкости. Показывая, что относительный объем акционерного капитала обычно возрастает в ходе экономического развития, но при этом доля акционерного капитала в прибыли с течением времени уменьшается, К. отмечал, что вклад капитала в рост национального производства относительно невелик. К. первым отметил решающую роль «человеческого» капитала и показал, что изменения технологии, перераспределение рабочей силы между производственными и менее производственными секторами, а также улучшение качества применяемого труда объясняют большинство случаев повышения производительности труда. К. внимательнейшим образом изучал отношение между экономическим ростом и распределением прибыли. В работах «Участие групп с наивысшим доходом в накоплении прибыли» ("Shares of Upper I come Groups i I come Savi g", 1953) и «Современный экономический рост» ("Moder Eco omic Grow h" 1966) К. показал, что повышение процентного объема акционерного капитала в общем объеме производства и снижение прибыли на инвестированный капитал повышают долю труда в национальном доходе.
Так мыслят экономисты. Кто в Америке богат или, по крайней мере, живет в достатке? Программисты, хирурги, инженеры, специализирующиеся на ядерной энергетике, писатели, бухгалтеры, банкиры, преподаватели. Иногда эти люди обладают природными талантами, но чаще они обретают свои навыки благодаря специализированной подготовке и образованию. Другими словами, они сделали существенные инвестиции в человеческий капитал. Подобно инвестициям любого иного рода от инвестиций в строительство промышленного предприятия до инвестиций в приобретение облигаций,P деньги, инвестированные в человеческий капитал сегодня, принесут прибыль в будущем. Очень хорошую прибыль. Высшее образование, по оценкам, приносит около 10P%, а это значит, что если вы сегодня вкладываете деньги в высшее образование, то можете рассчитывать на то, что благодаря более высоким заработкам в будущем вы вернете деньги, вложенные в образование сегодня, плюс еще 10P% от суммы этих инвестиций. Немногим дельцам с Уолл-стрит удается регулярно и так выгодно вкладывать средства
Например, образование может рассматриваться как социальное инвестирование в человеческий капитал и одновременно коллективное потребление. 2. Возникает вопрос, насколько правомерно утверждение о том, что функции предопределяют уровень и тип политики, связанной с их осуществлением. Опыт показывает, что политика социального инвестирования может осуществляться более открыто и сознательно, если люди, принимающие решения, привержены этому политическому стилю. 3. Вызывает критику тот факт, что данная теория сфокусирована на проблемах внешней среды местных органов управления, практически не затрагивая вопрос о чиновниках, которые осуществляют эту деятельность. Следует отметить, что концепция дуалистического государства особенно популярна среди ученых и политиков социал-демократической ориентации и в значительной степени отражает основное противоречие, с которым традиционно сталкиваются социалисты, вырабатывая свое отношение к местному самоуправлению. С одной стороны, социалистический идеал ориентируется на максимальное вовлечение людей в процесс общественного планирования, а это может быть реально достигнуто только через расширение рамок местной автономии.
Почему? Одним из правдоподобных объяснений является то, что специальные навыки в городских районах, где сконцентрированы работники, обладающие взаимодополняющими навыками, приобретают большую ценность. (Подумайте о Силиконовой долине.) Аграрная Америка мягкий вариант проблемы, которой глубоко поражены развивающиеся страны. В отличие от технологий, инфраструктуры или лекарств, огромные количества человеческого капитала невозможно экспортировать в бедные страны. Нельзя самолетами доставить 10Pтыс. университетских дипломов в какую-нибудь маленькую африканскую страну. Но до тех пор пока возможности людей в бедных странах ограниченны, их стимул к инвестированию в человеческий капитал будет невысок. Как страны вырываются из этой ловушки? Вспомните об этом вопросе, когда мы займемся рассмотрением важности торговли. География.PВот примечательная цифра: из 30 стран, которые, по классификации Всемирного банка, считаются богатыми, лишь две Гонконг и Сингапур лежат между тропиком Рака (который проходит через Мексику, Северную Африку и Индию) и тропиком Козерога (который проходит через Бразилию, северную часть ЮАР и Австралию)
Если инвесторы не располагают какой-либо дополнительной информацией, им следует держать такой же портфель акций, как и у других - т.е. рыночный портфель ценных бумаг. В 1977 г. эта теория подверглась критике в работах Ричарда Ролла. Ролл высказал мнение, что САРМ следует отвергнуть, поскольку она в принципе не допускает эмпирической проверки. Существует достаточно много возражений против обоснованности положений CAPM, самыми спорными из них считаются предположения: 1. Гипотеза эффективного рынка и связанная с ней модель "случайного блуждания" рыночных цен активов 2. Возможность на практике определить рыночный портфель, который по смыслу должен включать не только абсолютно все ценные бумаги, но и товары длительного пользования , инвестиции в образование (в "человеческий" капитал), недвижимость, драгоценные металлы и другие ценности. 3. Существование безрисковых активово и возможность неограниченного заимствования по ставке безрисковой доходности. Несмотря на это, САРМ остается самой значительной и влиятельной современной финансовой теорией. Практические руководства по финансовому менеджменту в части выбора стратегии долгосрочного инвестирования основываются исключительно на САРМ, но используют различные приближения лежащих в ее основе понятий.
Нк= Нп Нн Нр Производственное накопление, то есть инвестиции, расходуется на увеличение количества средств производства (расширение производственных площадей и строительство новых зданий и сооружений, приобретение станков, оборудования и т.д.) и прирост материальных запасов (резервов и страховых фондов). Непроизводственное накопление идет на прирост фондов непроизводственной сферы (жилого фонда предприятия, медицинских учреждений, учреждений культурно-бытового обслуживания) и дополнительные затраты на обучение и повышение квалификации работников. Это тоже своеобразное инвестирование, но "инвестирование в человеческий капитал". Итак, понятие "капитал", или "инвестиционные ресурсы", охватывает все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и их доставке к конечному потребителю. Индивидуальный капитал может совершать кругооборот, проходя три через три стадии, изменяя свою форму в следущей последовательности, денежная-производительная-товарная-денежная.
Правительственные чиновники имеют обыкновение набивать карманы из зарубежных фондов помощи. А политические лидеры, со своей стороны, склонны предоставлять монопольные привилегии своим .сторонникам. Основным признаком всех экономически отсталых стран является низкий доход на душу населения. Семьи практически не имеют ни возможности, ни стимулов откладывать сбережения. Более того, низкие доходы означают низкий спрос. В результате скудные ресурсы с одной стороны и отсутствие ресурсов с другой стороны препятствуют инвестированию в физический и человеческий капитал. Это означает, что производительность труда остается низкой. А поскольку удельная выработка определяет доход каждого работника, то и личный доход каждого работника низок." Невольно задумываешься: не о нашей ли стране идет речь? Кризис экономики России "переплюнул американскую "великую депрессию" 1929-1933гг. В обоих кризисах при всех различиях немало общего. Оба - это кризисы методов регулирования экономики. "Великая депрессия" ознаменовала крах прежней модели экономики и породила (в рамках одной и той же экономической системы) новую модель, с большей социальной ориентацией и множеством "встроенных" регуляторов, позволяющих уменьшать глубину и социальные последствия циклических кризисов.
Во Всемирном банке сформулирована общая основа для борьбы с бедностью, а также разработаны различные варианты стратегии, соответствующие условиям отдельных стран и различным секторам развития. В подготовленном в 2001 году Документе об основах стратегии сформулированы две основополагающих цели, руководствуясь которыми Банк намерен заниматься своей деятельностью, в том числе выдавая кредиты, оказывая содействие в наращивании потенциала для достижения «Целей в области развития на пороге тысячелетия»: создание благоприятных условий для притока инвестиций, трудоустройства населения и обеспечения устойчивого экономического роста; инвестирование с целью расширения возможностей бедного населения для активного участия в процессе развития.21 Первая из этих двух целей обоснована тем, что наиболее успешным является развитие, основной движущей силой которого является частный сектор, которому содействует такое правительство, которое создает благоприятные условия для предпринимательской деятельности и экономического роста, обеспечивая наличие необходимой инфраструктуры, человеческого капитала и отвечающей современным требованиям правовой основы, в том числе судебной системы.
Введение Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально – экономических исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований данной проблемы. Главной отличительной чертой России является то, что большинство граждан страны живут недалеко от уровня биологического выживания. Большинство граждан не могут себе позволить ни покупку книг, ни посещение театров. Многие не в состоянии тратить деньги на поддержание собственного здоровья, кроме вынужденных трат на лекарство.
Все, что связано с человеком, инвестированием в образование, здравоохранение, научные исследования в сфере изучения человека не имеют адекватной оценки в обществе и государстве. Знания, которые не могут сегодня, и сейчас «произвести станок», не могут быть оценены в действующих экономических показателях, зачастую не востребованы обществом. Решение проблем инвестирования производства вообще, и человеческого капитала, прежде всего, связано с тем, что ключевую роль играют отдельные личности как на уровне субъекта экономических отношений, так и государства в целом. Инновационное (инвестиционное в человека) развитие носит в большей степени эмоциональный, чем рациональный характер. На наш взгляд, усиленное, но и одновременно упрощенное понимание инновационного развития, без инвестиций в человеческий капитал не даст ожидаемого результата. Инвестиционное развитие должно сопровождаться радикальным изменением отношения к человеческому капиталу. Необходимо обратить внимание на такой факт, как собственное отношение человека к процессу образования не только на стадии получении базовых профессиональных знаний, но и в течение всей жизни.
Покупательная способность рубля продолжает снижаться: рост потребительских цен опережает рост номинальной заработной платы, что, естественно, приводит к резкому снижению трудовой мотивации, производительности труда, поиску теневых источников дохода и другим негативным последствиям. Низкая производительность труда делает воспроизводственный процесс все более и более трудозатратным, ориентированным на первоочередное применение физической силы вместо капиталоемких технологий, снижает мотивацию работодателя к инвестированию средств в человеческий капитал. В результате на рынке труда формируется самоподдерживающаяся устойчивая ситуация, когда заработная плата не выступает в качестве основного источника дохода подавляющей части работников и в ее изменении не заинтересованы ни они, ни работодатели. «Двухуровневость» трудовых отношений (формальные и неформальные) — характерный признак региональных и внутрифирменных рынков труда в России с четко видимой тенденцией нарастания неформальной части. Подтверждением являются результаты исследований, проведенных в Ульяновске на ряде крупных промышленных предприятий. Спад объемов производства и нежелание расставаться с квалифицированным персоналом в надежде на улучшение рыночной конъюнктуры вынуждают руководство этих предприятий применять политику сокращения расходов на оплату труда посредством неполного рабочего времени и вынужденных отпусков с полным или частичным сохранением заработка.
В то же время он безусловно самостоятельная категория, обладающая рядом специфических черт. Его невозможно отделить от конкретного человека и передать другому собственнику. Он может обесцениваться, истощаться (деградировать) в связи с физической изношенностью человека или в результате морального устаревания знаний и навыков (из этого вытекает особая значимость систем образования и профессиональной подготовки). Мотивы инвестирования в образование имеют сложную структуру. Они определяются не только экономическими, но и социальными, культурными, психологическими факторами. Помимо способности приносить денежную отдачу, человеческий капитал имеет собственную внутреннюю ценность для индивида. Потребительский и инвестиционный эффекты образования неразделимы. По сравнению с физическим капиталом у человеческого капитала значительно более продолжительные сроки окупаемости. Период получения общего и специального образования занимает как минимум 10-15 лет; лишь затем вложения в человеческий капитал начинают приносить отдачу, возрастающую по мере приобретения производственного опыта.
При таком подходе трудовые ресурсы являются пассивными объектами управления, не проявляющими творчества, инициативы, мотивов, интересов и пр. В 50-е - 60-е годы появляется новое понятие «человеческий капитал». Развитие теории «человеческого капитала» отражено в работах С.Кузнеца, Т.Шульца, Г.Беккера и других экономистов. ГБеккер определил понятие «человеческий капитал» как «комплекс приобретенных и унаследованных качеств -образование, знания, полученные на рабочем месте, здоровье и другие, которые могут быть использованы в течение определенного времени для производства товаров и услуг». Затраты в данной теории - своего рода капитальные вложения, которые позволяют индивиду, фирме, обществу достигать определенных экономических результатов, производить товары и услуги, получать более высокие денежные доходы и т.п. Эти затраты называются инвестициями в человеческий капитал В зависимости от субъектов инвестирования можно выделить группы: ^индивидуальные вложения (идут на получение человеком определенного набора знаний и навыков, на медицинское обслуживание); 2)семейные инвестиции (затраты родителей на воспитание и обучение своих детей); 3)инвестиции фирм и организаций (идут на профессиональную подготовку и повышение квалификации своих работников).
При этом человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и квалификацию. Понятие «человеческого капитала» применяют не только в экономике, но и в других науках, в частности, в социологии. Это позволяет изучать не только многие рыночные явления, но и понять роль социальных институтов. В социологии, как уже было отмечено раньше, разработкой данной теории занимался П. Бурдье. Остановимся более подробно на культурном капитале. Из трудов ученого7 видно, что культурный капитал в своем основном состоянии связан с телом и предполагает некое инкорпорирование. Этот процесс влечет за собой усилия по освоению и ассимиляции, он требует затрат времени – непосредственно самого инвестора. Это невозможно сделать через вторые руки – это работа над собой (самосовершенствование), предполагающая собственные усилия. Это инвестирование, прежде всего, времени. Культурный капитал, объективированный в материальных предметах и средствах, может передаваться материально. Однако культурный капитал существует в символически и материально активной и эффективной форме только тогда, когда он присваивается агентами, воплощается и инвестируется как орудие, как средство борьбы на полях культурного производства.
Общетеоретическая разработка проблем инвестирования производственного опыта принадлежит Г. Беккеру, которую усовершенствовал Дж. Минцер. Центральным моментом теории инвестирования подготовки на производстве является выделение, как отмечалось ранее, специальной и общей подготовки на производстве. Человеческий капитал – это капитал в форме знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе образования и практической деятельности и позволяющих ему успешно выполнять свою профессиональную деятельность. Этот капитал формируется в процессе образования и используется человеком в определенной сфере общественного производства. Итак, основную роль в формировании и развитии человеческого капитала играет образование. Концепция человеческого капитала предполагает, что вложения человеком средств в образование производятся на рациональной основе – ради получения больших доходов в будущем. Здесь, как и в случае с любыми другими инвестициями, человеку необходимо определить экономическую эффективности вложений в себя самого, в свой человеческий капитал.
При этом пороговые уровни снижения безопасности характеризуются тремя группами «показателей общехозяйственного, социально-экономического и эколого-экономического значения, отражающих, в частности: 1) предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможны самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательно-квалификационного потенциала; 2) предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального «человеческого капитала» и нации как органичной части цивилизованной общности; 3) предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территории проживания, размещения производства и рекреации, нанесения непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.» Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 31. Именно такой подход, использующий современные методы синергетики, теории катастроф, устойчивого развития и неопределенности, развивающийся на стыке экономического и социологического анализа, мы считаем наиболее верным в оценке проблем экономической безопасности современного российского общества.
Для воспроизводства человеческого капитала необходимы значительные затраты и различные виды ресурсов как со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных учреждений, частных фирм, семьи и т. д.). Подчеркивая схожесть таких затрат с вложениями других видов капитала, экономисты относятся к ним как к инвестициям в человеческий капитал. Источниками таких инвестиций являются затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан. Инвестирование в человеческий капитал предполагает преследование для инвестора каких–то выгод как для себя непосредственно, так и для третьих лиц. Так, для работника – это повышение уровня доходов, удовлетворение от работы, улучшение условий труда, рост самоуважения, улучшение качества жизни. Для работодателя – это повышение производительности, сокращение потерь рабочего времени и рост эффективности производства, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности фирмы. Для государства – это повышение благосостояния граждан, рост валового дохода, повышение экономической активности граждан . Осуществление инвестиций – очень важный процесс в воспроизводстве человеческого капитала, в котором он выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия.
![]() | 978 63 62 |