![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Инновационная политика промышленного предприятия | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Темпы развития индустрии быстро упали с 23,7 % в 1928/29 гг. до 5 % в 1933 году. Нет, он ни в коей мере не был сентиментальным человеком. Политику ускоренных темпов Сталин сам назвал "подхлестыванием страны" в интересах социализма. Так и сказал: "партия подхлестывала страну". Кризис стал реальностью. Уже в 1931 г. пришлось ослабить вожжи, пойти на обходный маневр. Призывы к свертыванию товарно-денежных отношений прекратились. Потом была разрешена свободная колхозная торговля; промышленные предприятия тоже получили право реализации сверхплановой продукции. Появилось даже выражение -- "неонэп". Административно-репрессивная система довольно быстро придушит подобные "вольности". Но она и потом не раз будет прибегать к мероприятиям, открывающим дорогу экономическим рычагам. А мы до сих пор спорим о том, возможны ли были альтернативы... При составлении плана второй пятилетки Сталин, которого даже члены Политбюро теперь называли между собой "хозяином", обещал обойтись без подхлестывания. В 1933--1937 годах прирост продукции должен был составить в среднем 16,5 % в год, т. е. намного меньше, чем в первой пятилетке
В то же время в проведенных исследованиях недооценивался тот факт, что успешное внедрение новых товаров является важным компонентом маркетинговых программ, и что необходима точная координация действий маркетинговых, технических и других служб предприятия. Маркетинговый подход к управлению инновационными процессами - это комплексный подход, рассматривающий товар и инновацию одновременно с точки зрения и производителя и потребителя. Только такое видение проблемы позволит добиться обеспечения потребностей потребителей и поддержания длительных отношений между ними и предприятием. Принятие маркетинговых решений в области инноваций и их реализация предполагает создание специальной группы во главе с лидером - генератором новых идей, который может предложить и претворить в жизнь нововведения. Различные аспекты группового управления, принципы формирования и деятельности инновационной группы также требуют всестороннего теоретического анализа и практической реализации имеющихся научных разработок. Таким образом, предстоит длительная и кропотливая работа по практическому освоению маркетинговых инструментов управления инновационной политикой промышленных предприятий Украины, что подтверждает, несомненно, актуальность рассматриваемой проблемы, необходимость ее всестороннего исследования.
Массовое партизанское движение развернулось и в Ставропольском крае. Крайком партии создал партизанские отряды в каждом районе. Руководил действиями партизанских отрядов Штаб партизанского движения во главе с первым секретарем крайкома партии М. А. Сусловым. В дальнейшем боевые действия партизан Северного Кавказа приняли массовый характер. От смелых ударов народных мстителей не было покоя оккупантам. Партийные организации Северного Кавказа вели большую политико-массовую работу среди жителей оккупированных районов. Подпольные райкомы и горкомы партии и партизанские отряды выпускали газеты, брошюры и листовки, разоблачавшие бандитские действия немецко-фашистских захватчиков во временно оккупированных ими районах страны. Опираясь на сочувствие и поддержку населения, краевые партийные организации создавали в районах и городах подпольные партийные и комсомольские организации и группы. Подпольщики проводили значительную агитационно - пропагандистскую, разведывательную и диверсионную работу в тылу врага. Поднимая на борьбу против оккупантов жителей городов и станиц, партизаны и подпольщики не давали гитлеровцам использовать в своих целях многие промышленные предприятия и сырьевые ресурсы края, не позволили врагу воспользоваться кубанской нефтью, превратить Кубань в поставщика сельскохозяйственных продуктов для своей армии
На долю промышленности приходится более трети налоговых поступлений в бюджетную систему. В этой отрасли занята четверть работающего населения города. На результаты работы промышленности в последние годы оказывают наибольшее влияние три отрасли - машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность и электроэнергетика. Суммарная доля этих трех отраслей в 2001 году составила около 80% всего объема промышленного производства. Пищевая промышленность города занимает 37,5% в структуре объема промышленного производства Санкт-Петербурга, машиностроение и металлообработка - свыше 30%. На долю электроэнергетики приходится 10,5% объема промышленного производства города. За период с 1996 по 2001 год промышленное производство Санкт- Петербурга увеличилось в 1,4 раза. Индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге в 2000 году по сравнению с 1999 годом составил 126,8%. За I полугодие 2002 года индекс промышленного производства в Санкт- Петербурге составил 110,9%. По предварительной оценке к концу 2002 года этот показатель ожидается на уровне не ниже 110%. Основные проблемы, влияющие на сдерживание роста промышленного производства в Санкт-Петербурге, следующие: - недостаточность инвестиций в сферу производства; - значительный физический и моральный износ основных производственных фондов; - рост издержек производства, связанный с опережающим ростом цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий по сравнению с ростом цен производителей промышленной продукции; - дефицит оборотных средств предприятий; - дефицит кадров, прежде всего рабочих; - низкая инновационная активность промышленных предприятий; - несовершенство налоговой, таможенной политики.
И, взяв в октябре власть, большевики в течение длительного времени боролись вовсе не за социализм-коммунизм, а за удержание и упрочение власти, - хотя мало кто из них сознавал это с действительной ясностью. То, что было названо периодом "военного коммунизма" (1918-начало 1921 года), на деле являло собой "бешеную", по слову Троцкого, борьбу за утверждение власти, а не создание определенной социально-экономической системы; в высшей степени характерно, что, так или иначе утвердив к 1921 году границы и устои государства, большевики провозгласили "новую" экономическую политику (НЭП), которая в действительности была вовсе не "новой", ибо по сути дела возвращала страну к прежним хозяйственным и бытовым основам. Реальное "строительство" социализма-коммунизма началось лишь к концу 1920-х годов. Сами большевики определяли НЭП как свое "отступление" в экономической сфере, но это в сущности миф, ибо "отступать" можно от чего-то уже достигнутого. Между тем к 1921 году подавляющее большинство - примерно 90 процентов - промышленных предприятий просто не работало (ни по-капиталистически, ни по-коммунистически), а крестьяне работали и жили, в общем, так же, как и до 1917 года (хотя имели до 1921 года очень мало возможностей для торговли своей продукцией)
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена объективной необходимостью разработки теоретических и методических положений обеспечения формирования и развития системы управления инновационным потенциалом промышленного предприятия на основе интеграции инвестиций, инноваций и производства. Состояние изученности проблемы. Исследованию рассматриваемой проблемы посвящены работы многих ученых-экономистов. Однако необходимо подчеркнуть, что недостаточно проработаны многие проблемы, связанные с использованием инновационного потенциала предприятий, а также не в полной мере рассмотрены вопросы инновационный, инвестиционный и производственный менеджмент. В научной литературе вопросам управления инновационной политикой предприятия, экономической сущности управления инновациями и инвестициями посвящены работы таких ведущих отечественных ученых-экономистов как Л.И. Абалкин, В.П. Баранчеев, А.Л. Гапоненко, С.Ю. Глазьев, П.Н. Завлин, В.И. Кушлин, Н.П. Лаверов, Д.С. Львов, В.И. Маевский, Б.З. Мильнер, Л.Н. Оголева, А.П. Панкрухин, В.Н. Полтерович, А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, А.В. Устинов, Р.А. Фатхутдинов, А.Н. Фоломьев, А.А. Хенкин, Ю.В. Яковец, Е.Г. Ясин и ряда других. Широко известны работы зарубежных ученых, таких как И. Ансофф, П. Блау, Д. Вудворд, Н. Гаузнер, Дж. Гелбрейт, Дж. К. Грейсон, П. Друкер, Г. Кунц, Д.Ларш, П.Лоуренс, М. Макконели, Дж. Марч, С. ОўДоннел, Дж. ОўШейнсси, Г. Саймон, Дж. Томпсон, П. Хайт и др. Вместе с тем остаются недостаточно изученными тенденции интеграции инвестиционной и промышленной составляющих менеджмента промышленного предприятия как единой целостной системы с целью повышения эффективности управления инновационным потенциалом предприятия.
Сосредоточивая внимание преимущественно на вопросах перспективного характера, государственные меры воздействия гармонично дополняют рыночные механизмы, оказывающие в основном лишь краткосрочное влияние на сферу инноваций. Рыночные ориентиры позволяют предприятиям учитывать сегодняшнюю экономическую ситуацию и вырабатывать определенные прогнозы, но только на ближайшее будущее. В этих условиях приоритет отдается инновационным процессам, которые обеспечивают высокий "частный эффект" - чаще всего максимум прибыли на вложенный акционерами капитал. При этом могут оказаться невостребованными инновационные идеи, заключающие в себе огромный "общественный эффект" (например, программа борьбы со СПИДом) или потенциальный эффект в будущем (продукты и процессы завтрашнего дня). Вот эти устремленные в относительно далекое будущее идеи и призвана, главным образом, вбирать в свою орбиту современная инновационная политика промышленно развитых капиталистических стран.
Три четверти предприятий имеют конкурентов среди отечественных производителей, а одна четверть — среди иностранных фирм, только одна пятая — среди новых частных структур. Ценовая политика промышленных предприятий постепенно и достаточно медленно претерпевает изменения. Но у довольно большой части предприятий цены все еще лимитируются. Доля предприятий, согласовывающих цены со своим министерством, концерном, ассоциацией, очень невелика (к ним относятся лишь предприятия сырьевых отраслей, промышленности строительных материалов). Некоторые концерны и ассоциации пытаются согласовывать цены между входящими в их состав предприятиями-смежниками, но, как правило, малоуспешно. Ценовая политика многих предприятий заключается в том, чтобы цена покрывала издержки и давала возможность получить нормальную прибыль. Важным изменением в ценовой политике руководителей является усиление ориентации на рыночные цены. Однако самое существенное — это невысокая доля директоров, которые старым контрагентам стараются повышать цены в меньшей степени, чем другим потребителям.
Инновационная активность предприятий. Анализ динамики инновационной деятельности в промышленности позволяет отмети- ть стойкие негативные последствия кризисных явлений в экономике, повлекших за собой существенное падение уровня инновационной активности: с 60-70% в 80-е гг. XX в. до 20% в начале 90-х и, наконец, до 5-6% во второй половине 90-х гг. В тоже время наблюдаемое в настоящее время оживление отечественного производства дает импульс росту инновационной активности в промышленности. Впервые за десятилетний период ее уровень начал подниматься в 1998 г., а в 2000г г. составил 9,6% (табл.1) Таблица 1. Уровень инновационной активности промышленных предприятий по видам экономической деятельности.Инновационная стратегия. Нынешние ориентиры инновационной деятельности обусловлены недостаточной конкурен- тоспособностью отечественных товаров для широкого выхода на мировые рынки. Предприятия в большей мере склонны к диверсификации производства, внедрению импор- тозаменяющей продукции в целях быстрого удовлетворения внутреннего спроса, именно этим объясняется относительно высокий рейтинг таких целей, как улучшение качества про- дукции(47%), создание новых рынков сбыта в России(43,5%) и сохранение традиционных рынков(33%).
В мониторинге задействованы и предприятия Орловской области. 1. МОНИТОРИНГ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ. Программа мониторинга охватывает от 860 до 950 промышленных предприятий России. В Орловской области опрашивались, давали ответы от 16 до 41 предприятия. Основными чертами данного мониторинга являются следующие: . охват всех значительных экономических явлений в стране. . наличие определенного постоянного состава показателей и индикаторов (социологических и статистических). . наличие временных показателей, дополняющих основную систему и изменяющихся в зависимости потребностей пользователей, что обеспечивает гибкость системы мониторинга. . передача данных по каналам связи на центральный вычислительный центр, их обработка и хранение. . проведение мониторинга из единого организационного центра. . Организация доступа потребителей к имеющейся информации. Основные принципы организации мониторинга исходят из особенностей наблюдаемого объекта и целей наблюдения. Так как объектом наблюдения является инновационная активность в целом, то, исходя из особенностей этого объекта, формулируется три основополагающих принципа мониторинга. 1. принцип тождественности, в соответствии, с которым между наблюдаемым объектом и системой мониторинга должно быть определенное тождество. 2. принцип организации мониторинга определяется единством экономики страны как объекта наблюдения.
Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности. Инновационная политика – мощный рычаг, с помощью которого можно регулировать циклические спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. 1.3. Формы реализации инновационной политики предприятия. Инновационная политика на предприятии реализуется, прежде всего, путём разработки и реализации инновационных проектов и программ, создания эффективного механизма управления ими. Инновационный проект представляет собой пакет документов, обосновывающий и описывающий комплекс взаимосвязанных мероприятий по достижению целей инновационной деятельности. По предметно-содержательной структуре проекты могут быть исследовательскими, научно-техническими, по разработке и освоению новой продукции, технологии, по модернизации производственного аппарата, направленными на перепроектирование производственных процессов и т. п. Общая концепция формирования проекта включает следующие стадии: 1.
Вследствие этого, энергосбережение рассматривается не как бесцельная экономия энергетических ресурсов, проводимая зачастую за счет сокращения объема производства, а как фактор экономического роста, улучшения благосостояния населения, обеспечения соответствующей экологической и социально-бытовой обстановки. Таким образом, энергосбережение должно быть одним из приоритетных направлений экономической политики промышленного предприятия. В то же время сегодня пристального внимания заслуживает оценка эффективности энергосбережения и ее составляющих, которую необходимо учитывать при последующей разработке целевых программ энергосбережения и сценариев их реализации. 2. Экономия топливно-энергетических ресурсов – важнейшее направление рационального природопользования Одной из характерных черт современного этапа научно-технического прогресса является возрастающий спрос на все виды энергии. Важным топливно-энергетическим ресурсом является природный газ. Затраты на его добычу и транспортировку ниже, чем для твердых видов топлива. Являясь прекрасным топливом (калорийность его на 10% выше мазута, в 1,5 раза выше угля и в 2,5 раза выше искусственного газа), он отличается также высокой отдачей тепла в разных установках.
Одна из основных задач государства связана с созданием благоприятных условий для поддержания инновационных начинаний промышленных предприятий и организаций. При этом предусматривается достижение обоюдной выгоды: максимум поступлений налоговых платежей в бюджеты различных уровней и создание предпосылок для снижения налоговой нагрузки на данные организации. Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых средствах организаций и самым непосредственным образом влияют на формирование экономических результатов их деятельности, на конкурентоспособность и финансовую устойчивость. Поэтому налоговое планирование входит в практику хозяйственной жизни коммерческих организаций в качестве составляющей общеэкономического планирования, а стратегическое планирование - в качестве важнейшей ее составной части. Список использованной литературы Налоговое планирование. Вылкова Е.С., Романовский М.В. - СПб.: Питер, 2008. Налоги и налогообложение. Качур О.В. - М.: Кнорус, 2007. Налоги и налогообложение. Тарасова В.Ф, Семыкина Л.Н, Сапрыкина Т.В. - М.: Кнорус, 2007. . Налоговый менеджмент. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В.- М.: Омега-Л, 2007. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Пансков В.Г. - М.: МЦФЭР, 2006. Налоги и налогообложение. Скрипниченко В.А. - СПб.: Питер: ИД-БИНФА, 2007.
В настоящее время инновационные процессы в России характеризуются низкой степенью активности. Удельный вес предприятий, разрабатывающих и внедряющих новые либо усовершенствованные продукты и технологические процессы, составляет в промышленности России только 10,3%, тогда как в промышленности США, Германии, Японии, Франции он достигает 70-82%, что обеспечивает этим странам прочные конкурентные позиции на мировом рынке. Низкий уровень инновационной активности в промышленности является основной причиной существенного сокращения доли высокотехнологичного экспорта в общем объеме экспорта промышленной продукции. Доля России в общем объеме экспортной торговли гражданской наукоемкой продукции на мировом рынке оценивается величиной 0,3% притом, что на долю США приходится 39%, Японии - 30%, Германии - 16%. Поэтому одной из важнейших задач государства является повышение инновационной активности промышленных предприятий. В современных условиях экономического хозяйствования осуществление стратегически-инновационной деятельности является одним из решающих факторов повышения конкурентоспособности, укрепления экономической самостоятельности и рыночных позиций промышленных предприятий.
Разработка методов определения резервов повышения эффективности инновационной деятельности промышленных предприятий 3.1. Обоснование резервов повышения эффективности инновационной деятельности и их классификация . .91 3.2. Методика определения количественной оценки резервов повышения эффективности инновационной 3.3. Развитие методов использования резервов повышения эффективности инновационной деятельности машиностроительных предприятий. .131 ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3 Заключение . 152 Список использованной литературы. . .157 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. В условиях рыночной экономики функционирование и развитие промышленных предприятий во многом обусловлены эффективной работой их инновационного механизма, а также эффективностью реализуемых им нововведений. Анализ хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных условиях постоянно возрастает. Между тем статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению как со стороны государства, так и со стороны руководства промышленных предприятий, то неблагоприятные последствия в ближайшем будущем будут еще более значительными.
При создании инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (технопарков, инкубаторов, инновационно-технологических центров) только последние 4-5 лет стали использоваться рыночные подходы, в том числе финансирование на паритетной основе. К сожалению, пока масштабы сформированной инфраструктуры не соответствуют даже тем низким инновационным запросам, которые существуют в стране. В итоге число малых инновационных предприятий постоянно сокращается: за прошедшие пять лет оно уменьшилось в полтора раза. Косвенные меры стимулирования не способствуют созданию благоприятных условий для развития партнерских отношений между наукой и бизнесом, между малыми инновационными предприятиями и промышленностью. На сегодняшний день государственные инициативы пока еще фрагментарны и несистемны, а поэтому нередко неэффективны. Список литературы 1. Foy F. Commu i y I ova io Survey 1997/1998. Euros a , Research a d Developme , heme 9- 2/1999, с.15. 2. Role of Scie ce a d ech ology i Crea io Favorable I ova io Clima e i Russia. Mi is ry of I dus ry, Scie ce, a d ech ology of RF. Backgrou d paper. Helsi ki Semi ar, March 1-2, 2001, p.7- 8. 3. Глисин Ф.Ф. Инновационная деятельность промышленных предприятий России в первом полугодии 2000 года. // Промышленность России, №9, сентябрь 2000, с.27. 4. Инновации, №4, 1997, с.11. 5. Кабалина В.И. (ред.). Инновации в постсоветской промышленности. Часть I. Сыктывкар, 2000, с.108-127. 6. Косалс Л.Я. Технологические инновации в пост-советской России: социально-экономические факторы и результаты.
Первостепенное внимание должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая наиболее полно удовлетворила бы потребности определенных категорий покупателей. Лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в вопросах, касающихся маркетинговой политики, владеет методами ее реализации и, следовательно, может максимально эффективно ею управлять. Актуальность выбранной тематики дипломного исследования очевидна, так как при правильном выборе ассортиментной политики торгового предприятия будет максимальным образом удовлетворяться спрос его потребителей и в конечном итоге предприятие будет рентабельным. Целью данной дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию ассортиментной политики промышленного предприятия на примере ОАО «Щучинский маслосырзавод». Цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач исследования: - овладеть достаточными теоретическими знаниями в области ассортиментной и маркетинговой политики; - определить особенности формирования товарного ассортимента на промышленном предприятии; - проанализировать ассортиментную и маркетинговую политику ОАО «Щучинский маслосырзавод»; - внести рекомендации по повышению эффективности ассортиментной и маркетинговой политики предприятия.
Однако на микроэкономическом уровне анализ инноваций, как обособленный раздел экономической науки начал развиваться гораздо позже. Развитие оценки нововведений за рубежом происходило в рамках оценки эффективности инвестиций и управления финансами предприятий, и связаны с именами Брайна Т., Валента Ф., Друри К., Кляйнкнехта А., Койре А., Купера Дж., Менша Г., Мэнсфилда Э., Найта К., Санто Б., Сэвидж Л., Твисса Б., Фишера И., Фридмана П., Фримена К., Шумпетера Й., Янча Э. и др. В нашей стране вопросы оценки экономической эффективности инновационной деятельности промышленных предприятий находят отражение в работах таких ученых, как Абалкин Л.И., Валдайцев С.В., Глазьев С.Ю., Гохберг Л.М., Завлин П.Н., Ильенкова С. Д, Казанцев А.К., Келле В., Кондратьев Н.Д., Ковалев В.В., Крылов Э.И., Миндели Л.Э., и др. Цель работы рассмотреть научные подходы к инновационной деятельности. Реализация поставленной цели обусловливает необходимость решения задач: выявление специфики инновационного процесса; анализ современного инструментария, и научных подходов управления НИОКР. 1. Инновационная деятельностьИнновация - это конечный результат внедрения новшества с целью улучшения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
![]() | 978 63 62 |